реферат, рефераты скачать
 

Диплом


временем, обусловленную реалиями сегодняшнего дня.

Глава II Отношения усыновления в настоящее время.

2.1. Субъекты усыновления.

В отношениях по усыновлению субъектами выступают усыновитель (как

гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин, лицо без

гражданства), его супруг и родственники с одной стороны, и усыновляемый и

его родственники с другой. Следует помнить, что в соответствии с семейным

законодательством РФ посредническая деятельность при осуществлении

усыновления запрещена.

По российскому законодательству усыновление допускается в отношении

несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей

обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и

нравственное развитие. Усыновленным соответственно может быть только

несовершеннолетний ребенок, не достигший 18 лет. Семейный кодекс РФ

продолжил правовую традицию Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР

1926г., признававшего только усыновление несовершеннолетних. Усыновление

совершеннолетних по российскому законодательству не разрешается, поскольку

целью усыновления считается обеспечение ребенку воспитания в семье. В

законодательстве содержится ссылка на то, что не может быть усыновлен

ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в

порядке, предусмотренном ст.27 ГК РФ. Не может быть разрешено усыновление

и в тех случаях, когда ребенок до совершеннолетия фактически воспитывался

в семье лица, желающего его усыновить. Факт наличия таких отношений не

может быть установлен и в судебном порядке.

Положения, относительно требований, предъявляемых к усыновленным

(удочеренным) детям, содержаться в Семейном Кодексе РФ и в некоторых

инструктивно-методических рекомендациях. В отношении требований о

состоянии здоровья детей передаваемых на усыновление в законе прямого

указания нет. Но, исходя из его смысла, усыновлению подлежат не только

здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие

отклонения в своем развитии.

Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет собой

значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии

преодолеть и родные родители. Поэтому усыновители должны быть осведомлены

о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений — о

характере недуга и его возможных последствиях. В этих целях ребенок

проходит обследование экспертной медицинской комиссией органа управления

здравоохранения субъекта Российской Федерации, которая дает заключение о

состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии

ребёнка. Она действует на основании положения об экспертной медицинской

комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации

(приказ Минздрава России и Минобразования России от 25 декабря 1995 г. №

369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на

воспитание в семью»).

По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское

освидетельствование ребенка. Разрешение на усыновление больного ребенка

может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и

вполне сознательно принимает на обязанности по его воспитанию.

Заботясь о законных интересах усыновляемых, законодатель

устанавливает правило, согласно которому что усыновление братьев и сестер

разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление

отвечает интересам детей. Представляется, что усыновление братьев и

сестер разными лицами может быть допущено скорее как исключение. По этому

поводу даны разъяснения в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ

от 4 июля 1997 г. № 9: «если у ребенка, которого желает усыновить

заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения

родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении,

либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление допустимо лишь в

том случае, если это отвечает интересам ребенка (например, дети не

осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не

могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)».

В отношении усыновителей как субъектов усыновления, предпочтение

отдается усыновителям, являющимся гражданами России и проживающим на

территории России, а также родственникам (независимо от гражданства и

места жительства) перед усыновителями — иностранными гражданами.

Законодатель, исходя из интересов детей — граждан Российской Федерации,

устанавливает приоритеты усыновителей, следуя в этом вопросе ст. 21

Конвенции о правах ребенка, в которой возможность передачи детей в другую

страну связывается только с отсутствием условий усыновления в стране

происхождения.

Как пишет Г.С.Красницкая: «Усыновление допускается исключительно в

интересах ребенка, поэтому усыновителями могут быть лица, обладающие

необходимыми качествами воспитателя. Действуя от обратного, законодатель

установил перечень лиц, которые не могут быть усыновителями».[2]

В соответствии с Семейным кодексом РФ (ст.127) усыновителями могут

быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно

дееспособными;

— супругов, один из которых признан судом недееспособным или

ограниченно дееспособным;

— лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в

родительских правах;

— лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за

ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.

Таким образом, СК РФ устанавливает возрастной ценз для приобретения

права быть усыновителем. В соответствие с этим п. 7 постановления Пленума

Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 содержит положение, согласно

которому несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в

случае приобретения ими полной дееспособности по нормам гражданского

законодательства РФ (ст. 21, 27 ГК РФ). Не могут быть усыновителями и

лица, которые по состоянию здоровья не в состоянии осуществлять

родительские права.

В связи с этим постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №

542 был утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может

усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в

приемную семью.

Указанным постановлением к ним отнесены:

— туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных

I, II, V групп диспансерного учета;

— заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-

двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

— злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

— наркомания, токсикомания, алкоголизм;

— инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

— психические заболевания, при которых больные признаны в

установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

— все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы,

исключающие трудоспособность. [3]

В целях выявления возможного наличия указанных заболеваний

кандидатами в усыновители представляется медицинское заключение о

состоянии здоровья, которое позволяет сделать вывод об отсутствии у них

противопоказаний для выполнения обязанностей по воспитанию ребенка.

Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать

усыновителями, определен Министерством здравоохранения РФ в специальном

Положении о медицинском освидетельствовании гражданин, желающих стать

усыновителями, опекунами (попечителями) или приемным родителями. Положение

регламентирует деятельность государственных учреждений системы Минздрава

России, осуществляющих освидетельствование кандидатов в усыновители,

опекуны (попечители) или приемные родители. Освидетельствование, при

необходимости дополнительное обследование производится в учреждении

здравоохранения по месту жительства кандидата. Медицинское заключение

подготавливается на основании осмотра, а также данных из медицинской карты

амбулаторного больного, подтверждается подписью руководителя медицинского

учреждения и гербовой печатью. Бланк медицинского заключения выдается

каждому кандидату на руки в органах опеки и попечительства при обращении

гражданина (гражданки) с просьбой об усыновлении ребенка. Результаты

медицинского освидетельствования действительны в течение трех месяцев.

Медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя должно

представляться им и в суд вместе с другими документами, необходимыми для

усыновления.

Для более последовательной защиты прав и интересов усыновляемых детей

Федеральным законом от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ, «О внесении изменений и

дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» расширен перечень лиц,

которые не могут быть усыновителями. Сюда вошли те, кто на момент

установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому

ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской

Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель). Это

ограничение права на усыновление вызывает необходимость для суда

периодически получать от органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации сведения о прожиточном минимуме в регионе их

постоянного проживания.

Не могут быть усыновителями лица, не имеющие постоянного места

жительства, жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и

техническим требованиям, а также имеющие на момент установления

усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья

граждан. В частности Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 постановления от 4

июля 1997 г. № 9 указал на то, что «при решении вопроса о допустимости

усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать

нравственные и иные личные качества усыновителя, состояние его здоровья, а

также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье

взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком, а

также материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей. Эти

обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка

как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками».[4]

Таким образом, право на усыновление признается за совершеннолетними

лицами обоего пола, если, они не входят в число лиц, которым запрещено

быть усыновителями. Усыновителями могут быть как супруги, так и одинокие

лица, причем как состоящие в браке с отцом (матерью) ребенка (например,

отчим, мачеха), так и являющиеся совершенно посторонними для усыновляемого

ребенка. Однако на практике усыновителями чаще всего становятся

супружеские пары, лишенные возможности иметь собственных детей. Здесь,

следует иметь в виду, что если в последующем брак между супругами будет

расторгнут или признан недействительным, то указанные обстоятельства сами

по себе не затрагивают юридическую силу факта усыновления ребенка. Закон

разрешает также усыновление ребенка одним из супругов, одинокими лицами

(мужчиной или женщиной), в том числе родственниками ребенка. Однако

Семейным кодексом РФ не допускается совместное усыновление одного и того

же ребенка лицами, не состоящими между, собой в браке (п. 2 ст.

127 СК РФ). Такой запрет вытекает из содержания ст. 123 СК РФ,

устанавливающей приоритет именно семейного воспитания детей, оставшихся

без попечения родителей. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить

одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется

родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения рассмотренных

выше требований закона к личности усыновителей (усыновителя) и интересов

усыновляемого ребенка.

Законодатель устанавливает еще одно условие, касающееся разницы в

возрасте между усыновителем и усыновленным согласно которому разница в

возрасте между усыновителем, не состоящим в браке и усыновляемым ребенком

должна быть не менее шестнадцати лет. Данное правило является, новым, так

как не предусматривалось прежним законодательством. Его введение

обусловлено различными причинами морального, этического, социального и

иного характера. По причинам, признанным судом уважительными, разница в

возрасте может быть сокращена.

Перечень подобных причин даже примерный, в Семейном кодексе не

приводится. Поэтому как следует из п.7 постановления Пленума

Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 вопрос этот будет решаться судом

индивидуально в каждом конкретном случае в зависимости от сложившихся до

усыновления взаимоотношений между усыновителем и усыновляемым ребенком. В

то же время, при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в

возрасте не требуется. При рассмотрении дел об установлении усыновления

важное место отводиться роли суда. Деятельность судебных органов строго

регламентирована законом. Основные требования, предъявляемые к ним:

неукоснительное соблюдение законов (международно-правовых актов;

Конституции РФ и внутреннего законодательства РФ; конституции и

законодательства союзных республик, если это затрагивает интересы

ребенка), а также принципов, установленных для их деятельности. В целях

соблюдения законных интересов усыновляемых, законодатель предусмотрел

гарантии их обеспечения. Одной из них является запрет на осуществление

посреднической деятельности при установлении усыновления. Так в

соответствии с п.1 ст.126 СК РФ посредническая деятельность по усыновлению

детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи

детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей,

не допускается. То есть лица и организации, занимающееся посреднической

деятельностью по усыновлению (удочерению) детей, не могут быть субъектами

усыновления с точки зрения законности их правового положения. Они могут

быть в данном случае лишь субъектами ответственности, предусмотренной за

незаконные действия законодательства того или иного государства. И на наш

взгляд это положение является справедливым. Следовательно, на территории

Российской Федерации не разрешается создание юридических лиц, а также

появление граждан-предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по

усыновлению на профессиональной основе и за вознаграждение. Запрещая

посредническую деятельность при усыновлении, законодатель стремился

исключить некоторые негативные последствия, связанные как с извлечением

прибыли от такой деятельности, так и с возможностью купли-продажи детей

под видом усыновления. Одновременно с этим законодатель устанавливает

перечень органов, осуществляющих деятельность по усыновлению детей,

которая по законодательному определению не является коммерческой. К ним

относятся: органы опеки и попечительства (органы местного самоуправления;

органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральный орган

исполнительной власти, определенный Правительством РФ; специально

уполномоченные иностранными государствами органы или организации по

усыновлению детей; уполномоченный представитель лиц (лица), желающего

усыновить ребенка. Названные органы и организации (как российские, так и

иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению

детей, не могут преследовать коммерческие цели, то есть извлечение дохода.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по

усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за

ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ. В

отношении кандидатов в усыновители и детей, подлежащих к усыновлению,

ведется централизованный учет. Должностные лица учреждений (дошкольных

образовательных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений) и иные

граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся по разным причинам

без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и

попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и

попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан

провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта

отсутствия попечения родителей или его родственников обеспечить защиту

прав и интересов ребенка до решения вопроса об его устройстве.

Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений

социальной защиты населения и других аналогичных учреждений в которых

находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный

срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на

воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по

местонахождению данного учреждения. Орган опеки и попечительства в

течение месяца со дня поступления сведений, обеспечивает устройство

ребенка. Централизованный учет предусматривается в отношении всех детей,

оставшихся сиротами или лишившихся родительского попечения. Орган опеки и

попечительства в течение месяца принимает меры к тому, чтобы устроить

ребенка в семьи родственников или граждан, живущих в данном регионе. При

невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о

таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ и

федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ,

для централизованного учета и оказания содействия в последующем устройстве

ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на

территории РФ. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца

со дня поступления указанных сведений о ребенке организует устройство

такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта

РФ, а при отсутствии такой возможности информирует об этом федеральный

орган исполнительной власти. Порядок организации централизованного учета

детей, оставшихся без попечения родителей, определяется Правительством РФ

и утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919

.[5] Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же

порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения.

Централизованный учет подразделяется на первичный, региональный и

федеральный, и осуществляется органами опеки и попечительства,

соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и

Министерством общего и профессионального образования РФ. Первичный учет

детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют в нашей стране

органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного

самоуправления — районная, городская, районная в городе, поселковая и

сельская администрация. Их работники выявляют детей, оставшихся без

попечения родителей, и, исходя из конкретных обстоятельств, избирают формы

их устройства, осуществляют последующий контроль за условиями их

содержания, воспитания и образования. На основании поступивших сообщений,

из органов опеки и попечительства соответствующий орган исполнительной

власти субъекта РФ формирует региональный банк данных о детях, оставшихся

без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта. В

течение месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта

РФ организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его

территории или на территориях других субъектов РФ, подбирает детей для

лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, выдает им

направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его

фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на

воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ. В целях

оперативного учета детей, подлежащих усыновлению, разработана специальная

компьютерная программа. Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.