реферат, рефераты скачать
 

Билеты


безопасности человечества не освобождает от ответственности

государство.Кроме этого, МУП содержит договорные нормы, адресованные не

только государствам, но и отдельным физическим лицам путем установления

запретов и угрозы уголовного наказания. Примером могут служить ряд статей

Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных

протоколов к ним 1977 г. Здесь изложена и обязанность государств привлекать

к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении конвенционных

норм.Своеобразную интерпретацию имеют такие общепризнанные институты, как

соучастие в преступлении, подсудность уголовных дел и др. До настоящего

времени нормы МУП не кодифицированы. В этой связи в одной из резолюций

Генеральной Ассамблеи ООН подчеркивается необходимость сотрудничества

государств в области международного уголовного права, разработки

специальных курсов по МУП и завершении его кодификации'.

ВОПРОС 36 Межд.преступления и уголовные. Прест.межд.х-ра: Все

межд.правонарушения можно разделить на группы: межд.прест., уг.прест.межд.х-

ра и др.межд.преступления. Международное преступление - это особо опасное

международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы

государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее

важнейшие основные принципы международного права, представляющее угрозу

международному миру и безопасности и всему человечеству.В проекте статей об

ответственности государств, подготовленном Комиссией международного права

ООН, подчеркивается, что международно-правовое деяние, возникающее в

результате нарушения государством международного обязательства, столь

основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного

сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед

международным сообществом в целом, составляет международное преступление. К

числу таких международных преступлений относятся: агрессия, геноцид,

апартеид, колониализм, военные преступления, преступления против мира и

человечности.Поскольку такие преступления затрагивают практически все

международное сообщество, государства в соответствии с Уставом ООН вправе

принимать коллективные меры по их пресечению. Примерами этому могут служить

использование войск ООН в Корее (1950-1953 гг.) для пресечения агрессии

КНДР против Южной Кореи и использование многонациональных сил антииракской

коалиции согласно Резолюции Совета Безопасности ООН № 678 для подавления

Ирака силой и освобождения в феврале 1991 г. Кувейта, захваченного войсками

Ирака в августе 1990г.Уголовное преступление международного характера - это

деяние, имеющее международно-общественную опасность, посягающее на интересы

нескольких, многих или всех государств. К их числу, в частности, относятся

такие наиболее опасные, как международный терроризм, взятие заложников,

угон воздушных судов, незаконное производство и распространение

наркотических и психотропных веществ, нападения на дипломатические

представительства и дипломатов и др. Вполне понятно, что такие действия

совершаются не от имени государства и не должностными лицами государства,

однако государство во многих подобных случаях могло и должно было пресечь

такие преступные действия, не допустить их совершения при надлежащем

правопорядке и эффективной деятельности государственных органов. Вот почему

за некоторые уголовные преступления международного характера, совершенные

физическими лицами, государство может нести материальную или политическую

ответственность (возместить ущерб, принести извинения и др.).Другие

международные правонарушения (международные деликты) - это противоправные

действия, наносящие ущерб отдельному государству или офаниченному кругу

субъектов международного права. В этом случае отношения ответственности

возникают между государством-правонарушителем и государством,

непосредственно пострадавшим, а само правонарушение весьма малозначимо и не

затрагивает основ существования государств и наций, не относится к

правонарушениям первых двух групп.К таким правонарушениям относятся,

например, попустительство (бездействие) государственных органов, не

пресекающих противоправную деятельность против дипломатических

представительств зарубежных государств (битье стекол посольства, срыв

государственного флага иностранного государства и т.п.), нарушение торговых

обязательств и др. При отсутствии явного умысла или намерения нанести ущерб

противоправным действием правонарушение может и не повлечь за собой

международно-правовой ответственности в силу своей малозначимости. В

зависимости от степени международной опасности, объекта преступного

посягательства и других признаков уголовные преступления международного

характера подразделяют на следующие основные группы:1. Преступления против

стабильности международных отношений:международный терроризм, захват

заложников, преступления на воздушном транспорте, хищения ядерного

материала, наемничество, пропаганда войны и др.2. Преступления, наносящие

ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств:

фальшивомонетничество, легализация незаконных доходов, незаконный оборот

наркотиков, контрабанда, нелегальная эмиграция, нарушения правового режима

исключительной экономической зоны и континентального шельфа, хищения

культурных ценностей народов и др.3. Преступные посягательства на личные

права человека: рабство, работорговля, торговля женщинами и детьми,

эксплуатация проституции третьими лицами, распространение порнографии,

пытки, систематические и массовые нарушения прав человека и др.4.

Преступления, совершаемые в открытом море: пиратство, разрыв или

повреждение подводного кабеля или трубопровода, несанкционированное вещание

из открытого моря, столкновение морских судов, неоказание помощи на море,

загрязнение моря вредными веществами и др.5. Военные преступления

международного характера: применение отдельными лицами запрещенных средств

и методов ведения военных действий, насилие над населением в районе боевых

действий, незаконное ношение или злоупотребление знаками Красного Креста,

Красного Полумесяца, мародерство, дурное обращение с военнопленными,

небрежное исполнение обязанностей в отношении раненых и больных, совершение

действий, направленных во вред другим военнопленным, и др.Эта классификация

носит условный х-р.В Уголовный кодекс Российской Федерации включен раздел

XIII "Преступления против мира и безопасности человечества", содержащий

нормы об уголовной ответственности за планирование, подготовку или ведение

агрессивной войны; пропаганду войны; производство или распространение

оружия массового уничтожения; применение запрещенных средств и методов

ведения войны; наемничество; геноцид; экоцид; нападение на лиц или

учреждения, пользующиеся международной защитой, а также статьи,

предусматривающие ответственность за торговлю несовершеннолетними,

похищением человека, захват заложника, угон воздушного судна или водного

транспорта, пиратство, организацию или содержание притонов для занятия

проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или

предметов и др. (ст. 246-247, 250,252).

ВОПРОС 39 Понятие межд.финансового права: Международное финансовое право -

совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих

межгосударственные валют-но-финансовые отношения. Из-за преобладания в

системе данных отношений валютных иногда эту подотрасль международного

экономического права именуют международным валютным правом .Валютно-

финансовые отношения всегда сопутствуют иным видам международного

экономического сотрудничества (торговому, промышленному, научно-

техническому, инвестиционному, таможенному, транспортному и т.д.). Но они

могут существовать и самостоятельно. Комплекс валютно-финансовых отношений

включает расчетные, кредитные отношения, отношения по финансовому

обеспечению коммерческих сделок, по совершенствованию валютного рынка, по

созданию и деятельности международных валютно-кредитных организаций.А.

Источники международного финансового права. Основное регулирование валютно-

финансовых отношений между государствами осуществляется двусторонними

договорами. Нормы, относящиеся к этой сфере, содержатся в общих договорах

по торговому или экономическому сотрудничеству. Так, правовой режим,

устанавливаемый торговыми договорами для всего комплекса торговых отношений

сторон, распространяются и на валютно-финансовую деятельность. Соглашения о

торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве

решают вопросы, связанные с финансированием совместных проектов, с

долгосрочным кредитованием при строительстве крупных объектов, с оплатой

импорта оборудования и т.д. Широкий круг валютно-финансовых вопросов

решается соглашениями о товарообороте и платежах (валюта расчетов, способы

расчетов и пр.). Однако это не исключает наличия специальных соглашений

валютно-финансового характера.

Клиринговые соглашения определяют порядок взаимных расчетов путем зачета

встречных требований и обязательств, возникающих во внешнеэкономической

сфере, без перевода иностранной валюты. Цель таких соглашений -

сбалансировать взаимные платежи. Поскольку курс валюты, в которой

происходят расчеты на специальных клиринговых счетах, колеблется, то в

соглашения включается валютная оговорка, позволяющая пересчитать наличность

на счетах при изменении курса валют. Иногда соглашения предусматривают

перевод в конкретной валюте остатков, образовавшихся на счетах после

взаимного зачета требований. Такие соглашения называют расчетно-

клцринговьши.Платежные соглашения регламентируют расчеты в согласованной

валюте и устанавливают механизм расчетов. Кредитные соглашения определяют

условия предоставления займа, его формы (кредит может быть предоставлен

золотом, валютой, товарами), его условия (сроки, процентное вознаграждение,

способы погашения и пр.).

Валютно-финансовые отношения стали чаще регулироваться многосторонними

договорами. В качестве примера можно сослаться на серию соглашений между

странами Западной Европы о порядке взаимных расчетов в евровалюте

(последнее из них - Маастрихтский договор 1992 г.). Другой пример -

Соглашение о создании платежного союза государств - участников СНГ 1994 г.

Б. Международные финансовые организации являются важным звеном механизма

осуществления межгосударственного сотрудничества. Как и в других

подотраслях международного экономического права, в регулировании

международных финансовых отношений возрастающую роль играют уставы этих

организаций, заключаемые в их рамках соглашения, а также такие неправовые

акты, как резолюции организаций.Международный валютный фонд (МВФ) занимает

центральное положение в системе международных валютно-финансовых

организаций. Он создан в 1945 г. на основе договоров, принятых Конференцией

Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (Бреттон-Вудсские

соглашения). Штаб-квартира находится в Вашингтоне. С 1947 г. имеет статус

специализированного учреждения ООН. Членами Фонда являются почти все

государства, включая Россию и другие страны СНГГлавная цель МВФ состоит в

том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств и

предоставлять займы для поддержа-дия их платежных балансов и валютных

курсов. Кроме того, МВФ содействует международному сотрудничеству в

валютной области и росту мировой торговли; принимает меры для поддержания

стабильности ва-jnoT и упорядочения валютных отношений между государствами;

участвует в создании многосторонней системы расчетов, свободных от валютных

ограничений, в частности на трансферт валюты.Право голоса каждой страны -

члена МВФ в его высшем органе -Совете управляющих - зависит от ее доли в

уставном капитале. При вступлении в Фонд государство подписывается на

определенную долю его капитала. Она зависит от места страны в мировом

хозяйстве и утверждается Советом управляющих. Выделенная государству квота

определяет количество принадлежащих ему голосов, а также размер займов, на

которые оно может рассчитывать. Размер не может превышать 450%

квоты.Всемирный банк представляет сложное международное образование,

связанное с ООН. В его систему входят четыре автономных учреждения,

подчиненных президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и

развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная

ассоциация развития (MAP), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

(МАГИ). Общая цель этих учреждений: содействие экономическому и социальному

развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и

консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой

общей цели каждое учреждение осуществляет свои цели.МБРР учрежден в 1945 г.

в Бреттон-Вудсе одновременно с МВФ. Его участниками являются подавляющее

большинство государств, включая Россию и другие страны СНГ. Его главной

целью является содействие реконструкции и развитию государств-членов путем

капиталовложений на производственные цели и поощрений частных и иностранных

инвестиций. Так же как и в МВФ, в Банке государство-член обладает

количеством голосов, пропорциональным его доле в уставном капитале.

Спецификой МФК и MAP является то, что они содействуют развитию беднейших

развивающихся стран. Например, МФК предоставляет таким странам

беспроцентные займы.В. Унификация норм, регулирующих финансовые отношения.

Так же как и в международной торговле, в международных валютно-финансовых

отношениях следует различать отношения межгосударственные, которые

регулируются международным экономическим правом, и отношения между частными

лицами (прежде всего с участием банков и иных кредитно-финансовых

организаций), которые регулируются национальным правом. И тем не менее

международное право имеет существенное зачение и для регулирования

отношений частного характера: оно вы ступает в качестве инструмента

унификации и тем самым формирования национальных норм, предназначенных для

регулирования валютно-фи. нансовых отношений физических и юридических

лиц.Наиболее важную роль в этой области играют Женевские конвенции об

унификации права, относящегося к векселям (1930 г.) и Женевские конвенции

об унификации права, относящегося к чекам (1931 г.).' Конвенции получили

большое распространение, но тем не менее универсальными не стали. В них не

участвуют страны англо-американского права. В результате в экономических

связях действуют две системы векселей и чеков - женевская и англо-

американская.В целях устранения подобного положения в 1988 г. была принята

Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых

векселях (проект был подготовлен ЮНСИТРАЛ). К сожалению, Конвенции не

удалось примирить противоречия и она пока не вступила в силу.Прямое

отношение к финансовым отношениям имеют и уже упоминавшиеся в разделе о

торговом праве Оттавские конвенции 1988 г. о международном финансовом

лизинге и о международном факторинге. Обе они посвящены коммерческому

финансированию, т.е. финансовому обеспечению частноправовых

контрактов.Международные денежные расчеты издавна осуществляются в

соответствии с правилами, складывающимися в банковской практике. Унификация

таких правил осуществляется на неправительственном уровне, главным образом

в рамках Международной торговой палаты. Подготовленные ею своды правил

являются, по существу, единственными актами, регламентирующими

международные денежные расчеты, и это несмотря на то, что юридической силой

они не обладают. Главную роль в механизме их реализации играют банки.

Национальные ассоциации банков и отдельные банки уведомляют МТП о принятии

соответствующих правил и их применении, либо их применение оговаривается в

корреспондентских соглашениях, заключаемых банками разных стран. Наиболее

широкое применение получили Унифицированные правила и обычаи для

документарных аккредитивов (последняя редакция 1993 г.). Унифицированные

правила по инкассо (последняя редакция 1995 г.), Унифицированные правила

для гарантий по требованию 1992 г.. Унифицированные правила по договорным

гарантиям 1978 г.

ВОПРОС 42 Понятие межд.морского права: Международное морское право -

совокупность общепризнанных специальных принципов и норм, регламентирующих

правовой режим морских пространств и разнообразную деятельность в них

субъектов международного права.Важнейшими из общепризнанных для этой

древнейшей отрасли права принципами являются принципы суверенного равенства

государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во

внутренние дела, нерушимости границ и др. Специальными принципами являются

следующие принципы: свободы открытого моря, исключительной юрисдикции

государства флага, полного иммунитета военных кораблей от иностранной

юрисдикции, защиты и сохранения морской среды, ответственности государств

за деятельность в Мировом океане и дрВ течение столетий правовой основой

деятельности государств в морских пространствах были международные обычаи,

затем появились Родосский кодекс, византийская Базилика, Кодекс Ганзы и

другие, имели место притязания феодальных властителей на неограниченный

суверенитет над морем как на собственную территорию. Венеция приписывала

себе суверенные права на Адриатическое море, Генуя и Пиза - на Лигурийское,

Турция - на Черное море. Папские буллы 1493 и 1506 гг. разделили Атлантику

между Испанией и Португалией по линии, проходящей в 370 милях к западу от

Островов Зеленого Мыса; в конце XVIII в. развитие капитализма привело к

повсеместному утверждению принципа свободы открытого моря.На конфессах в

Вене (1815 г.) и Париже (1856 г.) и конференциях конца XIX - начала XX вв.

(Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг.. Лондонская морская конференция

1908-1909 гг.) морские державы рассматривали отдельные вопросы морского

права исключительно в целях обеспечения свободы действий для своих военных

флотов (отмена каперства, свобода военного мореплавания на Черном море, на

Дунае, в Суэцком канале и др.), соглашаясь лишь на частичную регламентацию

деятельности военных флотов во время морской войны (права и обязанности

нейтральных держав во время морской войны, ограничение права захвата на

море, ограничение использования минного opy^iW и др.), добиваясь

ограничения морской правоспособности побежденных государств (запрещение

иметь военный флот, подводные лодки, раздел флотов побежденных государств и

др.). Кроме того, заключались договоры по отдельным вопросам морского

права.Большой вклад в кодификацию норм международного морского права «несли

I, II и III конференции ООН по морскому праву, международные

межправительственные организации ИМО, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др.На I конференции

ООН в 1958 г. были приняты четыре конвенции:"О территориальном море и

прилежащей зоне", "Об открытом море", "О континентальном шельфе", "О

рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря" (Россия не участвует в

этой конвенции); на П конференции в 1960 г., закончившейся безрезультатно,

обсуждались вопросы щирины территориального моря; III конференция ООН (1973-

1982 гг.) завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву (вступила в

силу 16 ноября 1994 г., Россия ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997

г.); 28 июля 1994 г. было принято Соглашение об осуществлении части XI

Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (Соглашение подлежит толкованию и

применению вместе с частью XI Конвенции ООН по морском праву 1982 г. как

единый документ); 4 декабря 1995 г. принято Соглашение об осуществлении

положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются

сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и

управлении ими. .В качестве других источников можно назвать многочисленные

конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды, оказания

помощи и спасания на море, регулирования безопасности судоходства,

прокладки подводных телеграфных кабелей, Антарктики, Суэцкого и Панамского

каналов. Черноморских и Балтийских проливов и др.

ВОПРОС43 Межд.космическое право: Международное космическое право

представляет собой систему основных принципов международного права,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.