реферат, рефераты скачать
 

Диплом


РФ. Однако в результате применения законодательства иностранного

государства не должны нарушаться интересы обладателя неимущественных и

имущественных прав, являющегося российским гражданином.

Аналогичным коллизионный принцип применения при усыновлении права

страны гражданства усыновителя принят в законодательстве многих

иностранных Государств: Австрии (Закон о международном частном праве 1978

г.), Турции (Закон 1982 г.), во всех договорах России о правовой помощи,

где решаются вопросы усыновления. Такое же регулирование содержит и

Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по

гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993'-IV (ст. 37)

В целях более детального законодательного регулирования вопросов

усыновления, связанных с участием иностранного элемента, на региональном

уровне, в частности, в Ульяновской области, было принято Постановление

Главы администрации Ульяновской области от 31 мая 2000 г. №99 «О

межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) гражданами

Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории РФ,

иностранными гражданами и лицами без гражданства детей, оставшихся без

попечения родителей, проживающих на территории Ульяновской области» и

Положение о межведомственной комиссии.

В соответствии с данным постановлением, межведомственная комиссия

является координационным органом, созданным для осуществления контроля за

соблюдением законодательства при решении вопросов о передаче детей,

оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение) и

обеспечения эффективной защиты их прав и законных интересов.

К основным задачам комиссии в частности отнесены:

— координация деятельности всех ведомств и муниципальных органов власти

г. Ульяновска и Ульяновской области, связанной с передачей детей на

усыновление указанным выше гражданам;

— разработка общих принципов в области усыновления (удочерения);

— анализ опыта работы представительных и иных органов на территории

Ульяновской области по вопросам усыновления и предоставление необходимой

информации Главе администрации Ульяновской области.[14]

Семейный Кодекс РФ предусматривает и дополнительные гарантии защиты

прав и законных интересов усыновляемого ребенка. Так, при усыновлении

иностранными гражданами ребенка — российского гражданина — должны быть

соблюдены не только требования иностранного закона, но и одновременно

требования Семейного кодекса РФ, касающиеся обеспечения интересов

усыновляемого. При нарушении прав ребенка, установленных российским

законодательством и международными договорами России, усыновление не может

быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене. Следует

также отметить, что в соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона РФ «Об

исполнительном производстве», суд вправе обратить решение об установлении

усыновления, в том числе ребенка — российского гражданина иностранцем или

лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых

обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к

значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.

В соответствии со ст. 166 СК РФ иностранные усыновители сами вправе

представить документы, подтверждающие содержание соответствующих норм

права государства, гражданином которого они являются. Содержание

соответствующих норм устанавливается в соответствии с их официальным

толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем

иностранном государстве. Если такие документы заявителем не представлены,

сведения об иностранном праве могут быть запрошены судом в Министерстве

юстиции РФ или в консульском учреждении России за рубежом.

Информацию об иностранном праве можно также получить путем привлечения

экспертов - специалистов в области иностранного права. При не

установлении, несмотря на предпринятые меры, иностранного права суд вправе

применить при усыновлении нормы российского закона, то есть

соответствующие положения СК РФ.

Не менее важна и информация о ребенке, подлежащему усыновлению

иностранным гражданином, предоставляемая последнему в медицинском

заключении. В частности это касается состояния здоровья, физическом и

умственном развитии усыновляемого. Как пишет юрист А.З. Дзугаева, практика

показала, что необходимо «не просто знакомить иностранных кандидатов в

усыновители с данным заключением, но и просить письменно подтвердить факт

ознакомления с данным документом. В этой связи остро встает проблема

качественного и профессионального перевода документов об усыновляемом

ребенке. На практике уже имели место случаи, когда иностранные усыновители

после усыновления и возвращения в свою страну ставили вопрос об отмене

усыновления, ссылаясь на тяжелое состояние здоровья усыновленного ребенка,

о котором они не были осведомлены».[15]

Следует также помнить, что на территории России международное

усыновление имеет место не только в случаях усыновления детей — граждан РФ

иностранными гражданами и лицами без гражданства, но и когда граждане

Российской Федерации усыновляют детей, являющихся гражданами других

государств. Тогда для установления усыновления становиться важным

получение согласия законного представителя ребенка и компетентного органа

государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это

требуется в соответствии с законодательством указанного государства,

согласие ребенка на усыновление.

В действующем законодательстве РФ наряду с возможностью усыновления

ребенка – гражданина Российской Федерации на территории РФ, предусмотрена

также возможность усыновления детей – граждан РФ, постоянно проживающих на

территории другого государства (за границей). Усыновление (удочерение)

детей — граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее

территории, может производиться в компетентных учреждениях иностранных

государств, с соблюдением установленных ими процедур. Такое усыновление

признается в России действительным при наличии следующих условий:

— если оно произведено в отношении российского ребенка, постоянного

проживающего за границей;

— если оно произведено компетентным органом государства, гражданином

которого является усыновитель;

— если на усыновление получено предварительное разрешение органа

исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его

родители проживали до выезда на постоянное место жительства за границу.

Порядок оформления документов для такого усыновления

предусмотрен п. 43 постановления Правительства РФ от 15 сентября 1995

г. № 917 «Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся

гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской

Федерации и иностранным гражданам».

По действующему законодательству, ребенок, являющийся гражданином

Российской Федерации, при усыновлении его лицами, не состоящими в

гражданстве Российской Федерации, сохраняет российское гражданство. Оно

(гражданство) может быть прекращено по ходатайству усыновителей при

условии, что ребенку будет предоставлено гражданство государства,

гражданином которого является усыновитель (ст. 24 Закона РФ «О гражданстве

Российской Федерации»).

Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных

иностранцами (апатридами), вне территории Российской федерации

осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если

иное не предусмотрено международным договором РФ. Такая защита

осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации,

находящимися в пределах консульского округа на территории государства

проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения —

дипломатическим представительством РФ в течение трех месяцев со дня въезда

их в государство места проживания усыновителей на основании представленных

усыновителями документов. В них указанные дети состоят на учете до

достижения ими совершеннолетия. Здесь также следует руководствоваться и

постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275, которым

утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской

Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных

иностранными гражданами или лицами без гражданства.

По желанию усыновителей постановка на учет может осуществляться до

выезда из России через Департамент консульской службы МИД РФ. Сведения о

поставленном на учет ребенке вносятся в учетную карточку, а в паспорте

делается соответствующая отметка.

Обязанность усыновителей поставить ребенка на учет сохраняется и при

перемене места жительства. Контроль, за постановкой усыновителями

усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении, осуществляет

специально уполномоченный иностранным государством орган или организация

по усыновлению детей, представлявшие в установленном порядке интересы

кандидатов в усыновители на территории России. Для обеспечения

своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство

образования РФ каждые шесть месяцев обязано направлять консульским

учреждениям информацию об усыновленных детях. Последние, в свою очередь,

информируют в конце каждого календарного года о нарушениях прав и законных

интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

В случае усыновления (удочерения) детей — граждан РФ на российской

территории лицами, хотя бы и являющимися иностранцами или лицами без

гражданства, но состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, то

применяется порядок усыновления, предусмотренный Семейным кодексом для

граждан Российской Федерации. Иное может быть предусмотрено международным

соглашением.

Как видно, в целом, порядок установления усыновления с участием

иностранного элемента во многом повторяет порядок установления усыновления

детей гражданами Российской Федерации. Но существуют и некоторые

особенности, которые необходимо учитывать. Следует также помнить о том,

что к любым семейным отношениям, которые в силу указания коллизионной

нормы о применимом праве должны регулироваться законодательством

иностранных государств, может быть применена оговорка о публичном порядке.

С помощью этой оговорки на легальной основе не допускается применение на

российской территории норм иностранного семейного права в случаях, когда

такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному

порядку) Российской Федерации (ст. 167 СК РФ). Если оговорка о публичном

порядке используется, то для регулирования семейных отношений применяется

законодательство РФ, а не иностранное право.

п.2.4. Прекращение усыновления.

Обобщая вышесказанное можно с уверенностью сказать, что процесс

усыновления детей отличается сложной процедурой, предполагающей соблюдение

многих формальностей. Требует подробного анализа действующего

законодательства в этой сфере, глубоких знаний и опыта. Предполагается,

что тщательная подготовка к усыновлению должна служить достаточной

гарантией для установления стабильных отношений, исключающих проблему

отмены усыновления. Однако многообразие возникающих ситуаций могут создать

некоторые трудности и препятствия как на пути к усыновлению, так и после

него.

Вот почему п. 2 ст. 125 Семейного кодекса РФ, дополненный Федеральным

законом от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ, предусматривает контроль за условиями

жизни и воспитания детей в семьях усыновителей. Порядок его осуществления,

как было сказано выше, регламентируют соответствующие Правила,

утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от

29.03.00г. № 275.

Контрольное обследование условий жизни и воспитания ребенка проводится

специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в

течение первых трех лет после установления усыновления. Необходимость

контрольных обследований по истечении трех лет определяется органом опеки

и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией,

складывающейся в семье усыновителя (ей). Что же касается детей, переданных

на усыновление (удочерение) иностранным гражданам и лицам без гражданства,

то в соответствии с Правилами, утвержденными тем же постановлением

Правительства РФ, они подлежат постановке на учет в консульском учреждении

Российской Федерации в трехмесячный срок со дня въезда их в государство

места проживания усыновителя. Это учреждение в конце календарного года

направляет в Министерство образования РФ списки детей, поставленных на

учет, а также информирует его о нарушении прав и законных интересов

усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

Отмена усыновления относится к редким событиям, но она все-таки

происходит, если того требуют интересы несовершеннолетнего. Так,

состоялась отмена усыновления: в 1993 г. — в 162 случаях (из них 38

касались усыновления ребенка отчимом (мачехой)); в 1994г. — в 181 и 53

случаях; в 1995 г. — в 253 и 81 случаях; в 1996 г. — в 418 и 209 случаях.

Рассматривая основания к отмене усыновления ребенка, необходимо

подчеркнуть, что отмена усыновления допускается СК РФ лишь тогда, когда

усыновление перестает соответствовать интересам ребенка.

Бесспорными основаниями (обстоятельствами) для отмены усыновления

являются:

а) усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них родительских

обязанностей; злоупотребляют родительскими правами; б) усыновители

жестоко обращаются с усыновленным ребенком; в) усыновители являются

хроническими алкоголиками или наркоманами - то есть речь идет о виновном

поведении усыновителей, противоречащем интересам усыновленного ими

ребенка, о ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей по воспитанию

ребенка.

Вторая группа оснований к отмене усыновления не имеет четко

определенных границ.

В п. 2 с.т. 141 СК РФ суд наделяется правом отменить усыновление исходя

из интересов ребенка и с учетом его мнения, а также по другим основаниям,

не указанным в законе. В Семейном кодексе РФ не приводится даже примерный

перечень этих других оснований усыновления в интересах усыновленного

ребенка. Этим, в частности, отмена усыновления отличается от лишения

родительских прав (перечень оснований для лишения родительских прав,

приведенный в законе, является исчерпывающим).

Таким образом, суду предоставляются широкие возможности по установлению

иных оснований для отмены усыновления, что налагает на суд колоссальную

ответственность при рассмотрении дел данной категории.

По замечанию некоторых авторов причины, по которым суд вправе отменить

усыновление, могут быть объективными и субъективными. К первым, например,

можно отнести проблемы, связанные с наличием серьезного заболевания, как у

усыновителя, так и у ребенка; объявление родителей усыновленного ребенка,

признанных безвестно отсутствующими.

Субъективные причины отмены усыновления могут заключаться в

личности усыновленного, усыновителя и членов его семьи (например, резкая

психологическая несовместимость, противоестественные склонности, корысть).

То обстоятельство, что именно суд вправе определить субъективные основания

для отмены усыновления, налагает на него обязанность привести

соответствующую мотивировку в решении. Возможность проведения тех или иных

экспертиз, заключение органа опеки и попечительства, привлечение

свидетелей — все должно способствовать всестороннему исследованию

обстоятельств дела. В связи с этим следует руководствоваться разъяснениями

Пленума Верховного суда РФ.

Так, в п.19 постановления от 4 июля 1997 г. № 9 указывается на то,

что суд, исходя из смысла п.2 ст. 141 СК РФ, вправе отменить

усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя,

когда по обстоятельствам, как зависящим, так и не зависящим от

усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития

и воспитания ребенка.

К таким обстоятельствам, в частности относятся: отсутствие

взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в

результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо

ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после

усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в

состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих

невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был

предупрежден при усыновлении; восстановление дееспособности родителей

ребенка, к которым он сильно привязан и не может забыть их после

усыновления, что отрицательно сказывается на его эмоциональном состоянии,

и некоторые другие.

В указанных случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов

ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста 10 лет.

В том случае, когда ребенок в силу малолетнего возраста, умственного

развития или иных причин не может дать объективную оценку поведению

усыновителей и не осознает его негативных последствий для себя, суд в

соответствии со ст. 57 СК РФ может принять решение об отмене усыновления и

вопреки мнению усыновленного ребенка.

Если в результате произведенного усыновления были нарушены права

ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и

международными договорами, то в соответствии с п. 2 ст. 165 СК РФ такое

усыновление независимо от гражданства усыновителя подлежит отмене в

судебном порядке.

Интересным представляется тот факт, что в отличие от КоБС (ст.111-112)

Семейный кодекс РФ не предусматривает признания усыновления в судебном

порядке недействительным. Учитывая это обстоятельство, суд вправе

признать недействительным, на основании ст. 112 КоБС, усыновление,

произведенное только до введения в действие нового СК РФ в случае,

когда решение об усыновлении было основано на подложных документах или

когда усыновителем являлось лицо, лишенное родительских прав либо

признанное в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно

дееспособный, а также при фиктивности усыновления. Усыновление,

произведенное с указанными выше нарушениями, после введения в действие

СК, но до введения в действие судебного порядка усыновления (то есть с 1

марта по 26 сентября 1996 г.), как разъяснено в п. 21 постановления

Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. № 9, может быть признано судом

недействительным, если это отвечает интересам ребенка. Если указанные

нарушения были допущены при усыновлении ребенка в судебном порядке, то они

могут явиться основанием к отмене судебного решения и отказу в

удовлетворении заявления об усыновлении, а не для признания усыновления

недействительным. Этот вопрос также решается судом исходя из интересов

ребенка.

Как видно, обстоятельства отмены усыновления весьма разнообразны.

Суд в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела,

заключения органа опеки и попечительства и осязательно мнения ребенка

будет принимать соответствующее решение по иску об отмене усыновления

(удовлетворить иск или отказ в иске). Например, «в 2000 г.

зарегистрировано увеличение по сравнению с 1997 г. (более чем на 30%)

количества судебных решений об отмене усыновлений (с 303 до 401)».[16]

Если предусмотренные настоящей статьей основания к отмене усыновления

отсутствуют, но оставление ребенка у усыновителей по каким-либо причинам

будет опасно для него, судом может быть вынесено решение об отобрании

ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства.

Порядок предъявления и рассмотрения иска об отмене усыновления ребенка

регулируется гражданско-процессуальным законодательством с учетом правил,

предусмотренных ст.ст. 140-142 СК РФ (об основаниях отмены усыновления

ребенка и лицах, имеющих право предъявить требование об отмене

усыновления).

К лицам, имеющим право требовать отмены усыновления, относятся:

а) родители ребенка;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.