реферат, рефераты скачать
 

Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплект...


·   концентрическое и циклическое построение учебных материалов: при таком подходе одно и тоже грамматическое явление изучается последовательно несколько раз, но каждый новый раз с нарастающей глубиной охвата изучаемого объекта (например, тема "артикль" изучается в нескольких классах со все нарастающей сложностью). (Ляховицкий : 1981 ; 64 – 70).

Вывод: я считаю, что современный учебник "L`oiseau bleu" издательства "Просвещение", а также зарубежные учебники "Frequence jeunes" издательства "Hachette" отвечают всем требованиям, какими должен обладать учебник . Для учебников характерна четкая рубрикация, броские сигнальные обозначения . Все рубрики имеют свое постоянное место, что помогает учащимся легко ориентироваться в учебнике. В учебнике используются различные виды иллюстрированного материала, что повышает мотивацию, усиливается эффект ситуативности . Очень широко представлен аутентичный материал: афиши, объявления, схемы метро, карты Парижа, газеты, фотографии. Иллюстрации делают изложение материала наглядным, порой дополняют или заменяют часть текста. Большое внимание уделяется использованию цвета. Он играет роль дополнительного ориентира для выделения временных форм глаголов, лексического материала, заголовков, рамок. Очевидно, целенаправленное введение цвета, как средства акцентировки, помогает учащимся в работе с учебником. Существует определенная система в подаче правил: справочные материалы (грамматические справочники, словари) находятся в конце учебника. В дополнение к учебнику "Frequence jeunes" создана тетрадь упражнений. Таким образом в системе УМК функциональную нагрузку частично берут на себя отдельные средства обучения – справочники, тетради для самостоятельной работы, хрестоматии, но учебник рассматривается как ядро всей системы вспомогательных средств обучения


1.2.  Функции учебника в процессе обучения .

 Рассмотрение любых теоретических проблем школьного учебника невозможно вне четкого представления о его педагогической целевой предназначенности в школьном учебнике не может быть ничего случайного, того, что, целенаправленно не служило бы решению определенных учебно – воспитательных задач, стоящих перед школой, не помогало бы учителю в реализации этих задач .

 Наиболее полно функции учебника представлены в книге Д.Д.Зуева "Школьный учебник", где учебник наделяется дидактическими и педагогическими функциями .

 Под дидактической функцией учебника понимается целенаправленно сформированные его свойства (качества) носителя содержания образования и основного книжного средства обучения, наиболее полно отвечающие целевому назначению учебника в процессе реализации содержания образования в условиях развивающего и воспитывающего обучения (Зуев : 1983 ; 58) .

Современный учебник как носитель содержания образования, определенного школьной программой для обязательного усвоения с учетом возрастных и иных особенностей учащихся, является полуфункцией . Ему присущи следующие дидактические функции :

·   информационная: учебник является основным источником обязательной для усвоения учащимся информации . Информационная функция рассчитана достижение в процессе обучения просвещенческого образовательного эффекта (сдвига в обученности учащихся), лишь на основе которого могут произойти сдвиги в развитии и воспитании школьников ;

·   трансформационная: связана с преобразованием, переработкой научно-теоретических, мировоззренческих, художественно-ценностных и других знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, уточнения и конкретизации государственной учебной программы. Основными направлениями трансформации содержания предмета обучения при переводе его на уровень учебного материала являются:

1. обеспечение доступности содержания для данной возрастной категории ;

2. установка связей изученного материала с жизнью, с практикой ;

3. оптимальная активизация учения школьников путем введения элементов проблемного изложения, усиления занимательности и эмоциональной выразительности материала ;

·   систематизирующая: обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала в систематизированной форме . Строгая логика изложения учебного материала, обеспечение глубокой внутренней взаимосвязи его элементов на всех уровнях, четкая линия межпредметных связей, продуманная система вопросов, заданий, аппарата ориентировки,- все это помогает реализовать данную функцию школьного учебника;

·   интегрирующая: учебник обеспечивает помощь в усвоении в качестве единого целого знаний, приобретенных учащимися из различных источников . Тем самым современный учебник располагает реальной возможностью последовательно формировать методы научного исследования, воспитывать у учащихся умения самостоятельно оценивать факты, перерабатывать всю ту массу информации, которая к ним поступает ;

·   координирующая: одна из принципиальных особенностей учебника современной школы заключается в том, что он, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства. В настоящее время значение этой функции все более возрастает на фоне более широкого применения технических средств в процессе обучения, создания системы УМК при обучении иностранному языку;

·   закрепления и самоконтроля: являясь носителем определенного, обязательного учебного материала, учебник призван всемерно облегчать учащимся усвоение и закрепление этого материала, помогать ему самостоятельно восполнить пробелы в знаниях и умениях;

·   развивающе-воспитательная: содействует активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности (Зуев : 1983 ; с.59) .

 Разные авторы по-разному трактуют проблему функций школьного учебника. А.З.Рахимов, автор логико-психологической концепции разработки школьных учебников, считает, что учебник должен нести не новые знания, а содержать проблему имеющую общественно-значимую ценность, которая будет захватывать ученика, перерабатываться умом и сердцем. Учебная книга должна быть ориентирована не на заучивание понятий, она должна также формировать мотивы учения, самостоятельность, ответственность, творческое отношение к учению .Данная концепция выделяет следующие функции учебника :

·   мировоззренческая: формирование убежденности в том, что данное явление может быть познано и объяснено, в том, что знания об окружающем мире могут быть объективными и верными ;

·   синтезирующая: призвана формировать целостное представление о мире и целостную творческую личность ученика. Это может быть достигнуто путем синтеза в одном учебнике знаний из разных областей, в том числе естественных и гуманитарных наук;

·   ценностно-ориентационная: усиливает гуманитаризацию образования, обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развертываться процесс самообразования. Эта функция реализуется, когда научно-технический стиль мышления становится ценностью или выступает средством ориентировки и способом отношения учащегося к внешнему миру. При успешной реализации этой функции учебника произойдет переоценка учащимися ценностей окружающего мира, когда на первый план выступают богатый окружающий мир человека, средства саморазвития – увлечение наукой, культурой, спортом (Рахимов: 1991; с.59).


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ :

·   общеобразовательная: реализуется путем специального вооружения школьников знаниями методических принципов, методами познания предмета и умения сознательно применять их в учебно-познавательной деятельности ;

·   развивающая: развитие познавательной потребности, положительной мотивации, целепомогающей учебной активности и творческих способностей учащихся ;

·   воспитательная: развитие отношения к научным знаниям как средству рациональной организации своей учебной деятельности и источнику самообразования, формирование развивающей системы самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки (Рахимов: 1991;с. 31-33).

 Мы видим, что у разных авторов, функции, которыми должен обладать учебник, различны . Несомненно, что все они справедливы, но наиболее часто встречаются информационная, трансформационная, функция систематизации, закрепления и контроля, самообразования, интегрирующая,координирующая функции .

 Наиболее разработанной в дидактическом отношении и методическом воплощении можно считать информационную функцию. Учебники иностранного языка, до последнего десятилетия делали акцент на способы формирования иноязычных знаний о стране и в значительно меньшей степени обеспечивали формирование практических навыков и умений .

 В теории учебника совокупность функций называют комплексом или системой педагогических функций современного учебника. Ни одна из функций не может выполнять в полной мере свое назначение вне комплекса. Например, функция систематизации связана почти со всеми функциями. Каждая из функций имеет воспитательную направленность – развитие умения мыслить, учит красоте и стройности изложения мысли, вооружает предпосылкой для осуществления других функций.

 Вывод: таким образом, каждый учебник не может обладать строго определенными функциями, они могут варьироваться в зависимости от типа учебного предмета, дидактической концепции и активных целей процесса обучения.

1.3.  Структура и содержание учебника .

 Учебник можно рассматривать как систему. Всякая система состоит из взаимосвязанных элементов, неразложимых в ее пределах. Все остальное, приложенное к системе, представляется аксессуарами, предназначенными восполнить недостатки системы. Если учитывать, что учебник предназначен объединять в единое целое цели, принципы, содержание и методы обучения, то можно считать, что учебник есть материализованная система обучения, система обучения, единицами которой является организованные учебные действия учащихся, ограниченные по времени, учебным целям и учебному материалу, т.е. упражнения. Следовательно, неразложимыми в пределах учебника элементами системы выступают упражнения, которые и должны использоваться в качестве "строительного материала" учебника, в качестве единицы его содержания.

 Содержание учебника можно представить как соответствующим образом организованный учебный материал, средства-субституты и иллюстрации. Под содержанием можно понимать и градуированную систему доз языкового материала, выражающего заданное предметное содержание, и систему учебных действий по формированию речевых навыков и умений, воплощенную в систему упражнений, предназначенную для становления того или иного ВРД.

 Взаимосвязанные упражнения, составляющие единую систему, не могут реализовывать все функции учебника. Отсюда необходимость дополнить содержание учебника справочным материалом. Кроме того, стимулирующая функция учебника обычно подкрепляется иллюстрированным материалом. Таким образом, есть все основания говорить, что в понятие содержания учебника входят упражнения, справочный материал и иллюстрированный материал (Миньяр-Белоручев: 1990; 59).

 Расположение материала в любом учебнике должно подчиняться определенным правилам, то есть учебник должен обладать структурой .

 Структура современного учебника состоит из двух слагаемых: тексты и вне текстовые компоненты. В учебниках по различным предметам различают несколько видов текстов: основные, дополнительные, пояснительные.

 Основные тексты играют ведущую роль в учебниках. Это может быть текст литературного произведения, или изложения конкретных исторических событий. Это то, что ребенку надо знать, запомнить, выучить.

 Для того, чтобы материал был убедительным, доказательным, лучше запомнился, авторы учебников прибегают дополнительным текстам. Это документы, хрестоматийные материалы, ссылки на ярлыке, примеры, материалы для необязательного изучения.

 Пояснительные тексты – это примечания, разъяснения, словари, алфавиты, пояснения к картам и схемам, являются важным средством организации самостоятельной учебной деятельности школьника, заставляют его думать над прочитанным .

 Внетекстовые компоненты – это аппарат организации усвоения, то есть все то, что призвано помочь учащимся в усвоении обязательного объема знаний : вопросы, задания, памятки, таблицы, подписи под иллюстрациями и т.д.

 В любом учебнике есть аппарат ориентировки : оглавление, сигналы-символы, библиография, указатели всего того, что сближает школьную книгу с научной, позволяет научить ребенка ориентироваться в дополнительном учебном материале, в материалах средств массовой информации .

 Вывод: будучи неотъемлемой частью учебного процесса, учебник обладает содержанием, собственной структурой, определенными функциями, отвечает всем критериями, необходимыми для учебника иностранного языка, он может рассматриваться как ядро всей системы вспомогательных средств, организующих процесс обучения .

ГЛАВА II. "Сравнительный анализ отечественных УМК : "L`oiseau bleu-3" авторов Н.А.Селивановой, А.Ю.Шашуриной и учебника "Le francais –4" авторов А.П.Шапко и В.А.Слободчикова.


2.1.   Содержание учебника "L`oiseau bleu-3".

 

Обучение французскому языку в общеобразовательной школе на среднем этапе (7-8 классы) представлены УМК "L`oiseau bleu-3"авторы Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина и УМК "Le francais –4"авторы А.П.Шапко и В.А.Слободчиков.

УМК "L`oiseau bleu-3"предназначен для учащихся 7-х классов общеобразовательной средней школы, занимающейся по модели 5-9 .

С методических позиций основной характеристикой УМК по-прежнему остается его коммуникативная направленность, то есть нацеленность процесса преподавания на развитие максимально возможных для данного этапа умений общения на французском языке .

При отборе и организации учитывались возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся среднего подросткового возраста, их ценностно-ориентационные и мотивационные характеристики .

Методическая концепция УМК основывается на принципе взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности : чтению, говорению, аудированию, письму, при этом особое внимание уделяется работе с письменным источником информации, содержание которого служит основой и для развития навыков устной речи . Среди них : художественные тексты, статьи из детской прессы, социологический опрос – анкета, интервью, страничка из журнала мод для детей, французского толкового детского словаря, рекламный текст, игра – викторина и так далее .

В УМК "L`oiseau bleu-3" входит :

q   Книга для учащихся (Livre de l`eleve);

q   Книга для учителя (Guide pedagogique);

q   Сборник упражнений (Exercices de grammaire et de vocabulaire);

q   Аудиокассета с записью текстов и диалогов книги для учащихся .

При отборе и организации учебного материала учитывались возрастные психологические и интеллектуальные особенности учащихся этого возраста . Нужно отметить следующую деталь – все, что говорится, должно быть ситуативно оправдано . Ученики уже самого начала должны видеть, как они могут использовать в жизни полученные на уроке знания .


ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ .

Распределение грамматического материала по урокам .

№ УРОКА

ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Unite 1

Время. Le plus-que parfait.Le futur simple.

Unite 2

Местоимения: tout, toute, tous, toutes. Повторение употребления времен: Present; Imparfait.

Unite 3

Вопросы: Qu`est – ce qui? Que? Qu`est – ce qui? Употребление формы Ce qui, Ce que?

Unite 4

Употребление настоящего времени после "Si" – условного .вместо будущего.

Unite 5

Gerondif. Различия в употреблении Passe simple и Passe compose.

Unite 6

Conditionnel present. Futur dans le passe.

Unite 7

Imperatif.

Unite 8

Participe passe.

Unite 9

Concordance des temps.


В изучении грамматики основной акцент сделан на глагольную систему языка. Основой глагольной системы французского языка является категория времени. Повторяя изученное,учащиеся знакомятся с такими новыми для них глагольными временами, как Plus – que – parfait,Futur simple, Passe simple, Conditionel present, Futur dans le passe, а также с понятиями одновременности, предшествования и следования, не только по отношению к настоящему моменту, но и к прошедшему.

Грамматические страницы представлены в учебнике в виде самостоятельного раздела. Учитывая это формирование грамматического навыка может проходить традиционно с использованием грамматического справочника, помещенного в конце учебника, где в доступной для учащихся форме объяснено образование и функционирование того или иного грамматического явления .

1. Введение грамматического явления до чтения основного текста.

2. Актуализация грамматического явления в процессе чтения.

3. Активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических компонентов.

Это не исключает коммуникативного подхода к обучению грамматике, когда каждое грамматическое явление рассматривается прежде всего, как неотъемлемая часть письменной и устной речи и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма. Именно этому подходу отдают предпочтение авторы учебника.

Распределение лексического материала по урокам.

№ УРОКА

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ

ТЕКСТ

ТЕМА




Unite 1

Употребление связующих слов для построения логики повествования p.ex. d`abord, ensuite, alors, biento, depuis …Л.Е: время суток.

q      Как попросить слова;

q      Взять слово ;

q     Предоставить слово собеседнику

Vacance d`ete.





Unite 2

Изучение лексических единиц, определяющих место нахождение предмета в пространстве .p.ex .au-dessus, sur, en dessous ….etc;

q              Как вызвать собеседника на разговор;

q          Согласиться или не согласиться с тем, что было сказано.

L`insigne .

Mon ami




Unite 3

Л.Е. на тему "одежда", употребление связующих слов для обоснования высказываний мысли, привода аргументов(доводы, доказательства). (p.ex .parce que;car, puisque, c`est pourquoi, etc ….), для обозначения различных элементов (этапов) жизни (p. ex . a quatre mois, a un an, a l`age de..)

qКак попросить собеседника уточнить его мысль .

Cucu la praline .

La mode .




Unite 4

q     Как попросить прощения ;

q     Как обозначить события во времени ;

q     Как согласиться с некоторыми доводами собеседника, отстаивая при этом свою точку зрения ;

Papa ne vient pas pour Noel .

Faites la fete .


Unite 5

q     Как выразить свою уверенность, свое желание ;

Grand councours .

La musique dans mon vie .





Unite 6

q     Употребление лексических едениц на тему ''Sport'';

q     Как выразить свою цель занятий спортом ;

Л.Е. : наречия времени

q     Как приводить примеры для лучшей аргументации сказанного ;

Aimez – vous le sport

Aimez – vous le sport





Unite 7

q     Как выразить радость, занимаясь любимым делом ;

q     Как выразить сходство или различия ;

q     Как продолжить разговор ;

q     Как попросить собеседника повторить то, что он сказал ;

q     Как самому, в случае ; необходимости воспроизвести свое высказывание ;

Vivement dimanche

Loisir





Unite 8

q     Как выразить причину чего-либо;

q     Как выразить сомнение, уверенность, вероятность ;

q     Как передать необходимую информацию ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.