| |||||
МЕНЮ
| Диплом: Локальные нормативные акты акционерного обществаДиплом: Локальные нормативные акты акционерного обществаВЫСШАЯ ШКОЛА ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА Дипломная работа по специальности "Юриспруденция" Слушатель Научный руководитель канд.юрид.наук, проф. Клейн Н.И. г.Москва,1998 С О Д Е Р Ж А Н И Е Стр. ВВЕДЕНИЕ ................................................... ГЛАВА I. ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ .... 1.1. Общее понятие локальных правовых норм ........... 1.2. Специфика формирования и основные функции локальных нормативных актов...................... 1.3. Общее понятие локальных нормативных актов акционерных обществ ............................ ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ ОТДЕЛЬНЫХ СТОРОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА............................ 2.1. Локальные нормативные акты, регулирующие учреждение акционерного общества ............................ 2.2. Особенности локальных нормативных актов, регламентирующих работу органов управления акционерного общества............................................ 2.3. Локальные нормативные акты, регулирующие правовой режим уставного капитала, фонды и резервы акционерного общества...................................... 2.4. Локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения в акционерном обществе.................. ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА 3.1. Действующие нормы, устанавливающие ответственность акционерного общества, акционеров, высших должностных лиц и персонала........................ 3.2. Зарубежный опыт установления ответственности за нарушения локальных нормативных актов ......... ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................. ВВЕДЕНИЕ За годы реформы, которая началась с политической и идеологической сфер, укоренилась в экономике и распространилась на правовую систему, наметился подход к пониманию роли государства в обществе вообще и в экономике в частности как всего лишь одного из участников возникающих гражданских отношений. Другим, причем равноправным участником этих отношений, является хозяйствующий субъект. Государство не предписывает ему поведение, а лишь формирует правила, которым это поведение должно подчиняться. Соответственно и хозяйствующий субъект для того, чтобы вписаться в эти правила, устанавливает свои правовые нормы, упорядочивающие его деятельность как на локальном уровне, так и во взаимоотношениях со всей внешней средой. В результате этого формируется целостная система регулирования хозяйственных отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются и развиваются локальными нормами и механизмами, обеспечивающими реализацию общих принципов и норм на уровне хозяйствующего субъекта. При этом проблема состоит не только в том, чтобы определить оптимальные пределы применения локальных норм, но и в установлении и обеспечении принципов, согласно которым локальное правовое регулирование не должно противоречить, искажать, подменять и тем более не отменять общих требований законодательства. Локальное нормотворчество благодаря ограниченности применения по кругу, месту и, в ряде случаев, времени, а также в силу своей конкретности призвано компенсировать несовершенство централизованного законодательства. Поэтому требования к локальным нормативным актам более жесткие, поскольку они ограничены рамками закона и должны отвечать всем его условиям, осуществляя в то же время более тонкую настройку механизма регулирования отношений, входящих в его компетенцию. В российском законодательстве в настоящее время по существу происходит становление новой отрасли - корпоративного права, объектами которого являются предпринимательские структуры и механизмы их функционирования, в частности акционерные общества. При этом принятие части нормативных актов локального регулирования прямо предусмотрено централизованным законодательством, а именно Федеральным законом "Об акционерных обществах". Другая часть создается по усмотрению самого акционерного общества и зависит от условий его организации,состава учредителей, специфики и масштаба хозяйственной, производственной,социальной деятельности, обычаев делового оборота и просто опыта и традиций взаимоотношений акционеров и персонала акционерного общества. Таким образом до тех пор, пока акционерным обществом не разработана собственная нормативная локальная системы, правомерность и защищенность его деятельности находятся под вопросом. Факт государственной регистрации акционерного общества служит только стартовым моментом в создании целостной нормативной базы, определяющей и закрепляющей правовой статус общества. И всякая неполнота, непроработанность деталей, процедурная неряшливость прямо и отрицательно сказывается на эффективности деятельности акционерного общества, легитимности принимаемых им решений, создают угрозу ничтожности совершаемых им сделок, договоров и соглашений, делают его беззащитным перед любым иском. В этой связи вопросы локального нормотворчества в акционерных общества в настоящее время становятся весьма актуальными. ГЛАВА I. ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ 1.1. Общее понятие локальных правовых норм Локальные правовые нормы представляют собой одну из разновидностей правовых норм. Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.д.). Локальные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения,складывающиеся на предприятии, и поэтому они весьма значимы. В качестве правовых норм локальные правовые нормы характеризуются как общими,так и особыми признаками. К общим признакам локальных правовых норм можно отнести следующие: а) Локальные правовые нормы регулируют не отдельный случай или конкретное правоотношение, а типичные ситуации или вид отношений, имеющих место на предприятии, в частности в акционерном обществе. Эта типичность относится, как правило, к имеющимся отношениям, но может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем предполагается со значительной степенью вероятности; б) Локальные правовые нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь, если возникает аналогичный случай; в) Локальные правовые нормы имеют общий характер, то есть они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Неперсонифицированность, то есть отсутствие указания на конкретный адрес - один из признаков этих норм. Если, например, в уставе акционерного общества зафиксировано, что дивиденды выплачиваются ежегодно, то при наличии необходимой прибыли и решения общего собрания, утвердившего соответствующие предложения совета ди- ректоров, дивиденды должны получить все акционеры данного акционерного общества. Вопрос определения особых признаков локальных правовых норм является весьма дискуссионным. Так, по мнению Кондратьева Р.И./1/ локальная норма,во-первых, как бы синтезирует волю государства и организации; во-вторых, принимается на предприятии и действует в его пределах; в-третьих, конкретизирует общую норму применительно к специфике данного предприятия. Самигуллин В.К./2/ отмечал примерно те же признаки локальных правовых норм: 1) исходят в конечном счете от государства; 2) гарантированы его принудительной силой; 3) действуют на территории конкретного предприятия; 4) поэтому не имеют того уровня общности, который свойственен нормам общегосударственным (централизованным). Десятилетний период, прошедший после выхода указанных работ, позволил Антоновой Л.И./3/ сделать более углубленный анализ локальных норм и выделить их следующие характерные черты: 1) принимаются на предприятии и действуют в его пределах; 2) субъектом их принятия является администрация либо трудовой коллектив; 3) они имеют дополнительный характер по отношению к нормам общегосударственным; 4) своим предметом они имеют трудовые или организационно-управленческие решения. -------------------------------------------------------------------- 1/ Кондратьев Р.И. Локальные нормативные акты трудового права и материальное стимулирование.- Львов,1973. с.40 2/ Самигуллин В.К. Локальные нормы и их виды//Известия вузов.1978.N2 с.39 3/ Антонова Л.И.Локальное правовое регулирование.- Л.,1985. с. 79 Новый шаг в исследовании локальных норм сделал Архипов С.И. /1/ отметив, что территориальная сфера локальных норм не имеет границ,важен признак осуществления функции организации, структурного подразделения или работников. Анализ опыта создания и применения локальных норм позволяет определить их специфические признаки следующим образом. Субъект локальных норм По субъекту локальные нормы отличаются от централизованных норм тем, что они имеют точную количественную определенность. Локальные нормы, так же как и централизованные, не персонифицированы. Но, если круг субъектов общегосударственной нормы права не определен ни количественно, ни качественно или персонально, то субъект локальной нормы всегда имеет точную количественную характеристику: например, состав участников акционерного общества ограничен количеством акционеров. Качественные характеристики коллективного образования могут меняться; например, состав акционеров акционерного общества изменяется вследствие совершения сделок купли-продажи акций, заключения договоров их мены или выхода из акционерного общества и т.д.. Сфера действия локальных норм Сфера действия локальных норм не ограничивается территорией предприятия или функциональным признаком ( то есть осуществлением,например, акционером определенной функции). В самом деле, в состав открытого акционерного общества может включаться любой гражданин, который --------------------------------------------------------------------- 1/ Архипов С.И. Понятие юридической природы локальных норм права// Известия вузов. Правоведение.1987.N1. с.45 приобретет соответствующие акции. Даже не выполняя какой-либо работы и будучи только акционером, он обязан подчиняться локальным нормам, изложенным в уставе акционерного общества. Таким образом решающее значение имеет пребывание в качестве акционера, а не функция которую выполняет данный акционер. Следовательно, сфера действия локальных норм для акционерного общества ограничивается членством в нем, тогда как действие централизованных норм или норм, издаваемых государственными органами, связаны прежде всего с территорией и компетенций, на которую распространяются прерогативы данного органа. Волевое содержание локальных норм По волевому содержанию локальные нормы существенно отличаются от централизованных. Это связано с тем, что содержание локальных норм составляет воля коллектива корпорации, в частности акционеров акционерного общества. До настоящего времени локальные нормы права являлись вторичными по отношению к централизованным нормам. Это было связано с жесткой зарегулированностью из центра всех сторон производственно-хозяйственной деятельности. Передача полномочий государства по упорядочению каких-либо аспектов функционирования предприятия, сопряженных с этим вопросов прямо оговаривались в специальных нормативных актах государственных органов (например, в Положении о выплате по итогам года, то есть о тринадцатой зарплате). Кроме того даже эти переданные полномочия, как правила, имели урезанный характер, волевое начало коллектива имело в локальных нормах весьма незначительный вес. В настоящее время у коллективов корпораций имеются все предпосылки и возможности наполнить свои локальные правовые нормы собственным волевым содержанием. Способ формирования локальных норм По способу формирования локальные нормы существенно отличаются от общегосударственных норм. Так, общегосударственные нормы основаны на диктате норм, устанавливаемом сверху, тогда как локальные нормы строятся чаще всего по принципу согласования воли всех субъектов корпорации, например,выражая баланс интересов управляющих и акционеров, управляющих и наемных работников. Локальные нормы характеризуются соединением в одном лице субъекта и объекта регулирования, если локальная норма принимается общим собранием, либо сближением субъектов, принимающих решение и исполняющих его, если локальная норма принята,например, Советом директоров, правлением и т.п. Участие каждого члена корпорации в нормотворчестве свидетельствует о повышении в настоящее время роли человеческого фактора, увеличении меры свободы людей, о развитии демократических начал в обществе. Особенности структуры локальных норм Санкции локальных норм в ряде случаев могут носить самостоятельный характер. При этом анализ локальных норм показывает , что в основном они воспроизводят либо детализируют санкции, установленные в нормативных актах, изданных государственными органами. Вместе с тем уже сейчас можно усмотреть тенденцию формирования корпорациями собственных санкций. Эти собственные санкции корпораций в основном сводятся к лишению существующих на том или ином предприятии благ или льгот, то есть формируются косвенным способом. Однако сейчас в корпорациях, особенно производственного назначения, санкции локальных норм носят прямой непосредственный характер: например, предоставление фронта работ в последнюю очередь (для укладчика ), перевод на ближние (внутригородские) перевозки (для водителя) и т.д. При этом указанными прямыми санкциями корпорации осуществляются маневрирование рабочей силой, добиваются повышения эффективности работы, тогда как общегосударственные нормы при этом обеспечивают социальную защищенность работников. По своей сущности локальные нормы являются правовыми по следующим основаниям. Во-первых, в общегосударственных правовых нормах предусмотрена возможность коллектива регулировать свое поведение самостоятельно. Так, например, в Федеральном законе "О акционерных обществах" многочисленны ссылки на устав такого общества, решение общего собрания акционеров и т.д. В последнее время законодатель перешел к закреплению презумпции компетентности предприятий на издание локальных норм. Это означает, что предприятия могут самостоятельно решать не только те вопросы, по которым законодатель сформулировал общие нормы, но и те, которые оставил без внимания. Во-вторых, законодатель указывает пределы локального регулирования. Например, в Федеральном законе "Об акционерных обществах" согласно ч.3 ст.66 количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом акционерного общества или решением общего собрания акционеров. В-третьих, нормы, изданные государством, в определенных случаях определяют и процедуру принятия локальных норм. Так, Федеральный закон "Об акционерных обществах" регламентирует,например, вопросы, которые могут решаться только общим собранием акционеров. В-четвертых, локальные нормы обеспечиваются государственным принуждением, хотя зачастую оно носит опосредованный характер. Так,например, акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием с нарушением требований федерального законодательства и устава общества,если он не принимал участие в общем собрании или голосовал про- тив принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы (ч.8 ст.49). В свою очередь суд уже от имени государства вправе с учетом всех обстоятельств дела либо удовлетворить иск акционера, либо оставить в силе обжалуемое решение. Однако применение мер принуждения, глубоко затрагивающих личностные интересы, например, отказ выплатить акционеру дивиденды, если об их выплате в определенном размере имеется принципиальное решение общего собрания акционеров, входит в компетенцию специальных правоприменительных органов (суда, арбитражного суда и др.) и "обставлено" развитой системой процессуальных гарантий, что значительно сокращает возможность произвола при применении локальных норм. Специальные правоприменительные органы помогают также ликвидировать ошибки при наложении санкций на основе локальных норм, поскольку право обжалования любой из них закреплено законом. При уточнении общего понятия локальных правовых норм целесообразно рассмотреть их соотношение с централизованными и договорными нормами. В настоящее время локальные нормы уже , как правило, не воспринимаются только как нормы, восполняющие пробелы в нормативной государственной системе и имеющие как бы вспомогательный дополнительный, субсидиарный характер. Современные авторы признают за локальными нормами самостоятельное регулирующее значение. Именно поэтому централизованные нормы и локальные нормы следует рассматривать не в режиме подчинения, а как нормы соподчиненные. Вместе с тем локальные нормы по своему содержанию не должны противоречить нормам общегосударственным. Положение о том, что нормы, имеющие меньшую юридическую силу, не могут противоречить нормам, обладающим большей юридической силой, является одной из юридических аксиом. Ее применение при соотношении локальных и централизованных норм является обязательным. Наряду с этим и между локальными должна существовать иерархическая субординация по их юридической силе, которая зависит от субъекта нормотворчества. В порядке возрастания юридической силы локальные нормы должны располагаться в следующей последовательности: 1) принятые в порядке единоначалия директором (президентом, главой корпорации); 2) принятые советом директоров; 3) приятые общим собранием (акционеров). При формировании и применении локальных норм необходимо выдерживать их баланс. Так, локальных норм не должно быть мало, поскольку "вакуум" в регулировании жизни коллектива корпорации все равно чем-то и как-то будет заполнен: либо его захлестнет анархия, либо порядок в корпорации будет наводиться "государственной рукой". В то же время излишнее количество локальных норм также неэффективно вследствие заурегулированности действий каждого члена корпорации. Так, локальными нормами должны регулироваться лишь те отношения, которые затрагивают основы жизни коллектива корпорации: использование финансов, организация производства, установленный условий труда, поощрение работников и т.п. Отношения же, которые не вызывают опасности дезорганизации жизни коллектива, могут быть урегулированы нормами индивидуальными, в частности договорными. Оправдано подчинение (либо согласование) личностных интересов интересам коллективным по основным вопросам производственной жизни, но по вопросам, носящим несущественный характер, лучше дать члену коллектива возможность решать их самостоятельно. Кроме того в регулировании отношений,относящихся к сфере локального регулирования, не всегда целесообразна жесткость. Поэтому наряду с " нормальным" вариантом поведения в локальной норме иногда следует предусмотреть альтернативный или исключительный вариант , оговорив условия его применения. В противном случае локальные нормы могут стать разновидностью диктата, только уже не государственного, а коллективно- го, подавляющего волю индивидов. 1.2. Специфика формирования и основные функции локальных нормативных актов Локальные нормы реализуются в локальных нормативных актах, которые формируются органами управления корпорации. Локальные нормативные акты создаются имеющимися на предприятии органами управления, компетентными в решении тех или иных вопросов производственной, социальной жизни коллектива. В них в той или иной мере должна выражаться воля коллектива и отсюда проистекает их властность, даже некоторая авторитарность, официальность и обязательность. Локальные нормативные акты можно классифицировать по следующим критериям: I.По субъектам - на акты коллектива предприятия, акционеров (акты общего собрания); акты исполнительных органов корпорации (акты совета директоров, правления и др.); акты руководителей корпорации, принимаемые в порядке единоначалия. II. По отраслям регулирования - на акты, регулирующие финансовую |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|