реферат, рефераты скачать
 

Правовое регулирование защиты потребителей в РФ


p> Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в производстве, хранении, перевозке, сбыте товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Причем ответственность за хранение и перевозку наступает только в случае, если они осуществлялись в целях сбыта.

Состав данного преступления является материальным. Уголовная ответственность наступает в случае наступления преступных последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Неосторожность, в соответствии со ст. 26 УК, как форма вины состоит в совершении деяния по легкомыслию или небрежности. Сами действия совершаются умышленно, однако отношение к последствиям должно быть неосторожным, поскольку на это прямо указывается в ст. 238 УК. Субъект данного преступления является специальным.

Квалифицирующий состав ст. 238 УК включает 4 признака:
- действия совершены в отношении товаров, работ, услуг, предназначенных для детей в возрасте до 6 лет,
- совершение деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
- совершение деяний неоднократно. Понятие неоднократности дано в ст. 16 УК.

Неоднократность – совершение двух и более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК.
- действия повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Согласно ст. 111 УК, под тяжким вредом здоровью понимается такое повреждение, которое в момент причинения является опасным для жизни или повлекло утрату ряда функций организма или органов и другие тяжкие последствия.

Ч. 3 ст. 238 УК устанавливает ответственность за действия, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

Права потребителей как институт международного права

7. Международные принципы защиты интересов потребителей

Во многих странах сравнительно давно действуют законы, направленные на защиту прав потребителей. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и 9 апреля 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты «Руководящие принципы для защиты прав потребителей» (далее -
Принципы) в качестве основы для разработки правительствами политики в этой области.

Часто потребители находятся в неравном положении сточки зрения экономических условий, уровня образования. В связи с этим Принципы преследуют следующие цели:
1. содействие странам в установлении и обеспечении защиты потребителей,
2. способствование созданию независимых групп потребителей,
3. расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей и другие (ст. 1 Принципов).

Принципы закрепляют следующие права потребителей:
1. право на безопасность;
2. право на информацию;
3. право на качество;
4. право на потребительское образование;
5. право на выбор;
6. право на удовлетворение своих потребностей;
7. право быть услышанным;
8. право на возмещение ущерба[28].

Все эти права являются основными и нашли свое отражение и в российском законодательстве.

Право потребителей на безопасность означает, что товар, работа, услуга, при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, безопасен для окружающей среды и не причинять вреда

имуществу потребителя.

Государства устанавливают обязательные требования, которым должны соответствовать товары, реализуемые потребителям. Эти требования содержаться в различных нормах и подлежат обязательному соблюдению.
Контроль за соблюдением этих стандартов возлагается, в основном, на государственные органы.

Лица, ответственные за выход товаров на рынок, должны следить, чтобы эти товары в период нахождения у них не стали опасными из-за неправильного обращения или хранения. Изготовитель обязан приостановить производство товара, если будет установлено, что при соблюдении потребителями правил эксплуатации эти товары причиняют или могут причинить вред потребителю.
Если после выхода товара на рынок возникает опасность, изготовители, продавцы обязаны сообщить об этом в соответствующие органы. Продавцы обязаны проинструктировать потребителей о правильном использовании товара
(п. 9-12 Принципов).

С правом потребителя на безопасность товара тесно связано право на возмещение вреда. Правительства государств, подписавших Принципы, должны разрабатывать правовые и/или административные меры, позволяющие потребителям получить компенсацию (п. 28 Принципов).

Одним из основных критериев потребительского выбора является информация. Только на основе достоверной и полной информации человек может товар, обладающий необходимыми ему свойствами. С правом на информацию связано право на потребительское образование и право на выбор, поскольку информация – критерий правильного выбора.

Правительства разрабатывают программы просвещения и информирования потребителей. Просвещение потребителей должно быть неотъемлемой частью основной программы обучения в системе образования. Эти программы включают следующие аспекты защиты интересов потребителей:
1. здоровье, питание, предупреждение заболеваний, вызываемых пищевыми продуктами, и фальсификация продуктов питания,
2. опасности, связанные с товарами,
3. маркировка товаров,
4. соответствующее законодательство о правах потребителя,
5. информация о единицах мер и весов, ценах, качестве, условиях кредита и наличии товаров первой необходимости,
6. при необходимости, загрязнение и окружающая среда (п. 33 Принципов).

8. Законодательство стран – участников СНГ

Образование СНГ и принятие его членами актов о суверенитете способствовало развитию в этих странах собственного законодательства о правах потребителя. Первые законы в этой области были приняты в 1991г. в
Украине и Казахстане, последний – в марте 1996 г. в Грузии. В РФ Закон «О защите прав потребителей» был принят 1 января 1992 г. и действует на данный момент в редакции Федерального закона 1999 г.

Анализируя законодательство стран СНГ, можно отметить различия в подходах к регулированию данного вопроса:
1. Различия законов состоит в разной степени детализации механизмов реализации закона. Закон РФ подробно регламентирует все этапы реализации каждого из закрепленных в нем прав и не требует принятия дополнительных актов. А, например, закон Молдовы содержит значительное количество отсылочных норм.
2. Следующее различие связано с тем, что большинство стран СНГ предпочли возложить функции по защите прав потребителя на уже действующие структуры. Лишь в Белоруссии были созданы специальные государственные органы для защиты интересов потребителей, а позднее в законе Украины появились нормы, регламентирующие создание и правовые основы деятельности специального государственного комитета по защите прав потребителей. Закон

РФ же предусматривает двухуровневую систему защиты потребителей: федеральные органы и специальные органы при местной администрации.

В тех странах, где нет специального законодательства о защите прав потребителей, регулирование по-прежнему осуществляется общими нормами гражданского права. Ситуация осложняется еще и тем, что в большинстве этих стран действуют гражданские кодексы, принятые в 60-ые годы: они не содержат каких-либо положений, учитывающих специфику отношений с участием потребителей.

В каждом из законов стран СНГ есть как положительные, так и отрицательные стороны. Некоторые из этих законов отличаются излишней декларативностью, другие – чрезмерной детализацией.

За годы становления в странах СНГ потребительского законодательства к потребителю привыкли относится как к непрофессионалу во всем: в выборе товаров, приобретении услуг, защите своих интересов и стали требовать от законодателя установления жестких рамок деятельности для сферы торговли и услуг. Именно поэтому

законодательство стран – участников СНГ одно из самых жестких в мире.

Для стран, где рыночные отношения только начинают складываться, это оправдано. На этом этапе самым важным для них является насыщение рынка товарами. Главная задача предпринимателей в это время – накопление капитала. Культура рыночных отношений отсутствует. И то, что в странах с давними традициями рынка регулируется на уровне менталитета, здесь – при формировании рыночных отношений – требует законодательного закрепления.
Жесткое потребительское законодательство является в этот период барьером для проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров.

Сегодня в ряде стран СНГ рынок уже насыщен товарами – начался другой этап. Одной из главных задач для многих фирм стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. У предпринимателя появились возможности привлекать потребителя не только и не столько ценами, сколько дополнительными услугами (по доставке, обслуживанию, гарантиям и т.п.). Что касается потребителей, то они, пережив первый шок от вхождения в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и одновременно более осведомленными в том, что связано с защитой их интересов.

На этом этапе жесткая законодательная регламентация поведения предпринимателя становится тормозом для развития нормальных рыночных отношений. Все больше норм из разряда императивных, то есть не дающих сторонам права выбора, стало переходить в сферу договорных отношений. И это требует некоторого смягчения законодательства. Именно такое ослабление вмешательства государства во взаимоотношения между потребителями и предпринимателями и произошло в 1996 г. при принятии Закона РФ «О защите прав потребителей»[29].

Кроме внутреннего законодательства страны – участники СНГ подписывают и соглашения между правительствами.

Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая 1994 г.
(далее - Соглашение), в соответствии с которым РФ и Украина должны координировать свою политику в целях:
- формирования сфер производства и распределения, отвечающих потребностям и запросам потребителей,
- поощрения высокого уровня этических норм предпринимательского поведения,
- взаимодействия в борьбе с недобросовестной деловой практикой предприятий

– изготовителей,

- содействия созданию национальных общественных объединений потребителей,
- расширения межгосударственного сотрудничества в области защиты прав потребителей (ст. 1 Соглашения).

Основными направлениями деятельности сторон Соглашения являются:
1. реализация законодательства о защите прав потребителей в пределах компетенции государственных органов,
2. проведение различных исследований по проблемам защиты прав потребителей,

3. участие в международных организациях, соглашениях в данной области,
4. применение обязательных норм безопасности и качества товаров, работ, услуг,
5. проведение политики, направленной на эффективное производство и реализацию товаров и поощрение снижения цен,
6. содействие и осуществление мер по развитию общественного движения потребителей,
7. осуществление программ информирования и просвещения потребителей[30].
Направления деятельности не являются исчерпывающими и могут быть дополнены.

Кроме того, участники Соглашения осуществляют обмен информацией о формировании законодательной базы по защите прав потребителей, научной информацией, мониторинг, разрабатывают общие программы усиления защиты прав потребителей.

Недостатки законодательства о защите прав потребителей

Проанализировав Закон можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в Законе присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем рассмотрении.

В первую очередь следует обратить внимание на статьи, содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. ст. 12, 13, 23 и др.
Закона). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, предъявить требования к продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов.
Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина.. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.

Еще одно положение, которое, по моему мнению, в какой-то степени смягчает ответственность продавцов (исполнителей, изготовителей), - это норма п. 6 ст. 13 Закона, устанавливающая право суда взыскать с продавца
(исполнителя, изготовителя) штраф за нарушение прав потребителей. Следовало бы установить не право, а обязанность суда взыскивать такие штрафы с нарушителей. Это же предложение касается и права федерального антимонопольного органа налагать штраф на изготовителя (продавца, исполнителя) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушения прав потребителей (ст. 43 Закона).
Следующее предложение касается общественных объединений потребителей.
Поскольку общественные объединения – это некоммерческие организации, они не преследуют цель

извлечения прибыли. В соответствии со ст. 31 Закона «Об общественных объединениях» имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; других не запрещенных законом поступлений. В связи с этим представляется целесообразным обязать организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и бытового и иного обслуживания населения, перечислять некоторый процент от совокупного дохода организации в пользу потребительской организации, находящейся по месту государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Ст. 46 Закона содержит новую для российского законодательства норму о защите интересов неопределенного круга потребителей. Норма представляется несколько недоработанной, поскольку неясно, какое число потребителей можно считать неопределенным кругом потребителей и какие действия продавцов
(изготовителей, исполнителей) являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. И, по моему мнению, вполне обоснованно будет включение в данную статью положения о взыскании судами штрафов в случае совершения противоправного действия в пользу соответствующего бюджета, а если в деле участвует общественная организация потребителей, -
50 % штрафа должно взыскиваться в пользу этой организации.

Заключение

Правовое регулирование отношений граждан- потребителей товаров и услуг с организациями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, бытового и иного обслуживания, регулируется не только Законом РФ «О защите прав потребителей», но и принятыми в соответствии с ним иными законодательными актами Правительства РФ, а также другими законами, содержащими нормы потребительского законодательства. Нормы потребительского право содержаться не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства (к уголовной, административной и другим отраслям). Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется
Законом РФ «О защите прав потребителей».

В Законе «О защите прав потребителей» нашла свое отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан.

Закон закрепил важнейшие международно признанные права потребителей: право на надлежащее качество, право на безопасность, на информацию, на государственную и общественную защиту интересов потребителей. Кроме того,
Закон установил ряд дополнительных гарантий прав. К ним можно отнести право на льготы в сфере торгового, бытового и иного обслуживания, право на обмен товара ненадлежащего качества, признание недействительными условий договора, ущемляющих права потребителей. В Законе особое внимание уделено имущественной ответственности за нарушение прав потребителей и, в особенности, возмещению убытков. При этом положения Закона опираются на принципы гражданского права. Наряду с этим Закон содержит нормы, регулирующие ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.

Вместе с индивидуальной защитой интересов потребителей в Законе предусмотрена и коллективная защита. Основное ударение сделано на специальные государственные органы по защите прав потребителей, определена их компетенция.

Закон содержит фундаментальные права потребителей, опирается на основные принципы гражданского законодательства. Он регулирует гражданско- правовые отношения между потребителями-гражданами и организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере бытового, торгового и иного обслуживания. Закон тесно взаимодействует с законодательными актами, устанавливающими требования к деятельности таких организаций, качеству товаров и т.д.

Можно сказать, что с принятием Закона «О защите прав потребителей» в
РФ начало формироваться потребительское законодательство как специфическая надстройка над отраслевым законодательством (не только гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление дополнительных гарантий защиты прав потребителей при их взаимодействии с организациями на рынке товаров и услуг и возложение на последних дополнительной ответственности за нарушение этих прав.

Однако, несмотря на явные преимущества последней редакции Закона по сравнению с предыдущими, она, тем не менее, содержит некоторые недостатки, которые можно устранить принятием новых изменений и дополнений.

Приложение № 1

Приказ ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42

"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП

России и его территориальными управлениями дел о

нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей"

(с изменениями от 11 марта 1999 г.)

В целях обеспечения реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-
ФЗ и упорядочения деятельности МАП России и его территориальных управлений по рассмотрению дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (прилагается).

2. Заместителю Министра (Фонаревой Н.Е.) обеспечить правильное и единообразное применение Положения о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

3. Отменить:

- приказ ГКАП России от 24.08.92 г. N 185 "Об утверждении Положения о порядке выдачи предписаний ГКАП России и его территориальными управлениями по вопросам нарушения законодательства о защите прав потребителей"
(зарегистрирован в Минюсте России 11.09.92 г. N 53);

- приказ ГКАП России от 23.04.93 г. N 51 "Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГКАП России
(территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей"
(зарегистрирован в Минюсте России 30.04.93 г. N 243);
- приказ ГКАП России от 28.06.95 г. N 89 "О внесении изменений в Положение о порядке выдачи предписаний ГКАП России и его территориальными управлениями по

вопросам нарушения законодательства о защите прав потребителей"
(зарегистрирован в Минюсте России 12.07.95 N 900).

4. Направить настоящий приказ в соответствии с установленным порядком на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

5. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя
Министра Фонареву Н.Е.

Приложение: упомянутое на 41 листе.

Председатель комитета Л.А.Бочин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 апреля 1996 г.
Регистрационный N 1065

Приложение

Положение о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов

Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей

(утв. приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42)

1. Порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей и выдачи предписаний

2. Порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей 3. Порядок рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний МАП России (территориальных управлений)

4. Порядок обжалования предписаний и постановлений о наложении штрафов

Настоящее Положение разработано в соответствии с главой IV Закона
Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января
1996 года (далее - Закон) и предусматривает:

- порядок рассмотрения дел о нарушениях законов и иных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, (далее - порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей), и выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей (далее - предписания);

- порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении (приостановлении) продажи товаров
(выполнения работ, оказания услуг);

- порядок рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний.

1. Порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей и выдачи предписаний

1.1. МАП России и его территориальные управления в пределах своей компетенции рассматривают дела о нарушениях продавцами (изготовителями, исполнителями) законодательства о защите прав потребителей.

1.2. Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются соответствующим территориальным управлением по месту нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, за исключением случаев, когда дело принимается к рассмотрению МАП России.

МАП России вправе принять любое дело к своему рассмотрению.

1.3. Для рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей в МАП России образуется комиссия в составе заместителя председателя МАП России, курирующего вопросы защиты прав потребителей, руководителей Управления по защите прав потребителей и его отделов (лиц, исполняющих их обязанности), а также специалистов указанного управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.