реферат, рефераты скачать
 

Назначение, цели и методы менеджмента


работы группы.

Материалы: Небольшой листок бумаги для каждого участника; ручки или

фломастеры; кнопки или липучка.

Время: 6 минут + 1 ... 2 минуты на каждого участника.

Метод:

1. Попросите участников группы в течение 5 минут написать на карточке о

себе все, что они считают нужным, за исключением собственного имени.

2. Соберите и перемешайте карточки.

3. Передайте стопку карточек одному из участников группы.

4. Он зачитывает первую карточку из стопки. Остальные участники должны

догадаться, кто автор этой карточки.

5. Когда автор будет найден, записывают на карточки его имя и прикрепляют к

стене.

6. Стопка оставшихся карточек переходит к следующему участнику и все

процедура повторяется и т.д.

Комментарий: Это упражнение хорошо работает в группе, где люди не очень

хорошо знают друг друга. Прикрепление карточек на стену дает возможность

уточнить и лучше запомнить информацию о других участниках группы.

Задание 22. События жизни участника группы

Цель: Дать участникам возможность узнать друг о друге больше простых

автобиографических сведений. Меру откровенности определяет сам

участник.

Время: 2 ... 3 минуты на каждого человека.

Метод: Каждый участник в течение 2 ... 3 минут рассказывает другим об

одном двух поворотных событиях в его профессиональной жизни. Это

событие, существенно повлиявшее на то, кем он является сегодня в

профессиональном плане.

Комментарий: Это упражнение может быть использовано в группе не более 8—10

человек, иначе оно требует слишком много времени. Лучше его использовать в

группе, где хотя бы некоторые участники уже знакомы друг с другом, или же

участникам группы предстоит видеться друг с другом в течение довольно

продолжительного периода времени.

Задание 23. Рисунки — характеристики личности

Цель: Дать людям возможность выразить себя и поделиться своими

результатами в группе; лучше познакомить участников; кроме того,

создать отличное украшение комнаты, где проходят занятия группы.

Тьютор при этом может составить предварительный психологический

"портрет" группы.

Материалы: Бумага для каждого участника; цветные карандаши или

фломастеры; кнопки или липучка.

Время: 10 минут + 1 ... 2 минуты на каждого участника.

Метод:

1. Попросите каждого участника нарисовать на карточке что-либо, описывающее

его самого. Отведите на это около 10 минут.

2. Каждый участник показывает свой рисунок группе и коротко его поясняет.

3. Участники пишут на карточках свои имена и прикрепляют карточки к стене.

Комментарий: Это упражнение хорошо подходит и в группе, участники

которой уже знакомы друг с другом (например, на

выездной

школе в новом регионе). Карточки на стене помогут

Вам

быстро вспомнить имена участников.

Задание 24. Объявление проблем и намерений членов группы

Цель: Создать возможности для постоянного представления интересной

информации и выражения идей. Дать возможность задавать вопросы,

комментировать и выражать свои мысли по поводу всего, что имеет

отношение к происходящему в группе.

Материалы: Листы бумаги (16*12 см или больше) для объявлений, цветные

фломастеры, карандаши, кнопки или липучка.

Время: от 5 до 30 минут.

Метод: Попросите каждого участника принести с собой или написать на листе

объявление, в котором содержится:

1. его имя и фамилия;

2. другая информация или идеи, которые он хотел бы написать;

Не следует писать о чем угодно, это упражнение требует информации,

имеющей отношение к происходящему на занятиях.

Примерами таких объявлений могут быть:

1. Причины побудившие Вас прийти учиться на этот курс._______________

2. Любые идеи, замечания и пожелания, связанные с предметом обсуждения в

группе или программой обучения.________________________________

3. Свои профессиональные потребности или проблемы, которые могут помочь

решить другие участники группы.___________________________

4. Свои предложения другим участникам группы о сотрудничестве и взаимных

услугах._______________________________________________

Комментарии: Это очень гибкое упражнение. Результат его варьируется в

зависимости от информации, которую Вы просите предоставить членов группы.

Так, например:

В случае 1: Вы получаете возможность оценить ожидание групп по поводу

процесса обучения. __________________________________________

В случае 2: Вы получите обратную связь от группы по ведению занятий

или же интересные идеи и предложения. _______________________

В случае 3 и 4: Вы предоставляете участникам возможность

сотрудничества за пределами работы в группе.__________________________

Задание 25. Стенгазета группы

Цель: Обеспечить постоянную возможность анонимно выражать

свои мысли и эмоции. Иметь "термометр" чувств в Вашей группе. Дать

возможность анонимно общаться с другими участниками, если возникает

такое желание.

Материалы: Большой лист бумаги (плакат или ватман), прикрепленный к

стене, фломастеры, ручки, карандаши.

Время: 1 ... 2 минуты, чтобы объяснить участникам группы.

Метод: Лист бумаги прикрепляется в месте, где проходят занятия групп.

Всем членам группы ясно объясняется, что они могут писать или

рисовать на этом листе все, что они захотят в любое время.

Комментарий: Хорошее средство, чтобы "выпустить пар" и выразить чувства и

идеи. Это хорошая помощь ведущему группы для оценки происходящего в группе,

в силу анонимности участников.

Но бывают случаи, когда упражнения не достигают своей цели: например,

участником группы, где использовалась стенгазета был профессиональный

карикатурист. Его забавные и язвительные карикатуры были столь хороши, что

другие участники группы боялись нарисовать или написать что-нибудь еще

рядом с его блестящими рисунками. В этом случае стенгазета стала просто

выставкой одного человека.

Задание 26. Ожидания участников обучения

Цель: Помочь участникам обучения выразить их ожидания, опасения и

предложения относительно предстоящей работы, сделать их предметом

обсуждения с коллегами и тьютором. По сути это объединение заданий 7

и 8.

Материалы: Листы бумаги (16*12 см или больше), цветные фломастеры,

карандаши, кнопки или липучка.

Время: от 20 до 40 минут.

Метод: Разделите участников на группы по 5 ... 10 человек. Выдайте каждой

группе по три листа бумаги. Предложите группам обсудить:

. ожидания (что бы они хотели получить от предстоящего события)

. опасения (чего не хотели бы получить)

. предложения (идеи и ресурсы, которые предлагаются участникам)

Результаты работы группы должны быть зафиксированы на бумаге (каждая тема

на своем листе). Предложите представителям от каждой группы представить

всем участникам результаты работы. Обсудите, ответьте на вопросы

участников.

Комментарии: Это упражнение может быть использовано на первом тьюториале

или на заключительных занятиях. Вы можете извлечь ценную информацию о том,

с чем пришли участники группы на занятия к зачету или экзамену. Это

упражнение целесообразно провести сразу после знакомства участников.

2.3.3. Процесс функционирования и изменений группы

Большинство упражнений, приведенных в этом разделе, могут быть

полезны для изучения различных аспектов групповой работы — принятие

решений, формирование групповой культуры, стадии жизни группы, групповые

роли и структура. В зависимости от Ваших потребностей Вы можете изменить

процедуры упражнений, определить свои задачи для наблюдателей, темы для

обратной связи (рефлексии).

Задание 27. "Аквариум" — техника внешнего наблюдения

Цель: Дать возможность наблюдать в группе от 10 до 24 человек процессы,

происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

Время: Не меньше 30 минут. В итого выясняются созидательные и

разрушительные поведенческие характеристики участников групп.

Метод: Участники разбиваются на две равные группы (группа А и группа В)

1. Группа А садится в центре, образуя внутренний круг. Перед членами группы

А поставлена задача, которую они должны обсудить и решить в группе при

условии ограниченного времени. Задачи выбираются из тем дисциплины либо

ставятся обучаемыми.

2. Группа В образует внешний круг вокруг группы А и наблюдает за ходом

дискуссии в первой группе. Члены внутренней группы А не знают инструкций,

которые даются группе В.

3. Инструкции, даваемые группе В могут быть различными в зависимости о

ситуации.

Например, они могут быть следующими:

а) отслеживать роли, сложившиеся в группе А во время дискуссии

(инициаторы, информаторы, разъяснители, контролеры,

подводящие итоги и т.п.);

б) отслеживать стадии, которые проходит группа в своей динамике;

в) отслеживать механизм принятия решения и т.д.;

г) инструкции могут быть одинаковыми для всех членов группы В, или

же разными.

Например: 1 — каждый член группы В наблюдает поведение конкретного

участника А; 2 — часть группы В наблюдает групповые роли, а часть — стадии

группового процесса.

4. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы А:

. сначала члены группы В оценивают результаты работы группы А в

соответствии с заданными инструкциями _________________________

. затем члены группы А дают свою оценку работы их группы_________

. если же каждый участник группы В получил задание наблюдать за

поведением конкретного человека группы А, то они объединяются в пару и

обсуждают результаты наблюдения вдвоем__________________

8. Если остается время, то после завершения упражнения группы могут

поменяться местами.

Комментарии: Техника внешнего наблюдения — это основная техника для

изучения работы группы. Она дает очень полезную возможность сравнения

объективных наблюдений участников дискуссии с мнением внешних наблюдателей.

Если задача на дискуссии поставлена так, что группа вовлекается в нее, то

члены внутренней группы обычно быстро перестают обращать внимание на

внешнее наблюдение. Оптимальное время на саму дискуссию — 10 минут, так как

режим ограниченного времени очень существенен в таком упражнении.

Задание 28. «Путешествие на воздушном шаре»

Цель: Та же, что и в упражнении «Аквариум».

Время: около 30 минут.

Метод: Это модификация упражнения «Аквариум»:

Каждый член внутреннего круга А выбирает себе профессию из общего списка:

учитель, военнослужащий, инженер, врач и т.д.

Всем участникам группы А предлагается представить, что они оказались на

воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до

того момента, когда он упадет в море.

Конфликт: Чтобы этого не произошло, кто-то должен выпрыгнуть из

корзины.

Группа А должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя

из критерия наименьшей полезности, если шар приземлится на необитаемом

острове.

Задача группы В — наблюдать за ходом дискуссии.

Инструкции по наблюдению и оценке см. упражнение «Аквариум».

Комментарии: Это упражнение более игровое и захватывающее, чем

«Аквариум». Оно легко может быть использовано для групп с более

молодыми участниками, или в открытой, легкой на подъем группе.

Задача 29. Ситуация «Потерпевшие кораблекрушение»

(интуитивно—практический подход) к анализу case-study.

Цель: Изучить процесс принятия решений в группе (что проявляется более?:

победить любой ценой; устраниться от решения; главное — общение;

сотрудничество; компромисс).

Время: около 1 часа.

Методические этапы (соответствуют частично столбцам табл. 2):

Раздайте список предметов каждому участнику (табл. 2).

Попросите каждого из них в течение 5 ... 10 минут проранжировать указанные

предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у

самого важного для Вас предмета, цифру 2 — у второго по значению и т.д.).

На этом этапе упражнения дискуссии между участниками запрещены.

Разбейте участников на группы примерно по 6 человек. Одного человека из

каждой группы попросите в большей степени быть наблюдателем, чем участником

группы (или же Вы можете назначить внешних наблюдателей).

Раздайте каждой группе один лист со списком предметов. Затем в течении 20

минут члены группы должны составить общее для группы ранжирование предметов

по степени их важности (так же как они это делали по отдельности).

Теперь оцените результаты дискуссии в каждой группе:

а) спросите сначала мнение наблюдателей о ходе дискуссии и о том,

как принималось групповое решение ___________________________

___________________________________________________________;

б) затем спросите мнение участников группы____________________

___________________________________________________________;

в) зачитайте «правильный» список ответов, предложенный

экспертами NASA (организации США по спасению при авариях);

Предложите сравнить «правильный» ответ и результат группы: для каждого

предмета списка вычислите разность между номером, который присвоила ему

группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные

значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то группа

«утонула».

г) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли

результат группового решения более правильным по сравнению с решениями

отдельных людей?

Если для этого есть достаточное количество людей, то можно

разбиваться на группы, различные по размеру и структуре. Например, можно

образовать группу с ярко выраженным авторитарным лидером и группу с

лидером, прислушивающимся к мнению других участников группы. Если Вам

удастся создать две такие различные группы, то Вы можете: (1) сравнить их

результаты между собой; (2) учитывая мнение наблюдателей и участников

группы обсудить, как влияет стиль лидерства на процесс принятия групповых

решений.

Комментарий: это упражнение дает возможность количественно оценить

эффективность группового решения. В большинстве случаев результаты

группового решения лучше, чем результаты решения отдельных людей. Но

следует помнить, что полученная оценка эффективности работы группы

достаточно условна, поскольку упражнение позволяет оценить эффективность

работы группы при решении жестко заданной задачи и при условии, что ответ

экспертов NASA — единственно правильный. При принятии управленческих

решений достаточно редко встречаются ситуации, когда рамки поставленной

задачи не могут быть раздвинуты, не говоря уже о том, что в менеджменте нет

единственно правильных решений.

Описание ситуации

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара

большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше

местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но

примерно Вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.

Ниже (табл. 2) дан список 15 предметов, которые остались целыми и не

поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам Вы располагаете

прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать Вас,

экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых

людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять

однодолларовых банкнот.

Таблица 2

|Этапы |Разность по модулю номеров и приоритеты |

|2 |4 |5 |2-5в|Предметы |4-5в|

| | | | |1. Секстант | |

| | | | |2. Зеркало для бритья | |

| | | | |3. Канистра с 25 литрами воды | |

| | | | |4. Противомоскитная сетка | |

| | | | |5. Одна коробка с армейским рационом | |

| | | | |6. Карты Тихого океана | |

| | | | |7. Надувная плавательная подушка | |

| | | | |8. Канистра с 10 литрами нефтегазовой | |

| | | | |смеси | |

| | | | |9. Маленький транзисторный приемник | |

| | | | |10. Репеллент, отпугивающий акул | |

| | | | |11. 2 квадратных метра непрозрачной пленки| |

| | | | |12. 1 литр Пуэрто-риканского рома | |

| | | | |крепостью 80% | |

| | | | |13. 450 метров нейлонового каната | |

| | | | |14. Две коробки шоколада | |

| | | | |15. Рыболовная снасть | |

|Итого |? |Критерий [pic] |? |

Ответы экспертов NASA для ситуации

«Потерпевшие кораблекрушение»

Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку,

потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для

привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей.

Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: даже если

маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем

запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самым важным являются зеркало для бритья и канистра

нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации

воздушным и морским спасателям. Вторым по значению являются такие вещи, как

канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета,

очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета,

а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

1. Зеркало для бритья

Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Канистра нефтегазовой смеси

Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой и будет

плыть по воде, привлекая внимание.

3. Канистра с водой

Необходима для утоления жажды.

4. Коробка с армейским рационом

Обеспечивает основную пищу.

5. Непрозрачная пленка

Используется доля сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. Коробки шоколада

Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть

Оценивается ниже, чем шоколад, потому, что в данной ситуации «синица в руке

лучше журавля в небе». Нет уверенности, что Вы поймаете рыбу.

8. Нейлоновый канат

Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Плавательная подушка

Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

10. Репеллент, отпугивающий акул

Назначение очевидно.

11. Ром крепостью 80%

Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика

при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку

употребление может вызвать обезвоживание.

12. Радиоприемник

Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана

Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для Вас важнее знать,

не где Вы находитесь, а где спасатели.

14. Противомоскитная сетка

В тихом океане нет москитов.

15. Секстант

Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по

сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том,

что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и

спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые

тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

4. Деятельностные методы работы в группе

2.4.1. Начало проработки стандартных проблем

Задание 30. Снежный ком (или пирамида).

Это техника, поощряющая всех членов группы принимать активное участие в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.