реферат, рефераты скачать
 

Назначение, цели и методы менеджмента


Задание 56. Методом «снежного кома» определите

возможные понятия «менеджмент», «международный менеджмент»,

«инновационный менеджмент», «производственный менеджмент»,

«финансовый менеджмент», «управление персоналом», «экономика

предприятия». При обсуждении конкретизируйте понятия схемы

(рис. 14), дав примеры (общие либо конкретные) для Вашей или

известной Вам организации.

конкуренты

клиенты

Рис. 14. Модель организации в виде схемы влияний

Внешние факторы деятельности (макросреда, регион, микросреда)

показываются на основе STEP-анализа:

S - социальные ____________________________________________________

T - технологические ________________________________________________

E - экономические и экологические ___________________________________

P - политические __________________________________________________

Региональная инфраструктура

Рыночная _________________________________________________________

Мониторинг природной среды _______________________________________

Промышленность __________________________________________________

Строительство ____________________________________________________

Другие ___________________________________________________________

Микросреда (прямое воздействие)

Поставщики ресурсного обеспечения _________________________________

Клиенты или конечные потребители услуг (продукции) _________________

__________________________________________________________________

Контактные аудитории _____________________________________________

Конкуренты _______________________________________________________

Материальные ресурсы _____________________________________________

Финансовые ресурсы (подробно рассматриваются в дисциплинах «Финансы,

денежное обращение и кредит», «Финансовый менеджмент и персональный

компьютер», «Международный финансовый менеджмент») _

__________________________________________________________________

Основные фонды __________________________________________________

Внутренние факторы (подсистемы) деятельности организации

1-подсистема процедур управления (принятия решений) _________________

2-подсистема лидерства (стилей руководства) __________________________

3-подсистема стратегического планирования __________________________

4-подсистема организационной культуры _____________________________

5-подсистема структуры управления __________________________________

6-подсистема управления персоналом (штаты) _________________________

7-подсистема ресурсного обеспечения, умений персонала и операционная

подсистема _______________________________________________________

Задание 57. Конкретизируйте состав элементов

операционной системы Вашего места работы в виде схемы «вход-

выход» (рис. 15).

Рис. 15. Операционная система организации

Задание 58. Укажите Ваше место работы (реальное либо

желаемое) в структуре предприятия и тип операционной системы

(рис. 15.)

Рис. 16. Структура процесса производства и его типы

Задание 59. Углубляя понимание рис. 14, опишите

структуру менеджмента Вашей организации:

Входы

или или

или

Рис.17. Структура системы менеджмента

Опишите состав подсистем, приведите примеры:

Подсистема менеджмента 1

Подсистема принятия управленческих решений (теория и практика этого аспекта

менеджмента подробно рассматривается в дисциплине «Принятие управленческих

решений») по процедуре: выявление проблемы __________

__________________________________________________________________

предварительная постановка цели ____________________________________ сбор и

анализ информации __________________________________________ уточнение

проблемы и цели с учетом ограничений и критериев __________

__________________________________________________________________

построение формализированной модели решения проблемы _____________

__________________________________________________________________

альтернативные сопоставимые варианты решения проблем ______________

__________________________________________________________________

экономическое обоснование выбора варианта __________________________

__________________________________________________________________

утверждение варианта решения ______________________________________

организация выполнения решения ____________________________________

мотивация выполнения решения _____________________________________ контроль

прогресса в процессе реализации решения ____________________

__________________________________________________________________ анализ

рассогласования _____________________________________________

Подсистема менеджмента 2

Процедура операционной деятельности (теория и практика этой части

менеджмента подробно рассматривается в дисциплинах «Экономика предприятия»

или «Производственный менеджмент») организации включает ряд положений и

операций, зависящих от вида деятельности:

. характеристика процесса (операций): ______________________________

вспомогательные _______________________________________________

организация во времени _________________________________________

. принципы организации процесса: пропорциональность мощности рабочих мест

___________________________________________________ непрерывность

_________________________________________________ параллельность

_________________________________________________ прямоточность

_________________________________________________ ритмичность

___________________________________________________

. тип производственной структуры: технологическая ________________

предметная ____________________________________________________ поточная

______________________________________________________ предметно-

технологическая ______________________________________

. тип организационной структуры (выбор и проектирование изучается в

дисциплинах «Теория организации», «Стратегический менеджмент»): линейная

______________________________________________________ функциональная

________________________________________________ матричная

_____________________________________________________ проектная

_____________________________________________________

. оперативное управление деятельностью: адаптивно-календарное планирование

__________________________________________________ сменно-суточные

задания ________________________________________ обеспечение рабочих мест

________________________________________ контроль и регулирование

_______________________________________

. организация обслуживания производства: материально-техническое

обеспечение ___________________________________________________

энергетическое _________________________________________________

инструментальное ______________________________________________ ремонтное

_____________________________________________________ транспортно-

складское __________________________________________ контроль и

сертификация ________________________________________ другое

________________________________________________________

Подсистема менеджмента 3

Элементы подсистемы (теория и практика управления этой стороной

деятельности подробно изучается дисциплинами «Управление качеством»,

«Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление

проектами»): повышение качества товаров (услуг) __________

__________________________________________________________________

ресурсосбережение _________________________________________________ выход

на новые рынки ______________________________________________ расширение

рынков ________________________________________________ организационно-

техническое развитие ________________________________ социальное развитие

_______________________________________________ переход на принципы

устойчивого развития ___________________________

__________________________________________________________________ другие

изменения __________________________________________________

Подсистема менеджмента 4

Элементы подсистемы: маркетинг (отдельно изучается в дисциплинах

«Маркетинг», «Практический маркетинг», «Международный маркетинг и

менеджмент») __________________________________________ планирование

_____________________________________________________ организация

______________________________________________________ мотивация

________________________________________________________ регулирование

_____________________________________________________

3.4. Методы и модели эффективного менеджмента

Задание 60. После просмотра видеосюжета заполните

табл.5 и обсудите опыт зарубежного менеджмента, используя

рекомендации П.2.4.3.

Таблица 5

| |Насколько важен этот вид |

| |деятельности в Вашей работе |

|Виды деятельности трех |Очень | |Не |Совсем|

|менеджеров |важен |Важен |очень |не |

| | | |важен |важен |

|Выяснение, что нужно сделать| | | | |

|Планирование путей | | | | |

|достижения целей | | | | |

|Поиск информации | | | | |

|«Поддержка контакта» с | | | | |

|командой | | | | |

|Проверка осуществления плана| | | | |

| | | | | |

| | | | | |

Добавьте еще один, два общих для всех менеджеров вида деятельности,

которые вы заметили сами в работе либо при изучении предыдущих занятий.

Задание 61. Опишите приемы конкретных Ваших действий

(как реального или будущего менеджера) в пяти направлениях

модели Файоля (можно ли применить модель в обучении?),

предложенной в 1916 году:

. Прогнозирование и планирование _________________________________

. Организация ____________________________________________________

. Отдача распоряжений (руководство) _______________________________

. Координация действий исполнителя _______________________________

. Контроль выполнения планов _____________________________________

Задание 38. Каким Вам представляется рекомендуемый

Файолем стиль руководства менеджера? Должен ли менеджер быть

диктатором, спускающим приказы, или, наоборот, этаким «отцом

семейства», а может, посредником или кем-то еще? Опять-таки

сначала запишите свои мысли и только после этого прочитайте

вариант ответа, приведенный ниже. Согласитесь ли Вы с

утверждением, что модель Файоля – это взгляд «извне» на

деятельность менеджера?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

______________________________________________

Что значит понятие «менеджер-лидер»? _____________________________

__________________________________________________________________

Создавая свою модель менеджмента, Файоль предложил в качестве

третьего элемента модели — «Отдавать распоряжения». Современное звучание

этого элемента, «Руководство», не носит столь директивного характера, и

поэтому мы будем использовать оба термина — классический, по Файолю, и

современную трактовку.

Задание 63. Опишите действия персонажей видеосюжета,

наиболее (по Вашему мнению) использующего модель Файолю.

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

Задание 64. Опишите управленческие роли по модели

Минцберга, выполняемые в видеосюжете.

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

Задание 65. Для каждой аналогичной роли опишите

примеры Вашей (либо известной Вам) практики менеджерских

действий по 10 нижеприводимым ролям модели Минцберга (1972

г.):

Роли менеджера Примеры из Вашей работы (учебы)

Межличностные роли

1. Глава __________________________________________________________

2. Лидер _________________________________________________________

3. Связующее звено ________________________________________________

Информационные роли

4. Получатель (монитор) ____________________________________________

5. Распространитель _______________________________________________

6. Представитель __________________________________________________

Роли в принятии решений

7. Инициатор (предприниматель) ____________________________________

8. Устранитель проблем ____________________________________________

9. Распределитель ресурсов _________________________________________

10. Ведущий переговоры (посредник)_________________________________

Задание 66. Подумайте о том, какие из управленческих

ролей по Минцбергу являются доминирующими в Вашей текущей

работе, и затем отметьте их галочками в соответствующих

графах.

Таблица 6

| |Роль в моей работе (учебе) |

|Роль |Вообще говоря,|Я предвижу |

| |эта роль очень|время, когда |

| |важна в моей |эта роль станет|

| |работе |важной |

| |Да |Нет |Да |Нет |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Межличностные роли | | | | |

|Глава | | | | |

|Лидер | | | | |

|Связующее звено | | | | |

|Информационные роли | | | | |

|Получатель | | | | |

|Распространитель | | | | |

|Представитель | | | | |

|Роли в принятии решений | | | | |

|Инициатор (предприниматель) | | | | |

|Устранитель проблем | | | | |

|Распределитель ресурсов | | | | |

|Ведущий переговоры | | | | |

|(посредник) | | | | |

Оценив в 5 балльной системе (самооценка и оценка коллег, подчиненных)

качество выполнения ролей, найдите резервы в улучшении Вашей работы.

Согласны ли Вы с тем, что модель Минцберга – это взгляд «изнутри» на

деятельность менеджера?

Задание 67. Исследуйте Ваше окружение в диаграмме,

образно называемой «яичница» в модели Р. Стюарт (1982г.),

учитывающей требования, ограничения и возможности выбора

менеджера, зависящие от его деятельности (деятельности

студента).

Определите сравнительные характеристики моделей

Файоля, Минцберга, Стюарт (достоинства. Недостатки,

рекомендации по применению). В каких подсистемах системы

Менеджмента (рис. 17) возможно использование моделей.

Примените модель Стюарт к анализу в форме табл. 5.

Рис. 18 Ограничения и возможности Вашей деятельности

Составьте краткий список различий между работами А и В.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

______

Какая и этих схем в большей степени способствует А В

Вашей работе или учебе?

1. Какие требования, предъявляемые работой, оказывают наиболее сильное

воздействие на Вас и каковы источники этих требований?

Требования, предъявляемые работой (учебой): Источники этих

требований:

Начальника _______________________ ________________________

Коллег ___________________________ ________________________

Внешние__________________________ ________________________

Подчиненные _____________________ ________________________

К самому себе_____________________ ________________________

2. Какие ограничения сильнее всего сокращают Ваши возможности выбора?

Ограничения:

Ресурсные__________________ Политика и ценности организации_____

Правовые__________________ Ожидания и цели прочих людей:

Профсоюза_________________ руководителей______________________

Технологические____________ подчиненных_______________________

Рабочее место_______________ коллег_____________________________

3. Какими альтернативами с точки зрения того, что делать, как и когда, Вы

располагаете?

Альтернативы:

Что делать _________________ Что обновить ______________________

Как делать _________________ __________________________________

Когда делать _______________ __________________________________

4. Обосновываясь на результатах анализа своей работы, нарисуйте собственную

диаграмму, «яичница». Возможно, Вам покажется необходимым нарисовать

несколько таких диаграмм, особенно если характер Вашей работы меняется

еженедельно или ежемесячно.

5. Теперь вернитесь к вопросам 1, 2 и 3. Каких Вы бы желали изменений в

требованиях, ограничениях и альтернативах, которые помогли бы Вам как

менеджеру действовать более эффективно?

Задание 68. Используйте оценочную матрицу в

пятибалльной системе для выбора модели, наиболее

соответствующей Вашей ситуации. Систему нижеприводимых

критериев компетентного преуспевающего и эффективного

менеджера следует ранжировать по их значимости для Вашей

деятельности.

Таблица 7

| |Оценки по |

|Критерии оценки по |моделям работы менеджера |

|нацеленности модели на: |Лутанса|Файоля |Минц-б|Стюарт|

| | | |ерг | |

|1. развитие общения и рабочих| | | | |

|связей внутри организации | | | | |

|2. развитие команд, себя и | | | | |

|членов организации | | | | |

|3. сбор информации извне и | | | | |

|передача её коллегам для | | | | |

|принятия решений | | | | |

|4. оценку себя, отдельных | | | | |

|работников и команд | | | | |

|5. участие в найме и отборе | | | | |

|персонала | | | | |

|6. планирование изменений | | | | |

|продукции (услуг) | | | | |

|7. завязывание и | | | | |

|поддерживание внешних связей | | | | |

Задание 69. Обсудите возможность объединения

достоинств рассмотренных моделей и интегральное их

использование. Примените для этого метод мозгового штурма. В

ходе дискуссии и штурма постройте схему отношений. Для этого

показывайте в овалах (рис. 19) промежуточные результаты с

наивысшей оценкой в табл. 7, имеющие отношение к

интегральной модели, как к конечному результату. Это

образует как бы коллекцию предварительных замыслов на ранних

этапах анализа.

Рис. 19. Схема отношений при использовании моделей менеджмента (возможный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.