| |||||
МЕНЮ
| Правовое регулирование защиты потребителей в РФp> В актах кодифицированного гражданского законодательства отсутствовала специальная система гарантий охраны прав граждан в договорах, направленных на обслуживание их потребностей. Между тем необходимость создания такой системы диктовалась с конца 80-х начала 90-х годов прежде всего, переходом изготовителей товаров народного потребления, сферы торговли и обслуживания населения к рыночным отношениям. В условиях свободы предпринимательской деятельности, когда прибыль стала важнейшим показателем эффективности их хозяйствования изготовители товаров, исполнители, услугодатели, используя свое положение на потребительском рынке, стали диктовать потребителям невыгодные для них условия, нарушать права и интересы потребителей. Таким образом, классическое гражданское законодательство никогда не было специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг. Одной из особых черт законодательства, регулировавшего отношения с участием граждан-потребителей, являлась множественность нормативных актов, вытекающая, прежде всего, из неполноты охвата складывающихся в сфере обслуживания отношений законодательными актами. Это неизбежно влекло заполнение имевшихся пробелов подзаконными (в основном ведомственными) нормативными актами. При обильном ведомственном нормотворчестве складывалась возможность издания актов, не опиравшихся
на соответствующие нормы закона. Например, наряду с типовыми договорами по
отдельным видам бытового проката, принятие которых относилось к ведению Однако не только неполнота сама по себе, но в отдельных случаях и
прямая передача Правительством важнейших вопросов правового регулирования
этих отношений в ведении отраслевых органов управления, усугубляла
положение потребителей. До самого последнего времени в некоторых случаях
ведомственные нормативные акты, затрагивавшие права потребителей,
принимались с явным нарушением закона. Например, Типовые правила обмена
промышленных товаров, купленных в розничной сети государственной и
кооперативной торговли были приняты Министерством торговли СССР в 1974 г.,
хотя действовавшие в то время Основы гражданского законодательства 1961 г. Действовавшее до принятия Закона о защите прав потребителей законодательство не в полной мере соответствовало и международному уровню защиты их прав: во-первых, основные вопросы, касавшиеся охраны прав потребителей, либо не были решены на законодательном уровне, либо, если и решались на этом уровне, то традиционно отраслевым законодательством без учета приоритета охраны их прав; во-вторых, не все международно-признанные права потребителей были надлежащим образом защищены (право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества). Но и те права, которые получили достаточно полное регулирование, не имели надежного механизма реализации; в-третьих, не в полной мере соответствовало международному уровню регулирование ответственности производителей, предприятий торговли и обслуживания перед потребителями в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; в-четвертых, недостаточно были урегулированы вопросы, касающиеся организации и деятельности организованного потребительского движения, в том числе общественных формирований потребителей, создаваемых в целях коллективной охраны интересов граждан. Отсутствовали и специальные государственные органы по защите прав потребителей. Первой серьезной попыткой комплексного решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка в 1988 г. проекта
Начало реализации фундаментальных прав потребителя было положено с принятием Закона СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителей», который , однако, так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Этот закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизм реализации его норм, прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей, закреплял право граждан на компенсацию причиненного морального вреда. 7 апреля 1992 г. был введен в действие Закон Российской Федерации «О
защите прав потребителей». Практика применения этой редакции высветила
слабые стороны Закона и поставила вопрос о необходимости его
совершенствования. Новый вариант Закона (в редакции Федерального Закона от Ныне действующая редакция Закона поставила российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов. Государственная и общественная защита прав потребителей 1. Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за
соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в
области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по
вопросам применения указанных актов, является Министерство по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП),
бывший Государственный Комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Для реализации результатов контроля МАП наделено широким кругом
полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на 3 группы: Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах
своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям,
исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение
предписаний. Порядок выдачи предписаний о прекращении нарушений прав
потребителей установлен Положением «о порядке рассмотрения ГКАП России и
его территориальными управлениями дел о нарушении законов и иных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав
потребителей», утвержденном Приказом ГКАП от 4 апреля 1996 г. (с
изменениями, внесенными Приказом МАП от 11 марта 1999 г.). Положением
предусмотрен следующий перечень таких нарушений: годности или сроки службы, но не установлены, (продавце, изготовителе) и режиме его работы[9]. При выявлении указанных нарушений выдаются предписания: (продавце, изготовителе) и режиме его работы[10]. Предписание территориального органа вручается под расписку в 3- хдневный срок после составления акта проверки. Исполнение предписания контролируется, и оно должно быть исполнено полностью. К полномочиям второй группы относится направление материалов в
лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел и др. В соответствии со ст. 12 упомянутого Федерального закона, лицензирующие
органы в пределах своей компетенции имеют право: - составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; Третью группу полномочий МАП составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений. Кроме МАП и его территориальных органов существует ряд федеральных
органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за безопасностью и
качеством товаров, работ и услуг. Это органы по стандартизации, метрологии
и сертификации, органы санитарно-эпидемиологического надзора, органы по
охране окружающей среды и природных ресурсов и др. Эти органы объединяет
единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг. Единство цели
предопределяет единство полномочий в данной области, которые во многом
совпадают с полномочиями МАП. Это осуществление контроля за соблюдением
требований к безопасности товаров, работ и услуг, направление предписаний
об устранении нарушений данных требований, предъявление исков в суды,
арбитражные суды к изготовителям, исполнителям, продавцам в случае
нарушения ими требований по безопасности товаров, работ и услуг (ст. 42 В настоящее время действуют следующие наиболее важные законы и
постановления Правительства, определяющие компетенцию федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью
товаров:
постановлением Правительства от 11 июля 1994 г., Например, в соответствии со ст. 13 Закона «О стандартизации»
государственные инспектора, осуществляющие государственный контроль и
надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,
имеют право, в частности,[11]: Однако, федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации. В соответствии со ст. 44 Закона, в целях защиты прав потребителей на
территории муниципального образования органы местного самоуправления
вправе:
(выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг); Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически единственная мера, которую они могут применить, - приостановление продажи товаров с просроченными сроками годности. Тем не менее, специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд. Кроме того, круг полномочий органов по защите прав потребителей устанавливается органами местного самоуправления и потому может быть расширен. 2. Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК) защиту
нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это является
основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 46). По общему правилу (ст. 117 ГПК) предъявление исков осуществляется по
месту нахождения (жительства) ответчика. Однако Закон устанавливает
альтернативную подсудность, когда потребитель вправе по своему выбору
обратиться в суд по своему месту жительства, по месту нахождения Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые в ст. 126 Гражданско-процессуального Кодекса (далее – ГПК). в частности, в иске указывается: наименование суда, фамилия, имя, отчество потребителя, его адрес, наименование и место нахождения ответчика, требования потребителя… Порядок рассмотрения дела, права и обязанности сторон регулируются ГПК. Закон не устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителя. Однако на практике потребитель чаще обращается сначала к продавцу, изготовителю с обоснованным требованием. Вместе с тем, по некоторым услугам законодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий (например, по спорам, вытекающим из договоров перевозки). При обращении в суд следует соблюдать срок исковой давности. Общий срок, в соответствии с ГК установлен в три года[12]. Сокращенные или более длительные сроки могут быть установлены законом для отдельных видов требований (например, срок исковой давности о признании оспоримой сделки недействительной составляет 1 год – ст. 180 ГК). На некоторые требования срок исковой давности не распространяется. Это относится, в частности, к требованиям вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Согласно ст. 151 ГК под моральным вредом понимается физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага[13]. Закон конкретизирует это определение применительно к отношениям по поводу защиты прав потребителей. Причинителем вреда может быть изготовитель, исполнитель, продавец или организация, выполняющая функции изготовителя, продавца. С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения данными лицами прав потребителей. Согласно ст. 15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины[14]. Г. обратилась с иском к производственному объединению (ПО) холодильника, взыскании неустойки за просрочку выполнения требований о замене товара ненадлежащего качества, возмещении морального вреда. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, иск о замене холодильника и взыскании неустойки удовлетворен, в возмещении морального вреда отказано. Отказывая в удовлетворении иска в этой части, суд в решении сослался на то, что приобретенный истицей холодильник не требовал сложного ремонта, эксплуатировался истицей 3 года, следовательно, моральный вред ей не причинен. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, частично отменяя судебные постановления, указала, что суд, установив вину ПО «ЗИЛ», отказавшегося заменить неисправный холодильник уже после вступления в действие Закона и взыскав за это неустойку, а также установив, что истица, будучи в преклонном возрасте, неоднократно обращалась в мастерскую по поводу ремонта холодильника, в течение длительного времени не имела возможности им пользоваться, что привело к ряду неудобств в хранении продуктов питания, вместе с тем необоснованно полностью отказал в возмещении морального вреда, сославшись при этом на обстоятельства, которые могли лишь повлиять на размер такого возмещения[15]. Поэтому обязанность доказать отсутствие вреда лежит на причинителе морального вреда. На требования о компенсации морального вреда срок исковой давности не распространяется (ст. 208 ГК). Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер
компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом и
зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических
страданий, степени вины ответчика в каждом отдельном случае, иных,
заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в
зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального
вреда, убытков и иных материальных требований[16]. Компенсация морального
вреда осуществляется независимо от возмещения имущественных требований. 3. Права общественных объединений потребителей Граждане могут объединяться в общественные организации на добровольной основе. В соответствии со ст. 27 Закона РФ «Об общественных объединениях» от Федеральным законом и другими законами; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|