реферат, рефераты скачать
 

Управление инновациями


производства, вступает в контакт с одним или несколькими инвесторами

(венчурными фондами). Этот контакт осуществляется через посредника:

руководителя мелкого предприятия, который должен быть компетентен не только

в научно-технической, сфере деятельности, но и в области производства и

реализации продукции. Как руководитель будущей рискофирмы он обеспечивает

частичное финансирование проекта и в то же время непосредственно руководит

рядом направлений деятельности в течение 3—7 лет, вплоть до того момента,

когда рискофирма передает через продажу акций ведение дел более мощной

финансово-производственной группировке, если достигнутый уровень развития

требует расширения масштабов производства.

По оценке экономистов в 15% случаев рискокапитал полностью теряется;

25% рискофирм несут убытки в течение более длительного времени, чем

предполагалось первоначально; 30% рискофирм дают весьма скромную прибыль,

но в 30% случаев успех позволяет в течение всего нескольких лет многократно

перекрыть прибылью все вложенные средства. В 1986—1993 гг. доходы фондов

рискового капитала в США в среднем в 10—20 раз превышали сумму вложенного

капитала (Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического

развития. С.91).

5.4.3. «Инкубаторные программы» и сети малых фирм

Многие высокотехнологичные российские организации строят свою

стратегию выживания на основе «инкубаторных программ» и представляют собой

«фирмы-инкубаторы».

Под «фирмой-инкубатором» понимают организацию, создаваемую местными

органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых компаний.

В настоящее время в США насчитывается свыше 350 фирм-инкубаторов. До 1980

г. их было 10. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь

организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений и

предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность

получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим,

экономическим, коммерческим и юридическим вопросам. Существуют фирмы-

инкубаторы трех типов.

Первый тип -- бесприбыльные. Они самые многочисленные. Взимаемая ими

арендная плата с фирм-арендаторов от 15 до 50% ниже среднего уровня.

Бесприбыльные фирмы-инкубаторы субсидируются местными организациями,

заинтересованные в создании рабочих мест и экономическом развитии региона.

Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские,

конструкторские и сервисные организации.

Фирмы-инкубаторы второго тина — прибыльные. Это частные организации,

общая численность которых постоянно увеличивается. В отличие от

бесприбыльных фирмы-инкубаторы второго типа, как правило, не предлагают

сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им

широкий спектр услуг, платить только за те, которыми арендатор фактически

воспользовался.

Инкубаторы третьего типа формируются как филиалы высших учебных

заведений. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям,

собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных

изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает

возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим

обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с

преподавателями.

Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубатора ограничивается

обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания-

арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая

позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Примером крупных американских

компаний, создающих специальные фирмы-инкубаторы по «выращиванию» мелких

рисковых фирм, являются General Electric и IBM. Укрепившие свои позиции в

рамках фирмы-инкубатора, мелкие рисковые фирмы затем скупаются материнской

компанией, которая организует на их базе новые исследовательски-

конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные подразделения.

Создание фирм-инкубаторов является нетрадиционным методом организации так

называемого нововведенческого процесса.

5.4.4. Бизнес-инкубаторы в России

Интересный опыт создания и деятельности бизнес-инкубаторов в России

накоплен в рамках Морозовского проекта. Этот проект представляет собой

широкомасштабную программу подготовки кадров для рыночной экономики и

поддержки малого предпринимательства.

В Морозовском проекте разработана целевая программа развития сети

бизнес-инкубаторов, которая получила название «БИНК». На основе концепции и

программы бизнес-икубирования Морозовского проекта 1995-1996 гг. создано 12

бизнес-инкубаторов в регионах на базе учебно-деловых центров.

При создании бизнес-инкубаторов проводился анализ ситуации в регионах,

распространялась информация о целях и задачах их создания, организовывалось

взаимодействие заинтересованных государственных, общественных и

коммерческих структур, был апробирован региональный франчайзинговый пакет

бизнес-инкубирования, создан банк информации об организационных,

технологических, кадровых и методологических ресурсах.

Организации, на базе которых создавались бизнес-инкубаторы, отбирались

на конкурсной основе по следующим критериям:

опыт работы в сфере поддержки малого бизнеса и наличие способностей по

организации процесса бизнес-инкубирования;

наличие государственной поддержки и возможность привлечения дополнительных

средств;

наличие бизнес-плана создания бизнес-инккубатора.

Первые бизнес-инкубаторы были рассчитаны в основном на поддержку

невысоких технологий. Однако в дальнейшем, по мере накопления опыта работы,

планируется все большее внимание уделять поддержке инновационных

организаций. При этом, учитывая зарубежный опыт, предполагается

финансировать инновационную деятельность за счет других направлений работы

бизнес-инкубатора и его малых оргструктур.

5.5. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах.

Альянсы, консорциумы и совместные предприятия

5.5.1. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах

С 70—80-х гг. в технически развитых странах стали активно

распространяться различные формы совместного проведения научно-

исследовательских работ, направленных преимущественно на обеспечение

крупных технологических прорывов. Решение таких задач требует организации

сложных программ НИОКР и значительных финансовых, материально-технических и

людских ресурсов. Осуществляются программно-целевая форма организации

научно-технической деятельности в автономных коллективах и проектное

управление процессом НИОКР, а не административно-хозяйственная форма в

рамках линейно-функциональных кор-порационных систем. Возникли

межкорпорационные программно-целевые кооперативные научно-технические

организации. Исторически первой формой научно-технической кооперации в США

стали исследовательские институты, преимущественно отраслевого профиля,

создаваемые по программно-целевому принципу. Их отличительной чертой

является отказ от проведения работ собственными силами и привлечение на

контрактной основе внешних исполнителей, в том числе промышленных фирм.

Несколько крупных корпораций одной отрасли, будучи заинтересованными в

совместном проведении определенных этапов инновационных процессов (в первую

очередь НИОКР), организуют на паях институт, определяют долгосрочную

программу его исследований, создают орган управления. Таким образом были

созданы Исследовательский институт электроэнергетики, Исследовательский

институт солнечной энергетики и другие.

Институты организуются на отчисления от продаж заинтересованными

корпорациями, причем многие из них из-за недостаточного собственного научно-

технического потенциала никогда до этого не занимались НИОКР. Штат

работников этих институтов относительно невелик. Его персонал (ученые и

инженеры, профессиональные управляющие, специалисты в области финансов)

сосредоточивают основные усилия на управлении деятельностью подрядчиков,

организации конкурсов среди потенциальных исполнителей и на экспертизе. В

меньшей степени они занимаются проведением НИОКР собственными силами.

Институты представляют собой по существу денежный фонд, из которого

выдаются средства под целевые проекты внешним исполнителям. Благодаря

целевому характеру субсидирования НИИ могут охватить огромную массу

специалистов, что недоступно отдельной корпорации.

5.5.2. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия как форма

межфирменного инновационного сотрудничества

В настоящее время практически все промышленные компании развитых стран

развивают межфирменные связи. Выделяют четыре основные формы межфирменного

сотрудничества:

соглашения о сотрудничестве по отдельным аспектам деятельности;

создание совместных предприятий (СП);

соглашения о поглощениях новаторских мелких фирм крупными компаниями с

целью приобретения новых технологи и;

установление подрядных отношений (на основе долгосрочных договоров) между

поставщиками материалов и комплектующих изделий и их потребителями.

Альянсы. Конец 80-х и 90-е гг. отмечаются быстрым ростом кооперации в

виде межфирменных соглашений о НИОКР, нацеленных на решение долгосрочных

инновационно-коммерческих задач глобального интернационального

распространения новых технологий. Организационной формой этого процесса

стали научно-технические альянсы.

Научно-технические альянсы подразделяют на научно-исследовательские,

создаваемые для реализации определенного научного проекта, и научно-

производственные, создаваемые для разработки и производства новой

продукции. Если в таком сотрудничестве участвуют партнеры из разных стран,

то альянсы становятся международными. Создавая технологию вне жестких

национальных границ, альянсы снижают влияние число страховых факторов,

рисков, ограниченности ресурсов, жесткости государственного регулирования.

Различают горизонтальные (фирмы одной отрасли) и вертикальные (фирмы

разных отраслей) научно-технические альянсы.

Участники альянса вносят свои вклады в виде интеллектуальных,

материальных и других ресурсов, а после достижения результатов получают по

соглашению свою долю интеллектуальной собственности. В спектре

организационных форм альянсы занимают промежуточную ступень между

неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо

одним из ведущих членов, либо специально назначенным координационным

комитетом.

Один из парадоксов формирования альянсов состоит в расширении

сотрудничества корпораций одновременно с ужесточением их конкуренции между

собой.

Наиболее крупные альянсы оказывают глобальное влияние на технический

уровень ключевой отрасли. Так, в 1992 г. известные корпорации IBM, Siemens

и Toshiba создали альянс для разработки суперчипа компьютерной памяти,

вложив 1 млрд долл..

Альянсы появились и в России. В 1995 г. компании Hewlett-Packard,

Oracle, LVS и Cognitive Technologies объявили о начале реализации

совместного проекта «Электронный архив» по созданию систем управления

электронными документами. Фирма Cognitive Technologies поставляет системы

распознавания текстов (одни из лучших в России), разработанные при участии

специалистов Института русского языка; фирма Oracle -- технологии

управления базами данных; фирма Hewlett-Packard — полный набор оборудования

для создания и поддержания электронного архива, а фирма LVS выступает как

сборщик, наладчик, создатель конечной системы, идущей непосредственно

клиенту.

Интернационализация инновационных проектов представляет собой

положительную тенденцию, так как в результате выигрывают все. Потенциальный

выигрыш определяется новыми возможностями для инноваций, быстрым и широким

распространением передовых технологий, более рациональным размещением

ресурсов, создание более благоприятного инвестиционного климата.

Консорциум. Консорциум представляет собой добровольное объединение

организаций для решения конкретной задачи, реализации программы,

осуществления крупного проекта. В него могут входить предприятия и

организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники

консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и

подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части

деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения

поставленной задачи консорциум распускается.

Исследовательские консорциумы, например, в области радиоэлектроники

функционируют в двух формах: координационного центра (секретариата);

межфирменного научно-исследовательского центра (МИЦ или МНИЦ).

В консорциуме образуется секретариат, который представляет собой

организацию, координирующую выполнение совместных НИОКР компаниями,

университетами и правительственными лабораториями. Секретариат изыскивает и

распределяет средства для выполнения НИР в лабораториях участников

консорциума (в отдельных случаях привлекаются и другие организации),

координирует и контролирует выполнение этих работ в соответствии с планом.

Отличительной чертой секретариата является то, что он не имеет собственной

научно-исследовательской базы. НИОКР выполняются на основе контракта между

исполнителями и секретариатом.

Консорциумы, созданные по типу межфирменного научно-исследовательского

центра (МНИЦ), имеют собственную научно-исследовательскую базу. В центрах

работают либо постоянные сотрудники, либо ученые, командируемые участниками

консорциума.

Секретариаты и МНИЦ могут работать на постоянной и временной основе.

В рамках консорциума для их участников стало возможным:

выполнение исследований, которые нельзя было проводить самостоятельно из-за

значительных затрат и риска;

распределение расходов на выполнение НИОКР между несколькими фирмами-

участниками;

объединение фирмами-участниками дефицитных трудовых и материальных ресурсов

для выполнения НИОКР.

Совместные предприятия

По данным статистики, 55% соглашений о кооперации -это соглашения о

создании СП. Около 40% промышленных компаний США с объемом продаж свыше 100

млн долл. участвуют в создании одного или нескольких СП. В этой форме

организовано около 40% зарубежных филиалов американских и английских

международных монополий, свыше 50% зарубежных западногерманских и

итальянских филиалов, 70% французских и почти 90% японских.

Мотивы создания совместных предприятий могут быть различны, о чем

свидетельствует опыт Японии (Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-

экономического развигия. С. 148) (таил. 5.1).

Таблица 5.1

Мотивы создания совместных предприятий

|№ |МОТИВЫ |Число |% |

| | |фирм | |

|1 |Получение передовой технологии производства |290 |44 |

|2 |Получение права на использование товарного |164 |24 |

| |знака | | |

|3 |Стимулирование экспорта |93 |14 |

|4 |Получение сырья и оборудования |43 |6 |

|5 |Восполнение недостатка финансовых средств |27 |4 |

|6 |Получение опыта в управлении |26 |4 |

|7 |Другие |24 |4 |

| |ИТОГО ОПРОШЕННЫХ ФИРМ |664 |100 |

Международное совместное предприятие может быть определено как

институт межфирменного сотрудничества в разработке, производстве или

маркетинге продукта, которос пересекает национальные границы, не основано

на краткосрочных рыночных трансакциях и предполагает значительный и

продолжительный вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или

других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разделена

между фирмами-партнерами.

Это определение не включает другие альтернативные виды международной

экономической деятельности, такие как: экспорт; прямые зарубежные

инвестиции (ПЗИ), предполагающие полный внутрифирменный контроль за

деятельностью по производству и разработке продукта; продажа технологии

посредством лицензирования.

Сотрудничество между фирмами разных стран имеет ряд форм: отдельная

корпорация, в которой владение акциями распределено между партнерами;

партнерство между делящими риск субподрядчиками и первичными подрядчиками

или приобретение одной фирмой пакета акций другой фирмы; субподрядные

отношения, распространяющиеся на разработку продукта и его производство;

партнерство в маркетинге продуктов, произведенных преимущественно одной

фирмой.

Выделяют четыре типа технологически ориентированных СП:

сотрудничество между фирмами только в исследованиях;

обмен испытанными технологиями в рамках единой продуктовой линии или через

многие продукты. Эти СП особенно известны в мировой микроэлсктронной

промышленности и роботостроении благодаря распространенной

здесь практике перекрестного лицензирования;

совместная разработка одного или более продуктов (в коммерческом самолето-

и моторостроении, в отдельных сегментах телекоммуникационной,

микроэлектронной и биотехнологической индустрии);

сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий

жизненного цикла изделий, присущее ряду международных СП в области

биотехнологии, фармакологии, в сталелитейной промышленности и

автомобилестроении. Имеются в виду ситуации, когда одна фирма разрабатывает

новый продукт или процедуру маркетинга, а производство и адаптацию к

зарубежному рынку осуществляет другая фирма.

Международные СП, связанные с разработкой и коммерциализацией

технологии, основаны на отношениях обмена, которые охватывают товары, не

участвующие в лицензировании или экспортных операциях. Некоторые типы

сотрудничества позволяют зарубежным фирмам объединить технологические

возможности в едином продукте без слияния всех своих видов деятельности в

едином корпоративном объединении. Другие формы сотрудничества также

способствуют обмену технологиями через продукты. В большинстве таких

случаев участники кооперационных структур являются одновременно

конкурентами на одном или нескольких продуктовых рынках. Существуют и СП,

сочетающие технологические возможности одной фирмы с активами в сфере

маркетинга или реализации другой фирмы для создания единого продукта.

Подобного рода компании чаще включают фирмы, не являющиеся прямыми

конкурентами.

Причин возросшей популярности совместных предприятий несколько. Среди

них можно назвать следующие.

Часто возникает положение, когда возросшие технологические возможности

зарубежных фирм повышают средикомпаний данной страны спрос на иностранных

партнеров в СП. Зарубежные фирмы сегодня в большей мере, чем ранее, могут

осваивать и использовать развитые технологии, например, американских

компаний в отраслях, где сохраняется существенный технологический разрыв

между американскими и иностранными фирмами.

Стоимость исследований и разработок, необходимых для доведения нового

продукта или процесса до рынка, во многих высокотехнологичных отраслях

существенно увеличилась за последние 20—30 лет. Возросшие издержки

разработки накладывают строгие ограничения на способность фирм выдерживать

дорогие программы НИОКР и повышают значение проникновения на зарубежные

рынки для обеспечения коммерческого успеха. Фирмам в некоторых отраслях

требуются рынки значительно большие, чем национальные.

Другим источником давления на программы НИОКР со стороны издержек является

технологическая конвергенция. Технологии, которые прежде по своей

значимости являлись периферийными по отношению к коммерческой и

исследовательской деятельности фирм, теперь стали центральными с точки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.