реферат, рефераты скачать
 

Методы оценки персонала в гостиничном хозяйстве


выполнение и деловые качества персонала. С помощью оценки результатов труда

определяют, на сколько эффективно работник выполняет свою работу в

сопоставлении с конечными целями организации (эта процедура применима

только в отношении постоянных (штатных) работников).

Для того чтобы процедура оценки результатов труда была эффективной,

она должна:

- установить «стандарты» результативности труда для каждого рабочего

места;

- установить процедуру оценки результативности труда (когда, сколь

часто и кто проводит оценку, критерии и методы оценки);

- побуждать лиц, проводящих оценку, на то, чтобы они собирали

информацию о результативности труда работников;

- обсудить результаты оценки с работником;

- принять решение и задокументировать оценку /10, 35/.

Учет результатов труда в той или иной форме практикуется в отношении

практически всего персонала, поскольку является основой оплаты труда. Для

рабочих и части служащих результаты труда выражаются в установлении ясных и

четких целевых показателей, на которые должен выйти работник через

определенный срок. Для тех категорий персонала, чей труд не может быть

строго пронормирован, главными критериями результативности их труда могут

выступать:

- производительность труда;

- соответствие заранее поставленным целям на определенный период.

Под производительностью в данном контексте понимаются количественные

и качественные результаты работы персонала за определенный период.

Работы определенного вида и качества могут быть измерены в единицах

количества предоставляемых услуг на единицу времени. Соизмеримость

различных видов результатов труда и их качества можно обеспечить путем

сравнения со стандартом.

Результат труда в принципе зависит от производительности работника,

производительности используемых факторов и условий труда.

К объективным факторам производительности относятся средства труда

(машины), вспомогательные и производственные материалы, методы и

организация производства, организация рабочего места и условий труда, время

и структура труда.

Субъективные факторы производительности могут корениться в самом

сотруднике (способность и желание к производительности) или в социальной

структуре предприятия (отношения начальников и подчиненных,

производственный климат, климате группах). Производительность определяется

способностями (телосложение, одаренность, образование, опыт) и

производительными возможностями в данное время (здоровье, утомление,

биоритм). Желание к производительности постоянно зависит от субъективной

оценки стимулов деятельности (удовлетворение от труда), причем важную роль

играют факторы вознаграждения труда, возможностей развития, участия в

принятии решений, условия труда, безопасность и т.п.

Для простой оценки производительности могут быть использованы

показатели выработки (например, для сдельной оплаты). При

дифференцированной оценке Производительности сотрудника в оценку должны

быть включены, прежде всего, его производительность (количество и качество

результатов труда или выполнения цели Работы, достижения как человека), его

поведение при выполнении работы (по отношению к коллективу предприятия и

посторонним, соблюдение инструкций и указаний, надежность, обращение с

предметами) и его пригодность к использованию в работе (самостоятельность,

гибкость). Оценку отдельных критериев можно произвести по взвешенной шкале

балльных оценок.

Критериями, по которым можно измерить участие работополучателей в

результате, являются:

- выполненная работополучателем работа (часы, количество продукции,

качество);

- социальный статус и принадлежность работополучателя к предприятию;

- участие в создании стоимости;

- положение с заказами;

- развитие оборота;

- результат деятельности предприятия;

- распределение прибыли.

Критерии могут быть относительно объективно определены при помощи

системы учета в организации (например, годового баланса).

Управление по целям (УПЦ) — хорошо известный процесс управления,

который полагается на достижение установленных целей для гостиничного

комплекса в целом, для каждого отдела, для каждого менеджера внутри каждого

отдела и для каждого работника. УПЦ — это не мера исполнения работников,

это мера вклада каждого работника в успех организации.

Управление по целям — система планирования и контроля. Оценка

деятельности персонала по достижению целей эффективна только при условии,

что индивидуальные и организационные цели совместимы и интегрированы в

единую систему, которая предполагает создание механизма взаимодействия

формального процесса корпоративного планирования с системой индивидуальной

ответственности и стимулирования работников /11,608/.

Оценка по целям состоит из следующих этапов:

1. Определение нескольких главных обязанностей (функций) работника.

2. Конкретизация каждой из этих функции в определенных экономических

показателях (прибыль, издержки, объем, сроки, качество и т.д.).

3. Установление единиц измерения (проценты, дни, тенге) и системы

показателей, отражающих результаты деятельности (сокращение сроков,

снижение брака, рост прибыли в процентах к прошлому году — для управляющих

и т.д.)

4. Установление минимальных и максимальных «стандартов исполнения» по

каждому показателю.

5. Соотнесение максимальных и минимальных результатов исполнения с

принятыми стандартами (выше максимального, на его уровне, ниже минимума) и

выведение оценочного балла.

6. Средняя оценка по всем показателям.

Поскольку положение работника в гостинице определяется его рабочим

местом или должностью, то его вклад в деятельность отеля должен

осуществляться на основании того, насколько хорошо он справляется со своими

обязанностями.

Анализ должностных требований и содержания работы на рабочих местах

принципиально важен для установления целей. Его следует проводить в таком

порядке:

1. Рассмотреть необходимость или целесообразность того или иного вида

трудовой деятельности и ее вклада в результаты деятельности подразделения

(или организации).

2. Определить ключевые аспекты этой деятельности, от которых зависит

успех достижения конечных целей, и ранжировать их в порядке приоритета.

Если цели деятельности разнообразны и многочисленны, их следует ранжировать

таким образом, чтобы работнику было ясно, что требует первоочередных усилий

и особого внимания.

3. Обосновать нормы трудового поведения, которые отражают желательный

результат. Он должен быть приемлем для данной организации, т.е. отвечать ее

требованиям к исполнению служебных обязанностей на тех или иных рабочих

местах.

4. Выбрать систему единиц измерения для оценки работников. (Следует

выработать показатели, позволяющие представить в количественном выражении

даже те стороны деятельности или качества работников, которые с трудом

поддаются измерению).

5. Определить, что требуется для улучшения работы и способа ее

выполнения и как это может быть достигнуто работником за определенный

период.

Анализ деятельности работников, исходя из качества исполнения

функциональных обязанностей, позволяет установить причины или «узкие

места», ставшие причиной невыполнения запланированных целей. При этом

возможность обоснованно. Распределять ответственность между руководителями

и подчиненными появляется в том случае, если, несмотря на эффективную

работу исполнителей, общие задачи организации оказываются невыполненными.

Для контроля за ходом достижения целей необходимо ориентироваться на

нормативы, В качестве нормативного принимается такой уровень исполнения

обязанности, который считается приемлемым патом или ином рабочем месте по

согласованию между руководителями и подчиненными. Относительно нормативных

фактические результаты могут быть оценены дифференцирование в виде уровня

достижения целей.

При формировании нормативов можно руководствоваться следующими

общими установками на:

- анализ результатов деятельности за ряд предшествующих периодов;

- оценку реалистичности предполагаемых нормативов;

- определение различия в уровнях трудовой деятельности в виде

отклонении от нормативов ту или другую сторону;

- оценку влияния содержания функциональных обязанностей на нормативы

и устранение излишних, малопродуктивных элементов работы или способов се

выполнения.

Содержание и структура требований, предъявляемых к работникам на

рабочих местах, влияют на нормативы трудовой деятельности. Закрепление

неправильных методов выполнения работы в качестве нормативных способно

привести к искажению ожидаемых результатов, поэтому нормированию трудовых

операций должен предшествовать анализ содержания выполняемых функций.

Участие работников в разработке предложений по совершенствованию

выполняемых функций, их упрощению, совмещению или разделению - непременное

условие для повышения эффективности работы.

В настоящее время оценка результатов деятельности превращается в

один из главных инструментов формирования и развития трудового коллектива.

Глубокие знания в этой области являются одной из основных составляющих

стиля руководства современного менеджера. Говоря о методологии оценки,

специалисты кадровых служб подчеркивают значение так называемой обратной

связи, т.е. доведение ее результатов до самих работников, с тем, чтобы они

могли сопоставить свои успехи с результатами других. Гласность — одно из

важнейших условий повышения эффективности любых систем оценки. Оценка

результатов деятельности требует, чтобы руководители собирали информацию о

том, насколько эффективно каждый работник выполняет делегированные ему

обязанности. Сообщая эти сведения своим подчиненным, руководитель дает им

возможность исправить свое поведение, если оно не соответствует принятому.

Вместе с тем оценка результатов деятельности позволяет руководству

определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их

достижений, переводя их на более привлекательные должности.

Кроме непосредственного руководителя и кадровой службы к участию в

оценке все больше привлекаются сами оцениваемые и их коллеги. Самооценка

должна обязательно учитываться, поскольку информация, сообщаемая

работниками, не только дает более точную картину, но и значительно улучшает

внутрипроизводственные отношения. К тому же индивидуальная самооценка

способствует развитию работника.

Для достижения максимальной точности оценки результатов трудовой

деятельности желательно, чтобы собеседование носило двусторонний характер.

И, наконец, руководитель должен пытаться воспринимать работу

подчиненных как можно более объективно.

Когда, например, руководителя просят дать оценку своим подчиненным по

каким-то свойствам их характера (надежность, отношения с людьми и т.д.), то

в рейтингах проявляется эффект «ореола», т.е. какое-то лицо получает одни и

те же оценки по всем свойствам характера, хотя какие-то черты у него ярче

выражены, а какие-то нет.

В настоящее время признано, что оценка результатов деятельности —

необходимое, по явно недостаточное условие для принятия кадровых решений.

Не меньшее значение приобрела оценка деловых и личных качеств, выявляемых в

самом процессе труда. Этот вид оценок характеризует деятельность работника

по критериям, соответствующим идеальным представлениям о выполнении своих

обязанностей и о необходимых качествах для достижения максимальной

результативности труда. К числу таких качеств относят, прежде всего,

профессиональные навыки, а также психологические способности.

Оценка деловых и личных качеств для всех категорий (от

квалифицированных рабочих до менеджеров) может быть проведена по следующим

факторам:

- знание работы, имеет ли работник ясное понимание содержания работы

и ее целей;

- необходимость контроля за его действиями со стороны начальника

(насколько старателен при выполнении заданий, соблюдает ли дисциплину труда

- время обеда, перерывов и др.);

- стиль работы (всегда ли принимает обдуманные решения, имеет ли

склонность к самоанализу, способен ли доводить дело до конца);

- инициативность (имеет ли желание принимать на себя дополнительную

ответственность, как воспринимает новые задания, готов ли идти на риск);

- склонность к сотрудничеству (проявляет ли готовность и способность

работать совместно с коллегами и подчиненными, умеет ли поддерживать

благоприятный психологический настрой в коллективе).

Каждый фактор оценивается по 5-балльной шкале. Причем от руководителя

требуют подтвердить оценку — раскрыть в письменной форме конкретные

действия Работника, отношение к исполнению обязанностей в той или иной

ситуации, а также указать конкретные результаты деятельности работника,

которые подтверждали бы оценку.

Оценка деловых и личных качеств, практически не применяется в

отношении малоквалифицированных рабочих и ряда конторских служащих, т.е.

тех категорий, которые могут быть легко заменены на рынке рабочей силы.

Иначе говоря, «оценка качеств» напрямую связана с длительностью

использования работника.

Оценка деловых и личных качеств работника может быть осуществлена с

помощью рейтинговых методов, ориентированных на сравнение поведения и

трудовых достижений работников друг с другом (относительная рейтинговая

система) или на сравнение результатов работы каждого со стандартом

(абсолютная рейтинговая система). Другие рейтинговые методы ориентированы

на оценку производительности работников (ориентированные на результат

системы).

Простейший тип абсолютной рейтинговой системы - это повествовательный

очерк, в котором оценщик описывает сильные и слабые стороны, потенциал

работника и дает предложения по улучшению. Этот подход предполагает прямое

заявление от оценщика, чье знание об исполнении работника является хорошо

обоснованным.

Если эссе подготовлены хорошо, они содержат подробную обратную связь

с подчиненными в отношении их исполнения. С другой стороны, сравнение между

людьми, группами или отделами почти невозможно, так как различные эссе

касаются различных аспектов исполнения каждого работника. Это делает

затруднительным использование данной информации для решений по персоналу,

так как подчиненные не сравниваются объективно. Методы, которые сравнивают

работников друг с другом, требуют только одного: чтобы оценщик рассматривал

всех работников — от высших до низших, от лучших до худших. Альтернативная

классификация требует, чтобы оценщик сначала составил список всех

работников на листе бумаги. Из этого листа он выбирает лучшего работника,

затем худшего работника, затем второго лучшего, затем второго худшего и так

далее, перемещаясь сверху вниз по списку, пока все работники не будут

классифицированы.

Окончательный метод сравнения работников друг с другом — «силовое»

распределение. Как следует из названия, общее распределение рейтингов

принуждается силой от нормального до предположения, что сравнительно

небольшая группа работников — действительно выдающаяся, сравнительно

небольшая часть — неудовлетворительная, а все остальные — между ними.

Этот подход используется, когда должно быть оценено много работников.

Одним из наиболее популярных рейтинговых методов является поведенческий

контрольный лист. Оценщик собирает информацию, которая описывает связанное

с работой поведение. Его задачей является просто «проверка» этой

информации. При этом подходе оценщики не столько дают оценку, сколько

описываю: трудовое поведение. Описательные рейтинги, похоже, более

приемлемы, чем оценочные (хорошо - плохо). При таком методе декларативное

заявление (например: «Она или он получает жалобы от клиентов гостиницы»)

оценивается по таким категориям, как «всегда», «очень часто», «довольно

часто», «иногда» и «никогда». Каждая категория «весит», например, от 5

(«всегда») до 1 («никогда»), если заявление описывает желательное

поведение. В целом цифровые рейтинги (или очки) для каждого работника дают

сумму, которая затем проверяется по каждому пункту.

Специальный тип поведенческого контрольного листа известен как

система силового выбора. Эта технология была развита специально для

уменьшения снисходительности оценщиков и дачи объективной оценки стандартам

для сравнения индивидуалов. Для этого пункты контрольного листа приводятся

в порядок в группах, из которых оценщики выбирают заявления, которые в

наибольшей или наименьшей степени описывают каждого работника. Общий

рейтинг для каждого работника получают, пользуясь специальным ключом баллов

к описанию оценщика.

Метод силового выбора мало используется (и даже может дать

отрицательный эффект) в оценочных интервью, для оценщиков, не знающих

уровня исполнения. Для преодоления этих трудностей могут быть использованы

методы критических случаев.

Критические случаи - это краткие доклады об эффективности

выполненной работы. Они нацелены на общую картину, а не на детали.

Критические случаи также привлекательны в оценочном интервью, потому

что супервайзеры могут нацелиться на текущее трудовое поведение больше, чем

на неопределенное подчеркивание штрихов.

Подобно другим рейтинговым методам, критические случаи имеют свои

недостатки. Первый - оценщики могут решить, что запись случаев из работы

подчиненных на ежедневной или даже еженедельной основе слишком

обременительна. Второй - оценщики устанавливают стандарты, по которым

оцениваются подчиненные; однако мотивация будет выше, если подчиненные

смогут участвовать в установке стандартов, по которым их будут оценивать. И

третье - повествовательная форма не позволяет сравнивать работника и

организацию. Для преодоления этих проблем можно использовать

графические рейтинговые шкалы.

Графические рейтинговые шкалы — наиболее широко применяемый

рейтинговый метод. Часть такой шкалы показана в таблице 1.

Шкалы графического рейтинга могут не уступать глубине эссе или

описанию критических случаев, а результаты могут быть точно выражены в

количественном выражении, и так как шкалы стандартизированы, можно

проводить сравнение между работниками. Графические шкалы рейтингов часто

подвергаются критике, но, когда происходит сравнение с более

фальсифицированными шкалами «силового» выбора, графическая шкала убеждает

своей достоверностью, и она более приемлема для оценщиков.

Таблица 1 Фрагмент графической рейтинговой шкалы.

| |Уровни исполнения |

| |Неудовлетвори|Условн|Удовлетвори|Хороший |Выдающи|

| |тельный |ый |тельный | |йся |

|Присутствие | | | | | |

|Внешность | | | | | |

|Зависимость | | | | | |

|Качество работы | | | | | |

|Количество работы | | | | | |

|Отношение с людьми | | | | | |

|Знание работы | | | | | |

Сегодня применяются четыре основных метода комплексной оценки

выполнения работ: балльные, системы сравнения характеристик работников,

наибольшее распространение получили последние два метода.

Балльные методы оценки выполнения работ предусматривают сравнение

показателей выполнения работ и деловых характеристик работников с заранее

разработанными нормативами. В этих целях тщательно выбираются факторы

оценки и число степеней каждого фактора, а также оценка их в баллах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.