| |||||
МЕНЮ
| Билеты по методике обучения иностранным языкамp> между иностранным и родным языками, учебный план курса иностранного языка, наличие материальной базы и т.д. Субъективные: личность учителя и учащегося, их индивидуальности. Классификация методов по Бабанскому: В связи с расширением научных, экономических, культурных, туристических связей появилась потребность в короткие сроки овладеть языком и речью на иностранном языке на коммуникативно достаточном уровне, который позволял бы общаться на иностранном языке с его носителями. Перед педагогами возникла задача создать систему обучения, конечной целью которой было научение общению на иностранном языке в наиболее сжатые сроки. Виды интенсивного обучения: УЛУР по программе сеанса, после которого на занятиях выполняются различные упражнения коммуникативного характера. Г.А.Китайгородской. Главным критерием такой методики является активизация всех резервов личности учащегося в процессе коллективного (группового) обучения общению на иностранном языке на коммуникативно достаточном уровне в заданных временных рамках. По мнению Китайгородской, можно считать два фактора определяющими в интенсивном обучении: 1. минимально необходимый срок обучения для достижения заданной коммуникативной цели при максимально возможном (для этой цели) объеме учебного материала и соответствующей его организации 2. максимальное использование всех резервов личности обучаемых взрослых в условиях творческого коммуникативного взаимодействия обучаемых и обучающего в групповом общении на иностранном языке. Основным средством стимулирования творческой активности личности обучаемых в раскрытии ее резервов является создание особого психологического климата в учебной группе, возникающего на основе доверительных и доброжелательных отношений между преподавателем и учащимися и между самими обучаемыми, повышенного эмоционального настроя всего коллектива и каждой личности путем моральной поддержки и поощрения со стороны преподавателя и коллектива. Для данного метода характерно ситуативно-тематическое организованное общение, использование ролевых игр, взаимосвязанность обучения всем видам речевой деятельности при ведущей роли аудирования и говорения, сочетание осознаваемого и неосознаваемого, принцип активности (сочетание индивидуального и группового, индивидуальное через групповое). Цель обучения иностранному языку с использованием интенсивного метода может быть разной в зависимости от этапов обучения, коммуникативных потребностей обучающихся. Наиболее полно разработана методика интенсивного обучения на начальном этапе. В некоторых формах интенсивного обучения (краткосрочные курсы) такой целью начального этапа является создание уровня повседневного общения на лексическом материале в 2500 лексических единиц и нормативной грамматике учебной речи за 120 академических часов из расчета не менее 12 часов в неделю, продолжительность каждого занятия 4 часа при следующем распределении времени: 1-я неделя – 24 часа; 2-3-я недели – 40 часов (по 5 дней); 4-5-я – 32 часа (по 4 дня); 6-я неделя – 24 часа (6 дней). Интенсивные методы получили распространение на краткосрочных курсах обучения иностранным языкам для взрослых и не все приемы и формы работы приемлемы для общеобразовательных средних школ. Но основные идеи такого обучения (ситуативно-ролевое обучение, создание коммуникативно благоприятного климата на уроке, стимулирование творческих возможностей учащихся в речевой деятельности) могут быть использованы в школе с учетом ее условий. Обучение говорению на иностранном языке: формирование и развитие умений монологической речи школьников. Говорение – продуктивный, мотивированный вид речевой деятельности, 1 из способов речевого общения, протекающий во внешнем плане. Функции: 1. информационно-коммуникативная (передача и прием информации) 2. регуляционно-коммуникативная (направлена на регулирование поведения) 3. аффективно-коммуникативная (направлена на влияние
на эмоциональную сферу человека) 2. содержание речевого акта 3. условия общения 4. своеобразие речевых партнеров Экстралингвистический контекст используется для того, чтобы приблизить
коммуникативную ситуацию к более естественной. Это называют коммуникативной
ситуацией – совокупность условий речевых и неречевых действий, необходимых
и достаточных для того, чтобы осуществлять речевые действия по намеченному
плану. Монолог – организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуальных высказываний одного лица обращенного к аудитории Монологическая речь – связное непрерывное изложение мыслей одним лицом,
обращенное к одному или нескольким лицам (аудитории) с целью достижения
необходимого воздействия на слушателя (слушателей) Особенности: 1. непрерывность (позволяет говорящему связно и полно высказывать свои мысли), доступность и понятность 2. последовательность и логичность 3. полнота и связность изложения мыслей, развернутость 4. полносоставность предложений + однонаправленность Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы. С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений и, как правило, развернутым изложением мыслей. По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания: 1. по цели высказывания: - монолог – сообщение (информативная функция) - монолог – описание (информативная функция) - монолог – рассуждение (воздейственная функция) - монолог – повествование (3 функции) - монолог – убеждение Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим
умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющихся, в
частности, во владении связующими элементами предложений – наречиями
времени (spдter, dann, weiter, kurz, darauf), причинно-следственными 2. по степени подготовленности: - подготовленная монологическая речь - неподготовленная монологическая речь (2) (собственные суждения, без опоры) Усилия учителя и учащихся должны быть направлены на 3 стороны высказывания: 1. формальная (грамматическая, лексическая, фонетическая правильность) 2. содержательная (соответствие теме) 3. соответствующая экстралингвистическим условиям Основные свойства монологических речевых умений: 1. логичность и связность изложения мыслей 2. коммуникативно мотивированное и творческое пользование языковыми средствами 3. правильность речи на коммуникативно достаточном уровне Целью обучения монологической речи является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно- мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Конечные требования программы к монологической речи учащихся VII (9)
классов: При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать
следующие критерии: Методически важными являются: Опорами могут быть: При формировании контекстной речи главной опорой является письменный или устный текст. Для развития композиционно-структурных компонентов монологических умений может быть использован образцовый, «эталонный» текст с ясной структурой, состоящей из трех частей – вступление (зачина), основной части и заключения. При этом возможно использование специальной схемы – образца построения монолога. К особым трудностям овладения связной монологической речью относятся
выбор порядка слов в предложении в связном монологическом высказывании,
постановка правильного логического ударения во фразах. 1. овладение основами монологического высказывания (4-7 кл. (5-9)) (монологические умения формируются в учебной монологической речи) 2. этап совершенствования монологических умений. На начальной стадии (4-5 кл.) на первом месте стоит развитие
монологических высказываний по картинкам, серии картинок после усвоения
языкового материала в диалогической речи. Эти высказывания, как правило, не
имеют подлинно коммуникативной ценности, они преследуют учебную цель:
употребить изучаемый или ранее усвоенный материал (лексику, грамматические
формы и синтаксические конструкции) в самостоятельной связной речи с опорой
на наглядно представленные предметы или лица, элементарные речевые
ситуации. Так, после овладения речевыми образцами ответов на вопросы в
диалогах-переспросах и диалогах-расспросах учащиеся описывают свой класс. Обучая этим элементарным высказываниям, учитель обращает внимание на последовательность в изложении мысли, на выбор порядка слов. В 6-7 классах, а затем в 8-11 могут использоваться те же опоры – наглядность, ситуация, текст, но уровень владения монологической речью будет более высоким. В старших классах тексты могут послужить материалом для обсуждения. При этом возможны различные трансформации исходного текста: частичная трансформация языковых средств (пересказ близко к тексту), частичная трансформация содержания (пересказ своими словами), комментарий, интерпретация текста при его обсуждении. На этом этапе особое значение приобретает работа с (прочитанным) текстом. Проводятся также творческие упражнения, как связанное высказывание об основных идеях отрывка (текста), поступках героев, изложение (возможно, критическое) содержания эпизодов, сцен и т.д. Эти упражнения способствуют развитию творческой монологической речи. > Упражнения в развитии монологических умений можно классифицировать по: - речевой ситуации - теме - мотивам темы - тексту (прочитанному или воспринятому на слух) Сверху 1. знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ) 2. передача содержания текста (от лица одно из персонажей) 3. изменение ситуации 1. высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания) 2. этап установления текстовых и логических связей между высказываниями 3. учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку 1. соответствие видам монолога, конкретной ситуации 2. логичность, связанность высказываний 3. объем высказываний 4. лингвистическая правильность Методика обучения умениям диалогического общения Г.В.Роговой Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек,
сам определяет структуру, композицию и языковые средства. Хотя монолог, как
и другие формы речи, мотивирован стимулом, исходящим из ситуации, он
относительно автономен от нее. Ситуация является для монолога отправным
моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду – контекст. Существует ряд разновидностей монолога, обслуживающих различные сферы общения. Это – приветственная речь, похвала, порицание, лекция, рассказ, характеристика, обвинительная или защитительная речь и т.д. Во всех этих случаях говорящий является автором своего высказывания, заинтересованным в понимании его слушающими, которые могут находиться непосредственно в поле его зрения или вне пределов непосредственного контакта (телевидение, радио). Монологическая речь всегда обладает признаками адресованности, что выражается в словах-обращениях: «Дорогие товарищи!», «Послушайте, дети…» и т.д. и интонационно. Адресованность монологической речи зависит от ее логичности, от четкой разбивки на смысловые куски, которые последовательно разворачиваются перед слушающим. Важную роль в этом плане выполняют риторические вопросы, привлекающие внимание к существенным моментам содержания. В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения – предложение, отражающее элементарное высказывание. «Путь сверху» 1. максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи. 2. Разнообразные пересказы исходного текста (например, текст «Распорядок дня Нины»): сначала близко к тексту (с минимальными преобразованиями, объективно, о лица его автора), затем от имени разных действующих лиц (мамы, брата), что ведет определенным преобразованиям, к внесению дополнений, оценки, наконец, от имени учащегося тоже с элементами оценки (для описания собственного распорядка дня). 3. предполагает изменение ситуативных условий, включает задания следующего характера: - Моя знакомая работает в зоопарке. Она ухаживает за медвежонком. Вот что она рассказывает о его распорядке дня… - Давайте представим себе распорядок дня «Человека рассеянного с улицы Бассейной». Как вы оцениваете его распорядок дня? - Ребята, вы знаете, что сейчас в космосе работают космонавты... Что вы знаете об их распорядке дня? Как они проводят свой выходной день? Таким образом, исходный текст полностью перерабатывается, тексты- монологи, представляющие собой редакцию на новую ситуацию, мотивированы, личностно-окрашены; их можно расценивать, следовательно, как собственную речь учащихся. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|