| |||||
МЕНЮ
| Ответы на вопросы государственного экзаменаp> По порядку решения вопросов органы управления делятся на едино начальные и коллегиальные. Преобладают первый тип органов, а коллегиальных сейчас немного (советы министров, административные комиссии, например). В процессе административной реформы 1991-1992 гг. коллегиальные органы - исполнительные едино начальные администрации ( района, области и т. д.), а также коллегиальные органы, как комитеты народного контроля, ликвидированы. Одновременно был создан институт президентуры. Названные и подобные преобразования расширили единоначалие в управлении. Необходимо отметить, что оно сочетается с совещательной коллегиальностью - коллегии министерств, советы при Президенте и другие коллегии вырабатывают рекомендации, которые проводятся в жизнь единоличными актами руководителей. В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы ( а это совпадает и с их подчиненностью), можно различать федеральные, республиканские, территориально-государственные ( региональные) и муниципальные органы исполнительной власти. Среди федеральных органов есть органы общей компетенции ( 27 мая 1993 г. Правительство РФ одобрил предложения "О порядке
создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ". В республиках, входящих в РФ, тоже есть высшие, центральные и территориальные республиканские органы. К государственно-территориальным относятся органы управления, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Каждую региональную систему управления возглавляет соответствующая администрация, руководимая ее главой ( мэром, губернатором). Администрации подчинены главные управления, управления, отделы, комитеты, комиссии и иные областные, краевые, окружные органы специальной компетенции. В городах и районах исполнительная власть представлена местной администрацией и подчиненными ей органами специальной компетенции ( управлениями, отделами, комитетами, комиссиями, агентствами). В селах, поселках есть сельская, поселковая администрация. Президент РФ Пост Президента учрежден Законом "О Президенте РСФСР", принятым В соответствии с законом Президент вступает в должность не позднее
одного месяца со дня официального объявления результатов выборов. При этом
он приносит присягу на торжественном заседании высшего органа
государственной власти республики. Место нахождения Президента - столица Вопросы Президентуры регулируются Конституцией РФ, принятыми в 1991 г.
законами о Президенте РСФСР ( РГ. 1991. 27 апреля), о выборах Президента Президент как высшее должностное лицо республики наделен большими полномочиями. Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности, ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации. Ему предоставлено право назначать и отзывать дипломатических представителей РФ, принимать верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов государственной власти и управления. Он олицетворяет единство России, ее суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир, национальное согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод граждан. Президент активно влияет на деятельность законодательных органов. По его предложению созываются внеочередные заседания Федерального Собрания РФ, он вправе обращаться к нему с посланиями, он обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы РФ в течение 14 дней с момента их принятия. Конституция наделила Президента правом отлагательного вето, т. е. правом не подписывать ( а значить и не обнародовать) принятый закон и до истечения двухнедельного срока возвращать его для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принимается большинством голосов, то Президент обязан подписать и опубликовать его в течение 3 дней. Как высшее должностное лицо республики Президент обращается с посланиями к народу РФ, награждает государственными наградами, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания, решает в соответствии с законом вопрос гражданства, предоставления политического убежища, осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РФ. Президент, Правительство РФ, главы исполнительной власти и советы министров республик в составе РФ, главы администрации и органы исполнительной власти автономных и административно-территориальных образований образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Как глава всей управленческой иерархии, всей системы исполнительной власти Президент наделен большими полномочиями. Он руководит деятельностью Правительства республики и принимает меры
для эффективного осуществления Правительством своих полномочий. С согласия Президент вправе отметить постановление, распоряжение Совета В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РФ до
проведения выборов главы администрацией краев, областей, автономных
областей и округов, городов и районов назначаются Президентом или по его
поручению главами администрацией вышестоящего уровня по согласованию с
соответствующими Советами народных депутатов. В таком же порядке пока
решается и вопрос о досрочном прекращении полномочий глав администрации. Глава исполнительной власти России обязан принимать меры по
обеспечению государственной и общественной безопасности, он возглавляет Президент вправе издавать указы и распоряжения, обязательные к
исполнению на всей территории республики, и проверять их исполнение. Указы
могут быть как правоприменительными, так и нормативными. В зависимости от
обстоятельств можно различать обычные и чрезвычайные указы, а по характеру
реализуемых полномочий и процедуре издания - принимаемые самостоятельно,
после согласования с Федеральным Собранием, местными Советами. Акты Организационное российский Президент никому не подчинен, он обладает высокой степенью независимости от других государственных органов. Но в правовых актах, регулирующих его статус, закрепляется вторичный, подзаконный характер президентской власти. Указы Президента принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов РФ, решений законодательных органов Федерации и не могут противоречить законам. Законодательные органы воздействуют на исполнительную власть и с помощью финансовых рычагов, определяя размер государственного бюджета, статьи его доходов и расходов, размер средств на содержание аппарата управления. Конституцией РФ предусмотрена политическая ответственность Президента за нарушение Конституции, законов РФ и данной им присяги. За такие действия он может быть отрешен от должности. Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией Администрация выполняет главным образом подготовку проектов указов и
других актов; подготовку различных заседаний, совещаний и т. п. ;
хозяйственное обслуживание и делопроизводство; поддержание связей с
общественными организациями, средствами массовой информации; контроль за
деятельностью исполнительных органов, выполнением указов и распоряжений Президент, администрация Президента, многочисленные Советы при них образуют самостоятельный орган управления - Президенту РФ. Этот орган единолично возглавляет Президент. Он назначает и определяет полномочия главы администрации Президента, советников и ряда других должностных лиц, занимающих ключевые посты в Президентуре. Президент назначает своих представителей в краях, областях, автономных
округах, городах Москве и Санкт-Петербурге по представлению Руководителя
своей администрации. Представитель Президента вправе осуществлять контроль
на соответствующей территории, координировать деятельность территориальных
федеральных органов, принимать участие в работе органов исполнительной
власти, запрашивать необходимую информацию. По отдельным поручениям Правительство Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Он
возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их
согласованную деятельность и правомочен решать вопросы государственного
управления, отнесенные Конституцией и законами к ведению РФ. правовой
основой деятельности Правительства является Конституция, Закон "О Российское правительство - орган коллегиальный. В него входят Членов Правительства можно различать и по другому критерию: 1. занимающие должности в аппарате Правительства РФ; 2. руководители иных государственных органов, которые по должности являются членами Правительства; 3. персонально, в порядке исключения, входящие в число членов Председатель Правительства назначается на должность Президентом с
согласия Высшего органа законодательной власти. Если высший
представительный орган не согласился с предложенной кандидатурой, Президент
вправе назначить на срок до трех месяцев исполняющего обязанности
председателя и до истечения этого срока представить другую кандидатуру. Все члены Правительства, а также их заместители не могут занимать должности в государственных, коммерческих, общественных организациях, не имеют права на предпринимательскую деятельность или иную другую оплачиваемую должность ( кроме преподавательской, научной и иной творческой). Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового Правительства. Законом предусмотрена возможность отставки Правительства в тех случаях, если: 1. Федеральное Собрание выразило ему недоверие; 2. такое решение с согласия Федерального Собрания принял Президент; 3. Правительство само приняло решение подать в отставку и Президент ее принял; 4. подал в отставку Председатель Правительства и Президент ее принял. При отставке Правительства Президент обязан в трехмесячный срок сформировать новое, поручив старому Правительству исполнение обязанностей до того момента, когда будет сформировано новое. Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов. Члены Правительства, кроме его председателя, могут освобождаться от должности Президентом. А это влечет изменения в персональном составе Правительства. Как федеральный орган управления общей компетенции Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. В сфере экономики Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, занимается экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, способствует укреплению денежной и кредитной системы, приводит единую политику цен, рационального использования природных ресурсов. Правительство разрабатывает федеральный бюджет и организует его исполнение. Акты, принимаемые Президентом и Федеральным Собранием, решения, требующие финансирования их государственного бюджета и федеральных внебюджетных фондов, принимаются с учетом заключений Правительства. Правительство подготавливает программы социального развития, организует здравоохранение, народное образование, способствует развитию культуры. Важное направление его деятельности - руководство социальным обеспечением, поддержка наименее социально защищенных групп населения, совершенствование системы административной опеки за этими группами граждан. Главное направление деятельности Правительства - защита интересов государства, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка, обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него возложено руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно- технического и культурного сотрудничества. Порученные задачи Правительство частично выполняет непосредственно, но
в основном через подведомственные ему органы. Он направляет работу
центральных федеральных органов исполнительной власти, координирует и
контролирует их деятельность. В пределах предоставленных ему полномочий Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в квартал, на них решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и социально- культурной деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не мене двух третей членов Правительства, решения принимаются большинством голосов его членов. Центральные органы федеральной исполнительной власти. В настоящее время в России существует несколько организационно- правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти: 1. Федеральные министерства; 2. иные федеральные органы исполнительной власти. Все центральные органы РФ наделены специальной компетенцией, они
руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются
отраслевыми или межотраслевыми ( функциональными). они подчинены
непосредственно Правительству и действуют на основании законов, актов Правительство РФ назначает и освобождает от должности заместителей руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов, осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех подведомственных ему органов. Как правило, каждый центральный орган федеральной исполнительной власти возглавляет определенное ведомство, выполняет функции его центра, штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними экономико-экологических, специальных задач, стоящих перед ведомством. Обычно центральный орган построен по схеме: 1. руководство ( руководитель, его заместители, коллегия, комитет, ведомственные научные и иные советы); 2. производственные структурные подразделения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых ведомство и создано; 3. штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства ( управления бухгалтерского учета, кадров и др.). Слова "министерство", "комитет", "российское агентство", "федеральная
инспекция" имеют двойное значение, ими обозначаются разные понятия. Во-
первых, министерство, государственный комитет, российское агентство - это
центральный орган исполнительной власти, возглавляющий административное
ведомство, центральный аппарат ведомства, его штаб. Все они находятся в И когда о ком-то говорят, что он работает в МВД, что она служит в Федеральные административные ведомства могут быть общефедеральными и
совместными ( название условное, так как пока нет легальных названий). Совместные федеральные ведомства созданы для упорядочения деятельности
в тех отраслях и сферах управления, которые являются предметами совместного
ведения РФ и ее субъектов. Центральные органы смешанных ведомств руководят
частично подведомственными отраслями непосредственно, а в основном через
республиканские, областные, краевые, окружные, городские ( Москвы и Санкт- В совместных ведомствах федеральный центр осуществляет общее руководство, а непосредственное управление отраслями, сферами на территории субъекта федерации - дело их органов. К совместным федеральным органам относятся, например, министерства здравоохранения, финансов, культуры, государственные комитеты по делам гражданской обороны, антимонопольной политике. Выше речь шла о признаках, общих для всех организационно-правовых центральных органов исполнительной власти. Но между ними есть и определенные различия. 1. Министерства являются центральными единоначальными органами и, как
правило, отраслевыми. Их образует, реорганизует и упраздняет Федеральное Министерством единолично руководит министр, который по должности
входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между
своими заместителя. в министерствах имеются совещательные органы-коллегии. 2. Государственные комитеты - центральные органы, осуществляющие
межотраслевое управление, они наделены значительной функциональной властью. Как центр ведомства Государственный комитет выполняет две группы задач: межотраслевое ( функциональное) управление порученной ему сферой. Эта внешняя организационная деятельность и ее осуществление - главная задача органа; линейное руководство подчиненными ему организациями, внутриведомственное управление. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|