| |||||
МЕНЮ
| Диплом: Локальные нормативные акты акционерного общества(наемных работников) общества либо соответствующего профсоюзного органа (если таковой имеется в данном обществе). Весьма целесообразным представляется урегулирование в Положении вопросов о членстве в Совете директоров (Наблюдательном совете) не физических, а юридических лиц (что, строго говоря, не запрещается Законом). Закон не устанавливает орган, компетентный принять Положение о Совете директоров (Наблюдательном совета), в связи с чем этот документ может быть утвержден как Общим собранием акционеров, так и самим Сове- том директоров (Наблюдательным советом). 2.2.3. Исполнительные органы акционерного общества Акционерное законодательство (ст.ст.66, 69 Закона) предусматривает два варианта осуществления руководства оперативно-текущей дея- тельностью акционерного общества: - единоличным исполнительным органом ( Директором, Генеральным директором) - единоличным и коллегиальным ( Правлением, Дирекцией) органами одновременно. Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению Общего собрания, если это Уставом не отнесено к компетенции Совета директоров (Наблюдательного совета). Член Совета директоров (Наблюдательного совета) или Ревизионной комиссии не может быть одновременно единоличным исполнительным органом. Члены коллегиального исполнительного органа не должны составлять большинства в Совете директоров (Наблюдательном совете). Кроме того они могут и не являться акционерами данного общества. К компетенции исполнительного органа общества согласно Закону (ч.2 ст.69) относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания акционеров или Совета директоров (Наблюдательного совета). Кроме того исполнительный орган организует выполнение решений Общего собрания акционеров или Совета директоров (Наблюдательного совета). Одновременно Законом одновременно предусмотрено, что в случае наличия в общества единоличного и коллегиального исполнительных органов, его Уставом должна быть определена компетенция каждого из них. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества. Права и обязанности исполнительных органов общества определяются Законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым обществом с единоличным органом или с каждым членом коллегиального органа. Таким образом локальное нормотворчество в отношении исполнительных органов акционерного общества весьма ограничено. Коллегиальный орган (Правление, Дирекция) Согласно Закону (ч.1 ст.70) Правление (Дирекция) общества действует на основании Устава, а также утверждаемого Советом директоров (Наблюдательным советом) внутреннего документа общества (Положения, Регламента или иного документа). Таким образом Закон прямо устанавливает орган, утверждающий упомянутый локальный нормативный акт, и его примерное название. Также Закон определяет перечень минимально необходимых сведений, которые должны содержаться в данном нормативном локальном акте (ч.1 ст.70), а именно: сроки и порядок созыва и проведения заседаний коллегиального исполнительного органа, порядок принятия его решений. Нормы, которые обязательно должны предусматриваться в локальном нормативном акте ( для примера назовем его Положением о Правлении акционерного общества), содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации ( ч.3 ст.103), в Законе "Об акционерных обществах" (ч.3 ст.11; п.8 ч.1 ст.48; ч.10 ст.65; ч.2 ст.66; ч.1 ст.68; ст.ст.69-71; 81-83; 88-89; 93) и в Уставе акционерного общества. В Положении о Правлении общества целесообразно предусмотреть следующие основные разделы: - состав Правления и порядок назначения его членов; - права и обязанности членов Правления; - компетенция Правления ( и его председателя - Генерального директора); - порядок подготовки и проведения заседаний Правления: - ответственность членов Правления; - отчетность Правления. При разработке Положения о Правлении акционерного общества особое внимания следует обратить на процессуальные вопросы его деятельности, так как четкость работы исполнительного органа в значительной степени определяет эффективность работы акционерного общества в целом. Единоличный исполнительный орган (Директор,Генеральный директор) В соответствии с законодательством общий порядок назначения на должность и освобождения от должности единоличного исполнительного органа общества (К примеру Генерального директора), его компетенция и другие вопросы урегулированы ст.53,96-106 ГК РФ, Законом (п.8 ч.1 ст.48, ч.10 ст.65, ч.2 ст.66, ст.69, ч.2 ст.70, ст.71), иными правовыми актами Российской Федерации и договором, который общество заключает с Генеральным директором. Этот договор по существу представляет собой трудовой договор или контракт и является фактически единственным локальным нормативным актом, прямо названным Законом в отношении единоличного исполнительного органа общества. Законом предусмотрено, что Общее собрание акционеров вправе в любой момент расторгнуть этот контракт, если Уставом решение данного вопроса не отнесено к компетенции Совета директоров (Наблюдательного совета). При этом на отношения между Генеральным директором и обществом действие трудового законодательства РФ распространяется в части, не противоречащей Закону. Установление размеров выплачиваемых Генеральному директору вознаграждений и компенсаций относится к исключительной компетенции Совета директоров (Наблюдательного совета) общества, если это отнесено Уставом к его компетенции. Кроме того Закон устанавливает и компетенцию Генерального директора ( ст.69, ч.2 ст.70). Особенности трудового контракта с Генеральным директором будут рассмотрены ниже. Законодатель не предусмотрел урегулирование вопросов единоличного исполнительного органа общества иными локальными нормативными актами. Однако в ряде случаев может возникнуть потребность в принятии отдельного документа, регламентирующего порядок назначения Генерального директора, вопросы его полномочий и ответственности как одного из высших должностных лиц общества и т.д. Таким документом может стать,например, Положение о Генеральном директоре общества, в котором как в локальном нормативном акте должны быть учтены все нормы действующего законодательства, а кроме того дополнительно регламентированы некоторые вопросы. К таким вопросам относятся, например, требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность Генерального директора общества. Так,Положением может быть предусмотрено, что Генеральным директором назначается только лицо, являющееся акционером данного общества и к тому же обладающее определенным пакетом акций. При этом некоторые авторы /1/ рекомендуют уделить особое внимание созданию условий для заинтересованности Генерального директора в делах общества. Для достиже- ---------------------------------------------------------------------- 1/. Открытые акционерные общества. Сборник образцов организационно-распорядительных документов.-М.: Российский Юридический Издательский Дом,1997. ния этой цели целесообразно предусмотреть, что Генеральный директор обязан иметь (или приобрести) определенное число акций, которые депонируются в этом обществе и предназначаются для покрытия убытков общества, возникших в результате деятельности Генерального директора. Акционерное общество может также предусмотреть назначение Генерального директора по конкурсу, условия которого утверждает Совет директоров (Наблюдательный совет) или Общее собрание акционеров. Как отмечают практически все разработчики локальных нормативных норм акционерного общества, в Положении о Генеральном директоре должна быть детально прописана его компетенция, срок полномочий и основания для их досрочного прекращения. Обычно обстоятельствами , приводящими к досрочному освобождению Генерального директора от должности, являются: - физическая невозможность исполнения им обязанностей; - добровольная отставка, принятая Советом директоров; - инициатива Совета директоров или Общего собрания акционеров, усмотревших вину Генерального директора в причинении ущерба обществу; - грубое нарушение Генеральным директором условий контракта или однократное грубое нарушение им своих должностных обязанностей; - совершение виновных действий, если они дают основания для утраты доверия к нему со стороны Совета директоров. Особо важно в Положении о Генеральном директоре урегулировать вопросы его ответственности. В соответствии с действующим законодательством (ч.3 ст.53 ГК РФ) Генеральный директор акционерного общества несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. При определении оснований и размера ответственности Генерального директора должны приниматься во внимание условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значения для дела (например, управленческий риск). Вместе с тем следует отметить, что принятие Положения о Генеральном директоре, не исключает обязательности заключения с ним контракта. При этом необходимо, чтобы нормы Положения о Генеральном директоре и Контракта с ним не дублировали и не противоречили друг другу, а также действующему законодательству. 2.2.4. Ревизионная комиссия (ревизор) Как было отмечено выше, Ревизионная комиссия не является органом управления акционерным обществом, так как она не осуществляет ни организационную, ни исполнительно-распорядительную деятельность. В ее компетенцию входит контроль за финансов-хозяйственной деятельностью акционерного общества, а также право требовать созыва внеочередного Общего собрания акционеров (ст.ст. 55,85,87 Закона). Избрание членов Ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий в соответствии с Уставом общества относится к исключительной компетенции Общего собрания акционеров и не может быть передано никакому другому органу управления обществом. Закон (ч.2 ст.85) определяет лишь функцию Ревизионной комиссии, передавая регулирование порядка ее деятельности "внутреннему документу общества", утверждаемому Общим собранием акционеров. Таким образом, упомянутый Законом локальный нормативный акт наряду с Уставом общества является для Ревизионной комиссии ее основным правоустанавливающим документом, одновременно дополнительно регулирующим и процессуальные вопросы ее деятельности. При этом следует отметить, что Устав общества нецелесообразно перегружать многочисленными нормами, детально регламентирующими деятельность Ревизионной комиссии, их лучше вынести в отдельный, обозначенный Законом, локальный нормативный акт - в Положение о Ревизионной комиссии акционерного общества. В этом Положении следует предусмотреть нормы, регулирующие количественный и качественный состав Ревизионной комиссии, ее компетенцию, ответственность членов, их права и обязанности , порядок проведения проверок и заседаний, оформление решений, отчетность и ряд других. Так, в Положении целесообразно установить норму, согласно которой членом Ревизионной комиссии (далее - Комиссии) может быть только акционер общества (как вариант - акционер или работник общества), поскольку Комиссия осуществляет внутреннюю проверку деятельности общества, в отличие от аудитора - внешнего ревизора. Кроме того согласно Закону в Комиссию не могут быть избраны члены органов управления обществом, а их акции не голосуют при избрании членов Комиссии. Также целесообразно в Положении установить срок деятельности Комиссии, численность ее членов и распределение между ними обязанностей. Процедурные особенности принятия решений Комиссией могут быть урегулированы как в самом Положении, так и в отдельном внутреннем акте, принимаемом самой Комиссией. Последний вариант представляется предпочтительным, поскольку позволяет более детально, гибко и оперативно регулировать практически вопросы работы Комиссии. В качестве альтернативы Ревизионной комиссии Закон предусматривает Ревизора, который должен единолично выполнять те же функции. Вместе с тем важность и сложность функции контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, объем его деятельности, а также, как правило, несовпадение точек зрения органов управления обществом и отдельных акционеров по хозяйственным и финансовым вопросам., предопределяют целесообразность избрания коллегиального ревизионного органа. На решения такого органа сложнее влиять заинтересованным органам и лицам, в его рамках возможно распределение обязанностей между членами, что повышает качество и оперативность его работы. В этой связи избрание Ревизора оправдано в небольших по численности акционеров и объему деятельности обществах. 2.3. Локальные нормативные акты, регулирующие правовой режим уставного капитала, фонды и резервы акционерного общества 2.3.1. Уставный капитал В акционерном законодательстве особое значение придается правовому регулированию Уставного капитала. Такое положение связано с многофункциональностью Уставного капитала, его значимостью для большинства субъектов акционерных отношений. Как правило, выделяют три основных функции Уставного капитала. Первая - гарантийная - определена прямо в Законе (ч.1 ст.25) следующим образом: уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Вторая функция связана с обеспечением стартового капитала, необходимого для функционирования и развития общества. И третья функция Уставного капитала состоит в установлении через него доли участия каждого акционера в доходе и управлении акционерным обществом. Действующее законодательство направлено на то, чтобы защищая интересы общества, обеспечить фактическое заполнение Уставного капитала и удержать имущество акционерного общества на уровне, не ниже предусмотренного минимального. Первая цель достигается путем реализации норм, предусматривающих: 1) минимальный размер уставного капитала общества (ст.26 Закона); 2) необходимость при учреждении общества размещения всех его акций среди учредителей ( ч.2 ст.25 Закона); 3) необходимость оплаты не менее 50% уставного капитала к моменту государственной регистрации общества, а оставшейся части - в течение года с момента регистрации ( ч.1 ст.34 Закона). Вторая цель реализуется путем установления в Законе ряда императивных норм: 1) о неправомерности уменьшения уставного капитала, если его размер станет меньше минимального уставного капитала общества, определенного на дату регистрации соответствующих изменений в его уставе (ч.2 ст.29 Закона) и о необходимости ликвидации общества, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала (ч.5 ст.35); 2) о неправомерности решения о выплате (объявлении) дивидендов по акциями по основаниям, перечисленным в ч.1 ст.43 Закона. В целом в Законе вопросы,относящиеся к Уставному капиталу, регламентированы достаточно полно, но только по основным параметрам. Особенно детальной проработки требуют нормы, регулирующие изменение уставного капитала: как в части его увеличения, так и уменьшения. Наличие в Законе норм диспозитивного характера дает возможность урегулировать данный вопрос локальными нормативными актами. В Законе отсутствует прямое указание на необходимость принятия таких актов, но практика показывает, что акционерному обществу целесообразно принять такой локальный нормативный акт, как Положение об изменении уставного капитала, не перегружая этими вопросами Устав. Положением об изменении уставного капитала общества в соответствии с Законом и Уставом общества регулируются порядок и способы изменения количественных и структурных параметров Уставного капитала, компетенцию органов управления общества при решении указанных вопросов, а также права акционеров и обязанности органов управления и должностных лиц общества,наступающие из-за изменения Уставного капитала. В этой связи в Положении необходимо четко определить орган, принимающий решения об увеличении Уставного капитала. Согласно ст.48 Закона таким органом может быть Общее собрание акционеров или Совет директоров (Наблюдательный совет), если в соответствии с Уставом или по решению Общего собрания акционеров он наделен такими полномочиями. Кроме того в Положении целесообразно подробно регламентировать оба законных способа увеличения Уставного капитала: путем повышения номинальной стоимости акций и путем выпуска дополнительных акций. При этом в Положении необходимо предусмотреть правовые последствия принимаемых решений по увеличению Уставного капитала. Так, повышение номинала влечет замену бывших в обращении акций и сертификатов, а также внесение соответствующих поправок в реестр акционеров. В свою очередь, выпуск дополнительных акций допускается только после полной оплаты Уставного капитала и не должен служить для покрытия понесенных обществом убытков. Акционерам может быть предоставлено преимущественное право на покупку дополнительных акций. Всякая подписка на акции обычно сопровождается принятием множества локальных актов: извещением об открытой подписке на акции общества, свидетельством о взносах в счет приобретения акций общества, об ограничениях на подписку на акции и др., формы которых целесообразно привести в приложениях к Положению. Уменьшение Уставного капитала осуществляется исключительно по решению общего собрания акционеров. Оно также может быть осуществлено двумя способами: снижением номинальной стоимости акций и сокращением их общего количества, в том числе погашением части акций самим обществом в случаях, предусмотренных его Уставом. В этой связи в Положении следует привести исчерпывающий перечень оснований для уменьшения Уставного капитала, а также условий, ограничивающих возможность такого уменьшения. Кроме того в данном локальном нормативном акте необходимо регламентировать юридические действия органов управления обществом и его должностных лиц по поводу и в результате изменения его Уставного капитала. Особенно это касается защиты прав кредиторов общества и его акционеров. Некоторые авторы /1/ полагают целесообразным включить в Положение об изменении уставного капитала акционерного общества раздел об изменении структуры Уставного капитала. При этом под структурой Уставного капитала понимается соотношение в его составе разных типов акций, которое может изменяться при их конвертации, консолидации и дроблении. Большинство акционерных обществ стремится к принятию комплексных локальных нормативных актов, но возможен вариант принятия отдельного акта по каждому регулируемому вопросу: например, Положение порядке увеличения уставного капитала, Положение о порядка уменьшения уставного капитала и т.п. Фонды и резервы Законом (ст.35) прямо предусмотрено формирование двух фондов акционерного общества: резервного фонда и специального фонда акционирования работников общества (далее - фонда акционирования), что,однако, не препятствует созданию в обществе по его усмотрению и иных фондов. Дополнительные фонды могут создаваться из чистой прибыли общества. За- --------------------------------------------------------------------- 1./ Шиткина И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества.Комплект локальных нормативных актов.- М.: Фонд"Правовая культура",1997.. кон устанавливает наиболее общие параметры резервного фонда и фонда акционирования, оставляя все процессуальные вопросы на усмотрение общества. Вследствие значимости формирования фондов и резервов общества, решения о них должны бы приниматься Общим собранием акционеров. Однако зачастую этот вопрос передается на утверждение Совету директоров (Наблюдательному совету) общества, так как при его решении необходима высокая квалификация, которой обладает не каждый акционер. Помимо резервного фонда и фонда акционирования в обществе могут создаваться следующие фонды: - фонд развития производства; - фонд развития персонала; - фонд распределяемой прибыли; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|