| |||||
МЕНЮ
| Недвижимое имущество как объект гражданского правасубъектов Российской Федерации – республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов». (2.1, с.54). Условия и порядок пользования земельными участками определяются согласно Конституции Российской Федерации на основе федерального закона. В соответствии со ст.52 Земельного Кодекса собственники земельных участков имеют право: самостоятельно хозяйствовать на земле; использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенными полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения; собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений; в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков; участвовать в решении вопросов мелиорации их земель; на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных нужд, а также на возмещение убытков в соответствии со статьей 97 ЗК. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственников земельных участков, за исключением случаев, установленных пунктом 7, а также правом на компетенцию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка. Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны: эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель; своевременно вносить земельный налог и арендную плату; не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами; своевременно предоставлять в соответствующий Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель; вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно- градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами. При аренде земли у местных Советов народных депутатов возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника – с согласия собственника. В этой связи необходимо отметить, что Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 года устанавливает, что при разработке градостроительной документации следует предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, определенные заданием на разработку градостроительной документации. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды и экологической безопасности, предусмотренные градостроительной документацией, а также санитарные правила. (ст.10). При осуществлении градостроительной деятельности использование земельных участков гражданами и юридическими лицами, являющимися соответственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, проводится с соблюдением разрешенного использования объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами, предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий, которые установлены проектами планировки. (ст.16). Статья 55 Земельного кодекса устанавливает гарантии прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Субъекты права государственной и муниципальной собственности на землю сами не осуществляют хозяйственной эксплуатации земли. Правомочие пользования может реализовываться ими путем присвоения части, земельной ренты, принадлежащей им как земельным собственникам и извлекаемой гражданами, юридическими лицами, иностранными государствами, использующими земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Обладая правом на земельную ренту посредством и извлечения через систему арендных платежей, подоходного налога, установления цен на продукцию и др., субъекты права государственной и муниципальной собственности могут ее не извлекать оставляя полностью или частично землепользователю, арендатору. Правомочие распоряжения земельными участками, принадлежащее субъектом права государственной и муниципальной собственности на землю, осуществляется от их имени управомоченными органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции. Таким образом, рассмотрены особенности использования участков земли как объектов естественного происхождения, которые как и участки недр, относятся к недвижимому имуществу. 2.1.2. Участки недр. Здесь необходимо отметить принцип взаимосвязи и взаимозависимости правовых режимов на земле – и недропользования, который проявляется в двух основных положениях. Во-первых, согласно ЗК РСФСР (ст.52), собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в пределах своих земельных участков имеют право без специального разрешения в установленном порядке использовать общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, пресные подземные воды. Во-вторых, как это следует из норм того же ЗК РСФСР (ст.83), предоставление земельных участков для пользования недрами проводится только после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных площадей. «Следует сказать, что законы о природных ресурсах несколько по-иному определяют эти объекты применительно к праву собственности. Так, Закон РФ «О недрах» признает объектом государственной собственности недра в целом как часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». (2.7, с.274). Недра являются одним из природных объектов. Потребляемая, используемая часть недр является природным ресурсом, который, согласно Конституции Российской Федерации (ст.9), наряду с другими природными ресурсами используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К объектам прав на недра относятся государственный фонд недр Российской Федерации и участки недр. Государственный фонд недр составляет используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ Российской Федерации (Закон РФ «О недрах», ст.2). Участки же недр в виде горного отвода или геологического отвода Законом рассматриваются как объекты, которые могут предоставляться в пользование. Горный отвод представляет собой участок недр (геометризированный при помощи пространственных границ блок недр), предоставленный для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых. При определении границ горного отвода учитываются размеры участка недр, определяющие объект пользования и зоны влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки и др.). Геологический отвод представляет собой участок недр (геометризированный при помощи пространственных границ блок недр), предоставленный для геологического изучения недр. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.9), земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Конституция провозгласила равенство всех форм собственности на природные ресурсы. Однако законодательство о недрах и в первую очередь его головной акт – Закон Российской Федерации «О недрах» – не восприняли принцип множественности форм собственности на природные ресурсы и их равной правовой защиты. Указанный закон не отвергает названный принцип, равно как и нигде не употребляет термин «государственная собственность на недра». Однако по существу все формы собственности он сводит только к государственной. Так, ст.2 Закона дает понятие и состав государственного фонда недр. Согласно ей, распоряжение государственным фондом недр осуществляется путем принятия совместных решений государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Право пользования недрами является производным от права собственности на недра. Это основной вид прав на участки недр. В зависимости от сроков пользование участками недр подразделяется на бессрочное («без ограничения срока») и срочное («на определенный срок»). Других видов прав на недра – владение, аренду – Закон РФ «О недрах» не предусматривает. Участки недр предоставляются в пользование для: а) геологического изучения; б) добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним производств; в) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; г) образований особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказчики, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); д) сбора минералогических палеонтологических и других геологических коллекционных материалов». (2.5, с.235-236). «Пользователями участков недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых, торфа, пресных подземных вод, а также для строительства подземных сооружений для своих нужд в пределах участка недр могут быть любые юридические лица и граждане. Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия». (2.5, с.236). «В соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г., пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность связанная с пользования недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр». (2.5., с.237-238). «Гражданским законодательством к недвижимости кроме участков земли и участков недр как объектов естественного происхождения отнесены и обособленные водные объекты». (2.5, с.242). 2.1.3. Обособленный водный объект. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (ст.1 Водного кодекса от 18.10.95 г.) В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации, водные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако ВК РФ (ст.34) устанавливает, что в Российской Федерации предусмотрена только государственная собственность на водные объекты в целом. Обособленные же водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться не только в государственной собственности, но и в муниципальной, а также принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты, не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью (ст.35 ВК). В государственной собственности находятся водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации (федеральная собственность), и водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках своей компетенции. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. (ст.35 ВК). Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью, владение, пользование и распоряжение которой осуществляют соответствующие органы местного самоуправления. В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд (ст.39 ВК). Статьей 41 ВК предусмотрены права на водные объекты лиц, не являющихся их собственниками: право долгосрочного пользования; право краткосрочного пользования; право ограниченного пользования (водный сервитут). Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов. Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок от трех до двадцати пяти лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. (ст.42 ВК). Водным кодексом установлены формы ограниченного пользования водным объектом – публичный и частный водные сервитуты. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Общие положения о сервитутах, предусмотренные ГК, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ВК. Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях: забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопоя и пригона скота; использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств. Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ или договором, для его осуществления не требуется лицензии на водоиспользование. Права пользования водными объектами приобретаются и переходят от одного лица к другому на основании лицензии на водопользование, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Статья 59 ВК предусматривает государственную регистрацию договоров пользования водными объектами. Статья 86 ВК раскрывает понятие общего и специального водопользования. Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных соответствующими органами местного самоуправления по согласованию специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности. Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, допускается на условиях, установленных собственником по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении в соответствии с порядком объявления, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Гражданским кодексом (п.1 ст.130), к недвижимому имуществу, во-вторых, отнесено все то, что прочно связано с землей, - леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и другие объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. Будучи отделенными от нее, они становятся движимыми вещами. 2.1.4. Леса. Леса как объект недвижимости занимают центральное место в составе элементов лесного фонда. «Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии». (2.5, с.246). Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности государственной, муниципальной и частной. «Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности, которая в данный период развития российского общества является доминирующей среды других форм собственности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Российской Федерации производится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов». (2.5, с.248). Статья 20 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 г. предусматривает право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению. Лесным кодексом установлены публичный и частный лесные сервитуты. Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|