реферат, рефераты скачать
 

Назначение, цели и методы менеджмента


и некоторой (вертикальной) взаимосвязи тем курса.

Рекомендуется следующая последовательность работы с гипертекстами в

пособии: чтение гипертекста по всем направлениям вдоль стрелок и

разветвлениям вплоть до очередного термина (ключевого слова) в рамке

(должны получаться осмысленные законченные предложения) - нахождение общего

содержания и/или отличий в образовавшихся предложениях - для устранения

неясностей или углубления понимания обращайтесь к словарю (ключевые слова -

термины словаря заключены в рамки схемы гипертекста) - обращение к

предметному указателю (если нет словаря) - обращение к тексту пособия по

соответствующей дисциплине (если нет словаря, указателя или Вы хотите более

подробно раскрыть содержание ключевого слова) - изучение литературных

источников, рекомендуемых пособием по данной дисциплине (для написания

реферата, контрольной или курсовой работы, дипломного проекта).

Задание 2. Имея опыт менеджера либо определенные

представления о соответствующей профессии, приведите примеры

по четырем уровням иерархии изучения дисциплины

"менеджмент". Прочтите гипертекст на рис. 2.

Далее в структуре пособия дается основное содержание (по разделам),

заключение (выводы по результатам изучения дисциплины и рекомендации, либо

иные решения по итогам обратной связи обучаемых). Завершается пособие

вопросами для обсуждения, повторения или контроля (зачета либо экзамена).

1.3. Методы обучения и самообразования взрослых людей

На рубеже веков расторгаются традиционные психологические "контракты"

организаций с их менеджерами. Преданности, послушания, доверительности

персонала в обмен на безопасность, служебную карьеру, развитие до выхода на

пенсию становится недостаточно. Все это обеспечивали методологии

образования и менеджмента адаптивно-репродуктивного (аналогичного

копирования и приспособления к внешним изменениям). На первое место

выдвигаются требования знаний и умений работы в условиях неопределенности.

Поэтому успехов могут добиться организации и менеджеры, самообучающиеся в

направлениях идеальных представлений о их будущем. Менеджеры высшего уровня

должны уметь использовать теории для решения инновационных задач.

Творчески-генеративный уровень компетентности в очном режиме

дистанционного образования обеспечивается при условиях активного изучения

современного арсенала ценностей мировой культуры (содержательный аспект

дисциплины). Эти ценности в основном отражены в указанных конспектах

студентов в кратко-схематическом, сравнительно-проблемном, табличном и т.п.

изложении.

Тем не менее, преподаватель примерно одно треть аудиторного времени

дисциплины (не более 20 минут за одно выступление с обязательным диалогом -

обратной связью с обучаемыми) посвящает общению со студентами в форме

лекции-дискуссии, основанной на взаимном обмене знаниями и опытом в области

темы дисциплины. Цель такой лекции заключается не столько в передаче

информации, сколько в том, чтобы:

. вовлечь обучаемых в размышления и дискуссию по теме, указав ее

теоретическое и практическое место и значение в дисциплине, желаемые

результаты изучения (что они должны знать и уметь?);

. показать, (обращаясь к опорному конспекту) основные проблемы и логику

их решения, разъясняя главные элементы и часто встречающиеся

затруднения применения теории на практике, основные схемы;

. познакомить с терминологией темы дисциплины в объеме используемых

ключевых слов и положений, названий теорий, времени первых публикаций

их авторов.

При наличии индивидуальных опорных конспектов-рабочих тетрадей в

соответствующих местах рисунков, схем, таблиц и прочих пропусках текста

студенты кратко записывают результаты размышлений, групповых дискуссии,

пояснений преподавателя, отмечают возможность и особенности применения

теории в практике места учебы или работы обучаемого. Начало лекции, и ее

краткие итоги обучаемый фиксирует на свободном поле личного опорного

конспекта-тетради.

Для отражения логики дополнительной аргументации лектора, его

разъяснений достаточно записывать лишь цитаты, ключевые слова, примеры,

фамилии теоретиков и годы первых публикаций по изученной теме. Здесь же на

полях тетради студент отмечает свои вопросы, комментарии, появившиеся во

время лекции. В итоге устраняются обычные недостатки многих лекций:

пассивность восприятия (знания от лектора переносятся в стандартный

конспект студента, минуя его сознание); необходимость перезаписывания

больших объемов информации, имеющейся в учебниках без их осмысления;

небольшие возможности для дискуссии из-за чрезмерного количества студентов

и недостатка времени.

Рассматриваемый подход соответствует деятельностным недирективным

методам образования (развития) знаний, умений и навыков взрослых людей.

Поэтому в нем применяются методы не традиционной педагогики (в переводе с

греческого языка - детовождения), а антропогогики (человековождения) и

аутогогики (самовоспитания), или андрогогии (Роджер - 1969 г., Нолес - 1972

г., Гоуд и Хансон - 1981, 1982 гг.). В главе 1 настоящего пособия

рассматриваются деятельностная методика применения такого интегрирующего

подхода.

Возможность достижения высшего из указанных уровней иерархии изучения

дисциплины в очном и заочном режимах дистанционного образования возрастает

при реализации ряда принципиальных условий обучения и учения взрослых

людей. Они повышают результативность и эффективность образовательного

процесса.

1) Предоставление каждому специальных пособий (опорных конспектов-

рабочих тетрадей по каждой дисциплине специальности, учебной программы

календарного графика на весь период обучения и учения; междисциплинарных

пособий, объединяющих логически или проектно связанные дисциплины

специальности с аналогичной структурой). Особая структура пособий

позволяет организовать процесс немедленного применения теории к решению

практических задач (учебных или реальных) обучаемых в ходе аудиторной

работы.

2) Обучаемым дается возможность увязать собственные цели и задачи с

тематикой дисциплины. На это направлены достаточно реалистичные описания

конкретных ситуаций и примеры, приводимые преподавателем-консультантом и

опытными студентами. Наибольшие преимущества в этом имеют те, кто изучают

дисциплину заочно, очно-заочно (дистанционно). Они могут выполнять задания

применительно к проблемам своего рабочего места (организации). В итоге

глубокая проработка пособия обычно воплощается в серию результатов: очно-

проработанные задания - внеаудиторная контрольная или курсовая работа -

дипломный проект - реальный проект.

3) Использование положительных норм поведения обучаемых в группе

(обратная связь с преподавателем, взаимообмен информацией и опытом,

взаимная поддержка, экспериментирование в группе как модели структурного

подразделения организации).

4) Включение в образовательный процесс не только интеллекта,

способностей, имеющейся компетенции участников, но эмоций. Речь идет о

создании неформальной, восхваляюще-ненаказуемой атмосферы занятий.

Контролируется личный прогресс обучаемых (не рекомендуется сравнивать

успехи одного участника группы с другим).

5) Перераспределение ролей преподавателя. На первичный план выходит

подготовка учебно-методических материалов специального типа и организация

особого процесса обучения и учения (выполняющий это может быть назван

академическим тьютором). Когда он ограничивается функциями планирования,

организации, консультаций в процессе освоения материалов, овладения

умениями и навыками, применимо определение тьютор. При добавлении к

функциям обеих типов тьюторов консультирования на четвертом уровне иерархии

изучения дисциплины можно вести речь об учебно-управленческом консультанте.

6) Сознательное участие в процессе обучения и учения как этапе жизни

или профессиональной карьеры. Мотивация использованием результатов учебы в

жизни или в работе, продвижением по службе обеспечивает максимальную

вовлеченность в образовательный процесс.

Задание 3. Самостоятельно изучив представленные

материалы, проведя дискуссию в учебной группе, представьте

доклад по матрице сравнения (табл. 1):

Таблица 1

|Сравниваемые методы | | |Выводы и |

|образования |Суть методов |Аргументы |рекомендации|

| | |за |Против | |

|1. | | | | |

|Адаптивно-репродукти| | | | |

|вный | | | | |

|2. | | | | |

|Творчески-генеративн| | | | |

|ый | | | | |

|3. Педагогика | | | | |

|4. Андрагогия | | | | |

1.4. Опорный конспект-рабочая тетрадь в очном и дистанционном образовании

Оглавление опорного конспекта-рабочей тетради и его содержательная

структура соответствует основным требованиям отечественных государственных

и зарубежных стандартов по дисциплине. Поэтому первоначально проработанный

конспект (в режиме очного и дистанционного консультирования и общения в

учебной группе) составляет основу курсовой работы или реального проекта.

Отдельные темы оглавления могут использоваться для написания контрольных

работ либо рефератов.

Требования самонаполненности среды изучения дисциплины соблюдается

минимумом содержательных отсылок к рекомендуемой литературе. Указываются

лишь авторство приводимых положений теории и год первой публикации. Это

отражает историю развития дисциплины. Как указывалось выше, объем теории,

заданий на ее применение и опыта, необходимый для аудиторной работы,

содержится в опорных конспектах-рабочих тетрадях, дополняемых

преподавателем в процессе интерактивного общения с группой.

Самооценка и оценка прогресса изучения дисциплины обеспечивается

рядом способов:

. в период очного использования пособия - по выступлениям обучаемых перед

преподавателем и учебной группой по результатам выполненного задания по

теме дисциплины (мини-доклады);

. в очном, заочном либо дистанционном режимах - по результатам выполнения

диагностических и контрольных тестов, имеющихся по каждой теме

дисциплины;

. практических ситуаций (case study), методика применения которых

излагается в первой части настоящего пособия. Этим иллюстрируются

основные проблемы дисциплины. Работающим и особенно неработающим в

данное время в каких-либо организациях студентам такие ситуации

предоставляют возможность применить теоретические концепции к реальным

условиям;

. в режиме самостоятельной работы студент использует ключевые слова

каждой темы (он их должен знать и понимать по истечении срока обучения,

проявляя остаточный уровень знаний). После основного текста дисциплины

приводится список вопросов для повторения и подготовки к экзамену

(зачету);

. в форме письменных или вербально-дистанционных комментариев

преподавателя по представленной обучаемым домашней контрольной

(курсовой) работе. Эта обратная связь (по тексту, на полях работы, либо

на определенном месте рецензии) - отличительная черта заочного и

дистанционного обучения.

Возможность синхронного (одновременного) обучения и самообучения в

удаленном от базового ВУЗа "классе" - главное отличие дистанционного

образования от традиционного заочного. Это обеспечивается средствами

компьютерных информационных технологий либо представлением каждому студенту

специального учебно-методического обеспечения, примерно на две трети

заменяющего преподавателя по объему учебной нагрузки. Обычное заочное

образование осуществляется с рассогласованием времени очно-установочного

обучения и самостоятельной работы студентов. То есть в период практического

применения теории они часто удалены от ВУЗа (асинхронный процесс).

Действительно, традиционные пособия, учебники углубленно могут

прорабатываться студентом только внеаудиторно.

Предлагаемое пособие пригодно для всех видов образовательных систем.

В заочном режиме обучения преподаватель должен особое внимание обратить на

рецензирование письменных заданий (контрольных или курсовых работ,

рефератов). Его задачей служит не только предоставление обратной связи, но

и поощрение, советы студентам по превращению опорного конспекта-рабочей

тетради (частично проработанного в период очного обучения) в одну из форм

домашней работы.

В общем случае преподаватель-консультант должен оценить следующие

параметры работы:

соответствия формы представления работы (доклад, отчет, реферат,

пояснительная записка и т.д.) требованиям ключевых слов задания и

делопроизводства (это важно для соблюдения конкретных указаний учебного

плана и для менеджерских документов);

наличие на титульном листе персонального идентификатора студента, темы

работы, ее структуры (оглавление или развернутый план, введение с целями и

задачами, заголовки глав, пунктов и подпунктов по тексту, заключение с

выводами и рекомендациями, приложения, список используемой литературы с

правильным его оформлением);

использование схем и прочих графических средств представления информации

для лаконичности изложения (при ограничении объема работы требованиями

задания). При этом копирование схем, рисунков не добавляет баллов к оценке.

Дополнительно оценивается их привязка к конкретной ситуации (студент

поясняет применимость элементов теоретической схемы к практике его

деятельности). Наиболее высоко можно оценить модификацию схем (добавление

или уменьшение факторов-элементов), и особенно, применение известных

теоретических схем для решения новых задач дисциплины;

достаточность, ясность и логичность представления положений теории (со

ссылками на авторов или литературные источники), необходимых для решения

проблем конкретной ситуации (поставленных задач) с определением и

пониманием ключевых слов;

сравнительный анализ теории и практики (методов) решения задач (определение

достоинств и недостатков или выгод и затрат по вариантам) и выбор

целесообразного (эффективного) подхода;

правильность понимания студентом ключевых слов задания (сравнить -

сопоставить достоинства и недостатки, выгоды и затраты; противопоставить -

привести аргументы за и против в анализе проблемы ситуации; определить -

использовать схемы, рисунки при пояснении ключевых положений примерами из

практики; описать - уточнить содержание или описать своими словами

положения теории; оценить - высказать мнение об уровне качества, полезности

чего-либо, вставая в оппозицию, выявляя противоположность признаков;

интерпретировать - растолковать, сделать очевидным, объяснив причины чего-

либо);

соответствие рекомендаций заключения результатам применения теории в

основной части работы.

Оценивая указанные параметры работы, проверяющему следует в

комментариях отметить следующее:

- сильные стороны работы ("полезный пример", "четкое описание

ситуации", "отличное применение теории" и т.п.);

- конструктивную критику и рекомендации, направленные на установление

дистанционного диалога со студентом ("это интересно, но как связано с

теорией темы __________________ дисциплины?", "задание предполагает, что Вы

должны сравнить ___________, а Вы лишь описали теорию", "если, по Вашему

мнению, я недопонял Вас, пожалуйста, сообщите мне об этом в следующей

работе либо отдельно");

- объяснение поставленной оценки по критериям указанных выше

параметров (фразы типа "вздор!", "старайтесь быть более внимательным",

подчеркивания красными чернилами, галочки, знаки вопросов и т.п.

неприемлемы в дистанционном диалоге и без пояснений мало что значат для

студента).

Задание 4. Персонифицируйте Ваше понимание материалов

раздела, разъяснив его ключевые слова в применении к

конкретной ситуации жизни и работы. Представьте как доклады

разные формы домашней работы, а ее структуру по теме "Теория

и компетентность менеджера в самообучающейся организации".

Оцените доклады вышеуказанными способами.

Ключевые выводы

Для достижения целей раздела обучающиеся могли использовать следующие

возможности теории и практики:

. исследование функции менеджера в самообучающихся организациях;

предложенные технологии обучения и самообразования показаны на примере

дисциплины "менеджмент", содержание которой иллюстрируется структурно-

логической схемой;

. уровень компетентности менеджера предложено повышать методами

андрагогии, позволяющими достичь всех четырех уровней иерархии изучения

дисциплины; этому способствуют активные способы недирективно-

деятельностного очного обучения и самообучения с помощью особо

структурированных опорных конспектов-рабочих тетрадей;

. методика организации инновационно-творческого процесса образования новых

знаний, умений и навыков менеджера рассматривается на этапах

интерактивного общения тьютора и обучаемых и самостоятельной работы с

конспектом; анализируются особенности дистанционного общения через

особый режим проверки домашних работ.

2.эффективное управление образовательным

процессом

Назначение раздела

Содержательно-методический потенциал пособия необходимо использовать

результативно и эффективно. Поэтому тьютор и обучаемые должны овладеть

методами обучения и учения деятельностного типа. Для этого представляется

теория и практика необходимых инструментов управления образовательным

процессом в группе.

Цели раздела

В итоге овладения предоставляемыми методами Вы должны будете:

. знать содержание общих и конкретных функций управления образовательным

процессом в группе (целеполагание, планирование, организацию, мотивацию

и контроль действий участников); определять ключевые слова и термины;

. понимать потребности обучаемых, способы их удовлетворения

деятельностным образом и ключевые слова (термины), приводя примеры;

. уметь согласовывать цели обучаемых и дисциплины, создавать в группе

процесс неформального активно-целевого общения, выбирать

соответствующие методы функционирования и развития группы.

Ключевые слова и термины раздела

Плановые инструменты, групповая структура, потребности в обучении,

case study, структурированный опыт, мозговой штурм, дискуссия, деловая и

ролевая игры, имитационные упражнения.

Гипертекст раздела (рис. 3)

Рис. 3 Гипертекст ГтМ2 по управлению обучением и самообразованием

Кроме теоретико-содержательного аспекта дисциплины, пособие

направлено на развитие умений управлять собой по рациональной системе

использования личного времени. Это следует делать с учетом изменения

работоспособности по времени суток и ранжирования важности дел в

последовательности: обязан любой ценой — должен сделать — мог бы сделать.

Процесс работы (проведения занятия, самообразования и т.п.) должен

проходить в контуре управления (рис.4). При этом с помощью обратной связи

могут меняться способы либо цели работы, образовательного процесса,

повышения квалификации.

Задание 5. Ранжируйте ваши ежедневные дела.

Представьте (после обсуждения) доклад от учебной группы (по

возможности с согласованным мнением), конкретизировав

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.