реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Локальные нормативные акты акционерного общества


Диплом: Локальные нормативные акты акционерного общества

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Дипломная работа по специальности "Юриспруденция"

Слушатель

Научный руководитель

канд.юрид.наук, проф. Клейн Н.И.

г.Москва,1998

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

ВВЕДЕНИЕ ...................................................

ГЛАВА I. ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ....

1.1. Общее понятие локальных правовых норм ...........

1.2. Специфика формирования и основные функции локальных нормативных

актов......................

1.3. Общее понятие локальных нормативных актов акционерных обществ

............................

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ

АКТАМИ ОТДЕЛЬНЫХ СТОРОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА............................

2.1. Локальные нормативные акты, регулирующие учреждение акционерного

общества ............................

2.2. Особенности локальных нормативных актов, регламен­тирующих работу

органов управления акционерного

об­щества............................................

2.3. Локальные нормативные акты, регулирующие правовой режим уставного

капитала, фонды и резервы акционер­ного

общества......................................

2.4. Локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения в

акционерном обществе..................

ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ

НОРМАТИВНЫХ АКТОВ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

3.1. Действующие нормы, устанавливающие ответствен­ность акционерного

общества, акционеров, высших должностных лиц и

персонала........................

3.2. Зарубежный опыт установления ответственности

за нарушения локальных нормативных актов .........

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................

ВВЕДЕНИЕ

За годы реформы, которая началась с политической и идеологической сфер,

укоренилась в экономике и распространилась на правовую систему, наметился

подход к пониманию роли государства в обществе вообще и в экономике в частности

как всего лишь одного из участников возникающих гражданских отношений. Другим,

причем равноправным участником этих от­ношений, является хозяйствующий субъект.

Государство не предписывает ему поведение, а лишь формирует правила, которым

это поведение должно подчиняться. Соответственно и хозяйствующий субъект для

того, чтобы вписаться в эти правила, устанавливает свои правовые нормы,

упорядочи­вающие его деятельность как на локальном уровне, так и во

взаимоотно­шениях со всей внешней средой.

В результате этого формируется целостная система регулирования хозяйственных

отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются и развиваются

локальными нормами и механизмами, обеспечивающими реали­зацию общих принципов и

норм на уровне хозяйствующего субъекта. При этом проблема состоит не только в

том, чтобы определить оптимальные пределы применения локальных норм, но и в

установлении и обеспечении принципов, согласно которым локальное правовое

регулирование не должно противоречить, искажать, подменять и тем более не

отменять общих тре­бований законодательства.

Локальное нормотворчество благодаря ограниченности применения по кругу, месту

и, в ряде случаев, времени, а также в силу своей конкрет­ности призвано

компенсировать несовершенство централизованного законо­дательства. Поэтому

требования к локальным нормативным актам более жесткие, поскольку они

ограничены рамками закона и должны отвечать всем его условиям, осуществляя в то

же время более тонкую настройку механизма регулирования отношений, входящих в

его компетенцию.

В российском законодательстве в настоящее время по существу про­исходит

становление новой отрасли - корпоративного права, объектами которого являются

предпринимательские структуры и механизмы их функци­онирования, в частности

акционерные общества. При этом принятие части нормативных актов локального

регулирования прямо предусмотрено центра­лизованным законодательством, а именно

Федеральным законом "Об акцио­нерных обществах". Другая часть создается по

усмотрению самого акцио­нерного общества и зависит от условий его

организации,состава учреди­телей, специфики и масштаба хозяйственной,

производственной,социальной деятельности, обычаев делового оборота и просто

опыта и традиций взаи­моотношений акционеров и персонала акционерного общества.

Таким образом до тех пор, пока акционерным обществом не разрабо­тана

собственная нормативная локальная системы, правомерность и защи­щенность его

деятельности находятся под вопросом. Факт государственной регистрации

акционерного общества служит только стартовым моментом в создании целостной

нормативной базы, определяющей и закрепляющей пра­вовой статус общества. И

всякая неполнота, непроработанность деталей, процедурная неряшливость прямо и

отрицательно сказывается на эффектив­ности деятельности акционерного общества,

легитимности принимаемых им решений, создают угрозу ничтожности совершаемых им

сделок, договоров и соглашений, делают его беззащитным перед любым иском. В

этой связи вопросы локального нормотворчества в акционерных общества в

настоящее время становятся весьма актуальными.

ГЛАВА I. ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

1.1. Общее понятие локальных правовых норм

Локальные правовые нормы представляют собой одну из разновиднос­тей правовых

норм. Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам

(учредителям, акционерам, служащим и т.д.). Ло­кальные правовые нормы

регулируют наиболее важные отношения,складываю­щиеся на предприятии, и поэтому

они весьма значимы. В качестве право­вых норм локальные правовые нормы

характеризуются как общими,так и особыми признаками.

К общим признакам локальных правовых норм можно отнести следую­щие:

а) Локальные правовые нормы регулируют не отдельный случай или конкретное

правоотношение, а типичные ситуации или вид отношений, име­ющих место на

предприятии, в частности в акционерном обществе. Эта ти­пичность относится, как

правило, к имеющимся отношениям, но может ка­саться и новых социальных связей,

повторяемость которых в будущем предполагается со значительной степенью

вероятности;

б) Локальные правовые нормы рассчитаны на многократное повторе­ние.

Урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь, если возникает

аналогичный случай;

в) Локальные правовые нормы имеют общий характер, то есть они рассчитаны не

на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных.

Неперсонифицированность, то есть отсутствие указания на конкретный адрес - один

из признаков этих норм. Если, нап­ример, в уставе акционерного общества

зафиксировано, что дивиденды выплачиваются ежегодно, то при наличии необходимой

прибыли и решения общего собрания, утвердившего соответствующие предложения

совета ди-

ректоров, дивиденды должны получить все акционеры данного акционерного

общества.

Вопрос определения особых признаков локальных правовых норм явля­ется весьма

дискуссионным. Так, по мнению Кондратьева Р.И./1/ локаль­ная норма,во-первых,

как бы синтезирует волю государства и организа­ции; во-вторых, принимается на

предприятии и действует в его пределах; в-третьих, конкретизирует общую норму

применительно к специфике данно­го предприятия.

Самигуллин В.К./2/ отмечал примерно те же признаки локальных пра­вовых норм:

1) исходят в конечном счете от государства; 2) гарантиро­ваны его

принудительной силой; 3) действуют на территории конкретного предприятия; 4)

поэтому не имеют того уровня общности, который свойс­твенен нормам

общегосударственным (централизованным).

Десятилетний период, прошедший после выхода указанных работ, позволил

Антоновой Л.И./3/ сделать более углубленный анализ локальных норм и выделить их

следующие характерные черты: 1) принимаются на предприятии и действуют в его

пределах; 2) субъектом их принятия явля­ется администрация либо трудовой

коллектив; 3) они имеют дополнитель­ный характер по отношению к нормам

общегосударственным; 4) своим пред­метом они имеют трудовые или

организационно-управленческие решения.

--------------------------------------------------------------------

1/ Кондратьев Р.И. Локальные нормативные акты трудового права и мате­риальное

стимулирование.- Львов,1973. с.40

2/ Самигуллин В.К. Локальные нормы и их виды//Известия вузов.1978.N2 с.39

3/ Антонова Л.И.Локальное правовое регулирование.- Л.,1985. с. 79

Новый шаг в исследовании локальных норм сделал Архипов С.И. /1/ отметив, что

территориальная сфера локальных норм не имеет гра­ниц,важен признак

осуществления функции организации, структурного под­разделения или работников.

Анализ опыта создания и применения локальных норм позволяет оп­ределить их

специфические признаки следующим образом.

Субъект локальных норм

По субъекту локальные нормы отличаются от централизованных норм тем, что они

имеют точную количественную определенность. Локальные нормы, так же как и

централизованные, не персонифицированы. Но, если круг субъектов

общегосударственной нормы права не определен ни коли­чественно, ни качественно

или персонально, то субъект локальной нормы всегда имеет точную количественную

характеристику: например, состав участников акционерного общества ограничен

количеством акционеров. Ка­чественные характеристики коллективного образования

могут меняться; например, состав акционеров акционерного общества изменяется

вследс­твие совершения сделок купли-продажи акций, заключения договоров их мены

или выхода из акционерного общества и т.д..

Сфера действия локальных норм

Сфера действия локальных норм не ограничивается территорией предприятия или

функциональным признаком ( то есть осуществлением,нап­ример, акционером

определенной функции). В самом деле, в состав откры­того акционерного общества

может включаться любой гражданин, который

---------------------------------------------------------------------

1/ Архипов С.И. Понятие юридической природы локальных норм права//

Известия вузов. Правоведение.1987.N1. с.45

приобретет соответствующие акции. Даже не выполняя какой-либо работы и

будучи только акционером, он обязан подчиняться локальным нормам, из­ложенным

в уставе акционерного общества.

Таким образом решающее значение имеет пребывание в качестве ак­ционера, а не

функция которую выполняет данный акционер. Следователь­но, сфера действия

локальных норм для акционерного общества ограничи­вается членством в нем, тогда

как действие централизованных норм или норм, издаваемых государственными

органами, связаны прежде всего с территорией и компетенций, на которую

распространяются прерогативы данного органа.

Волевое содержание локальных норм

По волевому содержанию локальные нормы существенно отличаются от

централизованных. Это связано с тем, что содержание локальных норм составляет

воля коллектива корпорации, в частности акционеров акцио­нерного общества.

До настоящего времени локальные нормы права являлись вторичными по отношению

к централизованным нормам. Это было связано с жесткой зарегулированностью из

центра всех сторон производственно-хозяйствен­ной деятельности. Передача

полномочий государства по упорядочению ка­ких-либо аспектов функционирования

предприятия, сопряженных с этим вопросов прямо оговаривались в специальных

нормативных актах государс­твенных органов (например, в Положении о выплате по

итогам года, то есть о тринадцатой зарплате). Кроме того даже эти переданные

полномо­чия, как правила, имели урезанный характер, волевое начало коллектива

имело в локальных нормах весьма незначительный вес. В настоящее время у

коллективов корпораций имеются все предпосылки и возможности напол­нить свои

локальные правовые нормы собственным волевым содержанием.

Способ формирования локальных норм

По способу формирования локальные нормы существенно отличаются от

общегосударственных норм. Так, общегосударственные нормы основаны на диктате

норм, устанавливаемом сверху, тогда как локальные нормы стро­ятся чаще всего по

принципу согласования воли всех субъектов корпора­ции, например,выражая баланс

интересов управляющих и акционеров, уп­равляющих и наемных работников.

Локальные нормы характеризуются соединением в одном лице субъекта и объекта

регулирования, если локальная норма принимается общим собра­нием, либо

сближением субъектов, принимающих решение и исполняющих его, если локальная

норма принята,например, Советом директоров, прав­лением и т.п. Участие каждого

члена корпорации в нормотворчестве сви­детельствует о повышении в настоящее

время роли человеческого фактора, увеличении меры свободы людей, о развитии

демократических начал в об­ществе.

Особенности структуры локальных норм

Санкции локальных норм в ряде случаев могут носить самостоятель­ный характер.

При этом анализ локальных норм показывает , что в основ­ном они воспроизводят

либо детализируют санкции, установленные в нор­мативных актах, изданных

государственными органами. Вместе с тем уже сейчас можно усмотреть тенденцию

формирования корпорациями собственных санкций. Эти собственные санкции

корпораций в основном сводятся к ли­шению существующих на том или ином

предприятии благ или льгот, то есть формируются косвенным способом.

Однако сейчас в корпорациях, особенно производственного назначе­ния, санкции

локальных норм носят прямой непосредственный характер:

например, предоставление фронта работ в последнюю очередь (для уклад­чика ),

перевод на ближние (внутригородские) перевозки (для водителя)

и т.д. При этом указанными прямыми санкциями корпорации осуществляются

маневрирование рабочей силой, добиваются повышения эффективности рабо­ты,

тогда как общегосударственные нормы при этом обеспечивают социаль­ную

защищенность работников.

По своей сущности локальные нормы являются правовыми по следующим основаниям.

Во-первых, в общегосударственных правовых нормах предус­мотрена возможность

коллектива регулировать свое поведение самостоя­тельно. Так, например, в

Федеральном законе "О акционерных обществах" многочисленны ссылки на устав

такого общества, решение общего собрания акционеров и т.д. В последнее время

законодатель перешел к закреплению презумпции компетентности предприятий на

издание локальных норм. Это означает, что предприятия могут самостоятельно

решать не только те вопросы, по которым законодатель сформулировал общие нормы,

но и те, которые оставил без внимания.

Во-вторых, законодатель указывает пределы локального регулирова­ния.

Например, в Федеральном законе "Об акционерных обществах" соглас­но ч.3 ст.66

количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) определяется

уставом акционерного общества или решением общего собрания акционеров.

В-третьих, нормы, изданные государством, в определенных случаях определяют и

процедуру принятия локальных норм. Так, Федеральный закон "Об акционерных

обществах" регламентирует,например, вопросы, которые могут решаться только

общим собранием акционеров.

В-четвертых, локальные нормы обеспечиваются государственным при­нуждением,

хотя зачастую оно носит опосредованный характер. Так,напри­мер, акционер вправе

обжаловать в суд решение, принятое общим собрани­ем с нарушением требований

федерального законодательства и устава об­щества,если он не принимал участие в

общем собрании или голосовал про-

тив принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и

законные интересы (ч.8 ст.49). В свою очередь суд уже от имени госу­дарства

вправе с учетом всех обстоятельств дела либо удовлетворить иск акционера, либо

оставить в силе обжалуемое решение.

Однако применение мер принуждения, глубоко затрагивающих лич­ностные

интересы, например, отказ выплатить акционеру дивиденды, если об их выплате в

определенном размере имеется принципиальное решение общего собрания акционеров,

входит в компетенцию специальных правопри­менительных органов (суда,

арбитражного суда и др.) и "обставлено" развитой системой процессуальных

гарантий, что значительно сокращает возможность произвола при применении

локальных норм. Специальные пра­воприменительные органы помогают также

ликвидировать ошибки при нало­жении санкций на основе локальных норм, поскольку

право обжалования любой из них закреплено законом.

При уточнении общего понятия локальных правовых норм целесооб­разно

рассмотреть их соотношение с централизованными и договорными нормами. В

настоящее время локальные нормы уже , как правило, не восп­ринимаются только

как нормы, восполняющие пробелы в нормативной госу­дарственной системе и

имеющие как бы вспомогательный дополнительный, субсидиарный характер.

Современные авторы признают за локальными нор­мами самостоятельное регулирующее

значение. Именно поэтому централизо­ванные нормы и локальные нормы следует

рассматривать не в режиме под­чинения, а как нормы соподчиненные. Вместе с тем

локальные нормы по своему содержанию не должны противоречить нормам

общегосударственным. Положение о том, что нормы, имеющие меньшую юридическую

силу, не могут противоречить нормам, обладающим большей юридической силой,

является одной из юридических аксиом. Ее применение при соотношении локальных и

централизованных норм является обязательным.

Наряду с этим и между локальными должна существовать иерархичес­кая

субординация по их юридической силе, которая зависит от субъекта

нормотворчества. В порядке возрастания юридической силы локальные нор­мы должны

располагаться в следующей последовательности: 1) принятые в порядке

единоначалия директором (президентом, главой корпорации); 2) принятые советом

директоров; 3) приятые общим собранием (акционеров).

При формировании и применении локальных норм необходимо выдержи­вать их

баланс. Так, локальных норм не должно быть мало, поскольку "вакуум" в

регулировании жизни коллектива корпорации все равно чем-то и как-то будет

заполнен: либо его захлестнет анархия, либо порядок в корпорации будет

наводиться "государственной рукой". В то же время из­лишнее количество

локальных норм также неэффективно вследствие зауре­гулированности действий

каждого члена корпорации. Так, локальными нор­мами должны регулироваться лишь

те отношения, которые затрагивают ос­новы жизни коллектива корпорации:

использование финансов, организация производства, установленный условий труда,

поощрение работников и т.п.

Отношения же, которые не вызывают опасности дезорганизации жизни коллектива,

могут быть урегулированы нормами индивидуальными, в част­ности договорными.

Оправдано подчинение (либо согласование) личностных интересов интересам

коллективным по основным вопросам производственной жизни, но по вопросам,

носящим несущественный характер, лучше дать члену коллектива возможность решать

их самостоятельно.

Кроме того в регулировании отношений,относящихся к сфере локаль­ного

регулирования, не всегда целесообразна жесткость. Поэтому наряду

с " нормальным" вариантом поведения в локальной норме иногда следует

предусмотреть альтернативный или исключительный вариант , оговорив ус­ловия

его применения. В противном случае локальные нормы могут стать разновидностью

диктата, только уже не государственного, а коллективно-

го, подавляющего волю индивидов.

1.2. Специфика формирования и основные функции локальных нормативных актов

Локальные нормы реализуются в локальных нормативных актах, кото­рые

формируются органами управления корпорации. Локальные нормативные акты

создаются имеющимися на предприятии органами управления, компе­тентными в

решении тех или иных вопросов производственной, социальной жизни коллектива. В

них в той или иной мере должна выражаться воля коллектива и отсюда проистекает

их властность, даже некоторая автори­тарность, официальность и обязательность.

Локальные нормативные акты можно классифицировать по следующим критериям:

I.По субъектам - на акты коллектива предприятия, акционеров (акты общего

собрания); акты исполнительных органов корпорации (акты совета директоров,

правления и др.); акты руководителей корпорации, принимае­мые в порядке

единоначалия.

II. По отраслям регулирования - на акты, регулирующие финансовую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.