реферат, рефераты скачать
 

–елигиозный (паломнический) туризм в ѕриморском крае



ќсобенности организации паломнических туров.

ѕринадлежность к какой-либо религиозной конфессии не €вл€етс€ преп€тствием дл€ осуществлени€ туризма. “урист должен быть ознакомлен и уважать местные законы и обычаи. Ёто положение не об€зывает его исполн€ть обр€д, следовать, приобщатьс€ к той или иной религии или культу, за исключением случаев, когда таковое €вл€етс€ целью путешестви€, то есть, паломничество. ≈сли духовных сил по религиозным соображени€м дл€ уважени€ не хватает, то туристу следует отказатьс€ от посещени€ культового объекта данной местности или страны.

ѕо международным нормам турист имеет право на беспреп€тственное отправление религиозных обр€дов и молитв, однако, если это не мешает другим туристам и не нарушает местные обычаи и правила пребывани€ в отеле и других общественных местах. ¬ крупных международных аэропортах имеетс€ специальное помещение дл€ отправлени€ религиозных обр€дов, обслуживаемое как минимум представител€ми трех конфессий. Ћюбое посещение св€тых мест, храмов, иных культовых объектов и сооружений, наход€щихс€ под эгидой действующей конфессии или секты, в их владении, включенное в программу тура, должно быть согласовано с руководством этой религиозной общины, установлен пор€док посещени€ объекта туристами, врем€ посещени€, не мешающее обр€дам, или пор€док присутстви€ на обр€дах. ќбычно монастыри, храмы и иные культовые сооружени€ доступны дл€ посещени€ туристами, а общины и секты, владеющие ими, охотно пускают туристов из экономических соображений, взимани€ платы за такое посещение. ќни устанавливают определенное правило дл€ посетителей, в частности в отношении одежды, пор€дка следовани€, проведени€ фотосъемки, предоставление собственного экскурсовода. —ледовательно, необходимо предварительно ознакомитьс€ с обыча€ми всех общин и монастырей, через которые проходит маршрут.

¬ исламских странах к иностранным туристам предъ€вл€ютс€ повышенные требовани€ сообразно религиозным усто€м и требовани€м. «а нарушение следует тюремное заточение, штраф или даже битье палками.

–елигиозные ограничени€ распростран€ютс€ и на пищу. ћусульмане и евреи не употребл€ют в пищу свинину. –елигиозно настроенные евреи требуют кошерной пищи, приготовленной специально с соблюдением религиозных обр€дов и правил, что также должно быть указано в туристической путевке. ћногие религии устанавливают посты, периоды, когда ограничиваетс€ потребление отдельных видов пищи и даже развлечений. ¬се это следует учитывать при проектировании туристского продукта дл€ определенных групп населени€. Ќеобходимо отметить, что отказ употреблени€ свинины в пищу Ц €вление распространенное, и, если турист выражает такое желание, то оно неукоснительно выполн€етс€ (однако это следует узнать до продажи тура). јналогично требование предоставлени€ вегетарианской еды.  ошерна€ еда предоставл€етс€ только за отдельную цену и по предварительному согласованию. “ак как далеко не все предпри€ти€ общественного питани€ могут предоставить такой вид пищи. ѕри организации туристического путешестви€ такие требовани€ могут служить серьезным преп€тствием или приведут к существенному удорожанию тура или услуг питани€ [46: 214].

Ёто лишь мала€ толика того, что необходимо учитывать, организовыва€ религиозные туры, поэтому кажда€ туристическа€ фирма, занимающа€с€ этим видом де€тельности, должна иметь четкую систему знаний об особенност€х паломничества и культовых обр€дах каждой из мировых религий.

 

1.6† »Ќƒ”—“–»я –≈Ћ»√»ќ«Ќќ√ќ “”–»«ћј

«акон Ђќб основах туристской де€тельности в –‘ї дает определение туристской индустрии. ѕрименительно к религиозному туризму можно сказать, что индустри€ религиозного туризма Ц совокупность гостиниц и иных средств размещени€, средств транспорта, объектов общественного питани€, различных религиозных объектов; организации, предоставл€ющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [52]. »ндустри€ религиозного туризма €вл€етс€ составной частью индустрии туризма в целом. ¬ индустрии религиозного туризма можно выделить четыре сектора:

1. —ектор Ђ–азмещениеї. Ёто совокупность средств размещени€ Ц гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

2. —ектор Ђѕитаниеї. —юда вход€т рестораны, столовые, кафе, предпри€ти€ питани€ на транспорте и т.д.

3. —ектор транспорта Ц транспортные предпри€ти€ и услуги разных видов транспорта.

4. —ектор религиозные объекты. ¬ этот сектор вход€т:

- культовые сооружени€: монастыри, св€тилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

- природные объекты: св€тые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;

- небольшие объекты культа: придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.;

—ледует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Ќапример, св€той источник может находитьс€ в православном монастыре –оссии или отдельно. ћногие св€тилища синтоизма включают культовые сооружени€ и природные объекты (храм в св€щенной роще у воды). —уществуют св€тые места религий и религиозные центры. Ёти пон€ти€ перекликаютс€ друг с другом. ћожно сказать, что св€тое место †Ц место, имеющее очень большое значение дл€ представителей религиозной конфессии, в котором провод€тс€ культовые и иные меропри€ти€, собирающие большое число паломников. ¬ этом пункте раньше жил известный св€той, ƒуховный ”читель (√уру), аскет или стоит храм с чудотворной иконой или здесь раньше имели место исторические религиозные событи€ и т.д. –елигиозный центр Ц пон€тие более широкое, чем св€тое место. «десь нар€ду со св€тын€ми наход€тс€ образовательные учреждени€ и (или) административные органы религиозной организации. Ќа самом деле дать определени€ этим пон€ти€м, учитыва€ воззрени€ всех религий невозможно. Ќапример, пон€тие св€того места дл€ ислама практически неактуально, как, впрочем, и нахождение какого-либо св€щенного предмета в религиозном центре. ќпределени€ св€того места и религиозного центра подход€т дл€ обобщенного понимани€ вопросов религиозной жизни [21: 180].


—редства размещени€

†¬“ќ выдел€ет две группы средств размещени€: коллективные и индивидуальные.  оллективные средства размещени€ подраздел€ютс€ на:

1. √остиницы и их аналоги (мотели, клубы с проживанием, меблированные комнаты и т.д.).

2. —пециализированные средства размещени€ (кемпинги, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещени€ и т.д.).

3. ѕрочие средства размещени€ (комплексы домов и бунгало, палаточные городки дл€ паломников, монастырские, ашрамовские и пр. общежити€ и т.д.).

√остиницы Ц объекты, состо€щие из номеров, число которых превышает некоторый минимум (7-10), сгруппированных в классы и категории в соответствии с услугами и стандартами страны, имеющие единое руководство и предоставл€ющие разнообразные гостиничные услуги (ёркина, 2002). ќсновным признаком гостиницы следует назвать наличие в ней номеров. —уществует много классификаций гостиниц в зависимости от различных критериев классификации. ѕо качеству и количеству предоставл€емых услуг самой распространенной €вл€етс€ французска€ или звездна€ (от Ш до ШШШШШ) система.† ѕо данным ¬“ќ в 2004 г. в мире насчитывалось 29,5 млн. гостиничных мест.

»ндивидуальными средствами размещени€ €вл€ютс€ квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем и т.д. [6: 433].

ѕитание

“уристы, отправл€ющиес€ в поездки по св€тым местам и религиозным центрам, пользуютс€ услугами предпри€тий общественного питани€. Ёто могут быть:

1. –естораны, кафе, закусочные и т.д. ¬ религиозных центрах, р€де св€тых мест паломники и экскурсанты могут пользоватьс€ услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

2. ћонастырские, ашрамовские и пр. столовые и т.д., в которых готовитс€ еда дл€ посетителей. јссортимент блюд здесь отличаетс€ от предлагаемого в кафе и ресторанах. ¬ р€де случаев пища может быть более простой, постной во врем€ православного поста, вегетарианской (острой или неострой) в индийском ашраме. ѕаломникам часто подаетс€ пища в определенное врем€, часто без возможностей выбора блюд [20: 197].

“ранспортное обслуживание туристов

“уристам, отправл€ющимс€ в паломническую и экскурсионную поездки необходимо использовать различные средства транспорта дл€ достижени€ пункта (пунктов) прибыти€. —редствами используемого транспорта €вл€ютс€: 1) авиационный, 2) железнодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4) водный (речной, морской) транспорт, 5) другие его виды. ¬ паломническом туризме, как ни в каких других видах и разновидност€х туризма практикуютс€ пешие перемещени€ на определенной части маршрута, от одного пункта до другого. Ёто, с одной стороны, добровольно вз€тые на себ€ трудности, с другой стороны тот факт, что многие объекты (вершины св€щенных гор, пещеры) €вл€ютс€ труднодоступными дл€ большинства или почти всех имеющихс€ средств транспорта [21: 204].

»нфраструктура религиозного туризма

ѕон€тие Ђтуристска€ инфраструктураї перекликаетс€ с пон€тием Ђтуристска€ индустри€ї. »нфраструктуру религиозного туризма можно понимать как систему объектов и организаций обслуживани€ паломников и экскурсантов (религиозные объекты; перевозки, размещение, питание). “уристска€ инфраструктура включает коммуникации, средства св€зи, системы поставки и очистки воды, отоплени€ и кондиционировани€ воздуха, источники энергии [52: 61].

“уристский потенциал религиозного туризма

“еори€ турпотенциала находитс€ в стадии становлени€ и исследователи предлагают совершенно разные концепции и точки зрени€.

“уристский потенциал включает две основные составл€ющие Ц услови€ и ресурсы. ѕрименительно к религиозному туризму можно сказать, что услови€ Ц это возможности и предпосылки дл€ благопри€тного развити€ этого вида туризма. ѕриведЄм следующий состав условий: природа, истори€, население, культура, экономика и политика.  аждое условие раздел€етс€ на виды и разновидности.† ”слови€ определ€ют как развитие туризма, так и особенности пребывани€ (проживани€) туристов в том или ином месте.† ќднако они непосредственно не задействованы в различных видах туристской де€тельности.

”слови€ могут способствовать и преп€тствовать развитию туризма. –ассмотрим природу. ќна накладывает определенные ограничени€ на посещени€, скажем многих буддийских монастырей “ибета и высокогорных районов »ндии. ѕричина этому Ц сложные погодные услови€ и специфические особенности рельефа. — другой стороны большинство христианских св€тынь «арубежной ≈вропы наход€тс€ в услови€х достаточно благопри€тного климата, что помогает большему количеству людей их посещать. —ледует напомнить, что паломники, готовые на определенные испытани€, меньше берут в расчет возможные трудности, но и на них вли€ют природные особенности в силу естественной ограниченности их возможностей.

Ёкономика как условие включает в себ€: 1) общее состо€ние экономики, 2) туристскую инфраструктуру, 3) отрасли производственной и непроизводственной сферы, св€занные с туризмом, 4) ремесла и промыслы и т.д. ќбщее состо€ние экономики вли€ет на благососто€ние людей, а это, в свою очередь, на туризм [52: 45].

ѕолитическа€ ситуаци€ вли€ет на туризм, как внутренний, так и международный. ѕри политической стабильности туризм, в том числе религиозный получает стимулы к развитию. ѕри политической нестабильности, различных конфликтах на туризм оказываетс€ негативное вли€ние. “ипичный пример Ц »ерусалим в услови€х арабо-израильского противосто€ни€.

”слови€ в р€де случаев могут одновременно €вл€тьс€ ресурсами развити€ туризма. «акон† Ђќб основах туристской де€тельности в –‘ї обозначает туристские ресурсы как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил.† ¬ыдел€ютс€ четыре основных типа ресурсов: природно-рекреационные, экскурсионные, экономические и инфраструктура.†  аждый из этих типов также включает группы, виды и разновидности [38: 230].

†Ёкскурсионные ресурсы состо€т из следующих групп: культурно-историческое наследие, социальные, социо-культурные и этнографические ресурсы. ј инфраструктура как ресурс, включает следующие группы:

-            транспортное обеспечение,

-            система размещени€,

-            система питани€,

-            система производства сувенирной продукции.

Ѕольшое значение имеют экскурсионные ресурсы дл€ развити€ религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности. »з группы историко-культурное наследие Ц это пам€тники культовой архитектуры и скульптуры; из группы социальные ресурсы праздники, €вл€ющиес€ религиозными, а также традиции, обычаи, обр€ды людей. »з социально-культурных ресурсов туристов-экскурсантов могут заинтересовать те учреждени€ культуры, которые обладают значительным собранием объектов культуры религиозного значени€. Ёто могут быть выставки, музеи при монастыр€х. ¬ разных странах мира существуют музеи религий, паломничества [16: 312-318].

¬ажны информационные ресурсы.   ним относ€тс€ данные »нтернета, литературных и художественных произведений, научные сведени€ различных областей знаний. “акже информационный потенциал веками складывалс€ и отображен в народном эпосе, мифах, предани€х, сказках народов мира. ¬есома€ часть этого материала содержит данные по религиозной жизни народов и людей. Ќосител€ми информации могут быть 1) материальные объекты: люди и вещи, 2) нематериальные объекты: различные источники информации. ¬ религиозном туризме первыми будут светские экскурсоводы, св€щенники и монахи, провод€щие экскурсии. Ёто также многочисленные фотографии, карты, схемы храмов и храмовых комплексов, монастырей, ступ, ашрамов, св€тилищ, мечетей, посещаемых с целью паломничества† и (или) экскурсантами. ¬торыми €вл€ютс€ индивидуальные и коллективные базы данных, сайты »нтернета, интерактивные сети и т.д., в которых рассказываетс€ о св€тых местах, паломнических центрах религий, существующих турах и паломнических поездках.

≈стественно, что функционирование индустрии религиозного туризма напр€мую зависит от состо€ни€ туристской инфраструктуры. ѕаломнический туризм в меньшей степени зависит от этого, чем религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. ѕаломники готовы считатьс€ с возможными трудност€ми, т.к. ими двигает осознанна€ мотиваци€. ¬ »ндии миллионы паломников совершают пешеходные переходы и могут остановитьс€ на ночлег под открытым небом [30: 298].


—убъекты религиозного туризма.

—убъектами религиозного туризма €вл€ютс€ люди, принадлежащие к той или иной конфессии и отправл€ющиес€ в паломнические и экскурсионные поездки за пределы обычной среды своего существовани€. »менно потоки туристов и паломников определ€ют ситуацию в религиозном туризме. ќни могут быть потребител€ми туристского продукта, создаваемого фирмами, в той или иной степени специализирующихс€ на религиозной тематике. „резвычайно важно знать численность приверженцев той или иной религии в странах, макрорегионах, част€х света; их конфессиональную структуру (т.е. соотношение и взаимоотношени€ исповедующих разные религии) и т.д. [52: 11].


“уристский продукт и туристские услуги

“уристский продукт представл€ет собой совокупность туристских услуг, работ, сопровождающих процесс потреблени€ туристских услуг †и товары, потребл€емые в туре и вне его.

“уристска€ услуга в религиозном туризме €вл€етс€ результатом де€тельности туристской организации или индивидуального предпринимател€ по удовлетворению потребности туристов в организации туров 1) экскурсионных, 2) паломнических, 3) комбинированных† или† отдельных составл€ющих этих туров.

“ур Ц комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчиков и другие, предоставл€емые в зависимости от цели путешестви€ (паломничество, экскурси€, научна€ де€тельность). ѕрограмма тура - расписанный по дн€м план поездки с указанием дат посещени€ религиозных центров на маршруте.

¬ религиозном туризме экскурсионно-познавательной направленности основной формой подачи материала €вл€етс€ экскурси€. Ёкскурсионные услуги направлены на удовлетворение познавательных интересов туристов.   ним относ€тс€ разработка и внедрение программ экскурсионного обслуживани€, организаци€ и проведение экскурсий.

“рансфер представл€ет собой услуги по доставке туристов (на автобусе, автомобиле и т.д.) от места прибыти€ в определенный пункт (аэропорта, вокзала) до места проживани€ (гостиницы,† монастрыр€, ашрама, лагер€) и обратно в дни приезда и отъезда, другие перевозки (к месту начала экскурсии и т.д.).

”слуги, предоставл€емые туристам, могут быть основными и дополнительными. ќсновные услуги включены в тур и оплачены заранее. ќбычно тур должен включать не менее двух основных услуг: размещени€ и перевозки. ƒополнительные услуги приобретаютс€ туристом во врем€ тура за дополнительную плату. ќни не включены в состав тура. ƒополнительными услугами могут быть размещение в гостиничных номерах более высокого класса, дополнительные экскурсии и т.д.

¬о врем€ своей поездки туристы следуют по определенному маршруту. ћаршрут Ц определенный путь следовани€ туристов, предусматривающий посещение св€тых мест религий, различных религиозных объектов в соответствии с целью поездки. ¬ маршруте указаны все пункты, посещаемые туристами. ¬ пон€тие маршрута также вход€т транспортные коммуникации, используемые туристами дл€ перемещени€ между пунктами остановок на маршруте [30: 624-626].


ќсновные этапы разработки туристского продукта

†–азработка туристского продукта, т.е. создание и организаци€ путешествий Ц чрезвычайно сложный процесс. ќн требует от специалистов, работающих в туризме профессионализма, глубоких знаний туристских ресурсов, организационно-правовых особенностей поездок, психологии и мотиваций потребител€. —оздание турпродукта обычно начинаетс€ с по€влени€ идеи и прин€ти€ решени€ разработать тур и завершаетс€ процессом продвижени€ его на рынке с последующими продажами. ѕосле того, как решение о создании тура прин€то следуют, обобщенно, несколько этапов разработки турпродукта. Ёто:

1. ѕодготовительный: изучение спроса на туристском рынке и определение базовых составл€ющих тура.

2. –асчет стоимости† и установление цены тура.

3. ѕродажа (реализаци€) тура, т.е. продвижение его на рынке.

Ќа первом этапе происходит создание концепции тура, изучение основных тенденций в паломническом туризме и экскурсионном туризме религиозной тематики. »сследуютс€ качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предполагаемые средства размещени€, пункты питани€, объекты экскурсионного показа (при экскурсионной поездке) - культовые сооружени€ и т.д. Ќар€ду со спросом исследуетс€ также предложение с целью поиска и отбора дл€ предсто€щего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. »зучаютс€ религиозные центры, в которые прибудут туристы. ¬ажны их транспортна€ доступность, степень развитости инфраструктуры, качество услуг и т.д. ѕри практической организации паломнических поездок исследуютс€ особенности проведени€ культовых меропри€тий в храмах, монастыр€х и т.д. ѕри создании тура важно учитывать все нюансы: (в некоторые индусские храмы в »ндии (или их части) пускают только индусов, а ƒуховные ”чител€ могут отсутствовать в своих ашрамах некоторое врем€ в году. ¬ ћекку не разрешен въезд немусульман. ќтдельные мужские православные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д.).

ѕосле того, как завершено изучение спроса и предложени€ на рынке составл€етс€ рабочий проект (вербальна€ модель) тура. “уроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними контакт и начинает переговоры. “аким образом, когда более известными станов€тс€ параметры будущего тура, создаютс€ основы дл€ расчета его цены.

÷ена продажи вычисл€етс€ на основе учета суммы расходов, прибыли и налогов. —умма расходов включает пр€мые расходы (затраты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскурсионное обслуживание) и косвенные расходы туроператоров (затраты по менеджменту туристской организации Ц арендные платежи, зарплата сотрудникам, затраты на решение организационных вопросов работы фирмы и т.д.). —ледует особо подчеркнуть, что, например, в –оссии в православном туризме† при практической организации поездок паломнические службы не став€т своей целью извлечение прибыли. ѕрибыль должна быть дл€ обеспечени€ хот€ бы работы паломнической службы, но прибыль, выгода здесь не €вл€ютс€ приоритетными. √лавное Ц служение паломникам. ≈сть паломнические службы, €вл€ющиес€ некоммерческими.

ѕродвижение турпродукта на туристском рынке Ц система меропри€тий, направленна€ на создание спроса и стимулирование сбыта туристских услуг, т.е. на увеличение продаж. —уществуют пр€мые и косвенные каналы сбыта продукции. ѕр€мой канал сбыта - продажа туров или отдельных услуг их производителем напр€мую потребителю. “акой способ дает р€д преимуществ. Ёто: относительна€ простота процесса продажи (не требуютс€ посредники), более высока€ прибыль производител€ в расчете на одного покупател€ (не нужно делитьс€ выгодой с посредниками). Ёто также возможность неорганизованным туристам приобретать необходимые услуги в процессе их поездки, возможность проверить качество той или иной услуги (например, размещени€ перед ее покупкой). “ака€ система имеет р€д недостатков.  освенный канал сбыта предполагает наличие посредника между производителем и потребителем. “урист приобретает отдельные услуги или туры у посредника. ѕосредники владеют информацией, котора€ длительное врем€ собиралась и обобщалась и которую будущему туристу крайне сложно собрать и изучить самосто€тельно. ” производител€ расшир€ютс€ возможности сбыта своего товара [23: 33-35].


1.7† ѕ–ќЅЋ≈ћџ » ѕќ“≈Ќ÷»јЋ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ√ќ –≈Ћ»√»ќ«Ќќ√ќ “”–»«ћј ¬ –ќ——»»

ѕрин€ты поправки к федеральному закону "ќб основах туристской де€тельности в –‘", которые в ближайшее врем€ будут направлены в √осударственную думу. »нициатором поправок стал ћежрелигиозный совет –оссии (ћ—–). ÷ель поправок - отделить туризм религиозный и паломничество от светского туризма. ¬ частности, религиозный туризм предлагаетс€ определ€ть как "путешествие с посещением религиозных св€тынь с познавательными и просветительскими цел€ми". Ётот вид туризма не включает в себ€ религиозной практики. "ѕаломничество же - это путешествие с целью поклонени€ религиозным св€тын€м, часто св€занное с постом, молитвами, определенным стилем жизни", - за€вил глава ќтдела внешних церковных св€зей ћосковского патриархата митрополит  ирилл. ѕо его словам, сейчас паломников часто сел€т в гостиницы, атмосфера которых разрушает их настрой. “о же самое касаетс€ и многих программ паломнических поездок в группах светских туристов. "Ёти проблемы испытывают и наши паломники, и те, кто приезжает к нам, причем не только христиане, но и мусульмане, и иудеи", - отметил митрополит.

—траницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


»Ќ“≈–≈—Ќќ≈



© 2009 ¬се права защищены.