реферат, рефераты скачать
 

Управление инновациями


Управление инновациями

Управление инновациями

Содержание

Содержание 2

Учебный элемент № 1. Введение в «Управление инновациями» 6

1.1. Учебные цели элемента 6

1.2. Теоретические основы инноватики 6

1.2.1. Становление теории инноватики и е современные концепции 6

1.2.2. Инновационный процесс и инновационная деятельность 6

1.2.3. Классификация новаций, инновационных процессов, нововведений 7

1.2.4. Ценностный аспект нововведений и развитие конкуренции 7

1.2.5. Особенности принятия решений в управлении инновациями 8

1.3. Инновационные стратегии 8

1.3.1. Возникновение и становление инновационных стратегий 8

1.3.2. Стратегии в сфере массового и крупносерийного производства 8

1.3.3. Стратегии в сфере специализированного производства 9

1.3.4. Стратегии в инновационно-ориентированных организациях 9

1.3.5. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса 9

1.4. Управление инновационными преобразованиями 10

1.4.1. Особенности проектирования инновационных преобразований 10

1.4.2. Инновационные цели и инновационный потенциал организации 10

1.4.3. Проектное управление инновациями 10

1.4.4. Реинжиниринг и инновационные деловые процессы 11

1.5. Выбор организационных форм инновационной деятельности 11

1.5.1. Множественность организационных форм и функций специалистов в

инновационной деятельности 11

1.5.2. Формирование инновационных подразделений 11

1.5.3. Формы малого инновационного предпринимательства 12

1.5.4. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных

процессах 12

1.5.5. Инновационная деятельность региональных научно-технических

центров и финансово-промышленных групп 13

1.6. Инвестиции в инновационном процессе 13

1.6.1. Инновационная деятельность как объект инвестирования 13

1.6.2. Инвестиционная привлекательность проектов 13

1.6.3. Критерии инвестиционной привлекательности 14

1.6.4. Норма прибыли при финансировании инновационных проектов 14

1.6.5. Обоснование экономической эффективности проекта 14

1.6.6. Экономическая экспертиза коммерческого предложения или проекта в

целом 14

1.7. Управление рисками в инновационной деятельности 15

1.7.1. Введение в теорию управления рисками 15

1.7.2. Классификация и идентификация рисков 15

1.7.3. Методы анализа неопределенности и риска 15

1.7.4. Количественная оценка рисков 15

1.7.5. Методы управления рисками 15

Выводы 15

Учебный элемент № 2. Основы инноватики 17

2.1. Учебные цели элемента 17

2.2. Становление теории инноватики и ее современные концепции 17

2.2.1. Длинные волны Н.Д. Кондратьева 17

2.2.2. Деловые циклы Й.Шумпетера 19

2.2.3. Новатор — банки — эффективная монополия 19

2.2.4. Технологические уклады 19

2.2.5. Основные понятия теории инноватики 21

2.3. Инновационный процесс и инновационная деятельность 23

2.3.1. Особенности организации инновационных процессов 23

2.3.2. Оценка результативности работы научно-технических организации 24

2.3.3. Основные направления инновационной деятельности 25

2.3.4. Консалтинговые услуги в инновационной деятельности 25

2.4. Классификация новаций, инновационных процессов и нововведений 26

2.4.1. Структура классификатора 26

2.4.2. Классификация новаций (новшеств) 26

2.4.3. Классификация инновационных процессов 27

2.4.5. Использование классификатора в управлении инновациями 27

2.5. Ценностный аспект нововведений и развитие конкуренции 27

2.5.1. Практика как определитель ценностей 28

2.5.2. Формирование конкурентной среды 28

2.5.3. Организация конкурсного выполнения НИОКР 29

2.5.4. Развитие конкуренции в инновационной деятельности 30

2.5.5. Оценка значимости организационно-экономических новаций 30

2.6. Особенности принятия решений в управлении инновациями 31

2.6.1. Смешанный граф инновационного процесса 31

2.6.2. Управление поисковыми и прикладными НИР 31

2.6.3. Принятие решения по результатам эскизно-технического

проектирования 32

2.6.4. Решения, принимаемые по сетевым графикам 32

2.6.5. Планирование технологического освоения производства новой

продукции 32

Выводы 34

Учебный элемент № 3. Инновационные стратегии 36

3.1. Учебные цели элемента 36

3.2. Возникновение и становление инновационных стратегий 36

3.2.1. Понятие и виды инновационных стратегий 36

3.2.2. Особенности инновационных стратегий 37

3.2.3. Инновационный аспект базовых стратегий роста 37

3.3. Типы инновационного поведения фирм 38

3.3.1. Важность определения типа конкурентного поведения 38

3.3.2. Классификация типов конкурентного поведения 38

3.3.3. Методика идентификации 39

3.4. Стратегии в сфере массового производства 42

3.4.1. Основные черты и сферы деятельности 42

3.4.2. Роль виолентов в экономике и инновационном процессе 42

3.4.3. Эволюционный путь развития 42

3.5. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка 47

3.5.1. Разновидности и инновационная роль специализированных фирм 47

3.5.2. Эволюционный путь развития специализированных фирм 47

3.6. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих

организаций 48

3.6.1. Инновационная роль 48

3.6.2. Эволюционный путь развития 49

3.7. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса 50

3.7.1. Роль в экономике и инновационном процессе 50

3.7.2. Эволюционный путь развития 50

3.8. Специфика российских инновационных стратегий 51

3.8.1. Силовая стратегия массового и стандартного производства 51

3.8.2. Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов (ниш) 52

3.8.3. Стратегия мелких фирм 52

3.8.4. Комбинация стратегий 52

Учебный элемент № 4. Управление инновационными преобразованиями 54

4.1. Учебные цели элемента 54

4.2. Концепция проектирования инновационных преобразований 54

4.2.1. Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии 54

4.2.2. Инновационные преобразования 55

4.2.3. От инновационной стратегии к инновационному проекту 55

4.2.4. Инновационная программа 56

4.3. Инновационные цели и инновационный потенциал организации 56

4.3.1. Показатели инновационной деятельности организации 56

4.3.2. Инновационные цели 57

4.3.3. Инновационный потенциал 59

4.3.4. Инновационный климат 62

4.3.5 Инновационная позиция организации 65

4.3.6. Инновационная активность и инновационная сила 66

4.4. Проектное управление инновациями 68

4.4.1. Особенности стратегической инноватики как объекта проектного

управления 68

4.4.2. Лидер, концепция и команда 68

4.4.3. Организационно-структурные нововведения 69

4.4.4. Инновационный маркетинг 69

4.4.5. Сжатие процесса во времени 69

4.4.6. Соотношение проектного и программно-целевого управления 69

4.5. Реинжиниринг и инновационные деловые процессы 71

4.5.1 Соотношение инжиниринга и реинжиниринга 71

4.5.2. Объекты реинжиринга 72

4.5.3. Условия успешного реинжиниринга 72

4.5.4. Бизнес-процесс как предмет реинжиниринга 73

4.5.5. Место реинжиниринга в инновационной деятельности 73

4.5.6. Процесс реинжиниринга 73

4.5.7. Методические средства реинжиниринга 75

4.5.8. Участники проекта реинжиниринга и их роли 75

Выводы 75

Учебный элемент № 5. Выбор организационных форм инновационной деятельности

77

5.1. Учебные цели элемента 77

5.2. Множественность организационных форм и функций специалистов в

инновационной деятельности 77

5.3. Формирование инновационных подразделений 81

5.4. Формы малого инновационного предпринимательства 83

5.4.1. Новые фирмы в рамках старых компаний 83

5.4.2. Венчурные фирмы — рискофирмы 83

5.4.3. «Инкубаторные программы» и сети малых фирм 84

5.4.4. Бизнес-инкубаторы в России 84

5.5. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах.

Альянсы, консорциумы и совместные предприятия 85

5.5.1. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных

процессах 85

5.5.2. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия как форма

межфирменного инновационного сотрудничества 85

5.6. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и

финансово-промышленных групп 89

5.6.1. Региональная инновационная политика 89

5.6.2. Региональные научно-технические центры 89

5.6.3. Парки и технополисы, их роль в создании инноваций на федеральном

уровне 91

Выводы 93

Учебный элемент № 6. Инвестиции в инновационном процессе 94

6.1. Учебные цели элемента 94

6.2. Инновационная деятельность как объект инвестирования 94

6.2.1. Источники инвестиций 94

6.2.2. Бюджетные ассигнования 94

6.2.3. Иностранные инвестиции 94

6.2.4. Собственные средства организаций 95

6.2.5. Финансовый капитал 95

6.3. Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной

деятельности 96

6.3.1. Факторы инвестиционной привлекательности 96

6.3.2. Отраслевая инвестиционная привлекательность 97

6.3.3. Внутрикорпоративная инвестиционная привлекательность 97

6.3.4. Лизинг 97

6.3.5. Форфейтинг 97

6.3.6. Франчайзинг 98

6.4. Критерии инвестиционной привлекательности 98

6.4.1. Цена собственного капитала 98

6.4.2. Цена привлеченного капитала 98

6.4.3. Цена капитала 99

6.5. Норма прибыли при финансировании инновационных проектов 99

6.5.1. Норма прибыли для инноватора 99

6.5.2. Норма прибыли для инвестора 100

6.6. Обоснование экономической эффективности проекта 101

6.6.1. Обоснование дисконта 101

6.6.2. Премия за риск 101

6.7. Экономическая экспертиза коммерческого предложения или проекта в

целом 108

6.7.1. Устойчивость 108

Выводы 109

Учебный элемент № 7. Управление рисками в инновационном процессе 110

7.1. Учебные цели элемента 110

7.2. Введение в теорию управления рисками 110

7.2.1. Управление рисками как наука 110

7.2.2. Неопределенность и риск 111

7.2.3. Основные понятия и категории теории управления рисками 111

7.2.4. Риск и шанс инновационной деятельности 112

7.2.5. Цели и задачи управления рисками 112

7.3. Классификация и идентификация рисков 113

7.3.1. Общесистемная классификация рисков 113

7.3.2. Чистые риски 113

7.3.3. Спекулятивные риски 114

7.3.4. Риски инновационного проекта 115

7.3.5. Идентификация рисков 115

7.4. Методы анализа неопределенности и риска 116

7.4.1. Основные факторы рисков 116

7.4.2. Основные методы оценки рисков 117

7.4.3. Качественная оценка рисков 117

7.5. Количественная оценка рисков 119

7.5.1. Математическая оценка рисков 119

7.5.2. Нормальное распределение в оценке риска 120

7.5.3. Степень и цена риска 121

7.5.4. Мера риска 121

7.5.5. Зоны риска 122

7.5.6. Общая оценка риска проекта 123

7.6. Методы управления рисками 124

7.6.1. Метод распределения рисков 124

7.6.2. Метод диверсификации 124

7.6.3. Метод снижения неопределенности 124

7.6.4. Метод лимитирования 125

7.6.5. Метод хеджирования 125

7.6.6. Метод страхования 125

Выводы 126

Глоссарий 127

БИБЛИОГРАФИЯ 129

Учебный элемент № 1. Введение в «Управление инновациями»

1.1. Учебные цели элемента

Управление инновациями, или инновационный менеджмент -- сравнительно

новое понятие в научно-технической, производственно-технологической,

финансово-экономической и административной сферах деятельности

профессиональных управляющих (менеджеров). Объектами управления в

государственных, акционерных и частных организациях (фирмах) являются

направления инновационной деятельности, связанные с процессами создания,

освоения производства и коммерциализации новых потребительских ценностей,

их распространением и использованием в качестве готовых продуктов,

прогрессивных технологий и услуг.

Основные цели учебного элемента:

обосновать концепции развития высокотехнологичных производств на основе

отечественных научно-технических исследований, которые могут обеспечить

конкурентные преимущества продукции организаций промышленности и сферы

услуг;

обобщить имеющиеся знания о функциях и методах управления инновациями, в

том числе о мотивации инновационной деятельности;

ознакомить с основными направлениями государственной поддержки науки и

развития технологий, обеспечивающих создание конкурентоспособной продукции,

эффективное использование инновационного потенциала организаций

промышленности.

1.2. Теоретические основы инноватики

1.2.1. Становление теории инноватики и е современные концепции

Появление теории инноватики обусловлено историческим развитием

общественного производства, особенно в период индустриализации.

Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем его бурного

подъема, кризиса перепроизводства, переходящего а стадию депрессии, стали

восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и

некоторое свойство, присущее экономике машинного производства. Исследовав

обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования этих

фаз, экономист, Н.Д. Кондратьев опубликовал в 1925 г. теорию волновых

колебаний в общественном производстве. В волновой теории Кондратьева

австрийский экономист И. Шумпетер увидел возможность преодоления кризисов и

спадов в общественном производстве за счет инновационного обновления

капитала через технические, организационные, экономические и управленческие

нововведения. В его фундаментальной работе «Деловые циклы» (1939 г.) дана

теория мультицикличности волновых колебаний, эффективной конкуренции вместо

ценовой, разработана концепция эффективной монополии. В теории и

методологии инноватики приведенные Шумпетером деловые циклы в настоящее

время принято связывать со сменой технологических укладов в общественном

производстве. В каждом технологическом укладе имеются свои ключевые

факторы, которые влияют на создание нового продукта, использование новой

технологии и организации производства, появление новых рынков сбыта и

источников сырья. Основные понятия теории инноватики изложены в разделе

2.2.5.

1.2.2. Инновационный процесс и инновационная деятельность

Инновационный процесс в теории инноватики определяется совокупностью

работ инновационной деятельности, которые регламентированы этапами их

организации, ресурсного обеспечения от зарождения перспективной идеи до

создания новых продуктов, услуг или техники, их коммерциализации в условиях

конкуренции. Инновационный процесс, рассматриваемый с различных позиций,

имеет свои особенности. Во-первых, его можно рассматривать как параллельно-

последовательное проведение научно-технологической деятельности,

осуществление инвестиций и маркетинга. Во-вторых, он предстает в виде

сменяющихся фаз жизненного цикла* продукции. В-третьих, его можно

рассматривать как инвестиционный проект по стадиям финансирования

исследований и разработок, распространения новых продуктов и услуг, их

коммерциализации. Особенности организации инновационных процессов изложены

в разделе 2.3.1.

В современной концепции инноватики различают нововведения-продукты,

нововведения-процессы и модификацию продуктов (включая сферу услуг). Все

они рассматриваются как направления инновационной деятельности,

осуществляемой в целостной системе управления инновациями

«Наука>технология>экономика>образование». Следовательно, инновационная

деятельность включает в себя, помимо инновационных процессов, широкий

спектр работ как по освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий,

так и по эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-

хау и т.п. Непременным и обязательным направлением инновационной

деятельности является распространение и тиражирование, т.е. диффузия новых

изделий, технологий, методов организации производства и управления.

1.2.3. Классификация новаций, инновационных процессов, нововведений

Систематизация знаний по инноватике, определяемая их принципиальным

содержанием, направлениями использования и распространения посредством

диффузии и трансферта инноваций, находит практическое осуществление в

классификаторе новаций, инновационных процессов и нововведений. Структура

классификатора приводится в разделе 2.4.1. Он состоит из базовых признаков

и группировок инноваций по типологическим понятиям. При этом базовые

признаки, например, в сфере новаций детализированы по степени новизны и

инновационному потенциалу. В сфере инновационных процессов те же признаки

раскрываются особенностями их организации. В свою очередь, по

типологическим понятиям все новации и нововведения подразделены на

технические, технологические, экономические, организационные и

управленческие.

Классификатор новаций, инновационных процессов и нововведений находит

практическое применение при принятии управленческих решений как по

инвестициям в инновации, так и в процессе организации инновационной

деятельности. Кроме того, классификатор можно использовать как словарь

терминов систематизированных знаний по инноватике, область применения

которых раскрывается в разделе 2.4.5.

1.2.4. Ценностный аспект нововведений и развитие конкуренции

Осознание ценности новых продуктов, технологий и услуг происходит на

практике. Она определяется их вовлеченностью в сферы человеческой

деятельности, товарно-денежных отношений, перспективами социально-

экономического развития общества в целом. Новые методы удовлетворения

насущных потребностей появляются в результате поисковых НИР, проводимых с

целью практического освоения научного потенциала теоретических знаний и

открытий. Однако они, как известно, не имеют рыночной стоимости и

несопоставимы с денежным эквивалентом. На это обращал внимание основатель

кибернетики Н. Винер: «Современное общество оценивает стоимость идей в

долларах и центах, хотя их ценность гораздо долговечнее ценности денег.

Открытие, которое, быть может, только через пятьдесят лет даст что-нибудь

практике, почти не имеет шансов оказаться выгодным для тех, кто оплачивал

всю работу, проделанную ради того, чтобы оно совершилось» (Басов Н.Г.

Квантовая электроника и философия.- М.: Знание, 1982. С. 345).

Учитывая, что наука стала теоретической основой материального

производства, а конкурентоспособность товаров в значительной мере

определяется их наукоемкостью, государственная поддержка науки как особого

звена в общественном производстве является одним из главных факторов

регулирования рыночных отношений. В то же время повышаются требования к

прикладным НИОКР. Здесь оценивают вещественные проявления результатов через

конкурентоспособность образцов новой продукции на основе радикальных

изобретений. При этом возрастает значение интеллектуальной собственности,

своевременное закрепление которой патентами стимулирует достижение высоких

конечных результатов, на что направлена, в частности, организация

конкурсного выполнения работ.

Понятие конкурса означает столкновение интересов и равносильно

развитию эффективной конкуренции. В разделах 2.5.3 и 2.5.4 изложены

особенности конкурсного выполнения НИОКР на основе договорных отношений в

сфере инновационной деятельности, когда конечные результаты работ

приобретают товарную форму.

1.2.5. Особенности принятия решений в управлении инновациями

Для управления инновациями важны промежуточные результаты

инновационной деятельности. Следует учитывать Проблемный характер ситуаций,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.