реферат, рефераты скачать
 

Недвижимое имущество как объект гражданского права


Федерации на общих основаниях». (2.13, с.183).

Ценные бумаги как объект гражданского права отличаются некоторой

особенностью.

«Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением

установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права,

осуществление ими передача которых возможны только при его предъявлении. По

данному признаку ценные бумаги отличаются от других объектов гражданских

прав, поскольку при исполнении гражданско-правовой сделки, по общему

правилу, не требуется предъявления документа, подтверждающего заключение

данной сделки.

С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в

совокупности». (ст.142 ГК). «Не может иметь места частичная передача прав,

удостоверенных ценной бумагой (например, при передаче ценной бумаги нельзя

передать лишь часть указанной в ней суммы)». (2.13, с.185).

«К ценным бумагам относятся государственная облигация, облигация,

вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская

сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные

ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в

установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг». (ст.143 ГК).

Таким образом, на перечисленные и кратко охарактеризованные выше виды

имущества как одного из объектов гражданского права направлены права и

обязанности субъектов правоотношений, что предполагает правовое

регулирование этих отношений людей по поводу вещей.

В частности, ст.136 ГК раскрывает, что «поступления полученные в

результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат

лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не

предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об

использовании этого имущества» (ст.136 ГК). Закон различает «естественные

плоды – приплод животных, плоды фруктовых деревьев и т.п., создаваемые

самой вещью, и доходы, которые вещь приносит, если она находится в

гражданском обороте, например, наемная плата, проценты, полученные по

кредиту, и т.п., а также продукцию, полученную в результате

целенаправленного использования вещей в производственной

деятельности».(2.13, с.179).

В данном случае эта норма права является диспозитивной. «Законом,

иными нормативными актами или договором может быть установлено, что плоды,

продукция и доходы поступят в собственность не законного владельца, а

другого лица. К примеру, на унитарных государственных и муниципальных

предприятиях плоды, продукция и доходы, полученные от использования

имущества, являются государственной собственностью и поступают в

хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или

учреждения.

Собственник имущества при передаче его в пользование другому лицу на

основании договора найма, ссуды и др. должен иметь в виду, что если в

договоре не будет предусмотрено условие о приобретении собственником

плодов, продукции и доходов от использования имущества, то они на основании

статьи 136 ГК поступят в собственность законного владельца». (2.13, с.180)

1.2.2. Выполнение работ и оказание услуг наряду с вещами гражданское

законодательство относит к объектам гражданских прав. «Под работами

понимаются действия, направленные на достижение материального результата,

который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином

качественном изменении, например, ремонте. Причем результат работы заранее

известен и определяется лицом, заказавшим их выполнение, а вот способ по

общему правилу определяется исполнителем.

Выполнение работ (их результаты) являются объектами гражданского права

преимущественно в обязательных правоотношениях, т.е. в обязательствах лица

перед другим лицом, возникающих из договора или иного юридического факта.

Так, в силу договора подряда подрядчик обязуется выполнить определенную

работу по заданию заказчика, а заказчик принять и оплатить выполненную

работу.

Услуга в отличие от работы представляет собой действия или

деятельность, осуществляемые по заказу, которые не имеют материального

результата (например, деятельность хранителя, комиссионера, переводчика и

т.п.). Следует иметь в виду, что некоторые услуги могут иметь материальный

результат, но этот результат неотделим от самого действия или деятельности»

(2.3, с.121).

1.2.3. «Информация как объект гражданского права представляет собой

служебную или коммерческую тайну. Информация является таковой, если она

имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу

неизвестности ее третьим лицам, к ней свободного доступа на законном

основании и обладатель информации принимает меры к охране ее

конфиденциальности». (2.13, с.181).

«Статья 139 ГК предусматривает защиту прав обладателя сведений, для

определения которых применено широкое понятие «информация», не попадающих

под охрану норм патентного, авторского права или иного специального

законодательства.

Основами гражданского законодательства была введена защита технической

организационной и коммерческой информации, составляющей секреты

производства («ноу-хау»), в качестве особого объекта гражданского права.

Как и в Основах ГЗ, ГК установлен один общий признак, которым должна

обладать охраняемая информация – «коммерческая ценность», т.е. способность

быть объектом рыночного оборота. Условием предоставления защиты служит

принятие правообладателем всех необходимых мер для обеспечения ее

конфиденциальности. При соблюдении этих требований под правила статьи

попадают, таким образом, любые знания, включая практический опыт

специалистов, применяемые не только в производстве, но и в других областях

хозяйственной деятельности: торговле, маркетинге, менеджменте, иных

управленческих услугах.

Нормы о коммерческой тайне содержатся и в ряде других российских

законов (Закон о конкуренции, Закон РФ «О средствах массовой информации» и

др.). Срок ее защиты не определен. Права на коммерческую тайну действуют,

пока соблюдаются условия их защиты.

Вызывает сомнение правомерность распространения условий охраны

коммерческой тайны на служебную. Это разноплановые понятия. Сохранение в

тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой

ценностью (хотя такая информация и может содержать сведения коммерческого

характера). Запрет ее разглашения основывается на законодательстве,

регламентирующем отдельные сферы деятельности. (Например, Законы РФ «О

федеральных органах налоговой полиции», «О страховании», «О связи»).

Определенные категории работников такой сферы деятельности обязаны

сохранять в тайне сведения, к которым они имеют доступ в связи с

выполняемой работой (банковские служащие, работники связи, налоговые

инспекторы, страховые агенты, врачи и др.).

Охраняемая информация может быть использована другими лицами при

соблюдении двух условий: получения самой информации законным путем и

получения разрешения правообладателя на такое использование («бесплатная

лицензия»).

Отношения между правообладателем (лицензиаром) и пользователем

(лицензиатом) оформляются лицензионным договором. Во всех договорах,

предусматривающих передачу прав на использование сведений, составляющих

коммерческую тайну, на пользователя должна быть возложена обязанность по

соблюдению ее конфиденциальности». (2.7, с.289-291).

1.2.4. Интеллектуальная собственность как объект гражданского права

представляет собой «права на результаты творческой деятельности человека и

приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, выпускаемой

ими продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование,

товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Эти объекты регулируются

специальным законодательством. Закон об авторском праве регулирует

авторские права в связи с созданием и использованием произведений науки,

литературы и искусства и смежные права, возникающие в связи с созданием и

использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций

эфирного или кабельного вещания.

Патентным законом РФ регулируются имущественные, а также связанные с

ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием,

правовой охраной и использованием изобретений, полученных моделей и

промышленных образцов. Такие объекты принято называть промышленной

собственностью. Эти отношения регулируют и другие законы». (2.13, с.181).

«К числу основных нормативных актов в сфере защиты результатов

интеллектуальной деятельности относятся также Закон о правовой охране

программ, Закон о правовой охране топологий ИМС и Закон РФ «О селекционных

достижениях». Средства индивидуализации товаров и их производителей

защищаются Законом о товарных знаках». (2.7, с.286-287).

1.2.5. Нематериальные блага как объект гражданского права.

Гражданское законодательство в числе нематериальных благ называет

«жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и

доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и

семейную тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и

жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные

права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения

или в силу закона, что связано с признанием и гарантированием Конституцией

РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и

нормам международного права.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно

действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов,

деятельность законодательной и исполнительной власти, местного

самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.17,18 Конституции РФ). По

Конституции РФ (ст.21) защита достоинства личности безусловна.

Вступивший в силу с 1 октября 1993 г. Закон РФ «О праве граждан Российской

Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в

пределах Российской Федерации» также регулирует защиту прав, указанных в

ст.150 ГК.

Защита нематериальных благ осуществляется гражданским

законодательством в предусмотренном им случаях и порядке». (2.13., с.195-

196).

2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕДВИЖИМОСТИ КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.

К недвижимости согласно п.1. ст.130 ГК, во-первых, относятся объекты

естественного происхождения – участки земли, участки недр и обособленные

водные объекты.

2.1.1. Земельный участок представляет собой земли, отделенные на местности

(в натуре) от иных земель при помощи границ.

«До 1990 г. определяющим в содержании и развитии земельного

законодательства было существование института исключительной

государственной собственности на землю. Следствием этого был прямой запрет

на совершение сделок с землей. Совершение таковых признавалось юридически

(в том числе уголовно) наказуемым деянием.

Начиная с 1990 г. по настоящее время можно выделить три основных этапа

становления земельного законодательства.

Первый этап (1990 – сентябрь 1993 г.г.). Для этого этапа характерны

переход от закрепления в законодательстве исключительной государственной

собственности на землю к легальному признанию множественности ее форм и их

равной защиты. Одновременно происходит переход от абсолютного запрещения

сделок с землей к их разрешению: законодательство предусматривает

возможность совершения некоторых сделок, ограничивая их по субъективному

признаку (сначала только граждане) и устанавливая исчерпывающий перечень

случаев их совершения. С первым этапом связано также легальное признание

земельных участков недвижимым имуществом, о чем говорится в ст.4 Основ

гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., ст.1

Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г.,

ст.1 Закона РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14

июля 1992 г.

В 1992 г. в Конституцию (Основной Закон) РФ были внесены изменения,

смысл которых состоял в признании множественности форм собственности на

землю: государственная, муниципальная, частная (юридических лиц и граждан),

коллективная (общая совместная и общая долевая). Был снят мораторий на

продажу земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам и

используемых для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, для

садоводства и индивидуального жилищного строительства.

В дальнейшем Указом Президента РФ «О порядке установления нормы

бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан от 2 марта

1992 г. была определена среднерайонная норма бесплатной передачи земель в

собственность.

Указом Президента РФ «о дополнительных мерах по наделению граждан

земельными участками» от 23 апреля 1993 г. гражданам при перерегистрации

земельного участка, ранее предоставленного им бесплатно в пользование, не

только оформлялось право собственности в отношении участка или его части в

пределах действующих на момент перерегистрации предельных норм

предоставления земельных участков, но и было предоставлено право выкупить

по своему желанию остальную часть участка в собственность. (ст.4 Указа).

Отличительной чертой второго этапа развития земельного

законодательства (октябрь 1993-1996 г.г.) стали объявления земельных

участков недвижимости имуществом и разрешение всех основных видов сделок с

землей. Указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и

развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. земельные участки

и все, что прочно с ними связано, были отнесены к недвижимости (п.1).

Граждане и юридические лица – собственники земельных участков получили

право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду,

обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве

взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ,

кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями (п.2). Права

собственности земельных долей по совершению сделок с принадлежащими им

долями были урегулированы Указом Президента РФ «О реализации

конституционных прав граждан на землю от 7 марта 1996 г. (п.4). В том числе

был предусмотрен новый вид сделок с землей – передача земельной доли на

условиях договора ренты и пожизненного содержания.

Для третьего этапа развития законодательства о земле характерны

постановка в качестве цели создания единого правового режима недвижимого

имущества и первые попытки формирования объектов недвижимости, их

государственного учета, оценки и регистрации прав на них, исходя из

общности правового режима земли и находящихся на ней зданий, строений,

сооружений и др.

Этот вывод следует как из Федерального закона «О государственной

регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997

г., так и из подзаконных нормативных правовых актов. Например, Указом

Президента РФ от 16 мая 1997 г. «О гарантиях собственников объектов

недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими

объектами» установлено следующее правило: «Приватизацию зданий, строений,

сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществлять в

дальнейшем, как правило, вместе с земельными участками (соответствующей

долей земельного участка), на которых они расположены».

В целом имеющееся федеральное земельное законодательство выглядит

следующим образом:

Во-первых, при наличии кодифицированного акта – ЗК РСФСР, принятого 25

апреля 1991 года, земельные отношения регулируются также рядом иных

социальных законодательных актов. Законом РСФСР «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г.; Законом РФ «О плате за землю»

от 11 октября 1991 г.; Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на

получение в частную собственность и на продажу земельных участков для

ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и

индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря

1992 г. и др.

Во-вторых, Указом Президента РФ «О приведении земельного

законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией

Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. значительная часть статей ЗК

РСФСР (около 40%) признана недействующей, и ЗК не может регулировать

земельные отношения в полной мере. Попытки провести новую кодификацию

земельного законодательства (принять новый земельный кодекс) не имеют

успешного завершения». (2.1, с.51-53).

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.9) земля может

находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах

собственности. Государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной

собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при

совершении сделок с ней. Если согласно прежнему гражданскому

законодательству земля была объектом исключительной государственной

собственности, то по действующему ГК РФ государственная собственность на

землю определяется по так называемому остаточному принципу: земля, не

находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных

образований, является государственной собственностью (ст.214 ГК).

Частная собственность на землю может принадлежать как гражданам, так и

юридическим лицам. В индивидуальной частной собственности граждан могут

находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского)

хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества,

животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства,

строительства индивидуальных гаражей, предпринимательской деятельности,

иных, не запрещенных законом целей.

Наряду с индивидуальной частной собственностью на землю граждан

действующее законодательство предусматривает также общую долевую

собственность на землю с определением для каждого собственника конкретной

земельной доли и общую совместную собственность без определения земельных

долей собственников. Так, после приватизации сельскохозяйственных земель,

находившихся в государственной собственности, они стали собственностью

бывших членов коллективов, вышедших из колхозов и совхозов, с выделением

земельных долей, и работников сельскохозяйственных предприятий – на праве

общей (совместной или долевой) собственности на землю (Указ Президента РФ

от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной

реформы в РСФСР»).

В совместной собственности членов крестьянского (фермерского)

хозяйства, если законом или договором между ними не установлено иное (Закон

РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»),

находится предоставленный или приобретенный земельный участок (ст.257, 258

ГК).

Общая совместная собственность устанавливается также на земли общего

пользования садоводческих товариществ, животноводческих, дачных, гаражных

кооперативов.

Говоря об общей долевой собственности, необходимо уточнить, что в

некоторых случаях требуется специальное регулирование отношений

собственности на землю нормами земельного законодательства. Например,

формальное применение гражданского законодательства к собственникам

земельных долей, возникших при приватизации сельскохозяйственных угодий, не

позволяет выделить земельную долю в натуре (на местности), так как получить

согласие значительного количества участников общей долевой собственности

(500-3000 человек) на выдел земельной доли в натуре (на местности),

нотариально удостоверить согласие каждого на практике невозможно.

Государственная собственность на землю существует в двух формах:

федеральной собственности Российской Федерации в целом и собственности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.