реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Локальные нормативные акты акционерного общества


(наемных работников) общества либо соответствующего профсоюзного органа (если

таковой имеется в данном обществе). Весьма целесообразным представляется

урегулирование в Положении вопросов о членстве в Совете директоров

(Наблюдательном совете) не физических, а юридических лиц (что, строго говоря,

не запрещается Законом).

Закон не устанавливает орган, компетентный принять Положение о Совете

директоров (Наблюдательном совета), в связи с чем этот документ может быть

утвержден как Общим собранием акционеров, так и самим Сове-

том директоров (Наблюдательным советом).

2.2.3. Исполнительные органы акционерного общества

Акционерное законодательство (ст.ст.66, 69 Закона) предусматри­вает два

варианта осуществления руководства оперативно-текущей дея-

тельностью акционерного общества:

- единоличным исполнительным органом ( Директором,

Генеральным

директором)

- единоличным и коллегиальным ( Правлением, Дирекцией) органами одновременно.

Образование исполнительных органов общества и досрочное прекраще­ние их

полномочий осуществляются по решению Общего собрания, если это Уставом не

отнесено к компетенции Совета директоров (Наблюдательного совета). Член Совета

директоров (Наблюдательного совета) или Ревизион­ной комиссии не может быть

одновременно единоличным исполнительным ор­ганом. Члены коллегиального

исполнительного органа не должны состав­лять большинства в Совете директоров

(Наблюдательном совете). Кроме того они могут и не являться акционерами данного

общества.

К компетенции исполнительного органа общества согласно Закону (ч.2 ст.69)

относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за

исключением вопросов, отнесенных к исключительной компе­тенции Общего собрания

акционеров или Совета директоров (Наблюдатель­ного совета). Кроме того

исполнительный орган организует выполнение решений Общего собрания акционеров

или Совета директоров (Наблюдатель­ного совета).

Одновременно Законом одновременно предусмотрено, что в случае на­личия в

общества единоличного и коллегиального исполнительных органов, его Уставом

должна быть определена компетенция каждого из них. В этом

случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного орга­на

общества, осуществляет также функции председателя коллегиального

исполнительного органа общества.

Права и обязанности исполнительных органов общества определяются Законом,

иными правовыми актами Российской Федерации и договором, зак­лючаемым обществом

с единоличным органом или с каждым членом коллеги­ального органа. Таким образом

локальное нормотворчество в отношении исполнительных органов акционерного

общества весьма ограничено.

Коллегиальный орган (Правление, Дирекция)

Согласно Закону (ч.1 ст.70) Правление (Дирекция) общества дейс­твует на

основании Устава, а также утверждаемого Советом директоров (Наблюдательным

советом) внутреннего документа общества (Положения, Регламента или иного

документа). Таким образом Закон прямо устанавли­вает орган, утверждающий

упомянутый локальный нормативный акт, и его примерное название. Также Закон

определяет перечень минимально необхо­димых сведений, которые должны

содержаться в данном нормативном ло­кальном акте (ч.1 ст.70), а именно: сроки и

порядок созыва и проведе­ния заседаний коллегиального исполнительного органа,

порядок принятия его решений. Нормы, которые обязательно должны

предусматриваться в ло­кальном нормативном акте ( для примера назовем его

Положением о Прав­лении акционерного общества), содержатся в Гражданском

кодексе Рос­сийской Федерации ( ч.3 ст.103), в Законе "Об акционерных

обществах" (ч.3 ст.11; п.8 ч.1 ст.48; ч.10 ст.65; ч.2 ст.66; ч.1 ст.68;

ст.ст.69-71; 81-83; 88-89; 93) и в Уставе акционерного общества.

В Положении о Правлении общества целесообразно предусмотреть сле­дующие

основные разделы:

- состав Правления и порядок назначения его членов;

- права и обязанности членов Правления;

- компетенция Правления ( и его председателя - Генерального ди­ректора);

- порядок подготовки и проведения заседаний Правления:

- ответственность членов Правления;

- отчетность Правления.

При разработке Положения о Правлении акционерного общества особое внимания

следует обратить на процессуальные вопросы его деятельности, так как четкость

работы исполнительного органа в значительной степени определяет эффективность

работы акционерного общества в целом.

Единоличный исполнительный орган

(Директор,Генеральный директор)

В соответствии с законодательством общий порядок назначения на должность и

освобождения от должности единоличного исполнительного ор­гана общества (К

примеру Генерального директора), его компетенция и другие вопросы урегулированы

ст.53,96-106 ГК РФ, Законом (п.8 ч.1 ст.48, ч.10 ст.65, ч.2 ст.66, ст.69, ч.2

ст.70, ст.71), иными правовы­ми актами Российской Федерации и договором,

который общество заключает с Генеральным директором. Этот договор по существу

представляет собой трудовой договор или контракт и является фактически

единственным ло­кальным нормативным актом, прямо названным Законом в отношении

едино­личного исполнительного органа общества.

Законом предусмотрено, что Общее собрание акционеров вправе в лю­бой момент

расторгнуть этот контракт, если Уставом решение данного вопроса не отнесено к

компетенции Совета директоров (Наблюдательного совета). При этом на отношения

между Генеральным директором и общест­вом действие трудового законодательства

РФ распространяется в части,

не противоречащей Закону. Установление размеров выплачиваемых Гене­ральному

директору вознаграждений и компенсаций относится к исключи­тельной компетенции

Совета директоров (Наблюдательного совета) общест­ва, если это отнесено Уставом

к его компетенции. Кроме того Закон ус­танавливает и компетенцию Генерального

директора ( ст.69, ч.2 ст.70). Особенности трудового контракта с Генеральным

директором будут расс­мотрены ниже.

Законодатель не предусмотрел урегулирование вопросов единоличного

исполнительного органа общества иными локальными нормативными актами. Однако в

ряде случаев может возникнуть потребность в принятии отдель­ного документа,

регламентирующего порядок назначения Генерального ди­ректора, вопросы его

полномочий и ответственности как одного из высших должностных лиц общества и

т.д. Таким документом может стать,например, Положение о Генеральном директоре

общества, в котором как в локальном нормативном акте должны быть учтены все

нормы действующего законода­тельства, а кроме того дополнительно

регламентированы некоторые вопро­сы.

К таким вопросам относятся, например, требования, предъявляемые к лицу,

назначаемому на должность Генерального директора общества. Так,Положением может

быть предусмотрено, что Генеральным директором назначается только лицо,

являющееся акционером данного общества и к тому же обладающее определенным

пакетом акций. При этом некоторые ав­торы /1/ рекомендуют уделить особое

внимание созданию условий для за­интересованности Генерального директора в

делах общества. Для достиже-

----------------------------------------------------------------------

1/. Открытые акционерные общества. Сборник образцов

организацион­но-распорядительных документов.-М.: Российский Юридический

Издатель­ский Дом,1997.

ния этой цели целесообразно предусмотреть, что Генеральный директор обязан

иметь (или приобрести) определенное число акций, которые депо­нируются в этом

обществе и предназначаются для покрытия убытков об­щества, возникших в

результате деятельности Генерального директора.

Акционерное общество может также предусмотреть назначение Гене­рального

директора по конкурсу, условия которого утверждает Совет ди­ректоров

(Наблюдательный совет) или Общее собрание акционеров.

Как отмечают практически все разработчики локальных нормативных норм

акционерного общества, в Положении о Генеральном директоре должна быть детально

прописана его компетенция, срок полномочий и основания для их досрочного

прекращения. Обычно обстоятельствами , приводящими к досрочному освобождению

Генерального директора от должности, являются:

- физическая невозможность исполнения им обязанностей;

- добровольная отставка, принятая Советом директоров;

- инициатива Совета директоров или Общего собрания акционеров, усмотревших

вину Генерального директора в причинении ущерба обществу;

- грубое нарушение Генеральным директором условий контракта или однократное

грубое нарушение им своих должностных обязанностей;

- совершение виновных действий, если они дают основания для утра­ты доверия

к нему со стороны Совета директоров.

Особо важно в Положении о Генеральном директоре урегулировать вопросы его

ответственности. В соответствии с действующим законода­тельством (ч.3 ст.53 ГК

РФ) Генеральный директор акционерного общества несет ответственность перед

обществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями

(бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены

федеральными законами. При определении оснований и размера ответственности

Генерального директора должны при­ниматься во внимание условия делового оборота

и иные обстоятельства,

имеющие значения для дела (например, управленческий риск).

Вместе с тем следует отметить, что принятие Положения о Генераль­ном

директоре, не исключает обязательности заключения с ним контракта. При этом

необходимо, чтобы нормы Положения о Генеральном директоре и Контракта с ним не

дублировали и не противоречили друг другу, а также действующему

законодательству.

2.2.4. Ревизионная комиссия (ревизор)

Как было отмечено выше, Ревизионная комиссия не является органом управления

акционерным обществом, так как она не осуществляет ни орга­низационную, ни

исполнительно-распорядительную деятельность. В ее ком­петенцию входит контроль

за финансов-хозяйственной деятельностью акци­онерного общества, а также право

требовать созыва внеочередного Общего собрания акционеров (ст.ст. 55,85,87

Закона). Избрание членов Ревизи­онной комиссии и досрочное прекращение их

полномочий в соответствии с Уставом общества относится к исключительной

компетенции Общего собра­ния акционеров и не может быть передано никакому

другому органу управ­ления обществом.

Закон (ч.2 ст.85) определяет лишь функцию Ревизионной комиссии, передавая

регулирование порядка ее деятельности "внутреннему документу общества",

утверждаемому Общим собранием акционеров. Таким образом, упомянутый Законом

локальный нормативный акт наряду с Уставом общества является для Ревизионной

комиссии ее основным правоустанавливающим до­кументом, одновременно

дополнительно регулирующим и процессуальные вопросы ее деятельности. При этом

следует отметить, что Устав общества нецелесообразно перегружать

многочисленными нормами, детально регла­ментирующими деятельность Ревизионной

комиссии, их лучше вынести в от­дельный, обозначенный Законом, локальный

нормативный акт - в Положение

о Ревизионной комиссии акционерного общества.

В этом Положении следует предусмотреть нормы, регулирующие коли­чественный и

качественный состав Ревизионной комиссии, ее компетенцию, ответственность

членов, их права и обязанности , порядок проведения проверок и заседаний,

оформление решений, отчетность и ряд других. Так, в Положении целесообразно

установить норму, согласно которой чле­ном Ревизионной комиссии (далее -

Комиссии) может быть только акционер общества (как вариант - акционер или

работник общества), поскольку Ко­миссия осуществляет внутреннюю проверку

деятельности общества, в отли­чие от аудитора - внешнего ревизора. Кроме того

согласно Закону в Ко­миссию не могут быть избраны члены органов управления

обществом, а их акции не голосуют при избрании членов Комиссии. Также

целесообразно в Положении установить срок деятельности Комиссии, численность ее

членов и распределение между ними обязанностей.

Процедурные особенности принятия решений Комиссией могут быть урегулированы

как в самом Положении, так и в отдельном внутреннем ак­те, принимаемом самой

Комиссией. Последний вариант представляется предпочтительным, поскольку

позволяет более детально, гибко и опера­тивно регулировать практически вопросы

работы Комиссии.

В качестве альтернативы Ревизионной комиссии Закон предусматрива­ет Ревизора,

который должен единолично выполнять те же функции. Вместе с тем важность и

сложность функции контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества,

объем его деятельности, а также, как правило, несовпадение точек зрения органов

управления обществом и отдельных ак­ционеров по хозяйственным и финансовым

вопросам., предопределяют целе­сообразность избрания коллегиального

ревизионного органа. На решения такого органа сложнее влиять заинтересованным

органам и лицам, в его рамках возможно распределение обязанностей между

членами, что повышает

качество и оперативность его работы. В этой связи избрание Ревизора

оправдано в небольших по численности акционеров и объему деятельности

обществах.

2.3. Локальные нормативные акты, регулирующие правовой режим ус­тавного

капитала, фонды и резервы акционерного общества

2.3.1. Уставный капитал

В акционерном законодательстве особое значение придается право­вому

регулированию Уставного капитала. Такое положение связано с

мно­гофункциональностью Уставного капитала, его значимостью для большинс­тва

субъектов акционерных отношений. Как правило, выделяют три основ­ных функции

Уставного капитала. Первая - гарантийная - определена пря­мо в Законе (ч.1

ст.25) следующим образом: уставный капитал определяет минимальный размер

имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Вторая функция

связана с обеспечением стартового капита­ла, необходимого для функционирования

и развития общества. И третья функция Уставного капитала состоит в установлении

через него доли участия каждого акционера в доходе и управлении акционерным

обществом.

Действующее законодательство направлено на то, чтобы защищая ин­тересы

общества, обеспечить фактическое заполнение Уставного капитала и удержать

имущество акционерного общества на уровне, не ниже предус­мотренного

минимального. Первая цель достигается путем реализации норм, предусматривающих:

1) минимальный размер уставного капитала общества (ст.26 Закона);

2) необходимость при учреждении общества размещения всех его ак­ций среди

учредителей ( ч.2 ст.25 Закона);

3) необходимость оплаты не менее 50% уставного капитала к моменту

государственной регистрации общества, а оставшейся части - в течение года с

момента регистрации ( ч.1 ст.34 Закона).

Вторая цель реализуется путем установления в Законе ряда импера­тивных норм:

1) о неправомерности уменьшения уставного капитала, если его раз­мер станет

меньше минимального уставного капитала общества, определен­ного на дату

регистрации соответствующих изменений в его уставе (ч.2 ст.29 Закона) и о

необходимости ликвидации общества, если по окончании второго и каждого

последующего финансового года стоимость чистых акти­вов общества оказывается

меньше величины минимального уставного капи­тала (ч.5 ст.35);

2) о неправомерности решения о выплате (объявлении) дивидендов по акциями по

основаниям, перечисленным в ч.1 ст.43 Закона.

В целом в Законе вопросы,относящиеся к Уставному капиталу, регла­ментированы

достаточно полно, но только по основным параметрам. Осо­бенно детальной

проработки требуют нормы, регулирующие изменение ус­тавного капитала: как в

части его увеличения, так и уменьшения. Нали­чие в Законе норм диспозитивного

характера дает возможность урегулиро­вать данный вопрос локальными нормативными

актами. В Законе отсутству­ет прямое указание на необходимость принятия таких

актов, но практика показывает, что акционерному обществу целесообразно принять

такой ло­кальный нормативный акт, как Положение об изменении уставного

капита­ла, не перегружая этими вопросами Устав.

Положением об изменении уставного капитала общества в соответс­твии с Законом

и Уставом общества регулируются порядок и способы изме­нения количественных и

структурных параметров Уставного капитала, ком­петенцию органов управления

общества при решении указанных вопросов, а

также права акционеров и обязанности органов управления и должностных

лиц общества,наступающие из-за изменения Уставного капитала.

В этой связи в Положении необходимо четко определить орган, при­нимающий

решения об увеличении Уставного капитала. Согласно ст.48 За­кона таким органом

может быть Общее собрание акционеров или Совет ди­ректоров (Наблюдательный

совет), если в соответствии с Уставом или по решению Общего собрания акционеров

он наделен такими полномочиями.

Кроме того в Положении целесообразно подробно регламентировать оба законных

способа увеличения Уставного капитала: путем повышения номинальной стоимости

акций и путем выпуска дополнительных акций. При этом в Положении необходимо

предусмотреть правовые последствия прини­маемых решений по увеличению Уставного

капитала. Так, повышение номи­нала влечет замену бывших в обращении акций и

сертификатов, а также внесение соответствующих поправок в реестр акционеров. В

свою очередь, выпуск дополнительных акций допускается только после полной

оплаты Ус­тавного капитала и не должен служить для покрытия понесенных

обществом убытков. Акционерам может быть предоставлено преимущественное право

на покупку дополнительных акций.

Всякая подписка на акции обычно сопровождается принятием множест­ва локальных

актов: извещением об открытой подписке на акции общест­ва, свидетельством о

взносах в счет приобретения акций общества, об ограничениях на подписку на

акции и др., формы которых целесообразно привести в приложениях к Положению.

Уменьшение Уставного капитала осуществляется исключительно по ре­шению общего

собрания акционеров. Оно также может быть осуществлено двумя способами:

снижением номинальной стоимости акций и сокращением их общего количества, в том

числе погашением части акций самим общест­вом в случаях, предусмотренных его

Уставом. В этой связи в Положении

следует привести исчерпывающий перечень оснований для уменьшения Ус­тавного

капитала, а также условий, ограничивающих возможность такого уменьшения. Кроме

того в данном локальном нормативном акте необходимо регламентировать

юридические действия органов управления обществом и его должностных лиц по

поводу и в результате изменения его Уставного капитала. Особенно это касается

защиты прав кредиторов общества и его акционеров.

Некоторые авторы /1/ полагают целесообразным включить в Положение об

изменении уставного капитала акционерного общества раздел об изме­нении

структуры Уставного капитала. При этом под структурой Уставного капитала

понимается соотношение в его составе разных типов акций, ко­торое может

изменяться при их конвертации, консолидации и дроблении.

Большинство акционерных обществ стремится к принятию комплексных локальных

нормативных актов, но возможен вариант принятия отдельного акта по каждому

регулируемому вопросу: например, Положение порядке увеличения уставного

капитала, Положение о порядка уменьшения уставно­го капитала и т.п.

Фонды и резервы

Законом (ст.35) прямо предусмотрено формирование двух фондов ак­ционерного

общества: резервного фонда и специального фонда акциониро­вания работников

общества (далее - фонда акционирования), что,однако, не препятствует созданию в

обществе по его усмотрению и иных фондов. Дополнительные фонды могут

создаваться из чистой прибыли общества. За-

---------------------------------------------------------------------

1./ Шиткина И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного

об­щества.Комплект локальных нормативных актов.- М.: Фонд"Правовая

куль­тура",1997..

кон устанавливает наиболее общие параметры резервного фонда и фонда

акционирования, оставляя все процессуальные вопросы на усмотрение об­щества.

Вследствие значимости формирования фондов и резервов общества, решения о них

должны бы приниматься Общим собранием акционеров. Однако зачастую этот вопрос

передается на утверждение Совету директоров (Наб­людательному совету) общества,

так как при его решении необходима вы­сокая квалификация, которой обладает не

каждый акционер.

Помимо резервного фонда и фонда акционирования в обществе могут создаваться

следующие фонды:

- фонд развития производства;

- фонд развития персонала;

- фонд распределяемой прибыли;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.