| |||||
МЕНЮ
| Назначение, цели и методы менеджментаи некоторой (вертикальной) взаимосвязи тем курса. Рекомендуется следующая последовательность работы с гипертекстами в пособии: чтение гипертекста по всем направлениям вдоль стрелок и разветвлениям вплоть до очередного термина (ключевого слова) в рамке (должны получаться осмысленные законченные предложения) - нахождение общего содержания и/или отличий в образовавшихся предложениях - для устранения неясностей или углубления понимания обращайтесь к словарю (ключевые слова - термины словаря заключены в рамки схемы гипертекста) - обращение к предметному указателю (если нет словаря) - обращение к тексту пособия по соответствующей дисциплине (если нет словаря, указателя или Вы хотите более подробно раскрыть содержание ключевого слова) - изучение литературных источников, рекомендуемых пособием по данной дисциплине (для написания реферата, контрольной или курсовой работы, дипломного проекта). Задание 2. Имея опыт менеджера либо определенные представления о соответствующей профессии, приведите примеры по четырем уровням иерархии изучения дисциплины "менеджмент". Прочтите гипертекст на рис. 2. Далее в структуре пособия дается основное содержание (по разделам), заключение (выводы по результатам изучения дисциплины и рекомендации, либо иные решения по итогам обратной связи обучаемых). Завершается пособие вопросами для обсуждения, повторения или контроля (зачета либо экзамена). 1.3. Методы обучения и самообразования взрослых людей На рубеже веков расторгаются традиционные психологические "контракты" организаций с их менеджерами. Преданности, послушания, доверительности персонала в обмен на безопасность, служебную карьеру, развитие до выхода на пенсию становится недостаточно. Все это обеспечивали методологии образования и менеджмента адаптивно-репродуктивного (аналогичного копирования и приспособления к внешним изменениям). На первое место выдвигаются требования знаний и умений работы в условиях неопределенности. Поэтому успехов могут добиться организации и менеджеры, самообучающиеся в направлениях идеальных представлений о их будущем. Менеджеры высшего уровня должны уметь использовать теории для решения инновационных задач. Творчески-генеративный уровень компетентности в очном режиме дистанционного образования обеспечивается при условиях активного изучения современного арсенала ценностей мировой культуры (содержательный аспект дисциплины). Эти ценности в основном отражены в указанных конспектах студентов в кратко-схематическом, сравнительно-проблемном, табличном и т.п. изложении. Тем не менее, преподаватель примерно одно треть аудиторного времени дисциплины (не более 20 минут за одно выступление с обязательным диалогом - обратной связью с обучаемыми) посвящает общению со студентами в форме лекции-дискуссии, основанной на взаимном обмене знаниями и опытом в области темы дисциплины. Цель такой лекции заключается не столько в передаче информации, сколько в том, чтобы: . вовлечь обучаемых в размышления и дискуссию по теме, указав ее теоретическое и практическое место и значение в дисциплине, желаемые результаты изучения (что они должны знать и уметь?); . показать, (обращаясь к опорному конспекту) основные проблемы и логику их решения, разъясняя главные элементы и часто встречающиеся затруднения применения теории на практике, основные схемы; . познакомить с терминологией темы дисциплины в объеме используемых ключевых слов и положений, названий теорий, времени первых публикаций их авторов. При наличии индивидуальных опорных конспектов-рабочих тетрадей в соответствующих местах рисунков, схем, таблиц и прочих пропусках текста студенты кратко записывают результаты размышлений, групповых дискуссии, пояснений преподавателя, отмечают возможность и особенности применения теории в практике места учебы или работы обучаемого. Начало лекции, и ее краткие итоги обучаемый фиксирует на свободном поле личного опорного конспекта-тетради. Для отражения логики дополнительной аргументации лектора, его разъяснений достаточно записывать лишь цитаты, ключевые слова, примеры, фамилии теоретиков и годы первых публикаций по изученной теме. Здесь же на полях тетради студент отмечает свои вопросы, комментарии, появившиеся во время лекции. В итоге устраняются обычные недостатки многих лекций: пассивность восприятия (знания от лектора переносятся в стандартный конспект студента, минуя его сознание); необходимость перезаписывания больших объемов информации, имеющейся в учебниках без их осмысления; небольшие возможности для дискуссии из-за чрезмерного количества студентов и недостатка времени. Рассматриваемый подход соответствует деятельностным недирективным методам образования (развития) знаний, умений и навыков взрослых людей. Поэтому в нем применяются методы не традиционной педагогики (в переводе с греческого языка - детовождения), а антропогогики (человековождения) и аутогогики (самовоспитания), или андрогогии (Роджер - 1969 г., Нолес - 1972 г., Гоуд и Хансон - 1981, 1982 гг.). В главе 1 настоящего пособия рассматриваются деятельностная методика применения такого интегрирующего подхода. Возможность достижения высшего из указанных уровней иерархии изучения дисциплины в очном и заочном режимах дистанционного образования возрастает при реализации ряда принципиальных условий обучения и учения взрослых людей. Они повышают результативность и эффективность образовательного процесса. 1) Предоставление каждому специальных пособий (опорных конспектов- рабочих тетрадей по каждой дисциплине специальности, учебной программы календарного графика на весь период обучения и учения; междисциплинарных пособий, объединяющих логически или проектно связанные дисциплины специальности с аналогичной структурой). Особая структура пособий позволяет организовать процесс немедленного применения теории к решению практических задач (учебных или реальных) обучаемых в ходе аудиторной работы. 2) Обучаемым дается возможность увязать собственные цели и задачи с тематикой дисциплины. На это направлены достаточно реалистичные описания конкретных ситуаций и примеры, приводимые преподавателем-консультантом и опытными студентами. Наибольшие преимущества в этом имеют те, кто изучают дисциплину заочно, очно-заочно (дистанционно). Они могут выполнять задания применительно к проблемам своего рабочего места (организации). В итоге глубокая проработка пособия обычно воплощается в серию результатов: очно- проработанные задания - внеаудиторная контрольная или курсовая работа - дипломный проект - реальный проект. 3) Использование положительных норм поведения обучаемых в группе (обратная связь с преподавателем, взаимообмен информацией и опытом, взаимная поддержка, экспериментирование в группе как модели структурного подразделения организации). 4) Включение в образовательный процесс не только интеллекта, способностей, имеющейся компетенции участников, но эмоций. Речь идет о создании неформальной, восхваляюще-ненаказуемой атмосферы занятий. Контролируется личный прогресс обучаемых (не рекомендуется сравнивать успехи одного участника группы с другим). 5) Перераспределение ролей преподавателя. На первичный план выходит подготовка учебно-методических материалов специального типа и организация особого процесса обучения и учения (выполняющий это может быть назван академическим тьютором). Когда он ограничивается функциями планирования, организации, консультаций в процессе освоения материалов, овладения умениями и навыками, применимо определение тьютор. При добавлении к функциям обеих типов тьюторов консультирования на четвертом уровне иерархии изучения дисциплины можно вести речь об учебно-управленческом консультанте. 6) Сознательное участие в процессе обучения и учения как этапе жизни или профессиональной карьеры. Мотивация использованием результатов учебы в жизни или в работе, продвижением по службе обеспечивает максимальную вовлеченность в образовательный процесс. Задание 3. Самостоятельно изучив представленные материалы, проведя дискуссию в учебной группе, представьте доклад по матрице сравнения (табл. 1): Таблица 1 |Сравниваемые методы | | |Выводы и | |образования |Суть методов |Аргументы |рекомендации| | | |за |Против | | |1. | | | | | |Адаптивно-репродукти| | | | | |вный | | | | | |2. | | | | | |Творчески-генеративн| | | | | |ый | | | | | |3. Педагогика | | | | | |4. Андрагогия | | | | | 1.4. Опорный конспект-рабочая тетрадь в очном и дистанционном образовании Оглавление опорного конспекта-рабочей тетради и его содержательная структура соответствует основным требованиям отечественных государственных и зарубежных стандартов по дисциплине. Поэтому первоначально проработанный конспект (в режиме очного и дистанционного консультирования и общения в учебной группе) составляет основу курсовой работы или реального проекта. Отдельные темы оглавления могут использоваться для написания контрольных работ либо рефератов. Требования самонаполненности среды изучения дисциплины соблюдается минимумом содержательных отсылок к рекомендуемой литературе. Указываются лишь авторство приводимых положений теории и год первой публикации. Это отражает историю развития дисциплины. Как указывалось выше, объем теории, заданий на ее применение и опыта, необходимый для аудиторной работы, содержится в опорных конспектах-рабочих тетрадях, дополняемых преподавателем в процессе интерактивного общения с группой. Самооценка и оценка прогресса изучения дисциплины обеспечивается рядом способов: . в период очного использования пособия - по выступлениям обучаемых перед преподавателем и учебной группой по результатам выполненного задания по теме дисциплины (мини-доклады); . в очном, заочном либо дистанционном режимах - по результатам выполнения диагностических и контрольных тестов, имеющихся по каждой теме дисциплины; . практических ситуаций (case study), методика применения которых излагается в первой части настоящего пособия. Этим иллюстрируются основные проблемы дисциплины. Работающим и особенно неработающим в данное время в каких-либо организациях студентам такие ситуации предоставляют возможность применить теоретические концепции к реальным условиям; . в режиме самостоятельной работы студент использует ключевые слова каждой темы (он их должен знать и понимать по истечении срока обучения, проявляя остаточный уровень знаний). После основного текста дисциплины приводится список вопросов для повторения и подготовки к экзамену (зачету); . в форме письменных или вербально-дистанционных комментариев преподавателя по представленной обучаемым домашней контрольной (курсовой) работе. Эта обратная связь (по тексту, на полях работы, либо на определенном месте рецензии) - отличительная черта заочного и дистанционного обучения. Возможность синхронного (одновременного) обучения и самообучения в удаленном от базового ВУЗа "классе" - главное отличие дистанционного образования от традиционного заочного. Это обеспечивается средствами компьютерных информационных технологий либо представлением каждому студенту специального учебно-методического обеспечения, примерно на две трети заменяющего преподавателя по объему учебной нагрузки. Обычное заочное образование осуществляется с рассогласованием времени очно-установочного обучения и самостоятельной работы студентов. То есть в период практического применения теории они часто удалены от ВУЗа (асинхронный процесс). Действительно, традиционные пособия, учебники углубленно могут прорабатываться студентом только внеаудиторно. Предлагаемое пособие пригодно для всех видов образовательных систем. В заочном режиме обучения преподаватель должен особое внимание обратить на рецензирование письменных заданий (контрольных или курсовых работ, рефератов). Его задачей служит не только предоставление обратной связи, но и поощрение, советы студентам по превращению опорного конспекта-рабочей тетради (частично проработанного в период очного обучения) в одну из форм домашней работы. В общем случае преподаватель-консультант должен оценить следующие параметры работы: соответствия формы представления работы (доклад, отчет, реферат, пояснительная записка и т.д.) требованиям ключевых слов задания и делопроизводства (это важно для соблюдения конкретных указаний учебного плана и для менеджерских документов); наличие на титульном листе персонального идентификатора студента, темы работы, ее структуры (оглавление или развернутый план, введение с целями и задачами, заголовки глав, пунктов и подпунктов по тексту, заключение с выводами и рекомендациями, приложения, список используемой литературы с правильным его оформлением); использование схем и прочих графических средств представления информации для лаконичности изложения (при ограничении объема работы требованиями задания). При этом копирование схем, рисунков не добавляет баллов к оценке. Дополнительно оценивается их привязка к конкретной ситуации (студент поясняет применимость элементов теоретической схемы к практике его деятельности). Наиболее высоко можно оценить модификацию схем (добавление или уменьшение факторов-элементов), и особенно, применение известных теоретических схем для решения новых задач дисциплины; достаточность, ясность и логичность представления положений теории (со ссылками на авторов или литературные источники), необходимых для решения проблем конкретной ситуации (поставленных задач) с определением и пониманием ключевых слов; сравнительный анализ теории и практики (методов) решения задач (определение достоинств и недостатков или выгод и затрат по вариантам) и выбор целесообразного (эффективного) подхода; правильность понимания студентом ключевых слов задания (сравнить - сопоставить достоинства и недостатки, выгоды и затраты; противопоставить - привести аргументы за и против в анализе проблемы ситуации; определить - использовать схемы, рисунки при пояснении ключевых положений примерами из практики; описать - уточнить содержание или описать своими словами положения теории; оценить - высказать мнение об уровне качества, полезности чего-либо, вставая в оппозицию, выявляя противоположность признаков; интерпретировать - растолковать, сделать очевидным, объяснив причины чего- либо); соответствие рекомендаций заключения результатам применения теории в основной части работы. Оценивая указанные параметры работы, проверяющему следует в комментариях отметить следующее: - сильные стороны работы ("полезный пример", "четкое описание ситуации", "отличное применение теории" и т.п.); - конструктивную критику и рекомендации, направленные на установление дистанционного диалога со студентом ("это интересно, но как связано с теорией темы __________________ дисциплины?", "задание предполагает, что Вы должны сравнить ___________, а Вы лишь описали теорию", "если, по Вашему мнению, я недопонял Вас, пожалуйста, сообщите мне об этом в следующей работе либо отдельно"); - объяснение поставленной оценки по критериям указанных выше параметров (фразы типа "вздор!", "старайтесь быть более внимательным", подчеркивания красными чернилами, галочки, знаки вопросов и т.п. неприемлемы в дистанционном диалоге и без пояснений мало что значат для студента). Задание 4. Персонифицируйте Ваше понимание материалов раздела, разъяснив его ключевые слова в применении к конкретной ситуации жизни и работы. Представьте как доклады разные формы домашней работы, а ее структуру по теме "Теория и компетентность менеджера в самообучающейся организации". Оцените доклады вышеуказанными способами. Ключевые выводы Для достижения целей раздела обучающиеся могли использовать следующие возможности теории и практики: . исследование функции менеджера в самообучающихся организациях; предложенные технологии обучения и самообразования показаны на примере дисциплины "менеджмент", содержание которой иллюстрируется структурно- логической схемой; . уровень компетентности менеджера предложено повышать методами андрагогии, позволяющими достичь всех четырех уровней иерархии изучения дисциплины; этому способствуют активные способы недирективно- деятельностного очного обучения и самообучения с помощью особо структурированных опорных конспектов-рабочих тетрадей; . методика организации инновационно-творческого процесса образования новых знаний, умений и навыков менеджера рассматривается на этапах интерактивного общения тьютора и обучаемых и самостоятельной работы с конспектом; анализируются особенности дистанционного общения через особый режим проверки домашних работ. 2.эффективное управление образовательным процессом Назначение раздела Содержательно-методический потенциал пособия необходимо использовать результативно и эффективно. Поэтому тьютор и обучаемые должны овладеть методами обучения и учения деятельностного типа. Для этого представляется теория и практика необходимых инструментов управления образовательным процессом в группе. Цели раздела В итоге овладения предоставляемыми методами Вы должны будете: . знать содержание общих и конкретных функций управления образовательным процессом в группе (целеполагание, планирование, организацию, мотивацию и контроль действий участников); определять ключевые слова и термины; . понимать потребности обучаемых, способы их удовлетворения деятельностным образом и ключевые слова (термины), приводя примеры; . уметь согласовывать цели обучаемых и дисциплины, создавать в группе процесс неформального активно-целевого общения, выбирать соответствующие методы функционирования и развития группы. Ключевые слова и термины раздела Плановые инструменты, групповая структура, потребности в обучении, case study, структурированный опыт, мозговой штурм, дискуссия, деловая и ролевая игры, имитационные упражнения. Гипертекст раздела (рис. 3) Рис. 3 Гипертекст ГтМ2 по управлению обучением и самообразованием Кроме теоретико-содержательного аспекта дисциплины, пособие направлено на развитие умений управлять собой по рациональной системе использования личного времени. Это следует делать с учетом изменения работоспособности по времени суток и ранжирования важности дел в последовательности: обязан любой ценой — должен сделать — мог бы сделать. Процесс работы (проведения занятия, самообразования и т.п.) должен проходить в контуре управления (рис.4). При этом с помощью обратной связи могут меняться способы либо цели работы, образовательного процесса, повышения квалификации. Задание 5. Ранжируйте ваши ежедневные дела. Представьте (после обсуждения) доклад от учебной группы (по возможности с согласованным мнением), конкретизировав Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|