реферат, рефераты скачать
 

Диплом


не представляется возможным передать этих детей за воспитание в семьи

граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории

Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо

от гражданства и места жительства этих родственников». Данное положение

развивает ст. 122 СК РФ и п. 6 Порядка организации централизованного

учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного

постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919. Так гражданам

Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами ее территории,

иностранным гражданам и лицам без гражданства сведения о детях, которые

могут быть переданы им на усыновление, предоставляются по истечении трех

месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет. В этой

связи сведения о детях, которые могут быть переданы на, усыновление,

предоставляются данной категории лиц не раннее упомянутого срока. Этот

срок не может быть сокращен или увеличен в зависимости от возраста детей,

состояния их здоровья или других обстоятельств. Датой постановки ребенка

на централизованный учет считается дата заполнения анкеты на ребенка,

оставшегося без попечения родителей, в органе опеки и попечительства

по его фактическому месту жительства (нахождения), копия которой

направляется в исполнительный орган субъекта РФ и Министерство

образования РФ для постановки ребенка на региональный и федеральный учет.

Исходя из сказанного, представляется, что необходимыми

доказательствами возможности усыновить детей для иностранных граждан, а

также лиц без гражданства и российских граждан, постоянно проживающих за

границей, являются: а) документ, подтверждающий нахождение усыновляемого

ребенка на учете в государственном банке о детях, оставшихся без попечения

родителей; б) истечение 3-месячного срока со дня постановки на такой,

учет; в) документы, подтверждающие невозможность (с указанием конкретных

мер, предпринятых по устройству) его передачи на воспитание в семью (на

усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью) российским

гражданам, постоянно проживающим в России, или на усыновление

родственникам ребенка независимо от их гражданства и места жительства.

Указанные документы, выданные Министерством образования РФ, представляются

в суд органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения)

ребенка одновременно с заключением этого органа.

В связи с этим интересен пример из судебной практики. «Верховный Суд

Российской Федерации признал правильным вывод суда об отказе в

удовлетворении заявления об установлении усыновления гражданам США —

супругам Розенберг, обратившимся в суд с просьбой об усыновлении

Шиповалова Дмитрия 27 сентября 1996 г. рождения, воспитанника Дома ребенка

№2 г. Омска. Отказ в усыновлении объяснялся рядом обстоятельств, в том

числе несоблюдением порядка организации учета детей, подлежащих

усыновлению. Мальчик не был поставлен в установленные законом сроки на

региональный и федеральный учет. Органы исполнительной власти г. Омска не

предпринимали мер к устройству ребенка, чье здоровье улучшилось, в семье

российских граждан. Кроме того, супруги Розенберг, познакомились с

Дмитрием заочно по фотографиям и кассетам, а личное их знакомство

состоялось накануне судебного разбирательства дела». [12]

Свои особенности имеет учет иностранных граждан и лиц без гражданства,

желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ. Так учет иностранных

усыновителей, а также предварительный подбор ребенка для усыновления

осуществляются уполномоченным органом в структуре органа исполнительной

власти субъекта РФ (в Москве, например, Комитетом образования Москвы) или

Министерством образования РФ, осуществляющим федеральный учет таких детей.

Однако непосредственное обращение в Министерство образования для

постановки на учет допускается только в случаях, если кандидаты в

усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребёнка на

территориях двух субъектов РФ.

Для решения вопроса об усыновлении ребенка - гражданина Российской

Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители должны обратиться

с заявлением и просьбой о подборе ребенка на усыновление в орган

исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена

работа по ведению учета детей, оставшихся без попечения родителей и

оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи. В регионах

это, как правило, отделы охраны прав детей и интернатных учреждений

республиканских, краевых, областных управлений образованием, либо Центры

усыновления, опеки (попечительства) или аналогичные структуры.

К заявлению прилагается заключение компетентного органа страны

кандидатов в усыновители о возможности быть усыновителями, условиях их

жизни, информация о семье усыновителей, так называемое "home-study". К

заключению прилагается копия выданной этой организации лицензии на

осуществление ее деятельности, и документ компетентной организации страны

об обязательстве осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания

усыновленного ребенка. Сведения о конкретном ребенке, подлежащем

усыновлению, могут предоставляться кандидатам в усыновители лично либо

высылаться им (при наличии соответствующей возможности) органом

исполнительной власти субъекта Российской Федерации по почте.

В соответствии с СК РФ все действия по подбору ребенка на усыновление

должны осуществляться непосредственно кандидатами в усыновители, так как

любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на

усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не

допускается. В связи с этим не допускается передача сведений о ребенке,

выдача направлений на подбор ребенка на усыновление, осуществление фото- и

видеосъемки детей, проведение дополнительной медицинской экспертизы

усыновляемого ребенка другими лицами, от имени кандидатов в усыновители

по их доверенности. Однако обязательное личное участие лиц (лица),

желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права

иметь одновременно своего представителя, а также пользоваться в

необходимых случаях услугами переводчика.

Весь опыт, накопленный в области международного усыновления детей,

свидетельствует о том, что в каждой стране, которая в этом участвует,

должен быть установлен четкий порядок деятельности и контроля за

иностранными организациями, имеющими право представлять интересы

кандидатов в усыновители своей страны. Это связано, прежде всего, с тем,

что известны случаи существования специальных «каталогов» детей,

предлагаемых к усыновлению. Занимаются этим, как правило, зарубежные

агенства, получающие значительные доходы и имеющие в России своих

представителей и широкие связи во властных структурах.

Деятельность на территории России специально уполномоченных

иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей

может осуществляться в силу международного договора РФ или на основе

принципа взаимности, и не должна преследовать коммерческих целей. Порядок

такой деятельности определяется Правительством РФ по представлению

Министерства юстиции и Министерства иностранных дел РФ.

Так, в 1997 году Государственная Дума РФ в постановлении от 19

сентября 1997 г. «О неотложных мерах по повышению государственного

контроля за усыновлением» № 1728-II ГД, выразила серьезную обеспокоенность

ситуацией, складывающейся в области межгосударственного усыновления. Было

обращено внимание на отсутствие двусторонних международных договоров между

РФ и иностранными государствами о сотрудничестве в области международного

усыновления, а также на отсутствие, основанного на нормах международного

права, государственного контроля, за соблюдением прав детей – граждан РФ.

Несмотря на всю сложность ситуации, и как справедливо замечает В.

Завражнов, лишь в марте 2000 года были приняты постановления, в

соответствии с которыми запрещалась посредническая деятельность по

усыновлению, федеральные органы исполнительной власти наделялись

полномочиями по проведению проверок деятельности иностранных организаций,

занимающихся вопросами усыновления и желающих открыть представительства на

территории РФ.

Имеются в виду два постановления: постановление Правительства РФ от 28

марта 2000 г. № 268 «О деятельности органов и организаций иностранных

государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской

Федерации и контроле за ее осуществлением»; постановление Правительства РФ

от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на

усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и

воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и

Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации

детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных

иностранными гражданами или лицами без гражданства».

В первом из них, в частности, регламентируется порядок открытия и

деятельности на российской территории представительств органов

(организаций) иностранных государств по усыновлению.

В настоящее время действует разрешительный (аккредитационный) порядок

открытия такого представительства. Аккредитация осуществляется

Министерством образования РФ. Разрешение на открытие представительства

может быть выдано только некоммерческим иностранным организациям,

осуществляющим на основании лицензии деятельность по усыновлению на

территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи в

установленном российским законодательством порядке заявления об

аккредитации и представления всех необходимых документов. Решение вопроса

об аккредитации представительства принимается Министерством образования РФ

по согласованию с Министерствами иностранных дел, юстиции, здравоохранения

РФ, Министерством труда и социального развития РФ. При положительном

решении представительства аккредитируются сроком на один год, который

впоследствии может быть продлен. На основании выданного разрешения

осуществляется обязательная регистрация открывшегося представительства в

Государственной регистрационной палате Министерства юстиции РФ, где

информация о нем вносится в реестр и выдается соответствующее

свидетельство. Свидетельство представляется в Минобразования РФ и в орган

исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будет

осуществляться деятельность представительства по усыновлению. Граждане РФ,

постоянно проживающие за ее пределами, иностранцы и лица без гражданства,

желающие усыновить детей, должны устанавливать усыновление не в районныё

(городские) суды общей юрисдикции, а в суды субъектов РФ (областные,

краевые и другие суды этого уровня) по месту жительства ребенка. Эти лица

при обращении с заявлением об установлении усыновления помимо общего

перечня необходимых документов обязаны предоставить дополнительно:

— заключение компетентного органа государства, гражданами которого они

являются, или для апатридов - государства, в котором они имеют постоянное

место жительства, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями;

— разрешение компетентного органа соответствующего государства по

вопросам иммиграции и натурализации на въезд усыновляемого ребенка и его

постоянное жительство на территории этого государства;

— письменные обязательства иностранной организации государства

проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями

жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в

консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке.

Таким образом, необходимость защиты прав и законных интересов детей,

оставшихся без попечения родителей и передаваемых на воспитание в семьи,

проживающих за пределами России, требует особого подхода к процедуре

международного усыновления. Имеющиеся пробелы в правовом регулировании

международного усыновления нередко приводят к существенным нарушениям прав

детей, которые фактически становятся объектом коммерческой деятельности.

В случае усыновления на территории Российской Федерации гражданами

Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, при

обращении в суд с заявлением необходимо представить все документы,

требующиеся для установления усыновления ребенка, являющегося гражданином

Российской Федерации. Необходимо также дополнительно согласие законного

представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином,

которого он является, и согласие самого ребенка на усыновление, если это

требуется в соответствии с законодательством указанного государства и

(или) международным договором Российской Федерации.

Документы, выданные за границей и представленные заявителями в суд,

требуют консульской легализации, то есть должны быть удостоверены

консульством России на территории того государства, органами которого они

выданы, если только иное не установлено международным договором,

участником которого является Россия. Освобождение от консульской

легализации иностранных документов предусмотрено, в частности, Гаагской

Конвенцией от 5 октября 1961г., ратифицированной Россией в 1992г.,

Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам от 22 января 1993г., ратифицированной Россией в

1994г.

В этих случаях документы удостоверяются компетентным органом страны,

которым они были подготовлены, посредством проставления на каждом

документе «апостиля».

Документы должны быть переведены на русский язык. Перевод нотариально

удостоверяется в консульском учреждении Российской Федерации в стране

проживания кандидата в усыновители, либо в органах нотариата на

территории Российской Федерации.

За нотариальное удостоверение таких документов госпошлина не

взыскивается.

Порядок установления усыновления ребенка – гражданина РФ иностранными

гражданами и лицами без гражданства аналогичен рассмотренному выше порядку

установления усыновления российскими гражданами. Однако имеются и

некоторые особенности. В частности спорные моменты могут возникнуть при

решении вопроса о соблюдении заявителями установленного досудебного

порядка рассмотрения заявления об усыновлении ребенка. Как следует из

обзора судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2000г.,

утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.01.01г.,

был признан неправильным вывод суда об оставлении без рассмотрения

заявления иностранных граждан об установлении усыновления ребенка –

гражданина РФ по мотиву несоблюдения досудебного порядка рассмотрения

заявления. По мнению судьи, такой порядок предусмотрен последними двумя

вышеназванными постановлениями. «Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда РФ отменила определение судьи областного суда об

оставлении заявления супругов — граждан США об установлении усыновления

ребенка — гражданина РФ без рассмотрения и направила материалы дела в тот

же суд для рассмотрения по существу по следующим основаниям: вышеназванные

нормативные правовые акты не предусматривают предварительного досудебного

порядка рассмотрения заявлений иностранных граждан, желающих усыновить

российских детей; введение аккредитации представительств, специально

уполномоченных иностранными государствами органов или организаций,

осуществляющих на территории РФ деятельность по усыновлению детей, таким

досудебным порядком не является».[13]

Далее, усыновление иностранными гражданами детей, являющихся

гражданами России, производится российским судом с соблюдением как норм

гл. 19 СК РФ, регламентирующих общие положения об усыновлении, так и ст.

165 СК РФ, содержащей коллизионные нормы о подлежащем применению при таком

усыновлении праве.

Особенностью применения семейного законодательства к семейным

отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

заключается и в том, что реализуют его разные органы. Но в любом случае

это государственные органы (органы записи актов гражданского состояния,

опеки и попечительства, суд). Особое внимание следует обратить на тот

факт, что в соответствии с коллизионной нормой об усыновлении (ст. 165 СК

РФ), усыновление на территории России иностранными гражданами российских

детей должно производиться российским судом в соответствии с

законодательством государства, гражданином которого является усыновитель

или по законодательству государства, на территории которого усыновитель

имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об

усыновлении, удочерении (об их отмене). Здесь действует правило применения

семейного законодательства страны гражданства. Так, если усыновители —

граждане США, то они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к

усыновителям законом об усыновлении соответствующего штата США (в Америке

нет федерального законодательства об усыновлении). Эта норма, в частности,

созвучна положениям Гаагской конвенции от 29 мая 1993 г. И хотя Гаагская

конвенция не ратифицирована Российской Федерацией, в п. 1 ч. 2 ст.

165 СК РФ указывается на необходимость при международном усыновлении

учитывать положения «Международного договора Российской Федерации о

международном сотрудничестве в области усыновления детей». Таким образом,

имеющиеся в СК РФ предписания, предназначенные для применения к

отношениям, осложненных иностранным элементом, имеют непростое содержание.

Но в любом случае имеет место стремление следовать общепризнанным нормам

международного права.

Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ, часть российской правовой системы

составляют международные договоры. Их правила имеют приоритетный характер

в случае противоречия с внутренним законодательством, в том числе и

семейным. Такой приоритет распространяется как на федеральные законы,

регулирующие семейные отношения, так и на законы субъектов РФ, когда бы

они ни были приняты (до или после заключения международного договора).

Специальная оговорка на этот счет имеется в ст.6 СК РФ.

К числу этих договоров относятся многосторонние и двусторонние договоры

России с другими государствами о правовой помощи по гражданским, семейным

и уголовным делам. Среди них, прежде всего, нужно назвать Конвенцию «О

правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным

делам», заключенную 22 января 1993 г. в Минске государствами — членами

Содружества Независимых Государств. Конвенция ратифицирована в Российской

Федерации 4 августа 1994 г. И вступила в силу для России с 10 декабря

1994г. Часть III этой Конвенции посвящена в частности усыновлению. В

Российской Федерации в целях развития сотрудничества в области оказания

правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам заключены

двусторонние соглашения с некоторыми государствами — участниками СНГ.

Российская Федерация заключила ряд международных договоров касающихся

вопросов усыновления с зарубежными государствами. Среди них: Договор между

РФ и Республикой Польша «О правовой помощи и правовых отношениях по

гражданским и уголовным делам» от 13.07.01г. №96-ФЗ, содержащий ст.30

«Усыновление» и вступивший в силу для России 18.01.02г.; Договор РФ и

Республики Мали «О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным

делам» подписание которого состоялось 31августа 2000г. в г.Москва

(содержит ст.33 «Усыновление»); Договор РФ и Республики Куба «О правовой

помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам», подписание

которого состоялось в Гаване 14 декабря 2000г. (ст.28 «Усыновление»);

Консульский договор между РФ и КНР, ратифицирован Россией ФЗ от 11.03.03г.

№31-ФЗ и некоторые другие. Последние три договора пока еще не вступили в

силу для России. Регламентация тех или иных семейных отношений, и

усыновления в том числе, будет осуществляться в соответствии с правилами

того или иного договора (соглашения) между договаривающимися сторонами

(государствами), а при отсутствии такового — в соответствии с правилами СК

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.