| |||||
МЕНЮ
| Диплом: Локальные нормативные акты акционерного обществао филиале (представительстве), ни нормы, установленные законодательством. В этой связи в Положении о порядке создания, реорганизации и ликвидации филиалов (представительств) акционерного общества целесообразно предусмотреть ряд отсылочных норм и, в основном, отразить или конкретизировать не урегулированные или нечетко сформулированные Положением о филиале (представительстве) или Законом правоотношения. Например, такое: создание и ликвидация филиалов (представительств) влечет за собой внесение изменений в устав акционерного общества, которые подлежат регистрации в установленном законодательством порядке. Кроме того в рассматриваемом локальном нормативном акте должны быть отражены вопросы инициирования создания филиала (представительства), последовательность принятия решений по его созданию, порядок соответствующих юридических действий, осуществляемых органами управления акционерного общества; порядок назначения и отстранения от должности руководителя филиала (представительство), наделение его компетенцией и ряд других. В разделе, регламентирующим порядок реорганизации и ликвидации филиала (представительства), целесообразно установить основания для указанных действий, причем достаточно подробно и конкретно. Порядок же их осуществления юридических действий по реорганизации и ликвидации филиала (представительства) достаточно регламентировать ссылкой на действующее законодательство. Положение о филиале (представительстве) акционерного общества и Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации филиала (представительства) на практике, как правило, дополняются ненорматив- ными локальными актами, например: Выпиской из протокола заседания Совета директоров акционерного общества, Приказом генерального директора об утверждении Положения о филиале и назначении его руководителя и т.п. При решении о создании филиала (представительства) акционерного общества следует иметь ввиду, что Устав акционерного общества должен содержать сведения о всех своих филиалах и представительствах. При этом Законом установлен упрощенный порядок внесения в Устав общества изменений и дополнений, связанных с изменением таких сведений: они представляются органу государственной регистрации в уведомительном порядке. Указанные изменения в Уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления органа, ведущего их регистрацию. Дочерние общества Регулирование правового положения дочерних обществ осуществляется в соответствии со статьей 105 ГК РФ и Федеральным законом "Об акционерных обществах" (ст.6, ч.16 ст.65). Согласно действующему законодательству общество признается дочерним, если другое ( основное) общество может определенным образом влиять на его решения либо в силу преобладающего участия в Уставном капитале дочернего общества, либо в силу договора между ними или иных обстоятельств. Размер такого преобладания в Уставном капитале дочернего общества законодательством не установлен. Это преобладающее участие может зависеть от многих факторов: численности акционеров дочернего общества, размера пакета голосующих акций, размера блокирующего их пакета и т.п. Закон устанавливает еще одно основание возникновения дочернего общества - договор, заключенный между ним и основным обществом, вследствие чего основное общество может определять решения, принимаемые дочерним. Гражданское законодательство не указывает, какие именно договоры между обществами могут быть использованы для установления отношений "основное - дочернее". Более того согласно ч.2 ст.421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Кроме того правоотношения "дочернее - основное" общество могут сложиться и на основании "иных обстоятельств", которыми, к примеру, могут быть заключение договора займа под залог имущества, участие через представителей в Совете директоров дочернего общества и т.д. Основное общество вправе давать дочернему обязательные для последнего указания и отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний. Но право основного общества давать дочернему обязательные указания должны предусмотрены либо в его Уставе, либо в договоре между основным и дочерним обществами. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного последнее несет субсидиарную ответственность по долгам. Вина признается, если основное общество заведомо знало, что его обязательные указание приведут дочернее общество к банкротству. В этом и во всех иных случаях причинения вреда в результате умышленных действий основного общества акционеры дочернего общества вправе требовать от основного возмещения убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Акционерное общество может принимать участие в создании дочерних обществ. Принятие решения об участии общества в дочернем относится к исключительной компетенции Совета директоров (Наблюдательного совета) акционерного общества, кроме исключений, предусмотренных Законом "Об акционерных обществах". На этом основании акционерное общество (основ- ное) может принять локальный нормативный акт, регулирующий порядок создания и ликвидации дочерних обществ. Законом не установлен порядок утверждения этого документа, в связи с чем он может быть утвержден Общим собранием акционеров основного общества. В "Положении о порядке создания и ликвидации дочерних обществ" целесообразно предусмотреть следующие особенности правового регулирования деятельности дочернего общества. Во-первых, следует установить нормы, регулирующие способы создания дочернего общества: либо путем его учреждения основным обществом, которое при этом действует как акционер, обладающий контрольным пакетом акций; либо путем заключения договора между основным и дочерним обществами; либо использованием другой, не запрещенной законодательством, возможности определять решения дочернего общества. Кроме того в Положении необходимо установить порядок заключения учредительного договора о создании дочернего общества, разработки и утверждения его устава, а также регистрации общества. При этом следует отметить, что в уставе дочернего общества, помимо общепринятых сведений, должна быть определена степень его зависимости от основного общества и решен вопрос о праве последнего давать дочернему обществу обязательные для того указания. Особое значение имеют нормы, регулирующие формирование руководящих органов дочернего общества. Так, например, некоторые разработчики предлагают установить, что в первый год учредители дочернего общества выбирают ( или назначают) Совет директоров дочернего общества и его аудитора. Совет директоров, в свою очередь, назначает Генерального директора и по его представлению Правление дочернего общества. Эти назначения осуществляются квалифицированным ( или простым) большинством голосов. Вместе с тем ряд авторов /1,2/ полагает необходимым предусмотреть в Положении вопросы проверки законности учреждения общества, то есть ревизии деятельности учредителей в ходе создания дочернего общества. Раздел, посвященный ликвидации дочернего общества, должен помимо оснований прекращения деятельности общества, отражать его специфику как дочернего, а именно: включать нормы, устанавливающие порядок ликвидации дочернего общества без признания его банкротом; порядок ликвидации дочернего общества, признанного банкротом; порядок ликвидации дочернего общества в случае, когда оно создано путем заключения договора с основным обществом. 2.2. Особенности локальных нормативных актов, регламентирующих работу органов управления акционерного общества Органы управления акционерным обществом могут быть классифицированы следующим образом: - по порядку формирования или способу приобретения полномочий - на выборные и назначаемые; - по числу входящих в них должностных лиц, которые принимают решения и несут ответственность - на единоличные и коллегиальные; - по определению срока деятельности - на временные с ограниченным сроком и на временные периодической деятельности. --------------------------------------------------------------------- 1/. Кашанина Т.В., Сударькова Е.А. Акционерное право. Практический курс.- М.: Издательская группа ИНФРА.М-НОРМА, 1997. 2/.Открытые акционерные общества. Сборник образцов организационно-распорядительных документов.-М.: Российский Юридический Издатель- ский Дом,1997. Закон однозначно относит к выборным органам акционерного общества Совет директоров (Наблюдательный совет), председателя (ст.ст. 66,67) и ревизионную комиссию (ст.85). Формулировка ст.69 не позволяет однозначно определить, выбирает или назначает Общее собрание акционеров ( или Совет директоров, если это отнесено Уставом к его компетенции) членов коллегиального исполнительного органа и единоличный исполнительный орган. Упоминание о договоре (трудовом), заключаемом акционерным обществом с единоличный исполнительным органом и с каждым членом коллегиального исполнительного органа, свидетельствует в пользу варианта назначения. В число коллегиальных органов акционерного общества входят Общее собрание акционеров, Совет директоров (Наблюдательный совет), Правление (Дирекция). К единоличным органам относятся председатель Совета директоров, Директор (Генеральный директор). Орган контроля за финансово - хозяйственной деятельностью общества может быть как коллегиальным (Ревизионная комиссия), так и единоличным (Ревизор). Все указанные в Законе органы, кроме Общего собрания акционеров, являются временными с ограниченными сроком деятельности. Общее собрание акционеров - это временный орган периодической деятельности. Российским законодательством предусматривается трехзвенная структура органов управления акционерным обществом: - Общее собрание акционеров как высший орган акционерного общества; - Совет директоров (Наблюдательный совет); - исполнительный орган (единоличный - Директор, Генеральный ди-ректор; коллегиальный - Правление, Дирекция). Кроме того в соответствии с Законом в обществе должна быть создана Ревизионная комиссия, которая, строго говоря, не является органом управления акционерного обществ и осуществляет функции внутреннего контроля его финансово-хозяйственной деятельности. Объем правомочий органов управления акционерным обществом устанавливается Законом, а порядок их деятельности, как правило, локальными нормативными актами. 2.2.1. Общее собрание акционеров Федеральный закон "Об акционерных обществах" достаточно подробно регламентирует многие стороны функционирования Общего собрания акционеров как высшего органа акционерного общества: виды Общего собрания, сроки проведения, его компетенцию, вопросы принятия решений и ряд других. В то же время Закон содержит лишь основные нормы, действующие для любого акционерного общества, оставляя целый ряд вопросов на разрешение самому обществу. Это делается как в форме прямых отсылок к Уставу общества или его внутренним документам (" если это не предусмотрено уставом", "если иное не определено уставом ," в соответствии с уставом"), так и без таковых, когда тот или иной вопрос просто выпадает из сферы регулирования Законом. Таким образом почти по каждому урегулированному вопросу законодатель оставляет широкую возможность корректировок, которую и использует почти каждое акционерное общество, принимая свои локальные нормативные акты. В главе YII Закона, посвященной Общему собранию акционеров локальные нормативные акты прямо упомянуты только один раз. Так, ч.5 ст.49 устанавливает, что порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания устанавливается уставом или внутренними документами общества, без уточнения последних. При этом, как показывает практика, основными локальными нормативными актами, регулирующими деятельность Общего собрания акционеров, являются Положе- ние об Общем собрании акционеров и Регламент его проведения , а также ряд вспомогательных унифицированных внутренних документов типа: Бюллетеня для голосования, Протокола общего собрания и т.д. При разработке Положения об Общем собрании акционеров следует исходить из следующих принципов. Во-первых, этот документ должен быть четко структурирован и содержать как нормы действующего законодательства, так и предписания, сформулированные на основе законодательных норм в их дополнение и развитие. Во - вторых, в Положении следует учесть степень урегулированности Уставом общества тех вопросов Общего собрания, на которые есть прямые ссылки в Законе (например, ч.8 ст.48, ч.2 ст.49 и др.). В-третьих, в Положении необходимо конкретизировать нормы, предусмотренные Законом ( например, уточнить размеры крупных сделок, совершение которых относится к исключительной компетенции Общего собрания). Как известно, значимость органа управления прежде всего определяется его компетенцией. Закон устанавливает круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции Общего собрания, которые не могут быть сужены Уставом или внутренними документами общества. В то же время Закон не запрещает при принятии Устава или Положения об Общем собрании расширить компетенции последнего. При этом на решение Общего собрания не могут быть переданы вопросы, отнесенные Законом или Уставом общества к исключительной компетенции иных органов управления Общества. При разработке Положения необходимо также учитывать, что полномочия Общего собрания с течением времени могут быть пересмотрены в рамках, определенных Законом или Уставом. Так, например, если с течением времени выяснится, что решение тех или иных вопросов целесообразнее передать другому органу управления обществом, то следует внести изменения в документ, которым это распределение компетенций было закрепле- но, то есть внести изменения в Устав или Положение. При этом следует иметь ввиду, что изо всех локальных нормативных документов сложнее всего менять Устав общества. Закон устанавливает общее правило для принятия решений Общим собранием акционеров: они принимаются простым большинством голосов акционеров, владеющих голосующими акциями, а также при решении наиболее важных вопросов допускается (в порядке исключения) необходимость квалифицированного большинства в 3/4 голосов. Однако данная норма носит диспозитивный характер, так как Закон также предусматривает возможность установления квалифицированного большинства для решения любых иных вопросов, относящихся к компетенции Общего собрания. Эта возможность может быть реализована либо в Уставе общества или решением Общего собрания, если такое право ему предоставлено Уставом. Именно поэтому в Положении об Общем собрании акционеров целесообразно привести открытый перечень вопросов, для решение которых необходимо квалифицированное большинство. Более того в Положении правомерно установить предписания, прямо не урегулированные Законом, но являющимися развитием его норм. Так, например, некоторые авторы /1/ предлагают признать право на внесение вопросов в повестку дня Общего собрания членами Ревизионной комиссии и аудитора общества, исходя из предусмотренного Законом права этих лиц на созыв внеочередного Общего собрания. Регламент Общего собрания содержит, в основном, процессуальные нормы, регламентирующие процессы его подготовки, созыва, проведения. Данный локальный нормативных акт должен соответствовать нормам, уста- -------------------------------------------------------------------- 1/. Открытые акционерные общества. Сборник образцов организационно-распорядительных документов.-М.: Российский Юридический Издательский Дом,1997. - 192 с. новленным Положением об Общем собрании акционеров, развивая, детализируя, но не дублируя их. Так, например, в разделе Положения об Общем собрании акционеров " Протокол Общего собрания" регламентируются вопросы, кто ведет Протокол, какие сведения должны быть включены в него, какие документы приобщены и др. В аналогичном же разделе Регламента устанавливается, кто и в скольких экземплярах подписывает Протокол, сроки оформления Протокола, условия его хранения и порядок ознакомления с ним и т.п. Общим требованием к обоим документам является обязательное включение в них норм, предусматривающих возможность и порядок внесения изменений и дополнений в указанные локальные нормативные акты,, так как при их разработке предусмотреть все возникающие ситуации невозможно. 2.2.2. Совет директоров (Наблюдательный совет) В Федеральном законе "Об акционерных обществах" Совету директоров (Наблюдательному совету) уделяется значительное место, так как в его руках находятся основные рычаги управления обществом. Для предупреждения связанных с этим возможных злоупотреблений законодатель счел необходимым весьма жестко, императивно урегулировать порядок создания, созыва, принятие решений, компетенцию и кворум Совета директоров (Наблюдательного совета). Другие, менее значимые вопросы, регулируются локальными нормативными актами общества. Совет директоров (Наблюдательный совет) образуется, как правило, в обществах с числом акционеров более пятидесяти. В меньших обществах его функции может, если это предусмотрено Уставом, осуществлять Общее собрание акционеров (ст.64 Закона), выделяя при этом из своего состава лицо, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении Общего собрания и об утверждении его повестки дня. Создавая Совет директоров или Наблюдательным совет, общество, в первую очередь, должно определиться с названием этого органа, так как Законом предлагаются оба варианта. При выборе названия следует руководствоваться определяющим направлением деятельности органа: если это - контроль и надзор за обществом в целом, его подразделениями и исполнительными органами, то данный орган целесообразно назвать Наблюдательным советом; если орган, в первую очередь, предназначен для реализации функции управления обществом - то назвать его следует Советом директоров. Локальный нормативный акт, регулирующий функционирование Совета директоров (Наблюдательного совета), как правило, называют Положением о нем. Косвенное упоминание о необходимости такого Положения содержится в ч.2 ст.66, ч.3 ст.68 Закона. Федеральный закон "Об акционерных обществах" устанавливает в отношении Совета директоров (Наблюдательного совета) ряд предписаний императивного характера, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в Уставе общества и в Положении о Совете директоров (Наблюдательном совете). В то же время акционерному обществу Закон предоставляет весьма широкие полномочия в установлении дополнительных компетенций данному органу управления, особенно в процедурных вопросах. Однако, расширяя компетенцию Совета директоров (Наблюдательного совета), следует иметь ввиду, что с одной стороны, он не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции иных органов общества, и, в первую очередь, Общего собрания, а с другой - не вправе вмешиваться и в оперативно-текущую деятельность общества. В Положении о Совете директоров (Наблюдательном совете) целесообразно предусмотреть следующие вопросы процессуального характера: созыв и проведение заседаний, порядок голосования, принятия и оформления решений, возможность создания в Совете директоров (Наблюдательном совете) комиссий (рабочих групп) по отдельным направлениям и вопросам и ряд других. Кроме того, при определении порядка формирования Совета директоров (Наблюдательного совета) необходимо учитывать, что Закон допускает два варианта процедуры выборов его членов: кумулятивное (списком) и традиционное (по каждой кандидатуре отдельное) голосование. В этой связи в Положении следует четко определить процедуру выборов в Совет директоров (Наблюдательный совет). При этом необходимо иметь в виду императивную Закону,согласно которой для обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000, предусматривается исключительно кумулятивная процедура голосования. Общество вправе установить в Положении о Совете директоров (Наблюдательном совете) определенные требования для лиц, избираемых в члены этого органа управления. К наиболее часто встречающимся условиям относятся: либо владение акциями данного общества, либо владение определенной категорией акций (голосующих), либо (реже) владение определенным пакетом акций. Общество также вправе включить в Положение о Совете директоров (Наблюдательном совете) нормы о представительстве в этом органе персонала |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|