| |||||
МЕНЮ
| Правовое регулирование защиты потребителей в РФПравовое регулирование защиты потребителей в РФсмотреть на рефераты похожие на "Правовое регулирование защиты потребителей в РФ" МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Московский Государственный Открытый Университет Коломенский институт юридический факультет кафедра гражданско-правовых дисциплин тема: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РФ Дипломная работа выполнена: студенткой 5-го курса группы Ю-51 Вертепа Полиной Анатольевной Научный руководитель: к.ю.н. доцент Цветков В.Н. Допущена к защите “_____”____________2001 г. Зав. кафедрой: ____________/______________/ Коломна, 2001 г. План.
1.1 Понятие потребительского права. История возникновения…………..5 1.2. Закон РФ «О защите прав потребителей». Новеллы Закона. Основные понятия Закона ……………………………………………….8 1.3. Развитие потребительского законодательства в РФ…………………13 2.1. Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей…………………17 2.2. Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда. ……………………………………………………….22 2.3. Права общественных объединений потребителей……………………25 3.1. Гражданская ответственность……………………………………………28 3.2. Ответственность по административному законодательству………...38 3.3. Уголовно-наказуемые деяния в сфере потребительского права. ….45 4.1. Международные принципы защиты интересов потребителей……...48 4.2. Законодательство стран – участников СНГ……………………………50 Введение Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства. До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были
бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Закон «О защите прав потребителей» (далее - Закон) - один из первых
рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Существующее законодательство о защите прав потребителей не
исчерпывается одним только Законом РФ «О защите прав потребителей». Это
целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений Нормы потребительского законодательства содержатся не только в
различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Закон «О стандартизации продукции и услуг», Закон РФ «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» и ряд других нормативных актов. Основное требование к содержанию таких актов – они не должны содержать нормы, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством. Потребительское право в Российской Федерации
Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного…), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан. В начале 30-х годов для защиты потребительского права в Америке, Официальным признанием необходимости создания системы государственного
регулирования взаимоотношений с участием потребителя считается выступление информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека)[1]. Это же право гарантировано и Конституцией РФ (ст. 29 - каждому гарантируется свобода мысли и слова)[2]. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом). РФ (ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением). С тех пор 15-го марта отмечается Всемирный день защиты потребителей. Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей…»). Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя. В Российской Федерации как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 90-х годов. До этого отношения по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком»)[3]. Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан. Однако, классическое гражданское законодательство не было специально рассчитано на регулирование защиты потребителей. Первой серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области. 1.2. Закон РФ «О защите прав потребителей». Новеллы Закона. Основные понятия Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав
потребителей в РФ, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 1
января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. (далее - Закон). Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц и на потребителей – граждан, если они используют, приобретают, заказывают товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а для иных целей, например, для осуществления предпринимательской деятельности. Выводя из сферы действия Закона юридических лиц, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя – непрофессионала. Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 17 ноября 1999 года отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[4]. Впервые в законодательстве РФ были закреплены признанные международным сообществом права потребителя и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив 10-тилетний период ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений (п.3 ст.14 Закона). Одной из гарантий реализации прав потребителя на защиту стало закрепление в Законе альтернативной подсудности по выбору истца и освобождение потребителя от уплаты пошлины при предъявлении иска (п. 2 ст. 17 Закона). Основные понятия, содержащиеся в преамбуле Закона, претерпели
существенные изменения. Например, ранее потребителем признавалось лицо,
приобретающее товар без намерения извлечь в дальнейшем прибыль. Теперь
потребитель – тот, кто приобретает товары исключительно для личных,
семейных и иных бытовых нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности. Претерпело изменение и понятие Новая редакция п. 5 ст. 18 Закона не требует теперь у потребителя
кассового или товарного чека при предъявлении претензий к качеству товаров. Закон увеличил до двух лет сроки предъявления требований в отношении недостатков товара, на который гарантия не установлена (ст. 19). Прежде в этих ситуациях потребитель был вправе предъявить претензии в течение 6 месяцев со дня продажи товара с недостатками. В новой редакции Закона устранены противоречия с положениями ГК РФ в части определения цены товара при расчетах с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества. Например, в старой редакции п. 2 ст. 24 Закона в случае повышения цены товара, подлежащего замене, применялась его цена на день предъявления требования потребителя, а в случае понижения – на день покупки товара потребителем. Что противоречило п. 2 ст. 504 ГК РФ. В новой редакции цена товара ненадлежащего качества определяется на день его замены. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресекать нарушение потребительского законодательства и налагать штрафные санкции на нарушителя (ст. 40, 43 Закона). Еще одна новелла Закона – возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга лиц (ст. 46). В данной статье определен круг лиц, уполномоченных предъявлять в суд иски в интересах неопределенного круга потребителей о признании противоправными действий продавцов (изготовителей, исполнителей) на основании договоров с ними, и прекращении этих действий. В этот круг лиц включены федеральный антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров, и их территориальные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей[5]. Одно из существенных положений Закона – запрещение снижать гарантии
защиты прав потребителей по сравнению с установленными в Законе при
принятии других нормативных актов. Не менее важна норма, предоставившая
право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволило им реально участвовать в формировании потребительской политике в государстве (ст. 45). Основные понятия, определенные в Законе и используемые в данной
работе[6]: Прежняя редакция, предусматривавшая в качестве определяющего критерия отсутствие прибыли от использования товара, необоснованно исключала из сферы действия Закона ряд товаров, приносивших потребителю прибыль, хотя они приобретались и использовались для личных нужд. (работа, услуга) такого рода обычно используется; целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора; образцу и (или) описанию при продаже товаров по образцу и(или) описанию. Изменение в данное понятие было внесено Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. Недостаток становится существенным тогда, когда он не может быть устранен по тем или иным причинам, указанным в Законе. Изменение в данное понятие было внесено Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. 3. Развитие потребительского законодательства в РФ Правовое регулирование отношений по удовлетворению материальных и культурных потребностей в СССР всегда осуществлялось актами гражданского законодательства, которые являлись базой для регламентации права граждан- покупателей, заказчиков, услугополучателей. Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан. Так, согласно п. п. 1, 3 и 4 ст,77 Основ гражданского законодательства (1991 г.) и ст. 246 ГК РСФСР (1964 г.) покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по своему выбору требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при продаже, замены вещи вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо соразмерного уменьшения покупной цены[7]. Покупатель мог также вместо требований, указанных в п. 1 этой статьи Основ расторгнуть договор и, возвратив вещь ненадлежащего качества продавцу, потребовать от него возврата уплаченной за нее суммы, а если удовлетворение этих требований не покрывало его убытков, он был вправе требовать их возмещения. Важной гарантией защиты прав потребителей являлось предусмотренное ст. 294 и 367 ГК РСФСР правило о недействительности условий договоров бытового проката и бытового заказа, ограничивающих права граждан по сравнению с условиями, предусмотренными типовыми договорами и т.д. Вместе с тем наряду с безусловно положительными моментами, гражданское
законодательство специально не было рассчитано на регулирование вопросов,
связанных исключительно с охраной прав граждан. Являясь общей правовой
базой для специальных норм, направленных на охрану прав граждан, акты
кодифицированного гражданского законодательства призваны придать общий
характер основным формулировкам договоров, данных в разделе Данная в кодифицированном гражданском законодательстве до принятия
нового ГК
классификация гражданско-правовых договоров не охватывала всю фактически
существующую систему договоров. Такое положение существовало в Основах 1961
г., таким же оно осталось и в Основах гражданского законодательства 1991 г. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|