реферат, рефераты скачать
 

Управление инновациями


потенциала, управляющему воздействию.

В части элемента «кадры» ресурсными параметрами будут: квалификация,

сотрудничество, лояльность фирме, навыки и опыт, средний возраст коллектива

и т.п. Функциональные параметры: уровень профессионально-квалификационного

разделения труда, специализации и совмещения, кооперации; учет личностных

характеристик сотрудников и руководителей и другие.

Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и

информационной базы. Схема диагностического анализа и оценки инновационного

потенциала организации такова:

ведение каталога управляющих воздействий;

ведение каталога ситуаций с состоянием среды;

ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние

проявления;

ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее

состояние;

установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы;

наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;

оценка структурных параметров;

оценка состояния частных параметров и определение интегральной оценки

потенциала организации.

Измерение инновационного потенциала. Для решения аналитических задач с

использованием оценки инновационного потенциала разрабатываются специальные

вопросники и анкеты различной степени детализации параметров. Б первую

очередь предлагается использовать более общие анкеты блоковых оценок (табл.

4.2), в которых эксперты проставляют свои оценки по 5-балльной шкале.

Содержание оценок:

5 - очень хорошее состояние, совершенно удовлетворяющее нормативной

модели достижения инновационной цели - классифицируется как очень сильная

сторона инновационного потенциала;

4 - хорошее состояние, удовлетворяющее нормативной модели, не требует

изменения - сильная сторона;

3 - среднее состояние, требует некоторых ограниченных изменений, чтобы

довести до требований нормативной модели;

2 - плохое состояние, требует серьезных изменений - классифицируется

как слабая сторона инновационного потенциала;

1 - очень плохое состояние, требует радикальных преобразований - очень

слабая сторона.

4.3.4. Инновационный климат

Инновационный климат — это состояние внешней среды организации,

содействующее или противодействующее достижению инновационной цели.

Проявляется он через влияние на инновационный потенциал.

Структура внешней среды организации. В структуре внешней среды

организации выделяют макросреду и микросреду (слайд 4.4).

В макросреде выделяются четыре стратегические сферы: социальная (С),

технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П). Их влияние на

макросреду организации и ее инновационный потенциал устанавливается по

результатам СТЭП-анализа.

Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических

зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ней

взаимодействующих и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.

Таблица 4.2

Оценка состояния инновационного потенциала

| | |Уровень состояния |

|№ |КОМПОНЕНТЫ БЛОКОВ |компонентов |

| | |Сильные | |Слабые |

| | |стороны | |стороны |

|1. ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК |

|(оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния |

|ресурсного обеспечения и исполнения функций - НИОКР, производства, |

|реализации, обслуживания потребителей) |

|1.1|Состояние продуктового проекта № 1 |1 |3 |4 |

|1.2|Состояние продуктового проекта № 2 |2 |3 |5 |

| | |1 | |4 |

| | |2 | |5 |

|1.3|Состояние продуктового проекта № 3 |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния продуктового блока |1 |3 |4 |

|(портфеля) |2 | |5 |

|2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК |

|(компоненты функционального блока - стадии жизненного цикла изделий) |

|2.1|НИОКР, опытно-экспериментальные и |1 |3 |4 |

| |испытательные работы |2 | |5 |

|2.2|Производство: основное и вспомогательное |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|2.3|Маркетинг и сбыт (продажи) |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

| | | | | |

|2.4|Сервисные работы для потребителей |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния функционального блока |1 |3 |4 |

| |2 | |5 |

|3. РЕСУРСНЫЙ БЛОК |

|3.1|МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ |

|I) |Сырье, материалы, топливо и энергия, |1 |3 |4 |

| |комплектующие |2 | |5 |

|2) |Площади и рабочие места, связь и транспорт |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|3) |Оборудование и инструменты |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния | | | |

|материально-технических ресурсов |1 |3 |4 |

| |2 | |5 |

|3.2|ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ |

|1) |Состав и компетентность руководителей |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|2) |Состав и квалификация специалистов |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|3) |Состав и квалификация рабочих |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов |1 |3 |4 |

| |2 | |5 |

|3.|ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ |

|3 | |

|1)|Научно-технический задел; патенты и «ноу-хау»;|1 |3 |4 |

| |научно-техническая информация |2 | |5 |

|2)|Экономическая информация | |3 | |

| |Коммерческая информация |1 |3 |4 |

|3)| |2 | |5 |

| | |2 | |4 |

| | | | |5 |

|Итоговая оценка состояния информационных ресурсов|1 |3 |4 |

| |2 | |5 |

|3.|ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ |

|4 | |

|1)|Возможности финансирования из собственных |1 |3 |4 |

| |средств |2 |3 |5 |

|2)|Обеспеченность оборотными средствами |1 |3 |4 |

| |Обеспеченность средствами на зарплату |2 | |5 |

|3)| |1 | |4 |

| | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов |1 2 |4 |

| || 3 |5 |

|ИТОГО ПО ВИДАМ РЕСУРСОВ | |

|3.|Состояние материально-технических ресурсов |1 |3 |4 |

|1 |Состояние трудовых ресурсов |2 |3 |5 |

|3.|Состояние информационных ресурсов |1 |3 |4 |

|2 |Состояние финансовых ресурсов |2 |3 |5 |

|3.| |1 | |4 |

|3 | |2 | |5 |

|3.| |1 | |4 |

|4 | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния ресурсного блока |1 |з |4 |

| |2 | |5 |

|4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК |

|4.|ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА |

|1 | |

|1)|Конфигурация: звенья, диапазон и уровни |1 |3 |4 |

| |управления |2 |3 |5 |

|2)|Функции; состав и качество разделения труда |1 | |4 |

| |Качество внутренних и внешних вертикальных и |2 |3 |5 |

|3)|горизонтальных, прямых и обратных связей | |3 | |

| |Отношения: разделение прав и ответственности |1 | |4 |

|4)|по звеньям |2 | |5 |

| | |1 | |4 |

| | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния организационной |1 |3 |4 |

|структуры |2 | |5 |

|4.2|ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ ПО ВСЕМ ФУНКЦИЯМ И ПРОЕКТАМ |

|1) |Прогрессивность используемых технологий и |1 |3 |4 |

|2) |методов |2 |3 |5 |

| |Уровень автоматизации |1 | |4 |

| | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния технологии |1 |3 |4 |

| |2 | |5 |

|4.|ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА |

|3 | |

|1)|Коммуникационная система и язык общения |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|2)|Традиции, опыт и вера в возможности |1 |3 |4 |

| |организации |2 | |5 |

|3)|Трудовая этика и мотивирование |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния организационной культуры|1 |3 |4 |

| |2 | |5 |

|ИТОГО ПО КОМПОНЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА |

|4.|Организационная структура |1 |3 |4 |

|1 | |2 | |5 |

|4.|Технология процессов |1 |3 |4 |

|2 | |2 | |5 |

|4.|Организационная культура |1 |3 |4 |

|3 | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния организационного блока |1 |3 |4 |

| |2 | |5 |

|5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК |

|5.|Общее, функциональное и проектное руководство |1 |3 |4 |

|1 | |2 | |5 |

|5.|Система управления: планирование, организация,| | | |

|2 | | | | |

| |контроль, стимулирование, координация |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|5.|Стиль управления | | | |

|3 | | | | |

| |(сочетание автономности и централизации) |1 |3 |4-" |

| | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния управленческого блока |1 |3 |4 |

| |2 | |5 |

|ИТОГО ПО БЛОКАМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА |

|1 |Состояние продуктового блока |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|2 |Состояние функционального блока |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|3 |Состояние ресурсного блока |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|4 |Состояние организационного блока |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|5 |Состояние управленческого блока |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния инновационного |1 |3 |4 |

|потенциала |2 | |5 |

Анализ и оценка инновационного макроклимата. Объектом анализа

выступают сферы внешней макросреды, а предметом - их влияние на

инновационные цеди и стратегии, то есть определение инновационного

макроклимата.

При необходимости можно углубить объект анализа за счет других двух

векторов -- территориального масштаба и отраслей. Однако в некоторой части

эти два вектора уже учтены в структурах и характеристиках сфер.

В качестве дальнего (косвенного) окружения внешняя макросреда не

всегда непосредственно влияет на потенциал организации. Чаще это влияние

передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо,

непосредственно влияет на потенциал организации. Поэтому, точнее будет

указывать в качестве предмета анализа влияние климата на потенциал

организации.

Анализ и оценка инновационного микроклимата. Объект анализа - зоны

микросреды. Предмет — их влияние на инновационные цели и стратегии через

влияние на инновационный потенциал, то есть определение инновационного

микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого на

нее влияния, то есть микросреда, представляется совокупностью

стратегических зон (слайд 4.4).

Анализ и оценка инновационного климата в целом. Измерение и анализ

инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным

путем, используя табл. 4.3. Оценки компонентов и параметров внешней среды

даются экспертом по 5-балльной шкале.

Смысл баллов следующий:

5 - состояние данного компонента, параметра внешней среды настолько

отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся

инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная

возможность для предприятия;

4 - состояние данного компонента, параметра хорошее, что создает

некоторую возможность для использования инновационного потенциала;

3 - состояние данного компонента, параметра ненадежно -угрозы пока

нет, но требуется наблюдение за его динамикой;

2 - состояние данного компонента, параметра вызывает тревогу, оно

отрицательно влияет на инновационный

потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза

организации;

1 - состояние данного компонента, параметра без всяких сомнений

угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.

Таблица 4.3

Оценка состояния инновационного климата

|№ |ОЦЕНИВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ |Уровень состояния |

| | |компонентов |

| | |Угрозы | |Возмож|

| | | | |ности |

|1. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МАКРОКЛИМАТА |

|(СТЭП-анализ стратегических сфер) |

|1.1|Социальная, природно-географическая и |1 |3 |4 |

| |коммуникационная сфера (социальная |2 | |5 |

| |напряженность, транспорт, связь) | | | |

|1.2|Технологическая и научно-техническая сфера |1 |3 |4 |

| |(рынок технологий и научно-технической |2 | |5 |

| |информации) | | | |

|1.3|Экономическая и финансовая сфера (налоги, |1 |3 |4 |

| |льготы, инвестиционный климат на федеральном |2 | |5 |

| |уровне) | | | |

|1.4|Политическая и правовая сфера (федеральные и |1 |3 |4 |

| |региональные планы и программы, |2 | |5 |

| |законодательная база) | | | |

|Итоговая оценка состояния инновационного |1 |3 |4 |

|макроклимата |2 | |5 |

|2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МИКРОКЛИМАТА |

|(анализ стратегических зон} |

|2.1|Зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень |1 |3 |• 4 |

| |конкуренции, отношения с потребителями и |2 | |5 |

| |партнерами | | | |

|2.2|Зона капиталовложений - инвестиций |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|2.3|Зона новых технологий и научно-технических |1 |3 |4 |

| |информационных ресурсов |2 | |5 |

|2.4|Зона сырьевых, топливных, энергетических и |1 |3 |4 |

| |материально-технических ресурсов |2 | |5 |

|2.5|Зона трудовых ресурсов - рыноктруда |1 |3 |4 |

| |специалистов, менеджеров, рабочих |2 | |5 |

|2.6|Группы стратегического влияния (на уровне |1 |3 |4 |

| |отрасли, региона города, района) |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния инновационного |1 |3 |4 |

|микроклимата |2 | |5 |

|ИТОГО ПО ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ |

|1 |Оценка макроклимата |1 |3 |4 |

| | |'! 2 | |5 |

|2 |Оценка микроклимата |1 |3 |4 |

| | |2 | |5 |

|Итоговая оценка состояния инновационного климата |1 |3 |4 |

| |2 ' | |5 |

4.3.5 Инновационная позиция организации

Стратегическая инновационная позиция организации определяется при

совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного

потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции

происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил

метод «SWOT-анализа» - оперативный диагностический анализ среды

организации.

Аббревиатура SWOT:

S — strength (сила),

W — weakness (слабость),

О — opportunity (возможность),

Т— threat (угроза).

Осмысление возможных ситуаций осуществляются по матрице SWOТ-анализа

(слайд 4.5). Матрица SWOT -анализа строится на двух векторах: состоянии

внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды

(вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни

состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.