реферат, рефераты скачать
 

Вопрос


государства — главный фактор, определяющий будущее России. Роль государства

состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила

функционирования рынка, используя законодательство, государственные заказы,

лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные

формы стимулирования и контроля рационального использования природных

ресурсов и т.п. На государство возлагается и задача заполнения внерыночных

зон хозяйствования. Здесь в первую очередь имеются в виду: экологическая

безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение

доходов, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие

эффективных международных экономических отношений. Именно таким путем

государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не ограничивая

действие механизма саморегулирования на уровне организаций. Роль

государственных органов должна меняться на протяжении всего переходного

периода от значительной в начале до минимальной в конце. Различны будут и

формы государственного воздействия: в них будет увеличиваться доля таких

«мягких» инструментов регулирования, как налоговая, кредитная,

амортизационная, тарифная политика. Фактором устойчивого экономического

роста должно стать управление развитием — важнейшая подсистема

государственного регулирования российской экономики. Она включает

определение приоритетов долгосрочного развития, активизацию роста научно-

производственного потенциала страны, формирование промышленной,

внешнеторговой и бюджетной политики, разработку механизмов их реализации.

По мнению специалистов (см., например: С. Глазьев. Управление развитием —

фактор устойчивого экономического роста // Проблемы теории и практики

управления, №4, 1999; М. Делягин. Государственное управление: проблемы и

перспективы // Проблемы теории и практики управления, №6, 1999),

необходимым элементом такой политики должно быть индикативное планирование,

а сама политика должна органично включать научно-техническую и промышленную

политику, в том числе политику реструктуризации предприятий, создавать

условия для подъема конкурентоспособности. Переход к полицентрической

системе хозяйствования должен обеспечить повышение роли самоуправления на

всех уровнях. Центры хозяйствования все больше перемещаются в регионы,

экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти. С

одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач,

решаемых в регионах, с другой, — существенно повышает роль координации

общих усилий на уровне управления народным хозяйством в целом. Только так

обеспечивается управляемость экономики страны. Одним из условий повышения

роли самоуправления является установление баланса полномочий ветвей власти,

определяющего четкое разделение прав и ответственности государственных

органов на уровне федерации и ее субъектов. В противном случае, как

показывает практика, происходит дублирование функций, что увеличивает

расходы на содержание аппарата управления и не способствует ответственному

решению задач. Важным положением новой парадигмы является установка на

сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями

государственного сектора. Государственный сектор экономики сокращается за

счет расширения сферы рыночного предпринимательства, приватизации и

акционирования. Однако на его долю приходится существенная часть

внутреннего валового продукта страны, что повышает значение эффективного

хозяйствования. Оно достигается на базе комбинирования рыночных и

административных методов. Концепция управления организациями

негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными

системами означает решительный поворот к рынку и потребителю.Каждая

организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать

вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с

внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических

связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций —

далеко не полный перечень задач, которые раньше решали министерства и

ведомства, а теперь стоят в ряду важнейших перед менеджментом предприятия.

Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической

функцией они несут и огромную социальную ответственность перед обществом

(удовлетворение его потребностей в товарах и услугах), регионами

(экологическая безопасность, создание рабочих мест и т. п.) и трудовыми

коллективами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 7), Россия является

социальным государством, в развитии которого должны реализовываться

принципы экономической свободы человека, участия работников в управлении

(экономической демократии), ответственности всех членов общества за

положение дел в обществе и ответственности государства за выработку и

соблюдение правил поведения на рынке. Они создают реальную основу для

регулирования социально-трудовых отношений, создания атмосферы

сопричастности и общей заинтересованности в коллективных результатах, для

установления достойной социальной защиты и эффективного участия государства

в решении важнейших вопросов развития общества. Однако предстоит много

сделать, чтобы российские предприятия активизировали социальную ориентацию

своей деятельности и тем самым способствовали реализации важной статьи

Конституции. Поэтому в научных разработках современного менеджмента

усиливается внимание к таким проблемам, как соотношение коллективных и

индивидуальных интересов, участие работающих в процессе принятия решений,

усиление роли бригадной организации работ и организационной культуры в

управлении. Выводы

Рассмотрение содержания понятий «управление» и «менеджмент» показало их

идентичность, что позволяет использовать их как взаимозаменяемые.

Наряду с накоплением многотысячелетнего опыта в области менеджмента в XX в.

сформировалась наука управления, представленная многочисленными школами и

подходами.

Изменение взглядов, принципов и процессов в управлении происходит под

влиянием перемен в общественном развитии и в экономике.

Радикальное изменение системы взглядов на управление (парадигмы управления)

во второй половине XX в. связано с развитием рыночно-предпринимательских

экономических отношений.

Старая и новая парадигмы управления, сформулированные при переходе к

постиндустриальному обществу, являются отправными моментами, «пусковыми

механизмами» управленческих революций (бюрократической и «тихой»), которые

в странах с различным экономическим развитием проявляли свои черты со

значительным разрывом во времени. Под их влиянием формировались не только

новые теории науки, но и практика управленческой деятельности.

Смена парадигм управления в Российской Федерации вызвана двумя группами

факторов: во-первых, общемировыми и, во-вторых, характерными для управления

экономикой переходного периода. Это усиливает сложность перестроенных

процессов, результативность которых в значительной мере зависит от

организации работы и ее восприятия людьми в организациях.

4. Виды управленческой деятельности. Менеджер 21 века.

Образ современного менеджера неразрывно связан с его деловыми и личными

качествами. Под деловьши качествами менеджера понимаются его глубокие

знания в области организации бизнеса, труда, производства и управления,

экономики, психологии, права, социологии, умение из множества решений

оперативно находить наиболее оптимальное, добиваться четкой работы

возглавляемого им коллектива в целях достижения эффективности производства

и оказываемых услуг, получения при этом наибольшей прибыли.

Профессиональная деятельность менеджера характеризуется целым рядом

специфических особенностей, знание которых является основой для эффективной

реализации управленческих целей. Руководитель решает многообразные задачи,

возникающие в ходе субъект-объектной деятельности управления, в ходе

развертывания субъект-субъектных отношений. Поэтому его профессиональная

деятельность, разворачиваясь по своим законам, испытывает сильное влияние

организационно-статусного окружения. Труд современного руководителя

(управленческая деятельность) имеет целый ряд существенных особенностей,

которые отличают его от трудовой деятельности непосредственных

исполнителей. Это определяется, прежде всего, тем, что в основе

профессиональной деятельности менеджера лежит постоянное воздействие на

своих подчиненных для побуждения их к действиям, приводящим организацию к

успеху. Другими словами, руководитель планирует, организует, мотивирует и

контролирует подчиненных, несет ответственность за положение дел, но саму

работу выполняют в основном подчиненные. Из этого следует, что

управленческая деятельность опосредуется по отношению к результатам

общеорганизационной (групповой) деятельности разнообразной деятельностью

исполнителей. Очень точно об этом пишет Д. Н. Завалишина, рассматривая

основные различия предметного мышления подчиненных и управленческого

мышления руководителей: «В предметно-действенном и оперативном мышлении

"субъект решения" и "субъект исполнения" совпадают, а в управленческом

мышлении они различны». Исходя из этого в сложной, многогранной

деятельности менеджера выделяют три основных аспекта: институциональный

аспект описывает как самих управляющих, так и тех, на кого направлены их

управленческие воздействия. Другими словами, институциональный аспект

отвечает на вопросы: «Кто управляет?» и «Кем управляют?; процессуальный

аспект отражает ход решения управленческих задач, процесс реализации

функций управления, особенности стиля управления. Другими словами,

процессуальный аспект управления направлен на исследование вопроса: «Как

осуществляется управление?»; инструментальный аспект характеризуется теми

организационными формами управления, которыми пользуются менеджеры для

достижения поставленных целей (различные совещания, приказы, распоряжения,

планы и графики, заслушивание отчетов, личные беседы и т. п.). Таким

образом, инструментальный аспект содержит в себе ответ на вопрос:

«Посредством чего осуществляется управление?». При этом каждый из указанных

аспектов менеджерского труда может быть детализирован в еще большей

степени, рассмотрен во времени (со своими этапами), могут быть исследованы

закономерные сочетания этих сторон. Очевидно, что управленческая

деятельность представляет собой гораздо более сложный, насыщенный

различными ситуациями, спрессованный во времени процесс, чем однообразная,

узкоспециализированная деятельность исполняющего работника. Один из

известнейших специалистов по изучению особенностей управленческого труда

Генри Минцберг описывает его отличия следующим образом: Почти всякая работа

в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев

техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут потом в

течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты

порой затрачивают месяцы на разработку какого-то моста или компьютерной

программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же

вид продукции, Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей

работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие

и фрагментарность осуществляемой деятельности. К указанным Г. Минцбергом

особенностям управленческого труда добавляется (особенно в наши дни) еще

одна немаловажная черти — работа в условиях постоянно меняющейся внешней

среды. Неожиданно изменившееся законодательство, непредсказуемое поведение

доставщиков и смежников, новые запросы потребителей, несоответствие

квалификации персонала запросам новой ситуации. Это и многое другое

заставляет современного менеджера работать, во-первых, приспосабливаясь к

наметившимся тенденциям (особенно неблагоприятным), а во-вторых, находиться

в состоянии постоянной готовности к возможным изменениям в ближайшем

будущем. Следующей существенной характеристикой управленческого труда

является постоянная необходимость взаимодействия с людьми. При этом

взаимодействие осуществляется, прежде всего, с подчиненными (управленческое

взаимодействие), оно направлено на организацию и стимулирование эффективной

работы сотрудников. В управленческом взаимодействии руководитель реализует

три основные функции (или стороны): выдача распорядительной информации

(отдать распоряжение, указание, что-либо порекомендовать, посоветовать или

высказать просьбу); получение обратной информации, позволяющей

руководителю определить, насколько поняли его подчиненные, как обстоят дела

с выполнением тех задач, которые были определенны в блоке распорядительной

информации; выдача оценочной информации, при помощи которой до подчиненных

доводятся оценки, суждения руководителя о том, с какой эффективностью

выполнено задание. Все указанные функции взаимодействия имеют большое

значение, но наибольшую важность представляют первая и третья из

перечисленных. Именно от того, насколько точно и понятно для исполнителя

будет сформулировано распоряжение, насколько оно по форме и своей сути

будет побуждать работника к эффективному выполнению задания, — настолько

высоким будет и качество исполнительской деятельности. С другой стороны,

адекватная оценка выполненной подчиненным работы также является необычайно

важным элементом управленческого взаимодействия. Управленческое

взаимодействие по своей форме является разнообразным процессом и может быть

реализовано на различных этапах управления. Если, например, взять в

качестве критерия объект (один человек или несколько) и средство

(непосредственное или при помощи специальных средств) управленческого

взаимодействия, то можно выделить четыре их основные группы. Индивидуальное

непосредственное взаимодействие: постановка задач, связанные с работой

замечания, предоставление рекомендаций, индивидуальные беседы, вручение

юбилейных адресов, личная беседа, аттестационные собеседования.

Индивидуальное опосредованное взаимодействие: использование диктофонной

техники, общение по телефону, личная переписка, рапорты, организация

приемного времени, использование телефонной связи. Групповое

непосредственное взаимодействие: подведение итогов, объявления, совещания,

обсуждения, доклады, осмотры, собрания производственного коллектива,

вводные курсы» обучение руководящих кадров, работа комиссии. Групповое

опосредованное взаимодействие: ведение производственной хроники,

составление и использование производственных справочников, листовок,

различного рода формуляров, использование наглядных средств, выпуск

производственной газеты, использование внутренней радиосети. Необходимо

указать на отличие. Существенная особенность труда современного

руководителя — это работа в условиях постоянного дефицита времени. Менеджер

находится в ситуации, где нужно быстро принять решение по данному вопросу,

наметить план действий по решению другой задачи, тут же переключиться и

провести переговоры по перспективному вопросу, затем проконтролировать ход

выполнения важной работы, провести короткое совещание, позвонить (ответить)

по телефону и т. д. и т. п. Неудивительно, что многие руководители часто

сетуют на то, что им редко хватает времени для решения всех проблем. Многие

из-за дефицита времени допоздна задерживаются на работе. Это, однако, если

и снимает остроту проблемы, но приводит к трудностям в других немаловажных

областях жизнедеятельности руководителя, таких как отдых и семья. Работа в

условиях постоянной нехватки времени приводит к четкому планированию

собственной деятельности и распорядка дня (недели, месяца, квартала и т.

д.). Остается отметить, что планирование собственной управленческой

деятельности обязательно должно подразумевать возможность непредвиденных

событий. Если в плане не предусмотрен резерв времени на такого рода

события, то каким бы продуманным, обоснованным и исполнимым он не казался

его автору-менеджеру, скорее всего план не будет полностью реализован

5.Внешняя и внутренняя среда организации Внутренняя среда организации

Внутренние переменные – ситуационные факторы внутри организации. В основном

явл-ся рез-ом управленческих решений. Основные переменные: цели, структура,

задачи, технология и люди. Цели – конкретные конечные состояния или

желаемый рез-ат, кот. стремится добиться группа, работая вместе. В

подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка

целей, причем они должны составить конкретный вклад в цели организации как

целого, а не вступать в противоречия с целями других подразделений.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и

функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет

наиболее эффективно достигать целей организации. Во всех организациях имеет

место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Не

менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Число

лиц, подчиненных одному руководителю представляет собой сферу контроля. Нет

идеальной сферы контроля. Задачи – предписанная работа, которая должна быть

выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Задачи делятся на три категории: работа с людьми, предметами и инфой.

Технология – средство преобразования сырья (будь то люди, инфа, материалы)

в искомые продукты и услуги. Задачи и технология тесно связаны м/д собой.

Выполнение задачи включает использование конкретной технологии. Вудворд

выделял три технологии производства: 1. Единичное производство 2. Массовое

или крупносерийное производство 3. Непрерывное произв-во. Люди – люди явл-

ся центральным фактором в любой модели управления. Есть три аспекта

человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение

отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения

руководителя, функционирование менеджера и роли лидера. Областью в кот.

люди различаются наиболее наглядно явл-ся индивидуальные способности,

присущие человеку. У одних людей способности больше, чем у других.

Предрасположенность – имеющийся потенциал человека в отношении какой либо

конкретной работы. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей

совокупности они рассматриваются как социо Внешняя среда организации Все

факторы внешней среды: относятся к неконтролируемым со стороны компании;

рассматриваются как совокупность 2-х факторов: прямого и косвенного

воздействия. Ф-ры прямого воздействия – те, с кот компания находится в

непосредственном взаимодействии и испытывает их прямое влияние на себе: 1)

поставщики материалов, оборудования, энергии и т.д.; 2) законы и гос органы

– каждая компания имеет свой правовой, кот определяет какие и как она может

вести дела, какие имеет права и какие обязанности она несёт перед

государством; 3) потребители – этот фактор в условиях рынка является

основой функционирования и развития компании, именно от них зависит сможет

ли компания возместить свои издержки и получить прибыль; 4) конкуренты –

недооценка их приводит даже преуспевающие компании к значительным потерям,

т.к. конкуренты во многих случаях определяют какой товар и по какой цене

можно продавать; 5) собственники – одно из главных влияний на компанию

оказывают её ОПФ и собственники компании. Этот фактор тесно переплетается

как с внешней так и с внутренней средой. Факторы косвенного воздействия –

не оказывают такого влияния на компания, как прямые: 1) экономическое

окружение оно характеризуется уровнем развития и состояния экономики.

Состояние экономики оказывает влияние на стоимость ресурсов и на спрос

товаров и услуг; 2) политическое окружение – способы политических целей и

задач, находящегося у власти правительства. От политики зависит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.