реферат, рефераты скачать
 

Шпоры по введению в языкознание


болг. гора значит 'лес', а вовсе не Тора', в англ. magazine 'журнал', а не

'магазин').

К специальным относятся и дифференциальные диалектные словари, т. е. те,

которые содержат только диалектную лексику, не совпадающую (материально или

по значениям) с общенародной. Такой диалектный словарь может быть либо

словарем одного говора, либо словарем многих или даже (в принципе) всех

территориальных диалектов какого-либо языка. К дифференциальным диалектным

принадлежат также словари сленга и арго.

Упомянем, наконец, словари иностранных слов, сокращений, различные

словари имен собственных (личных, географических и т. д.), словари рифм.

22. Понятие морфемы. Типы морфем.

Морфема — минимальная двусторонняя единица языка, т. е. такая единица, в

которой 1) за определенным экспонентом закреплено то или иное содержание и

которая 2) неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством.

. Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929) как

объединяющее для понятий корня, приставки, суффикса, окончания, т. е. как

понятие минимальной значащей части слова, линейно выделимой в виде

некоторого «звукового сегмента» (отрезка) при морфологическом анализе.

Наряду с этими, как теперь говорят, оегментными морфемами Бодуэн

рассматривает и нулевые морфемы, «лишенные,—как он пишет,—всякого

произносительно-слухового состава», выступающие, например, в формах им. п.

ед. ч. дом, стол или Род. п. мн. ч. мест, дел (нулевые окончания). Позже в

работах многих лингвистов разных стран понятие морфемы было значительно

Расширено и углублено и постепенно стало одним из центральных понятий в

мировом языкознании. Теперь морфема рассматривается Как универсальная

языковая единица. Наряду с сегментными морфемами — частями слов —

выделяются сегментные морфемы, функционирующие в качестве целого

слова—служебного (например, наши предлоги к, на, союзы и, но) или

знаменательного (здесь, увы, метро рагу).

Вычленение морфем — частей слов — основывается на параллелизме между

частичными различиями, наблюдаемыми во внешнем облике (звучании) слов и их

форм, и частичными различиями в значениях (лексических и грамматических),

передаваемых этими словами и формами.

Путем сравнения форм, частично различных (и тем самым частично сходных)

по звучанию и по значению, мы выявляем различия (и сходства) в звучании,

параллельные различиям (и, соответственно, сходствам) в значении, и таким

образом устанавливаем единицы, в которых за определенным экспонентом

(отрезком звучания, иногда нулем звучания и т. д.) закреплено определенное

содержание (значение). Если эти единицы окажутся минимальными, т.е. не

поддающимися дальнейшему членению на основе того же принципа, то это и

будут морфемы.

Сегментные морфемы — части слов (части простых, синтетических словоформ)

— разделяются на два больших класса: 1) корни и 2) некорни, или аффиксы.

Эти классы противопоставлены друг другу прежде всего по характеру

выражаемого значения и по своей функции в составе слова

В составе знаменательных слов корни являются носителями лексических

значений, обычно совпадающих с лексическими значениями слов, содержащих эти

корни и наиболее простых по морфологической структуре. Так, значение корня

рук- совпадает с лексическим значением слова рука. В знаменательных словах

более сложной структуры корень (или каждый из корней, если их в слове

несколько) несет какую-то часть целостного лексического значения слова или

же выступает как «опора» мотивировки. Аффиксы не несут самостоятельных

лексических значений, их значения либо лек-сико-грамматические

(словообразовательные, деривационные), либо собственно грамматические (как

иногда говорят, реляционные, т. е. выражающие отношения), либо, наконец,

они выполняют формально-структурные и формально-классифицирующие функции.

Корень (или сочетание корней) образует смысловое ядро и структурный

организующий центр слова. Деривационные аффиксы участвуют вместе с корнем

(сочетанием корней) в формировании целостного лексического значения слова.

В русском языке (и ряде других) возможны три позиции и, сообразно этому,

три главных позиционных класса аффиксов: 1) позицию перед корнем или

корнями (нередко, исходя из письменного облика слова, говорят «слева от

корня») занимают префиксы, или приставки, что особенно типично для глаголов

и отглагольных имен, но широко наблюдается и в других частях речи; 2)

позицию после корня или корней («справа») занимают постфиксы (в широком

смысле), нередко представленные в русском языке цепочками из нескольких

единиц в одной словоформе; 3) позиция между двумя корнями нередко бывает

заполнена интерфиксом; в качестве интерфиксов выступают формально-

структурные, соединительные аффиксы, например орфографическое -о-

(собственно -/а/-) в лесоруб или орфографическое -е- (собственно -/i/-) в

бурелом.

Постфиксы в широком смысле в свою очередь подразделяются дальше, исходя

из смешанных функционально-позиционных критериев. Так, выделяют окончания

(или флексии), которые ' большинстве случаев (а в некоторых языках всегда)

занимают позицию на самом конце простой словоформы, а главное выражают те

или иные синтаксические связи данного слова с другими словами. Поэтому

говорят о падежных, личных и родовых (например, в несла, несло) окончаниях,

но обычно не считают окончанием стоящий всегда на конце показатель

инфинитива. Большинство постфиксов, не попадающих в число окончаний,

называют суффиксами. В русской грамматике выделяют еще одну группу —

постфиксы в узком смысле. Это возвратная морфема -ся/-сь, которая всегда

ставится после окончания, также -то, -либо в какой-то, какой-либо.

Префиксы и постфиксы разного рода широко представлены во многих языках,

однако есть языки, в которых один из этих типов почти довсе отсутствует или

используется редко. Интерфиксы есть, в частности, в немецком

(«соединительное -s-»), например, в Аrbeit[s]tag 'рабочий день').

С помощью морфемы выражается лексическое и грамматическое значение

слова, образуются новые слова, слова изменяют грамматическую форму, т.е.

склоняются, спрягаются.

Границы содержательного варьирования, т.е. полисемии морфемы, определяются

на основании довольно зыбкого критерия смысловой связи между значениями,

опирающегося на языковое чутье и не поддающегося формализации. Между двумя

значениями глагольного префикса над- «чувствуется» момент связи: и в том, и

в другом действие глагола оказывается ограниченным в пространстве областью,

представляемой как «верх» предмета (в прямом или переносном смысле), что

перекликается с пространственным значением предлога над и именного префикса

над- (ср. надкостный}.

Морфемы делятся на формообразовательные (аффикс): завод – заводу – заводом

- … и словообразовательные (меняют лексическое значение слова):

общественный – антиобщественный.

Основа слова – это слово без окончания.

23. Словообразование.

Словообразование (дериватология) – наука об образовании новых слов; свод

правил на основе уже существующих. Способов образования много. Среди типов

производящих основ и словообразовательных формативов выделяют следующие:

1.В качестве производящей основы может выступать не только основа

производящего слова, но и отдельная словоформа: ничего – ничегошеньки, ты

– тыкать.

2. Кроме суффиксальных есть и другие виды производных слов -,

префиксальные (унести от нести) , префиксально-суффиксальные (Поволжье от

Волга), производные с помощью морфем-операций (голь от голый, англ. to

import от import)

3. Иногда словообразовательный форматив состоит только из набора

формативов отдельных словоформ, так что производное слово внешне отличается

от производящего лишь своей формообразовательной парадигмой. Это явление,

впервые описанное советским языковедом А. И. Смирницким (1903—1954),

называют морфологической конверсией. Яркие примеры дает английский язык

такими образованиями, как master 'хозяин, мастер' — (to) master 'овладеть,

справиться', в которых конверсия ведет к частичной омонимии производного и

производящего слов, что связано с омонимией показателей отдельных форм

(прежде всего нулевых показателей, а также -s во мн. ч. существительного и

в 3-ем л. ед. ч. глагола). Но суть конверсии не в омонимии, а в том, что

образование слова происходит без помощи специального словообразовательного

аффикса, одной только сменой парадигмы: ср. the master, a master, master's,

masters и, с другой стороны, to master, I master, he masters, I mastered,

mastering. В русском языке морфологическая конверсия представлена в таких

парах слов, как супруг — супруга, Александр — Александра, Евгений —

Евгения, соль — солю, надою — надой, синий — синь, ученый, -ая, -ое —

ученый (существительное).

4. Кроме морфологической выделяют еще синтаксическую конверсию, при

которой сигналом образования производного слова является только изменение

синтаксической сочетаемости. Ср. наречие позади, сочетающееся с глаголом

(остался позади), и образованный от него предлог позади, употребляемый с

род. п. существительного (позади дома).

Особо рассмотрим словообразовательную структуру сложных слов (т. е.

содержащих более одного корня). Некоторые из них являются результатом

стяжения словосочетаний, например имя Мойдодыр у К. Чуковского из мой до

дыр или нем. Vergibmeinnicht 'незабудка'—букв. 'не забудь меня'.

Производящая основа равна здесь сумме слагаемых компонентов, а в состав

словообразовательного форматива входят закрепленный порядок этих

компонентов и «объединяющее» ударение.

В других случаях мы имеем сложение основ, например Новгород, лесостепь,

первоисточник, исп. pelirojo 'рыжеволосый' (ср. pelo 'волос, волосы' и rojo

'красный'), нем. Arbeitstag 'рабочий день' (ср. Arbeit .работа' и Tag

'день').

Далее следует сложение основ в сочетании с одновременным присоединением

«внешнего» аффикса (т. е. какого-либо словообразовательного аффикса помимо

интерфикса). Примером может служить прилагательное железнодорожный,

образованное от устойчивого словосочетания железная дорога. Производящая

основа здесь железн-... дорог-, а словообразовательный форматив состоит из

сегментных элементов — интерфикса -/а/- (орф. -о-) и суффикса -н- ,набора

окончаний прилагательного и из двух несегментных элементов: фиксированного

порядка компонентов и объединяющего главного ударения на втором слагаемом.

Особую разновидность этого типа представляют слова голубоглазый, дровосек,

шелкопряд, в которых вместо «внешнего» словообразовательного аффикса

используется формообразовательная парадигма, несвойственная второму

компоненту сложения (ведь прилагательного «гла-зый» или существительных

«сек», «пряд» в русском языке нет).

Фонетико-морфологическое образование - отбрасывание окончания: былой –

быль.

24. Грамматическое значение и грамматическая категория.

Термин «грамматика» (из др.-греч. grammatike techne—букв. 'письменное

искусство' — от gramma 'буква') неоднозначен: он обозначает и науку —

раздел языковедения, и объект этой науки — объективно существующий в каждом

языке грамматический строй. Последний понимается либо в широком смысле—как

совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его

структуры, либо (чаще) в более узком смысле — как совокупность правил

построения: 1) лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем,

и 2) связных высказываний и их частей — из лексических единиц, отбираемых в

процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли. Первыми правилами

занимается морфология, вторыми – синтаксис.

Все эти правила построения прямо или косвенно соотнесены с какими-то

чертами передаваемого содержания. Грамматические правила входят в общую

систему соответствий между планом содержания и планом выражения языка, т.

е. между значением (смыслом) и особенностями внешнего облика формируемых

языковых единиц. Поэтому правила построения являются одновременно и

правилами понимания выражаемых смыслов, правилами перехода от

воспринимаемого адресатом плана выражения высказывания к закодированному в

нем плану содержания.

Те элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами,

называют грамматическими значениями. Грамматические значения представлены,

конечно, не только в отдельных словах и их формах, но в еще большей мере —

в осмысленных сочетаниях знаменательных слов и в целом предложении. Если в

слове грамматические значения выражаются особенностями построения слова,

его отдельными частями (например, окончаниями), чередованиями, Ударением и

т. д., то в словосочетании и предложении к этим грамматическим средствам

присоединяются другие — порядок расположения слов, интонация, служебные

слова, обслуживающие все предложение или словосочетание, и т. д.

Грамматические средства (или способы), применяемые в языках, являются

формальными показателями соответствующих грамматических значений.

Своеобразие грамматических значений состоит в том, что они, в отличие от

лексических значений, не называются в нашей речи прямо, а выражаются

попутно, как бы мимоходом. Они сопутствуют лексическим значениям, которые

одни только и называются прямо (именуются) в высказывании. Нетрудно,

однако, убедиться в том, что в создании целостного значения высказывания, а

также значения всех его осмысленных частей грамматические значения играют

весьма существенную роль, ничуть не меньшую, чем лексические значения

использованных в высказывании слов. Ср., например, сочетания подарок жены и

подарок жене (слова те же, но изменено одно окончание и получается совсем

другой смысл); или достань палку! и достань палкой!; или — с более тонким

различием — выпил воды и выпил воду; двести человек и человек двести (в

-последнем примере словоформы те же, но изменение порядка их расположения

создает добавочное значение приблизительности); ср., наконец, одно и то же

слово вперед, употребленное в качестве однословного предложения с

повелительной интонацией (Вперед!) и с вопросительной интонацией (Вперед?).

Именно грамматические значения организуют высказывание, делают его

адекватным выражением мысли.

Для того чтобы лучше понять, что такое грамматическое значение и какова

его роль в языке, рассмотрим короткое, состоящее всего из двух слов,

русское предложение Петров — студент. Слова, входящие в состав этого

предложения, выражают два лексических значения: 1) имя собственное Петров

выражает представление о конкретном лице, носящем такую фамилию, 2)

нарицательное существительное студент выражает понятие о классе лиц,

учащихся в вузах. Но значение предложения Петров — студент не сводится к

простой сумме этих двух значений. Смысл данного предложения заключается в

нарочитом (специальном, стоящем в центре внимания) сообщении того факта,

что личность «Петров» есть член класса (множества) «студенты». Мы можем

выделить здесь следующие грамматические значения:

1) Значение утверждения некоторого факта (ср. вопрос о факте при другой,

вопросительной, интонации: Петров студент?).

2) Значение нарочитого отождествления (в определенном отношении) двух

мыслимых единиц (ср. попутное упоминание о тождестве тех же единиц в

Студент Петров не явился на экзамен).

3) Значение отнесенности факта к настоящему моменту (или периоду)

времени, что выражено здесь отсутствием глагола (ср.: Петров был студентом,

Петров будет студентом).

4) Значение безусловной реальности факта, также выраженное отсутствием

глагола (ср.: Петров был бы студентом, если бы не провалился на

вступительных экзаменах или Будь Петров студентом, он получил бы место в

общежитии).

5) Значение единственного числа, выраженное и в одном, и в другом слове

отсутствием окончания (ср. Петровы—студенты).

6) Далее оба существительных относятся к мужскому грамматическому роду,

что в данном случае, поскольку это существительные, обозначающие лиц,

указывает на мужской пол (ср. Петрова — студентка).

Мы видим, что грамматические значения выявляются в противопоставлениях.

Грамматические противопоставления (оппозиции) образуют системы, называемые

грамматическими категориями. Грамматическую категорию можно определить

как ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений,

систематически выражаемых теми или иными формальными показателями.

Грамматические категории чрезвычайно разнообразны. Так, есть категории

двучленные, например, в современном русском языке число (единственное :

множественное), глагольный вид (совершенный : несовершенный); трехчленные,

например, лицо (первое : второе : третье); многочленные, например, в

русском и многих других языках — падеж.

Грамматическая наука традиционно подразделяется на два больших отдела —

морфологию, или грамматику слова, и синтаксис, или грамматику связной речи

(и вообще единиц, больших, чем отдельное слово). Разделение на морфологию и

синтаксис в известной мере условно, так как грамматические значения,

стоящие за изменением форм слова, полностью раскрываются только при учете

синтаксических функций этих форм, т. е. их функций в рамках словосочетания

и предложения. В составе «грамматики слова» выделяются область, связанная с

образованием слов как лексических единиц языка, и область, связанная с

образованием грамматических форм слова. Первую область называют наукой о

словообразовании (иногда дериватологией), вторую — собственно морфологией.

25. Лексическое и грамматическое значение слова.

(см. вопросы 13 и 24)

26. Части речи.

Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических

единиц языка, т. е. выделение в лексике языка определенных групп или

разрядов, характеризуемых теми или иными грамматическими признаками, и

лексико-грамматические разряды (классы) слов, на которые разделяются слова

языка на основании признаков: семантический (существительное имеет

обобщенное значение – предмет, прилагательное – качество, свойство и т.д.),

грамматический, который подразделяется на морфологический и синтаксический

(способ связи с другими словами, какую функцию это слово выполняет в

предложении).

Грамматические категории, характеризующие слова той или иной части речи,

не совпадают или не вполне совпадают в разных языках, но они в любом случае

обусловлены общим грамматическим значением данного класса слов.

Начинать нужно с выделения более крупных классов слов, чем отдельные

части речи. Это прежде всего уже не раз встречавшиеся нам классы

знаменательных и служебных слов, охватывающие каждый по нескольку частей

речи традиционной схемы.

Внутри класса знаменательных слов прежде всего выделяются слова-названия

и указательно-заместительные слова. Особое место в ряду знаменательных слов

занимают междометия — слова, служащие выразителями эмоций (ай, ой, ба,

тьфу, ура, дудки) или сигналами волевых побуждений (эй, алло, цыц, брысь,

стоп). Для междометий характерна синтаксическая обособленность, отсутствие

формальных связей с предшествующим и последующим в потоке речи.

Отдельную группу, промежуточную между знаменательными и служебными

словами, составляют «оценочные», или модальные слова, выражающие оценку

достоверности факта (несомненно вероятно, по-видимому, кажется, как будто,

может быть, вряд ли едва ли и т. п., также говорят, слыхать, якобы и др.)

либо оценку его желательности или нежелательности с точки зрения говорящего

(к счастью, к сожалению, на беду и др.). Модальные слова используются в

предложении в качестве вводных элементов.

Имя существительное выражает грамматическое значение

предметности.Первичные синтаксические функции существительного — функции

подлежащего и дополнения. Существительные используются также в качестве

сказуемого (в ряде языков они выступают при этом в особой предикативной

форме), в качестве определения к другому существительному, иногда

обстоятельства. Типичными грамматическими категориями существительного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.