реферат, рефераты скачать
 

Правовое регулирование защиты потребителей в РФ


p> Если требование потребителя не было добровольно удовлетворено исполнителем, цена утраченного (поврежденного) материала (вещи) определяется судом, исходя из цены, существующей на время вынесения решения в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем (п. 2 ст. 35 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Суд в соответствии с п.3 ст.35 Закона вправе освободить исполнителя от ответственности за полную либо частичную утрату (повреждение) принятого от потребителя материала (вещи) только в случаях, если он предупреждал потребителя об особых свойствах этого материала (вещи), которые могут повлечь его утрату или повреждение либо если указанные свойства материала
(вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).

17. Суду необходимо иметь в виду, что в случае продажи товара ненадлежащего качества право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю. При этом потребитель вправе требовать замены товара либо расторжения договора независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в ст. 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", за исключением дорогостоящих или технически сложных товаров, замена которых возможна лишь при условии существенного нарушения их качества (п. 1 ст. 503, п. 2 ст. 475 ГК РФ). Вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.

Между тем в соответствии с п.3 ст.475 ГК РФ требования об устранении недостатков или о замене товара могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из

характера товара или существа обязательства, что может быть, в частности, при продаже товара через розничные комиссионные торговые предприятия.

18. При разрешении спора, возникшего в связи с утратой или повреждением материала или вещи заказчика, необходимо иметь в виду, что цена материала, передаваемого исполнителю, в соответствии со ст. 734 ГК РФ и п.2 ст.35
Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" определяется по соглашению сторон и указывается в квитанции или ином документе, выдаваемом заказчику.

19. Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то в соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона
Российской Федерации "О защите прав потребителей", ст. 503 ГК РФ требование. Бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец (исполнитель), а также принятия последним всех необходимых мер для выполнения требований потребителя в указанных случаях лежит на продавце (исполнителе).

Если указанные обстоятельства будут установлены в стадии исполнения вынесенного судом решения, обязывающего ответчика предоставить потребителю взамен некачественного товара товар той же марки (модели, артикула), суд в соответствии со ст. 355 ГПК РСФСР решает вопрос об изменении способа исполнения решения.

20. При разрешении споров, связанных с ремонтом в течение гарантийного срока купленных товаров длительного пользования, необходимо руководствоваться главой II, а не главой III Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара с недостатками. Договор на выполнение работ или оказание услуг по гарантийному ремонту в указанных случаях потребителем не заключается.

От этих споров следует отличать возникшие по истечении установленного изготовителем гарантийного срока на товары длительного пользования споры, вытекающие из договора подряда, в том числе на абонементное обслуживание, заключенного потребителем с мастерскими по ремонту и обслуживанию телевизоров, бытовой техники и т.п., производящими в процессе ремонта замену различных деталей и узлов, на которые установлены гарантийные сроки
(например, кинескопов, моторов). В случае выхода из строя таких деталей и узлов при возникновении спора, связанного с ремонтом в течение

гарантийного срока, необходимо руководствоваться главой III названного
Закона Российской Федерации, регулирующей вопросы защиты прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг, поскольку потребителем в данном случае не заключался договор купли- продажи отдельного узла или детали изделия, находящегося в ремонте.

20.1. При рассмотрении споров, связанных с осуществлением гарантийного ремонта, следует иметь в виду, что при принятии товара для проведения данного ремонта у продавца (изготовителя) или организации, выполняющей их функции, возникает обязательство перед потребителем по хранению этого товара, к которому применяются правила главы 47 ГК РФ о договоре хранения, если иное не предусмотрено Законом "О защите прав потребителей" (ст.906 ГК
РФ). В частности, хранение товара во время проведения гарантийного ремонта должно осуществляться безвозмездно, поскольку Закон исходит из принципа полного освобождения потребителя от расходов, связанных с восстановлением его прав.

21. В соответствии с п.5 ст.18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", ст.493 ГК РФ отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем). В случае возникновения спора потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

22. Рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре
(работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются
Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Закона).

Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8
Закона должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. Учитывая это, предоставление данной информации на иностранном языке, без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона,

следует расценивать как непредоставление необходимой информации с наступлением последствий, перечисленных в п.п.1, 2, 3 ст.12 Закона.

23. исключен. (Постановление Пленума Верховного Суда от 25 октября
1996 г. № 10 –
Бюллетень Верховного Суда, № 1, 1997 г.)

24. исключен. (Постановление Пленума Верховного Суда от 25 октября
1996 г. № 10- Бюллетень Верховного Суда, № 1, 1997 г.)

25. В силу ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

Поскольку моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

26. В том случае, когда договор на обслуживание заключен с гражданином, предъявившим не принадлежащий ему паспорт (или заменяющий паспорт документ), лицо, которому принадлежит этот паспорт, не должно нести ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Ответственность возлагается на лицо, фактически заключившее этот договор.

Если же такое лицо не будет установлено, обязанность возместить ущерб, причиненный предприятию, объединению, организации, оказывающему услуги населению, может быть возложена согласно нормам трудового законодательства на работника данного предприятия, объединения, организации, заключившего договор с лицом, предъявившим не принадлежащий ему документ, удостоверяющий личность (при наличии вины работника).

27. Соглашение гражданина с работником предприятия, учреждения, организации, выполняющего работы (оказывающего услуги) о выполнении работы
(оказании услуги) без соответствующего оформления, вопреки установленным правилам, не порождает прав и обязанностей между гражданином и этим предприятием, учреждением, организаций, поэтому последнее не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы
(оказание услуги) либо за утрату или повреждение переданного по такому соглашению имущества в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав

потребителей". В указанном случае имущественную ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся выполнить работу (оказать услугу).

28. Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность не только по сделкам, которые они вправе совершать самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, попечителя (п. 2 ст. 26 ГК РФ), но и по сделкам, совершенным ими с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителя либо без такого согласия, но с последующим письменным одобрением сделки этими лицами (п. 1 ст. 26 ГК РФ), наличие письменного согласия родителя, усыновителя или попечителя на заключение несовершеннолетним договора возмездного оказания услуг (например, бытового проката) не является основанием для возложения на этих лиц имущественной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора несовершеннолетним, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 361 ГК РФ был заключен договор поручительства. Вместе с тем родители, усыновители или попечитель могут нести имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.

29. При удовлетворении требований потребителя о защите его прав, закрепленных в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены продавцом (исполнителем, изготовителем) в добровольном порядке, в каждом случае надлежит обсуждать вопрос о необходимости взыскания штрафа в размере цены иска (п. 6 ст. 13 Закона) независимо от того, заявлялось ли такое требование.

Поскольку взыскание штрафа в указанном случае является правом, а не обязанностью суда, он, исходя из конкретных обстоятельств дела может не взыскивать штраф либо снизить его сумму.

Принимая решение о взыскании штрафа в федеральный бюджет, суд в резолютивной части решения указывает о перечислении пятидесяти процентов суммы этого штрафа в пользу общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), предъявившего иск в интересах потребителя, либо органа местного самоуправления, если иск в интересах потребителя был заявлен этим органом.

30. Удовлетворяя иск о признании действий продавца, изготовителя
(предприятия, выполняющего их функции), исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении их действий, суд должен назначить срок, в течение которого правонарушитель обязан через средства массовой информации или иным способом

довести до потребителей решение суда.

В необходимых случаях, например, когда требуется немедленное доведение решения по такому делу до сведения потребителей товаров, использование которых грозит их здоровью, суд может обязать в решении средство массовой информации в соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 29 декабря 1991 г. (в редакции Федерального закона от 2 марта 1998 г.) опубликовать вступившее в законную силу решение в предписанный им срок.

Вступившее в законную силу решение суда по такому делу обязательно для суда, рассматривающего иск конкретного потребителя о гражданско-правовых последствиях указанных действий продавца, изготовителя, исполнителя по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами.

30-1. Судам необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 46
Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в случае удовлетворения иска, предъявленного общественным объединением потребителей
(их ассоциацией, союзом) в интересах неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя, суд принимает решение о возмещении общественному объединению (ассоциации, союзу) судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, в том числе расходов, связанных с привлечением к участию в деле экспертов.

31. Удовлетворяя требования потребителя об обязании произвести какие- либо действия, (например, ремонт, обменять предмет купли-продажи), суду необходимо в каждом случае указывать в резолютивной части решения срок, в течение которого после вступления решения в законную силу ответчик обязан совершить эти действия.

Учитывая, что согласно п. 3 ст. 211 ГПК РСФСР суд может обратить к немедленному исполнению полностью или в части решение по всем делам, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или самое исполнение может оказаться невозможным, суду надлежит обсуждать необходимость немедленного исполнения постановленного им решения по делу, связанному с защитой прав потребителя.

32. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда РСФСР N 9 от 26 декабря 1989 г.
"О практике рассмотрения судами РСФСР дел по спорам, связанным с обслуживанием населения".

Список литературы

Нормативные акты

1. Всеобщая декларация прав человека, принятая на 3-ей сессии Генеральной

Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9 апреля 1985 г. № 39/248
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством

Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая

1994 г.
4. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
5. Основы законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 г. – Ведомости

Верховного Совета СССР 1991 г., № 26, стр. 733
6. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.
7. Гражданский кодекс РФ, часть1 от 30 ноября 1994 г.
8. Гражданский кодекс РФ, часть2 от 26 января 1996 г.
9. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей»» от 9 января 1996 г. – Собрание законодательства от15 января 1996 г., № 3, стр.140, Российская газета от

16 января 1996 г.
10. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей»» от 17 декабря 1999 г. – Собрание законодательства от 20 декабря 1999 г., № 51, стр.6287, Российская газета от 21 декабря 1999 г.
11. Федеральный закон РФ «Об акцизах» от 7 марта 1996 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 10 января 1997, 14 февраля 1998 г.) – Собрание законодательства, 1996 г., № 11, стр. 1016
12. Федеральный закон « Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.) – Собрание законодательства от 22 мая 1995 г., № 21, стр. 1930, Российская газета от

25 мая 1995 г.
13. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г.(в ред. Федеральных законов от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г., 12 мая

2000 г., 29 декабря 2000 г.) - Собрание законодательства от 28 сентября 1998 г., № 39, стр. 4857, Российская газета от 3 октября 1998г.
14. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 238

Уголовного

кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. – Собрание законодательства от 12 июля 1999 г., № 28, стр. 3490, Российская газета от 14 июля 1999 г.
15. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. – Ведомости

Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР (ВСНД и ВС) 1992 г.,

№ 15, стр. 766, 1993 г., № 29, стр. 1111
16. Закон РФ «О сертификации» от 10 июня 1993 г. – ВСНД и ВС 1993 г., № 26, стр. 917, Российская газета от 25 июня 1993 г.
17. Закон РФ «О стандартизации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. - ВСНД и ВС 1993 г., № 26, стр.966 , Российская газета от 25 июня 1993 г.
18. Приказ Государственного комитета по антимонопольной политике «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» (с изменениями от 11 марта 1999 г.) от 4 апреля 1996 г. –

Российские вести от 30 мая 1996 г.

Комментарии к кодексам и законам

19. Закон «О защите прав потребителей». Практический комментарий. – М.:

Информационно-издательский фонд «СПРОС» КонфОП, 2000 г. – 152 стр.
20. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, часть 1 (постатейный) / под ред.

О.Н. Садикова. – М.: юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА – М, 1998 г. –

XXII, 778 стр.
21. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. – М.: ООО

Издательство «ПРОСПЕКТ», 1998 г. – 800 стр.

Статьи, учебники


22. Гражданское право. Учебник, часть 1/ под ред. А.П. Сергеева, В.К.

Толстого. – М.: «Проспект», 1997 г. – 600 стр.
23. Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей.

– Российская юстиция, 1998 г., № 8 , стр.27
24. Парций Я.Е. Об изменениях в Законе РФ «О защите прав потребителей»
25. Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»

26. Распопин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. Виды ответственности. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000 г. - 141 стр.
27. Уголовное право. Учебник, особенная часть / под ред. И.Я. Козаченко,

З.А. Незнамова,

Г.П. Новоселова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998 г. –
768 стр.
28. Укусова Е. Дела о защите прав неопределенного круга лиц. – Российская юстиция,

1997 г., № 11, стр. 3

Судебная практика

29. Обзор практики Верховного Суда «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» - Бюллетень Верховного Суда, 1995 г., № 10, стр. 10
30. Обзор практики Верховного Суда за 2-ой квартал 1996 г. – Бюллетень

Верховного Суда, 1997 г., № 3, стр. 8
31. Определение судебной коллегии Верховного Суда РФ от 15 декабря 1998 г.

– Бюллетень Верховного Суда, 1999 г., № 6, стр. 8
32. Определение судебной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июля 1999 г. –

Бюллетень Верховного Суда, 2000 г., № 2, стр. 9
33. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 г. №

10 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда от 25 октября 1996 г.,

15 января 1998 г.) – Российская газета от 8 февраля 1995 г.
34. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994 г. № 7 (с изменениями от 25 апреля 1995 г., 25 октября 1996 г., 17 января 1997 г.,

21 ноября 2000 г.) – Бюллетень Верховного Суда РФ 1995 г., № 3, стр. 9,

Российская газета от 26 ноября 1994 г.

-----------------------
[1] Всеобщая декларация прав человека, принятая на 3-ей сессии Генеральной
Ассамблеи ООН
10 декабря 1948 г.
[2] Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
[3] Гражданский кодекс РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 г.
[4] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»

[5] Укусова Е. Дела о защите прав неопределенного круга лиц. – Российская юстиция, 1997 г., № 11.

[6] Преамбула Закона «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г.
[7] Основы гражданского законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 г., Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.

[8] Закон РФ «О защите прав потребителей». Практический комментарий.
[9] Приказ Государственного комитета по антимонопольной политике от 4 апреля 1996 г. (приложение № 1)
[10] Приказ Государственного комитета по антимонопольной политике от 4 апреля 1996 г.

[11] Закон РФ «О стандартизации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г.
[12] Ст. 196 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г.
[13] Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г., часть 1
[14] П. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г.
№ 7 (приложение № 2)
[15] Обзор практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам»
[16] Постановление Пленума Верховного Суда от 20.12.94 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»
[17] Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.
[18] П. 31 Постановления Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994 г. №
7
[19] Ст. 530 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. , часть 1
[20] Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г., часть 1
[21] Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 15 декабря 1998 г.
[22] Обзор судебной практики Верховного Суда за II квартал 1996 г.
[23] Постановление Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994 г. № 7, ст. 330 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г., часть 1
[24] Постановление Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994 г. № 7
[25] П. 2 ст. 7 Закона РФ «О стандартизации продукции и услуг» от 10 июня
1993 г.
[26] Ст. 1 Федерального закона РФ «Об акцизах» от 7 марта 1996 г.
[27] Федеральный закон РФ от 9 июля 1999 г
[28] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248
«Руководящие принципы для защиты интересов потребителей»
[29] Закон РФ «О защите прав потребителей». Практический комментарий.
[30] Ст.3 Соглашения между Правительством Российский Федерации и
Правительством
Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая 1994 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.