реферат, рефераты скачать
 

Управление инновациями


4.2.3. От инновационной стратегии к инновационному проекту

Поток инновационных преобразований, вызываемых переходом на новую

технологию, предусматривается в виде инновационного проекта и инновационной

программы. В инновационном проекте содержится перечень мероприятий -

локальных проектов, в совокупности обеспечивающих адаптацию к инновации.

Комплекс преобразований имеет следующее содержание.

I. Блок изменений результатов деятельности:

1) конструктивно новая или обновленная продукция с новыми

характеристиками, новый портфель продукции, новые отрасли/подотрасли и

новые рынки;

2) новые услуги клиентам и потребителям новой продукции предприятия;

3) новые экономические и социальные результаты деятельности

организации.

II. Блок изменений в ресурсах:

1. материально-техническая база: новое сырье, новые материалы и

комплектующие, новое технологическое оборудование, новые рабочие

места и производственные площади, новые поставщики и партнеры,

новая логистика потоков материально-технических ресурсов;

2. информация: новая научно-техническая, производственная,

экономическая и коммерческая информация, новые базы данных, новая

логистика потоков информации, новые системы связи;

3. трудовые ресурсы: приобретение новых знаний сотрудниками, новые

сотрудники, новые управляющие, новая социальная среда, новое

движение кадров;

4. финансы: новые задачи финансирования инновационного проекта, новые

финансовые потоки.

III. Блок изменений в деловых процессах:

1) процессы НИОКР: новые задачи, сжатие процессов во времени за счет

запараллеливания;

2) процессы производства: перераспределение работ между

производственными звеньями в самом предприятии и заказов между

субподрядчиками, подготовка к освоению новых технологий;

процессы реализации: обновление сети реализации, новые маркетинговые

функции, новые коммерческие задачи;

процессы обслуживания: подготовка к оказанию новых услуг, новые клиенты.

IV. Блок изменений в системе управления:

переход на проектное управление, новые процедуры принятия решений,

обновление методов управления;

обеспечение сочетания проектного, функционального и общего управления в

организации.

V. Блок изменений в организационной структуре:

новые функции: выявление новых производственных и управленческих функций;

новые структурные звенья и уровни управления: создание новых звеньев и

наделение их функциями;

новые связи: оформление новых связей между звеньями по функциям;

4) новые отношения: формирование нового состава прав и

ответственности, их распределение по звеньям и уровням управления в

соответствии с функциями и связями.

4.2.4. Инновационная программа

Состав мероприятий и локальных проектов, заключенных в инновационном

проекте, после решения вопросов инвестирования формируют в виде плана, а

чаше инновационной программы. В программе данные мероприятия формулируются

в виде работ со своими сроками, исполнителями и финансовыми затратами

(табл.4.1).

Таблица 4.1

Фрагмент инновационной программы перехода организации на новую

технологию

|№ |Мероприятие (локальный проект) |Срок |Исполнители |Затрат|

|п/п | |исполнения | |ы по |

| | | | |смете,|

| | | | |тыс. |

| | | | |руб. |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|7. |Приобретение лицензии на |1 кв. 1999 |Отдел 17 |195 |

| |технологию |г. | | |

|13. |Переподготовка специалистов и |2 кв. 1999 |Отдел кадров |100 |

| |рабочих |г. | | |

|29. |Создание нового цеха |3 кв. 1999 |Отдел 34 |360 |

| | |г. | | |

4.3. Инновационные цели и инновационный потенциал организации

4.3.1. Показатели инновационной деятельности организации

В России с учетом рыночных преобразований статистика инноваций

начинается с 1994 г. Система статистических показателей, характеризующих

инновационную деятельность промышленных организаций, включает 10 разделов.

Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной

практике и характеризующие инновационную активность организации, ее

инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы:

затратные; временные; обновляемости; структурные.

Затратные показатели:

удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель

наукоемкости продукции фирмы;

удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

затраты на приобретение инновационных фирм;

наличие фондов на развитие инициативных разработок.

Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса;

показатель инновационности ТАТ;

длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

длительность подготовки производства нового продукта;

длительность производственного цикла нового продукта.

Показатели обновляемости:

количество разработок или внедрений нововведений продуктов и нововведений-

процессов;

показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции,

выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);

количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических

достижений);

объем экспортируемой инновационной продукции;

объем предоставляемых новых услуг.

Структурные показатели:

состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-

технических структурных подразделений (включая экспериментальные и

испытательские комплексы);

состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой

технологии и созданием новой продукции;

численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.

Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты

фирмы на НИОКР в объеме ее продажи численность научно-технических

подразделений.

Охотно используется показатель инновационности ТАТ. Термин «ТАТ» пущен

в оборот японцами и происходит от американского словосочетания «turn—

around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента

осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки

на рынок или потребителю в больших количествах. Фирме «Мацусита» в цветном

телевидении принадлежит своего рода рекордное значение показателя ТАТ,

равного 4,7 месяцев.

Реже используются в широкой печати другие показатели, например,

структурные, показывающие количество и характер инновационных

подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных

аналитических обзорах.

4.3.2. Инновационные цели

Понятие инновационной цели. Для достижения цели развития организации

вырабатывается инновационная стратегия*, реализации которой в свою очередь

требует целевого управления инновацией, то есть формулирования

инновационной цели.

Инновационными целями могут быть требования: о создании нового

продукта; о переходе на новую технологию; о подготовке новой услуги; о

переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую

оргструктуру.

Формулирование инновационной цели. При формулировании инновационных

целей и стратегий имеются принципиальные различия. Первые определяются как

векторы развития, а вторые - как направления действий (то есть направления

использования ресурсов) по данному вектору и способы подготовки и

использования ресурсов. Однако цель и стратегия связаны одной логической

цепочкой: стратегия есть средство достижения цели более высокого уровня

управления. Реализация стратегии требует ее формулировки как цели.

В большинстве случаев хорошая формулировка цели отвечает следующим

признакам:

начинается с глагола в неопределенной формы в повелительном наклонении,

характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить»,

«уменьшить», «довести», «повысить» и т.п.);

конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном

выражениях и возможность измерения количественных показателей, что

необходимо для подтверждения факта достижения цели («уменьшить затраты на

содержание аппарата управления на 20 % от ранее представленного бюджета».

Есть качественное выражение: «затраты на содержание аппарата управления».

Есть количественное выражение: «уменьшить ... на 20 %». Есть способ

измерить показатель: «от ... бюджета»);

конкретизирует заданный срок достижения дели («к концу текущего года», «к

заданному в программе числу ...», «до 28 февраля текущего года»);

конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на

выделяемые ресурсы («на реализацию программы выделить не более ... денежных

единиц», «собственными силами», «в рамках существующего бюджета»);

оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в

детали - - «почему» и «как» это должно быть сделано.

утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в

каком-либо документе, доведена до исполнителя.

Инновационные цели могут иметь следующую формулировку: «производству

потребительских товаров перейти на новую технологию сварки в течение 4

месяцев по утвержденному проекту и принятой сметой затрат».

Цели отличаются большим разнообразием. Ниже приводятся несколько

примеров их реальных формулировок.

Построение дерева инновационной цели.

Правила построения дерева цели (ДЦ):

1. На каждом уровне ДЦ комплекс подцелей должен быть необходим и

достаточен для достижения вышестоящей цели.

2- Расчленение (декомпозиция) цели на подцели на каждом уровне ДЦ

ведется только по одному признаку декомпозиции (правило классификации).

Каждая выделяемая подцель (как промежуточный результат) должна относиться к

организационно-обособленному субъекту деятельности - организации,

подразделению.

В зависимости от назначения ДЦ требуется установить, на каком структурном

уровне закончить декомпозицию цели: организации, подразделения,

исполнителя. ДЦ строится до уровня, на котором можно установить

ответственного исполнителя и приступить к формированию состава мероприятий

программы достижения цели.

Признаки (уровни) декомпозиции инновационной цели создания нового

продукта:

1) формулируется главная (генеральная, основная) цель;

устанавливаются подцели по стадиям жизненного цикла изделия: НИОКР,

производства, реализации, обслуживания потребителей;

по каждой стадии устанавливаются подцели адаптации предприятия к

инновационному процессу в разрезе блоков подготовки: ресурсов, технологии,

управления, организационной структуры;

4) по более сложно структурированным блокам устанавливаются частные

подцели по элементам (например, по ресурсному блоку: подцели по трудовым

ресурсам, материально-техническим, информационным, финансовым).

Признаки (уровни) декомпозиции инновационной цели перехода на новую

технологию:

1) формулируется главная (генеральная, основная) цель;

устанавливаются подцели по стадиям жизненного цикла технологической

инновации: приобретения, подготовки (адаптации), внедрения;

и 4) пункты повторяют предыдущую схему.

Расчет параметров дерева цели. Рассчитываются в первую очередь два

показателя:

а) коэффициент относительной важности подцели (насколько данная

подцель важна для вышестоящей цели) - В;

б) коэффициент взаимной полезности (коэффициент абсолютной важности

- насколько подцель важна, полезнадля главной цели) - Р.

Схема построения и расчета представлена на слайдах 4.2 и 4.3.

Коэффициент относительной важности каждой подцели устанавливается

составителями дерева цели исходя из ее вклада в достижение только

вышестоящей цели. Условием ее достижения (100% или 1,0) будет достижение

всех ее подцелей, то есть сумма Вi подцелей равняется 1,0.

В простом графе расчет Р производится перемножением В дуг на пути от

данной подцели к главной цели.

В циклическом графе расчет Р производится перемножением В дуг на

каждом пути от данной подцели к главной цели и сложением значений.

4.3.3. Инновационный потенциал

Понятие инновационного потенциала. Через развитие потенциала идет

развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов

производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается

как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический

характер. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация

инновационной стратегии, и поэтому его оценка представляет собой

необходимую текущую операцию.

Развитие инновационного потенциала организации как целостной системы

может осуществляться только через развитие компонентов ее внутренней среды.

Необходим анализ внутренней среды организации.

Структура внутренней среды организации. Внутренняя среда организации

построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную

систему*. Элементы сгруппированы в следующие блоки:

продуктовый (проектный) блок — направления деятельности организации и

их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);

функциональный блок (блок производственных функций и деловых

процессов) -- оператор преобразования ресурсов и управления в продукты и

услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации на всех

стадиях жизненного цикла изделий, включающих НИОКР, производство,

реализацию, потребление;

ресурсный блок - комплекс материально-технических, трудовых,

информационных и финансовых ресурсов предприятия;

организационный блок - организационная структура, технология процессов

по всем функциям и проектам, организационная культура;

5) блок управления — общее руководство организации, система управления

и стиль управления.

Подходы к оценке инновационного потенциала. Оценка инновационного

потенциала производится по схеме: ресурс (Р) - - функция (Ф) - - проект

(П). Под проектом или программой имеется в виду выпуск и реализация нового

продукта (услуги), направление деятельности. Задачи оценки инновационного

потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:

частная оценка готовности организации к реализации

одного нового проекта;

интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или

группы уже реализуемых проектов.

Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа

внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и

диагностического.

Детальный подход. Детальный анализ внутренней среды и оценки

инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии

обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. При

большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию. Схема оценки

инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней

среды такова:

1) дается описание системной нормативной модели состояния

инновационного потенциала организации (его внутренней среды), то есть четко

устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию

потенциала по всем блокам, компонентам блоков и параметрам, которые

обеспечивают достижение уже данной инновационной цели и ее подцелей (по

дереву цели);

2) устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по

всем блокам, компонентам и параметрам;

3) анализируется рассогласование нормативных и фактических значений

параметров потенциала организации; выделяются сильные (с запасом или точно

соответствующие нормативной модели) и слабые (много или мало

несоответствующие нормативной модели) стороны потенциала;

4) составляется примерный перечень работ по инновационному

преобразованию организации (усилению слабых сторон).

Диагностический подход. Ограничение в сроках, отсутствие специалистов,

способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность

информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала

конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке

инновационного потенциала организации.

Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния

организации по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для

внешних аналитиков кругу параметров.

Обязательные условия качественного проведения диагностического

анализа:

должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа

исследуемого объекта;

необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными

параметрами системы с

тем, чтобы но состоянию какого-либо одного диагностического параметра

оценить состояние либо всей

системы, либо существенной ее части;

информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть

достоверной, гак как при ограничении параметров возрастает риск потерь из-

за неточно определенного диагноза состояния системы.

Если в качестве диагностируемого элемента (блока) системы выступает

элемент «кадры» в инновационной организации, то по состоянию этого элемента

можно диагностировать состояние системы инноватора в целом.

Диагностическими параметрами, характеризующими внешние проявления, будут

входные и выходные (относительно системы «инноватор») параметры. Это

внешние параметры. Входные: численность; количество специалистов, имеющих

ученую степень, расходы на заработную плату и т.п. Выходные:

продолжительность выполненных работ (длительность фаз ЖЦИ и всего никла,

длительность выполнения проекта или программы); уровень, качество

продукции, услуг, проектов; затраты на выполнение работ; увольнения и

перемещения сотрудников; объем выполненных работ и т.п. В качестве

диагностических параметров используются также интегральные параметры

эффективности использования ресурсов (интегральные не в смысле обобщения

частных параметров, а в смысле эффективности: отношение входных параметре»

к выходным, т.е. отношение используемых ресурсов к полученным результатам).

Например, производительность труда, себестоимость продукции. Если входные и

выходные параметры - это абсолютные показатели, то интегральные -

относительные.

Диагностические параметры могут быть локальными (частными),

указывающими на один дефект системы (характеристика внутреннего состояния

системы, выражаемая структурным параметром), и комплексными (общими,

обобщенными), указывающими на ряд дефектов, недостатков (структурных

параметров), на ряд элементов, блоков фирмы.

Диагностические параметры могут быть также зависимыми, когда для

выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько

диагностических параметров, и независимыми, когда достаточно одного

диагностического параметра.

Внутреннее состояние системы (информацию о котором так трудно

получить) описывается структурными параметрами (не следует отождествлять с

параметрами организационной структуры фирмы)- В свою очередь структурные

параметры делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные структурные

параметры характеризуют износ (физический и моральный), старение,

остаточную мощность, запас ресурсов (трудовых, материально-технических,

информационных, финансовых) и организационных средств (технологии, методов,

организационной структуры). Функциональные структурные параметры

характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по

отношению к использованию ресурсов, использованию организационного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.