реферат, рефераты скачать
 

Конcпект по маркетингу


этапа заключается в проверке приемлемости и пригодности предлагаемой

технологии изготовления товара. Для этой цели развертывают небольшое

опытное производство, на котором изготовляются ограниченные партии новинки.

Имея в своем распоряжении сравнительно достаточное количество товара,

специалисты по организации сбыта могут провести практически всесторонние

натурные испытания новинки среди узкого круга клиентов.

Деятельность опытного производства, как правило, дает полный объем

исходной информации для запуска нового товара в серию и позволяет довольно

точно определить уровень и структуру издержек производства. К этому времени

заканчиваются испытания товара на пробном рынке, и производитель получает

сведения о возможных путях и способах применения новинки. В ходе опытного

производства на товар назначается определенная цена. Одновременно

появляется возможность определить и ожидаемую продажную цену товара в

условиях серийного производства. На основе всей имеющейся информации можно

еще раз, но уже более точно, определить размеры рынка и дать оценку норме

прибыли нового товара. Вся полученная информация сводится воедино и

представляется на рассмотрение руководителям проекта в виде обстоятельного

доклада. Если проект получает их одобрение, он передается на окончательное

утверждение высшему руководству компании, после чего приступают к

развертыванию серийного производства. Именно в этот момент компания

принимает решение о выделении для продолжения работ крупных сил и средств.

Серийное производство и начало комплексной программы сбыта.

Утверждение проекта высшим руководством означает, что товар передается в

серийное производство и следует приступать к осуществлению комплексной

программы его сбыта. Происходит окончательная ассимиляция новинки всеми

подразделениями и службами компании. Пока развертывается серийное

производство, заканчивают разного рода работы, начатые на предшествующих

этапах процесса, такие, как создание упаковки товара, создание тары, в

которой его будут отгружать, разработка рекламы, подготовка

товаросопроводительной документации, технической литературы и т. п. Другими

словами, заканчивается комплексная подготовка к выпуску новинки на рынок,

размеры которого значительно больше размеров пробного рынка,

существовавшего в период опытного производства.

Планирование во времени — это залог успешной деятельности при выходе

на рынок с новым товаром. Если работа отраслей-потребителей связана с

сезонными колебаниями спроса, следует заранее решить, стоит ли выпустить

новинку в период спада, когда у покупателей будет больше времени для

обстоятельного знакомства с товаром, или необходимо сделать это в начале

периода высокой активности, когда они более расположены к совершению

закупок. Имеются веские основания для применения обоих методов подхода к

проблеме. Во многих случаях разрешению вопроса может способствовать

проведение тех или иных популярных специализированных выставок и показов,

регулярно устраиваемых в рамках отрасли. Для нового товара выставка служит

прекрасной стартовой площадкой, причем средство это столь эффективно, что

многие компании, не задумываясь, пользуются им для представления рынку

своих новинок. Однако решающим фактором при определении момента выпуска

товара на рынок является все же деятельность конкурентов. Если две

конкурирующие фирмы одновременно работают над совершенно аналогичными

товарами,— а происходит это гораздо чаще, чем принято думать,— в наиболее

выгодном положении оказывается тот производитель, который в состоянии

предложить новинку первым.

Установив срок выпуска товара на рынок, следует разработать план

координации остальных усилий, без которых невозможно обеспечить успех и

прибыльность проекта. В ряде случаев необходимо закупить, установить и

пустить в эксплуатацию новое или дополнительное производственное

оборудование, чтобы иметь возможность использовать его мощности для

удовлетворения ожидаемого спроса в момент выхода с новым товаром на рынок.

Кроме того, необходимо создать соответствующие товарные запасы для покрытия

разумно ожидаемого спроса. При организации сбыта через оптовиков следует

заранее обеспечить каждого из них необходимыми количествами товара в

зависимости от предполагаемой индивидуальной потребности. Если новый товар

предназначен для замены старого, то запасы старого товара в распоряжении

оптовиков и самого производителя должны быть сведены к минимуму,

необходимому для бесперебойного обслуживания клиентов.

Агентов по сбыту следует заранее обучить обращению с новым товаром. К

началу активной сбытовой деятельности и сам производитель и его агенты по

сбыту должны иметь полностью укомплектованные запасы нового товара. Рекламу

следует приурочить к моменту выпуска товара на рынок, с тем, чтобы

стимулировать спрос и максимально использовать пропагандистский эффект

новизны. Стимулирование спроса не должно быть преждевременным, поскольку

любой отказ от выполнения полученного заказа отрицательно сказывается на

благорасположении клиентов к поставщику.

Тема 15. Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров и маркетинг

Вопрос 51. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии

маркетинга Вопрос 52. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности

продукции в рыночных условиях

Вопрос 53. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества и

конкурентоспособности .

Вопрос 54. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность и качество — концентрированное выражение всей

совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать

и сбывать товары и услуги.

Качество — синтетический показатель, отражающий совокупное проявление

многих факторов — от динамики и уровня развития национальной экономики до

умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках

любой хозяйственной единицы.

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя

производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься

системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок

объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого

успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие,

означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям

потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим,

эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его

реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Иначе

говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и

стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на

рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях

широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. Затраты покупателя

состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов,

связанных с потреблением, называемых ценой потребления.

Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих

эксплуатационных расходах за весь срок службы транспорта продажная цена

занимает не более 20%, грузового автомобиля — 15%, магистрального самолета

10—12%, бытового холодильника — примерно 10%), поэтому наиболее

конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на

рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его

службы у потребителя.

Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами,

которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно,

гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия,

выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке

В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко

ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо

вообще не делается различий между ними.

Первый уровень — «соответствие стандарту». Качество оценивается как

соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на

изготовление продукта — технические условия, договор и т.п.).

Второй уровень — «соответствие использованию». Продукт должен

удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и

эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

Третий уровень — «соответствие фактическим требованиям рынка»' В

идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком

качестве и низкой цене товара.

Четвертый уровень — «соответствие латентным (скрытым, неочевидным)

потребностям». Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в

дополнение к другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими

потребности, которые у потребителей носили неявный, мало сознаваемый ими

характер.

В соответствии с определением Международной организации по

стандартизации (ИСО), поддерживаемым видными специалистами многих стран,

включая Россию, качество — это совокупность свойств и характеристик

продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или

предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качестве товара —

категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и потребительной

стоимостью.

При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет

потребления, кроме способности ее удовлетворять, характеризуется еще и тем,

насколько полно он это делает, т.е. степенью полезности.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества,

совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют

несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение

Данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются.

Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара»

и «технический уровень товара». Последние — главная составляющая

конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не

единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами,

раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в

сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по

отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не

обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама,

повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров,

изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др.

Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются :ей

системой маркетинга — от конструирования, опытного и серийного производства

до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства

и методы управления и контроля качества.

В условиях достаточности товаров и услуг на рынке, превышения в целом

их предложения над спросом покупатель в полной мере реализует свое право

выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения (а

никак не производителя, плановика, инженера) обладает наилучшим

соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент.

Невостребованные потребителем продукты труда остаются у производителя

и/или его посредников. Нереализованные на рынке товары убедительно

показывают правильность или ошибочность товарной политики производителя,

убеждают его самым эффективным способом — рублем, долларом, маркой, что

выпускать следует только то, что требует потребитель. В таких условиях нет

необходимости взывать к «гражданской совести» производителей, митинговать

за качество, выносить правительственные постановления. Наказанный

потребителем производитель сам прекрасно разберется в том, качество каких

товаров и в какой степени необходимо.

Иначе обстоит дело в условиях дефицитной экономики. Потребитель

довольствуется лишь тем, что ему доступно. Требования к качеству резко

снижаются. «Естественный» регулятор и критерий оценки качества — спрос и

предпочтение покупателей — перестает «работать», оказывать должное

воздействие на производство, поддержание минимально необходимого для

реализации продукции качества ее изготовления. Качество требует больших

усилий и затрат, своевременного обновления технической базы производства и

его объектов. Но если кое-как сделанная продукция все равно раскупается, У

производителя исчезает стимул делать «лишние» усилия.

Разработана Государственная программа России по управлению качеством

продукции. В ней отражена государственная политика, направленная на

создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность

товаропроизводителей в выпуске продукции в ассортименте, отвечающем

интересам различных групп потребителей, а также отвечающих задачам

социально-экономического развития России. Имеется в виду, что государство,

влияя на управление качеством, не будет непосредственно вмешиваться в

практическую деятельность предприятий.

Стандартизация — незаменимое средство обеспечения совместимости,

взаимозаменяемости, унификации, типизации, надежности техники и

информационных сетей, норм безопасности и экологических требований,

единства характеристик и свойств качества продукции, работ, процессов и

услуг. Развитие стандартизации неразрывно связано с процессом управления

качеством производства.

ГОСТ—Р 1.0—92 определяет стандартизацию как деятельность, направленную

на достижение упорядочения в определенной области посредством установления

положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально

существующих или потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в

разработке, опубликовании и применении стандартов.

Стандартизация — одна из форм проявления объективных экономических

законов развития общества, включая закон стоимости и закон повышения

производительности труда. С помощью стандартизации устанавливают

необходимый уровень качества продукции, повышая, таким образом,

потребительную стоимость товаров, а путем реализации других ее методов

снижают себестоимость продукции, отражая этим самым одну из форм проявления

закона повышения производительности труда.

Стандарт — нормативный документ, разработанный на основе соглашения

большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом или

утвержденный предприятием, в котором устанавливаются для всеобщего и

многократного использования правила, общие принципы, характеристики,

требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и

который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в

определенной области. С помощью стандартов обеспечиваются единство и

правильность изобретений, взаимозаменяемость деталей и узлов, облегчаются

выбор оптимального размерного ряда и отбор наилучших образцов, организация

специализированного производства, уменьшаются затраты и сокращаются сроки

освоения изделий.

Объект стандартизации — продукция, услуги и процессы, имеющие

перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. Именно в

стандартах до недавнего времени устанавливались те требования к выпускаемой

продукции, соблюдение которых давало основания считать эту продукцию

качественной.

В международных стандартах МС ИСО серии 9000 выделяется ряд

особенностей системы качества, которые следует учитывать пользователям

стандартов: лаконичность; рекомендательный характер; профилактическая

направленность (упор на предупреждение и недопущение брака, а не на

контроль оправление); целеустремленность; ориентация на потребителя;

приоритет проектировании материального производства; взятие на себя забот о

качестве снабжения; маркетинг как исходный момент и завершение процесса

направления; обязательность реализации принципа участия первого

должностного лица в управлении; создание специальных служб качества.

Сертификация — совокупность действий и процедур с целью подтверждения

(посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что

продукт (или услуга) соответствует определенным стандартам или техническим

условиям. В зависимости от того, кто ее проводит, сертификация бывает трех

видов: самосертификация (проводимая самим изготовителем); сертификация,

осуществляемая потребителем; сертификация, проводимая третьей стороной

(специализированной организацией независимой от изготовителя или

потребителя). Наибольшим доверием в международной и отечественной практике

пользуется сертификация третьей стороной.

Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара —

формирование цели исследования. Если необходимо определить положение

данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое

сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на

оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает

использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут

на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем

законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, к новой

для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.

После выбора продуктов, по которым будет проводиться анализ, на основе

изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура

параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же

критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

В группу технических параметров, используемых при оценке

конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические,

эстетические и нормативные параметры.

Один из вариантов оценочной оценки — использование графиков средней

величины экономических параметров изделия в зависимости от его основного

технического параметра или полезного эффекта.

Тема 16. Сервис в системе товарной политики и сбытовой деятельности

Вопрос 55. Основные принципы и задачи организации сервиса

Вопрос 56. Организация обеспечения клиентов запасными частями

Вопрос 57. Служба сервиса и ее функции

Сервис и гарантийное обслуживание являются неотъемлемыми элементами

товарной политики. Они представляют собой услуги, которые предоставляются

покупателям до и после приобретения того или иного товара.

Сервис рассматривается как система обслуживания покупателей. Цель

сервиса - предложить покупателям имеющийся товар и оказать им помощь в

получении наибольшей пользы от приобретенного товара.

Возрастающее значение сервисного обслуживания покупателей

обусловлено следующими причинами: ростом конкуренции на все более

насыщаемых товарных рынках; созданием и профилизацией сервисных центров;

возрастанием желаний покупателей иметь возможности решения проблем,

возникающих в процессе использования приобретенного товара; усложнением

процесса эксплуатации товара.

Основными функциями сервиса как инструмента маркетинга являются:

привлечение покупателей; поддержка и развитие продаж товара; информирование

покупателя.

Сервис как систему обслуживания разделяют на два вида: техническое

обслуживание и торговое обслуживание. Сервисные услуги могут оказываться до

и после покупки товара.

Формы обслуживания потребителей

| |Действия сервисной службы |

|Вид сервиса| |

| |до покупки товара |после покупки товара |

|Техническое|Технические консультации. |Реконструкция. |

|обслуживани|Разработка заказных проектов. |Монтаж. |

|е |Предложения по решению проблем|Снабжение запасными частями и |

| |покупателя. |деталями. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.