реферат, рефераты скачать
 

Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплект...


q                       постоянное наблюдение за учащимися на уроке;

q                       небольшие проверочные работы;

q                       выработка навыков самооценки.


Таблица оценки устной речи .


ПАРАМЕТРЫ

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

1.Коммуникативность:

q       ориентировка в ситуации общения и точность информации;

q       логичность и связность речи;

q       творчество и оригинальность.

2. Языковое качество:

q       грамматическая и лексическая точность;

q       произношение;

q       легкость и темп речи, естественность, идиоматическое выражение.


0 – 2

 

0 – 2

0 – 1

 

0 – 2

0 – 2

 

0 – 1

Максимальное количество 10 баллов.


Таблица оценки письменной речи.

 

ПАРАМЕТРЫ

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

1. Коммуникативность:

q       ориентировка в ситуации общения и выбор информации;

q       читаемость написанного (intelligibilite): организация текста, логичность, связность;

q       творчество и оригинальность;

2. Языковое качество :

q       грамматическая точность;

q       лексическая точность;

q       презентативность : четкость, орфография, написание заглавных букв и пунктуация, разделение на абзацы;

q       оригинальность.


0 – 4

 

0 – 4

 

0 – 2

 

0 – 3

0 – 2

0 – 3

 

0 – 2

Максимальное количество 20 баллов.


Таким образом, обучение по УМК " Frequence jeunes-2"

q                       ориентировано на формирование навыков и умений устной и письменной речи ;

q                       основано на наблюдении, идентификации, отборе, формулировке гипотез и их проверке ;

q                       базируется на сочетании структурного, функционального и коммуникативного подходов, то есть придается значение как форме, так и функции и содержанию .

3.3.  Система упражнений для формирования навыков и умений в УМК "Frequence jeunes-2".


УМК включает разнообразные виды упражнений . По способам учения или видам учебной деятельности учащихся (ознакомление, повторение, поиск) можно выделить: ознакомительные, ознакомительно-поисковые, тренировочные, тренировочно-поисковые и поисковые упражнения . Эта классификация основана на тех или иных признаках, вычленяемых в упражнениях: назначение, аспекты языка, место выполнения и так далее. Однако все эти признаки недостаточно существенны, так как они не отражают его сути. Суть упражнения заключается в повторительных действиях, а не просто в действиях вообще, а в тех из них, которые формируют навыки и умения, помогают усвоить языковой материал. Признаки таких действий существенны для упражнения, а существенные признаки лежат в основе типологии упражнений. И если в классификации, основанной на второстепенных признаках, выделяются роды и виды упражнений, то в классификации, основанной на существенных признаках, можно говорить о типах упражнений. ( Миньяр-Белоручев: 1990; 69). Я считаю, что здесь можно выделить упражнения и из первой классификации (по способам учения или видам учебной деятельности), так и типы упражнений.

Деление упражнений по типам производится на основе типологии, предложенной Р.К. Миньяром-Белоручевым, в основе которой положены признаки действий саморазвития, связанные с врожденными рефлексами саморазвития, к которым физиологи школы Л.П.Павлова относят: рефлекс подражания, рефлекс игры, свободы, исследовательский рефлекс. Соответственно, можно выделить 4 типа упражнений: имитативно-репродуктивные, игровые, сугестивные, проблемно-поисковые .

В отличие от УМК "L`oiseau bleu-3" данный УМК имеет тетрадь (Cahier d`exercise ), где предлагаются задания к урокам основного учебника. В основном это тренировочные упражнения:

- Mettez les verbes entre parentheses au subjonctif;

- Completez les phrases avec des comparatifs;

- Completez avec les verbes entre parenthese au passe compose;

- Completez avec "c`est-ce sont" ou "il, elle est-ils, elles sont ".

Трансформационные упражнения:

- Transformez en interrogation indirecte;

- Remplacez les mots en italique par un pronom en ou le, la, les;

- Dis-le a l`imperatif;

- Mettez en valeure les mots en italique.

Важное значение имеют тренировочно-поисковые упражнения:

- Completez le dialogue avec les verbes entre parentheses a l`imparfait ou au passe compose;

- Terminez les phrases en utilisant …..

- Completez avec les verbes suivants a l`imparfait.

Учебник содержит репродуктивные и продуктивные упражнения:

- Posez d` abord une question avec "lequel" et repondez-y;

- Recrivez les phrases avec des articles indefinis;

- Jouez ces scenes avec votre voisine.

Продуктивные упражнения:

- Faites un rapport;

- Inventez votre avenir;

- Cherchez des arguments pour et contre la ville et la campagne.

Нужно отметить обилие проблемно-поисковых заданий:

- Mots crioses;

- Chassez l`intrus!

- Trouvez dans la bande-dessinee les mots correspondant aux definitions suivantes.

Обычно работа над материалом начинается с имитационных упражнений, затем тренировочные, подстановочные и трансформационные на закрепление нового материала, и только после их- проблемно-поисковые, вопросно-ответные, репродуктивные и продуктивные.

Система упражнений обладает следующими характеристиками:

1. коммуникативная направленность;

2. взаимообусловленность упражнений;

3. повторяемость речевых действий и речевого материала;

4. в основе лежит принцип от " простого к сложному", "от общего к частному";

5. опора на ситуативность и контекстность речи, что характерно для прямого метода обучения иностранным языкам.

ВЫВОД : Система упражнений УМК "Frequence jeunes-2" содержит упражнения на развитие навыков и умений всех видов деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Каждому уроку соответствует комплекс упражнений, куда входят упражнения для формирования фонетических, грамматических, лексических навыков. Система упражнений характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая учащихся к поиску, который является наиболее эффективным способом учения. Присутствие элемента поиска, который является наиболее эффективным способом учения объясняется тем, что УМК разработан с учетом познавательного подхода, при котором уделяется большое внимание именно мыслительным процессам субъекта при обучении иностранным языкам.

3.4.  Содержание и структура УМК "Le Nouveau sans frontieres-2".


УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" предназначен для подростков и учащихся старшего возраста, имеющих языковую подготовку. В УМК, состоящем из 3-х частей, предусматриваются 2 уровня обучения.

Цель первого уровня обучения по учебнику состоит в том, чтобы последовательно закреплять основную базу владения французским языком при одновременной работе над устной и письменной речью с опорой на родной язык учащихся.

Второй уровень обучения по УМК предполагает овладение французской письменной речью. Цель второго уровня состоит из следующих задач:

1.                       научить учащихся определять местонахождение предметов и их временную соотнесенность на расширенном языковом материале;

2.  устанавливать причинно-следственные связи ;

3.  научить высказывать собственное мнение ;

4.  углубить знания в области грамматики .

Учебный комплект предназначен для обучения разным стилям речи на французском языке (от разговорно-фамильярного до литературного), а также языковому поведению в конфликтных жизненных ситуациях. В учебнике можно найти разнообразный аутентичный материал ( фотокопии текстов статей из газет, журналов, художественных текстов и так далее ). УМК основан на тех же принципах, что и первый уровень учебника.

В УМК входят:

1. книга для учащихся ;

2. тетрадь с упражнениями ;

3. книга для учителя ;

4. 4 аудиокассеты .

Книга для учащихся содержит 4 раздела, где прослеживается одна история, каждый раздел состоит из 5 уроков 1 занятия-повторения. В конце учебника учащиеся найдут грамматический справочник, таблицу спряжений глаголов, словарь лексических единиц, содержащихся в этом учебнике.

Каждый урок построен одинаково, он состоит из 3-х частей ( А, Б, С ), каждая из которых, в свою очередь, делится на 3 части.

1 ЧАСТЬ. Работа над диалогом и аутентичным документом ( письмо, статья, художественный текст ).

Диалоги представлены в виде фото картинок (bandes dessinees), где находятся различные коммуникативные ситуации и имеют своей целью- приобретение лексических, грамматических, коммуникативных, фонетических навыков и овладение живой разговорной речью. Диалоги занимают первые 2 страницы.

II ЧАСТЬ. Словарь и грамматический материал (ГМ).

Грамматический материал как и лексический представлен в виде схемы (образование какого-либо времени, спряжение глаголов), причем, рубрика посвящена ГМ, лексике отводятся только первые два раздела этой части. Навыки и умения, приобретенные в ходе работы с диалогом, здесь расширены в форме перечня слов и выражений, относящихся к сюжету разговора. Лексика и ГМ постоянно варьируются, то есть спряжение глагола появляется в рубрике" лексика" и, наоборот. Это облегчает понимание системы языка и запоминание лексики и грамматики.

III ЧАСТЬ. Практическая (les quatres pages d`activites).

Рубрика занимает большую часть урока. Здесь представлено огромное количество упражнений (фонетических, структуральных, на закрепление грамматического материала и так далее).

Цель данной части урока заключается в том, чтобы представить одинаковое количество упражнений на запоминание лексики, морфологических структур, синтаксических и коммуникативных. В конце каждого раздела есть 4 страницы ( bilan-test) - повторение и закрепление материала урока. Здесь предлагаются упражнения на каждую из поставленных целей. Кроме упражнений на проверку, полученных знаний, здесь содержится широкий страноведческий материал с опорой на иллюстрации: географическое положение Франции, флаг, символы, достопримечательности Парижа, схема города и метро, информация о провинциях, истории Франции, телевидении, моде и так далее. В первую очередь представлены задания на проверку усвоения грамматического материала, затем лексику, закрепление ЛЕ в речи, составление диалогов, задания описательного характера с использованием усвоенной лексики и коммуникативных навыков.




Распределение языкового материала по урокам .


Грамматический материал .


№ раздела

№ урока

Грамматический материал

 

 

1

1

Conjugaison des verbes pronominale au present, expression de la cause .

2

L`expression du passe :

Le passe compose, L`imparfait

L`interrogation .

3

Les verbes du mouvement,

L`expression du futur :

Le futur proche, le futur dans le passe .

L`expression de la cause, l`expression de la quantite .

4

Les verbes construits avec la preposition "а",

Les pronoms complements .

5

Constructions negatives et interrogatives .

 

 

2

1

Les propositions relatives, le passif, le pronom "en" .

2

Le subjonctif .

3

Adjectifs et pronoms interrogatifs, demonstratifs, possessif, expressions verbales avec "en".

4

Le pronom "y", le gerondif, le partisipe passe .

5

Le deroulement de l`action .

 

 

3

1

Adjectifs et pronoms indefinis, la negation .

2

L`expression de la duree .

3

Construction avec l`infinitif .

4

La concordance des temps .

Le plus-que-parfait, le futur anterieure .

5

Faire + verbe .

 

 

 

4

1

Situer les verbes dans le temps .

2

Le conditionnel present .

3

L`accord du participe passe, rapporter un discours au passe .

4

Le conditionnel passe .

5

Les propositions relatives, l`expression de la probabilite .

Le subjonctif dans l`expression de l`opinion .



Как видим, авторы отобрали различный грамматический материал, акцент сделан не только на глагольную систему, но и на употребление в речи всякого рода местоимений, постановку вопросов, согласование времен, что имеет сходство с ГМ учебника "Frequence jeunes-2". В УМК "Le Nouveau sans frontieres" представлен более широкий ГМ, хотя большинство времен совпадают, но есть некоторые расхождения.

В отечественных и зарубежных УМК присутствует обращение к формам прошедшего времени. В учебнике "Frequence jeunes-2" изучается только "Le passe compose", когда как в "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres-2" охватывается passe simple, le plus-que-parfait, l`imparfait. В УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" изучаются уже более сложные времена: future anterieur, le subjonctif, повторяются временные формы первого года обучения, изучается: le passif, le gerondif et le participe passe, les formes impersonnelles, l`infinitif, чего нет в учебнике "L`oiseau bleu-3".

Таким образом, материал, представленный в зарубежных учебниках, более обширен. Это можно объяснить, во-первых, разницей в возрасте учащихся, которым предназначаются эти учебники, во-вторых, учебники французского издательства представляют собой нечто вроде интенсивного курса обучения, и, естественно, материал его будет расширен . "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres-2"сходны тем, что грамматические страницы представлены в виде самостоятельного раздела, хотя во втором учебнике, ГМ взят вместе с лексическим. Поэтому, сначала вводится ГМ, а затем уже он находится в тексте и отрабатывается в упражнениях. Авторы учебника "Frequence jeunes-2" предпочитают иной метод введения ГМ.(см.стр.   ), то есть "от частного к общему ", что наиболее эффективно при усвоении грамматических навыков.

Грамматический материал отобран во всех 3-х учебниках наиболее употребляемый в повседневной жизни, система правил грамматики может быть выполнена в виде увеличенных таблиц, облегчающих работу учителя в классе при объяснении и закреплении грамматического материала.

И зарубежные, и отечественные методики не исключают коммуникативного подхода к обучению грамматике, так как главный акцент в УМК сделан на обучение общению, так называемой "коммуникативной компетенции", то есть умению выбирать и использовать языковые средства, адекватные ситуациям общения. В зависимости от того, каков возраст и социальный статус говорящих, каково их настроение, обстоятельства, при которых происходит диалог, выбираются различные языковые средства (на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях). Грамматическое явление рассматривается как неотъемлемая часть речи, и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма.


Распределение лексического материала по урокам .


№ раздела

№ урока

Коммуникативные цели

Тема диалога.

Тема сюжета.

 

 

1

1

Exprimer les gouts et les preferences .

Une vedette de la television .

S . Le caractere d`un homme .

2

Exprimer un avis, une opinion.

Deux conceptions de l`information .

S . L`information .

3

 -----------

Reportage en Afrique .

S . Pauverete-richesse-developement d`un region .

4

Exprimer le desire, la volonte.

Une promotion .

S . Les catastrophes .

5

Juger –accuser –pardonner .

Rupture et reconcilation .

S . Le caractere d`un homme .

 

 

2

1

 ---------------

Agitation dans la ville .

S . Le sport .

2

Exprimer la cause et le but .

Un pere autoritaire .

S . Les taches de la vie quotidienne .

3

Rassurer, exprimer la quantite reduite, le manque .

Des artistes en province .

S . Le theatre . La musique .

4

Exprimer la confiance, la mefiance .

Les lettres d`amour .

S . Le bonheur et le malheur .

Le logement . La ville .

5

 -------------------

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.