реферат, рефераты скачать
 

Управление инновациями


транснациональные компании, создают олигополистический рынок.

Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут

встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике,

обслуживании и т.д. Четко их типы можно выделить лишь по этапам

эволюционного развития виолентов в зависимости от динамики развития:

1. «гордый лев» -- тип виолентов, для которых характерен самый

динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на

подгруппы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;

2. «могучий слон» - тип с менее динамичным развитием, расширенной

диверсификацией компенсации за потерю позиции лидера в отрасли;

3. «неповоротливый бегемот» - тип виолснтов, утративших динамику

развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и

распыливших силы.

3.4.2. Роль виолентов в экономике и инновационном процессе

Крупные организации постоянно подвергаются критике за консерватизм,

бюрократизацию, расточительность, неуправляемость. Однако при всех своих

недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики. От

общего числа фирм США, Западной Европы, Японии они составляют не более

1—2%, но они же создают от '/, до 'Д валового национального продукта (ВНП)

и выпускают более половины всей промышленной продукции.

Наряду со слабыми сторонами, виоленты, несомненно, обладают многими

преимуществами.

Область научно-технической деятельности виолентов, как и

государственных компаний, — предсказуемый, текущий, программно-целевой

научно-технический прогресс (рискованные прорывы в неизвестное -- шанс

эксплерентов). В основном виоленты участвуют в проведении плановых

поисковых и прикладных НИР (иногда и фундаментальных, особенно в

фармацевтической промышленности), в создании новых моделей и модернизации

(улучшении) ранее выпускаемой техники. Это инновационные продуктовые

стратегии.

Для крупных фирм жизненно важное значение имеет постоянное сокращение

издержек. Инновационное решение этой проблемы заключается в переходе на

новые ресурсосберегающие технологии, которые они создают сами или, что

случается более часто, перенимают у разработчиков и первых инноваторов.

Не отказываются виоленты подключиться к производству новых продуктов

на этапе созревания их массового рынка.

3.4.3. Эволюционный путь развития

Новые крупные фирмы чаще всего появляются в новых отраслях или

подотраслях, а в международном масштабе — в новых, динамично развивающихся

странах. Создание виолента требует крупномасштабных инвестиций. Именно

таким образом появилось много крупных организаций в ряде отраслей век

назад, сформировались виоленты в индустриальных странах (например, в

Японии, Южной Корее), появились они и в новейших отраслях (компьютерной,

биотехнологии). Для успеха на рынке крупная корпорация должна осуществить

взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях:

1. создание крупного производства;

2. создание общенациональной, а затем и интернациональной сбытовой и

маркетинговой сети;

3. создание эффективного управленческого аппарата.

Виоленты приобретают черты «гордых львов» - фирм с четким

производственным профилем и малой диверсифицированностью (не проникает в

смежные отрасли и подотрасли). Однако в выпуске «своего» массового товара

«львы» относятся к технологическим лидерам. Особенности их позиций на

рынке: технические или организационные преимущества в важном и

перспективном сегменте рынка. Например, Philips главенствовал в

производстве ламп, Toyota - - компактных автомобилей, СП «Хруничев-Локхид»

-- ракетоносителей для тяжелых коммерческих спутников.

Сила «львов» - концентрация на узком, но массовом и перспективном

круге товаров; большие расходы на НИОКР и создание мощнейших научно-

исследовательских структур, которые как ядро организации не исчезают ни при

каких обстоятельствах.

«Гордый лев» запускает крайне выгодный для него механизм

самоускоряющегося роста. Он начинается с массированного вторжения на рынок

с новым качественным продуктом по доступным ценам. Так произошло, например,

с программой Windows корпорации Microsoft, являющейся самой

распространенной операционной системой для персональных компьютеров (ПК).

Вскоре появились первые миллионы пользователей.

Далее для уже известной операционной системы стало выгодно писать

конкретные приложения, чем сразу же занялись тысячи программистских фирм.

Это стало для потребителей дополнительным аргументом в пользу приобретения

программы Windows, через которую они получили доступ к массе совместимых с

ней других программ.

Объем продаж вырос, число пользователей увеличилось, издержки на одну

копию сократились, цена снизилась, что вновь подогрело интерес

программистских фирм и т.д. С каждым витком самоускоряюшегося роста «фирма-

лев» все дальше отрывается от конкурентов. Динамичные «львы» наиболее

агрессивны в конкуренции в верхнем эшелоне «пирамиды корпораций».

Потенциал роста того сегмента рынка, в котором динамично развивался

«лев», рано или поздно иссякает. Активная эволюция виолента заканчивается,

и он переходит в позицию «могучего слона», когда фирма-виолент утрачивает

динамизм, но взамен обретает повышенную стабильность. В этом состоянии она

может существовать ряд десятилетий. Устойчивость обеспечивается в основном

тремя факторами: большими размерами; диверсификацией; наличием широкой

международной сети филиалов.

«Могучему слону» в условиях стабильного существования свойственна

эффективная тактика «ловкого второго». Быть все время первым в выпуске

новинок при жесткой конкуренции невозможно. Риск первопроходца велик, а

крупное производство рисковать не может.

Часто «слоны» избегают роли первого при появлении нового товара на

рынке, но они рядом, на вторых ролях.

Ведущие корпорации начинают действовать лишь тогда, когда успех

новинки заметен. Они оттесняют компанию-новатора и выходят на первый план.

Суть тактики «ловкого второго» в том, что фирме не обязательно быть первой,

чтобы получить от нововведения наибольшую выгоду. Открытие, изобретение

имеют в основном научно-техническое значение. Коммерчески выгодным оно

становится лишь при массовом тиражировании и применении в разных областях,

то есть при глубокой диффузии. Как раз здесь проявляются преимущества

«виолента-слона». Благодаря широко диверсифицированному и массовому

производству именно «слон» извлекает наибольшую пользу из применения

новинки в самых различных областях.

Для реализации указанного подхода «виолент-слон» создает у себя

специальные структурные звенья стратегической разведки, следящей за

продвижением и коммерциализацией чужих изобретений, что обеспечивает

быстрое создание аналогов, по возможности превосходящих оригинал. Общая

цель метода следования за лидером - снижение риска инновационной

деятельности и уменьшение издержек на НИОКР за счет замены свободного

поиска подражанием проверенным образцам.

Ситуация «льва» — быстро развивается весь бизнес. Ситуация «слона» - -

удачно развиваются лишь некоторые направления деятельности, а другие

отстают. Со временем динамизм «слона» падает. Падает его созидательная

способность. «Могучий слон» превращается в «неповоротливого бегемота».

Сохраняя гигантский оборот, корпорация постепенно утрачивает способность

добиваться соразмерной прибыли, а то и становится убыточной. Причины:

стратегические ошибки, связанные со слишком широкой диверсификацией и

соответствующим распылением сил;

общий упадок отрасли, омертвление капитала, отсутствие перспективы

производства.

Ситуацию в ряде случаев еще можно поправить за счет стратегии

дезинвестиции, то есть избавления от убыточных производств и снижения

издержек в сохраняемых организациях.

Таблица 3.3

Морфологическая матрица идентификации виолентов по этапам

эволюционного пути развития

|№|ПРИЗНАКИ |ЗНАЧЕНИЯ ПРИЗНАКОВ |

| |СОСТОЯНИЯ | |

|1|Продолжительность|Десятилетия |До 1 0 лет |Несколько лет |

|.|пребывания на | | | |

| |стадии | | | |

|2|Рост компании и |Быстрый, но не |Средний, но |Отсутствует |

|.|его устойчивость |устойчивый |устойчивый | |

|3|Диверсификация |Очень широкая |Широкая |Слабая |

|.|(проникновение в | | | |

| |другие подотрасли| | | |

| |и отрасли) | | | |

|4|Инновационная |Лидер по ряду |Лидер по 1-2 |Нет лидерства |

|.|активность |направлений |направлениям | |

|5|Размеры фирм |Особо крупные |Крупные |Сохраняют большие|

|.| | | |размеры |

|6|Наличие сети |Большая сеть |Небольшая сеть |Отсутствует |

|.|зарубежных | | | |

| |филиалов | | | |

|7|Динамизм развития|Высокий, но не |Средний, но |Низкий |

|.|и его |устойчивый |устойчивый | |

| |устойчивость | | | |

|8|Типичная |Метод |Тактика |Дезинвестиции |

|.|стратегия, |«самоускоряющег|«ловкого | |

| |тактика и метод |ося роста» |второго^ | |

|Э|Стремление быть |Присутствует |Необязательно |Отсутствует |

|.|первым | | | |

|1|Степень |Максимальная |Невысокая |Малая |

|0|извлечения пользы| | | |

|.|от инноваций | | | |

|1|Расходы наНИОКР |Крупные |Средние |Малые |

|1| | | | |

|.| | | | |

|1|Характер |Агрессивный |Нишевый |Пассивный |

|2|конкуренции | | | |

|.| | | | |

|1|Потенциал роста |Большой |Средний |Низкий |

|3|сегментов рынка | | | |

|.| | | | |

|1|Диверсификация |Очень широкая |Широкая |Почти нет |

|4| | | | |

|.| | | | |

Таблица 3.4

Характеристики виолентов по этапам эволюционного развития

|№ |ПРИЗНАКИ СОСТОЯНИЯ |Эволюция ФИРМ-ВИОЛЕНТОВ |

| | |1 «Гордые ЛЬВЫ»|2 Могучие |3 |

| | | |СЛОНЫ» |«Неповоротливы|

| | | | |е БЕГЕМОТЫ» |

|1.|Продолжительность |До 10 лет |Десятилетия |Несколько лет |

| |пребывания на стадии | | | |

|2.|Рост компании и его |Быстрый, |Средний, но |Отсутствует |

| |устойчивость |но не |устойчивый | |

| | |устойчивый | | |

|3.|Диверсификация |Слабая |Широкая |Излишне |

| |(проникновение в | | |широкая |

| |другие подотрасли и | | | |

| |отрасли) | | | |

|4.|Инновационная |Лидер по ряду |Лидер по 1-2 |Нарастание |

| |активность |направлений |направлениям |технологическо|

| | | | |го отставания |

|5.|Размеры фирм |Крупные |Особо крупные |Сохраняют |

| | | | |большие |

| | | | |размеры |

|6-|Наличие сети |Небольшая сеть |Большая сеть |Сеть |

| |зарубежных филиалов | | |распадается |

|7.|Динамизм развития и |Высокий, но не |Средний, |Низкий |

| |его устойчивость |очень |неустойчивый | |

| | |устойчивый | | |

|8;|Типичная стратегия, |Метод |Тактика |Дезинвестиции |

| |тактика и метод |«самоускоряющег|«ловкого | |

| | |ося роста» |второго» | |

|9.|Стремление быть первым|Присутствует |Необязательно |Отсутствует |

| | |всегда | | |

|10|Степень извлечения |Невысокая |Максимальная |Малая |

|. |пользы от инноваций | | | |

|11|Расходы наНИОКР |Крупные |Крупные |Малые |

|. | | | | |

|12|Характер конкуренции |Агрессивный |Нишевый |Пассивный |

|. | | | | |

|13|Потенциал роста |Большой |Средний |Низкий |

|. |сегментов рынка | | | |

|14|Диверсификация |Почти нет |Широкая |Очень широкая |

|. | | | | |

Таблица 3.5

Морфологическая матрица идентификации роли фирм-виолентов в

конкурентной борьбе

|№|ПРИЗНАКИ СОСТОЯНИЯ |ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКОВ |

| | |Лидер |Вице-лидер |

|1|Преимущество |Преимущество "первого |Способность |

|.| |хода» |использовать метод |

| | | |^ловкого второго" |

|2|Размеры сегмента |Наибольшие |Средние |

|.|рынка | | |

|3|Размер фирмы |Очень крупный |Крупный |

|.| | | |

|4|Стратегическая |Положение «звезды» |Противоречивое |

|.|позиция | | |

|5|Боязнь конкуренции |Не боится |Боится |

|.| | | |

Таблица 3.6

Характеристики виолентов по их роли в конкурентной борьбе

|№|ПРИЗНАКИ СОСТОЯНИЯ |Роли фирм-виолент в конкурентной борьбе |

| | |Лидер |Вице-лидер |

|1|Преимущество |Преимущество «первого |Способность |

|,| |хода» |использовать метод |

| | | |''ловкого второго» |

|2|Размеры сегмента |Наибольший |Средний |

|.|рынка | | |

|3|Размер фирмы |Очень крупный |Крупный |

|.| | | |

|4|Стратегическая |Положение «звезды» |Противоречивое |

|.|позиция | | |

|5|Боязнь конкуренции |Не боится |Боится |

|,| | | |

3.5. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка

3.5.1. Разновидности и инновационная роль специализированных фирм

Фирмы-патиенты («хитрые лисы») могут быть разных размеров: малые,

средние и даже изредка крупные. Патиентная стратегия - это стратегия

дифференциации продукции и занятия своей ниши, узкого сегмента рынка. В

патиентной (нишевой) стратегии четко прослеживаются две составляющие

подстратегии: ставка на дифференциацию продукта; необходимость

сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка.

Дифференциация продукции - - шаг навстречу тому потребителю, которому

не нужна массовая стандартная продукция. Она позволяет также патиенту

открыть свое дело по производству дифференцированной продукции. При этом

патиент использует различия в качестве товара, сервисе и рекламе.

При специализированном производстве запас конкурентоспособности товара

возникает в основном благодаря высокой потребительской ценности товара.

Патиенту приходится точно определять и обеспечивать се.

3.5.2. Эволюционный путь развития специализированных фирм

Прежде всего, необходимо найти или создать собственную нишу. Это

трудная задача, так как не каждый узкий сегмент рынка для этого подходит.

Пути: участие в модификации серийной продукции; исполнение специфических

заказов и другие. Ниша должна отличаться устойчивой обособленностью. В роли

стабилизатора достигнутой дифференциации товара могут выступать: уникальный

технологический опыт; особая сбытовая сеть; исторический престиж марки.

Фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы в избранной узкой

области, все более обосабливая нишу и отсекая конкурентов. Оборот быстро

растет. Растет популярность товара. О появившемся новом товаре с особыми

достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей.

Фирма становится высокодоходной, оставаясь небольшой по размерам.

На этапе наступившей зрелости патиента есть свои проблемы. Ценность

патентов, технологии, специализированной сбытовой сети существует до тех

пор, пока есть особая рыночная потребность. Патиент много вложил в узкую

нишу, обладает преимуществами только пока ниша существует. Он стал ее

заложником. Изменение производственного профиля почти невозможно. Научно-

производственная гибкость потеряна. Например, кварцевые часы погубили

множество производителей механических часов; компьютер в сочетании с

принтером многократно сократил спрос на пишущие машинки; в производстве

приборов главным узлом стала электронная, а не механическая часть, и

производство ушло с механических заводов, даже имеющих сверхвысокоточное

оборудование, к электронным фирмам. Везде причина одна - обесценились

прежние конструкторско-технологические знания.

Большинство специализированных компаний рыночный успех превращает в

объект поглощения. Типичная для патиентов численность занятых от 200 до 500

является критическим размером уязвимости фирмы по отношению к захватам со

стороны виодентов. Для последних такой захват может быть единственным путем

получения доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети, в

то время как попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиснтом,

для крупной фирмы может привести к непоправимым потерям.

Крупная фирма, поглощая патиента, приобретает организацию, оптимально

приспособленную к удовлетворению запросов определенного круга потребителей.

Ее нельзя кардинально реструктурировать — потеряется способность к

самообучению, накоплению опыта. Бывший независимый патиент управляется как

дочернее общество с высокой степенью автономности и как бы продолжает свое

самостоятельное существование. Например, английский производитель дорогих

спортивных автомобилей «Jaguar» был поглощен концерном British Layland,

потом вновь приобрел независимость, затем вошел в состав Ford, однако

традиции знаменитой марки сохранил.

Развитие патиентов, избежавших поглощения, может происходить по двум

направлениям:

1. стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей. Этот путь

типичен для большинства патиентов, когда их размеры достигают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.