реферат, рефераты скачать
 

Диплом


б) усыновители ребенка; усыновленный ребенок, достигший возраста,

четырнадцати лет

г) орган опеки и попечительства;

д) прокурор.

По сравнению с прежним законодательством (ст. 114 и 115 КоБС), их

перечень уточнен и расширен в результате включения в него усыновителей

ребенка и самого усыновленного ребенка, достигшего возраста четырнадцати

лет. Таким образом, усыновленные дети, после достижения указанного

возраста, обладают гражданской процессуальной дееспособностью по делам об

от отмене усыновления.

Представляется, что требование об отмене усыновления вправе предъявить

только заинтересованные лица. Причем интерес этих лиц может иметь как

личный характер (родители ребенка, усыновители ребенка, усыновленный

ребенок, достигший возраста четырнадцати лет), так и вытекать из функций

государственных и иных органов (прокурор, орган опеки и попечительства).

Предъявление иска об отмене усыновления ребенка органом опеки

попечительства или прокурором является необходимым в случаях отсутствия у

усыновленного ребенка родителей или когда в интересах усыновленного

ребенка необходимо безотлагательно принять решение об отмене усыновления.

Усыновленный ребенок, не достигший возраста четырнадцати лет, не может

самостоятельно обратиться в суд с требованием об отмене усыновления.

Однако о своем желании отменить усыновление усыновленный ребенок вправе

сообщить органу опеки и попечительства или прокурору когда факт

усыновления не является для ребенка тайной.

Необходимо отметить, что при усыновлении с полным сохранением тайны

усыновления, процесс отмены усыновления может начаться как дело о лишении

родительских прав, поскольку субъекты обращения к суду будут пребывать в

уверенности, что здесь имели место родительские отношения, но не

усыновление. Однако п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4

июля 1997 г. №9 установил, что поскольку родительские права и обязанности

возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от

них детей, следует иметь в виду, что при уклонении усыновителей от

выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотреблении

этими правами, жестокого обращения с усыновленными, если усыновители

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, судом может

быть решен вопрос об отмене усыновления, а не о лишении родительских прав.

Выявление согласия ребенка на отмену усыновления в данном случае не

требуется. Кроме того, п.20 названного постановления разъяснил судам, что

заявление об отмене усыновления в этом случае рассматривается судом в

порядке искового производства с обязательным привлечением органа опеки и

попечительства, а также прокурора.

Таким образом, статья 142 СК РФ определяет исчерпывающий перечень лиц,

наделенных правом возбуждать в суде дела по отмене усыновления. Это,

однако, не означает, что иные лица не могут повлиять на возникновение в

суде соответствующего процесса об отмене усыновленного. Родственники

ребенка со стороны его отца или матери, родственники усыновителей,

административные и правоохранительные органы не лишены возможности

выступить с обоснованной инициативой перед субъектами, непосредственно

уполномоченными на предъявление иска об отмене усыновления. Так, инспектор

по делам несовершеннолетних вправе обратиться к прокурору или в орган

опеки и попечительства; предъявить соответствующий иск родителей ребенка

могут побудить дедушка и бабушка усыновленного ребенка; образовательное

учреждение вправе поддержать самостоятельное требование усыновленного,

достигшего четырнадцати лет.

Следует заметить, что в Семейном кодексе РФ не определены лица и

органы, к которым должно быть предъявлено требование об отмене

усыновления ребенка. Как правило, ответчиками по делам данной категории

являются усыновители (усыновитель), иск к которым предъявляется в суд по

месту их жительства. Однако в тех случаях, когда иск об отмене усыновления

предъявлен родителями усыновленного ребенка, а данные об усыновителях им

неизвестны, то требование об отмене усыновления предъявляется к органу

опеки и попечительства по месту нахождения этого органа. Последний обязан

известить об этом усыновителя (усыновителей), которого суд вправе привлечь

к участию в деле независимо от его желания.

Далее, как следует из п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 4 июля

1997г № 9, если иск об отмене усыновления предъявляется самим

усыновителем, то надлежащим ответчиком по делу будет усыновленный ребенок.

Согласно семейному законодательству РФ основанием прекращения

усыновления

является его отмена в судебном порядке, также установлена процессуальная

процедура отмены — исковое производство. В отличие от порядка особого

производства, предусмотренного для установления усыновления, исковой

порядок отмены усыновления происходит в иных процессуальных формах.

Суд устанавливает все необходимые фактические обстоятельства и, в

частности, выясняет, не противоречит ли отмена усыновления интересам

ребенка. В законе указаны обязательные участники дела опеки и

попечительства, а также прокурор.

Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий

жизни усыновленного ребенка и представить суду заключение о соответствии

отмены усыновления интересам ребенка. Такое же заключение по существу дела

после судебных прений лиц, участвующих в деле, дает и прокурор. Он вправе

вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав

усыновленного ребенка или иных заинтересованных в деле лиц.

Исходя из того, что причины, вызывающие необходимость отмены

усыновления в интересах ребенка, весьма разнообразны, суд в каждом

конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела, заключения органа

опеки и попечительства и обязательно мнения ребенка будет принимать,

соответствующее решение по иску об отмене усыновления (удовлетворить или

отказать в иске).

По общему правилу отмена усыновления допускается до достижения

усыновленным ребенком возраста совершеннолетия. В связи с этим, Семейный

Кодекс РФ содержит норму, не допускающую отмены усыновления детей,

достигших к моменту рассмотрения вопроса об отмене усыновления

совершеннолетия. Из этого правила, тем не менее, законом допускается

исключение: отмена усыновления возможна и после достижения усыновленным

ребенком совершеннолетия, если на это имеется взаимное согласие

усыновителя, усыновленного ребенка и родителей усыновленного ребенка, если

они живы, не лишены родительских прав и не признаны судом недееспособными.

Таким образом, основанием для отмены судом усыновления в отношении

совершеннолетнего ребенка является взаимное согласие сторон: усыновителей

ребенка и его родителей.

При возражении хотя бы одной из сторон отмена усыновления в отношении

совершеннолетнего усыновленного ребенка невозможна. Порядок отмены

усыновления совершеннолетних лиц не отличается от рассмотренного выше

порядка отмены усыновления несовершеннолетних детей. Иск об отмене

усыновления граждан старше восемнадцати лет может быть предъявлен

усыновленным ребенком, усыновителями или родителями. Представляется, что в

данном случае отмены усыновления невозможно взыскание с бывшего

усыновителя алиментов, например, на содержание нетрудоспособного

совершеннолетнего усыновленного.

Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда

об отмене усыновления ребенка. Решение суда об отмене усыновления ребенка

вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и

опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано.

Кассационная жалоба или протест могут быть поданы в течение десяти дней

после вынесения судом решения в окончательной форме. Со дня вступления в

законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка усыновление

считается прекращенным. Это означает, что именно с указанного момента

прекращаются на будущее время взаимные личные неимущественные и

имущественные права и обязанности усыновлённого ребенка и усыновителей

(родственников усыновителей), а соответствующие права и обязанности

родителей (родственников родителей) и ребенка восстанавливаются (ст. 143

СК). Обратной силы решение суда об отмене усыновления не имеет.

Выписка из вступившего в законную силу решения суда об отмене

усыновления ребенка должна быть выслана судом в трехдневный срок в орган

загса по месту государственной регистрации усыновления. На основании

судебного решения орган загса делает в актовой записи об усыновлении

ребенка отметку об отмене усыновления и восстанавливает в записи о

рождении усыновленного ребенка первоначальные сведения, которые были до

его усыновления. В актовой записи об усыновлении ребенка в этих случаях

производится запись, в которой указывается — каким именно судом, где,

когда принято решение об отмене усыновления ребенка. Эта запись заверяется

подписью должностного лица и печатью органа загса (ст. 46 Закона об актах

гражданского состояния).

Об аннулировании записи акта об усыновлении на основании решения суда

об отмене усыновления ребенка органом загса направляется сообщение в орган

загса по месту нахождения первого экземпляра актовой записи о рождении

ребенка, который восстанавливает имевшиеся ранее сведения о родителях

ребенка, а также о самом ребенке (его фамилию, имя, отчество, место и дату

рождения, если они были изменены в связи с усыновлением). Когда в решении

суда об отмене усыновления сказано, что за ребенком сохраняются

присвоенные ему в связи с усыновлением имя, отчество и фамилия, эти

сведения изменению не подлежат.

В отношении правовых последствий отмены усыновления следует обратиться

к ст.143 СК РФ, которые заключаются в следующем:

— прекращаются взаимные права и обязанности усыновленного и

усыновителей (родственников усыновителей) на будущее время;

— восстанавливаются правовые связи ребенка с родителями и

родственниками, если этого требуют интересы ребенка;

— после отмены усыновления ребенок по решению суда может быть передан

родителям, а если они отсутствуют или такая передача противоречит

интересам ребенка, то он передается на попечение органа опеки и

попечительства;

Следует заметить, что обстоятельства, которые могут препятствовать

возвращению ребенка родителям, Семейным кодексом РФ не определенны.

Поэтому суд, решая вопрос о дальнейшей судьбе ребенка, должен

руководствоваться только интересами ребенка и обстоятельствами дела.

— суд также разрешает вопрос о том, сохраняются ли за ребенком имя,

отчество и фамилия, присвоенные ему в связи с его усыновлением. Следует

помнить, что изменение имени, отчества или фамилии ребенка, достигшего

возраста десяти лет, возможно только с его согласия. О сохранении за

ребенком фамилии, имени, отчества, присвоенных ему при усыновлении, должно

быть указано в решении суда об отмене усыновления. Законом, также,

предусмотрено, право суда взыскать алименты, с бывшего усыновителя, на

содержание ребенка.

Как видно, применение семейного законодательства при рассмотрении и

разрешении дел, связанных с установлением усыновления имеет ряд

сложностей. Так применение семейного законодательства к семейным

отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства сопряжено

с крайне сложной проблемой исполнения решения компетентного органа РФ, в

частности, суда по делу о взыскании алиментов, без чего защиту прав

ребенка нельзя считать состоявшейся. Ее осуществлению служит ст.51 Минской

конвенции, соответствующие статьи двусторонних соглашений, а также

Соглашение от 9 сентября 1994г. «О гарантиях прав граждан в области

выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и

алиментов», подписанное всеми государствами — участниками СНГ. Решение о

взыскании алиментов принимается судом с учетом интересов ребенка и

конкретных обстоятельств дела, независимо от того, по каким основаниям

отменяется усыновление. Эта норма представляет собой исключение из

установленного перечня лиц, обязанных по закону к уплате алиментов, а

также из того правила, что между усыновленным и усыновителем прекращается

всякая правовая связь.

Размер алиментов с бывших усыновителей может быть определен судом как

в долях от их заработка (дохода), так и в твердой денежной сумме. Если

алименты взыскиваются с усыновителей в твердой денежной сумме, то их

размер должен быть определен судом исходя из максимально возможного

сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального

и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания

обстоятельств. При этом размер алиментов устанавливается в сумме,

соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда. О

сохранении за ребенком права на получение содержания от бывших

усыновителей и размере этого содержания также указывается в решении суда

об отмене усыновления.

Выписка из вступившего в законную силу решения суда об отмене

усыновления должна быть выслана судом в трехдневный срок в орган загса по

месту государственной регистрации усыновления (п.3 ст.140 СК). На

основании судебного решения орган загса, делает в актовой записи об

усыновлении отметку об отмене усыновления и восстанавливает в записи о

рождении усыновленного ребенка первоначальные сведения, которые были до

усыновления (кроме имени, отчества и фамилии ребенка, если по решению суда

за ребенком сохранены присвоенные ему в связи с усыновлением имя, отчество

и фамилия).

Как видно, нормы СК РФ, регламентирующие порядок прекращения

усыновления путем его отмены, служат интересам усыновленных детей. То же

касается и норм, закрепляющих правила отмены усыновления в отношении

совершеннолетних. Обеспечению защиты интересов детей служит п.23

постановления Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. №9. В нем, в частности

сказано, что «если при рассмотрении дел об отмене усыновления суд

обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признака

преступлений, предусмотренных гл.20 УК РФ, то он должен сообщить об этом

прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Отмена усыновления по мотивам защиты интересов усыновленного

предусматривается и в других государствах, в частности во всех штатах США.

Правда, «иные основания» для отмены усыновления определяются в различных

штатах по-разному. В их число входят не только нарушение процедуры

усыновления, но и обманные действия агентства по усыновлению. В

Калифорнии, например, законодательством разрешено приемным родителям

добиваться отмены усыновления по медицинским показателям, существовавшим

еще в момент усыновления, но не известным им. Все это делается в

установленные законом сроки.

Исходя из сказанного, представляется, что отмена усыновления —

достаточно редкое и нежелательное со всех точек зрения событие, и

происходить оно должно тогда, когда усыновление не отвечает своему

назначению, порождает нарушение прав и интересов ребенка.

Заключение

Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно с уверенность сказать,

что проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей существовали на

всех исторических этапах становления этого института и были присущи

практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого

института усыновления, так и с внутренней политикой каждого конкретного

государства на определенном этапе его развития. Существующим уровнем

развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения

практических задач в области усыновления. Меняющейся геополитической

обстановкой в мире.

В представленной работе, сделана попытка охарактеризовать историю

становления и развития самого института усыновления в России; современное

состояние законодательства об усыновлении в Российской Федерации; основные

направления развития теории и практики в этой сфере, а также в области

международного сотрудничества.

Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института

усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление

приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на

воспитание в семью; в отношении усыновления детей – российских граждан

иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и

законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских

граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об

установлении усыновления в РФ.

Вскрытие основных проблем, связанных существованием и

функционированием института усыновления (удочерения) в Росси, позволило

определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на

пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее

общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.

В первую очередь, это сближение сотрудничества государств, в сфере

международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени

было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и

соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об

усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.

Заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время в России

продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению количества случаев

усыновления детей гражданами Российской Федерации. Приоритет в этой

области по-прежнему принадлежит иностранным усыновителям. И хотя статья

124 СК РФ закрепила условия наибольшего благоприятствования для российских

усыновителей, чем для иностранных, реально это не привело к положительной

динамике усыновления детей российскими гражданами.

Несмотря на правозглашение социально ориентированной экономики в

Российской Федерации отмечается снижение финансирования детских

образовательных программ, программ реабилитации инвалидов и детей с

отклонениями в умственном и психическом развитии. Остро стоит жилищная

проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная

коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для

родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка.

Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества

усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.

Наряду с этим результаты социологических опросов общественного мнения,

проводимых за последние годы в России, свидетельствуют о росте негативного

отношения российских граждан к практике усыновления детей из России

иностранцами.

С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю

детьми, за незаконные действия по усыновлению стало вскрываться все больше

случаев нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных

детей, криминализации этой сферы. Частыми становятся случаи негуманного, а

порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими

российскими детьми.

По результатам прокурорских проверок за последние годы была отмечена

неудовлетворительная работа Министерства образования России по

централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей,

оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан РФ,

учету иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание

усыновить детей. Выявлены нарушения в порядке организации компьютерной

системы, которая позволила монополизировать всю поступающую информацию о

детях-сиротах узкой группе чиновников министерства. Располагая обширными

данными о детях, подлежащих усыновлению, Минобразования России, как

оказалось, практически их не использовало. Выдавая тысячи справок в год

для рассмотрения дел об установлении фактов усыновления иностранцами,

министерство, намеренно вводило суды в заблуждение, указывая на то, что

возможности передать детей на воспитание в семьи российских граждан не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.