реферат, рефераты скачать
 

Правовое регулирование защиты потребителей в РФ


p> В территориальных управлениях МАП России комиссия образуется в составе начальника территориального управления (его заместителя), начальника отдела по защите прав потребителей (его заместителя), специалистов управления.

В МАП России председателем комиссии является заместитель Министра, курирующий вопросы защиты прав потребителей (в его отсутствие - лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей), в территориальном управлении - начальник управления (его заместитель).

Персональный состав членов комиссии для рассмотрения конкретного дела

определяется председателем комиссии в определении о возбуждении дела.

Общее количество членов комиссии МАП России не может быть менее пяти человек, а комиссии территориального управления - менее трех человек.

До начала рассмотрения дела председатель комиссии может вносить изменения в состав комиссии, о чем выносит соответствующее определение.

Об изменении состава комиссии извещаются лица, участвующие в деле.

1.4. В ходе подготовки, рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, а также исполнения решений и предписаний МАП
России и его территориальные управления вправе: запрашивать у заявителя, а также у продавца (изготовителя, исполнителя) необходимые материалы и документы для ознакомления, снятия копий и приобщения их к материалам дела; проводить собеседования с заявителем, а также с представителем продавца
(изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело; запрашивать письменные объяснения по существу дела от продавцов
(изготовителей, исполнителей), а также их должностных лиц; привлекать к участию в деле заинтересованных лиц; привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов; проводить проверки продавцов (изготовителей, исполнителей) о соблюдении ими законодательства о защите прав потребителей (далее по тексту - проверки).

МАП России (его территориальные управления) вправе принимать другие меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей лиц, участвующих в деле.

1.5. Основанием для возбуждения дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей могут быть заявления (иные материалы) общественных объединений потребителей, их ассоциаций (союзов), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, потребителей, депутатов, представление прокурора, а также акты проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) МАП России (его территориальными управлениями).

1.6. Решение вопроса о возбуждении дела принимает председатель комиссии
МАП России (территориального управления).

1.7. Начальник Управления по защите прав потребителей МАП России (его заместитель), начальник отдела по защите прав потребителей территориального управления

представляют председателю комиссии материалы с обоснованием необходимости возбуждения дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей и принятия его к рассмотрению МАП России (территориальным управлением).

1.8. Председатель комиссии, если находит доводы, изложенные в представленном материале, достаточными, выносит определение о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей, в котором определяются:

- состав комиссии, которая будет рассматривать данное дело;

- необходимые дополнительные документы и материалы;

- дата и место рассмотрения дела;

- лица, которые привлекаются к участию в деле.

Форма определения о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей - приложение 1.

1.9. Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются в месячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей.

О времени и месте рассмотрения дела извещаются продавец (изготовитель, исполнитель), в отношении которого возбуждено дело, другие лица, которые привлекаются к участию в деле (далее - заинтересованные лица).

1.10. Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются в присутствии представителей организации либо в присутствии индивидуального предпринимателя или его представителя /далее - представитель продавца (изготовителя, исполнителя)/, допустившей нарушения прав потребителей, а также с участием заинтересованных лиц.

Представитель продавца (изготовителя, исполнителя) допускается к рассмотрению дела при наличии доверенности или других документов, которые, в соответствии с законом, могут подтверждать их полномочия.

1.11. В отсутствие представителя продавца (изготовителя, исполнителя) дело может быть рассмотрено в случаях, когда имеются данные, подтверждающие своевременное извещение продавца (изготовителя, исполнителя) о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о вручении, отдельная квитанция) и если от него не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела.

В случае получения от продавца (изготовителя, исполнителя) ходатайства об отложении рассмотрения дела комиссия оценивает ходатайство для решения вопроса об удовлетворении или об отказе в удовлетворении такого ходатайства, о чем делается соответствующая запись

в протоколе.

В случае отказа в удовлетворении ходатайства комиссия рассматривает дело в отсутствие представителя продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело. При удовлетворении ходатайства об отложении дела комиссия выносит определение об отложении дела в соответствии с пунктом 1.18 настоящего Положения. Представитель продавца
(изготовителя, исполнителя) повторно извещается о времени и месте рассмотрения дела и предупреждается о том, что в случае его неявки дело будет рассмотрено в его отсутствие.

1.12. В качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть привлечены юридические и физические лица, на объем прав и обязанностей которых может повлиять решение комиссии.

В рассмотрении дела может принимать участие в качестве заинтересованного лица заявитель, а также потребитель, чьи права были нарушены. Комиссия не вправе рассматривать дело без участия заявителя и потребителя, если заявитель и потребитель настаивают на своем участии в рассмотрении дела.

Неявка заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению дела.

1.13. Комиссия на заседании выясняет следующие вопросы: относится ли к ее компетенции рассмотрение данного дела; о наличии фактов, свидетельствующих о нарушениях прав потребителей; были ли приняты все возможные меры для устранения нарушений прав потребителя продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.

При недостаточности или отсутствии сведений, позволяющих прийти к выводу о наличии или отсутствии нарушения прав потребителей, эти сведения могут быть затребованы у заявителя, а также у продавца (изготовителя, исполнителя).

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов.

1.14. На заседании заслушиваются представитель продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, лица, привлеченные к участию в деле, а также специалисты МАП России (территориального управления).

Представитель продавца (изготовителя, исполнителя), а также привлеченные к участию в деле лица вправе: знакомиться с материалами дела за исключением сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну;

представлять доказательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, экспертам, специалистам; заявлять ходатайства; давать устные и письменные объяснения комиссии; представлять доводы и соображения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам.

1.15. Рассмотрение дела ведется Председателем комиссии и фиксируется в протоколе, который подписывается Председателем комиссии.

Рассмотрение дела на заседании комиссии ведется Председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, устранение и предупреждение нарушений законодательства, соблюдение прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело, а также иных заинтересованных лиц.

1.16. Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока): в связи с мотивированным ходатайством продавца (изготовителя, исполнителя) об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя на заседание; в связи с ходатайством продавца (изготовителя, исполнителя) о добровольном устранении нарушения без выдачи предписания; в связи с необходимостью получить дополнительные доказательства; с необходимостью привлечения к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, обязательно; когда разрешение дела невозможно в данном заседании.

При отложении дела течение срока рассмотрения дела не прерывается, а процедура рассмотрения начинается сначала.

1.17. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях: нахождения на рассмотрении в МАП России (его территориальном управлении), суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения; необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста независимой организации.

Дело возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.

Течение срока при приостановлении рассмотрения дела прерывается и продолжает течь с момента возобновления дела.

Рассмотрение дела продолжается с момента, которым было завершено последнее перед

приостановлением дела заседание комиссии.

1.18. Об отложении, приостановлении или возобновлении рассмотрения дела выносится определение, подписываемое Председателем и членами комиссии, копия которого в трехдневный срок направляется продавцу (изготовителю, исполнителю), в отношении которого возбуждено дело, а также заинтересованным лицам.

Форма определения об отложении дела - приложение 2.

Форма определения о приостановлении дела - приложение 3.

Форма определения о возобновлении дела - приложение 4.

1.19. Рассмотрение дела завершается вынесением решения, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные комиссией, и выводы, к которым приходит комиссия в результате рассмотрения дела.

Решение может быть вынесено: о выдаче предписания; о прекращении дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранения нарушения до выдачи предписания, невозможностью применения мер воздействия в связи с ликвидацией организации (смерти индивидуального предпринимателя), допустившей нарушение, а также в случае, если меры воздействия выходят за рамки компетенции МАП России (территориального управления).

Решение состоит из мотивировочной и резолютивной частей.

Форма решения - приложение 5.

1.20. В решении могут быть даны рекомендации: о предъявлении иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации продавца (изготовителя, исполнителя) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей; о направлении материалов о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании; о направлении в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей; о направлении материалов в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

1.21. Решение принимается комиссией в отсутствие всех лиц, участвующих в деле.

Решение принимается простым большинством голосов открытым голосованием.
В случае равенства голосов голос Председателя комиссии является решающим.

Председатель и члены комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. Председатель подает свой голос последним.

1.22. Решение подписывается Председателем комиссии и членами комиссии.

Если Председатель или член комиссии не согласен с решением, он обязан подписать его и вправе изложить особое мнение, которое приобщается к делу.

1.23. Решение комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела.

По особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более 3 дней, но резолютивную часть решения комиссия объявляет на том же заседании, на котором закончилось разбирательство дела.
Она должна быть подписана Председателем и всеми членами комиссии и приобщена к делу.

1.24. Копия мотивированного решения вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении продавцу
(изготовителю, исполнителю), в отношении которого было возбуждено дело, а также заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня его вынесения.

1.25. В случае вынесения решения о выдаче предписания комиссия выносит продавцу (изготовителю, исполнителю) предписание о прекращении нарушений прав потребителя (группы потребителей) или неопределенного круга потребителей.

1.26. Предписание МАП России (территориального управления) оформляется в течение трех дней после дня окончания разбирательства и одновременно с мотивированным решением вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении продавцу (изготовителю, исполнителю), в отношении которого было возбуждено дело.

Почтовые или иные документы, свидетельствующие о направлении решения и предписания, приобщаются к материалам дела.

Предписание содержит указание места и времени его вынесения, наименования органа, выдавшего предписание, указание статьи закона и (или) иного правового акта Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, которая была нарушена, и в чем конкретно выражено нарушение, указание конкретных действий, которые продавец (изготовитель, исполнитель) должен совершить для устранения нарушений законодательства о защите прав потребителей, указание срока устранения нарушения, а также указание даты представления информации об исполнении предписания.

В предписании указываются последствия, которые могут возникнуть в случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания, а также порядок обжалования предписания продавцом (изготовителем, исполнителем).

Предписание подписывается Председателем комиссии.

По просьбе заинтересованного лица, этому лицу может быть выдана копия предписания.

Форма предписания - приложение 6.

1.27. Предписание подлежит добровольному исполнению продавцом
(изготовителем, исполнителем) в срок, указанный в предписании.

1.28. Контроль за исполнением предписания возлагается Председателем комиссии на одного из членов комиссии, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания.

1.29. Исполнение предписания подтверждается актом проверки продавца
(изготовителя, исполнителя) либо документальным подтверждением добровольного устранения нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем), которые приобщаются к материалам дела.

При исполнении предписания дело считается законченным.

1.30. При обнаружении нарушения, указанного в предписании, при проведении проверки продавца (изготовителя, исполнителя) предписание считается неисполненным.

Предписание считается неисполненным частично в случаях: устранения не всех нарушений прав потребителей, которые в соответствии с предписанием должен был устранить продавец (изготовитель, исполнитель); устранения нарушений в отношении не всех потребителей в случае выдачи предписания о прекращении нарушения прав группы потребителей.

1.31. Продавец (изготовитель, исполнитель) может ходатайствовать о продлении срока, установленного для устранения нарушения.

Решение вопроса о продлении указанного срока принимает комиссия, которая рассматривала дело.

При удовлетворении ходатайства о продлении срока комиссия выносит определение, которое подписывается Председателем и членами комиссии.

Форма определения о продлении срока свободная.

1.32. МАП России и его территориальные управления ведут учет выданных предписаний.

2. Порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей

2.1. Настоящий раздел устанавливает порядок выдачи предписаний территориальными управлениями МАП России при выявлении в ходе проведения проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) следующих нарушений: продажи товаров с истекшим сроком годности; продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены; продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге); непредоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе
(продавце, изготовителе) и режиме его работы.

2.2. При выявлении указанных нарушений выдаются предписания: о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности; предписание выдается в соответствии с формой, указанной в приложении 7. о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены; предписание выдается в соответствии с формой, указанной в приложении 7. о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге); предписание выдается в соответствии с формой, указанной в приложении 8. о прекращении нарушений прав потребителей, выразившихся в непредоставлении необходимой и достоверной информации об исполнителе
(изготовителе, продавце), режиме его работы; предписание выдается в соответствии с формой, указанной в приложении 12.

2.3. Предписание выдается на основании акта проверки продавца
(изготовителя, исполнителя), проводимой в порядке, установленном территориальным управлением МАП России.

2.4. Предписание о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности выдается в случае установления проверкой факта продажи такого товара, а также наличия такого товара в месте непосредственной реализации товаров потребителям (в торговом зале, на витрине, в торговом отделе, в киоске, лотке и др.).

Предписание выдается продавцу товара.

5. Предписание о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые

должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, выдается в случае установления проверкой факта продажи товаров (выполнения работ), а также наличия в месте непосредственной реализации товаров потребителям (в торговом зале, на витрине, в торговом отделе, в киоске, лотке и др.) товаров, включенных в перечни, утвержденные Правительством
Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Закона.

Предписание выдается продавцу (исполнителю).

2.6. Предписание о приостановлении продажи товаров (выполнения работы, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге) выдается в случае установления проверкой фактов непредоставления достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге) в объеме и способами, предусмотренными статьями 8, 10 Закона, а также Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. N 161 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства".

Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) приостанавливается до получения продавцом (изготовителем, исполнителем) разрешения на дальнейшую продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), выдаваемого в порядке, установленном в пункте 2.10 настоящего Положения.

Предписание выдается продавцу (исполнителю).

2.7. Предписание о прекращении нарушений прав потребителей, выразившихся в непредоставлении необходимой и достоверной информации об исполнителе
(изготовителе, продавце), режиме его работы выдается в случае установления проверкой факта непредоставления информации в объеме и способами, предусмотренными статьями 8, 9, 10, 11 Закона.

Предписание выдается изготовителю (исполнителю, продавцу).

2.8. Предписание выдается начальником территориального управления МАП
России (его заместителем) в трехдневный срок после составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя) и в тот же срок вручается продавцу (изготовителю, исполнителю) под расписку или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

2.9. Контроль за исполнением предписания возлагается начальником территориального управления МАП России (его заместителем) на лицо (лиц) из числа проводивших проверку продавца (изготовителя, исполнителя), в результате которой были обнаружены нарушения прав потребителей.

2.10. Контроль за исполнением предписаний о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) осуществляется посредством проведения проверки продавца (изготовителя, исполнителя).

Если при осуществлении контроля за исполнением предписания о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) будет установлено устранение нарушения, предписание считается исполненным и продавцу (изготовителю, исполнителю) за подписью начальника территориального управления МАП России (его заместителя) выдается письмо, разрешающее продажу соответствующего товара (выполнение работ, оказание услуг), и дело считается законченным.

При обнаружении нарушения, указанного в предписании, при проведении проверки продавца (изготовителя, исполнителя) предписание считается неисполненным.

2.11. Контроль за исполнением предписаний о прекращении продажи товаров
(выполнения работ) осуществляется посредством проведения проверок продавца
(изготовителя, исполнителя).

Если при проведении проверок продавца (изготовителя, исполнителя) об исполнении предписания о прекращении продажи товаров (выполнения работ) будет обнаружено нарушение, указанное в этом предписании, в отношении того же товара (работы), то предписание считается неисполненным.

2.12. Предписание считается неисполненным частично в случаях: устранения не всех нарушений прав потребителей, которые в соответствии с предписанием должен был устранить продавец (изготовитель, исполнитель); прекращения продажи товаров (выполнения работ) не всех наименований товаров (работ), указанных в предписании о прекращении продажи товаров
(выполнения работ) с истекшим сроком годности, а также товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, а также приостановления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) не всех наименований товаров (работ, услуг), указанных в предписании о приостановлении продажи товаров (работ, услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.