| |||||
МЕНЮ
| Диплом: Локальные нормативные акты акционерного общества- фонд участия персонала в прибылях общества; - фонд социально-страхового обеспечения; - облигационный фонд и др. При разработке Положений о конкретных фондах целесообразно учитывать следующее. Резервный фонд по своей экономико-правовой природе является страховым , так как предназначен в основном для покрытия возможных убытков общества, возникших в результате неблагоприятных условий, производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности общества, принятия рискованных коммерческих решений, а также для погашения облигаций общества и выкупа его акций в случае отсутствия иных средств. Данный перечень направлений расходования фонда является исчерпывающим и не может быть расширен. Создание резервного фонда гарантирует, в определенной мере, устойчивость финансового положения общества. Следует также учесть, что резервный фонд одновременно гарантирует интересы и кредиторов общества, потому сведения о нем могут оказать благоприятное воздействие на результаты переговоров о заключении обществом контрактов с поставщиками и другими контрагентами. Фонд акционирования работников общества является специальным фондом накопления, поскольку его средства согласно Закону (ч.2 ст.35) расходуются исключительно на приобретение акционерами акций своего общества для их последующей продажи наемным работникам общества. В соответствии с Законом образование данного фонда не является обязательным; он создается лишь в том случае, если возможность и порядок его формирования предусмотрены Уставом общества. Фонд развития производства является фондом специального назначения и относится к числу фондов накопления, то есть представляет собой совокупность средств, аккумулируемых в целях финансирования капитальных вложений в производственную сферу, на формирование вновь приобретаемого обществом имущества. Динамика роста средств, сосредотачиваемых в фонде, в известной мере, позволяет судить о степени эффективности работы обществ. Фонд развития персонала относится к числу специальных фондов и предназначен целевым образом для финансирования программ развития персонала. В отличие от фонда производственного развития и фонда акционирования работников данный фонд носит комплексный характер, то есть предназначен как для целей накопления (при финансировании обществом капитальных вложений в социальную сферу и др.), так и для целей потребления (финансирование расходов на социальные нужды потребительского характера). Фонд распределяемой прибыли - это часть прибыли общества, которая после уплаты по обязательствам общества перед бюджетом и кредиторами распределяется между акционерами общества в виде дивидендов. Порядок выплаты дивидендов устанавливается в Уставе общества или отдельным локальным нормативным актом. Абсолютный размер и доля фонда в прибыли обычно определяются решениями Общего собрания акционеров или Совета директоров (Наблюдательного совета). Фонд участия персонала в прибылях общества является специальным фондом, относящимся к группе фондов потребления. Положение о данном фонде принимается, когда в обществе сформирована система участия персонала в прибылях как неотъемлемая часть системы оплаты его труда. Например, контрактом Генерального директора предусмотрена ежеквартальная выплата ему вознаграждения в определенном размере от суммы чистой прибыли, полученной обществом по итогам финансового года. Фонд социально-страхового обеспечения - один из видов специальных фондов; представляет собой совокупность средств, аккумулируемых обществом для дополнительных( сверх предусмотренного действующим законодательством государственного пенсионного и социального обеспечения) пенсионных выплат работникам общества, а также для иных целей их социально-страхового обеспечения. Облигационный фонд формируется в случае выпуска обществом облигационного займа. Его размер должен обеспечивать не менее 50% от общей суммы предполагаемых процентных выплат облигационерам. Акционерное общество может создавать и другие фонды, если сочтет это возможным и необходимым. 2.4. Локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения в акционерном обществе Одним из важнейших направлений локального нормотворчества являются трудовые отношения в акционерном обществе. В настоящее время многие вопросы применения труда на предприятии, в том числе и в акционерном обществе, регулируются Кодексом законов о труде и иными правовыми централизованными актами, однако они не имеют доминирующий характер. Данное обстоятельство в значительной мере объясняется тем, что достаточно резкий переход к рыночным механизмам практически не затронул сферу трудовых отношений, в связи с чем многие вопросы,связанные с трудом в акционерном обществе, регулируются локальными нормативными актами. Количество и глубина содержания таких правовых актов в основном зависят от степени активности локального нормотворчества в конкретном акционерном обществе и соотношения интересов его субъектов. При этом локальные нормативные акты, регулирующие трудовые правоотношения в акционерном обществе, можно сгруппировать следующим образом: акты, устанавливающие общие принципы взаимоотношений органов управления обществом и персонала; коллективный договор, регулирующий трудовые, профессиональные и социально-экономические отношения между работодателем и наемными работниками; акты, регулирующие порядок приема на работу; акты, регулирующие вопросы оплаты труда; акты, упорядочивающие рабочее время и время отдыха; акты, регулирующие порядок применения мер поощрения и наложения взысканий; акты, устанавливающие социальные льготы. При характеристике локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в акционерном обществе, следует отметить, что это - наиболее многочисленная, значимая и разработанная группа корпоративных правовых документов. В связи с невозможностью привести даже краткую характеристику каждого из них, остановимся на некоторых, в которых наиболее ясно выражена специфика данной совокупности локальных нормативных актов акционерного общества. 2.4.1. Положение о персонале Основным актом, устанавливающим общие принципы трудовых отношений в акционерном обществе, является Положение о персонале. При этом под персоналом понимается коллектив работников или совокупность лиц, действующих на основании трудовых договоров, то есть наемные работники (за исключением членов коллегиального или единоличного исполнительного органа общества). Положение о персонале представляет собой сложный документ, имеющий комплексный характер и регулирующий основные права обязанности администрации и персонала акционерного общества. Это Положение в значительной мере является обобщающим документом, поэтому к нему применима поэтапная разработка его разделов, которые в определенных условиях могут выступать самостоятельными локальными нормативными актами. Так, например, вопросы раздела об участии персонала в прибылях могут быть урегулирован Положением о соответствующем фонде; правовые нормы, регулирующие представительство профсоюзов в Совете директоров (Наблюдательном совете), должны быть отражены в Положении об этом органе управления. Принятие акционерным обществом Положения о персонале возможно лишь при условии понимания субъектами акционерных отношений, имеющих полномочия распределения прибыли ( п.11 ч.1 ст.48 Закона), необходимости инвестирования существенной ее части в развитие персонала. Необходимым условием реализации в обществе норм Положения о персонале является утверждение Программы развития персонала. Эта Программа предс- тавляет собой намеченный к планомерному осуществлению и приуроченный к конкретным срокам комплекс мероприятий по развитию персонала, обеспеченный к тому же необходимыми ресурсами. Программа развития персонала утверждается Советом директоров (Наблюдательным советом) в пределах средств, определенных Общим собранием акционеров на эти цели (ч.13 ст.65 Закона). Взаимоотношения администрации и персонала должны строиться на основе партнерства. Персонал представляет, как правило, профсоюзный орган или Совет трудового коллектива, представители которых могут входить в состав Совета директоров (Наблюдательного совета). В качестве приложения к Положению о персонале может быть утвержден Кодекс деловой этики, определяющий основные положения акционерной культуры общества. Кодекс деловой этики распространяется на весь персонал общества, а не только на членов органов управления и должностных лиц. При этом Кодекс деловой этики часто включает нормы юридического характера, влекущие применение санкций. Так, наказываются любые формы дискриминации, протекционизма и др. Работники обязаны обеспечивать конфиденциальность полученной информации, воздерживаться от действий, приносящих ущерб интересам общества и др. В Положение о персонале может быть раздел, посвященный предоставлению социальных льгот. Однако его нормы также могут устанавливаться отдельным локальном нормативном актом общества. 2.4.2. Коллективный договор Согласно действующему законодательству (закон РФ"О коллективных договорах и соглашениях") коллективным договором является правовой локальный нормативный акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый наемными работниками с их работодателем. При этом законо- датель регулирует соответствующие правоотношения в самом общем виде, предоставляя сторонам определять его содержание самостоятельно. в каждом конкретном случае. Сторонами коллективного договора являются представители работодателей и представители работников. Представители работников согласно ст.2 закона "О коллективных договорах и соглашениях" - это органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, а также органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников и уполномоченные им. Представители работодателей - это руководители общества или дру- гие, полномочные в соответствии с Уставом общества или иными правовыми актами, лица. Главным признаком работодателя является организация им производственного процесса и трудовой деятельности и использование рабочей силы для решения уставных задач. В законе прямо не указано, кто может быть представителем работодателя. Им может стать и руководитель общества, и специально уполномоченное лицо (группа лиц). Однако любые представители работодателя должны иметь соответствующие полномочия, зафиксированные в Уставе общества либо в ином правовом акте. Таким иным актом может быть решение Правления, Совета директоров, приказ (распоряжение) Генерального директора и т.д. Ведение коллективных переговоров Инициатива проведения коллективных переговоров может принадлежать любой стороне - работникам или работодателю. Со стороны работников такая инициатива выражается непосредственно путем принятия соответствующего решения либо органом профсоюзной организации, имеющей на то полномочия в соответствии с ее уставом или положением, либо на собрании первичной профорганизации, либо на общем собрании (конференции) работ- ников организации. Законом предусматривается, что работодатели,органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников. Коллективный договор можно заключать при достижении договоренности по основным или по большинству вопросов (разумеется в пределах согласованных вопросов). По другим вопросам можно продолжать обсуждения, и при достижении согласия вносить соответствующие изменения и дополнения в коллективный договор.Если стороны в ходе переговоров не смогли прийти к согласию по ряду вопросов, то разрешение разногласий осуществляется в соответствие с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Содержание коллективного договора Законом определяются только общие позиции порядка (процедуры) разработки и заключения коллективного договора. Конкретные детали уточняются по соглашению сторон. Именно так определяются: - порядок разработки проекта коллективного договора; - сроки разработки коллективного договора; - состав комиссии для ведения коллективных переговоров,создаваемый на паритетной основе; - место проведения переговоров; - повестка дня переговоров. Все эти вопросы должны найти отражение в конкретном коллективном договоре. Иногда представители работников утверждают отдельный локальный нормативный акт: Положение о порядке ведения переговоров и заключения коллективного договора. Законом "О коллективных договорах и соглашениях" (ст.13) также определяется примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в коллективный договор. При этом перечень не является исчерпывающим и с учетом возможностей общества в коллективном договоре могут содержаться и другие вопросы, а также более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством. Анализ указанного закона позволяет выделить пять групп вопросов, которые законодатель считает целесообразным урегулировать данным локальным нормативным актом. Это нормы и обязательства, регулирующие: - вопросы организации и оплаты труда; - вопросы развития персонала; - социальное обслуживание работников; - социальное и медицинское страхование работников; - условия и охрану труда. Срок действия коллективного договора установлен законом от одного до трех лет, однако по его окончанию договор действует до принятия нового или внесения изменений в действующий договор. Изменения в коллективный договор вносятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном самим договором , а если таковой не прописан - то в порядке, предусмотренном законом для заключения договора. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду. Стороны договора обязаны ежегодно отчитываться о его выполнении на общем собрании (конференции) работников общества. Согласно действующему законодательству лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке. Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются по заявлению представителей работников, соответствующих органов по труду или по инициативе прокурора. Кроме того по требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора. 2.4.3. Особенности разработки трудовых контрактов, заключаемых акционерным обществом Трудовой договор (контракт) представляет собой соглашение между работником и предприятием (в данном случае акционерным обществом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие (акционерное общество) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон ( ст.15 КЗоТ РФ). В настоящее время законодатель, как правило, устанавливает в сфере трудовых отношений лишь принципы их регулирования и гарантии для работников, например, продолжительность рабочего времени, отпусков, правила охраны труда и др. Работодатель же через коллективный и индивидуальный договоры, то есть локальные нормативные акты, конкретизирует условия труда, которые устанавливаются только по соглашению сторон. В акционерном обществе имеют место трудовые контракты двух видов: с членами коллегиального исполнительного органа (с единоличным исполнительным органом, т.е.,например, Генеральным директором) и с персоналом (наемными работниками). При этом наиболее сложные вопросы возникают при подготовке трудо- вого контракта с руководителями общества. Как было отмечено выше, на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом, а также между обществом и членами коллегиального исполнительного органа общества действие трудового законодательства РФ распространяется в части, не противоречащей Закону. Таким образом на уровне Закона установлена приоритетность норм гражданского законодательства по отношению к трудовому законодательству для лиц, занимающих должности в органах управления общества. Однако сами трудовые правоотношения в Законе урегулированы недостаточно четко. Так, Законом (ч.3 ст.69) предусмотрено, что контракт с Генеральным директором от имени общества подписывает председатель Совета директоров (Наблюдательного совета) или уполномоченным им лицом. Вместе с тем в ч.8 ст.48 Закона образование исполнительного органа общества отнесено к исключительной компетенции Общего собрания акционеров (если Уставом решение этого вопроса не отнесено к компетенции Совета директоров (Наблюдательного совета). В этой связи, если образованием единоличного исполнительного органа общества считать заключение контракта с Генеральным директором (директором), то правомерным станет заключение такого контракта любым акционером по поручению Общего собрания. Также недостаточно определены правоотношения, возникающие при расторжении контракта с Генеральным директором (Директором) по решению Общего собрания акционеров, поскольку подобное основание для расторжения трудового договора не предусмотрено в КЗоТ РФ. В этой связи в качестве основания расторжения трудового договора в трудовой книжке приходиться указывать ч.4 ст.69 Закона с ее формулировкой, что,строго говоря, не вполне корректно с юридической точки зрения. При подготовке трудовых договоров с рядовыми работниками общества особое внимание следует обратить на соблюдение ст.17 КЗоТ РФ, которой установлен практически исчерпывающий перечень условий заключения срочных контрактов. Согласно данной статье срочный договор не может быть заключен, если работа носит постоянный характер, но за исключением случаев, когда это соответствует интересам работника. Однако в ряде случаев обществу выгодно заключать с наемными работниками именно срочные контракты. Поэтому каждого поступающего на работу в акционерное общество целесообразно в обязательном порядке (т.е. под расписку) знакомить с системой найма и оплаты труда, установленной в обществе. Эта система может быть оформлена как отдельный локальный нормативный акт или как раздел Положения о персонале. В том случае, если поступающий соглашается с нормами данной системы, то общество заключает с ним контракт, причем такой, какой отвечает и требованиям общества, и требованиям работника (в том числе и срочный). Другим важным вопросом разработки трудовых контрактов является учет требований ст.5 КЗоТ РФ, согласно которой все условия трудовых договоров, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством, являются недействительными. 2.4.4. Общие требования к локальным нормативным актам, регулирующим трудовые отношения в акционерном обществе При разработке локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в акционерном обществе, необходимое учитывать следующие общие требования: 1.Соблюдение конституционных прав участников трудовых правоотношений Не допускается отказ в заключении контракта или ущемление любых других прав и законных интересов субъектов трудовых правоотношений по национальным, половым, религиозным, политическим и другим признакам. Кроме того в указанных документах должно найти отражение такая конституционная норма, как приоритет прав человека. 2. Соблюдение требований трудового законодательства Во всех локальных нормативных актах общества, регулирующих трудовые отношения, должны учитываться нормы трудового законодательства, так как приоритет Закона "Об акционерных обществах" затрагивает весьма малое число норм. Так, например, в трудовом контракте работника акционерного общества должна быть учтена норма ст.25 КЗоТ об его обязательном уведомлении об изменении существенных условий труда за два месяца. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|