реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Локальные нормативные акты акционерного общества


деятельность (финансовые), сферу управления (административные), сферу

социального обеспечения ( трудовые), имущественную сферу (

гражданс­ко-правовые).

При этом каждый локальный нормативный акт, независимо от крите­рия

классификации, должен обладать рядом признаков, основными из кото­рых являются:

- правотворческий характер, то есть в акте локальные нормы уста­навливаются,

изменяются либо прекращаются;

- издание акта органом управления только в пределах его компе­тенции;

- документальная форма (решение общего собрания, совета директо­ров, приказ

генерального директора), имеющая необходимые реквизиты,та­кие как : вид акта,

его наименование, орган управления, его принявший, дата и номер, подписи

должностных лиц.

- доступность для понимания и однозначность толкования.

Наряду с этим локальный нормативный акт не должен противоречить федеральному

законодательству, а также локальным актам, имеющим более высокую юридическую

силу, например, уставу, если речь идет об акцио­нерном обществе.

Создание локальных нормативных актов, иными словами локальное

нормотворчество, также отличается определенной спецификой. Оно может быть

прямым (непосредственном) и отражает тот случай, когда коллектив корпорации

самостоятельно разрабатывает и утверждает локальную норму. При этом могут

использоваться три основных способа принятия норм.

К первому способу относится принятие локальных нормативных актов общим

собранием коллектива (акционеров) корпорации. Это достаточно сложный способ со

всех точек зрения: организационной, юридической и финансовой. Так, в

организационном плане необходимо оповестить о созы­ве собрания, а акционерам

еще разослать приглашения с указанием даты, места, времени проведения,повестки

собрания. Приглашение должно быть разослано заблаговременно, в установленные

сроки. Также необходимо арендовать подходящее помещение и осуществить ряд

других организацион­ных мероприятий по подготовке собрания. Все это

обусловливает значи­тельные финансовые издержки организаторов общего собрания.

Кроме того значительные и юридические трудности при принятии локальных норм

общим собранием; к ним относятся: утверждение регламента собрания, подсчет

голосов, способ голосования, принятие решения и другие процессуальные вопросы.

Именно поэтому закон и практика пошли на ограничение нормативных актов,

принимаемых общим собранием, но зато по самым существенным воп­росам

существования корпорации. Эти вопросы четко и исчерпывающе про­писаны

соответствующих федеральных законах.

Вторым способом прямого локального нормотворчества является созыв конференции

коллектива. Хотя акты принимаемые конференцией сходны с теми, которые

принимаются общим собранием, ее проведение, особенно для многотысячных

коллективов, единственно возможный способ прямого кол­лективного

нормотворчества.

Гораздо реже при прямом локальном нормотворчестве используются

референдумы или опросы, в частности потому что их участники зачастую

не понимают ни смысла, ни юридической силы проводимой акции.

Локальное нормотворчество может быть не только прямым, но и представительным,

то есть когда его осуществляют законно избранные ор­ганы, представляющие

интересы ее коллектива (акционеров,работников и т.д.) и одновременно

осуществляющие исполнительно-распорядительные функции. К таким органам можно

отнести Совет предприятия, СТК, Совет директоров, Правление. Локальные

нормативные акты указанных органов, как правило, развивают и дополняют акты,

принятые прямым способом. Так, например, в акционерном обществе одним из

главных вопросов, отне­сенных к компетенции общего собрания, является

распределение прибылей и убытков. Только после решения общего собрания о

направлении опреде­ленного объема прибыли на распределение между акционерами

Совет дирек­торов выносит рекомендации по размеру дивидендов и порядку его

выпла­ты.

Многое в случае представительного нормотворчества зависит от раз­меров

предприятия (чем оно меньше, тем больше вопросов можно норматив­но отработать

на общем собрании), а также от субъективных факторов,та-

ких как личные качества, уровень образования акционеров, членов Совета

директоров и т.п.

Кроме прямого и представительного локального существует и опосре­дованное

нормотворчество. Опосредованное локальное нормотворчество яв­ляется

прерогативой высшего руководства предприятия. Правомочия адми­нистрации во

главе с директором (генеральным директором) по изданию локальных нормативных

актов в общем виде фиксируется в Уставе предпри­ятия. Перечень конкретных

вопросов, решаемых руководством предприятия, с помощью нормативных локальных

актов предусмотреть заранее невозмож­но, но практически можно выделить:

а) оперативные вопросы , то есть вопросы, требующие немедленной срочной

реакции, в противном случае смысл урегулирования теряется и наступают

нежелательные последствия. Причина, вызывающая эту сроч­ность, чаще всего имеет

форс-мажорный характер;

б) специальные вопросы, то есть вопросы, для решения которых тре­буются

специальные опыт и знания; в этих вопросах более сведущи работ­ники специальных

подразделений предприятий, чьи рекомендации ложатся в основу нормативных актов.

Иногда требуется пригласить специалиста со стороны ( по трудовому соглашению.

по договору подряда и т.д.);

в) вопросы,не относящиеся к разряду важных, то есть те,которые допускают в

своем решении и иные варианты, не влекущие нежелательных последствий; например,

положение о структурных подразделениях, долж­ностные инструкции и др.

Все эти группы вопросов объединяет то, что собирать общие собра­ния

(конференции), или представительные органы, вести дебаты по поводу их решения

либо неэффективно, либо нецелесообразно, либо невозможно ввиду дефицита

времени.

В перспективе очевидно будет иметь место тенденция усиления при-

нятия нормативных актов органами управления корпораций в порядке

еди­ноначалия. Это обусловлено тем, что возросла и будет увеличиваться до­ля

частных предприятий, в рамках которых организация дебатов по вопро­сам

локального нормотворчества - слишком дорогое удовольствие; во-вто­рых,

усложняющиеся производственные отношения требуют и специальных знаний для из

регулирования; и в-третьих, ускоряется динамика общест­венной, производственной

жизни и соответственно расширяется круг воп­росов, требующих их оперативного

разрешения. Однако одновременно наби­рает силы и противоположная тенденция,

связанная с ростом самосознания наемных работников и акционеров. В этой связи

удельный вес прямого и представительного нормотворчества также будет расти, но

более медлен­ными темпами, чем удельный вес локальных нормативных актов,

принимае­мых единолично.

Как было сказано выше, локальное регулирование - это важный и равноправный

элемент системы правового регулирования. Роль локального регулирования во

многом обусловлена его функциями, основными из кото­рых являются следующие.

Первой функцией локального нормотворчества является первичное правовое

регулирование, то есть регулирование вопросов жизни коллекти­ва самостоятельно,

без "подсказки" центра. К таким вопросам можно от­нести использование

полученной прибыли, установление надбавок к зара­ботной плате, способы расчетов

с контрагентами и ряд других. Ранее эти вопросы решались исключительно

централизовано и были четко регламенти­рованы государством; в настоящее время

они решаются предприятием по его собственному усмотрению. В перспективе круг

самостоятельно решае­мых вопросов будет расширен , в связи с чем функция

первичного регули­рования станет главной в нормотворческой деятельности

предприятий.

Второй важной функцией локального регулирования является детали-

зация и конкретизация законодательных положений. Это имеет место в

случаях, когда в централизованном порядке регулирование осуществляется

в общем виде, не совсем пригодном для конкретной реализации. В этом

случае локальная норма детализирует общий порядок, применительно к

конкретному предприятию.

Третья функция локального нормотворчества связана с реализацией

законодательных предписаний. Данная функция не является обязательной, особенно

если существует беспрепятственный доступ к централизованным нормативным

актам.Однако, если доступ к общегосударственным актам зат­руднен, то возникает

необходимость обеспечения этими документами всех нуждающихся членов коллектива

(работников, акционеров). Поэтому ука­занные локальные документы призваны

доводить до их сведения общегосу­дарственные нормативные правовые акты.

Наряду с указанными функциями в порядке локального нормотворчест­ва может

быть организована экспериментальная проверка тех или иных за­конопроектов,

однако реализация именно этой функции встречается нечас­то. Так, например, в

качестве эксперимента распоряжением Госкомиму­щества России от 10 июня 1997

года N 455-р был создан его территори­альный орган по Воронежской области и

утвержден локальный нормативный акт: " Положение о территориальном агентстве

Госкомимущества России по Воронежской области". Функционирование данного

агентства и практичес­кая реализация указанного нормативного акта регулярно

отслеживалось Госкомимуществом (далее Мингосимуществом) России. После

девятимесячной проверки применения указанного локального нормативного акта он

был по­ложен в основу проекта "Положения об органе субъекта Российской

Феде­рации по управлению имуществом, наделенном полномочиями территориаль­ного

органа Мингосимущества России". Указанное Положение уже является

общегосударственным нормативным правовым актом, который в соответствии

с федеральным законодательством утверждается Правительством Российской

Федерации.

Несмотря на важное значение правового локального регулирования, оно

ограничено определенными пределами, под которыми понимаются уста­новленные

законом рамки, в которых корпорациям представляется возмож­ным действовать

самостоятельно. Эти пределы должны быть максимально объективными: излишнее

локальное регулирование может привести к дезор­ганизации правовой системы; его

недостаток влечет неоправданное ужес­точение централизации локальных норм,и,

как следствие, утрату опера­тивности, конкретности, мобильности правового

регулирования деятель­ности предприятий. Пределы локального регулирования

устанавливаются федеральными законами; программными положениями

основополагающих доку­ментов по вопросам развития общества, государства,

личности; принципа­ми различных отраслей права и иными способами.

Кроме локальных актов нормативного характера, существуют иные ло­кальные "

ненормативные" акты, а именно: акты толкования, которые не устанавливают новых

норм, а детализируют, конкретизируют, комментируют нормы, содержащиеся в

каком-либо нормативном акте; акты реализации прав и обязанностей сторон:

различные договоры ( о сотрудничестве, со­ревновании и т.д.), приказы

руководителя, расписки; акты применения, устанавливающие санкции в отношении

конкретных лиц ( приказ о вынесе­нии выговора, об увольнении за прогул и т.д ).

1.3. Общее понятие локальных нормативных актов акционерных обществ

Акционерное общество является корпорацией, в качестве которой ему присущи

следующие основные признаки.

Акционерное общество является коммерческой организацией, уставной

капитал которой разделен на определенное число акций равной номиналь­ной

стоимости для каждого их типа. Акции акционерного общества удосто­веряют не

вещные,а обязательственные права акционеров по отношению к обществу. Поэтому

акционер вправе отчуждать принадлежащие ему акции, но не может требовать выдела

принадлежащей ему доли имущества или вып­латы ее денежного эквивалента. Акции

акционерного общества по российс­кому законодательству являются исключительно

именными и могут быть обыкновенными и привилегированными.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков,

связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадле­жащих им акций.

Акционерное общество как юридическое лицо и самостоя­тельно хозяйствующий

субъект само отвечает перед кредиторами принадле­жащим ему имуществом.

Крупный капитал, сосредоточенный в акционерном обществе, требует

квалифицированного управления. Российские акционерные общества, подоб­но

акционерным компаниям стран с континентальным законодательством, имеют

трехзвенную систему организации управления: общее собрание акци­онеров - высший

орган акционерного общества, совет директоров (наблю­дательный совет) общества

и исполнительный орган. При этом общее соб­рание акционеров и совет директоров

(наблюдательный совет) имеют иск­лючительную компетенцию, а исполнительные

органы - коллегиальный (правление, дирекция) и единоличный (генеральный

директор,директор) - остаточную.

Законодательством установлено, что акционерные общества должны вести свои

дела публично: открытые - во всех случаях, закрытые - в случаях,

предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных общест­вах" ( или далее -

Закон) и в порядке, установленном Федеральной ко­миссией по ценным бумагам и

фондовому рынку при Правительстве Российс-

кой Федерации ( ныне Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и фон­довому

рынку Российской Федерации). Данная публичность обеспечивается путем ежегодной

публикации в средствах массовой информации сведений об акционерном обществе.

Это сделано в интересах акционеров и тех юриди­ческих или физических лиц ,

которые вступают в те или иные отношения с акционерным обществом.

Правовое положение акционерных обществ на уровне централизованно­го

государственного регулирования определяется конституционными норма­ми о свободе

экономической деятельности ( ч.1 ст.8 Конституции РФ); о равной защите частной,

государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч.2 ст.8); о праве

каждого гражданина на свободное ис­пользование своих способностей и имущества

для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической

деятельности (ч.1 ст.34); об ограничении экономической

деятельности,направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2

ст.34); об охране частной собствен­ности и праве каждого иметь имущество в

собственности, владеть, поль­зоваться и распоряжаться им как единолично, так и

совместно с другими лицами (ч.1,2 ст.35); о свободе труда и праве человека

свободно распо­ряжаться своими способностями к труду (ч.1 ст.37); об

обязанности гражданина платить законно установленные налоги и сборы (ст.57); об

установлении правовых основ единого рынка, финансового,валютного, кре­дитного,

таможенного регулирования, денежной эмиссии, основ ценовой политики (п."ж"

ст.71 Конституции РФ) и др.

Конституционные нормы дополняются и конкретизируются принятыми в соответствии

с Конституцией РФ, в развитие ее основных положений феде­ральными законами.

Так, деятельность акционерных обществ на уровне централизованного

законодательства регламентируется Гражданским кодек­сом РФ, Федеральными

законами "Об акционерных обществах", "О привати-

зации государственного имущества и об основах приватизации муниципаль­ного

имущества в Российской Федерации".

Гражданский кодекс РФ определяет конструкцию акционерного общест­ва и

предусматривает минимальные гарантии прав акционеров и кредиторов общества.

Федеральный закон "Об акционерных обществах" в соответствии с Гражданским

кодексом РФ регулирует порядок создания и правовое положе­ние акционерного

общества, права и обязанности акционеров, обеспечива­ет защиту их прав и

законных интересов (ст.1 Закона).

Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах

приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" регламентирует

преобразование государственных или муниципальных уни­тарных предприятий в

акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной

или муниципальной собственности (ст.20), а также устанавливает специфику

продажи акций открытых акционерных об­ществ, созданных в процессе приватизации,

их работникам (ст.25).

Кроме того отдельные вопросы акционерной формы предприниматель­ской

деятельности также регулируется гражданско-правовыми нормами мно­гих отраслей

законодательства ( трудового,налогового,таможенного и пр.), а также

общегосударственными подзаконными актами (указами Прези­дента РФ,

постановлениями Правительства РФ и т.д.).

Вместе с тем совокупность централизованных норм не исчерпывает всех аспектов

правовой регламентации деятельности акционерных обществ, но формирует основные

направления развития подзаконных нормативных ак­тов ( принимаемых органами

государственного управления и уполномочен­ными общественными организациями), а

также локальных нормативных ак­тов, разрабатываемых и утверждаемых самими

акционерными обществами.

Многочисленные нормы Федерального закона "Об акционерных общест-

вах" содержат отсылки к внутренним документам общества (то есть к ло­кальным

нормативным актам), что подчеркивает значение локального нор­мотворчества в

построении единой системы законодательства. До введения указанного Закона лишь

отдельные акционерные общества принимали и ру­ководствовались в своей

деятельности локальными документами, то в нас­тоящий момент в целом ряде

случаев их отсутствие ставит в юридически ущербное положение как само

акционерное общество, так и других участ­ников акционерных отношений. При этом

Закон не устанавливает полного перечня локальных нормативных актов, но

упоминает только основные из них, без которых невозможно функционирование

акционерного общества.

Обеспечивая упорядоченность всей деятельности акционерного об­щества -

административно-распорядительной, производственно-хозяйствен­ной, финансовой,

социально, управления персоналом и т.д., локальное нормотворчество обоснованно

встраивается в механизм организации корпо­ративного управления. Принимаемые

акционерным обществом и не противо­речащие законодательству локальные правовые

акты имеют юридически обя­зательную силу не только внутри общества, но и в его

внешней деятель­ности. Так, локальные нормативные акты акционерных обществ,

непосредс­твенно связанные с регулированием взаимоотношений общества с

государс­твенными и муниципальными органами власти и управления, коммерческими

и некоммерческими организациями, имеют обязательную юридическую силу для

правоохранительных органов ( судов общей юрисдикции и арбитражных судов,

прокуратуры и пр.), в частности , при рассмотрении любых спо­ров, вытекающих

как из внутренней деятельности общества (например, из взаимоотношений

администрации и персонала), так и из его внешней дея­тельности ( например, при

исполнении заключенных с контрагентами дого­воров).

Как и все локальные нормативные акты, акты акционерного общества

имеют исходят из федерального законодательства и не могут противоре­чить ему.

Кроме того они на уровне акционерного общества обеспечивают исполнение законов

и правовых актов государственного управления. При этом локальные нормативные

акты акционерного общества не нуждаются в утверждении или одобрении

какими-нибудь органами государственного уп­равления. Эти акты распространяются

на всех субъектов,вступающих в правоотношения с акционерным обществом, как во

внутренней, так и во внешней сферах его деятельности, и учитываются судебными и

иными пра­воохранительными органами,являясь для них правообразующими

источника­ми.

Как и другие локальные акты, нормативные локальные акты акционер­ного

общества формируются двумя способами: либо на основании их конк­ретного

упоминания в Законе ( это относится,например, к уставу акцио­нерного общества);

либо - на основании потребностей акционерного об­щества для регулирования

отдельных сторон его деятельности ( эти ло­кальные акты как " внутренние

документы" упомянуты в ч.5 ст.49, ч.2 ст.66, ч.1 ст.68 и в ряде других статей

Закона ). В этой связи локаль­ные нормативные акты акционерных обществ весьма

многочисленны и разно­образны, также различна и их классификация,

осуществленная отдельными авторами.

Так, например, Шиткиной И.С./1/ предлагается разграничить локаль­ные

нормативные акты акционерного общества на следующие категории:

---------------------------------------------------------------------

1./Шиткина И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного

об­щества.Комплект локальных нормативных актов.- М.: Фонд"Правовая

куль­тура",1997. с.11

1) Акты, определяющие основы локального нормотворчества (Положе­ние

о порядке разработки и принятия в акционерном обществе локальных нормативных

актов);

2) Акты, устанавливающие правовой режим и процедуру изменения ус­тавного

капитала акционерного общества (Положение об изменении устав­ного капитала

акционерного общества);

3) Акты, регулирующие проблему создания фондов и резервов акцио­нерного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.