реферат, рефераты скачать
 

Назначение, цели и методы менеджмента


Назначение, цели и методы менеджмента

Введение: назначение, цели и методы

Особенность подхода предлагаемого пособия заключается в представлении

как методической, так и содержательной частей дисциплины "Менеджмент".

Причиной тому служит разделяемая многими истина: становление менеджера

любого уровня начинается с него самого. Оно невозможно без непрерывного

развития личности как целенаправленного изменения. Поэтому результативный

менеджер должен научиться управлению собой. Для этого следует овладеть

знаниями, умениями и некоторыми практическими навыками не только менеджера,

но и самообразования (учения) и обучения других (подчиненных, например).

Необходимость постоянного перестраивания организации (с учетом

конкурентного окружения и внутренних факторов деятельности) расширяет

понимание сути стратегических изменений в организации. Можно утверждать,

что они представляют единый процесс самообучения персонала и организации

как суммы компетенций (способностей) членов ее персонала. Следовательно,

обучение и работа должны стать синонимами в непрерывно изменяющейся

организации. Такая цель расширяет традиционный состав ролей менеджера.

Образно говоря, руководитель должен быть не только капитаном "корабля-

организации", его штурманом, определяющим направление, рулевым

выдерживающим курс, механиком, дающим энергию движения, боцманом,

управляющим людьми, но и проектировщиком или реконструктором изменений.

Подобная ситуация управления усиливает также функцию лидера-учителя,

наставника и организатора обучения персонала. Специфика образовательного

процесса в быстро меняющемся мире требует применения моделей опережающего

типа. Они позволяют организовать творчески-генеративное инновационное

обучение в направлениях идеального видения будущего состояния организации,

умения предвидения и реализации упреждающих действий целевого типа.

Такие модели служат целями новых методологий образования и управления

организацией. В течение 16 - 20-го веков преобладали технологии и методы

обучения, предполагавшие прямую трансляцию знаний от учителя к ученику без

создания "желаемых" образов внешнего мира на основе адаптивно-родственного

копирования опыта и стандартно-рациональных решений. Создание культуры

самообучения позволяет отказаться от внешних консультантов-учителей.

Дидактика (часть педагогики, посвященная обоснованию организационных

форм, принципов и методов обучения) традиционного типа позволяет готовить

хороших специалистов для репродуктивной (копирующей) деятельности

(Тихомиров В.П., 1998 г.). Соединение обучения и учения (самостоятельной

работы) в лучшем случае обеспечивает усвоение (запоминание) материала. За

это в отечественной практике обычно выставляется оценка

"удовлетворительно". Хороший студент добивается уровня понимания (может

сравнивать и выбирать предложения теории для тех или иных практических

ситуаций). Отличная оценка выставляется за достижение уровня владения

материалом (копирование знаний и умений, получаемых от преподавателя или из

книги в наборе стандартных ситуаций). Однако этого недостаточно, чтобы

стать эффективным и компетентным специалистом.

Чтобы выжить и развиться в меняющемся мире подчиненные и менеджеры

должны не только и не столько воспринимать тот или иной объем специальных

знаний, информации, а включиться в управляемый процесс взаимодействия с

внешним окружением. Если рассматривать отечественную практику обучения,

либо системы управления организацией как динамические системы управления,

то на их входе необходимы ответы на следующие принципиальные вопросы: как

наши возможности и потребности соотносятся с их уровнем в развитых странах

мира? готовы ли мы следовать за ними (или конкурировать) в переходе на

принципы устойчивого развития в развитии человеческих ресурсов, других

видах деятельности? совпадают ли наши устремления в части идеального

видения будущего?

В процессе управления переходом в направлении видения разрабатываются

и реализуются условия и параметры изменений, когда уже необходимо более

реальное целеполагание с ответами на следующую группу вопросов:

поддерживается ли устремления работников к обучению и полному раскрытию их

потенциала? готовы ли мы к новому миропониманию в части ограничений по

знаниям, культуре и другим ресурсам? что следует изменить в системе

управления?

На выходе системы управления организацией оцениваются результаты

процесса обучения, самообучения и развития необходимо получить ответы на

последнюю группу основных вопросов: что считать критериями успеха в

процессе перехода к новому состоянию? каковы конкретные целевые задания,

показатели, нормативы, свидетельствующие о достижении промежуточных и

конечных измеряемых результатов процессов самообразования изменения? дает

ли система менеджеров, способных эффективно изменять себя и персонал в

направлениях видения организации?

Системный подход в ответах на поставленные вопросы позволит отойти от

современной наиболее общей модели решения проблем образования и развития

организации: "настоящее определяется прошлым, а будущее следует из прошлого

и настоящего". Более эффективна, как представляется, модель футуристическая

(противоположной направленности): "настоящее в своем состоянии зависти от

прошлого, а в развитии определяется целевыми ориентирами будущего".

В отношении образования и менеджмента последний вывод означает, что

главная информация находится не на "входе" системы (набор изучаемых

дисциплин, внешние и внутренние факторы текущего состояния деятельности), а

на ее "выходе". То есть важно получить ответ на вопрос: как впишется

обучаемый, менеджер, организация в среду окружения их деятельности? При

этом преподаватель и менеджер должны организовать процесс продвижения

обучаемого и организации в направлениях большего согласования их видения и

целей.

Задание 1. Ответьте на три группы указанных выше

вопросов, рассматривая как динамическую систему Вашу

организацию. Какова связь менеджмента и обучения? Определите

Ваше начальное понимание элементов схемы на рис. 1.

Взаимосвязь и состав разделов пособия представлен на структурно-

логической схеме дисциплины (рис. 1). Если начать с нижнего правого угла

рисунка и двигаться по часовой стрелке, можно "вертолетно" представить

основные темы. Это полезно в начале изучения и при повторении материала.

Рис. 1. Графическое представление содержания дисциплины и пособия

(структурно-логическая схема)

Часть 1. Как учить и учиться менеджменту?

Недоговоренная мысль всегда

интереснее высказанной до

конца; кроме того, она дает

простор воображению ...

П. Пороховщиков

1. Рекомендации по использованию пособия

Назначение раздела

Причина включения материалов раздела в пособие состоят в том, что

развитие навыков обучения и самообразования необходимо и студентам, и

преуспевающим менеджерам. Разъяснений требует также особое построение

пособия, как опорного конспекта в форме рабочей тетради обучаемого, а также

необходимость разных подходов пользования им в режимах очного, очно-

заочного или дистанционного обучения. Вы должны понять, почему для

овладения теорией и практикой менеджмента следует применять специальные

методы проведения занятий и самостоятельной работы.

Цели раздела

После изучения данных предложений Вы будете:

. знать суть методов обучения и самообучения взрослых людей в разных формах

образования (режимах), определять ключевые слова и термины;

. понимать, разъясняя и приводя примеры по основным теориям обучения и

учения, ключевые слова и термины;

. уметь практически пользоваться опорными конспектами - рабочей тетрадью,

представлять в правильном виде контрольные или курсовые работы либо

проверять их.

Ключевые слова и термины раздела

Знания, умения, навыки компетентность менеджера, интерактивные и

деятельностные методы обучения и учения, структурно-логическая схема,

андрагогия, тьютор, учебно-управленческое консультирование, репродуктивный

и творческий уровень компетентности, гипертекст, дистанционное образование,

лекция.

Гипертекст раздела (рис.2).

1.1. Компетентность профессионального менеджера

Для достижения вершин в овладении профессией важно "научиться учить и

учиться". Поэтому методика обучения и самообразования необходима главным

участникам-сторонам образовательного процесса. Преподавателю-консультанту

(тьютору) и развивающемуся менеджеру интересны ответы на вопросы: "Каков

рациональный образовательный процесс по основным дисциплинам профессии?",

"В чем суть профессии и каковы представления о результативном и эффективном

специалисте?"

Для обеспечения непрерывного процесса обучения и самообразования

взрослых людей целесообразна структура пособий, отвечающая на поставленные

вопросы. Необходимо обязательное соединение в них двух частей:

содержательно-теоретической (по

возврат к самооценке с дополнениями в заключение учебы

исходные цели обучаемого накладываются

после самооценки на ключевые понятия

теории и позволяют уяснить

уровня знаний или необходимость

овладения содержание и

компетенции умениями и

навыками значение теорий в

сравнительно-проблемном

схемно-табличном первоначально

представлении

изучаются ведут к

необходимости

особых методов интерактивного

подкрепленное

по назначению учения и

самообучения

раздела

занятиями по практике

недирективно-

деятельностного применения теории

затем по и проектно-

ориентированного типа в опорных конспектах

структурно-логической на основе опорных

конспектов- историей менеджмента

схеме и гипертексту рабочих тетрадей

обучаемого

содержащих теорию и задания

в процессе учебно - управленческого

рассматриваемым также

консультирования

как понятийное изложение

дисциплины "Менеджмент"

конкретизировать цели задачи и методы

самооценку и оценку уровня или

прогресса изучения раздела 1 овладения теорией менеджмента,

определяющие успех деятельности

ГтМ2

Рис. 2 Гипертекст ГтМ1 по использованию пособия

дисциплине специальности) и методико-практической. Это важно как для

очного, так и для очно-заочного либо дистанционного образования (во всех

формах имеются этапы самостоятельной работы студента).

Особенно необходимы пособия такого вида для дисциплин, в которых

требуется образование либо повышение уровня компетентности. Под

компетентностью менеджера в данном пособии понимается совокупность трех

результатов овладения дисциплиной "Менеджмент":

- знания в объеме государственного или профессионального стандарта

менеджера второго и третьего уровней образования (бакалавр и специалист),

как фактические результаты образования личности в рассматриваемой области

знания (науки);

- профессиональные умения и некоторые навыки (автоматически

проявляемые умения) как результаты опыта менеджмента и обучения;

- навыки общения и работы в группе обучаемых, как модели организации.

В рассматриваемой области знаний результативность развития и

самообучения менеджера может оцениваться специальными критериями по трем

элементам компетентности, указанным выше. При этом главным мерилом

компетентности эффективного менеджера можно считать его предпочтение

общению внутри, а не вне организации (с коллегами и подчиненными).

Содержательными направлениями компетентности (ее повышения) являются:

управление процессами изменения товаров, услуг и систем управления;

использование ресурсов; найм и отбор персонала; создание и развитие команд;

использование различий и разрешение конфликтов; принятия решений и

мотивации деятельности.

1.2. Структура пособия и уровни изучения дисциплины

Для повышения методической самонаправленности образовательной среды

(облегчения самостоятельного изучения пособия) книга начинается со

структурно-логической схемы дисциплины, показывающей рекомендуемую

последовательность овладения ее теорией и практикой. Каждая глава

открывается гипертекстом, наглядно устанавливающим смысловые и

ассоциативные связи между терминами, ключевыми словами и выражениями

основных разделов дисциплины.

Самомотивирующий характер среды обучения обеспечивается структурой

пособия, отвечающей требованиям четырех главных иерархии уровней изучения

дисциплины (аудиторно и самостоятельно):

1. Знание теории и исторического опыта дисциплины (элементарно-

репродуктивный, первичный уровень ознакомления на основе краткого,

сравнительно-проблемного, схематического представления теории по темам

дисциплины в форме опорных конспектов). Теоретические предложения образуют

содержание заданий, из которых состоит пособие. Обучаемый в процессе

интерактивного консультирования с преподавателем и в учебной группе должен

заполнить пробелы в рисунках, тексте, строки таблиц. Этим он осуществляет

оперативное конспектирование теории, приводит учебные либо реальные примеры

ее применения.

2. Понимание терминов, ключевых слов и логической взаимосвязи тем

дисциплины (с этой целью в пособии жирным шрифтом выделены ключевые слова,

с которых начинается каждая глава; имеется структурно-логическая схема и

гипертекст; термины, названия теорий их авторов также особо обозначены).

3. Применение теории в учебной или реальной практике осуществляется

на основе комплекса заданий либо исследований по темам дисциплины в форме

диагностических тестов, ролевых или деловых игр, аналитических схем и

таблиц. Они позволяют структурировать опыт применения теории (на

видеокассетах, в пособии, самих обучаемых).

4. Трансформация и синтез теорий либо их использование для решения

новых задач (в процессах интерактивного учебно-управленческого

консультирования в период очного общения преподавателя с обучаемым, а также

самостоятельной углубленной проработки теорий опорных конспектов и практики

заданий, оформленных в рабочей тетради). При этом используется

рекомендуемая в пособии литература.

Следовательно, структура пособий для интерактивного и

самостоятельного (очного и заочного, либо дистанционного) изучения

дисциплины может быть следующей:

. структурно-логическая схема дисциплины (составляются, как правило, в

виде «карт памяти», показывающих состав дисциплины; добавление стрелок

направленности образует схему последовательности изучения, или

диаграмму предшествования). Пример схемы дан на рис. 1;

. назначение раздела или подход к содержанию и форме изложения пособия

(во введении) и каждого его раздела (приводятся причины рассмотрения

конкретных теорий и материалов, их актуальность и способы изложения);

. цели раздела (перечисляются основные результаты, которые желательно

достичь в итоге изучения);

. ключевые слова и термины раздела (представляют минимум остаточных

знаний по дисциплине, которые должен проявлять обучаемый при той или

иной форме контракта);

. гипертекст раздела (информационный массив с указанием смысловых и

ассоциативных связей между понятиями основных разделов рассматриваемой

дисциплины). Графическое представление главных ее взаимосвязей

облегчает дистанционное или самостоятельное изучение, позволяя как бы

"одним взглядом" охватить суть дисциплины, изучая гипертекст разделов;

. ключевые выводы по разделу (используются в целях ускоренного повторения

материалов курса при подготовке к зачету или экзамену).

Гипертексты могут быть составлены по ряду связанных дисциплин.

Подобный подход применен, например, по восьми главам и заключению

междисциплинарно-дидактического пособия проф. А.А. Алабугина "Теория и

практика менеджмента" (Челябинск, Издательство ЧГТУ, 1996 г. - 273 с.). В

этом случае вначале рекомендуется рассматривать гипертекст по интересующей

теме, словарь или предметный указатель, затем - соответствующую главу

пособия, совпадающую по номеру с гипертекстом. Далее осуществляется возврат

в гипертекст и т.д. Следовательно, можно говорить об управлении процессом

учения дисциплинам общего менеджмента, объединенных и связанных между

собой логикой проекта управления организационными изменениями.

Система гипертекстов менеджмента является, в свою очередь,

подсистемой блока гипертекстов других экономико-управленческих наук,

представленных отдельными пособиями (по дисциплине). К ним, например,

относятся книги указанного автора "Маркетинг: теория и практика",

"Финансовый менеджмент: основы теории и практики", настоящее пособие,

пособия "Организационное поведение", "Управление персоналом", "Экономика

предприятия" и другие. Понятия или темы, заключенные в рамки, подробно

объясняются в указанных пособиях и могут быть найдены по их оглавлениям.

Краткие объяснения терминов находятся в словарях, либо в предметных

указателях, имеющихся в пособиях. Дидактическая часть пособий отвечает на

вопрос "как организовать обучение и изучение дисциплинам наиболее

эффективным недерективно-деятельностным методом".

Методика работы с гипертекстами следующая:

1. Изучение системы гипертекстов менеджмента (ГтМi). Для этого их

следует читать по стрелкам всевозможных направлений с согласованными

окончаниями слов. При этом образуются предложения той или иной длины. Если

стрелка закончилась на термине, его подробное разъяснение разыскивается в

словаре и пособиях (по их оглавлениям).

2. Номера гипертекстов i соответствуют номерам глав соответствующих

пособий. Буква "М" - означает "Менеджмент", "Фi" - главы пособия

"Финансовый менеджмент: основы теории и практики", "Мкi" - главы пособия

"Маркетинг: теория и практика" и "ММi" - приложению 3 по дисциплине

"Международный маркетинг и менеджмент" (к книге по маркетингу).

3. Если стрелка закончилась на сокращении "ГтМi" и т.п., это означает

необходимость перехода к соответствующему гипертексту, приведенному в главе

пособия с аналогичным номером по оглавлению.

Следовательно, гипертекст служит заочным "консультантом",

представляющим справочную информацию сверх (гипер) обычного словаря и

пособия. Графическое описание ключевых слов, или понятий, их полных

смысловых связей в виде модели гипертекста позволяет "одним взглядом", "по

диагонали" охватить основное содержание дисциплины (в данном случае

менеджмента). Структурно-логические схемы дают представление лишь о составе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.