реферат, рефераты скачать
 

Назначение, цели и методы менеджмента


вариант)

Задание 70. Используя многопричинную диаграмму,

покажите взаимосвязь ролей по Минцбергу и функций по Файолю

в решении Ваших проблем как менеджера. Стрелки означают

«ведет к…» либо «способствуют тому, что …». Текстовые

пояснения касаются действующих на проблему факторов.

Толщиной стрелок ранжируйте значимость причин либо их

последовательность «первичные – вторичные».

Рис. 20. Вариант многопричинной диаграммы

Ключевые выводы

Основные задачи данного раздела заключались в предоставлении

обучаемым возможностей и ресурсов достижения его целей. Для этого было дано

следующее:

. Определена роль теории в превращении недостаточно успешного, среднего или

преуспевающего руководителя в эффективного менеджера с сопутствующим

набором профессиональных характеристик; элементы компетенции показаны в

причинно-следственной диаграмме;

. Установлены методы изучения дисциплины, история ее развития и место в

системе научного знания (построены схема влияний и системная карта);

. На основе модифицированной модели «7S» МакКинси (в виде схемы влияний)

организации, её операционной подсистемы, контура управления, описаны

содержание конкретных функций, структура (статика) и функционирование

(динамика) системы менеджмента;

. Комплексная работа менеджера описана на основе трех моделей: общих

функций управления (Файоль), управленческих ролей (Минцберг), требований,

ограничений и возможностей выбора менеджера (Стюарт); инструментарий

выбора модели представлены оценочной матрицей, схемой отношений и

многопричинной диаграммой.

4. Управление человеческими ресурсами в организации

Назначение раздела

Основные проблемы менеджера возникают в процессе неэффективных

взаимоотношений с подчиненными, коллегами и вышестоящими руководителями.

Однако после выяснения функций и ролей менеджера, и прежде, чем решать эти

проблемы, он обязан научиться управлять собой.

Цели раздела

В итоге изучения раздела необходимо:

. знать типичные проблемы менеджера и способы их разрешения с учетом

взаимоотношений в организации, преобладающих источников власти и влияния;

. понимать ключевые слова и термины, характеризующие систему

взаимоотношений в организации;

. уметь расставлять предметы в работе менеджера, диагностировать проблемы

менеджера и взаимоотношений, планировать свою загрузку, использовать

источники власти и влияния.

Ключевые слова и термины раздела

Методы управления персоналом, стиль руководства, типичные проблемы

менеджера, делегирование полномочий, рабочий план, проблемы

взаимоотношений, ресурсы менеджера, формы силы (власти) менеджера, типы

контрактов взаимоотношении, информационные потоки менеджера.

Гипертекст раздела (рис. 21)

Задание 71. Конкретизируйте методы управления персоналом:

. административные ______________________________________________

_______________________________________________________________

. экономические _________________________________________________

_______________________________________________________________

. социально-психологические ______________________________________

_______________________________________________________________

4.1. Управление личным временем или самоменеджмент

Задание 72. Оцените действия менеджера в

нижеприводимой (конкретной) ситуации по функциям модели

Файоля и одной из трех групп ролей модели Минцберга. Какие

советы Вы могли бы дать менеджеру, учитывая требования,

ограничения и возможности его работы (вспомните задание 66 и

рекомендации П. 2.4.5).

Николай Харлов — менеджер-игрок

Н. Харлов — менеджер по продажам в компании Форд (российский

филиал) — был назначен на эту должность шесть месяцев назад.

Рис. 21 Гипертекст ГтМ4 "Управление человеческими ресурсами"

Генеральный директор в ближайшую неделю должен провести с ним

аттестационное собеседование по результатам работы за полугодие.

Николай проработал в компании 4 года и до недавнего времени был

вполне удовлетворен своей работой сначала в отделе продаж подержанных

автомобилей и позднее в отделе продаж новых автомобилей. «Мне нравится

продавать, — объяснял Николай. — Я получаю истинное удовольствие от этого».

Коллеги и покупатели уважали его за опыт. Он был авторитетным работникам,

имеющим постоянных покупателей.

Большинство людей радуется повышению и Николай не является

исключением. Однако дела пошли не так хорошо, как ожидалось. Большую часть

времени Николая можно было застать в демонстрационном зале, так как он

хотел быть в курсе текущих продаж и закупок, надеясь таким образом

заслужить уважение продавцов и стать хорошим менеджером.

Казалось, отвлекающим моментам не будет конца, у него совсем не

осталось времени для работы в офисе, так что пришлось брать работу на дом.

Генеральный директор попросил его изложить свои соображения по поводу

предстоящей «Недели большой распродажи». Уже после того, как срок

предоставления отчета был согласован, Николай обнаружил, что составить его

намного труднее, чем он предполагал. Когда документ был подготовлен, за

день до намеченного срока заболел секретарь. В результате возникли

определенные трудности с напечатанием отчета. Другие дела у Николая также

не клеились.

На обычную церемонию вручения сертификата молодому продавцу - стажеру

Николай опоздал, потому что потратил время на беседу с постоянным

покупателем и не успел подготовить свою речь. Раз или два одна из продавщиц

отсутствовала в то время, когда, согласно расписанию в офисе Николая, она

должна была работать. Поступило уже несколько напоминаний от начальника

отдела кадров о «Программе обучения в компаниях - производителях» для

работников демонстрационного зала, так как Николай опаздывал с

предоставлением обоснования найма дополнительного продавца в отдел продаж

подержанных автомобилей. Для обоснования требовалось проанализировать

данные о продажах за прошедший год и составить подробный и убедительный

прогноз на следующий год. Случалось, что важные письма лежали в деловой

папке Николая неподписанными в течении нескольких дней. И, наконец, однажды

утром у Николая произошел так и оставшийся неулаженным конфликт с одним из

продавцов - приемщиков подержанных автомобилей. Как только Николай сказал

ему, что цена, которую он предложил за автомобиль клиента, завышена,

приемщик, опытный работник, возмутился вмешательством в его действия и

пригрозил пожаловаться генеральному директору.

Случилось так, что генеральный директор в тот день отсутствовал, и

приемщик поостыл. Однако они стали избегать друг друга, и произошедший

инцидент продолжал беспокоить Николая. Казалось, в нем отразились все те

трудности, с которыми он столкнулся за шесть месяцев, прошедших с момента

долгожданного назначения на новую должность. Оказалось, что стать хорошим

менеджером труднее, чем быть удачливым продавцом. Все обернулось не так,

как ожидалось.

Задание 73. Хорошо ли Вы и Н. Харлов управляете своим

временем? Случается ли Вам и ему:

Таблица 8

|Типичные проблемы менеджера |Часто |Иногда |Никогда|

|Откладывать работу? | | | |

|Неэффективно делегировать | | | |

|полномочия? | | | |

|Путаться в бумагах? | | | |

|Проводить ненужные совещания? | | | |

|Участвовать в них? | | | |

|Ошибаться в расстановке | | | |

|авторитетов? | | | |

| | | | |

| | | | |

Если Вами более часто помечены квадраты в колонке «Часто», Вы должны

задуматься о способах совершенствования управления управлением временем.

Свои соображения по этому поводу запишите ниже, комментируя типичные

проблемы менеджера (Жд. Адер, 1987) _______________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

Попробуйте расставить приоритеты в Ваших повседневных делах по квадрантам

рис. 22.

Важность работ

высокая

низкая

Срочность

работ

низкая высокая

Рис. 22 Приоритеты Вашей работы

Задание 74. Знаете ли Вы точно, сколько стоит Ваше

время? Выполните следующее задание:

Заработная плата за год _____________________________________________

Прибавьте 40% (здравоохранение, пенсионный фонд, государственное

страхование, налоги на зарплату и т.п.) _______________________________

Добавьте 100% накладных расходов (офис, отопление, свет, секретарь,

администрация, командировки и прочее) ______________________________

Итого: ___________________________________________________________

Разделите полученную сумму на количество рабочих дней в году (за

исключением праздничных и выходных дней) __________________________

Разделите последний результат на 8 (количество часов в рабочем дне) _____

Разделите последний результат на 60 (количество минут в часе) __________

Задание 75. Воспользуйтесь благоприятной возможностью

заглянуть вперед на ближайшие пять дней и составьте или

пересмотрите свой рабочий план на этот срок. В частности,

перечислите главные задачи, которые Вам необходимо решить, и

вероятные помехи, которые Вы должны будете преодолеть.

(Возможно, Вы уже знакомы с подобными планами; если нет, то

приведенный ниже пример покажет вам, как они составляются).

В конце недели вернитесь к своему плану, чтобы оценить

достигнутый прогресс.

Пример: Рабочий план на следующую неделю

Таблица 9

|День |Главные |Вероятные |Способы преодоления помех |

| |задачи |помехи | |

| |Завершить |Отвлечения от|Заранее известить коллег, |

|1, 2,|аттестацию |работы |подчиненных и начальника о |

|3, 4,|по итогам |подчиненными,|том, что я буду занят |

|5 |полугодия |коллегами или|аттестацией и отвлекать меня|

| |(в идеале) |начальником |можно только по неотложным |

| | | |делам |

|1. | | | |

|2. | | | |

|3. | | | |

|4. | | | |

|5. | | | |

Уроки прошедшей недели (извлеките опыт):

Таблица 10

|Цели |В какой мере я |Почему я сделал так мало? |

| |их достиг? | |

|1.Завершен|1. Я написал |Меня неоднократно отвлекали от |

|ие |два отзыва, |работы. По-видимому, люди не |

|аттестации|осталось еще |могут понять, что меня нельзя |

|по итогам |три. |отвлекать! Для одного из |

|полугодия.|2. |аттестуемых я не имел необходимой|

| |_____________ |информации. Я присутствовал на |

|2. |_______________|экстренном совещании |

|________ |_______________|руководителей отделов. Возможно, |

|__________|_______________|я должен был попросить коллег |

|__________|_______________|присутствовать вместо меня. |

|__________| | |

Кроме того: _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

В группе оцените скоординированность планов:________________________

Задание 76. Верно ли утверждение «лучшее — враг

хорошего»? Приведите примеры из Вашей деятельности, когда

соблюдается правило: «на решение 80% задач тратится 20%

времени, а на остальные 20% задач — 80% времени» (значимые

примеры для многих).

Задание 77. Как Вы делегируете свои полномочия?

Ответьте на вопросы табл. 11.

Таблица 11

|Оценки делегирования полномочий |Да |Нет |

|Есть ли у Вас ощущение чрезмерной перегруженности | | |

|вверенными Вам обязанностями? | | |

|Вам приходятся уделять работе больше времени, чем | | |

|большинству Ваших коллег? | | |

|Вам приходится постоянно брать работу на дом? | | |

|Ваши подчиненные слишком часто, по Вашему мнению, | | |

|обращаются к Вам с вопросами, которые они должны | | |

|решать самостоятельно? | | |

|Вам кажется, что Вы пренебрегаете долгосрочным | | |

|планированием из-за чрезмерной занятости связанной| | |

|с выполнением рутинной работы и преодолением | | |

|кризисов? | | |

|Ваши подчиненные считают, что Вы не позволяете им | | |

|проявлять инициативу в достаточной степени? | | |

Задание 50. Вы уходите в отпуск, имея ответственное

задание. Предложите способы делегирования полномочий Вашему

ВРИО (временно исполняющему обязанности):

В постановке задач _________________________________________________

__________________________________________________________________

В оценке способностей ВРИО _______________________________________

__________________________________________________________________

В уровне взаимоотношений _________________________________________

__________________________________________________________________

В контроле выполнения ____________________________________________

__________________________________________________________________

Продемонстрируйте процесс передачи полномочий в группах с учетом 4-х

пунктов в форме ролевой игры.

Задание 79. Оцените наличие у лидеров организации

качеств, необходимых для делегирования полномочий (табл. 12)

(предложения Л.Р.Фраттон и Д. Пирсон).

Таблица 12

|Формулировки качеств и признаков их |Самооценка |Оценка |

|проявления на практике | |подчиненных |

| |Да |Нет |Да |Нет |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|1. Стиль руководства | | | | |

|1.1. Работа с персоналом | | | | |

|1.2. Одинаковые стандарты требований| | | | |

|к себе и подчиненным | | | | |

|1.3. Коллективность принятия решений| | | | |

|1.4. Учитывает различия людей в | | | | |

|управлении и создании команд | | | | |

|1.5. Видение общих целей и задач | | | | |

|1.6. Авторитарность | | | | |

|1.7. Гибкость поведения | | | | |

|2. Делегирование и вовлечение | | | | |

|2.1. Готовность все взять «на себя» | | | | |

|2.2. Во всем полагаться на | | | | |

|подчиненных | | | | |

|2.3. Делегирует ответственность | | | | |

|Окончание табл. 12 |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|2.4. Защита от бесполезных заданий | | | | |

|3. Признание заслуг, обратная связь | | | | |

|и развитие | | | | |

|3.1. Мотивация персонала | | | | |

|3.2. Предоставление обратной связи | | | | |

|3.3. Признание заслуг и | | | | |

|вознаграждение | | | | |

|3.4. Доверие подчиненных | | | | |

|3.5. Развивает персонал | | | | |

4.2. Стиль руководства и конфликты взаимоотношений

Раскрывается содержание подсистем 4 и 6 деятельности организации на

рис. 14.

Задание 80. Опасны ли стрессовые состояния на работе

(учебе)?

Приведите примеры возникновения стрессового состояния из

Вашего опыта. Каковы признаки такого состояния? Как защитить

себя от стрессов, используя вышерассмотренные теории и

методы?

Для ответа попытайтесь вначале оценить основных потребителей Вашего

личного времени на работе и вне ее (нарисуйте схемы на доске — от каждой

команды), либо проанализируйте итоги заданий 45, 47).

Задание 81. Кто и каков Ваш менеджер (преподаватель)?

Как влияет стиль управления Вашего менеджера на Вашу работу

и что Вы можете (если вообще можете) сделать для того, чтобы

повлиять на него?

После обсуждения в группе терминов кратко опишите свой стиль

руководства:

Автократический, демократический или либеральный: __________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

Как Ваш персонал или члены Вашей команды (группы) относятся к Вашему стилю

руководства? ________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

Изучая Вашего менеджера (преподавателя), определите его метод работы,

ожидания в отношении Вас, его цели, мотивацию: ______________________

__________________________________________________________________

Как Вы можете изучить вышеуказанные качества менеджера (преподавателя)?

__________________________________________________

__________________________________________________________________

Опишите проблемы взаимоотношений с менеджером (преподавателем): ___

__________________________________________________________________

Задание 82. Для конкретизации проблем взаимоотношения

с Вашим менеджером выполните следующий тест:

Таблица 11

|Проблемы взаимоотношений с вашим менеджером| | | | |

| |Всегда|Часто |Иногда|Редко |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Мой менеджер меня игнорирует | | | | |

|Мой менеджер мне не доверяет | | | | |

|Мой менеджер не дает мне понять, что от | | | | |

|меня ожидает | | | | |

|Мой менеджер принимает решения, влияющие на| | | | |

|работу моих подчиненных, без | | | | |

|предварительных консультаций со мной | | | | |

|Мой менеджер непоследователен в своих | | | | |

|требованиях ко мне | | | | |

|Мой менеджер привык делать за меня мою | | | | |

|работу и противится моему желанию делать ее| | | | |

|по-своему | | | | |

|Мой менеджер «подлизывается» к своему | | | | |

|начальству и игнорирует меня | | | | |

|Мой менеджер не подключает меня в | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.