реферат, рефераты скачать
 

Ответы на вопросы государственного экзамена


p> По порядку решения вопросов органы управления делятся на едино начальные и коллегиальные. Преобладают первый тип органов, а коллегиальных сейчас немного (советы министров, административные комиссии, например). В процессе административной реформы 1991-1992 гг. коллегиальные органы - исполнительные едино начальные администрации ( района, области и т. д.), а также коллегиальные органы, как комитеты народного контроля, ликвидированы.
Одновременно был создан институт президентуры. Названные и подобные преобразования расширили единоначалие в управлении. Необходимо отметить, что оно сочетается с совещательной коллегиальностью - коллегии министерств, советы при Президенте и другие коллегии вырабатывают рекомендации, которые проводятся в жизнь единоличными актами руководителей.

В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы ( а это совпадает и с их подчиненностью), можно различать федеральные, республиканские, территориально-государственные ( региональные) и муниципальные органы исполнительной власти.

Среди федеральных органов есть органы общей компетенции (
Президентура, Правительство), которые в законодательстве называются высшими. А федеральные исполнительные органы специальной компетенции делятся на две группы: центральные ( министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Высшие и центральные органы обладают полномочиями на всей территории РФ, а территориальные федеральные органы - только на части ее территории.
Деятельность последних может осуществляться в нескольких территориальных единицах ( в пределах таможенного, пограничного, военного округа, железной дороги и др. ) или строго в пределах одной административно-территориальной единицы ( так действуют военкоматы, управления безопасности, налоговые инспекции и др. ).

27 мая 1993 г. Правительство РФ одобрил предложения "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ".
Этим документом предусмотрено, что создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с администрацией краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В таком же порядке производится назначение руководителей территориальных органов, а их финансирование, как правило, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона федеральными органами по согласованию с краевыми, областными, окружными администрациями.

В республиках, входящих в РФ, тоже есть высшие, центральные и территориальные республиканские органы. К государственно-территориальным относятся органы управления, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Каждую региональную систему управления возглавляет соответствующая администрация, руководимая ее главой ( мэром, губернатором). Администрации подчинены главные управления, управления, отделы, комитеты, комиссии и иные областные, краевые, окружные органы специальной компетенции.

В городах и районах исполнительная власть представлена местной администрацией и подчиненными ей органами специальной компетенции ( управлениями, отделами, комитетами, комиссиями, агентствами). В селах, поселках есть сельская, поселковая администрация.

Президент РФ

Пост Президента учрежден Законом "О Президенте РСФСР", принятым
Верховным Советом 24 апреля 1991 г. На этот пост может быть избран только гражданин РФ в возрасте от 35 до 65 лет, обладающий избирательным правом.
Президент избирается сроком на 4 года путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

В соответствии с законом Президент вступает в должность не позднее одного месяца со дня официального объявления результатов выборов. При этом он приносит присягу на торжественном заседании высшего органа государственной власти республики. Место нахождения Президента - столица
России город Москва.

Вопросы Президентуры регулируются Конституцией РФ, принятыми в 1991 г. законами о Президенте РСФСР ( РГ. 1991. 27 апреля), о выборах Президента
РСФСР, О вступлении в должность Президента РСФСР. Ряд полномочий Президента закреплен в Законе "О чрезвычайном положении" ( РГ. 1991. 21 мая) и в других правовых актах.

Президент как высшее должностное лицо республики наделен большими полномочиями. Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности, ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.

Ему предоставлено право назначать и отзывать дипломатических представителей РФ, принимать верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.

Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов государственной власти и управления. Он олицетворяет единство России, ее суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир, национальное согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод граждан.

Президент активно влияет на деятельность законодательных органов. По его предложению созываются внеочередные заседания Федерального Собрания РФ, он вправе обращаться к нему с посланиями, он обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы РФ в течение 14 дней с момента их принятия. Конституция наделила Президента правом отлагательного вето, т. е. правом не подписывать ( а значить и не обнародовать) принятый закон и до истечения двухнедельного срока возвращать его для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принимается большинством голосов, то Президент обязан подписать и опубликовать его в течение 3 дней.

Как высшее должностное лицо республики Президент обращается с посланиями к народу РФ, награждает государственными наградами, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания, решает в соответствии с законом вопрос гражданства, предоставления политического убежища, осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РФ.

Президент, Правительство РФ, главы исполнительной власти и советы министров республик в составе РФ, главы администрации и органы исполнительной власти автономных и административно-территориальных образований образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Как глава всей управленческой иерархии, всей системы исполнительной власти Президент наделен большими полномочиями.

Он руководит деятельностью Правительства республики и принимает меры для эффективного осуществления Правительством своих полномочий. С согласия
Федерального Собрания российский Президент вправе назначить главу правительства, а по представлению последнего - назначать и освобождать министров, руководителей комитетов и иных центральных ведомств РФ.

Президент вправе отметить постановление, распоряжение Совета
Министров, если оно незаконно.

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РФ до проведения выборов главы администрацией краев, областей, автономных областей и округов, городов и районов назначаются Президентом или по его поручению главами администрацией вышестоящего уровня по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов. В таком же порядке пока решается и вопрос о досрочном прекращении полномочий глав администрации.
Очевидно, что в случае необходимости Президенту могут делегировать и другие полномочия, продлить срок действия ранее делегированных.
Можно различить постоянные полномочия Президента, предоставленные ему
Конституцией и текущим законодательством, ( 1) и временно делегированные (
2).

Глава исполнительной власти России обязан принимать меры по обеспечению государственной и общественной безопасности, он возглавляет
Совет безопасности РФ, в установленном законом порядке объявляет чрезвычайное положение.

Президент вправе издавать указы и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории республики, и проверять их исполнение. Указы могут быть как правоприменительными, так и нормативными. В зависимости от обстоятельств можно различать обычные и чрезвычайные указы, а по характеру реализуемых полномочий и процедуре издания - принимаемые самостоятельно, после согласования с Федеральным Собранием, местными Советами. Акты
Президента публикуются в "Собрании актов Президента РФ и правительства РФ".

Организационное российский Президент никому не подчинен, он обладает высокой степенью независимости от других государственных органов. Но в правовых актах, регулирующих его статус, закрепляется вторичный, подзаконный характер президентской власти. Указы Президента принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов РФ, решений законодательных органов Федерации и не могут противоречить законам.

Законодательные органы воздействуют на исполнительную власть и с помощью финансовых рычагов, определяя размер государственного бюджета, статьи его доходов и расходов, размер средств на содержание аппарата управления.

Конституцией РФ предусмотрена политическая ответственность Президента за нарушение Конституции, законов РФ и данной им присяги. За такие действия он может быть отрешен от должности.

Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией
Президента. В нее входят секретариаты, управление делами, информационно- аналитический центр, пресс-центр и другие структурные подразделения.

Администрация выполняет главным образом подготовку проектов указов и других актов; подготовку различных заседаний, совещаний и т. п. ; хозяйственное обслуживание и делопроизводство; поддержание связей с общественными организациями, средствами массовой информации; контроль за деятельностью исполнительных органов, выполнением указов и распоряжений
Президента.

Президент, администрация Президента, многочисленные Советы при них образуют самостоятельный орган управления - Президенту РФ. Этот орган единолично возглавляет Президент. Он назначает и определяет полномочия главы администрации Президента, советников и ряда других должностных лиц, занимающих ключевые посты в Президентуре.

Президент назначает своих представителей в краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге по представлению Руководителя своей администрации. Представитель Президента вправе осуществлять контроль на соответствующей территории, координировать деятельность территориальных федеральных органов, принимать участие в работе органов исполнительной власти, запрашивать необходимую информацию. По отдельным поручениям
Президента он осуществляет другие полномочия. Представители Президента и их аппараты входят в структуру Администрации Президента.

Правительство

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Он возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их согласованную деятельность и правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и законами к ведению РФ. правовой основой деятельности Правительства является Конституция, Закон "О
ПРавительстве Российской Федерации", и иные законы, а также указы и распоряжения Президента РФ. Правительство подотчетно Федеральному Собранию и Президенту РФ.

Российское правительство - орган коллегиальный. В него входят
Председатель Правительства, его первые заместители и заместители, министры, председатели государственных комитетов, а также руководитель аппарата
Правительства. По представлению главы Правительства Президент вправе включать в состав Правительства руководителей других подведомственных ему центральных органов государственного управления.

Членов Правительства можно различать и по другому критерию:

1. занимающие должности в аппарате Правительства РФ;

2. руководители иных государственных органов, которые по должности являются членами Правительства;

3. персонально, в порядке исключения, входящие в число членов
Правительства.

Председатель Правительства назначается на должность Президентом с согласия Высшего органа законодательной власти. Если высший представительный орган не согласился с предложенной кандидатурой, Президент вправе назначить на срок до трех месяцев исполняющего обязанности председателя и до истечения этого срока представить другую кандидатуру.
Первые заместители, заместители главы Правительства, министры, председатели государственных комитетов, руководитель аппарата Правительства назначаются на должность по представлению главы Правительства Президентом и автоматически включаются в состав Правительства.

Все члены Правительства, а также их заместители не могут занимать должности в государственных, коммерческих, общественных организациях, не имеют права на предпринимательскую деятельность или иную другую оплачиваемую должность ( кроме преподавательской, научной и иной творческой).

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового Правительства. Законом предусмотрена возможность отставки Правительства в тех случаях, если:

1. Федеральное Собрание выразило ему недоверие;

2. такое решение с согласия Федерального Собрания принял Президент;

3. Правительство само приняло решение подать в отставку и Президент ее принял;

4. подал в отставку Председатель Правительства и Президент ее принял.

При отставке Правительства Президент обязан в трехмесячный срок сформировать новое, поручив старому Правительству исполнение обязанностей до того момента, когда будет сформировано новое.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов. Члены Правительства, кроме его председателя, могут освобождаться от должности Президентом. А это влечет изменения в персональном составе Правительства.

Как федеральный орган управления общей компетенции Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. В сфере экономики Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, занимается экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, способствует укреплению денежной и кредитной системы, приводит единую политику цен, рационального использования природных ресурсов. Правительство разрабатывает федеральный бюджет и организует его исполнение.

Акты, принимаемые Президентом и Федеральным Собранием, решения, требующие финансирования их государственного бюджета и федеральных внебюджетных фондов, принимаются с учетом заключений Правительства.

Правительство подготавливает программы социального развития, организует здравоохранение, народное образование, способствует развитию культуры. Важное направление его деятельности - руководство социальным обеспечением, поддержка наименее социально защищенных групп населения, совершенствование системы административной опеки за этими группами граждан.

Главное направление деятельности Правительства - защита интересов государства, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка, обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него возложено руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно- технического и культурного сотрудничества.

Порученные задачи Правительство частично выполняет непосредственно, но в основном через подведомственные ему органы. Он направляет работу центральных федеральных органов исполнительной власти, координирует и контролирует их деятельность. В пределах предоставленных ему полномочий
Правительство РФ направляет и проверяет работу Правительства республик в составе РФ, администраций краев, областей, городов Москва и Санкт-
Петербург, автономной области и автономных округов. Он вправе отменять акты подведомственных ему центральных исполнительных органов, а также глав краевых, областных администраций, противоречащие законодательству РФ, актам
Президента и Правительства.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в квартал, на них решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и социально- культурной деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не мене двух третей членов Правительства, решения принимаются большинством голосов его членов.

Центральные органы федеральной исполнительной власти.

В настоящее время в России существует несколько организационно- правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти:

1. Федеральные министерства;

2. иные федеральные органы исполнительной власти.

Все центральные органы РФ наделены специальной компетенцией, они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми или межотраслевыми ( функциональными). они подчинены непосредственно Правительству и действуют на основании законов, актов
Президента и Правительства. Правовой основой деятельности служат также специальные положения. Положения о каждом из центральных органов утверждаются Президентом РФ или по поручению Правительством, которое устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В случае необходимости он вправе передавать ( делегировать) им решение отдельных вопросов.

Правительство РФ назначает и освобождает от должности заместителей руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов, осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех подведомственных ему органов.

Как правило, каждый центральный орган федеральной исполнительной власти возглавляет определенное ведомство, выполняет функции его центра, штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними экономико-экологических, специальных задач, стоящих перед ведомством.

Обычно центральный орган построен по схеме:

1. руководство ( руководитель, его заместители, коллегия, комитет, ведомственные научные и иные советы);

2. производственные структурные подразделения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых ведомство и создано;

3. штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства ( управления бухгалтерского учета, кадров и др.).

Слова "министерство", "комитет", "российское агентство", "федеральная инспекция" имеют двойное значение, ими обозначаются разные понятия. Во- первых, министерство, государственный комитет, российское агентство - это центральный орган исполнительной власти, возглавляющий административное ведомство, центральный аппарат ведомства, его штаб. Все они находятся в
Москве. А, во-вторых, министерство, комитет - это система министерства, комитета, т. е. административное ведомство.

И когда о ком-то говорят, что он работает в МВД, что она служит в
Министерстве обороны, то имеют в виду чаще всего работу ( службу) в определенном ведомстве. Те, кто занимает должности в центральном органе управления, чаще всего сообщают, что они трудятся в центральном аппарате министерства, комитета и т. д.

Федеральные административные ведомства могут быть общефедеральными и совместными ( название условное, так как пока нет легальных названий).
Общефедеральные представлены отраслями и сферами деятельности, которые в соответствии с федеративным договором полностью находятся в ведении федеральных органов ( министерства обороны, путей сообщения, государственный таможенный комитет и др. ). Центральные органы общефедеральных ведомств руководят подведомственными отраслями, сферами управления как непосредственно, так и через территориальные федеральные органы, которые подчинены только по вертикали своим ведомственным центрам и содержатся за счет федерального бюджета.

Совместные федеральные ведомства созданы для упорядочения деятельности в тех отраслях и сферах управления, которые являются предметами совместного ведения РФ и ее субъектов. Центральные органы смешанных ведомств руководят частично подведомственными отраслями непосредственно, а в основном через республиканские, областные, краевые, окружные, городские ( Москвы и Санкт-
Петербурга) органы. А республиканские, краевые, областные, окружные, городские органы подчинены по вертикали центральному органу федеральной исполнительной власти, а по горизонтали - Правительству республики или соответствующей администрации. Горизонтальное подчинение является линейным, вертикальное - функциональным.

В совместных ведомствах федеральный центр осуществляет общее руководство, а непосредственное управление отраслями, сферами на территории субъекта федерации - дело их органов. К совместным федеральным органам относятся, например, министерства здравоохранения, финансов, культуры, государственные комитеты по делам гражданской обороны, антимонопольной политике.

Выше речь шла о признаках, общих для всех организационно-правовых центральных органов исполнительной власти. Но между ними есть и определенные различия.

1. Министерства являются центральными единоначальными органами и, как правило, отраслевыми. Их образует, реорганизует и упраздняет Федеральное
Собрание по предложению Президента. Министров назначает и освобождает от должности Президент по представлению Председателя Правительства самостоятельно, а министров иностранных дел, внутренних дел, обороны - с согласия Российского парламента.

Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между своими заместителя. в министерствах имеются совещательные органы-коллегии.
Они, как правило, состоят из руководящих работников министерства.
Председатель коллегии министр, ее решения проводятся в жизнь его приказами.

2. Государственные комитеты - центральные органы, осуществляющие межотраслевое управление, они наделены значительной функциональной властью.
Их образует, реорганизует, упраздняет Федеральное Собрание по предложению
Президента. Во главе госкомитета находится председатель, который назначается и освобождается от должности Указом Президента и по должности входит в состав Правительства.

Как центр ведомства Государственный комитет выполняет две группы задач: межотраслевое ( функциональное) управление порученной ему сферой. Эта внешняя организационная деятельность и ее осуществление - главная задача органа; линейное руководство подчиненными ему организациями, внутриведомственное управление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.