реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Анализ финансового состояния предприятия


/p>

Наиболее ответственным является третий этап составления матрицы – подбор

источников средств, находящихся в распоряжении предприятия. Здесь следует

исходить из круга финансовых прав и полномочий, предоставленных предприятию,

экономической природы внеоборотных и оборотных, собственных и заемных

средств, хозяйственной целесообразности.

Можно предложить следующий вариант подбора средств (таблица 3).

Таблица 3.

Матричный баланс предприятия

Актив

Пассив

У К и д о б а в о ч н -ы й к а п и т а лР е з е р в н ы й к а - п и т а лФ о н д ы н а к о п л е н и я и п р и б ы л иИ т о г о с о б с т в е н н ы й к а п и т а лД о л г о с р о ч н ы е к р е д и т ыК р е д и т о р ыФ о н д ы п о т р е б л е н и я и р е з е р в ыИ т о г о о б я з а т е л ь с т вБ А Л А Н С
ОС и НМАххх
Кап. ВложенияхххХхх
Долгосрочные фин. Вложения.ххх
Итого внеоборотные активыхххХхх
Запасы и затратыххххххх
Дебиторыххх
Краткосрочные фин. Вложенияххх
Денежные средствахххх
Итого оборотные активыхххххххХ
БАЛАНСххххХхххх

Подбор источников средств проводится в названной последовательности и в

пределах остатка средств.

Матричные балансы существенно расширяют информационную базу для финансового

анализа. С их помощью можно: определить увязку статей актива (имущества

предприятия) и статей пассива баланса (источники средств); рассчитать

структуру и определить качество активов по балансу предприятия и

достаточность источников их финансирования; рассчитать весь набор показателей

и коэффициентов, необходимых для оценки финансовой устойчивости,

платежеспособности, использования ресурсов предприятия; объективно оценить

финансовое состояние предприятия, выяснить причины его изменения за отчетный

период; установить параметры, характеризующие приближение предприятия к

порогу неплатежеспособности (банкротству).

Баланс денежных поступлений и расходов предприятия увязывает бухгалтерский

баланс с финансовыми результатами работы, наличием денежных средств на

счетах, текущим оборотам денежных средств. Он позволяет реально оценить,

сколько денежных средств и на каком этапе требуется предприятию, а также

дает наглядное представление о составе и структуре денежных доходов и

расходов, факторах, повлиявших на изменение денежных остатков на счетах.

При необходимости информация о доходах и расходах может быть расширена и

детализирована по каждой статье.

Все перечисленные выше методики имеют свои достоинства и недостатки. Исходя

из поставленных целей, в данной работе используется методика анализа

финансовой деятельности, предлагаемая В.В. Ковалевым.

1.4. Виды финансового анализа

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный,

предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный)

анализ по итогам деятельности за тот или иной период.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и

статической отчётности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их

подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

Главная задача текущего анализа – объективная оценка результатов коммерческой

деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, мобилизация их,

достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по

результатам труда и качеству работы.

Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной

деятельности, результаты используются для решения проблем управления.

Особенность методики текущего анализа состоит в том, что фактические

результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными

предшествующих анализируемому периоду. В этом виде анализа имеется

существенный недостаток – выявленные резервы навсегда потерянные возможности

роста эффективности производства, т. к. относятся к прошлому периоду.

Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в

себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

Оперативный анализ приближён во времени к моменту совершения

хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и

статического) учёта. Оперативный анализ представляет собой систему

повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого

вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности

функционирования предприятия.

Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: отгрузка

и реализация продукции; использование рабочей силы, производственного

оборудования и материальных ресурсов: себестоимость; прибыль и

рентабельность; платёжеспособность. При оперативном анализе производится

исследование натуральных показателей, в расчётах допускается относительная

неточность т. к. нет завершённого процесса.

Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной

деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.

Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему

решение задач стратегического управления.

В практических методиках и исследованиях задачи перспективного анализа

конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшее

обоснование перспективных планов.

Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа

перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ

называют прогнозным.

1.5.Классификация методов и приёмов анализа

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению

хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

К характерным особенностям метода относятся: использование системы

показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.

Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две

группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних

величин; прием сравнения, сведения и группировки, прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей

отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего

периода.

Прием сведения и группировки заключается в объединении информационных

материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния

факторов в общем, комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового

показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что,

последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные

показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет

определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

На практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности:

горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых

коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим

периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых

финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на

результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом

предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются

возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется

перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между

отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение

взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ - это и внутрихозяйственный

анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и

межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со

среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на

результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов

исследования.

Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез -

соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ, и

др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования,

экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения,

безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового

анализа.

Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам

анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных

оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на

описании аналитических процедур на логическом уровне.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо

науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются

различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.

1.6.Формирование финансовых результатов предприятия

Финансы предприятия - это совокупность денежных отношений, связанные с

формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия.

Финансы предприятия обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала и

взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками,

страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. При

этом они выполняют две функции:

- воспроизводственную;

- контрольную.

Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами

круговорота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой

деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных

доходов и накоплений.

Контрольная функция - это финансовый контроль за

производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Финансовая стратегия предприятия строится на определенных принципах организации:

Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю

маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях

производственно-хозяйственной деятельности.

Финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных

средств предприятия и основные направления их расходования.

Формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу

предприятия в условиях возможных колебаний рыночной коньюктуры.

Безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.

Главной задачей финансовой стратегии является достижение самоокупаемости

предприятия.

Самоокупаемость - это способность предприятия покрывать свои расходы

(затраты) результатами производства, обеспечивая тем самым повторяемость

производства в неизменных масштабах.

В процессе достижения самоокупаемости решаются две важнейшие для предприятия

проблемы:

- борьба с убыточностью;

- повышение прибыльности.

Предприятие не только должно покрывать свои расходы доходами, но и быть

рентабельным, т. е. получать прибыль.

Самоокупаемость - это неотъемлемый момент самофинансирования предприятия.

Самофинансирование - способность предприятия из заработанных средств не

только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение

производства, решение социальных задач.

Самофинансирование осуществляется за счет прибыли и амортизации. В процессе

накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов и различных

платежей из прибыли. В конечном итоге остается перераспределенная прибыль. Из

не распределенной прибыли и амортизации формируется финансовый фонд или

источники самофинансирования предприятия.

Финансирование может осуществляться и путем привлечения средств рынка ссудных

капиталов, к которым относятся: кредит банка, выпуск ценных бумаг (акций и

облигаций). Однако остановимся более подробно на собственных источниках

финансирования предприятия (собственном капитале).

Собственный капитал - капитал, безусловным и исключительным владельцем

которого является собственник (или собственники) предприятия.

К собственному капиталу относится уставный фонд (акционерный капитал), т. е.

первоначальные и последующие вложения собственных средств собственниками,

акционерами, и приращение капитала за счет прибыли.

Прибыль - представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования

предприятия и слагается из финансового результата от реализации продукции

(работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от

внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В

практической деятельности её принято называть валовой прибылью.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как

разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на

добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию,

включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от

реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на

основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия - выручка

от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат и

представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя

оплату труда и прибыль. Связь между ними представлена на рис.1.

Валовой доход

Диплом: Анализ финансового состояния предприятия

Материальные затраты Оплата труда Прибыль

Издержки производства (себестоимость) Чистый доход

Объём реализации

рис. 1. Себестоимость, валовой доход и прибыль предприятия

Масса прибыли и валового дохода характеризует размер эффекта, получаемого в

результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к

получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, такому объёму прибыли,

который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на

рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие

его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание

источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется

три основных источника получения прибыли:

- первый - получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по

выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;

- второй источник связан непосредственно с производственной и

предпринимательской деятельностью;

- третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия.

Величина средств для финансирования расширения производства зависят от ряда

факторов: 1) налогообложения; 2) величины амортизационных отчислений; 3)

поведение предприятия на рынке банковских ссуд; 4) поведение предприятия на

рынке ценных бумаг.

Остановимся подробнее на влиянии первого фактора, т. е. на системе

налогообложения, поскольку размер налога непосредственным образом влияет на

размер нераспределенной прибыли (за рубежом её называют чистой прибылью),

которая поступает в распоряжение предприятия.

Налоги - это обязательные платежи физических лиц (населения) и

юридических лиц (предприятий, организаций), взимаемые государством.

Состав налогов и сборов Российской Федерации определен законом « Об

основах налоговой системы РСФСР ». Налоги делятся на прямые и косвенные.

Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на

прибыль предприятий. Плательщиком данного налога являются предприятия и

организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, а также

иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, (определение смотри

выше).

Прибыль предприятия, исчисленная в соответствии с положениями, изложенными в

разделе 2 Инструкции ГНС РФ № 37 (с изменениями и дополнениями), облагается

налогом в части зачисляемой в федеральный бюджет, по ставке в размере 11%.

В бюджеты субъектов РФ зачисляется налог на прибыль по ставкам,

устанавливаемым законодательными органами субъектов РФ, в размере не свыше

19%, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и

сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.