реферат, рефераты скачать
 

Религиозный (паломнический) туризм в Приморском крае


В 2003 г. матушка Павла была перезахоронена (Рис. 4).

Так основательница и первая настоятельница Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря закончила свое земное послушание [по материалам сайта www.eparhia.ru].

Женский монастырь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы

В селе Раздольное до 1917 года монастыря не было. Здесь стоял большой каменный храм, построенный в 1914 году. В 1928 году церковь закрыли, в 1930 году тут устроили сначала школу, а потом артиллерийский склад. С 1986 года здесь располагался солдатский клуб. В 1997 году храм возвращен Владивостокской епархии. С 1998 года здесь открыт женский монастырь во имя иконы Казанской Божией Матери.

Новый монастырь епископ Владивостокский и Приморский Вениамин благословил создать на территории, прилегающей к переданному храму. Несколько построек, хранилищ и земельный участок вблизи Казанского храма были переданы под охрану монастыря. В одном из корпусов разместили сестринские келии, в 2001 году здесь открыли домовый храм, в котором совершается монастырское правило, молебны, чтение псалтыри и богослужения в случае закрытия на ремонт храма Казанской иконы (Рис. 5).

В 1998 году настоятельницей монастыря была назначена монахиня Елизавета (Гудакова), но в результате автоаварии, в которую она попала, мать Елизавета скончалась в 2000 году. Новой настоятельницей монастыря стала монахиня Филарета (Фурманова). На начало 2003 года в обители было 3 насельницы. В монастыре несут послушание 2 священника.

Внутренняя жизнь монастыря совершается по общежительному уставу. Ежедневно ведется монашеское общее правило, читаются Псалтырь с поминовением о живых и успоших и акафисты.

Во время послушаний сестры занимаются ремонтными и восстановительными работами, рукоделием, в теплое время года - огородничеством.

Монастырь стал местом духовного просвещения для жителей сел Раздольное и Алексеевка. По мере возможностей обитель оказывает благотворительную помощь людям без определенного места жительства, освободившимся из мест заключения. Налажено взаимодействие с администрацией пос. Раздольное, п. Надеждинское.

В храме Казанской иконы Божией Матери проводятся все праздничные и воскресные богослужения. С 7.30 утра проводится исповедь: с 9-00 - Божественная литургия, затем молебны, панихиды, по окончании которых, по воскресеньям, проводится Таинство крещения.

Вечерние службы начинаются с 16-ти часов. Во время ремонтных работ в храме Казанской иконы Божией Матери, богослужения проводились в домовом храме.

Один раз в месяц проводятся службы в приписном храме преподобного Тихона Калужского в с. Алексеевка.

Главной святыней храма является мощевик с частичками 12 преподобных Оптинских старцев: прп. Амвросия, прп. Антония, прп. Иосифа, прп. Исаакия, прп. Лова, прп. Анатолия, прп. Нектария, прп. Варсонофия, прп. Моисея, прп. Анатолия, прп. Исаакия, прп. Макария.

Одной из главных задач монастыря сейчас является реконструкция храма, на котором в советское время разрушены купол и колокольня [по материалам сайта www.eparhia.ru].

В марте 2007 года здание монастыря, которое юридически принадлежало государству, было выставлено на торги и продано с аукциона частному владельцу. Сложилась конфликтная ситуация, не разрешённая до настоящего времени.

Монахиням разрешили остаться в кельях до конца года. Но при этом никаких гарантийных документов не дали. «В этом здании, где расположены кельи, мы обустроили домашний храм. Начнут рушить дом – и храм порушат», – говорит матушка Филарета.

В свою очередь, и.о. главы Приморского краевого управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом Игорь Мещеряков считает, что продажа зданий прошла в полном соответствии с законом. «Закон не позволяет такие здания передавать церкви бесплатно. Епархии передали только здание клуба, где раньше был действующий храм. Сейчас там проходят богослужения, и на него никто не претендует. Епархию мы предупреждали звонками, предлагали поучаствовать в торгах и выкупить имущество. Но заинтересованности они не проявили.


Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Во Владивостоке на ст. Седанка на берегу Амурского залива по благословению преосвященного епископа Вениамина разместился женский монастырь в бывшем архиерейском подворье, возвращенном государством Церкви в 1995 году. Монастырь возглавляет игумения Мария (Пономарева).

История возвращения Церкви бывшего архиерейского подворья началась с конца 80-х годов и не была лишена горькой примеси. В 1989 году Владивостокской епархии возвращена часовня-храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, а в начале 90-х - домовая церковь во имя священномученика Евсевия Самосатского с пристроенными к ней помещениями. Новообразованный приход начал свою деятельность с благословения епископа Гавриила. После приезда во Владивосток епископа Вениамина на приходе под влиянием настоятеля проявились раскольнические "карловацкие" настроения. Община отказалась поминать Патриарха Московского и перешла в подчинение Зарубежной Церкви, возглавлявшейся митрополитом Виталием. Возникшая ситуация с болью переживалась епископом Вениамином, которого приход категорически отказался принимать в церкви. Настоятель церкви был запрещен в священнослужении за учиненный раскол. Епархия вынужденно обратилась в государственные судебные инстанции с целью разрешения вопроса об имуществе, которое должно было принадлежать законному правопреемнику. Иск епархии удовлетворили, поэтому в декабре 1995 года бывший комплекс архиерейского подворья был снова возвращен Владивостокской епархии. Здесь с 27 декабря по благословению преосвященного епископа Вениамина расположилась Марфо-Мариинская обитель милосердия (Рис. 6-8).

Однако бывшее архиерейское подворье осталось памятником истории и культуры, под охраной государства, поэтому здания переданы епархии только в безвозмездное и бессрочное пользование. За обителью также закреплен земельный участок площадью 21990 кв. м. Недалеко от монастыря находится бывшее кладбище с кладбищенской часовней, находящейся в полуразрушенном состоянии. Кроме двух храмов с пристроенными к ним помещениями в обители сейчас имеются: двухэтажный келейный корпус, баня, дом подсобного хозяйственного назначения, сторожка - кирпичный домик, гараж, сарай и колодец. В монастыре имеется библиотека, аудио- и видеотеки.

Во внутренней жизни обитель устроена по общежительному уставу. В 1995 году сестер было всего несколько человек, а в начале 2003 года - уже 23 насельницы, 18 сестер милосердия, 8 сестер, находящихся на церковном послушании.

Обитель имеет своей задачей благотворительную, попечительскую, воспитательную, просветительскую и миссионерскую деятельность. На этих принципах в Москве в начале XX века Великая Княгиня Елизавета устраивала Марфо-Мариинскую обитель. "Я оставляю этот блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вхожу в более великий мир - мир бедных и страждущих,"- говорила Великая матушка, вступая на путь своего подвига.

Под благотворительным попечительством Владивостокской Марфо-Мариинской обители находятся Приморская детская краевая туберкулезная больница, детский приемник-распределитель, так называемое "социальное отделение" брошенных детей-младенцев в детской городской больнице № 2, дом ребенка, детские дома Владивостока, Кавалерово, Лучегорска, дом престарелых и туберкулезный диспансер на Седанке.

В целях духовного и нравственного воспитания с детьми проводятся встречи, беседы, праздники, утренники, проповеди, крещение, подготовка к исповеди и причащению Святых Христовых Тайн. Духовное окормление подкрепляется материальной помощью одеждой, обувью, питанием, подарками, игрушками, школьной канцелярией.

Особая традиция сложилась в обители по работе с населением находящихся поблизости санаториев "Моряк", "Строитель", "Приморье", "Амурский залив" и с воинскими частями.

В 1998 году родилась новая форма социального служения - создано сестричество. 23 января 1998 года - знаменательный день в истории обители. В этот день Его Преосвященство Владыка Вениамин служил молебен с чтением акафиста преподобномученице Великой Княгине Елизавете по поводу первого выпуска сестер милосердия и благословил их на благородный труд по оказанию помощи больным, престарелым и одиноким людям.

Сегодня сестры милосердия служат в больнице рыбаков, в онкологическом центре, в тысячекоечной больнице, в городской детской больнице № 2, ведут патронажное обслуживание одиноких больных. Кроме физической и медицинской помощи, сестры милосердии окормляют своих пациентов: готовят их ко крещению, исповеди, причастию. Учат молитвам, читают духовную литературу, беседуют по Закону Божию, готовят ко христианскому переходу в иную жизнь и христианскому погребению.

Сестры, живущие в монастыре, ежедневно совершают общее сестринское молитвенное правило, читают "неусыпаемую псалтырь", несут монастырские послушания и выполняют др. работы.

Богослужение в храме священномученика Евсевия совершается по праздничным, субботним и воскресным дням. Начало вечерней службы в 16.00 часов, дневной - в 9.00. В течение дня и вечера храм всегда открыт. Каждое последнее воскресенье месяца в обители совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери "Неупиваемая чаша" об избавлении страждущих недугами пьянства и наркомании. Каждую субботу - молебен о выздоровлении от разных недугов. В храме-часовне Александра Невского в основном совершается крещение. По пятницам и субботам проходят занятия по подготовке к крещению (с 14.00).

Почитаемые святыни обители: иконы с частицами мощей святых: святителя Иннокентия Московского, святителя Феодосия Черниговского, преподобномученицы Елисаветы, мученицы Татианы, собора преподобных Оптинских старцев, преподобного Лаврентия Черниговского; икона Божией Матери "Троеручица".

Знаменательным событием для обители стало посещение ее в мае 2000 года Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, который совершил здесь молебен и подарил монастырю икону Божией Матери "Одигитрия Смоленская" [по материалам сайта www.eparhia.ru].


Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь

Идея об учреждении в Приамурском Крае мужского монастыря принадлежит архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому Иннокентию (Вениаминову). Основателем монастыря стал иеромонах Алексий (Александр Захарьевич Осколков). Указ об учреждении Приамурского Свято-Троицкого Николаевского мужского общежительного монастыря Священный Синод утвердил 1 ноября 1894 года.

Александр Осколков происходил из старинного дворянского рода Осколковых из Великого Новгорода, где еще в 1375 году Осколковы были "именитыми людьми". В старинном роду Осколковых были предприниматели, имевшие дело в Сибири и конкурировавшие там со знаменитыми Строгановыми. Один из предков Александра Захарьевича совместно с иеромонахом Макарием в 1681 году учредил на Байкале Посольский монастырь.

В восьмидесятые годы Александр Осколков посетил Афон, где близко сошелся с настоятелем Русского Пантелеимоновского монастыря о. Макарием и настоятелем Иерусалимской миссии о. Антонином. Здесь, на Афоне, приняв монашеский постриг с именем Алексия, он несколько лет прожил отшельником. В 1892 году о. Антоний пригласил его расписать храм Святого Апостола Петра в Яффе. Отец Алексий был талантливым иконописцем. Вскоре после выполнения этого послушания он перешел в Камчатскую епархию с благословением афонских старцев устроить в этих диких краях иноческую обитель.

Иеромонах Алексий прибыл в Камчатскую епархию 27 сентября 1893 г. Сразу же по прибытии иеромонах Алексий деятельно взялся за исполнение своей миссии: он собирал добровольные пожертвования, подыскивал место для устройства монастыря. Устав Свято-Троицкого Николаевского монастыря был взят в точности с Валаамского и соблюдался с такой же точностью. Официальное учреждение нового монастыря состоялось 1-го ноября 1894 года Указом Святейшего Синода.

Первыми насельниками нового монастыря стали прибывшие с Валаама иеромонах о. Сергий и иеродиакон о. Герман. Иноки ревностно служили Богу и исполняли все хозяйственные послушания: рубили и вывозили лес для монастырских построек и на дрова; строили помещения и вели хозяйство; косили сено и заготовляли припасы на зиму; готовили пищу себе и немногим рабочим, а по воскресеньям и праздничным дням всем приходившим богомольцам. Первые годы были очень трудными. Остро ощущался недостаток пищевых запасов и предметов первой необходимости, зимой иноки страдали от холода.

После ухода на Афон удрученного немощами преклонного возраста игумена Алексия с 1 января 1897 года настоятелем монастыря был назначен молодой иеромонах Сергий. Самоотверженность и бескорыстный труд иноков привлекли местное население. В монастырь на послушание начали приходить крестьяне окрестных сел. Поступая в монастырь, каждый вносил на обновление обители свой посильный вклад: деньги, пчел, хлеб, волов, лошадей.

Вскоре начали поступать пожертвования из ближайших сел и городов, а затем и из дальних мест. Увеличилось количество насельников. Когда в число монастырской братии стали поступать уволившиеся в запас из армии и флота, бывшие в своем большинстве грамотными людьми, это способствовало благоустроению и совершенствованию монастыря. Основанный в 1895 году тремя иноками-подвижниками, монастырь благоустраивался и расширялся весьма успешно и быстро.

Храм Уссурийскаго Св.Троицкого Николаевскаго мужского монастыря обладал редкими для новоустрояемых обителей святынями: частицами Животворящаго древа Креста Господня, 31 частицей святых мощей разных угодников Божиих и иконой Св.Троицы, писанной на Афоне на сучке Мамврийскаго Дуба (Рис. 11, 4). Святыни эти дар Св.Афонской горы, с благословения Святейшего Синода присланный в сию Обитель.

Если в 1898 году в обители подвизалось 17 насельников (настоятель, казначей, несколько послушников и нанятых рабочих), то в 1903 году общее количество проживающих в монастыре составило порядка ста человек. В их число входили игумен-настоятель, казначей, 3 иеромонаха, 4 иеродиакона, около 20 монахов, 60 послушников и более 20 так называемых трудящихся. Через двадцать лет после основания обитель представляла собой форпост православной веры на Дальнем Востоке, образцовое многоотраслевое хозяйство с общим числом насельников порядка трехсот человек (Рис. 9, 1).

Кроме главного своего делания - стяжания Духа Святого - иноки монастыря в силу исключительных местных условий неустроенного края, выступали с делами христианского милосердия и просвещения окружающего населения, которое в первые годы было удалено от школы на 70-80 верст, а от врача и больницы - на 120 верст. Несмотря на скудость средств, обитель открыла у себя больницу с аптекой и школу с общежитием. Медицинская помощь оказывалась бесплатно, лекарства - за умеренную плату, беднякам - бесплатно.

Прошли десятилетия безбожия и в год столетия монастыря Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II утвердил Указ Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года: "Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии".

Монастырь сейчас расположился на участке бывших монастырских конюшен, в советские времена сильно разрушенных, и перестроенных в совхозные коровник и гараж.  

На этой же территории находятся два здания. В первом двухэтажном здании находится административный корпус. В нем располагаются келия настоятеля (архиепископа Вениамина), келия наместника (игумена Алексия), административные кабинеты и домовой храм прп. Сергия и Германа Валаамских. Второе здание - одноэтажное, в нем расположен келейный корпус (келии насельников).

Ко времени восстановления монастыря вся его территория находилась в ведении Дальневосточного военного округа (ДВО) и на ней расположился Шмаковский военный санаторий. В собственности курорта оказались часть сохранившихся монастырских зданий: храм во имя Иверской иконы Божией Матери (2-й этаж превращен в клуб, 1-й в лечебный корпус); недостроенный в 1917 году храм-часовня Преображения Господня (стал смотровой площадкой санатория из-за своего выгодного географического расположения на вершине сопки); домик настоятеля (стал административным корпусом санатория); трапезная (теперь столовая курорта); келейный корпус (стал спортивным залом).

Из четырех храмов в годы гражданской войны два сожжены. Из всего большого монастырского хозяйства (типографии, больницы, школы, свечного и кирпичного заводов и проч.) к 1995 г. не осталось НИЧЕГО; как и от всей церковной утвари и икон (Рис. 10, 1).

Возрождение монастыря началось с попыток епархии вернуть здания ранее ей принадлежавшие, тем более для этого появилось основание - Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий". Но этот вопрос оказался сложным: руководство военного санатория отказалось возвратить даже помещение храма Иверской иконы Божией Матери, ссылаясь на то, что у курорта нет подходящего здания для переноса в него клуба. В оправдание своего нежелания решить проблему с передачей бывшего церковного имущества санаторий с 1996 года стал распространять миф о существовании в свое время в монастыре разведшколы Генерального штаба Русской Армии и причастности к этому первого настоятеля обители о. Алексия (Осколкова). И несмотря на то, что на сегодняшний день архивные исследования опровергают легенду о "разведшколе", в целом военный санаторий своей позиции не изменил.

Полуразрушенный и оскверненный храм-часовня Преображения Господня, да небольшой клочок земли на вершине сопки рядом с часовней (Рис. 9, 2) - это все, что было возращено вновь открытому монастырю в 1995 году.

Возрождение монастырской жизни началось с того, что Преображенский храм был приведен в пригодное состояние для совершения в нем богослужений. Рядом с ним построили несколько деревянных строений для проживания в них братии, которой нашлось тогда всего несколько человек.

В Преображенском храме начали ежедневно служить, при этом на самом здании делали ремонт с внешней стороны. Прежде всего, была разрушена смотровая площадка, устроенная под крышей. Затем начались работы по подготовке к установке купола на храм (Рис. 10, 2-3).

Несколько лет некогда крупнейший дальневосточный монастырь "ютился" на небольшом пятачке Преображенской сопки. Все необходимое для жизни: воду, пищу, дрова послушникам приходилось приносить на сопку из поселка. Главным деланием его насельников стали труд и молитва.

В конце девяностых годов, на храме появился новый купол. Дальневосточный военный округ  передал монастырю территорию бывших конюшен, где в последнее время располагался военный совхоз. Сюда по благословению епископа Вениамина было решено переносить центр возрождающегося монастыря. Для этой цели подошел двухэтажный каменный корпус, сохранившийся еще от бывшего монастыря (Рис. 11).

С 1995 по 1998 годы сменилось два наместника монастыря. В 1997 году новым наместником стал иеромонах Феофан (Зиборов), закончивший Московскую Духовную Семинарию. С этого времени активнее стала обустраиваться возвращенная монастырю территория. В 1999 году открыт домовый храм во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, закончен внутренний ремонт Преображенского храма, в котором создан новый иконостас в несколько ярусов, устроены братские келии. К 2001 году обустроен корпус для послушников и трудников, открыт в интернете сайт монастыря

2002 год -  состоялась закладка нового деревянного храма во имя Живоначальной Троицы. Настоятель (архиепископ Вениамин), наместник (игумен Алексий, выпускник Московской Духовной академии). Всего на 1 января 2003 года в обители проживало 17 человек.

Постепенно развивается монастырское хозяйство. У обители появилась своя пчелиная пасека и садово-огородный участок, где посажены виноград, груши, яблони, тутовник.

На сегодняшний день монастырскую братию составляют: настоятель (архиепископ Вениамин), наместник (с 2005 года - иеромонах Василий). Всего братии 20 человек.

Внутренняя жизнь монастыря начинается с 5 часов, затем с 5.30 братский молебен, утренние молитвы, полунощница, с 8.00 начало послушаний, 9.00 - начало литургии в Преображенском храме, 12.00 - поучение братии, с 13.00 до 14.00 - время обеда, с 14.00 до 18.00 - послушания, с 16.00 - вечернее богослужение в храме святых Сергия и Германа Валаамских, 19.00 - ужин, 19.20 - вечернее правило, 22.00 - отход со сну. Во время вечернего правила для насельников монастыря совершается исповедь

Священноначалие монастыря предприняло грандиозные усилия, чтобы разыскать достоверные архивные сведения. Многочисленные запросы в центральные архивы России дали свои результаты. Восполнить пробелы истории образованной в 1894 году Свято-Троицкой Николаевской обители стало возможным в связи с поступлением неизвестных архивных документов из Санкт-Петербурга. Среди них - Указ императора Николая Второго о выделении земель для монастыря.

Исследование документов совместно с представителями общества изучения Амурского края и государственным краевым музеем имени В.К.Арсеньева позволило сделать вывод о несостоятельности заявлений по поводу существования на территории монастыря до революции разведшколы Генштаба царской армии [по материалам сайта www.eparhia.ru].


Свято-Серафимовский мужской монастырь

История Свято-Серафимовского монастыря началась совсем недавно. Осенью 2000 года на руинах единственной уцелевшей на острове православной приполковой церкви был создан приход в честь Преподобного Серафима Саровского. С этого времени, как и более века назад, православная жизнь на острове начала свое возрождение. Население острова сразу стали проявлять большую заинтересованность в воссоздании храма. Они старались помогать в решении хозяйственных проблем прихода. Около двух лет продолжалось восстановление полуразрушенного здания бывшего воинского храма (Рис. 12).

До революции на острове было около двенадцати воинских православных храмов. От большинства из них сейчас остались только фундаменты. Восстановленный храм, при котором создан монастырь, находился в ведении 34-го Сибирского стрелкового полка и был учрежден в 1904 году как походная приполковая церковь. Она вмещала 800 человек. В советское время, с 1930 года, использовалась как клуб. В 80-е годы случился пожар. Здание сильно пострадало, и было брошено. После пожара уцелел только остов здания да 20 процентов крыши.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.