| |||||
МЕНЮ
| Назначение, цели и методы менеджментаЗадание 56. Методом «снежного кома» определите возможные понятия «менеджмент», «международный менеджмент», «инновационный менеджмент», «производственный менеджмент», «финансовый менеджмент», «управление персоналом», «экономика предприятия». При обсуждении конкретизируйте понятия схемы (рис. 14), дав примеры (общие либо конкретные) для Вашей или известной Вам организации. конкуренты клиенты Рис. 14. Модель организации в виде схемы влияний Внешние факторы деятельности (макросреда, регион, микросреда) показываются на основе STEP-анализа: S - социальные ____________________________________________________ T - технологические ________________________________________________ E - экономические и экологические ___________________________________ P - политические __________________________________________________ Региональная инфраструктура Рыночная _________________________________________________________ Мониторинг природной среды _______________________________________ Промышленность __________________________________________________ Строительство ____________________________________________________ Другие ___________________________________________________________ Микросреда (прямое воздействие) Поставщики ресурсного обеспечения _________________________________ Клиенты или конечные потребители услуг (продукции) _________________ __________________________________________________________________ Контактные аудитории _____________________________________________ Конкуренты _______________________________________________________ Материальные ресурсы _____________________________________________ Финансовые ресурсы (подробно рассматриваются в дисциплинах «Финансы, денежное обращение и кредит», «Финансовый менеджмент и персональный компьютер», «Международный финансовый менеджмент») _ __________________________________________________________________ Основные фонды __________________________________________________ Внутренние факторы (подсистемы) деятельности организации 1-подсистема процедур управления (принятия решений) _________________ 2-подсистема лидерства (стилей руководства) __________________________ 3-подсистема стратегического планирования __________________________ 4-подсистема организационной культуры _____________________________ 5-подсистема структуры управления __________________________________ 6-подсистема управления персоналом (штаты) _________________________ 7-подсистема ресурсного обеспечения, умений персонала и операционная подсистема _______________________________________________________ Задание 57. Конкретизируйте состав элементов операционной системы Вашего места работы в виде схемы «вход- выход» (рис. 15). Рис. 15. Операционная система организации Задание 58. Укажите Ваше место работы (реальное либо желаемое) в структуре предприятия и тип операционной системы (рис. 15.) Рис. 16. Структура процесса производства и его типы Задание 59. Углубляя понимание рис. 14, опишите структуру менеджмента Вашей организации: Входы или или или Рис.17. Структура системы менеджмента Опишите состав подсистем, приведите примеры: Подсистема менеджмента 1 Подсистема принятия управленческих решений (теория и практика этого аспекта менеджмента подробно рассматривается в дисциплине «Принятие управленческих решений») по процедуре: выявление проблемы __________ __________________________________________________________________ предварительная постановка цели ____________________________________ сбор и анализ информации __________________________________________ уточнение проблемы и цели с учетом ограничений и критериев __________ __________________________________________________________________ построение формализированной модели решения проблемы _____________ __________________________________________________________________ альтернативные сопоставимые варианты решения проблем ______________ __________________________________________________________________ экономическое обоснование выбора варианта __________________________ __________________________________________________________________ утверждение варианта решения ______________________________________ организация выполнения решения ____________________________________ мотивация выполнения решения _____________________________________ контроль прогресса в процессе реализации решения ____________________ __________________________________________________________________ анализ рассогласования _____________________________________________ Подсистема менеджмента 2 Процедура операционной деятельности (теория и практика этой части менеджмента подробно рассматривается в дисциплинах «Экономика предприятия» или «Производственный менеджмент») организации включает ряд положений и операций, зависящих от вида деятельности: . характеристика процесса (операций): ______________________________ вспомогательные _______________________________________________ организация во времени _________________________________________ . принципы организации процесса: пропорциональность мощности рабочих мест ___________________________________________________ непрерывность _________________________________________________ параллельность _________________________________________________ прямоточность _________________________________________________ ритмичность ___________________________________________________ . тип производственной структуры: технологическая ________________ предметная ____________________________________________________ поточная ______________________________________________________ предметно- технологическая ______________________________________ . тип организационной структуры (выбор и проектирование изучается в дисциплинах «Теория организации», «Стратегический менеджмент»): линейная ______________________________________________________ функциональная ________________________________________________ матричная _____________________________________________________ проектная _____________________________________________________ . оперативное управление деятельностью: адаптивно-календарное планирование __________________________________________________ сменно-суточные задания ________________________________________ обеспечение рабочих мест ________________________________________ контроль и регулирование _______________________________________ . организация обслуживания производства: материально-техническое обеспечение ___________________________________________________ энергетическое _________________________________________________ инструментальное ______________________________________________ ремонтное _____________________________________________________ транспортно- складское __________________________________________ контроль и сертификация ________________________________________ другое ________________________________________________________ Подсистема менеджмента 3 Элементы подсистемы (теория и практика управления этой стороной деятельности подробно изучается дисциплинами «Управление качеством», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление проектами»): повышение качества товаров (услуг) __________ __________________________________________________________________ ресурсосбережение _________________________________________________ выход на новые рынки ______________________________________________ расширение рынков ________________________________________________ организационно- техническое развитие ________________________________ социальное развитие _______________________________________________ переход на принципы устойчивого развития ___________________________ __________________________________________________________________ другие изменения __________________________________________________ Подсистема менеджмента 4 Элементы подсистемы: маркетинг (отдельно изучается в дисциплинах «Маркетинг», «Практический маркетинг», «Международный маркетинг и менеджмент») __________________________________________ планирование _____________________________________________________ организация ______________________________________________________ мотивация ________________________________________________________ регулирование _____________________________________________________ 3.4. Методы и модели эффективного менеджмента Задание 60. После просмотра видеосюжета заполните табл.5 и обсудите опыт зарубежного менеджмента, используя рекомендации П.2.4.3. Таблица 5 | |Насколько важен этот вид | | |деятельности в Вашей работе | |Виды деятельности трех |Очень | |Не |Совсем| |менеджеров |важен |Важен |очень |не | | | | |важен |важен | |Выяснение, что нужно сделать| | | | | |Планирование путей | | | | | |достижения целей | | | | | |Поиск информации | | | | | |«Поддержка контакта» с | | | | | |командой | | | | | |Проверка осуществления плана| | | | | | | | | | | | | | | | | Добавьте еще один, два общих для всех менеджеров вида деятельности, которые вы заметили сами в работе либо при изучении предыдущих занятий. Задание 61. Опишите приемы конкретных Ваших действий (как реального или будущего менеджера) в пяти направлениях модели Файоля (можно ли применить модель в обучении?), предложенной в 1916 году: . Прогнозирование и планирование _________________________________ . Организация ____________________________________________________ . Отдача распоряжений (руководство) _______________________________ . Координация действий исполнителя _______________________________ . Контроль выполнения планов _____________________________________ Задание 38. Каким Вам представляется рекомендуемый Файолем стиль руководства менеджера? Должен ли менеджер быть диктатором, спускающим приказы, или, наоборот, этаким «отцом семейства», а может, посредником или кем-то еще? Опять-таки сначала запишите свои мысли и только после этого прочитайте вариант ответа, приведенный ниже. Согласитесь ли Вы с утверждением, что модель Файоля – это взгляд «извне» на деятельность менеджера? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ______________________________________________ Что значит понятие «менеджер-лидер»? _____________________________ __________________________________________________________________ Создавая свою модель менеджмента, Файоль предложил в качестве третьего элемента модели — «Отдавать распоряжения». Современное звучание этого элемента, «Руководство», не носит столь директивного характера, и поэтому мы будем использовать оба термина — классический, по Файолю, и современную трактовку. Задание 63. Опишите действия персонажей видеосюжета, наиболее (по Вашему мнению) использующего модель Файолю. ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Задание 64. Опишите управленческие роли по модели Минцберга, выполняемые в видеосюжете. ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Задание 65. Для каждой аналогичной роли опишите примеры Вашей (либо известной Вам) практики менеджерских действий по 10 нижеприводимым ролям модели Минцберга (1972 г.): Роли менеджера Примеры из Вашей работы (учебы) Межличностные роли 1. Глава __________________________________________________________ 2. Лидер _________________________________________________________ 3. Связующее звено ________________________________________________ Информационные роли 4. Получатель (монитор) ____________________________________________ 5. Распространитель _______________________________________________ 6. Представитель __________________________________________________ Роли в принятии решений 7. Инициатор (предприниматель) ____________________________________ 8. Устранитель проблем ____________________________________________ 9. Распределитель ресурсов _________________________________________ 10. Ведущий переговоры (посредник)_________________________________ Задание 66. Подумайте о том, какие из управленческих ролей по Минцбергу являются доминирующими в Вашей текущей работе, и затем отметьте их галочками в соответствующих графах. Таблица 6 | |Роль в моей работе (учебе) | |Роль |Вообще говоря,|Я предвижу | | |эта роль очень|время, когда | | |важна в моей |эта роль станет| | |работе |важной | | |Да |Нет |Да |Нет | |1 |2 |3 |4 |5 | |Межличностные роли | | | | | |Глава | | | | | |Лидер | | | | | |Связующее звено | | | | | |Информационные роли | | | | | |Получатель | | | | | |Распространитель | | | | | |Представитель | | | | | |Роли в принятии решений | | | | | |Инициатор (предприниматель) | | | | | |Устранитель проблем | | | | | |Распределитель ресурсов | | | | | |Ведущий переговоры | | | | | |(посредник) | | | | | Оценив в 5 балльной системе (самооценка и оценка коллег, подчиненных) качество выполнения ролей, найдите резервы в улучшении Вашей работы. Согласны ли Вы с тем, что модель Минцберга – это взгляд «изнутри» на деятельность менеджера? Задание 67. Исследуйте Ваше окружение в диаграмме, образно называемой «яичница» в модели Р. Стюарт (1982г.), учитывающей требования, ограничения и возможности выбора менеджера, зависящие от его деятельности (деятельности студента). Определите сравнительные характеристики моделей Файоля, Минцберга, Стюарт (достоинства. Недостатки, рекомендации по применению). В каких подсистемах системы Менеджмента (рис. 17) возможно использование моделей. Примените модель Стюарт к анализу в форме табл. 5. Рис. 18 Ограничения и возможности Вашей деятельности Составьте краткий список различий между работами А и В. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ______ Какая и этих схем в большей степени способствует А В Вашей работе или учебе? 1. Какие требования, предъявляемые работой, оказывают наиболее сильное воздействие на Вас и каковы источники этих требований? Требования, предъявляемые работой (учебой): Источники этих требований: Начальника _______________________ ________________________ Коллег ___________________________ ________________________ Внешние__________________________ ________________________ Подчиненные _____________________ ________________________ К самому себе_____________________ ________________________ 2. Какие ограничения сильнее всего сокращают Ваши возможности выбора? Ограничения: Ресурсные__________________ Политика и ценности организации_____ Правовые__________________ Ожидания и цели прочих людей: Профсоюза_________________ руководителей______________________ Технологические____________ подчиненных_______________________ Рабочее место_______________ коллег_____________________________ 3. Какими альтернативами с точки зрения того, что делать, как и когда, Вы располагаете? Альтернативы: Что делать _________________ Что обновить ______________________ Как делать _________________ __________________________________ Когда делать _______________ __________________________________ 4. Обосновываясь на результатах анализа своей работы, нарисуйте собственную диаграмму, «яичница». Возможно, Вам покажется необходимым нарисовать несколько таких диаграмм, особенно если характер Вашей работы меняется еженедельно или ежемесячно. 5. Теперь вернитесь к вопросам 1, 2 и 3. Каких Вы бы желали изменений в требованиях, ограничениях и альтернативах, которые помогли бы Вам как менеджеру действовать более эффективно? Задание 68. Используйте оценочную матрицу в пятибалльной системе для выбора модели, наиболее соответствующей Вашей ситуации. Систему нижеприводимых критериев компетентного преуспевающего и эффективного менеджера следует ранжировать по их значимости для Вашей деятельности. Таблица 7 | |Оценки по | |Критерии оценки по |моделям работы менеджера | |нацеленности модели на: |Лутанса|Файоля |Минц-б|Стюарт| | | | |ерг | | |1. развитие общения и рабочих| | | | | |связей внутри организации | | | | | |2. развитие команд, себя и | | | | | |членов организации | | | | | |3. сбор информации извне и | | | | | |передача её коллегам для | | | | | |принятия решений | | | | | |4. оценку себя, отдельных | | | | | |работников и команд | | | | | |5. участие в найме и отборе | | | | | |персонала | | | | | |6. планирование изменений | | | | | |продукции (услуг) | | | | | |7. завязывание и | | | | | |поддерживание внешних связей | | | | | Задание 69. Обсудите возможность объединения достоинств рассмотренных моделей и интегральное их использование. Примените для этого метод мозгового штурма. В ходе дискуссии и штурма постройте схему отношений. Для этого показывайте в овалах (рис. 19) промежуточные результаты с наивысшей оценкой в табл. 7, имеющие отношение к интегральной модели, как к конечному результату. Это образует как бы коллекцию предварительных замыслов на ранних этапах анализа. Рис. 19. Схема отношений при использовании моделей менеджмента (возможный Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|