| |||||
МЕНЮ
| Религиозный (паломнический) туризм в Приморском краеБогослужения в монастырском храме стали совершаться с момента возникновения прихода в маленьком тесном помещении, которое расположилось под восстановленной крышей. Почти сразу здесь начала образовываться монашеская община. Немногим позже, постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года приход преобразован в Свято-Серафимовский мужской монастырь. Наместником обители является игумен Никон (Анненков). В декабре 2001 года монастырь прошел государственную регистрацию. Здание церкви и чуть больше 0,30 га земли, на которой расположен храм, было передано администрацией острова Владивостокской епархии. В монастырском храме совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. Начало всенощного бдения в 16.00 час. Начало божественной литургии в 10.00 час. Каждый день служится молебен Преподобному Серафиму Саровскому (в 17.00 часов). В пятницу служится акафист Чудотворцу. В течение дня храм открыт. Храмы Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы во Владивостоке В 1997 году городские власти передали здание бывшего соборного дома, который входил в комплекс кафедрального собора (Рис. 13, 1). До советских времен в нем располагались казначейство, ризница, библиотека, комната отдыха для духовенства, подсобные помещения. До наших дней это здание сохранилось как школа ДОСААФ. В нем располагались различные детские кружки Официальную регистрацию приход получили в 1998 году. По благословению владыки община была названа в честь Успения Пресвятой Богородицы, как и кафедральный собор, стоявший прежде. Свято-Никольский кафедральный собор во Владивостоке В 1904 году началась русско-японская война, унесшая тысячи жизней русских солдат. После окончания войны начальник духовной миссии в Корее архимандрит Павел предложил для увековечения памяти павших воинов построить во Владивостоке храм-памятник, причем этот храм должен был архитектурно соединять в себе церковь и школу, в которой могли бы учиться дети простых людей (Рис. 13, 2-3). 3 декабря 1905 года городская дума вынесла постановление: «Отвести в конце улиц Японской и Маньчжурской (Карла Либкнехта и Махалина) участок земли размером 2880 кв. сажен для постройки церкви-школы». Весь 1906 год прошел в сборе средств, и только в начале 1907 года приступили к строительным работам. В воскресенье 9 декабря 1907 года церковь-школа была торжественно освящена его Преосвященством епископом Евсевием. Престол храма был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Первым священником, заведующим и законоучителем церкви школы был иеромонах Варфоломей. 16 сентября 1908 года начались регулярные занятия. В 1909 году в школе обучалось уже 77 детей из Рабочей и Матросской слободок. Школа при церкви и библиотека были закрыты в 1923 году. Церковь же действовала до 1927 года. В 1927 году техническая комиссия, осмотрев здание церкви, вынесла решение: «Церковь закрыть, так как здание требует капитального ремонта». Постановлением Горисполкома № 51 от 30 июля 1927 года церковь «Всех Скорбящих Радосте» была закрыта. Храм школа памяти убиенных Русских воинов возвращена верующим в 1972 году. После реконструкции 8 мая 1976 года здесь возобновились богослужения. Главный предел освящен во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, второй предел был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В 1991 году с восстановлением Владивостокско - Приморской епархии храм получил статус кафедрального Собора епархии. В 1997 году с первого сентября открыта церковно-приходская школа. В 1999 г. школа преобразована в православную гимназию. Это первая православная гимназия на Дальнем Востоке. Успенский кафедральный собор во Владивостоке Историю Успенского храма условно можно разделить на два периода: до разрушения старого кафедрального собора в 1938 г. и период воздвижения нового храма после 1997. Летопись Успенского кафедрального собора, как сообщает известный городской краевед Мизь Н. Г., до его закрытия (1932 г.) и последующего уничтожения насчитывает множество интересных страниц. Здесь служили священники, епископы, глубоко преданные Православной Церкви и России; здесь молились православные владивостокцы, гости города, знаменитые путешественники, члены Царствующего Дома Романовых; здесь торжественными богослужениями отмечались знаменательные события в истории России и Православной Церкви. Закладка одноименной Успенской церкви состоялась 8 июня 1861 года, а накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, 14 августа 1876 года, неподалеку от действующей церкви, состоялась торжественная закладка нового храма, который впоследствии указом Святейшего Синода от 5 января 1899 года был переименован в кафедральный. Ныне на месте собора находится художественное училище. Рядом сияют купола современного Успенского храма. А еще недавно здесь стоял серый невзрачный дом, о существовании которого вряд ли догадывался рядовой горожанин. В 1997 году городские власти передали здание бывшего соборного дома, который входил в комплекс кафедрального собора. До советских времен в нем располагались казначейство, ризница, библиотека, комната отдыха для духовенства, подсобные помещения. До наших дней это здание сохранилось как школа ДОСААФ. В нем располагались различные детские кружки Официальную регистрацию приход получили в 1998 году. По благословению владыки община была названа в честь Успения Пресвятой Богородицы, как и кафедральный собор, стоявший прежде. 2.1.1.2 Русская православная старообрядческая церковь Имеется две независимые Православные старообрядческие церкви (две иерархии), находящиеся в полном каноническом общении и представляющие собой единую Православную старообрядческую Церковь - это Русская и Румынская церкви. Глава Русской церкви - Митрополит Московский и вся Руси Глава Румынской церкви - Митрополит Тульчинский и всей Румынии Епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви Московская, Киевская и всея Украины, Кишиневская и всея Молдавии, Новосибирская и всея Сибири, Ярославско-Костромская, Клинцовско-Ржевская, Казанско-Вятская, Донская и Кавказская, Уссурийская и всего Дальнего Востока, Уральская. Уссурийская (до октября 2005 г. Приморская) и Дальнего Востока епархия. Архиерей Герман (Савельев) (с 24 февраля 2005 г.) [49: 128].Старообрядчество - особый феномен российской истории. Одной из знаменательных вех истории русской духовности был раскол церкви в середине 17 века. Жестко отделившись от официально принятой духовной линии, старообрядцы после никонианской церковной реформы фактически вычеркнули себя из государственного жизнеустройства, оставаясь на протяжении более чем двух сотен лет инородным телом в этническом организме России. Именно поэтому старообрядцы во все времена представляли для официальных властей особую группу населения, которую изначально до последнего времени притесняли и преследовали. Старообрядцам же ничего не оставалось, как уходить все дальше от центров цивилизации, Социалистическая революция и последовавшие за ней события были роковыми для представителей очередной раскольной духовной линии. Одной из последних надежд удержаться в России была им Дальневосточная земля в период 10-30-х гг. ХХ в. К началу 20-го века сложилась напряженная геополитическая ситуация на япономорском побережье России в связи с неосвоенностью прибрежных территорий к северу от залива Ольга. Трудности их заселения были связаны с отсутствием дорог; связь морским путем была крайне редка и ненадежна. Богатые лесными и рыбными ресурсами пустующие земли вызывали серьезную озабоченность у чиновников Главного управления землеустройства и земледелия Приморской области. Единственным колонизационным элементом, пригодным для заселения этих мест в неблагоприятных для России условиях в период после войны с Японией (1905 г.), были официально признаны старообрядцы. Это объяснялось их трудолюбием, неприхотливостью быта и ярко выраженным русским духом, практически не поддававшимся чуждому влиянию и ассимиляции. Льготы, предоставленные правительством всем добровольцам переселения, лояльность местных властей к религиозным чувствам переселенцев, а также слухи о богатых краях, нашли отклик у старообрядчества центральных районов России и Сибири. Среди первых засельщиков северного побережья Приморья были переселенцы старообрядцы из Поволжья, Сибири, Урала и Алтая. Переселение происходило обычно большими семейными кланамии группами, жителями одного села, единоверцами. В начальном периоде им удавалось селиться отдельно от других групп населения, позднее появляются села со смешанным населением. Переселенческое управление, умело играя на религиозных чувствах, подселяло в уже обустроенные старообрядцами деревни переселенцев из Украины и других "степняков", которые были мало приспособлены для проживания в таежных районах [2: 31]. Уже к началу 30-х гг. на северном побережье Приморья существовало более 50 населенных пунктов (сел, хуторов, заимок), заселенных старообрядцами (Рис. 14). Консерваторы по отношению к церкви, староверы, не являлись таковыми в хозяйственной жизни. Новые сельскохозяйственные машины, усовершенствованный плуг, рамочный улей в те времена можно было встретить скорее у старообрядцев, нежели у переселенцев из Малороссии или других групп населения. Староверы - единственные из крестьян Уссурийского края, кто занимался оленеводством. Средствами жизни староверов, как и везде по таежной России, были земледелие, соболевание и рыболовство. По воспоминаниям старожилов села Перетычиха, земли раскорчевывали, кто сколько может, позднее стали выделять наделы по количеству душ (учитывалось лишь мужское население). В среднем на семью в 6-8 человек приходилось пахотной земли от 4 до 10 десятин, 2-3 лошади, 2-3 коровы, мелкий рогатый скот - 4 -5 голов. Сельхозорудия были почти в каждом втором дворе. Мельницы были практически в каждом селе. Из зерновых сеяли: рожь, пшеницу, овес, чумизу, просо. Огороды были у каждой семьи с обязательным набором выращиваемых овощей: картофель, фасоль, морковь, репа, тыква, дыни, арбузы. Особую статью дохода составляло пчеловодство. В 30-х гг. почти в каждой семье старообрядцев было от нескольких до 100 и более ульев. От продажи меда получали немалые доходы. Важнейшим занятием старообрядцев была охота. Соболей ловили всякими способами, быстро перенимая навыки у местного населения. В конце 20-х годов каждый охотник-старообрядец в среднем за сезон добывал по 6-10 соболей и до 1000 белок. Благодаря своему трудолюбию старообрядческое население севера Приморья по зажиточности превосходило казачье, считавшееся самым зажиточным на большей части территории Дальнего Востока. Трудовая солидарность, сплоченность, независимость - характерные черты всех старообрядческих общин. Функции общин были разнообразными. Среди основных: межпоколенная передача народного опыта, обычаев, традиций, сохранение здорового генофонда. Вновь прибывающие семьи получали поддержку общины в первую очередь: им бесплатно давали на обзаведение корову, лошадь, «помочами» рубили дом. За 2-3 года семьи вставали на ноги. Соборно решались все проблемы, возникающие в общине. Северное побережье Приморья - это единственный район в крае и один из немногих в России, где существовали старообрядческие монастыри, которые издавали свою литературу и проводили ежегодные соборы (съезды). Разрушение старообрядческой цивилизации на севере Приморья было связано с окончательным установлением Советской власти и последовавшей всеобщей коллективизацией. Нарушив традиционный крестьянский уклад жизни, коллективизация, естественно, вызвала негативную ответную реакцию. В 1932 г. начались крестьянские волнения среди старообрядцев в верховьях реки Бикин. Слухи об этом мгновенно распространились на побережье. Квалифицировав эти волнения как антигосударственное восстание, власти предприняли жесточайшую карательную кампанию. По материалам уголовного дела: «О повстанческой старообрядческой организации на реке Бикине», в короткое время было арестовано более 500 человек. Более 100 из них расстреляно, остальные получили различные сроки заключения. Инцидент послужил поводом для перманентных репрессий, которые периодически возобновлялась вплоть до 40-х г.г. К концу 30-х гг. мужское население старообрядческих сел в возрасте от 18 до 70 лет было уничтожено почти полностью. В 1939 г. многие старообрядческие семьи, как социально опасный элемент, были выселены за пределы Дальневосточного края, считавшегося пограничным. История старообрядческой крестьянской цивилизации на северном побережье Приморья отразилась в некоторых топонимах Самарги и Единки, в том числе, в названиях некоторых рек, урочищ - некогда существовавших сел и хуторов, в остатках кладбищ и других исторических мест [2: 332-337]. Этапы восстановления дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Начиная с 50-х годов XIX в. дальневосточные земли заселялись переселенцами - старообрядцами различных согласий. Миграционные процессы старообрядцев, как наиболее способных колонистов новых земель, поощрялись правительством России. Благодаря усилиям Совета Всероссийского съезда старообрядцев (г. Москва) в период с 1907 по 1912 гг. количество христиан Древлеправославной Церкви Христовой (Белокриницкая иерархия) резко увеличилось за счет христиан-переселенцев, пожелавших вернуться в Россию из Австрии [19: 128-131]. 1910 г. христиане Белокриницкой иерархии трижды собирались на съезды старообрядцев для обсуждения общих церковных вопросов. В 1910 г. состоялся I съезд амурских старообрядцев. Было принято решение о ежегодном проведении съездов старообрядцев на дальневосточных землях России [19: 6-7]. Освященный Собор 1911 г. удовлетворил просьбу христиан Дальнего Востока. Собор учредил Амурско-Иркутскую и всего Дальнего Востока епархию (в разные годы и в разных источниках встречаются различные ее названия: епархия Восточной Сибири, епархия Иркутская и всей Восточной Сибири, Иркутске-Амурская и др., в состав которой вошли приходы Амурской, Приморской, Забайкальской и Якутской областей, Иркутской губернии [4: 130]. Пархиальное церковное строительство продолжалось на Дальнем Востоке всего 9 лет. Приближалась гражданская война. В этот период в епархии было построено более 10 храмов: в том числе в г. Владивостоке. В начале 1920-х годов неизбежность прихода советской власти на Дальний Восток стала очевидной. Началась интенсивная эмиграция старообрядцев в Китай с остатками Белой армии. Старообрядцы, оставшиеся на российской территории, остались без архиерейского окормления из-за закрытия советскими войсками российско-китайской границы. В период с 1930 по 1990 гг. церковная жизнь на дальневосточной земле приостановилась, остро ощущалась нехватка священства. За этот период практически все старообрядческие храмы были уничтожены. До распада СССР сохранялись старообрядческие общины в г. Хабаровске, г. Владивостоке, в г. Свободный. Все эти общины существовали неофициально и окормлялись чрезвычайно редкими и тайными приездами духовенства. Ближайший действующий храм находился в Новосибирске [4: 132]. Церковная жизнь в Сибири и на Дальнем Востоке оживилась в начале 1990-х годов, когда в 1992 г. на Освященном Соборе РПСЦ было принято решение о восстановлении Сибирской епархии. Возглавил Сибирскую епархию епископ Силуян (С. А. Килин). Территория Дальневосточной епархии вошла под каноническое управление Новосибирской епархии. В 1993 г. преосвященнейший Алимпий (А. К. Гусев), митрополит Московский и всея Руси РПСЦ, поставил на п. Врангель Приморского края иерея Валерия Новицкого, присоединившегося к старообрядчеству от РПЦ. В этом же году в п. Врангель официально зарегистрирована первая на Дальнем Востоке старообрядческая община. Стараниями о. Валерия Новицкого в 1994 г. образовались общины в г. Владивостоке и Уссурийске, а в 1995 г. - в п. Вольно-Надеждинском и в г. Большой Камень. 14 -17 февраля 1996 г. по благословению преосвященного Силуяна, епископа Новосибирского и всея Сибири, состоялся I съезд мирян древлеправославных общин Приморского края. Съезд проходил в Приморском крае в селе Суходол (г. Большой Камень). В 1998 г. епископом Силуяном освящено место под строительство церкви во Владивостоке (во имя святителя Николы), в Уссурийске (во имя Архангела Михаила), В п. Шкотово Приморского края приобретен частный дом для переоборудования под церковь. Во Владивостоке арендован дом по ул. Махалина, 14, в котором началось оборудование домовой церкви [4: 133]. Освященный Собор РПСЦ,
состоявшийся в Москве в октябре 1998 г., рассмотрел обращение духовенства и
мирян Дальнего Востока о восстановлении Дальневосточной епархии и принял
следующее решение: а) ВОССОЗДАТЬ Дальневосточную епархию (ранее именованную Амурско-Иркутской) в следующих границах: Приморский, Хабаровский края, Амурская область, Еврейская АО, Читинская область, Бурятия, Камчатская, Магаданская области, о. Сахалин, Курилы, Чукотка. б) БЛАГОСЛОВИТЬ поиск кандидата в епископы" [9: 134]. В мае 1999 г. Совет Митрополии РПСЦ одобрил решения I Дальневосточного епархиального съезда утвердил назначение благочинным иереем епархии о. Александра Шестакова и определил г. Уссурийск местом епископской кафедры. Освященный Собор РПСЦ 1999 г., состоявшийся 20-22 октября в г. Москве, подтвердил и уточнил решения предыдущего собора: "2.11. Утвердить Уссурийскую и всего Дальнего Востока епархию в следующих пределах: Приморский край, Хабаровский край, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Амурская область, Магаданская область. Камчатская область, Чукотская область, Сахэ-Якутия, Бурятия, Читинская область; Утвердить кафедральным собором Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии собор во имя Пресвятой Троицы, расположенный по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Воровского, д.132; 5.10. Избрать иерея Александра (Шестакова) икономом Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии" [44: 50]. Туристскими объектами могут быть церкви в п. Врангель, с. Суходол и г. Уссурийск. Данные объекты могут рассматриваться как свидетельства реанимации старообрядчества в Приморье. Особое внимание следует уделить Уссурийску, как центру российского дальневосточного старообрядчества. Посещение бывших старообрядческих поселений может быть темой отдельного тура для любителей экстремального туризма. 2.2.2 Католические ресурсы Первый римско-католический приход на территории Дальнего Востока был основан по Указу Императора Александра II 18 февраля 1866 года в молодом российском городе Николаевске на Амуре, тогдашней столице Дальневосточного Генерал-губернаторства. Первым настоятелем прихода был назначен отец Казимир Радзишевский, переведенный на Дальний Восток из Уллского прихода Витебской области, где он служил викарием. После перевода Генерал – губернаторства и штаба сухопутных войск в Хабаровск, а Управления Амурской флотилии во Владивосток, туда же в 1891 году был переведён и римско-католический приход, который к тому времени имел уже филиальные приходы в Хабаровске, Благовещенске, Никольск-Уссурийске, на Сахалине и в Харбине. Владивостокский приход Рождества Пресвятой Девы Марии стал существовать самостоятельно только с 1891 года, когда официально был переведён из Николаевска на Амуре. Приход составляли, главным образом, нижние чины различных воинских формирований, минной роты, строительных подразделений строящейся крепости Владивосток. Впоследствии самостоятельную духовную жизнь стали вести и другие приходы региона: приход в Благовещенске, в том числе приход Св. Николая в Никольск-Уссурийске. Первый небольшой деревянный католический храм владивостокский приход возвёл на участке, отведенном Городской Думой в 1885-86 гг., но. в 1902 году этот храм сгорел, и приход срочно соорудил временный молебный дом, в котором приходу пришлось проводить богослужения до 2 октября 1921 года, когда был освящен новый каменный храм. В 1911 году во Владивосток из Казани был переведён на должность курата отец Кароль Сливовский, который в 1921 году завершил строительство неоготического каменного храма, заложенного ещё в 1909 году. В период служения о. Кароля во владивостокском приходе Пресвятой Богородицы насчитывалось более 5000 прихожан, а с учётом хлынувших в Приморье беженцев из западных губерний Империи число их достигало 10000 человек. В конце двадцатых годов были запрещены различные общественные организации, прекратили существование и «Доброчинность», и польский Красный Крест, был закрыт «Дом Польски». Величественное здание храма, курия и другие дома прихода были у верующих отняты. В 1927 году восьмидесятилетний епископ Кароль Сливовский был выселен из приходского дома и отправлен в пригородный посёлок Седанка, где жил у прихожанки Казимиры Пиотровской и находился под домашним арестом. «Перестройка» позволила реанимировать Католическую Церковь России. Движение за восставновление римско-католических приходов не минуло и Владивосток, где до начала жесткой атеистической кампании существовал обширный приход. В городе возникла группа энтузиастов, ее лидером стал католик Андрей Попок, который, был Первым Секретарем Первомайского Райкома ВЛКСМ г. Владивостока и выпускником киевского высшего военно-морского политического училища. Ему помогала супруга Евгения Попок и переводчик Игорь Давыдов. После объявления в местной газете, организованного Андреем Попком: "Пусть откликнутся все неравнодушные к судьбе Католической Церкви в Приморье", к группе энтузиастов подключилась филолог Анастасия Потапенко. Она организовала объявления по радио, которые собрали католиков старшего поколения. Это позволило 25 августа 1991 г. провести учредительное собрание прихода. Осенью 1991 года в Россию приехал в качестве туриста католический священник из США отец Майрон Эффинг [48: 30-31]. Когда приходу вернули храм, сразу же началась его реставрация, которая продолжается и по сей день. Но кафедральный собор уже и сейчас прекрасен! Появились другие приходы Приморья: находкинский, романовский, арсеньевский, лесозаводский, уссурийский, и это не предел. Некоторые молодые прихожане ездили в Ватикан на всемирную встречу молодёжи планеты с Папой Римским. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|