реферат, рефераты скачать
 

Вопрос


иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления);

систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить

вклад в групповые действия; систему власти; систему логического принятия

решении. С точки зрения экономики организации наиболее существенные в

научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного

подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы,

системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от

сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это

конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в

данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории

системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную

организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и

сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута.

Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он

содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к

практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней

и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры

могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом

способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

3. Старая и новая парадигма управления в России. (добавить )

Развитие менеджмента в XVII в. Начало развития менеджмента в России

было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и

княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый

общенациональный рынок. В развитии системы государственного управления

важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку

введения городского самоуправления в западных приграничных городах России.

Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских

управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и

тактического (на микроуровне) менеджмента. Особую эпоху в развитии

российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию

управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк -

от изменения летоисчисления до создания нового государственного

управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие

аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования

в центральном и местном управлении: развитие крупной промышленности и

государственная поддержка ремесленных производств; содействие развитию

сельского хозяйства; укрепление финансовой системы; активизация развития

внешней и внутренней торговли. Законодательные акты Петра I - указы,

регламенты, инструкции и контроль за их исполнением - регулировали

различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный

менеджмент. Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-

1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение

богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал

богатство государства (казны) и народа, под вторым - эффективное управление

страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об

улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в

руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой

регламентации хозяйственной жизни. Развитие управленческой мысли в XVIII в.

Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования

управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром

I система управления имела необратимый характер. Идеи государственного

управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740).

Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686-1750). В

области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое

значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что

государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно

регулировать их в интересах России. Во второй половине XVHI в.

управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II, В целях

совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины П было

издано "Учреждение для управления губерний Российской империи". Особенности

управления экономикой России в XIX в. К началу XIX в. невозможность

управления Государством Российским старыми методами, необходимость

преобразований осознавались высшей властью. Основные преобразования

управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования

Александра! В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые

были построены на началах личной власти и ответственности. Особую роль в

развитии менеджмента в России сыграл ММ. Сперанский (1772-1839). Цель

преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы

конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М.

Сперанский предложил разделить натри части: законодательную, исполнительную

и судебную. Т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении

Государственной Думы, суда - в ведении Сената, управления государством - в

ведении министерств, ответственных перед Думой. В 1864 г. Александр П

утвердил "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", которым

утверждалось всесословное самоуправление. Развитие менеджмента в XX в. В

начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством

таких личностей, как СЮ. Витте (1849-1915) и А.С. Столыпин (1862-1911).

Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все отрасли государственного

управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в

основном шла о децентрализации управления Россией. Советский менеджмент

берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм

управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный

исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были

следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего совета народного

хозяйства; образование местных органов экономического управления. Период

"военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами

управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций

управления выделялось три уровня - высший, средний и низший. Таким образом,

история менеджмента — это история людей, людей планирующих, организующих,

подбирающих кадры, руководящих и контролирующих. Современные трактовки роли

и содержания управления Реформы, проводимые в нашей стране, позволят наряду

с решением социальных и экономических проблем интегрировать народное

хозяйство Российской Федерации в мировую экономику и занять в ней

конкурентоспособное место. Для этого должны быть соблюдены по крайней мере

два условия: реформы должны, во-первых, учитывать цели реформирования,

современного состояния экономики и управления нашей страны, во-вторых, в их

основу должно быть положено фундаментальное знание современных принципов и

механизмов управления, принятых в мировом сообществе. В связи с этим

рассмотрим управленческие парадигмы, представляющие современные взгляды на

роль и содержание управления is странах с рыночной и переходной системами

хозяйствования. «Тихая» управленческая революция за рубежом Современная

система взглядов на управление (ее называют «новой управленческой

парадигмой») сформировалась под воздействием объективных изменений в

мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран мира

была периодом индустриального развития общественного производства, начало

которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй

половине текущего века страны-лидеры, т.е. страны, лидирующие по уровню

производительности труда, констатировали начало перехода к эре

постиндустриального информационного развития. Научно-технический прогресс и

колоссальная концентрация научного и производственного потенциалов,

особенно в годы второй мировой войны, привели к реструктуризации мировой

экономики. Заметную роль в ней стали играть отрасли, непосредственно

удовлетворяющие потребности людей и(или) основанные на прогрессивных

технологиях. Производство все в большей мере ориентировалось не на

удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы и

небольшие по емкости рынки. Отсюда— невиданный рост предпринимательских

структур, образование большого количества малых и средних предприятий,

усложнение системы связей между организациями. Жизнеспособность бизнеса

стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к

требованиям внешней среды. Новая система взглядов на менеджмент в

радикально меняющейся экономической среде сформировалась в 70—80-е годы. Ее

охарактеризовали как «тихую» управленческую революцию, так как, несмотря на

радикальность предлагаемых изменений, они могут вводиться постепенно, не

приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся систем. Правомерность

такой оценки отражают данные (табл. 1.4), позволяющие сравнить систему

взглядов на управление в период индустриального развития («старая»

парадигма, базирующаяся на трудах Ф. Тейлора, А. Файоля, Э. Мэйо и др.) и

при переходе к экономике рыночно-предпринимательской ориентации («новая»

парадигма, положения которой разрабатывали Т. Питере, Р. Уотермен, И.

Ансофф, П. Дракер и др.). В центре современных взглядов на менеджмент

находится проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным

изменениям внешней среды, которые нередко диктуют стратегию и тактику

организации. Использование в управлении системного подхода облегчает задачу

рассмотрения организаций в единстве их составных частей, неразрывно

связанных с внешним миром. А это усиливает значение ситуационного подхода к

управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не

что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Важным

элементом современной концепции управления является признание социальной

ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед

людьми, работающими в организации.

Основные положения старой и новой парадигм управления

|Старая парадигма |Новая парадигма |

|1. Предприятие – это закрытая система, |1. Предприятие – это открытая система, |

|цели, задачи и условия которой |рассматриваемая в единстве факторов |

|достаточно стабильны. |внутренней и внешней среды. |

|2. Рост масштаба производства продукции|2. Ориентация не на объемы выпуска, а |

|и услуг как главный фактор успеха |на качество продукции и услуг, на |

|конкурентоспособности. |удовлетворение потребителей. |

|3. Рациональная организация |3. Ситуационный подход к управлению, |

|производства, эффективное использование|признание важности быстроты и |

|всех видов ресурсов и повышение |адекватности реакций, обеспечивающих |

|производительности труда как главная |адаптацию к условиям существования |

|задача менеджмента. |фирмы. |

|4. Главный источник прибавочной |4. Главные источники прибавочной |

|стоимости – производственный рабочий и |стоимости – люди, обладающие знаниями |

|производительность его труда. |(когнитариат), и условия для реализации|

|5. Система управления, построенная на |их потенциала. |

|контроле всех видов ресурсов повышение|5. Система управления, ориентированная |

|производительности труда как главная |на повышение организационной культуры и|

|задача менеджмента. |нововведений, на мотивацию работников и|

| |новый стиль руководства. |

Новые принципы управления (90-е годы)1. Лояльность к работающим.2.

Ответственность – обязательное условие успешного управления 3.

Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по

горизонтали. 4. Атмосфера, способствующая раскрытию способностей

работающих. 5. Долевое участие каждого работающего в результатах. 6.

Своевременная реакция на изменения во внешней среде.7. Методы работы с

людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы. 8.

Непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условие достижения

согласованности и целостности. 9. Умение контактировать с поставщиками,

покупателями, исполнителями и руководителями. 10. Этика бизнеса. 11.

Честное отношение и доверие к людям. 12. Использование в работе

фундаментальных основ менеджмента 13. Четкое представление о месте и роли

организации в будущем. 14. Качество личной работы и постоянное

самосовершенствование. Общемировая тенденция к развитию рыночно-

предпринимательской экономики вызвала к концу ХХ в. волну экономических

реформ в ряде стран. Они направлены на создание условии, стимулирующих

нововведения и предпринимательство, и носят глобальный характер, затрагивая

не только процессы внутри государств, но и межстрановые экономические

отношения. При этом в каждой стране решаются свои специфические задачи и

используются соответствующие им методы, что объясняет многообразие способов

и приемов построения экономик нового типа. В то же время их объединяет

общность целевых установок на усиление рыночных механизмов, что позволяет

выделить наиболее типичные методы проведения реформ. Например, при решении

такой крупной цели реформирования, как улучшение положения дел в

общественном секторе, идут путями: рационализации механизмов

правительственных затрат и государственных инвестиций; налаживания работы

налоговой службы; консолидации и упрощения правительственных структур;

ликвидации ненужных государственных предприятий или перевода их на

коммерческие принципы работы; сокращения занятости в общественном секторе;

ограничения субсидий. Другая важная цель — развитие частного сектора —

достигается посредством: ликвидации государственных монополий; ослабления

барьеров для создаваемых и развивающихся фирм, особенно в сфере услуг;

дерегулирования цен; приватизации государственных предприятий; сближения

уровней внутренних и мировых цен.Смена парадигмы управления в Российской

Федерации Концепция управления, определявшая развитие теории и практики

управления социалистическим производством в течение семи десятков лет,

сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического

развития. В ней критерием социальной ориентации экономики было всестороннее

развитие личности. Экономическим фундаментом справедливого распределения по

результатам труда выступала общественная собственность на средства

производства. План становился главным регулятором производства.

Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социализма привела к

созданию политизированной экономической теории, обосновывавшей

необходимость концентрации производства, его монополизации на

государственных предприятиях, закрытость народнохозяйственного комплекса

страны. В соответствии с этим управленческая наука концентрировала внимание

на необходимости централизации управления, моноцентрической системы

хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства,

приоритета народнохозяйственных интересов, ограничения хозяйственной

самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между

предприятиями. Управление экономикой строилось по типу одной большой

фабрики с подразделениями и филиалами по всей огромной территории страны.

Это неизбежно приводило к бюрократизации и усиливало командно-

административный характер системы управления, в конечном же счете снижало

эффективность развития. В условиях плановой экономики предприятия не имели

права самостоятельно решать вопросы, связанные с их формированием или

ликвидацией; их финансовая ответственность была ослаблена жестким плановым

финансированием со стороны государства; взаимосвязи между предприятиями

устанавливались и регулировались центром; предприятия не имели права на

самостоятельную внешнеторговую деятельность, которая осуществлялась через

центральные внешнеэкономические органы; деловая активность была низкой из-

за избыточной численности работников, их недостаточной мотивированности и

административных границ развития, задаваемых планами сверху.

Преимущественное развитие получили промышленные предприятия, инвестиции же

в сферу торговли и услуг не рассматривались как приоритетная задача и это

стало причиной колоссального отставания предприятий в отраслях народного

хозяйства.

Крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического

хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа означает в то же

время необходимость разработки новой парадигмы управления (табл. 1.7).

Таблица 1 .7

Старая и новая парадигмы управления (Российская Федерация)

|Старая (сформировавшаяся в |Новая (на период перехода на рыночные основы|

|дореформенный период) |хозяйствования) |

|1. Централизация управления единым |1. Децентрализация на базе сочетания |

|народнохозяйственным комплексом |рыночного государственного регулирования |

| |социально-экономических процессов |

|2. Моноцентрическая система |2. Переход к полицентрической системе |

|хозяйствования |хозяйствования |

|3. Прямое государственное |3. Управление деятельностью предприятий на |

|управление |основе сочетания рыночных и административных|

|производственно-хозяйственной |методов |

|деятельностью предприятий | |

|4. Ограниченная хозяйственная |4. Самоуправление организаций |

|самостоятельность предприятий, |негосударственного сектора экономики как |

|жесткая система распределения и |открытых, социально ориентированных систем. |

|связей между ними. | |

Рассмотрим кратко основные положения новой парадигмы управления,

разработанной для условий Российской Федерации.

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования,

не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-

экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий.

Движение к рынку — это сложный процесс, непременным и активным участником

которого должно быть государство. Рынок п. способен решить многих проблем,

связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны,

проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных целевых

программ и т. д. Целесообразность регулирования рынка путем проведения

определенной государственной политики в таких областях, как социально-

экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-

техническая, была повсеместно признана после разрушительного кризиса конца

20-х годов. Это не избавило нас от не менее грозных кризисов, которыми было

отмечено последнее десятилетие XX века. Их возникновение в нашей стране

напрямую связано с государственной политикой и регулированием экономических

процессов со стороны государства. Анализ причин системного финансового

кризиса 1995-1998 гг., «бензинового» кризиса, кризиса в августе 1998 г. и

др. показал, что они заключаются прежде всего в политике сокращения

вмешательства государства в рыночную экономику, в отсутствии

государственной стратегии, в неразработанности принципов государственного

управления, в плохой организации его деятельности и в отсутствии механизмов

достижения поставленных целей. Повышение эффективности деятельности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.