Диплом: Анализ финансового состояния предприятия
На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что если за 1999г.
все показатели рентабельности вложений ООО «Валентина» упали по сравнению с
1998г., то в 2000 году произошла противоположная ситуация. Все показатели
рентабельности вложений увеличились.
Общая рентабельность вложений в 1999г упала с 35,8% в 1998г. до 0,26%, в 2000
году возросла до 1,12%. То есть на 1руб. стоимости имущества предприятия в
отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой прибыли. Значение данного
показателя достаточно невелико для такого предприятия, что свидетельствует о
недостаточно эффективном использовании активов предприятия в 1999г-2000г.
На основе данных показателей рассчитываются показатели рентабельности
вложений, которые представлены в таблице 17.
Таблица 17
Показатели рентабельности вложения. (%)
Показатели | Расчёт ( код стр.) | 1998г. | 1999г. | 2000г. | Отклонение 2000 от 1999 +/- |
1. Общая рентабельность вложений | 140(Ф№2) / 399 | 35,8 | 0,26 | 1,12 | +0,86 |
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли | 140-150(Ф№2) 399 | 23,6 | 0,002 | 0,93 | +0,928 |
3. Рентабельность собственных средств | 140-150(Ф№2) 490 | 32,2 | 0,22 | 1,65 | +1,43 |
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений | 080(Ф№2) 140(Ф№1) | - | - | - | - |
5. Рентабельность перманентного[11] капитала | 140-150(Ф№2) 490+590 | 32,2 | 0,22 | 1,65 | +1,43 |
Рисунок 6. Показатели рентабельности вложений.
Рентабельность собственных средств также невысока и в течении 1999 года упала
с 32,2% до 0,22%, то есть в 146 раз и в 2000 году увеличилась лишь на 1,43%.
Динамика этого показателя за последние годы позволяют сделать вывод о том,
что инвестиции собственных средств в производство дали недостаточно хороший
результат. Рентабельность перманентного капитала и его динамика аналогичны
рентабельности собственных средств, в виду отсутствия долгосрочных заёмных
средств.
В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений
предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно
эффективном вложении средств ООО «Валентина».
Для повышения рентабельности собственных средств, предприятие может
использовать эффект финансового рычага.(ЭФР):
ЭФР=2/3(ЭР-СРСП)*ЗС/СС
ЭР=НРЭИ/Активы,
где НРЭИ - прибыль до выплаты налогов и процентов.
СРСП = 20%.
Активы | 6 514 241 руб. |
СС | 3 667 076 руб. |
ЗС | 929 760 руб. |
ЗС/СС (плечо рычага) | 0,253 |
НРЭИ | 73 234 руб. |
ЭР | 1,12% |
Дифференциал | -0,58 |
ЭФР | -0,15 |
Из приведенных выше расчетов видно, что в 2000 году на ООО " Валентина" ЭФР
отрицательный, так как дифференциал меньше нуля. Такой эффект дает не
приращение, а вычет из рентабельности собственных средств. Для того, чтобы
ЭФР стал положительным, а дифференциал больше нуля, необходимо увеличивать
экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо сдерживая
рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости
продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что
также даст увеличение массы прибыли. Предприятие не использует ЭФР для
регулирования (повышения) рентабельности собственных средств, хотя такая
необходимость существует.
Выводы:
Балансовая прибыль на ООО «Валентина» в 2000 году существенно увеличилась по
сравнению с 1999 годом на 62 374 руб. или в 6 раз. Её увеличению
способствовало: увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, в
основном за счёт появления статьи дохода «Проценты к получению» и превышения
абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным превышением
операционных расходов, что увеличило балансовую прибыль на 60,5%. Снижению
балансовой прибыли способствовал убыток от внереализационных операций в сумме
27 409 руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%.
Таким образом факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме были перекрыты
действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой
прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим в 6 раз.
Результатом от прочей финансово-хозяйственной деятельности в 2000 году
стал убыток в размере 98 863 руб., в то время как в предыдущем году наблюдался
убыток в размере 144 535 руб., который уменьшился за отчетный период на 54 674
руб.
В отчётном году результат от прочих внереализационных операций
представляет собой убыток, который уменьшился по сравнению с 1999 годом на 68%.
После уплаты налога на прибыль в распоряжении предприятия осталось 60 647
руб. Этих средств оказалось недостаточно для покрытия всех расходов. В 2000
году убыток отчетного периода составил 60 400 руб.
За 2000год показатели общей рентабельности продукции и рентабельность продаж
по чистой прибыли увеличились, по сравнению с 1999 годом, хотя за аналогичный
период прошлого года наблюдался резкий спад всех показателей рентабельности
продукции.
Если за 1999 год все показатели рентабельности вложений ООО «Валентина» упали
по сравнению с 1998г., то в 2000 году произошла противоположная ситуация.
Общая рентабельность вложений находится на низком уровне, так на 1 рубль
имущества предприятия в отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой
прибыли.
В целом все показатели прибыли и рентабельности в отчётном году возросли, что
положительно характеризует деятельность ООО «Валентина» в 2000 году
(относительно 1999года).
ГЛАВА 3. Основные направления улучшения финансового
состояния предприятия
Проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей
хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент
времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и
коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое
существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое
управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров как среднего,
так и высшего звена.
Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию
различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на
себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен прежде всего
проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя
профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по
производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию
финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в
компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель,
знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для
достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её
до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать -
значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и
ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять,
анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.
Знания, необходимые в области управления трудовыми ресурсами, финансами и в
целом производством, даёт наука, называемая менеджментом. Данную глобальную
систему можно разбить на три основные функционирующие подсистемы:



Менеджмент
Управление Управление
производством Маркетинг финансами
Менеджмент - как управление в условиях рынка -
обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы
конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции,
которые пользуются спросом и способны приносить фирме предполагаемую прибыль.
Для современного менеджмента характерны:
- стабильное стремление к повышению эффективности производства;
- широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия
решений;
- постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния
рынка, изменений внешней среды;
- ориентация на достижение запланированного конечного результата
деятельности предприятия ;
- использование современной информационной базы для многовариантных
расчетов при принятии управленческих решений ;
- изменение функции планирования - от текущего к перспективному ;
- упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы ;
- оценка управления работой в целом только на фундаменте реально
достигнутых конечных результатов ;
- максимальное применение математических методов и достижений информатики
на базе ЭВМ ;
- привлечение всех сотрудников фирмы к управлению ею ;
- осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений ;
- опора на инновации, нововведения в каждом сегменте работы предприятия,
нестандартные решения ;
- проведение глубокого экономического (решения) анализа каждого
управленческого решения ;
- способность разумно рисковать;
- возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевой.
Термин «Менеджмент» относится к управлению социально-экономическими
процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Управляющий
менеджер обычно независим от собственности на капитал фирмы, в которой
работает. Работа менеджера - производственный труд, характерный для
условий комбинирования высокотехнологического производства с высоким уровнем
специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего
производственного процесса. Таким образом, менеджмент можно определить
как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные
специалисты формируют организацию и управляют ею путем постановки целей и
разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение
функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые
менеджер создает условия для производительного и эффективного труда занятых в
организации работников и добивается результатов, соответствующих поставленным
целям. Отсюда менеджмент - это ещё и умение реализовать поставленные
цели, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в
организации.
Менеджер объединяет работников различных специальностей - инженеров,
проектировщиков, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров,
финансистов и других специалистов, действующих под его руководством, выступая,
таким образом, в качестве процесса воздействия на деятельность каждого
отдельного работника, группы, организации в целом с целью достижения
максимальных конечных результатов. Основная задача менеджера -
обеспечить нормальное существование фирмы на рынке при любых изменениях
ситуации.
Возросшие сегодня требования к управлению обусловлены увеличением размеров
предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми
современными управленческими навыками. Все решения по финансовым,
организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются ныне
профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют и
контроль за выполнением намеченного.
Если ООО «Валентина» намерено не только лишь выжить, но и проявлять
активность в направлении развития своего производства, изменив принципы
управления деятельностью предприятия, то ему необходимо пересмотреть в целом
структуру управления предприятия. Рассматриваемому хозяйственному субъекту
рекомендуется создать такую структуру управления, при которой в основе права на
принятия решений лежит компетентность, а не занятие официального поста.
В обстановке роста самостоятельности и ответственности руководителей всех
уровней, а также и исполнителей, происходит развитие так называемых
неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ,
выполняемых на одном уровне управленческой структуры. При этом заметим,
сокращается необходимость и в вертикальной координации.
Руководителю ООО «Валентина» необходимо уделить особое значение подбору
кадров, но в силу того, что управляющий не в силах осуществить данную работу,
эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь
должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком
профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в
специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах
руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена
управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют
интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для успешного
развития фирмы. Каждый менеджер должен понимать, что производительность труда
зависит очень во многом от квалификации самих работников , а не только от
совершенной технологии и организации рабочих мест.
Поэтому для обеспечения высокой производительности труда работников,
руководству ООО «Валентина» необходимо формировать и реализовывать программы
систематического обучения и подготовки кадров в целях более полного раскрытия
их возможностей.
Определив потребности предприятия в кадрах, руководителю ООО «Валентина»
рекомендуется разработать программу, удовлетворяющую данную потребность,
которая может включать график мероприятий по привлечению, найму, подготовке и
продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Также в
качестве рекомендации можно предложить руководству ООО «Валентина»
формирование кадров производить на базе собственного персонала, т. к. данное
мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того,
повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших
результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается
привязанность работников к фирме. Руководству ООО «Валентина» необходимо
прислушаться к данным рекомендациям, т. к. на сегодняшний день это предприятие
испытывает большие трудности в управлении трудовыми ресурсами , это связано с
большой текучестью кадров, что не может положительно влиять на общее
благополучное развитие фирмы. В то же время желательно, чтобы на предприятие
приходили и люди со стороны с новыми идеями, предложениями и свежими взглядами.
Положительные стороны системы участия персонала в управлении очевидны.
Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более
демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило,
легче разрешаются конфликтные ситуации. Во-вторых, осознание работниками факта
своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества
своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого как раз и
является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в
управлении повышает у работников чувство ответственности за качество
выполняемых работ, а как известно, уровень качества продукции является одной из
определяющих конкурентоспособности предприятия в целом.
Предприятию также можно дать рекомендацию по созданию маркетинговой службы.
В эпоху промышленной революции французский экономист Д. Сэй сформировал одно
из условных правил управления производственной деятельностью фирмы: «Нужно
снижать издержки с тем, чтобы увеличить прибыль» Совет, безусловно, был мудрым,
т. к. для того, чтобы выстоять в условиях конкуренции на рынке и гарантировать
фирме финансовый успех, приходилось сокращать издержки. Однако сегодня, в эру
постиндустриального общества, в условиях информационного взрыва, предприятие
вынуждено уделять пристальное внимание таким сферам, как реализация и сбыт
своей продукции и услуг, увеличение доходов и улучшение своего финансового
состояния. Поскольку в условиях жесткой конкуренции на рынке снизить уровень
производственных расходов в своей фирме ниже определенного предела практически
невозможно, предприятия обращают свой взор в сторону поиска новых путей
увеличения своих доходов.
При помощи анализа финансового состояния, становится очевидным, что в
условиях рынка ООО «Валентина» оказалось в крайне неустойчивом финансовом
положении, которое осложняется ещё и тем, банк не даёт кредиты на льготных
условиях, к тому же увеличивается число конкурентов. Все эти факторы встают на
ту чашу весов, которая склоняется в сторону неминуемого разорения данной
структуры. Чтобы выйти из подобной ситуации, руководству ООО «Валентина»
необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять
стратегию в целом. Для этого необходимо:
- проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают
возможностям фирмы;
- обеспечить эффективную рекламу всех услуг предприятия;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12