реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Анализ финансового состояния предприятия


- проводить активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров

других фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.)

;

- уменьшение производственных издержек и накладных расходов по

производимым фирмой товарам и услугам.

Многие организации в России сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их

руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся

потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на

возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле

поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией

управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории

маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.

Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий в

области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, связанный с

изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и

продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит

:

изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке;

исследование продукта (услуг);

анализ форм и каналов сбыта продукции, а также объёма товарооборота предприятия;

изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;

выявление особенностей рекламной деятельности;

определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;

изучение своей «ниши» на рынке (имеется ввиду область производственной

деятельности, в которой предприятие располагает наилучшими возможностями в

сравнении с потенциальными конкурентами) в целях реализации своих сравнительных

преимуществ для увеличения товарооборота.

На сегодняшний день маркетинг представляет нечто большее, нежели просто

проталкивание товаров и услуг на рынке. Маркетинг - двусторонний процесс

: в распоряжение фирмы поступает информация о потребностях покупателя

с тем, чтобы она могла разработать и предложить ему необходимые товары и

услуги. Маркетинг, таким образом, основан на союзе потребителя и производителя.

Следовательно, маркетинг выступает как процесс планирования и управления

разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к

покупателю и сбытом.

Если предприятие намерено получать прибыль, нужно продавать продукцию, а

для этого необходимо искать покупателя, выявлять его нужды, создавать

соответствующие товары, продвигать их на рынке, договариваться о ценах.

Как показал проведенный анализ, ООО «Валентина» обладает значительной

товарно-материальной базой и достаточным производственным потенциалом для

ведения хозяйственной деятельности.

Решение проблемы выживания можно осуществить различными способами. Один из

них - избавление от незадействованных основных фондов, товарно-материальных

запасов, сокращение численности персонала, сдача в аренду производственных

помещений и т. д. Данная политика ни в коем случае не улучшит финансовое

положение, она лишь позволит ООО «Валентина» существовать ещё какое-то время,

но вероятность потенциальной возможности экономического роста с проведением

данных мероприятий будет значительно снижаться.

Принятие указанной политики выживания путем наименьшего сопротивления

позволило бы судить о пассивности и нежелании руководства принимать решения и

действовать в направлении развития собственного предприятия. Проведение

активной политики, направленной на развитие, разумеется, связано с трудностями

в плане решения огромной массы различных проблем, но ни тех задач, которые не

смог бы разрешить руководитель, есть только его нежелание и неумение.

К сожалению иногда настоящие рыночные идеи рождаются только вследствие

бедственного положения фирмы. Думаю, что данное сложившееся положение должно

подтолкнуть руководство ООО «Валентина» на решительные действия для создания

условий по стабилизации рыночных позиций.

Поэтому для того, чтобы обеспечить производство и сбыт своей продукции,

анализируемому предприятию рекомендуется пересмотреть свою ценовую политику, в

надежде, что снижение цен вызовет благожелательную ответную реакцию

потребителей. Руководству ООО «Валентина» необходимо было иметь собственную

методику установления оптимальной цены посредством изучения цен конкурентов.

Руководитель должен комплексно решать проблему выживания предприятия,

используя все возможные резервы - как внешние, так и внутренние. Предполагаем,

что использование всех приемлемых резервов для снижения себестоимости было бы

весьма полезным мероприятием, направленным на компенсацию потерь в прибыли от

снижения цен. Сокращение издержек необходимо для того, чтобы выстоять в

условиях конкуренции на рынке и гарантировать фирме финансовый успех.

Руководству ООО «Валентина» хотелось бы рекомендовать предпринять все

обоснованные действия по снижению не только переменных, но и

условно-постоянных затрат.

Переменные затраты возрастают, либо убывают

пропорционально объему производства. Они включают в себя:

расходы на закупку сырья и материалов; потребление энергии

для технологических целей; транспортные издержки и

другие расходы. Сокращение переменных издержек возможны за счет приобретения

материальных запасов и конструкций по более низким ценам, снижения

транспортных расходов и т. д.

Постоянные затраты не следуют за динамикой объёма

производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, оклады

управленческих работников, административные расходы и т. п. Снизить данные

издержки возможно за счет пересмотра политики начисления амортизации,

связанной с увеличением срока службы основных средств. Реализация данного

мероприятия вполне реальна, т. к. имея удовлетворительную ремонтную базу ООО

«Валентина» в состоянии обеспечить более длительную эксплуатацию оборудования.

Также можно временно снизить отчисления на страхование имущества

предприятия, расходы по содержанию зданий и сооружений и т. п.

В отличие от переменных большую часть постоянных затрат при сужении

деятельности предприятия и снижении выручки от реализации уменьшить нелегко.

Каким же образом возможно, не меняя структуру издержек, и снижая цены на услуги

не только стабилизировать финансовое положение, но и улучшить финансовый

результат.

Показателем рыночной стабильности фирмы является её способность успешно

развиваться в условиях трансформации внешней и внутренней среды. Для этого

необходимо располагать гибкой структурой финансовых ресурсов и при

возникновении потребности иметь возможность привлекать заемные денежные

средства, т. е. быть кредитоспособным. Кредитоспособность свидетельствует о

потенциале предприятия в своевременном возврате кредитов с процентами при

сохранении благоприятной для предприятия динамикой прибыли. Необходимость

привлечения внешних источников финансирования не всегда связана с

недостаточностью внутренних источников финансирования. Данными источниками, как

известно, являются нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления.

Рассматриваемые источники самофинансирования стабильны, но ограничены

стоимостью и сроком использования оборудования, скоростью оборота денежных

средств, темпам реализации продукции, величиной текущих расходов. Поэтому

свободных денег часто (если не всегда) не хватает, и дополнительное их

вливание, направленное на увеличение оборачиваемости активов будет крайне

полезным.

Все предприятия рано или поздно, в большей или меньшей степени испытывают

дефицит свободных денежных средств. Как его преодолеть?

Одним из решений данной проблемы может стать получение предприятием кредита в

Государственном или коммерческом банке. Однако обращение в банк за кредитом ещё

не гарантирует его получения. Банк должен быть уверен в финансовой прочности

своего клиента. Специальный отдел банка, ведающий кредитованием бизнеса,

рассматривает и анализирует представляемые предприятием данные (показатели

ликвидности, оборачиваемости, доходности и рентабельности) и делают заключение

о возможности предоставления данному хозяйственному объекту краткосрочного

кредита.

Как показал ранее проведенный финансовый анализ, рассматриваемое

предприятие имеет реальную возможность рассчитывать на получение краткосрочного

кредита. В структуре источников средств ООО «Валентина» преобладает собственный

капитал, а общая ликвидность предприятия за анализируемый период, по сравнению

с 1999 годом, несколько улучшилась.

Использование краткосрочных кредитов и займов, направленных на покрытие

текущих потребностей производства, представляется весьма эффективным

мероприятием.

Однако необходимо помнить, что нельзя увеличивать любой ценой соотношение

заёмных и собственных средств, необходимо его регулировать. Если новое

заимствование выгодно предприятию, то это не значит, что оно выгодно банкиру,

т. к. увеличивается его риск. Свой риск банкир попытается компенсировать

увеличением процентной ставки за кредит. Увеличение же коэффициента финансовой

зависимости приведет к снижению ликвидности предприятия и, как следствие,

ухудшению финансовой устойчивости. Сама по себе задолженность не благо и не

зло. Это акселератор развития предприятия и акселератор риска. Проблема для

управляющего состоит не в том, чтобы исключить все риски вообще, а в том,

чтобы принять различные, рассчитанные риски.

В заключение нужно сказать, что если руководство ООО «Валентина» займётся

стратегическим планированием финансов, а также других основополагающих систем

управления бизнесом, и активно применит хотя бы предложенные в данной работе

мероприятия, то предприятие имеет неплохой шанс не только сохранить основную

долю объёмов производства и реализации продукции, но и улучшить свои финансовые

результаты.

Заключение

Главная цель хозяйствующего субъекта современных условиях - получение

максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом.

Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную

задачу управленца.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и

предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в

целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых

рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

В первой главе данной работы был показан механизм формирования финансовых

ресурсов предприятия, составляющих основу экономического потенциала

государства. Основным источником финансовых ресурсов действующих предприятий

выступает выручка от реализации продукции, услуг, работ. В процессе

перераспределения выручки отдельные её части принимают форму доходов и

накоплений.

В главе второй, занимающей большую часть работы, было исследовано

действующее предприятие и его финансовое положение. В ходе работы было

установлено реальное положение дел на предприятии;

выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения.

В третьей главе были описаны основные направления улучшения финансового

состояния предприятия.

Исследования показали, что деятельность предприятия финансируется в

основном за счет собственных средств. Баланс предприятия можно охарактеризовать

ликвидным в недостаточной мере, из-за чего предприятие постоянно испытывает

недостаток в денежных средствах (факт осложняющий положение предприятия).

Ликвидность средств предприятия за анализируемый период несколько увеличилась

по сравнению с 1999 годом, но предприятие нельзя назвать платёжеспособным в

достаточной степени.

Нужно сказать, что на предприятии наблюдается неумелое управление

капиталом. Налицо также тенденция к снижению финансовой устойчивости фирмы.

Поэтому для стабилизации финансового состояния предприятия хотя бы до уровня

прошлых лет предлагается провести следующие мероприятия:

- необходимо в первую очередь изменить отношение к управлению,

- осваивать новые методы и технику управления,

- усовершенствовать структуру управления,

- самосовершенствоваться и обучать персонал,

- совершенствовать кадровую политику,

- продумывать и тщательно планировать политику ценообразования,

- изыскивать резервы по снижению затрат,

- активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов

предприятия.

Как уже говорилось выше, предприятия являются основными звеньями

хозяйствования и формируют основу экономического потенциала государства.

Чем прибыльнее фирма, чем стабильнее её доход, тем большим становится её

вклад в социальную сферу государства, в её экономический потенциал, наконец,

тем лучше живут люди, работающие на таком предприятии.

Список использованных источников

1. Положение по бухгалтерскому учету Бухгалтерская

отчетность организации, утв. Приказом Министерства финансов РФ (ПБУ 4/96) от

29.07 98г. №34н.

2. Положение о составе затрат по производству и реа-

лизации продукции (работ, услуг), и о порядке фор-

мирования финансовых результатов, учитываемых

при налогообложении прибыли, утвержденное по-

становлением Правительства РФ от 05.08.95 N552,

с учетом изменений и дополнений, утвержденных

правительством РФ от 01.07.97. N661.

3. Инструкция Министерства финансов Российской

Федерации от 19.10.97. N115.

4. Инструкция ГНС РФ от 10.08.96. № 37.

5. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой,

хозяйственной и инвестиционной деятельности пред-

приятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 1994-96 .

6. Баканов М. И. Шеремет А. Д. Теория экономи-

ческого анализа. - М.: Финансы и статистика, 1996. – 288с.

7. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как

управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 1995.

8. Ветров А. А. Операционный аудит-анализ. - М.:

Перспектива, 1996.

9.Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. –М.:

Высшая школа, 1993.

10. Гусева Е. Г. Управление производством на малом предприятии.

Учебно-практическое пособие. –М.: МГУЭСИ, 1998. –114с.

11. Ефимова О. В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский

учет, 1996.

12. Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций,

анализ отчётности. - М.: Финансы и статистика,2000. –512с.

13. Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием.

- М.: Финансы и статистика, 1998.

14. Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной

привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и

торговле. - М.: АОДИС, МВЦентр, 1994.

15. Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.

-М.: ИКЦ «Дис», 1998. –224с.

16.Литвин М. И. Применение матричных балансов для оценки

финансового состояния предприятия. // Финансы, 1995. № 6

17.Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства.

- М.: Финансы и статистика, 1996.

18.Справочник финансиста предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1996.

19. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия».

20.Управленческое консультирование в 2-х т. Т.2 : пер. с англ.-

М.: СП Интерэксперт, 1992.

21.Управление инвестиционным проектом. Опыт IBM. Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М,

1995.

22.Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. - Пер. с англ. - М.:

Дело, 1993.

23.Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М.:

Финансы и статистика, 1996.

24. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика,

1994.

25.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. –М.:

Инфра-М, 2000. –343с.

26.Шеремет А. Д., Суйц. Аудит - М.: Инфра-М, 1994.

27.Финансовый анализ деятельности фирмы. – М.: Ист-сервис, 1995.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Система показателей, характеризующих финансовое положение предприятия

Наименование показателя

Формула расчёта

Информационное обеспечение

Отчётная формаНомера строк (с.), граф (г.)
1234

Оценка имущественного положения

1.Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении организацииИтог баланса-нетто1с.399-с.390-с.252-с.244
2.Доля активной части основных средств

Стоимость активной части основных средств

Стоимость основных средств

5

с.363(г.6)+с.364(г.6)

с.371(г.6)

3.Коэффициент износа основных средств

Износ основных средств

Первоначальная стоимость основных средств

5

с.392(г.4)

с.371(г.6)

4.Коэффициент обновления

Первоначальная стоимость поступивших за период основных средств

Первоначальная стоимость основных средств на конец периода

5

с.371(г.4)

с.371(г.6)

5.Коэффициент выбытия

Первоначальная стоимость выбывших за период основных средств

Первоначальная стоимость основных средств на начало периода

5

с.371(г.5)

с.371(г.3)

Оценка ликвидности

1.Величина собственных оборотных средств (функционирующий капитал)

Собственный капитал + долгосрочные обязательства – внеоборотные активы

или

Оборотные активы – краткосрочные пассивы

1

с.490-с.252-с.244+с.590-с.190-с.230-с.390

Или

с.290-с.252-с.244-с.230-с.690

2.Манёвренность собственных оборотных средств

Денежные средства

Функционирующий капитал

1

с.260

с.290-с.252-с.244-с.230-с.690

3.Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные активы

Краткосрочные пассивы

1

с.290-с.255-с.244-с.230

с.690

4.Коэффициент быстрой ликвидности

Оборотные активы за минусом запасов

Краткосрочные пассивы

1

с.290-с.252-с.244-с.210-с.220-с.230

с.690

5. Коэффициент абсолютной ликвидности (платёжеспособности)

Денежные средства

Краткосрочные пассивы

1

с.260

с.690

6.Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов

Собственные оборотные средства

Запасы

1

с.290-с.252-с.244-с.230-с.690

с.210+с.220

7. Коэффициент покрытия запасов

«нормальные» источники покрытия

запасы

1

с.490-с.390-с.252-с.244+с.590-с.190-с.230+с.610+с.621+с.622+с.627

с.210+с.220

Оценка финансовой устойчивости

1. Коэффициент концентрации собственного капитала

Собственный капитал

Всего хозяйственных средств (нетто)

1

с.490-с.390-с.252-с.244

с.399-с.390-с.252-с.244

2. Коэффициент финансовой зависимости

Всего хозяйственных средств (нетто)

Собственный капитал

1

с.399-с.390-с.252-с.244

с.490-с.390-с.252-с.244

3. Коэффициент манёвренности собственного капитала

собственные оборотные средства

собственный капитал

1

с.290-с.252-с.244-с.230-с.690

с.490-с.390-с.252-с.244

4. Коэффициент структуры долгосрочных вложений

долгосрочные пассивы

внеоборотные активы

1

с.590

с.190+с.230

5. Коэффициент долгосрочного привлечения заёмных средств

долгосрочные пассивы

долгосрочные пассивы + собственный капитал

1

с.590

с.490-с.390-с.252-с.244+с.590

6. Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств

заёмный капитал

собственный капитал

1

с.590+с.690

с.490-с.390-с.252-с.244

Оценка деловой активности

1.Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала)

объём реализованной продукции

активы

2.Коэффициент устойчивости экономического роста

чистая прибыль – дивиденды, выплаченные акционерам

собственный капитал

в расчётах используются данные бух. учёта

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.