реферат, рефераты скачать
 

Билеты


Билеты

ВОПРОС1 Понятие МП. : оно делится на публичное и частное. В пр.системе

существует 2 системы- пр. внутригосуд.( как совокупность отд. систем

прав отд. гос-ва) и право международное. Объектом м. п. регулирования

явл-ся общ. отн. , возникающие в рамках межд. сообщества г-в. МП- это

совокупность и система норм, регулирующих межд. отн. МПП- как регулятор

публичных межд. отн. , складывается в рамках межд. сообщества г-в. МЧП-

составляет часть внутригосуд. права того или иного г-ва; частным

называется потому, что регулирует частно-пр. или гр-пр. отн. физич. и

юр. лиц; а термин «межд.» отражает то, что стороны этих отн. имеют

различные гражданства или национ. принадлежность. Методы МП как

публичной отрасли права предпологают соединения импер. и диспозит.

методов пр. регулирования. МП существуют наравне как имп. так и диспоз.

методы пр. регулированияи выделить какой-то преобладающий невозможно.

Для заключения м. отн. требуется общая воля и результатами этой воли

будет договор или соглашение между 2 суб. МП или несколькими.Особенности

МП: лица участвующие в межд.отн. это акторы ; в правоотн. у суб. есть

взаимные права и обязательства. Устав ООН говорит об уважении, к-е

должно быть между г-ми как призаключении межд.договоров, так и при

разрешении межд.конфликтов или споров, т.е. конфликты должны быть

разрешены на основе принципов морали, справедливости, норм

межд.вежливости….

ВОПРОС2 ИСТОРИЧ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МП: Делится на периоды всей истории

развития МП 4 периода: 1) МП древнего мира с 400 г.до н.э.- 476 г.н.э.

Памятником МП того времени можно считать законы Ману, урегулирующие

вопросы посольского мира.Интенсивная дипломатич. деят-ть древнегр.

городов-г-в. 2) средневековье 476 г.-1648 г. Этот период затишье

развитие МП, так как характерной чертой являлось «кулачное право», война

справедл. Форма разрешения межд.споров, Развивалось заключение

межд.торговых договоров. Межд.признание получили сборники,

кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие принципом

свободы открытых морей. 3)МП Нового времени, классическое МП 1648-

1887гг.В это время были заложены все основы МП. 4) Современное МП с 1887

г.

ВОПРОС3 Источники МП: Источниками называются формы, в к-х выражены

правила поведения суб.межд.отн. , и к-е сообщают этим правилам качество

межд.-пр.нормы Специфика МП: 1. нормы устанавливаются по взаимному

согласию суб.(именно эти нормы являются ист. межд-пр. норм) 2. суб.

праву всегда противостоит суб. обязательство. Виды: *м.договор- это

письм.соглашение между суб., урегулированное нормами общего МП;

совокупность и система таких норм составляет отрасль МП, к-я называется

право м.договоров;*м.обычай- это доказательство всеобщей практики,

признанный в качестве пр.нормы, применяется в практике г-в, как

опред.поведение в однотипных ситуациях, признанное как юр.обязательное ;

*м.обыкновения- правила поведения г-в, к-му они следуют в своих

взаимоотн., не признавая его юр.обязательным; *неформальный м.договор-

это письм.соглашение между г-ми, текст к-го выработан в процессе их

переговоров, но к-му они не придали юр.силы межд.договора; *акт

обязательства- это одностороннее заявление г-ва в лице его компетентного

органа о том, что оно берет на себя обязательство об опред.поведении в

межд.госуд.отношениях, адресованное всем г-м и доведенная до их сведения

в письм. или устной форме; *акт признания- акт действия(безд) г-ва, в к-

м оно признает правомерной юридически значимую ситуацию, созданную

действиями другого г-ва, поскольку о наличии такой ситуации ему известно

или должно быть известно; *акт протеста- это заявление г-ва об отказе

признать правомерной юридически значимую ситуацию, созданную поведением

др.г-ва, т.е. квалифицировать ее в качестве противоправной; должен быть

явно выражен и доведен до сведения г-ва, к-му адресован или до сведения

др.г-в; *акт предписания- г-м участникам межд.организаций или органов;

имеет обязательный хар-р, в силу четко установившейся практики данной

организации или органов; *решения межд.арбитражей или судов- это

юридически обязательные для строн рассматриваемого дела или межд.спора.

ВОПРОС4 Субъекты МП: Для суб.межд.отн., г-в и различных объединений,

характерна их неподчиненность внешней власти, т.е. самостоятельность и

определенная независимость, в том числе взаимная независимость. Субъекты

МП – это акторы или участники, стороны межд.правоотношений, наделенные

нормами МП, суб.правами и суб.обязательствами. Суб.право одного субъекта

межд.отн. всегда противостоит суб.обязательству другого суб. этих

правоотношений. Венская Конвенция о праве межд.договоров 1969 г. в ст.3

впервые говорит о суб. межд.отношений, т.е. о г-х и межд.организациях. Г-

ва- это осн.субъект МП, реальные участники межд.правоотношений. Суб.МП

кже являются межд.институции, именуемые межд.органами( межд.суды,

арбитражи) Особыми или спец.суб. являются народы, борющиеся за свою

независимость; правительства в изгнании. Субъекты МП в своих взаимоотн.

Обязываются взаимно соблюдать в своем внутр.порядке и праве опред.права

физич. и юр.лиц, основные права и свободы всех находящихся на их

территории индивидов, определ.права обществ.организаций (профсоюзов,

полит.партий)

ВОПРОС5 Юр.обязательная сила МП: Основное соц.значение МП заключается в

организации межд.отн., отвечающей соврем.уровню человеческой

цивилизации. Собственно юр.ф-ми МП можно считать стабилизирующую,

регулятивную и охранит.ф-и. Все принципы МП являются основопологающими

для создания норм права, они носят универсальный х-р и обладают высшей

юр.силой. Все остальные межд.-пр.нормы должны соответствовать положениям

основных принципов.О ни являются критерием законности всех остальных

межд.норм.

ВОПРОС6 Отношение между МП и межд.политикой.

ВОПРОС7 Понятие и виды межд.правоотн. Результатом реализации межд.-

пр.норм являются межд.правоотн.- отн.,урегулированные этими нормами.

Состав м.пр-отн. образуют суб., содержание и объекты.Суб. могут быть г-

ва, нации, борющиеся за независимость, межд.организации, т.е. те

субъекты чье поведение ргулируется нормами МП. Содержание образуют

межд.суб.права и юр.обязанности участников.Суб.право- это возможное

поведение, а преращение межд.правоотношений.(делятся на события- не

связаны с волей и юр.обязанность должное. Право одного участника

противостоит обязанности другого. Суб.права и юр.обязанности направлены

на объект(территория, имущество, неимущ.блага, результаты деят-ти суб. и

др.) Правоотн. невозможны без юр.фактов- это конкретные обст-ва, с к-ми

МП связывает возникновение, изменение или действия-с волеизъявлением).*

По времени существования:срочные и бессрочные; *по форме: правоотн. в

собственном слове-права и обязанности зафиксированы четко и

правоотн.состояния- носят обобщенный х-р(состояние гражданства); *по

суб.составу:межгосуд. и немежгосуд. х-ра; *в зависимости от

функц.назначения: регулятивные-возникающие на основе норм МП ,

устанавливающие правила поведения суб.,охранительные- возникают

вследствии неправомерного поведения суб. и предназначены для

восстановления нарушенных прав и наказания нарушителя; *материальные-

устанавливают права и обязанности суб. правоотношений, процессуальные-

возникают на базе проц.норм и фиксируют процедуру реализации прав и

осуществления обязанностей, порядок рассмотрения споров и рассмотрения

дел о правонарушениях., к-й носит название «Нормы о межд.отв-ти г-в»,

занимается комиссия МП при ООН. Нормы международного права - это

юридически обязательные к исполнению правила поведения государств и

других субъектов международного права, устанавливаемые самими

ВОПРОС8 Понятие нормы МП. Это юридически обязательные правила поведения

суб. межд.отн., охраняемые в случае необходимости принуждением к их

соблюдению. Включают в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.Различаются по

своим суб. или адресатам, поэтому подразделяются на нормы общего межд.

права, устанавливаемые межд.сообществом г-в и адресованные всем всем суб.МП

и нормы локальные, адресованные двум или нескольким суб.МП. Основные

принципы МП и их нормативное содержание изложены в Декларации о принципах

МП. Была принята в 1970 г. Генер.Ассамблеей ООН. Она действует, исключений

нет. В последние десятилетия 20 в. основываясь на Венской Конвенции 1969 г.

«О праве межд.договоров», в МП начали выделяться императ.нормы, к-е носят х-

р общеобязат.права.( ст. 53) Имп.норма- это норма, к-я принята и признается

межд.сообществом г-в как норма, отклонение от к-й недопустимо и к-я может

быть изменена только последующей нормой МП, носящей такой же х-р. В числе

норм МП различают регулятивные и охранительные нормы. Охр.нормы МП собраны

в единый документ субъектами международного права и выполняемые ими

добровольно или при необходимости с помощью особого вида принуждения'

Субъекты международного права в процессе международного сотрудничества

осуществляют свои права и выполняют свои обязательства, установленные

международно-правовыми нормами. Иными словами, международно-правовые нормы

регулируют и регламентируют поведение субъектов международного права в

процессе их международногообщения. Нормы международного права могут

классифицироваться по различным основаниям и критериям:по форме

объективирования - договорные и обычные международно-правовые

нормы.Договорные международно-правовые нормы зафиксированы (закреплены) в

самых разнообразных международных договорах, обычные международно-правовые

нормы не зафиксированы (не закреплены) в каких-либо международных

договорах, а существуют в виде неписаных правил поведения субъектов

международного права, проявляющихся в их обычной практике ;по количеству

участников - нормы, обязывающие двух субъектов международного права (в

двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов

международного права (в многосторонних договорах). по субъектно-

территориальной сфере действия - универсальные илокальные.Универсальные

нормы - это нормы, регулирующие такие отношения большинства субъектов

международного права, объекты которых касаются, как правило, важнейших

проблем современности, в решении которых заинтересовано практически все

человечество.Локальные нормы - это нормы, регулирующие такие отношения,

объекты которых касаются субъектов международного права, как правило,

одного географического региона, или такие отношения, объекты которых

касаются ограниченного круга субъектов международногоправа. по видам

международно-правовых норм - нормы материального права и нормы

процессуального права.Нормы материального права устанавливают права и

обязанности субъектов международного права по конкретным правоотношениям

(например, нормы, устанавливающие права и обязанности государств -

участников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970

г.), нормы процессуального права устанавливают порядок (процедуру)

реализации самих материальных норм (например, порядок деятельности

различных международных судебных органов, следственных и согласительных

комиссий и др.). В определенной мере и сама эта классификация является

условной,Можно привести и другую заслуживающую внимания классификацию:в

зависимости от функционального назначения - регулятивные и охранительные

(обеспечительные).Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и

обязанности субъектов международного права охранительные (обеспечительные)

нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм по

характеру субъективных прав и обязанностей - обязывающие, запрещающие,

управомочиваюшие нормы.Обязывающие нормы устанавливают обязательство

государства совершить указанные в норме действия, например, оповестить

другие государства о ядерной аварии или ядерном инциденте; запрещающие

нормы обязывают государства воздерживаться от признанных противоправными

действий (например, не производить бактериологическое и химическое оружие,

не создавать в открытом море опасности столкновения судов при

маневрировании вблизи военного корабля, осуществляющего подъем в воздух

летательных аппаратов); управомочивающие нормы признают за многими (всеми)

субъектами международного права возможность осуществлять какие-либо

действия (например, признание права каждого государства на исследование и

использование космического пространства в мирных целях, на осуществление

свобод открытого моря.

ВОПРОС9Принципы международного права носят универсальный характер и

являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия

или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются

недействительными и влекут международно-правовую ответственность.Принципы

взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение

других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности

государства одновременно является нарушением принципов суверенного

равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы

и угрозы силой и т.д.Поскольку основные принципы международного права

представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме

определенных источников международного права.II. В соответствии с принципом

неприменения силы или угрозой силой все государства в международных

отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против

территориальной неприкосновенности и политической независимости других

государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН.

Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного права

должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении

поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в

качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные

войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут

ответственность по международному праву. Запрещается также пропаганда

войныТерритория государства не может быть объектом приобретения другим

государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие

территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не

признаются законными.

Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, связанных с

применением вооруженных сил, от организации и поощрения иррегулярных сил

или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию

другого государства. Государства обязаны воздерживаться от насильственных

действий, лишающих народы права на самоопределение.III. Согласно принципу

мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои

международные споры с другими государствами мирными средствами таким

образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и

справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа

суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств

разрешения спора и с учетом других принципов.IV. На основе принципа

невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет

право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную

или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В

этой ; связи государства:; не имеют рава прямо или косвенно вмешиваться

во внутренние или внешние дела другого государства;не должны поощрять

подрывную деятельность, направленную на ' изменение строя другого

государства путем насилия; а также не должны вмешиваться во внутреннюю

борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи

террористической или подрывной деятельности.V. Принцип территориальной

целостности государств. Государства должны уважать территориальную

целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с

целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от

превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения

силы в нарушение международного права. никакая оккупация или приобретение

территории таким образом не признаются законными J' VI. Принцип нерушимости

границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и

границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых

требований или действий, направленных на захват части или всей территории

другого государства.VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и

свобод человека — составная часть всеобъемлющей системы международной

безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы

для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав

человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии,

необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между ними.

Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских,

политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод,

которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются

существенными для ее свободного и полного развития.VIII. Принцип права на

самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без

вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое,

социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на

самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства,

свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним,

установление любого иного политического статуса, свободно избранного

народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных

действий, лишающих народы права на самоопределение.Народы, осуществляющие

самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с

целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия,

ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или

политического единства тех государств, которые имеют правительства,

представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета

кожи.IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны

сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН.

Развивая сотрудничество, государства должны содей-. ствовать

взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать

благосостояние народов., X. В соответствии с принципом добросовестного

выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно

выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении

своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и

административные правила, государства должны сообразовываться с их

обязательствами по международному праву.

ВОПРОС10 Соотношение межд. и внутригосуд. права: В практике международных

отношений и внутреннем праве отдельных государств встречаются различные

способы решения вопроса о формах взаимодействия международного и

внутригосударственного законодательства. Можно выделить две монистические и

одну дуалистическую концепции соотношения международного и

внутригосударственного права.Монистические концепции исходят из примата

какой-либо одной системы права (международного или внутригосударственного

права) . Дуалистическая концепция рассматривает международное право и право

внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядко-вые правовые

системы, которые, тем не менее, активно взаимодействуют в процессе

нормотворчества и правоприменения.Отечественная международно-правовая

доктрина и российское законодательство придерживаются в целом

дуалистической концепции.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и

нормы международного права и международные договоры РФ являются составной

частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.