| |||||
МЕНЮ
| Ответы на вопросы государственного экзаменаp> 1. Расширение компетенции сообществ путем передачи в их ведение регулирования личных (индивидуализированных) отношений в социо-культурной сфере. 2. Учреждение региональных органов, определение сферы региональной компетенции и уточнение порядка функционирования вновь создаваемых институтов. 3. Образование арбитражного суда, ставшего специализированным органом конституционного надзора, призванным разрешать конфликты по вопросам компетенции, которые могут возникнуть в случае столкновения национального закона и декретов сообществ и регионов. Главное назначение третьего этапа конституционной реформы,
проходившего в 1988 году - расширение полномочий сообществ и регионов. В
ведение двух основных сообществ - валлонского и фламандского - перешли
вопросы образования и научных исследований. Предусмотрено, что сообщества
могут регулировать вопросы, связанные с международным культурным
сотрудничеством, в том числе заключать соответствующие международные
соглашения. Расширена компетенция регионов. К их ведению отнесены
общественные работы и общественный транспорт. Особым статусом наделен
столичный регион. В его рамках учреждены специальные выборные органы,
обладающие соответствующей компетенцией. Однако существуют две оговорки:
центральные органы могут подменять региональные органы Брюсселя, если они
считают, что последние не принимают мер по проведению работ, имеющих общенациональное
значение. В то же время каждое из сообществ может осуществлять свою
компетенцию на территории Брюсселя в вопросах, касающихся учебных
заведений, культурных и социо-культурных институтов применительно к
франкоговорящей и нидерландоговорящей частям населения столицы. На уровень регионов были переданы полномочия в сфере сельского
хозяйства, внешней торговли, науки. Оригинальность институционной системы Таким образом, субъектами процесса федерализации в Бельгии выступают и сообщества и регионы. При этом сообщество - воплощение и носитель идеи национально-культурной автономии. Регион - носитель и воплощение идеи территориальной автономии. В основе разграничения компетенции внутри государства лежат три принципа: 1. Компетенция сообществ и регионов является не изначальной, а
производной. Конституция или закон перечисляют области, которые передаются
в ведение сообществ и регионов в силу ясного и прямого установления 2. Компетенция государства, сообществ и регионов носит только исключительный характер. Сообщества и регионы обладают исключительной компетенцией в сравнительно строго очерченной сфере. Они и только они ведают решением вопросов, которые прямо указаны в Конституции и законах. Вся остаточная компетенция, т.е. все, что не названо, принадлежит
государству в лице его высших органов. При этом декреты сообществ и
регионов действуют только в рамках данного сообщества или региона. Иначе
говоря, механизм конкурирующей компетенции решительно отвергнут 3. Компетенция, предоставляемая сообществам или регионам, может вписываться в сравнительно широкую область. В этом случае полномочия оказываются разделенными между государством, сообществами и регионами. В качестве примера можно отметить, что радио и телевидение отнесены к компетенции сообщества, за исключением сообщений национального правительства. Соответствующий аспект регулирования деятельности аудиовизуальных средств относится к ведению федерации. Применительно к данной области имеет место как общее правило - компетенция сообществ, так и исключение - компетенция федеральных органов. Разрешение возможных споров поручено арбитражному суду. Процесс
обособления и укрепления автономий национальных общин Бельгии проходит в
цивилизованных рамках. Между общинами есть согласие о сосуществовании. В
компетенции общенационального уровня остаются внешняя политика, оборона,
ключевые вопросы экономики и социального обеспечения. По словам министра
иностранных дел Бельгии В. Класа, при всей важности автономии есть общая
цель оставаться вместе, чтобы успешно следовать европейской интеграции в
рамках ЕЭС. В то же время многие специалисты признают, что превращение Нередко концепция федерализма распространяется и на те случаи, когда
автономия предоставляется частным организациям, которые представляют
определенные четко выраженные группы в обществе. Так в Австрии, Бельгии и Этот тип федерализма иногда называют социологическим федерализмом. В составе каждого государства (как унитарного, так и федеративного)
есть, как правило, единицы (назовем их так), обладающие абсолютно
уникальными особенностями: это крупнейшие города, чаще всего столичные Особое значения они приобретают в настоящее время для крупнейших городов России: Москвы и Санкт-Петербурга, становящихся полноправными субъектами РФ. Каковы бы ни были причины создания регионального уровня, становится очевидным, что в полной мере федеральная или регионализированная система предлагает реальную альтернативу национальному уровню с точки зрения выполнения функций современного государства. Неизбежное усложнение политических структур уравновешивается облегчением ноши на плечах центра благодаря тому, что основное определение политики во многих важных сферах осуществляется ближе к обыденным проблемам реальной жизни, часто путем стимулирования (использования) региональной лояльности и стимулирования межрегиональной конкуренции в целях поиска лучших решений. Конечно, процесс регионализации весьма сложен, поскольку он требует готовности к пересмотру взгляда на государство и поддержки вертикального разделения властей, которое накладывает определенный отпечаток на систему парламентского суверенитета. В отличии от регионов, являющихся единицами административно-
территориального государственного деления, экономические регионы, границы
которых в большинстве случаев не совпадают с политико-административными
границами первых, не имеют каких-либо постоянных органов управления. ВОПРОС №58. основные типы федерализма. КОНГРУЭНТНЫЕ И НЕКОНГРУЭНТНЫЕ ФЕДЕРАЦИИ. ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ СОЗДАНИя ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА - ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ Конгруэнтные федерации состоят из территориальных единиц, социальный и культурный уровень которых близок в каждом из субъектов федерации и в федерации в целом. В полностью конгруэнтной федеральной системе субъекты федерации представляют собой своего рода отражение в миниатюре важнейших характеристик федерации в целом. Соответственно, неконгруэнтные федерации состоят из субъектов, социальные и культурные характеристики которых сильно отличаются друг от друга и от федерации в целом. Другой способ их различения - сравнение политических границ между субъектами федерации и социальных границ между группами, такими как религиозные и этнические меньшинства. В неконгруэнтных федерациях эти границы имеют тенденцию к совпадению, в конгруэнтных - к пересечению. Если политические границы определены таким образом, что они примерно соответствуют социальным границам, гетерогенность (неоднородность) федеративного государства как целого трансформируется в высокую степень гомогенности (однородности) на уровне субъектов федерации. Другими словами, неконгруэнтный федерализм может сделать плюралистическое или полуплюралистическое общество менее плюралистическим путем создания относительно однородных меньших по размеру и численности населения территорий. К конгруэнтным федеративным государствам можно, например, отнести Следует отметить также, что именно в неконгруэнтных федерациях особенно сильно проявляются обычно тенденции сепаратизма. Одним из наиболее спорных вопросов является вопрос о принципиальной возможности предоставления автономии географически перемешанным группам средствами федерализма, основанного не на чисто географическо-территориальном разделении. ВОПРОС 59. Региональный уровень управления в унитарных государствах. Причины и цель реорганизации. ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС С ТОчКИ ЗРЕНИя СООТНОШЕНИя ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО И 1. Был введен паритетный принцип формирования совета министров, в соответствии с которым, исключая премьер-министра, совет министров стал насчитывать равное количество министров, принадлежащих к франкоговорящей и нидерландоговорящей частям населения страны. 2. Произошло юридическое оформление трех культурно-лингвистических
сообществ: франкоязычного, голландскоязычного и немецкоязычного. 3. Было предусмотрено создание трех регионов: валлонского, фламандского и столичного региона Брюссель. При этом оговорено, что региональные органы, порядок их формирования и компетенции будут определены специальным законом, для выработки которого потребовалось целых 10 лет. Таким образом, в период между 1970 и 1980 годами "регионализация"
существовала только на уровне политических намерений, а не в реальности. 1. Расширение компетенции сообществ путем передачи в их ведение регулирования личных (индивидуализированных) отношений в социо-культурной сфере. 2. Учреждение региональных органов, определение сферы региональной компетенции и уточнение порядка функционирования вновь создаваемых институтов. 3. Образование арбитражного суда, ставшего специализированным органом конституционного надзора, призванным разрешать конфликты по вопросам компетенции, которые могут возникнуть в случае столкновения национального закона и декретов сообществ и регионов. Главное назначение третьего этапа конституционной реформы,
проходившего в 1988 году - расширение полномочий сообществ и регионов. В
ведение двух основных сообществ - валлонского и фламандского - перешли
вопросы образования и научных исследований. Предусмотрено, что сообщества
могут регулировать вопросы, связанные с международным культурным
сотрудничеством, в том числе заключать соответствующие международные
соглашения. Расширена компетенция регионов. К их ведению отнесены
общественные работы и общественный транспорт. Особым статусом наделен
столичный регион. В его рамках учреждены специальные выборные органы,
обладающие соответствующей компетенцией. Однако существуют две оговорки:
центральные органы могут подменять региональные органы Брюсселя, если они
считают, что последние не принимают мер по проведению работ, имеющих
общенациональное значение. В то же время каждое из сообществ может
осуществлять свою компетенцию на территории Брюсселя в вопросах, касающихся
учебных заведений, культурных и социо-культурных институтов применительно к
франкоговорящей и нидерландоговорящей частям населения столицы. На уровень регионов были переданы полномочия в сфере сельского
хозяйства, внешней торговли, науки. Оригинальность институционной системы Таким образом, 1субъектами процесса федерализации в Бельгии выступают и сообщества и регионы. При этом сообщество - воплощение и носитель идеи национально-культурной автономии. Регион - носитель и воплощение идеи территориальной автономии. В основе разграничения компетенции внутри государства лежат три принципа: 1. Компетенция сообществ и регионов является не изначальной, а
производной. Конституция или закон перечисляют области, которые передаются
в ведение сообществ и регионов в силу ясного и прямого установления 2. Компетенция государства, сообществ и регионов носит только исключительный характер. Сообщества и регионы обладают исключительной компетенцией в сравнительно строго очерченной сфере. Они и только они ведают решением вопросов, которые прямо указаны в Конституции и законах. Вся остаточная компетенция, т.е. все, что не названо, принадлежит
государству в лице его высших органов. При этом декреты сообществ и
регионов действуют только в рамках данного сообщества или региона. Иначе
говоря, механизм конкурирующей компетенции решительно отвергнут 3. Компетенция, предоставляемая сообществам или регионам, может вписываться в сравнительно широкую область. В этом случае полномочия оказываются разделенными между государством, сообществами и регионами. В качестве примера можно отметить, что радио и телевидение отнесены к компетенции сообщества, за исключением сообщений национального правительства. Соответствующий аспект регулирования деятельности аудиовизуальных средств относится к ведению федерации. Применительно к данной области имеет место как общее правило - компетенция сообществ, так и исключение - компетенция федеральных органов. Разрешение возможных споров поручено арбитражному суду. Процесс
обособления и укрепления автономий национальных общин Бельгии проходит в
цивилизованных рамках. Между общинами есть согласие о сосуществовании. В
компетенции общенационального уровня остаются внешняя политика, оборона,
ключевые вопросы экономики и социального обеспечения. По словам министра
иностранных дел Бельгии В. Класа, при всей важности автономии есть общая
цель оставаться вместе, чтобы успешно следовать европейской интеграции в
рамках ЕЭС. В то же время многие специалисты признают, что превращение Нередко концепция федерализма распространяется и на те случаи, когда
автономия предоставляется частным организациям, которые представляют
определенные четко выраженные группы в обществе. Так в Австрии, Бельгии и Этот тип федерализма иногда называют социологическим федерализмом. В составе каждого государства (как унитарного, так и федеративного)
есть, как правило, единицы (назовем их так), обладающие абсолютно
уникальными особенностями: это крупнейшие города, чаще всего столичные Особое значения они приобретают в настоящее время для крупнейших городов России: Москвы и С.-Петербурга, становящихся полноправными субъектами РФ. Каковы бы ни были причины создания регионального уровня, становится очевидным, что в полной мере федеральная или регионализированная система предлагает реальную альтернативу национальному уровню с точки зрения выполнения функций современного государства. Неизбежное усложнение политических структур уравновешивается облегчением ноши на плечах центра благодаря тому, что основное определение политики во многих важных сферах осуществляется ближе к обыденным проблемам реальной жизни, часто путем стимулирования (использования) региональной лояльности и стимулирования межрегиональной конкуренции в целях поиска лучших решений. Конечно, процесс регионализации весьма сложен, поскольку он требует готовности к пересмотру взгляда на государство и поддержки вертикального разделения властей, которое накладывает определенный отпечаток на систему парламентского суверенитета. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|