реферат, рефераты скачать
 

Недвижимое имущество как объект гражданского права


субъектов Российской Федерации – республик в составе Российской Федерации,

краев, областей, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга,

автономных областей и автономных округов». (2.1, с.54).

Условия и порядок пользования земельными участками определяются

согласно Конституции Российской Федерации на основе федерального закона.

В соответствии со ст.52 Земельного Кодекса собственники земельных

участков имеют право:

самостоятельно хозяйствовать на земле;

использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на

земельном участке общераспространенными полезные ископаемые, торф, лесные

угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и

сооружения;

собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и

насаждений;

в установленном порядке проводить оросительные, осушительные,

культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные

водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования

земельных участков;

участвовать в решении вопросов мелиорации их земель;

на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при

предоставлении для государственных нужд, а также на возмещение убытков в

соответствии со статьей 97 ЗК.

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами

собственников земельных участков, за исключением случаев, установленных

пунктом 7, а также правом на компетенцию вложенных затрат на повышение

плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и

арендаторы обязаны:

эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением,

повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства,

не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате

своей хозяйственной деятельности;

осуществлять комплекс мероприятий по охране земель;

своевременно вносить земельный налог и арендную плату;

не нарушать права других собственников земельных участков,

землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок

пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

своевременно предоставлять в соответствующий Совет народных депутатов

установленные законодательством сведения о состоянии и использовании

земель;

вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными

нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-

градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами. При

аренде земли у местных Советов народных депутатов возводить жилые,

производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в

соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при

аренде земли у собственника – с согласия собственника.

В этой связи необходимо отметить, что Градостроительный кодекс

Российской Федерации от 7 мая 1998 года устанавливает, что при разработке

градостроительной документации следует предусматривать мероприятия по

охране окружающей природной среды, определенные заданием на разработку

градостроительной документации.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков

и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной

деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды и

экологической безопасности, предусмотренные градостроительной

документацией, а также санитарные правила. (ст.10).

При осуществлении градостроительной деятельности использование

земельных участков гражданами и юридическими лицами, являющимися

соответственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами

земельных участков, проводится с соблюдением разрешенного использования

объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами,

предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий,

которые установлены проектами планировки. (ст.16).

Статья 55 Земельного кодекса устанавливает гарантии прав собственников

земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности на землю

сами не осуществляют хозяйственной эксплуатации земли. Правомочие

пользования может реализовываться ими путем присвоения части, земельной

ренты, принадлежащей им как земельным собственникам и извлекаемой

гражданами, юридическими лицами, иностранными государствами, использующими

земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Обладая правом на земельную ренту посредством и извлечения через систему

арендных платежей, подоходного налога, установления цен на продукцию и др.,

субъекты права государственной и муниципальной собственности могут ее не

извлекать оставляя полностью или частично землепользователю, арендатору.

Правомочие распоряжения земельными участками, принадлежащее субъектом права

государственной и муниципальной собственности на землю, осуществляется от

их имени управомоченными органами государственной власти и местного

самоуправления в пределах их компетенции.

Таким образом, рассмотрены особенности использования участков земли

как объектов естественного происхождения, которые как и участки недр,

относятся к недвижимому имуществу.

2.1.2. Участки недр.

Здесь необходимо отметить принцип взаимосвязи и взаимозависимости

правовых режимов на земле – и недропользования, который проявляется в двух

основных положениях. Во-первых, согласно ЗК РСФСР (ст.52), собственники

земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в

пределах своих земельных участков имеют право без специального разрешения в

установленном порядке использовать общераспространенные полезные

ископаемые, торф, водные объекты, пресные подземные воды. Во-вторых, как

это следует из норм того же ЗК РСФСР (ст.83), предоставление земельных

участков для пользования недрами проводится только после оформления горного

отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее

отработанных площадей.

«Следует сказать, что законы о природных ресурсах несколько по-иному

определяют эти объекты применительно к праву собственности. Так, Закон РФ

«О недрах» признает объектом государственной собственности недра в целом

как часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя и дна водоемов,

простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и

освоения». (2.7, с.274).

Недра являются одним из природных объектов. Потребляемая, используемая

часть недр является природным ресурсом, который, согласно Конституции

Российской Федерации (ст.9), наряду с другими природными ресурсами

используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и

деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К объектам прав на недра относятся государственный фонд недр Российской

Федерации и участки недр. Государственный фонд недр составляет используемые

участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ

Российской Федерации (Закон РФ «О недрах», ст.2). Участки же недр в виде

горного отвода или геологического отвода Законом рассматриваются как

объекты, которые могут предоставляться в пользование.

Горный отвод представляет собой участок недр (геометризированный при помощи

пространственных границ блок недр), предоставленный для добычи полезных

ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных

с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических

объектов, а также для проведения геологического изучения недр с

одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных

ископаемых.

При определении границ горного отвода учитываются размеры участка

недр, определяющие объект пользования и зоны влияния работ, связанных с

пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки и др.).

Геологический отвод представляет собой участок недр

(геометризированный при помощи пространственных границ блок недр),

предоставленный для геологического изучения недр.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.9), земля и

другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,

муниципальной и иных формах собственности.

Конституция провозгласила равенство всех форм собственности на

природные ресурсы. Однако законодательство о недрах и в первую очередь его

головной акт – Закон Российской Федерации «О недрах» – не восприняли

принцип множественности форм собственности на природные ресурсы и их равной

правовой защиты. Указанный закон не отвергает названный принцип, равно как

и нигде не употребляет термин «государственная собственность на недра».

Однако по существу все формы собственности он сводит только к

государственной. Так, ст.2 Закона дает понятие и состав государственного

фонда недр. Согласно ей, распоряжение государственным фондом недр

осуществляется путем принятия совместных решений государственных органов

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Право пользования недрами является производным от права собственности

на недра. Это основной вид прав на участки недр. В зависимости от сроков

пользование участками недр подразделяется на бессрочное («без ограничения

срока») и срочное («на определенный срок»). Других видов прав на недра –

владение, аренду – Закон РФ «О недрах» не предусматривает.

Участки недр предоставляются в пользование для:

а) геологического изучения;

б) добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов

горнодобывающего и связанных с ним производств;

в) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых;

г) образований особо охраняемых геологических объектов, имеющих

научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное

значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказчики,

памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

д) сбора минералогических палеонтологических и других геологических

коллекционных материалов». (2.5, с.235-236).

«Пользователями участков недр для добычи общераспространенных полезных

ископаемых, торфа, пресных подземных вод, а также для строительства

подземных сооружений для своих нужд в пределах участка недр могут быть

любые юридические лица и граждане. Пользователями недр для добычи

радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия». (2.5,

с.236).

«В соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования

недрами», утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992

г., пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право

осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с

предоставленной лицензией. Любая деятельность связанная с пользования

недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия

пользователя недр». (2.5., с.237-238).

«Гражданским законодательством к недвижимости кроме участков земли и

участков недр как объектов естественного происхождения отнесены и

обособленные водные объекты». (2.5, с.242).

2.1.3. Обособленный водный объект.

Обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и

непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими

поверхностными водными объектами (ст.1 Водного кодекса от 18.10.95 г.)

В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации, водные

объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных

формах собственности.

Однако ВК РФ (ст.34) устанавливает, что в Российской Федерации

предусмотрена только государственная собственность на водные объекты в

целом. Обособленные же водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться

не только в государственной собственности, но и в муниципальной, а также

принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные

водные объекты.

Обособленные водные объекты, не находящиеся в муниципальной

собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются

государственной собственностью (ст.35 ВК). В государственной собственности

находятся водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской

Федерации (федеральная собственность), и водные объекты, принадлежащие на

праве собственности субъектам Российской Федерации (федеральная

собственность), и водные объекты, принадлежащие на праве собственности

субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской

Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках

своей компетенции.

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не

подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и

юридическим лицам. (ст.35 ВК).

Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности

городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям,

являются муниципальной собственностью, владение, пользование и распоряжение

которой осуществляют соответствующие органы местного самоуправления. В

муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты,

предназначенные для муниципальных нужд (ст.39 ВК).

Статьей 41 ВК предусмотрены права на водные объекты лиц, не являющихся

их собственниками:

право долгосрочного пользования;

право краткосрочного пользования;

право ограниченного пользования (водный сервитут).

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности,

предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и

краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного

потенциала и экологического состояния водных объектов. Право краткосрочного

пользования водным объектом устанавливается на срок от трех до двадцати

пяти лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по

инициативе водопользователя в установленном порядке. (ст.42 ВК).

Водным кодексом установлены формы ограниченного пользования водным

объектом – публичный и частный водные сервитуты. Каждый может пользоваться

водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное

не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный

сервитут).

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в

долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу

иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Общие положения о

сервитутах, предусмотренные ГК, применяются к водным сервитутам в той мере,

в какой это не противоречит требованиям ВК.

Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:

забора воды без применения сооружений, технических средств и

устройств;

водопоя и пригона скота;

использования водных объектов в качестве водных путей для паромов,

лодок и других маломерных плавательных средств.

Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ или

договором, для его осуществления не требуется лицензии на

водоиспользование.

Права пользования водными объектами приобретаются и переходят от

одного лица к другому на основании лицензии на водопользование, выдаваемой

специально уполномоченным государственным органом управления использованием

и охраной водного фонда, и заключенного в соответствии с ней договора

пользования водным объектом.

Статья 59 ВК предусматривает государственную регистрацию договоров

пользования водными объектами.

Статья 86 ВК раскрывает понятие общего и специального водопользования.

Использование водных объектов без применения сооружений, технических

средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами

и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.

Использование водных объектов с применением сооружений, технических

средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами

и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за

исключением случаев использования водных объектов для плавания на

маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных

судов.

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в

муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных

соответствующими органами местного самоуправления по согласованию

специально уполномоченным государственным органом управления использованием

и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в

установленном порядке об условиях общего водопользования или о его

запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности.

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в

собственности граждан или юридических лиц, допускается на условиях,

установленных собственником по согласованию со специально уполномоченным

государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях

общего водопользования или о его запрещении в соответствии с порядком

объявления, установленным органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации.

В соответствии с Гражданским кодексом (п.1 ст.130), к недвижимому

имуществу, во-вторых, отнесено все то, что прочно связано с землей, - леса,

многолетние насаждения, здания, сооружения и другие объекты, перемещение

которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Эти объекты

признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. Будучи

отделенными от нее, они становятся движимыми вещами.

2.1.4. Леса.

Леса как объект недвижимости занимают центральное место в составе

элементов лесного фонда.

«Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность

земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных,

микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды,

биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии».

(2.5, с.246).

Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности

государственной, муниципальной и частной.

«Основная часть лесного фонда находится в государственной

собственности, которая в данный период развития российского общества

является доминирующей среды других форм собственности на леса.

Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на

леса и собственностью субъектов Российской Федерации производится на основе

закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.

К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки

городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и

районов». (2.5, с.248).

Статья 20 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 г. предусматривает право

собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую

растительность, расположенную на земельном участке.

Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате

хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке

после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу,

является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается

по своему усмотрению.

Лесным кодексом установлены публичный и частный лесные сервитуты.

Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.