реферат, рефераты скачать
 

Религиозный (паломнический) туризм в Приморском крае



2.1.1 Православные ресурсы

2.1.1.1 Русская православная церковь

Русская православная церковь самая распространённая в крае. Одними из наиболее ярких объектов для туризма являются монастыри. На данный момент в Приморье имеется пять православных монастырей Московской Патриархии РПЦ. Для того, чтобы провести интересную и увлекательную экскурсию по объекту, гид должен быть вооружён разнообразными знаниями, в том числе мелкими яркими фактами, которые могут стать «изюминкой» тура и через которые следует разворачивать рекламу тура.


Монастыри

Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий женский монастырь

Старейшая на Дальнем Востоке Рождество-Богородицкая женская обитель расположилась под г. Уссурийском вблизи села Линевичи. В 1989 году органы власти приняли решение о возвращении Владивостокской епархии собственности монастыря, закрытого в 1923 году. Поселение монахинь расположено на взгорье среди просторных лугов и полей (Рис. 2-3).

На рубеже веков в 1899 году на Дальний Восток из Забайкалья приехали первые насельницы Южно-Уссурийского женского монастыря. Вскоре недалеко от города Никольск-Уссурийского и возникла эта обитель.

Первой игуменией и устроительницей Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря была монахиня Павла.

23 июня 1899 г. матушка оставила Читу, имея благую цель - создание женской обители на Дальнем Востоке. Владыка Евсевий докладывал Святейшему Синоду: "Учреждение в Южно-Уссурийском крае женской общины, которая впоследствии могла бы быть переименована в женский монастырь, необходимо потому, что население края, состоящее из переселенцев европейской России, привыкло на месте своего первоначального жительства искать религиозного утешения в иноческих обителях...".

Матушка Павла сама выбрала место для будущей обители - в 11 верстах от г.Никольска-Уссурийского, с северной стороны от реки Суйфун. 16 февраля 1900 г. на этом месте был отслужен молебен и водружен крест. К весне выстроили барак из теса, где и разместились сестры. 20 мая 1900 г. была совершена закладка деревянного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы протоиереем П. Мичуриным. Одновременно начата постройка на пожертвованные средства двух домов: жилого дома для сестер, которые вскоре пришли сюда из Никольска на постоянное жительство, и кухни с трапезной.

В начале 1901 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы был вчерне выстроен. Игумения Павла просила Владыку Евсевия освятить новосооруженный храм, хотя он и был не вполне готов к освящению. Его Преосвященство, входя в положение обители, удовлетворил просьбу настоятельницы. 16 января 1901 года Владыка торжественным служением освятил новый храм. Обитель стали посещать богомольцы. Приезжали сюда жители Никольска, ближних и дальних деревень Уссурийского края. Приезжали из Маньчжурии, Хабаровска, Владивостока. Вскоре были построены и странноприимница и небольшой домик на пасеке. Община росла. Среди сестер появились некоторые вдовые женщины с малолетними девочками. Девочек от 6 лет и старше приходилось брать и на воспитание. Их начали приучать к клиросному послушанию. Но они не умели ни читать, ни писать. Явилась нужда устроить для них школу. Школа поместилась во втором корпусе для сестер, и без того тесном. Постоянно приходилось совершать деловые поездки из монастыря в город. Поэтому у города был исходатайствован небольшой бесплатный участок, на котором было выстроено монастырское подворье (близ кладбища).

В мае 1902 г. было начато, а в июне 1903 г. закончено строительство небольшого настоятельского корпуса с домовой церковью, торжественно освященной во имя Нерукотворного Образа Спасителя Преосвященным Владыкой Евсевием 24 октября 1903 года. Дом, в котором раньше жила игумения с несколькими сестрами, был обращен в рукодельную мастерскую, где сестры занимались вышивкой на полотне и по бархату шелком и золотом, шитьем священных облачений, одежды и белья. Обувь тоже шили себе сами.

В 1902 году по представлению Владыки Евсевия матушка Павла была награждена наперсным крестом. Пострижение двух рясофорных послушниц было выдающимся событием в жизни обители - это было первое приобретение матушки Павлы. Для большего торжества пострижение было приурочено к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы - 8 сентября 1903 года. Приезжал благочинный - настоятель Свято-Троицкого Николаевского монастыря игумен Сергий.

Повседневная трудовая жизнь начиналась в обители в 3 часа 30 минут утра с совершения утреннего правила, которое, как и вечернее, совершалось без священника. По принятии пищи сестры расходились каждая на свое послушание. В 12 часов собирались в трапезную, в 16 часов пили чай, а ужинали в 19 часов. За трапезой, как и положено уставом, читали жития святых, разные поучения и наставления из монашеской жизни. Читали все сестры поочередно. После ужина совершалось вечернее правило, которое было несколько продолжительнее утреннего.

Духовное окормление сестер осуществляли старцы Свято-Троицкой Николаевской обители игумены (впоследствии архимандриты) Сергий и Герман - некогда валаамские иноки, посланные в 1895 году в помощь игумену Алексию для устроение первого на Дальнем Востоке монастыря.

Монастырское хозяйство, было признано образцово-показательным.

Земля, отведенная монастырю, в общем, была удобна, хотя и располагалась в зоне "негарантированного земледелия". Во время тайфунов и разливов реки прибрежная низменность затоплялась, и зачастую обитель теряла скошенное сено. Пахотную землю и луга монастырь часто обрабатывал своими силами, но главным образом отдавал в аренду. Так что земля представляла из себя доходную статью, но весьма недостаточную для великих нужд начинающейся обители.

Хозяйственная деятельность, затраты, приобретения и потери монастыря строго учитывались. Данные статистического опроса, проведенного в 1910 году, позволяют в полной мере представить себе все тонкости ведения монастырского хозяйства от самого времени создания обители. На общинных землях находилось около 17 десятин корейской пашни. Первые годы в качестве арендаторов землей пользовались старые владельцы. Затем она стала отдаваться другим арендаторам. По мере расширения удобных земель сдача их в аренду увеличивалась, причем арендаторами являлись преимущественно корейцы. Система полеводства была однопольной. В 1904 году сестры-монахини впервые подняли и засеяли 4 десятины нови. К 1910 году под посевами было уже около 30 десятин, из которых 9 обрабатывалось корейцами, остальные же были подняты и обработаны трудами сестер. И только последние 2 года они в страдную пору нанимали рабочих в помощь себе.

Главными орудиями труда были два геновских плуга, как для поднятия нови, так и для пахоты мягкой пашни. В плуг запрягали две пары быков. Пропалывали пшеницу ячмень, овес. Высокие хлеба жали, малорослые - косили. Молотили преимущественно цепами. Сеяли также гречиху, просо, лен, коноплю. В незначительных количествах - кукурузу. Имеется таблица посева и урожая хлебов. Показатели урожайности в основном хорошие и средние. В 1908, 1909,1910 годах отмечены высокие укосы трав на сено.

В монастыре возделывалось 26 видов огородных культур: картофель, капуста, свекла, брюква, редька, бобы, горох, дыни, арбузы, тыквы, помидоры, шпинат, морковь, горчица и др. В садах разводили сливы, вишни, груши, яблони, крыжовник, малину, смородину, клубнику, яблони-райки - всего около 300 фруктовых деревьев и 1000 ягодных кустов. Об использовании воды сказано так: "Воду зимой и летом берут из колодца. В монастыре имеется один колодец, удовлетворяющий нужды монастыря". Имелся свой выгон для скота в 125 десятин. У обители было 3 стада - крупный скот, лошади и мелкий рогатый скот. Мелкий скот пасла сестра-монахиня, а крупный - нанятый пастух. Пасли с весны до Николы. Весь скот был пожертвованный. Сестры занимались пчеловодством. Первый улей (колоды) завели в 1904 году, рамочный - в 1905 году. Пасека находилась на усадебной земле. К 1910 году количество ульев дошло до 100. Сеяли медоносные травы и гречиху.

Имелся у монастыря и лесной надел. Матушка Павла неоднократно ходатайствовала о его выделении. Вот выдержки из ходатайство игумении о лесном наделе от 22 сентября 1907 г.: "...число сестер стало увеличиваться, а вместе с тем - и материальные нужды обители, содержащейся исключительно на свои средства и добровольные приношения. Особенно нуждается монастырь в лесных материалах, а главным и существенным образом - в дровах для отопления 100 печей. Кроме того, каждый год приходится покупать строевой лес для возведения монастырских построек. На покупку леса приходится тратить очень большие средства... Помимо отопления двух церквей и прочих зданий, находящихся в монастыре, нам приходится отапливать 3 дома в Никольск-Уссурийском, где имеется женская школа с бесплатным общежитием для девочек сирот и детей бедных родителей крестьянского сословия".

Школа эта была выстроена заботами матушки игумении. Законоучителем в ней состоял священник о. Косма Серговский, а учительницей - рясофорная послушница Екатерина. Она обучала девочек пению и рукоделию. В 1906 году монастырь содержал еще одну школу - для детей ближайших деревень Линевичи и Кугуки. Но с открытием там своих школ монастырская школа была закрыта.

В 1908 году заботами престарелой игумении Павлы на монастырском кладбище была выстроена деревянная довольно красивой архитектуры часовня св. пророка Илии.

Игумения Павла получила следующие награды: грамоту Св. Синода, медаль, наперсный золотой крест. Умерла она в 1909 году.

После смерти устроительницы Южно-Уссурийского Рождество - Богородицкого монастыря и первой его игумении Павлы нелегкий игуменский крест взяла на себя монахиня Сергия. Из сохранившихся документов видим, что к 1910 году в обители было хорошо развитое крупное хозяйство, велась широкая миссионерская деятельность.

Зимой 1912 года в монастыре произошел сильный пожар. Все деревянные постройки, в том числе и корпус с храмом, сгорели. В 1913 году заботами и усердием матушки Сергии началось строительство каменного корпуса. И уже 27 сентября 1914 года архиепископом Евсевием был освящен храм во имя Спаса Нерукотворного. Обитель продолжала отстраиваться и возрастать духовно.

Последней настоятельницей монастыря была схиигумения Олимпиада. При ней в монастыре начала работать иконописная мастерская. Обитель обеспечивала иконами многие храмы. Сохранилась икона, писанная самой матушкой Олимпиадой - образ Божией Матери "Скоропослушница". Сейчас эта икона находится в Свято-Покровском храме г. Уссурийска.

В период после 1917 года Рождество-Богородицкий монастырь разделил судьбу большинства российских монастырей

Возрождение монастыря началось в декабре 1990 года. Располагавшаяся на месте монастыря войсковая часть вернула церкви 4 здания с прилегающей территорией: келейный корпус со встроенной церковью, здания для хозяйственных нужд, дома игуменьи. 30 августа 1993 года состоялась окончательная передача епархии бывшей собственности монастыря в бессрочное пользование. Владыка Вениамин 21 сентября 1993 г. совершил освящение храма малым чином. Затем появились первые насельницы, прибывшие возрождать монашество на Дальнем Востоке из центральной России. Среди них и нынешняя настоятельница обители игумения Варвара (Волгина). Четырнадцать лет она занимается восстановлением обители. Сестры поселились в домике первой игуменьи матушки Павлы. Здесь же совершается суточное правило и читается "Неусыпная Псалтирь". По воскресеньям и праздникам служили в полуразрушенном храме. Для этого специально приезжали священники из Владивостока или Уссурийска. Часто богослужения возглавлял владыка Вениамин.

"Когда мы сюда приехали, все было в разрухе. Крыша храма была провалена, окна выворочены. Первую литургию здесь служили в октябре, и лучи солнца лились сквозь окна без стекол. Одним мы тогда утешались, что монастырская жизнь возрождается", - вспоминает матушка Варвара.

В 1994 году начался ремонт настоятельского корпуса и постепенное заселение его. Были оборудованы кельи на втором этаже; кухня, просфорная, молочная, две трапезных, мастерская и котельная - на первом этаже. Заново устроена автономная система парового отопления, пришедшая в негодность за три года бесхозности. На храмовой колокольне военные соорудили водонапорную башню. На снос ее потребовалось 5 лет, в 1999 году на ее месте восстановлена колокольня, установлены купола на крыше храма. Внутри храма закончена реконструкция иконостаса, восстановлен верхний клирос. В сентябре 2000 года монастырь отметил 100-летие со дня основания. В июле 2001 года состоялось освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы архиерейским чином.

Ежедневно в храме совершается полный круг дневного богослужения и совершается монашеское правило утром и вечером. Насельницы обители стремятся к исполнению валаамского устава, действовавшего в обители до ее разрушения. В 4 часа начинается полуночница и исполняется часть монашеского правила, затем совершается утреня. Повечерие с канонами и вечерние молитвы также свершаются в храме с 20 часов. Служба со священником бывает не менее трех раз в неделю. Литургия по воскресеньям и в двунадесятые праздники начинается в 8.30 ч., в другие дни - в 7 ч. утра (кроме ночных служб по Уставу). Каждую пятницу в 16.30 ч. совершается параклисис (усердная молитва) с акафистом у чтимой иконы Пресвятой Богородицы. В субботу утром служится панихида. В воскресенье, по окончании литургии служится молебен и лития. По воскресеньям и в праздники совершается чин Панагии. В течение дня в храм открыт доступ для всех богомольцев и посетителей.

Сестры изучают православный катехизис, церковное чтение и пение. С желающими принять Таинство Крещения проводится курс лекций по основам Православия.

Как в прежние времена, практически не прекращается прием богомольцев. Паломники сюда прибывают нередко группами не только из городов и поселков Приморского края, но и из Хабаровска, Биробиджана, Благовещенска. Часто паломники остаются на долгое время: возрождается обычай в многодневные посты говеть в монастыре. Нередко на помощь сестрам, особенно в напряженную летнюю страду, приезжают группы учащихся воскресных школ епархии. Останавливаются здесь участники крестных ходов, находят приют странники. Сестры монастыря проводят с гостями беседы и экскурсии. Кроме того, развернута попечительская и благотворительная деятельность.

В монастыре, как и в прежние времена, развивается традиционное рукоделие: изготовление монашеской одежды, вязание четок, плетение поясов, вышивание параманов, вязание. Ведется хозяйство, которое дает возможность сестрам жить автономно. На скотном дворе монастыря содержат крупный рогатый скот, овец, а также кур. На земельных угодьях возделываются пшеница, ячмень, соя, овес картофель, а также овощи и кормовые культуры. Послушания у сестер различные: уход за скотом и птицей, полевые работы, сыроварение, производство масла и др. молочных продуктов, засолка рыбы, заготовка овощных консервов, производство картофельного крахмала и иная переработка плодов подсобного хозяйства, а также ремонтные работы, келарские, трапезные, прачечные и др. бытовые послушания.

В обители хранится одна из исторических святынь Владивостокской епархии - образ Божией Матери "Объятия Отча".

Жизнеописание матушки Павлы

Матушка Павла, в миру Параскева Николаевна Трегубова, родилась в 1830 году в деревне Трегубово Слободского уезда Вятской губернии. Благочестивые родители ее - Николай Алексеевич и Марфа Исидоровна Трегубовы держали кузнечно-слесарную мастерскую и мукомольную.
По увольнении из крестьянского общества в 1854 году матушка Павла, тогда еще Параскева, поступила в Христово-Рождественский Слободской женский монастырь. 14 октября 1865 года Параскева Трегубова была пострижена в рясофор с наречением ей имени Парфении, а 23 апреля 1866 года она была пострижена в мантию под именем Павлы. Своей благочестивой и подвижнической жизнью матушка Павла давала добрый пример для подражания сестрам обители.

Проживши 30 лет в Слободском монастыре, матушка Павла 20 лет ходила за сбором добровольных пожертвований в пользу монастыря. Большую часть времени была на этом очень трудном послушании в Петербурге и в Москве. Нетрудно себе представить, как тяжело было нести это послушание: матушке приходилось терпеть голод и холод, и насмешки неверующих людей, и т.п. Исполняя это послушание, матушка нажила себе катар желудка, который в течение 35 лет подтачивал ее и без того незавидное здоровье. Она почти самая первая из российских монахинь-сборщиц проникла в Сибирь за сбором.

В 1880 году Высокопреосвященнейший архиепископ Вениамин и архимандрит Мелетий стали убеждать матушку Павлу строить в Забайкальской области женский монастырь. После долгих раздумий и колебаний матушка, наконец, согласилась, и в 1884 году прибыла в Иркутск, чтобы приступить к строительству монастыря в Чите. Вскоре, благодаря неустанным трудам и неутомимой энергии матушки монастырь был устроен.
Но 23 июня 1899 года мать Павла оставила Читу. Энергичная 69-летняя игуменья со своей верной помощницей матушкой Марией и еще с 15-ю сестрами-послушницами отправилась на Дальний Восток строить новую обитель.

Нелегко было матушке и ее спутницам проделать далекий путь от Читы до Владивостока. При выезде из Читинского монастыря у них было на дорогу 300 рублей, да три лошади с экипажем и более ничего. Верст 400 по рекам Ингоде и Шилке наши путешественницы плыли на плотах, затем от Сретенска до Хабаровска - на пароходе. Дальше - на перекладных.

Еще до прибытия в Никольск-Уссурийский матушка игуменья обратились к правящему архиерею Владивостокско-Камчатской епархии Владыке Евсевию с прошением о принятии ее с сестрами во вверенную ему епархию и о разрешении приехать им во Владивосток для разыскания подходящего места для устройства женской обители.

Прибыв в Никольск-Уссурийский, матушка с сестрами поселилась в наемном частном доме на средства благотворения, ибо своих денег у них не было. И матушка Павла занялась поисками места, где могла бы расположиться будущая обитель. Ее выбор остановился на месте в пяти верстах от Никольск-Уссурийского на площади мерою 434 десятины 1575 саженей.

Благодаря деятельным хлопотам матушки Павлы уже к началу 1900 года были заготовлены стройматериалы, 16 февраля того же года отслужен молебен и водружен крест. К весне был выстроен барак в лесу, где и разместились сестры. 20 мая 1900 года протоиреем отцом Павлом Мичуриным была совершена закладка во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно была начата постройка на пожертвованные средства двух жилых домов: одного, предназначавшегося для сестер, число которых достигло к тому времени шестидесяти, другого - для кухни с трапезной.

Нелегко было созидать обитель: сестры сами на себе возили воду, по горам собирали валежник для дров и на себе таскали его домой, ночью сами окарауливали монастырь.

К началу 1901 года храм в основном был построен. Так как ощущалась великая нужда в богослужении, то игуменья Павла вынуждена была просить Преосвященнейшего Владыку Евсевия освятить новосооруженный храм, хотя последний не совсем готов был к освящению. Однако правящий архиерей, входя в положение обители, удовлетворил просьбу настоятельницы.

16 января 1901 года новый храм был освящен. С открытием храма сюда потекли богомольцы - жители города Никольск-Уссурийского, ближних и дальних деревень Уссурийского края, из Манчжурии, Хабаровска, Владивостока. С увеличением числа посетителей возникла нужда в постройке странноприимницы. Вскоре был построен и этот дом, а также небольшой домик на пасеке.

Так в лесной чащобе возникла деятельная жизнь, представлявшая собойсоединение труда и бдения, поста и молитвы, телесных скорбей и духовных радостей.

Количество насельниц монастыря непрерывно росло, причем в числе новоприбывших были и вдовые женщины с малолетними девочками, которых приходилось брать на воспитание, а так же девочки-сироты в возрасте от 6 и более лет. Их начали приучать к клиросному послушанию, но так как они не умели ни читать, ни писать, то матушка игуменья открыла при монастыре школу для живущих там девочек, а также для ребятишек соседних деревень Линевичи и Кугуки. С благословения матушки здесь учительствовала сестра Екатерина Левченко. Затем матушка на уступленном городом для монастырского подворья участке выстроила еще одно здание - для женской церковно-приходской школы. Выстроенная в 1903 году школа на 50 человек была рассчитана на городских девочек. Обучение в ней вела матушкина воспитанница инородка П. Казанцева, а законоучительствовал священник Косьма Серговский.

Ревность престарелой игумении о благоустроении обители сей духовной была достойно оценена правящим архиереем нашей епархии епископом Владивостокским и Камчатским Евсевием (Никольским) по представлении которого в Святейший Правительствующий Синод матушка Павла была награждена в 1902 году наперстным крестом.

24 октября 1903 года стараниями матушки настоятельницы Владыка Евсевий мог уже освящать домовую церковь при настоятельском корпусе во имя Образа Нерукотворного Спаса.

Заботилась матушка и о здоровье насельниц монастыря: обитель по ее благословению посещала женщина-врач Никольск-Уссурийской городской больницы Надежда Ракович, оказывая безвозмездное подаяние медицинской помощи, за что в 1908 году ей было даже преподано благословение Святейшего Синода с выдачей соответствующей грамоты.

Трудясь над устройством монастыря, матушка Павла часто недомогала и за последние 2 -3 года стала болеть все чаще и чаще. Но с терпением и кротостью переносила матушка игумения жестокие боли, вызываемые страшной болезнью - раком желудка. 7 февраля 1909 года она окончательно слегла в постель, с которой уже более не встала. Во время болезни матушка настоятельница соборовалась и до 15 раз исповедовалась и приобщалась Святых Тайн. Чувствуя приближение смерти, она просила окружавших ее одр сестер читать акафисты.

1 марта в 11 часов 40 минут 12 ударов колокола возвестили о смерти матушки игумении. Она скончалась во время чтения акафиста Архангелу Михаилу. Последние слова умиравшей были обращены к читавшей акафист сестре: "Читай, читай".

В воскресенье состоялось монашеское погребение матушки Павлы. Божественную литургию и чин погребения совершал специально прибывший сюда Высокопреосвященнейший архиепископ Евсевий. За литургией пели хоры седанкинский и монастырский, на погребении - седанкинский. Проводить матушку в последний путь прибыло очень много людей, благоговейно почитавших ее. В надгробном слове Владыка вспомнил историю созидания и обители и труды матушки Павлы по ее устройству и призвал присутствовавших, и особенно сестер, молиться за усопшую.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.