реферат, рефераты скачать
 

Назначение, цели и методы менеджмента


обучение с использованием деятельностных методов, то полезно кратко

объяснить им преимущества активного обучения по сравнению с пассивным, с

тем, что они могут извлечь максимальную пользу из своей работы по программе

курса.

Для включения в последующую совместную работу группу надо "разогреть"

с помощью специальных упражнений/заданий, помогающих создать в группе

благоприятный для обучения климат и обеспечивающих введение в проблематику

конкретного курса. Они ориентированы на достижение следующих целей:

. растопить "лед" в группе;

. помочь студентам задуматься о своих установках, связанных с изучением

курса, и высказывать вслух любые существующие у них на этот счет

опасения/беспокойство;

. обеспечить возможность выявления различных проблем, связанных с

обучением, и рассмотреть возможные способы их разрешения;

. объяснить/обсудить роли тьютора и студентов в ходе обучения;

. дать первоначальные представления об учебных целях и методах курса в

терминах тьюториалов, письменных заданий, учебных пособий и аудио— и

видеосюжетов.

Использование "разогревающих" упражнений требует внимательного

отношения к их подбору и проведению. При этом следует придерживаться

следующих "мер предосторожности":

. использовать не просто интересные привлекательные упражнения, а только

те, которые напрямую соотносятся с учебными целями;

. не использовать упражнения, которые могут смутить людей; в ходе таких

упражнений никто не должен чувствовать себя "проигравшим" или не

достигшим успеха;

. не допускайте, чтоб "разогревающие" упражнения затягивались надолго; как

только поставленная в них задача выполнена, переходите к основной

программе занятия.

При проведении таких упражнений необходимо предварительно тем или

иным способом познакомить Ваших студентов друг с другом, а также

организовать учебное пространство таким образом, чтобы все участники могли

видеть друг друга (например, разместив их вокруг круглого стола или столов,

составленных буквой П). В процедуре знакомства можно использовать форму

"Знакомимся друг с другом", либо задание 6. Они могут быть проведены как

самопрезентации , так и как представление друг другу (после

взаимоинформирования в парах учебной группы).

Задание 12. Проблемы, связанные с возвращением к

обучению (особенно полезно, если в группе есть люди, долгое

время нигде не обучавшиеся).

Знакомимся друг с другом

Меня зовут _______________________________________________________

В настоящее время я работаю ________________________________________

__________________________________________________________________

Мой опыт менеджера _______________________________________________

__________________________________________________________________

Я изучаю курсы "Менеджмент", "Эффективный менеджер" потому, что ____

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Одним из аспектов, которые я бы хотел улучшить в своей деятельности в

качестве менеджера, является ________________________________________

__________________________________________________________________

Какой наибольший эффект Вы ожидаете от этих курсов? ________________

__________________________________________________________________

Какие сомнения у Вас имеются в отношении этих курсов? _______________

__________________________________________________________________

На первом тьюториале я надеюсь ____________________________________

__________________________________________________________________

Что я хочу непосредственно сейчас выяснить по поводу курсов — это _____

__________________________________________________________________

Индивидуально:

Прочтите проверенный ниже перечень утверждений, связанных с обучением.

Отметьте те из них, которые применимы к Вам, а также коротко поясните любые

отличия Вашей ситуации от описанного в них. Вы можете соответствующим

образом переформулировать эти утверждения с тем, чтобы они в большей

степени соответствовали именно Вам.

В парах:

Сравните и обсудите с коллегой по группе Ваши сходства и отличия в ответах.

В четверках:

Обсудите Ваши ответы и на плакатах/на доске выпишите основные

проблемы/вопросы, выявленные в ходе обсуждения, а также любые практические

предложения/решения, которые были найдены в Вашей малой группе на этой

стадии.

В большой группе:

Будьте готовы поделиться Вашими идеями и способами разрешения проблем с

остальной частью группы.

Задание 13. Ответьте на вопросы теста "Мотивы и

опасения предстоящего обучения (да или нет, неуверен и

т.п.):

1. Я не уверен, что смогу найти достаточно времени для учебы __________

2. Я заинтересован в знакомстве с новыми людьми _____________________

3. У меня имеются опасения по поводу того, как учеба скажется на остальной

моей жизни ___________________________________________

4. Я нахожу для себя сложным концентрироваться на чем-либо в течение

долгого времени ________________________________________________

5. Мне интересно испытать себя, вновь вернувшись к обучению__________

6. Я давно не писал никаких письменных заданий и опасаюсь, что не смогу

легко выражать свои мысли на бумаге ______________________________

7. Моя память сейчас не столь хороша, как была раньше ________________

8. Я беспокоюсь по поводу того, что изучение курса может оказаться

непростым делом и я не смогу справиться с ним _____________________

9. Мне нравится обсуждать проблемы/работать над проблемами с другими людьми

________________________________________________________

10. Я беспокоюсь по поводу сдачи экзамена ____________________________

11. Мне будет непросто вновь засесть за учебу __________________________

12. Я не знаю точно как окружающие (друзья/семья/коллеги) отреагируют на

мою учебу ______________________________________________________

13. Я не слишком хорошо умею организовывать свое время ______________

14. Я опасаюсь, что усвоение больших объемов информации окажется для меня

непростым делом, и сожалею, что не умею читать быстрее ________

15. Мне интересно, есть ли в моей группе люди, которые в меньшей степени,

чем я, утратили навыки формального обучения ______________________

16. Я предполагаю, что дома меня будут отрывать от учебы, и еще не знаю,

как справиться с этой проблемой __________________________________

17. Я опасаюсь, что не смогу уложиться в предлагаемые сроки и завершить

курс ___________________________________________________________

18. Я рад, что у меня есть место, где я могу спокойно уединиться для учебы_

19. Я не знаю точно, в какой степени открыто мне можно обсуждать мое

обучение с окружающими ________________________________________

20. Жесткие сроки дают мне прилив сил для того, чтоб засесть за работу ___

21. Я чувствую себя неуверенно, когда мне предстоит выступать перед

незнакомыми людьми ____________________________________________

22. Завершая какую—либо работу, я испытываю реальное чувство достижения

_____________________________________________________

23. Я испытываю некоторые опасения по поводу того, что обучение может

отказаться слишком академичным и оторванным от реальной жизни ____

24. Я несколько обеспокоен тем, как скажется на учебе моя большая загрузка

на работе _______________________________________________________

Я люблю и умею работать самостоятельно _________________________

Если преобладает число ответов "Да", Вам особенно серьезно следует

"научиться учиться". Изучайте чаще Часть 1 пособия.

Задание 14. Размышления о дисциплинах менеджмента.

Индивидуально задумайтесь о курсе, который Вы собираетесь

изучать, и закончите следующие предложения:

. Причинами, по которым я пришел на этот курс, были _________________

_______________________________________________________________

. Я ожидаю, что этот курс предоставит мне следующие навыки: _________

_______________________________________________________________

. Я ожидаю, что этот курс предоставит мне информацию о следующем: ___

_______________________________________________________________

. Я надеюсь, что смогу изучить следующие темы: ______________________

_______________________________________________________________

. Для того чтобы достичь вышеперечисленных результатов, я ожидаю, что

_______________________________________________________________

. Мои сомнения или опасения, связанные с этим курсом, заключаются в __

_______________________________________________________________

В парах поделитесь Вашими ответами с коллегой. Обсудите сходства и

различия в ответах и зафиксируйте их на плакате:

. важные мысли/вопросы, возникающие в результате Вашего обсуждения;

. любые другие комментарии;

. любые практические предложения/решения, которые возникли у Вас на этой

стадии.

В большой группе

. Будьте готовы поделиться Вашими мыслями с остальной частью группы.

Задание 15. Оцените применимость мнений Г. Сэлемена и

Д.Батлера (1991 г.) по проблеме "Почему менеджеры не хотят

учиться?" к Вашей ситуации:

| |Да |Нет |

| -недостаточная практичность теорий|? |? |

| -нелучшая форма подачи материала | | |

|(недостаточно короткие лекции, мало активных | | |

|методов) |? |? |

| -несоответствие ценностей обучения| | |

|организационной культуре, в которой находятся | | |

|обучаемые менеджеры |? |? |

| -несоответствие способов учебы на | | |

|рабочих местах формальному образованию |? |? |

| -влияние различий оценки | | |

|персонала, престижа образованности в |? |? |

|подразделениях организации | | |

| -боязнь новшеств, как источника | | |

|возможных осложнений (новая методика - | | |

|перераспределение ресурсов - ослабление | | |

|положения какого-либо подразделения в |? |? |

|организации) | | |

Задание 16. Ресурсы группы, надежды, цели, способы и

средства, проблемы и опасения

Работая в тройках, дополните задания 13,14:

. Опишете то, чем Вы занимаетесь на Вашей нынешней работе, и то, как Вы к

этому пришли ______________________________________________

_______________________________________________________________.

. Составьте перечень любых соответствующих личных ресурсов (знаний,

навыков, опыта), которые Вы можете привнести в работу группы и которыми

Вы готовы поделиться, для того чтобы помочь своим коллегам в изучении

курса ________________________________________________

_______________________________________________________________.

. Выполнение каких задач привлекает Вас в Вашей работе менеджера? ___

_______________________________________________________________

. Что Вы находите для себя затруднительным? ________________________

_______________________________________________________________

. Чему Вы хотели бы научиться больше всего в ходе изучения курса, т.е.

каковы критерии успеха Вашего обучения? __________________________

_______________________________________________________________

. Насколько Вы готовы работать сообща с Вашими коллегами по группе? В какой

наиболее приемлемой для Вас форме может приходить эта совместная работа?

______________________________________________

_______________________________________________________________

. Существуют ли у Вас на этой стадии какие-либо еще проблемы или опасения?

______________________________________________________

_______________________________________________________________

. Зафиксируйте на плакатах (на доске) основные итоги обсуждения в Вашей

малой группе _____________________________________________

_______________________________________________________________.

В большой группе будьте готовы поделиться с Вашими коллегами

результатами обсуждения в Вашей малой группе _______________________

_________________________________________________________________.

Задание 17. Согласование целей обучаемых и тьютора

(преподавателя). Другие цели этого упражнения — помочь Вам

понять учебные цели и методы курса, взгляды Вашего тьютора,

имеющие отношение к изучению курса, а также потребности и

опасения членов группы. Кроме того, оно способствует

формированию соответствующего учебного климата в группе.

В малой группе из четырех человек

. Выберите человека, который будет выступать от имени группы.

. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Чему бы Вам больше всего хотели научиться или на чем, Вы бы

хотели, был сделан основной акцент в ходе изучения курса?

________________________________________________

______________________________________________________

Каковы Ваши сомнения или опасения, связанные с изучением этого

курса? ___________________________________________

______________________________________________________

. Подготовьте перечень вопросов, которые Вы бы хотели задать Вашему

тьютору. Вопросы могут касаться его подхода к обучению, того, как будут

проводиться тьюториалы, его ожиданий от студентов и т.д. ______

_______________________________________________________________

. Зафиксируйте Ваши вопросы на плакатах.

В большой группе выбранный Вами представитель группы должен быть

готов представить результаты работы Вашей "четверки" остальным участникам

группы.

Заканчивая вводные упражнения, преподаватель (тьютор) должен каким-

либо образом и открыто зафиксировать цели, опасения и прочие предложения

обучаемых. Затем он сообщит, что в конце курса студенты вновь к ним

вернуться с тем, чтобы оценить, насколько они были достигнуты, оправдались.

Это явится показателем эффективности обучения и самообразования.

2.3.2. Определение потребностей в обучении и структуры группы

Для реализации принципа активного взаимообмена информацией

используются различные способы групповой работы, позволяющие немедленно, в

самом образовательном процессе применять теорию, знания, опыт членов

группы и преподавателя к решению поставленных преподавателем или группой

задач. Групповая структура может меняться в зависимости от целей или этапа

образовательного процесса: либо целью служит развитие группы, либо группа

является инструментом взаимодействия и поддержки и т.д. Преподаватель

выбирает методы самостоятельно.

Задание 18. "Накопленные имена", как метод быстрого

знакомства.

Цель: в группе численностью не более 20 человек узнать и запомнить

имена участников, повысить уровень внимательности, настроить

на

общение.

Время: около полминуты на каждого человека.

Метод: участники сидят в кругу (или как-нибудь еще). Первый человек

называет свое имя, следующий называет оба имени (свое и

предыдущего), третий называет три имени и т.д. (например: это

Дима; Это Сергей; я — Игорь и т.д.)

Комментарий: каждый участник должен внимательно слушать и запоминать имена

других, чтобы назвать их, когда придет его очередь. Если упражнение

проводится по описанному правилу, то оно позволяет участникам быстро

запомнить имена других людей и способствует созданию доброжелательной

обстановки в группе, но может возникнуть напряжение у участников групп,

сидящих ближе к концу, или у людей с не очень хорошей памятью или дефектами

слуха. Вообще, любому человеку довольно затруднительно запомнить слишком

много новых имен сразу. Этот отрицательный эффект можно свести к минимуму,

если предложить людям, сидящим ближе к концу, перечислять только 6 имен,

названных до них.

Задание 19. "Взаимные представления" как метод более

глубокого знакомства.

Цель: Побудить каждого участника познакомиться поближе хотя бы с

одним человеком из группы, научить внимательно слушать собеседника,

представлять его коллективу (важное умение для менеджера).

Материалы: Часы или секундомер, форма «Знакомимся друг с другом» (для

желающих в задании 12).

Время: 7 минут + 2 минуты на каждого участника.

Метод: Участники разбиваются на пары. Желательно, чтоб в парах оказались

прежде незнакомые люди. Тьютор может выбрать в пару активных и менее

активных участников процесса обучения. Сначала один участник в паре

представляет себя самого другому в течении 3 минут. Затем они меняются

ролями на следующие 3 минуты. В качестве содержания представления можно

использовать форму «Знакомимся друг с другом» или упражнение 7. Кто-нибудь

из них должен следить за временем или же время объявляет ведущий группы.

Затем группа собирается вместе и каждый участник пары представляет своего

партнера группе (2 минуты на каждого человека).

Комментарий: Это очень полезное упражнение, если в группе много незнакомых

людей, они «зажаты», сторонятся друг друга. Оно гарантирует, что каждый

человек узнает хотя бы одного участника группы более глубоко, чем это

возможно при простом представлении членов группы.

Задание 20. «Тройки» участников общения

Цель: Побудить каждого участника группы узнать поближе по крайней мере

2-х человек. Тьютор при этом оценивает участников на умения

активного общения.

Материалы: Часы или секундомер, форма «Знакомимся друг с другом».

Время: 15—20 минут.

Метод:

1. Участники разбиваются на группы по 3 человека.

2. Каждый из участников тройки рассказывает двум другим о себе то, что он

сам считает нужным, но рассказ должен занимать 3 минуты.

3. Затем каждый из тройки получает от двух других обратную связь; т.е. двое

других участников сообщают ему, что они поняли из его короткого рассказа

о себе или же задают ему уточняющие вопросы.

Такая процедура обратной связи проводится с каждым участником тройки.

Отводится по 2 минуты на каждого человека. Обычно на этом упражнение

заканчивается и тройки не делают сообщений перед всей группой. Поэтому в

дополнение к этому упражнению могут использоваться и другие, где знакомство

происходит в большой группе (например «накопленные имена»).

Комментарий: Весь процесс занимает 15 минут + время на объяснения

упражнения. Один человек в тройке должен взять на себя ответственность

отслеживать время и следить за тем, чтобы все участники побывали в роли

говорящего и в роли дающего обратную связь. Следует выдерживать в этом

упражнении следующий временной распорядок:

1 часть: "представление" "3"+"3"+"3"=9 мин.

Три периода по 3 минуты каждый, в течение каждых трех минут один участник

тройки представляет себя по двум другим.

2 часть: "обратная связь" "2"+"2"+"2"=6 мин.

Три периода по две минуты, когда каждый человек получает обратную связь от

двух других.

В этом упражнении скомбинировано несколько полезных компонентов

(прокомментируйте их):

1. умение внимательно слушать _____________________________________;

2. умение давать обратную связь и задавать уточняющие вопросы ________

_______________________________________________________________;

3. умение работать в паре с малознакомым человеком при обеспечении обратной

связи третьему участнику ________________________________.

Кроме того, это возможность узнать что-нибудь интересное о двух новых

людях. Но эти тройки не должны превращаться в группу для дискуссий.

Задание 21. Автобиография или самопрезентация члена группы

Цель: Узнать и запомнить информацию о других участниках группы и иметь

возможность обращаться к этой информации для уточнения во время

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.