| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплект...Также новый УМК предусматривает обучение различным жанрам речи (фамильярный, разговорный, нормативный, повседневный), письменному общению (записка, письмо, заметка), общение с письменным текстом информационного характера и текстами художественной литературы. Тексты охватывают очень большой материал о культуре Франции и франкоязычных странах, сведения об истории, географии, культуре страны. Некоторые сведения представлены с помощью фотографий, схем, карт, таблиц, на слайдах и так далее, а не информативными текстами. Поэтому, на мой взгляд, УМК "L`oiseau bleu–3" наиболее эффективна и позволяет добиваться более высоких результатов в обучении французскому языку на среднем этапе в общеобразовательной школе. ГЛАВА III . "Сравнительный анализ зарубежных учебно-методических комплектов "Frequence jeunes-2" авторов G.Capelle, N.Gidon и "Le Nouveau sans frontieres–2" авторов P.Dominique, M. Verdelham, J. Girardet.3.1. Содержание учебника "Frequence jeunes-2".Учебник "Frequence jeunes-2"предназначен для учащихся, изучавших французский язык в течение 1-1,5 лет и направлен на достижение трех видов целей : 1. Лингвистические и коммуникативные – позволить учащимся общаться с носителями языка и приобщиться к культуре; 2. Культурные и гуманистические – улучшить взаимопонимание между представителями разных языковых общностей и культур; 3. Воспитательные – формирование личности учащихся. Уточним, что авторы учебника вкладывают в эти понятия. Лингвистические и коммуникативные цели. Большое внимание авторы учебника уделяют устному общению. Многие задания должны выполняться в парном режиме работы, что дает возможность всем учащимся поговорить по-французски и обрести большую уверенность в себе. Письму, как средству коммуникации, также уделяется большое внимание. Данная деятельность способствует лучшему пониманию того, что такое ситуация общения (situation de communication) и ее параметры (Кто? Кому? Для кого? По поводу чего? С какой целью? Каким способом?). Кроме того, письмо способствует использованию приемов и правил необходимых для владения языком : просмотровое чтение (survol), обзор (balayage), ориентировка (reperage), вывод (inferance), смысловой поиск (recherche d`idees), организация текста (organisation du texte) и так далее. Такой вид речевой деятельности как письмо также заставляет задуматься о функционировании языка во время акта коммуникации. Учащиеся должны тренироваться в общении на французском языке во всех четырех аспектах – устное и письменное понимание и воспроизведение. Таким образом, можно говорить о равновесии, установившемся между устной и письменной речевой деятельностью, так как каждая из них играет важную роль в языковом плане и в плане общения. Культурные и гуманистические цели. Для учебника этого уровня речь идет прежде всего о том, чтобы познакомиться с миром говорящих на французском языке (francophone), в частности, с самым близким окружением французских подростков ( коллеж, семья, школа, друзья ), чтобы учащиеся смогли сравнить все это с аналогичным в своей стране. Подросткам предлагаются ситуации из повседневной жизни, иногда достаточно "напряженные" или конфликтные. Герои учебника принадлежат к разным языковым общностям (национальностям) и являются своеобразным примером взаимопонимания и толерантности по отношению к представителям других культур. Таким образом, на первый план выходит именно гуманистический аспект – обеспечить взаимопонимание с представителями других культур. Воспитательные цели. Роль учителя не должна сводится лишь к обучению какой – либо дисциплине, учитель выступает еще в качестве воспитателя. Когнитивный подход позволяет опираться на способности и умения, необходимые и при изучении других дисциплин: наблюдение; идентификация встречающихся явлений; формулирование гипотез и их проверка. Эти умения используются в "Frequence jeunes –2" как в устной так и письменной речевой деятельности. Кроме того, используется любая возможность чтобы развивать у учащихся наблюдательность и критичность. Авторы предлагают учащимся пути самооценивания; для чего их знакомят с критериями самооценки и их применениям. В конечном итоге это помогает им лучше осознать то, чему они научились, и обрести большую независимость и самостоятельность. В учебник входят 12 блоков, каждый из которых состоит из 4 уроков: 2 урока содержат диалог и различные сведения из грамматики и фонетики, 1 урок (magasin) содержит аутентичные материалы и направлен на развитие навыков чтения и письма, и, наконец, последний урок является повторительно-обобщающим, он содержит комикс (Philomene) и задания на повторение ранее изученного. Определить количество учебных часов, необходимых для изучения материала, предложенного в учебнике, довольно сложно, так как это зависит от таких факторов как: продолжительность урока (от 40 до 55 минут), количество учеников, материальное обеспечение школы, мотивация и способности учащихся. В среднем на изучение темы должно отводится 7 занятий по 55 минут: по 2 занятия на урок, включающий диалог, 2 занятия на урок чтения и письма и 1 занятие отводится на комикс и повторительно-обобщающий урок. УМК "Frequence jeunes –2" предполагает наличие у учащихся: 1. Учебника ; 2. Тетради для домашних заданий ; 3. Аудио кассеты: 1- для индивидуальных занятий учащихся; 1-для учителя; 2- для работы на уроке со всем классом. Языковой материал учебника .
Распределение грамматического материала по урокам .
|
№ урока
|
ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
|
1
|
Le passe compose
|
2
|
|
3
|
L`interrogation directe .
|
4
|
|
5
|
L`interrogation indirecte .
|
6
|
|
7
|
Le pronom en (de + nom)
|
8
|
|
9
|
L`imparfait
|
10
|
|
11
|
Les relatifs:qui, que
|
12
|
|
13
|
Повторение времен прошедшего момента
|
14
|
|
15
|
Le relatif ou
|
16
|
|
17
|
Le futur
|
18
|
|
19
|
Le pronom y
|
20
|
|
21
|
Le comparatif
|
22
|
|
23
|
Le superlatif
|
24
|
|
25
|
Le conditionnel
|
26
|
|
27
|
Les pronoms indefinis
|
28
|
|
29
|
L`infinitif employe comme nom
|
30
|
|
31
|
Les formes de la negations
|
32
|
|
33
|
Les formes du subjonctif present
|
34
|
|
35
|
Le subjonctuf irregulier
|
36
|
|
37
|
Le passe
|
38
|
|
39
|
Exprimer le but
|
40
|
|
41
|
Exprimer la certitude et le doute
|
42
|
|
43
|
Conjonctions suivies de l`ihdicatif
|
44
|
|
45
|
Si + imparfait |
Авторы учебника отобрали разнообразный грамматический материал, наиболее употребительный во французском языке. Новый грамматический материал изучается не на каждом уроке (урок, следующий за тем, который содержит в себе грамматический материал, отводится на закрепление и тренировку). Такое построение учебника позволяет больше времени уделять изучению грамматического материала. На первом уроке происходит введение и начальное закрепление НГМ. Знакомство с НГМ осуществляется после чтения основного текста при самостоятельном поиске неизвестных элементов и построении гипотез о смысле высказывания, образовании и цели, которую содержит то или иное грамматическое явление. Через определенный промежуток времени (через урок, включающий диалог, занятия, которое отводится на комикс) грамматический материал опять закрепляется и отрабатывается в речи уже на втором уроке. Это происходит с помощью различного рода упражнений: тренировочные, трансформационные, тренировочно-поисковые, репродуктивные и продуктивные (см.с.76).
При сравнении учебников можно отметить некоторые сходства и различия в изучении грамматического материала. Грамматические страницы представлены в них в виде самостоятельного раздела. Учитывая это, формирование ГМ может происходить традиционно с использованием грамматического справочника, помещенного в конце учебников, где в доступной для учащихся форме объяснено образование и функционирование того или иного грамматического явления.
Основной акцент в обоих учебниках, конечно, сделан на глагольную систему языка Le passe compose, L`imparfait, Le future, Le conditionnel, Le subjonctif, времена наиболее употребительные в речи. Большое внимание уделяется постановке вопросов, согласованию времен, неопределенным местоимениям, превосходной и сравнительной степеням прилагательных. Таким образом, в учебниках представлен очень широкий материал, некоторые моменты ( "Le passe compose") повторяют материал 1 года обучения. Критерием отбора, на мой взгляд, является обучение грамматическим явлениям, реально существующим в настоящее время и употребляемым в повседневной жизни. Отобранный грамматический материал изучается в определенной связи и последовательности, ранее изученное создает основу для последующего знания.
Введение НГМ и формирование грамматического навыка может происходить традиционно в учебнике "Frequence jeunes-2":
1. " от общего - к частному " (объяснение правила и последующее выполнение упражнений) или дедуктивный путь.
2. " от частного – к общему " или индуктивный путь.
Но, авторы придерживаются принципа концептуализации (см. стр. ).
Таким образом, введение НГМ может осуществляться в такой последовательности:
1. нахождение новых грамматических элементов после чтения текста, диалога;
2. объяснение учителем употребления того или иного грамматического материала и способ образования ( зачем ? как ?)
3. актуализация явления в процессе повторного чтения диалога, текста;
4. активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических единиц (тренировка в упражнениях).
Но авторы отечественного учебника "L`oiseau bleu-3" предпочитают дедуктивный путь введения НГМ:
1. Введение грамматического явления до чтения основного текста.
2. Актуализация грамматического явления в процессе чтения.
3. Активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических компонентов.
Я считаю, что индуктивный путь введения ГМ наиболее эффективен в учебнике "Frequence jeunes-2", так как учащимся сначала предлагается не какя-то схема образования какого-то грамматического явления, а самостоятельный поиск этого элемента в тексте,затем строятся гипотезы о цели его употребления в речи и образовании. Таким образом, я считаю, что такой вид работы повышает мотивацию учащихся при изучении ГМ и способствует более эффективному его усвоению. Но оба принципа, заложенные в УМК не исключают и коммуникативного подхода к обучению грамматики, когда каждое грамматическое явление рассматривается прежде всего как неотъемлемая часть речи, и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма, что нашло отражение в методической организации учебников.
Особое значение в учебниках придается развитию умений синтаксически организовать высказывания, связно построить свою речь, перейти к освоению литературных жанров , слов, умений пользоваться речью, так как грамматика – это организующий стержень речевого производства. Например, для самых частотных глаголов характерна многозначность, разрешаемая благодаря синтаксическим связям, выявляющим конкретное значение. Помимо глагольных конструкций(Je change de vetement,je me change; travailler le bois , travailler ferme etc) связность обеспечивается приглагольными местоимениями, предлогами, артиклями, союзами, наречиями. Поэтому при изучении ГМ, значительное место отводится и изучению этих явлений, без которых невозможно выразить свои мысли на французском языке.
Необходимо заметить , что ГМ в зарубежном учебнике, по сравнению с отечественным учебником более расширен: здесь изучаются превосходная и сравнительная степени прилагательных, употребление L`infinitif, Le subjonctif,Le conditionnel passe, что не наблюдается в учебнике "L`oiseau bleu-3". Это объясняется тем , что зарубежный учебник представляет собой интенсивный курс изучения французского языка, поэтому он содержит более сложный материал.
Я считаю, что при обучении грамматическому строю языка базовым учебником может быть как "L`oiseau bleu-3", так и "Frequence jeunes-2". Это зависит от уровня усвоения французского языка школьниками, при желании учителя ГМ отечественного учебника может быть дополнен заданиями из УМК "Frequence jeunes-2".
Лексический материал .
Распределение лексики по урокам .
Главным принципом обучения по учебнику "Frequence jeunes-2" является принцип коммуникативности, таким образом можно выделить коммуникативные цели для каждого урока ("contenu fonctionnel"), то есть те навыки и умения, которыми должны овладеть учащиеся для общения в разных ситуациях. Лексический материал распределяется по темам, содержащимся в учебнике.
№ урока
Коммуникативные цели;
Лексические единицы.
Тема уроков
№ 1–4
Decrire des caracteres ;
Decrire des comportements et des etats d`esprit;
Parler des rapports avec des autres;
ЛЕ: по теме : "la correspondance".
Ados,qui etes-vous?
№ 5–8
Demander et indiquer le chemin a suivre;
Situer dans l`espace;
Insister pour obtenir satisfaction;
Exprimer son ennui;
ЛЕ: по теме :"la place".
Ma ville, ca me regarde!
№ 9–12
Repondre au telephone;
ЛЕ: по теме :"les comportements".
L`etat d`ame.
№ 13-16
Exprimer le desaccord;
Demander des nouvelles de la sante de qu`un;
Exprimer l`obligation;
Exprimer une probabilite .
ЛЕ: по теме :"la maison","la cuisine".
Bonjour le matin!
№ 17-20
Parler d`un evenement futur;
Dire ou on a mal;
Demander des nouvelles de la sante de qu`un;
ЛЕ: по теме:"la maladie","le cours humain".
Vaincre le stress.
№ 21-24
Comparer et evaluer une idee,
Solliciter une opinion;
ЛЕ: по теме :"la nature".
A la conquete des sommets!
№ 25-28
Faire des suggestions et des hypotheses;
Faire des reproches;
Protester;
ЛЕ: по теме :"la vie professionnelle"
Vos reves et vos peurs.
№ 29-32
Exprimer des souhaits;
Exprimer des hypotheses;
Demander et donner des conseils;
ЛЕ: по теме :"les sentiments".
L`amitie, c`est important!
№ 33-36
Exprimer la volonte;
Exprimer le souhait;
Exprimer le doute;
ЛЕ: по теме:"l`amour"
Premier amour.
№ 37-40
Donner des directives;
Demander des directives;
Exprimer un jugement;
Exprimer un regret;
ЛЕ: по теме :"les voyages".
Sac au dos.
№ 41-44
Raconter des evenements;
Exprimer des obligations;
Exprimer l`inquietude;
Exprimer la surprise.
ЛЕ: по теме :"la campagne"
Courir le monde.
№ 45-48
Exprimer un souhait;
Exprimer des regrets;
Faire des suggestions;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
© 2009 Все права защищены. |