реферат, рефераты скачать
 

Назначение, цели и методы менеджмента


представивших проблему ________________________________________

_______________________________________________________________.

3. Перечислите основные темы/проблемы материала и отметьте те из них,

которые по Вашему мнению, требуют дополнительного обсуждения

_______________________________________________________________.

4. Кратко зафиксируйте суть каждой темы/проблемы и сформулируйте связанные

с ней вопросы _________________________________________

_______________________________________________________________.

5. Сформулируйте, как этот материал соотносится с другими материалами курса

и Вашим практическим опытом ______________________________

_______________________________________________________________.

План групповой дискуссии:

1. Обсудите и определите ключевые термины и понятия ________________

_________________________________________________________________.

2. Сформулируйте общее представление об основных мыслях автора материала

______________________________________________________

_______________________________________________________________.

3. Выявите и обсудите основные темы/проблемы ______________________

_______________________________________________________________.

4. Обсудите, как этот материал соотносится с другими материалами курса и

практическим опытом группы ____________________________________

_______________________________________________________________.

5. Обсудите возможное применение и использование этого материала, например,

для решения каких-то практических проблем или проведения другого

группового упражнения.

6. Оцените представление обсуждаемого материала его авторами ________

_______________________________________________________________.

7. Оцените работу отдельных студентов и группы в целом ______________

_______________________________________________________________.

2.4.3. Обсуждение опыта применения теории в аудио/видеосюжетах

Задача 35. Структурированная дискуссия по видео/аудиосюжетам.

Видео- и аудиоматериалы являются неотъемлемой частью процесса обучения.

Видео- и аудиосюжеты, также как и печатные материалы, могут быть

использованы в качестве основы для групповой дискуссии,(см., например

упражнение «обучение с помощью дискуссии»). При этом студентам нужно

пояснить важность активной и целенаправленной работы с видео— и

аудиоматериалами в отличие от привычного для большинства людей пассивного

просмотра или прослушивания. В этой связи часто имеет смысл

просмотр/прослушивание сюжетов соответствующими порциями с перерывом на

дискуссии, а не «заглатывание» всего материала целиком (конечно же, если

сюжет небольшой, то такое разбиение может быть лишено смысла).

Введение в работу с аудио/видеосюжетами.

Предлагая группе просмотр/прослушивание и обсуждение

видео/аудиосюжетов, Вы должны:

. сделать соответствующее введение, особо остановившись на взаимосвязи

сюжета с остальной программой и проблемами, поднимаемыми группой;

. порекомендовать студентам внимательно отслеживать как общий контекст

сюжета, так и детали, особенно, если материал каким-то образом связан с

их собственным практическим опытом;

. обратить внимание на те моменты, которые могут оказаться для группы

новыми, неясными или заслуживающими обсуждения;

. предотвратить возможную негативную реакцию, пояснив студентам, что от них

не требуется обязательно соглашаться со всем, что они увидят и услышат;

. будьте готовы, если сюжет достаточно старый (что, похоже, не редкость),

открыто обсудить эту проблему, сделав при этом акцент на тех уроках,

которые из него тем не менее, можно извлечь.

Дискуссия после просмотра/прослушивания сюжета.

Для того, чтобы эффективно провести подобную дискуссию, целесообразно

разбить Вашу группу на небольшие подгруппы по два—три человека и предложить

каждой подгруппе подготовить ответы на заранее подготовленные Вами вопросы

(желательно достаточно открытые). Например:

. На какие наиболее важные с точки зрения изучаемого курса моменты имело

смысл обратить внимание в этом сюжете?

. С чем Вы согласны/не согласны?

. Если бы у Вас была возможность переснять/перезаписать сюжет, то как бы Вы

к этому подошли?

. Как этот сюжет соотносится с материалами курса/Вашей работой/Вашим

опытом?

Задание 36. Работа с противоположными объяснениями/теориями.

Студенты должны не только осознавать присутствие в материалах курса не

схожих друг с другом теорий/объяснений, но и уметь критически оценивать их.

Дискуссии в рамках тьюториалов могут быть полезны для достижения этой цели.

В качестве средства структурирования таких дискуссий в табл.3 предлагается

«Матрица сравнения», которая поможет студентам прояснить различие между

несколькими объяснениями/теориями.

Эта матрица может быть модифицирована для лучшего соответствия целям

конкретного тьюториала. Разбив Вашу группу на несколько подгрупп, Вы можете

предложить каждой подгруппе рассмотреть различные теории и заполнить

соответствующие ячейки матрицы. Кроме того, этот подход является хорошим

средством структурирования групповой дискуссии, он также предлагает учебную

форму обобщения материала, которая может быть использована студентами как

при написании домашней работы, так и при повторении изученного материала

перед экзаменом.

Преподаватель может рекомендовать табл. 3 для использования в

контрольной, курсовой и дипломной работах. Матрица является полезным

инструментом анализа вариантов управленческих решений, выбора методов

решения любых проблем.

Матрица сравнения

Таблица 3

|Объяснен|Ключевые |Аргумент|Аргумент|Основные|Основные |

|ие/ |понятия/ |ы за |ы против|выводы |области |

|теория |взаимосвяз| | | |применения |

| |и между | | | | |

| |ними | | | | |

|А | | | | | |

| | | | | | |

|Б | | | | | |

| | | | | | |

|В | | | | | |

| | | | | | |

2.4.4. Деловые и ролевые игры, имитационные упражнения

Задание 37. Деловые игры: определите их достоинства,

недостатки и область применения. Ваш опыт участия в них

полезен всем.

Деловая игра — это учебное упражнение, в ходе которого студенты

разбиваются на группы, представляющие воображаемые организации, действующие

в определенных ситуациях. Обычно деловые игры носят соревновательный

характер, и в них происходит спрессовывание реального времени (месяцы,

годы, необходимые на какие-либо действия в реальной жизни, превращаются в

часы), так, чтобы результаты принятых решений были видны. Сам процесс игры

и анализ ее результатов предоставляют студентам возможность активного

обучения в самых различных областях (маркетинге, финансовом менеджменте,

теории организаций и т.д.) в зависимости от содержания конкретной игры, а

также способствуют развитию навыков групповой работы.

Деловые игры характеризуются:

. учебными целями,

. определенными правилами,

. соревновательным характером,

. активным участием и взаимодействием играющих,

. итоговым подсчетом очков (по разным критериям в зависимости от содержания

конкретной игры),

. результатом — определением победивших и проигравших,

. анализам результатов и обсуждением извлеченных уроков.

Эффективное проведение деловой игры требует знания целого ряда

моментов и процедур. Перед тем, как проводить игру, Вам следует ответить на

следующие вопросы:

. Насколько выбранное для проведения игры время уместно с точки зрения

общей программы? ______________________________________________

. Хорошо ли Вы ознакомились с целями игры, материалами, процедурой и т.д.,

для того чтобы провести ее уверенно и соответствующим образом? _

_______________________________________________________________

. Располагаете ли вы достаточным временем для проведения игры, особенно для

заключительного анализа и обсуждения извлеченных уроков?

________________________________________________________

. Имеются ли все необходимые для проведения игры ресурсы: материалы игры в

нужном количестве, соответствующем образом подготовленное помещение,

плакаты, фломастеры и т.д.? ____________________________

. Подготовили ли Вы соответствующее введение в игру, которое создаст у

студентов необходимый настрой и объяснит им цели и правила игры, но при

этом не будет перегружено излишней информацией?

. По какому принципу Вы будете делить студентов на подгруппы?

. Ясно ли определены временные рамки различны этапов игры?

. Проинструктированы ли должным образом наблюдатели и участники,

выполняющие другие роли?

. Какое вмешательство потребуется от Вас в ходе игры (при этом следует

помнить, что это не Ваша игра, а студентов)?

. Подготовились ли Вы к заключительному обсуждению? Продумали ли Вы, как

будет проходить анализ результатов игры, какие уроки из нее можно извлечь

и каково применение этих уроков к реальной жизни?

Задание 38. Имитационные упражнения: в чем их отличие

от деловых игр?.

Имитационные упражнения — это структурированные учебные упражнения,

имеющие своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций

посредством специально созданных условий. Они направлены на получение

участникам опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения

могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в

реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией,

работу на специально разработанных учебных тренажерах и т.д. Здесь

попытайтесь имитировать сдачу экзамена по ключевым словам раздела 1 данной

дисциплины, демонстрируя ответы разного качества. Как и в случае деловых

игр, эффективное проведение имитационных упражнений требует:

. ясного объяснения целей, правил, ролей процедур и временных рамок _

_______________________________________________________________,

. отслеживания Вами процесса выполнения упражнений без неоправданного (при

отсутствии реальной необходимости) вмешательства в него

____________________________________________,

. оказания помощи участникам в случае необходимости _______________,

. соответствующего количества времени на проведение ________________,

. анализа результатов и обсуждения взаимосвязи этого упражнения с другими

элементами и аспектами учебной программы ________________.

Задание 39. Ролевые игры: в чем их отличие от деловых игр?

Ролевые игры могут использоваться самостоятельно, а также быть

составной частью как деловых игр, так и имитационных упражнений. Это

учебное упражнение, в ходе которого имитируется ситуация из реальной жизни

и студенты действуют в ней, играя роли ее участников.

Как и в случае с предыдущими методами, эффективное проведение ролевых

игр возможно в том случае, если:

. группа и отдельные участники соответствующим образом проинструктированы,

. имеет место конструктивная обратная связь (возможно, с помощью

наблюдателей),

. отведено время для извлечения уроков и обсуждения связи игры с остальной

учебной программой и реальной практикой.

Ролевые игры должны:

. иметь непосредственное отношение к программе курса и быть легко

доступными для понимания, письменные инструкции к ним должны быть

составлены достаточно четко,

. быть ориентированы на отработку конкретных учебных моментов, а не

касаться в общем виде сразу многих областей _______________________,

. проводиться без всяких театральных реквизитов и другой бутафории,

отвлекающих внимание от учебных целей,

. быть достаточно гибкими, чтобы имелась возможность провести анализ

происходящего или дискуссию там, где Вы сочтете это уместным, например,

если участники игры «увязли в исполнении» своих ролей.

Упражнение. Проведите ролевую игру по результатам

задания 3 (табл.1) "Тьютор - обучаемый" три использовании

методов педагогики и андрагогии.

Некоторые студенты могут быть весьма обеспокоены перспективой участия

в ролевой игре перед группой. Вы можете попытаться уменьшить их

беспокойство посредством:

. проведения ролевой игры не в начале программы, а тогда, когда участники

получше узнают друг друга и будут чувствовать себя в группе достаточно

комфортно,

. привлечения только добровольцев или сначала только добровольцев, в том

случае, если предполагается в конечном итоге участие всех,

. предварительного инструктирования в доброжелательной и мягкой манере,

что поможет предотвратить возникновение беспокойства и уменьшит ощущение

угрозы,

. проигрывания первого раунда игры Вами и одним или несколькими

добровольцами,

. предоставления первым добровольцам позитивной обратной связи в мягкой и

доброжелательной манере,

. подчеркивания пользы от участия в игре,

. использования игр, в которых вероятность получения участниками

позитивного опыта высока,

. отбора на исполнение ролей (или первоначальное исполнение) студентов,

которым, как Вы знаете, присуща застенчивость или особое беспокойство,

. заранее продуманного отбора «хороших» исполнителей ролей для начала

процесса и демонстрации ролевой игры.

2.4.5. Анализ учебных (деловых) ситуации (case studies)

Задание 40. Изучите методом «снежного кома»

нижеприводимые материалы.

Учебные ситуации представляют группе возможность совершенствовать

навыки решения проблем и принятия решений. Это одно из наиболее проверенных

средств достижения активного участия студентов в групповой работе. Они

также помогают осознать, что редко реальные проблемы имеют единственно

правильные или неправильные решения и что действия часто приходится

предпринимать в условиях недостаточной информации, которая как в учебных

ситуация, так и в реальной жизни никогда не бывает полной.

Работа над учебными ситуациями помогает совершенствовать навыки и

получить опыт в следующих областях:

. выявление, отбор и решение проблем,

. работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации),

. анализ и синтез информации и аргументов,

. работа с предположениями и заключениями,

. оценка альтернатив,

. принятие решений,

. слушание и понимание других людей, навыки групповой работы,

. рассмотрение проблем, связанных с осуществлением принятых решений,

. предоставление результатов групповой работы,

. соотнесение теорий и концепций с учебной ситуацией и с реальной жизнью.

При использовании учебных ситуаций преподавателю необходимо

осуществить следующие действия:

. предварительно ознакомьтесь с материалом учебной ситуации;

. представьте учебную ситуацию студентам, особенно отметив, что она

иллюстрирует проблемы, с которыми многие из студентов сталкиваются в

реальной практике;

. подчеркните, что работа над ситуацией носит аналитический характер.

Отметьте, что цель не состоит в обязательном достижении решения и что

группа может и не найти решения описанных проблем или идеального выхода

из ситуации;

. подчеркните важность понимания и учета многогранности и многофакторности

описанной ситуации (так же как и в реальной жизни). Обратите внимание на

отдельные факторы, влияющие на ситуацию и взаимосвязи между ними;

. убедитесь в том, что группа понимает смысл того, что предстоит сделать в

ходе работы над учебной ситуацией.

Спросите себя (для принятия решения о применении метода):

. Чему бы Вы хотели, чтоб студенты научились в ходе работы над учебной

ситуацией?

. Как эта цель соотносится с материалами курса и другими учебными целями

отдельного занятия и со всей программой в целом?

. Следует ли Вам раздать студентам все материалы сразу или же выдавать их

студентам небольшими порциями по ходу работы в соответствии с развитием

сюжета ситуации?

. Какие вопросы Вы будете задавать группе, для того, чтобы способствовать

размышлениям, пониманию, прояснению и проникновению в суть проблем? Как

Вы будете сопоставлять и отмечать вклады различных участников в работу и

подталкивать группу к соответствующим решениям?

В ходе работы внимательно наблюдайте за процессами, происходящими в

группе. При необходимости вмешивайтесь в работу группы, с тем, чтобы

сделать процесс обучения более эффективным и продуктивным. Время от времени

подводите итоги работы над ситуацией, а в конце обязательно предоставьте

участникам обратную связь по их работе и остановитесь на уроках, которые

можно из нее извлечь.

Каковы ограничения использования учебных ситуаций?

Основное ограничение связано с тем, что они могут восприниматься

студентами как отвлечение от жизни и несколько академичные, поскольку

предполагают анализ и обсуждение чужой ситуации или проблемы. Из этого

следует, что для извлечения максимальной пользы из такого метода групповой

работы, Вам необходимо подбирать материал, способный вызвать наибольший

интерес у Ваших студентов, и организовать работу над ним так, чтобы

обеспечить их активное участие (например, с помощью таких методов , как

мозговой штурм, дискуссии в малых группах, ролевые игры и т.д.).

Памятка студенту

(Источник: B 560 The Manager’s Good Study Guide)

Для наглядного представления в системе следует использовать аналитическую

таблицу (табл. 4)

Таблица 4

|Уровень |Суть |Источник |Теории |План |

|иерархии |ситуации |(причины) |решения |действий |

|управления |(проблемы) |проблемы |проблемы | |

|Внешняя среда | | | | |

|(организация) | | | | |

|Отдел (группа | | | | |

|или | | | | |

|межгрупповые | | | | |

|отношения) | | | | |

|Индивидуальный| | | | |

|Технико-технол| | | | |

|огический | | | | |

Case study состоит из нескольких этапов. На первом этапе изучается

ситуация (среда, окружение) и определяется (идентифицируется, описывается)

проблема. На втором этапе осуществляется анализ и оценка проблемы, затем

вырабатываются рекомендации по решению проблемы и, наконец, процесс

завершается презентацией.

Определение проблемы

Определение проблемы является решающей стадией, как и при решении

любой задачи. Ясно, что если проблема неверно определена, то и полученное

решение в лучшем случае будет решением другой проблемы. В то же время, все

становится на свои места, если проблема правильно поставлена, то есть

определена и описана.

Часто именно определение проблемы оказывается наиболее трудным для

студентов. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, в реальной ситуации действует много участников. У каждого

из них есть свое видение ситуации, свое представление проблемы. Поэтому,

прежде всего, необходимо выявить обладателя (обладателей) проблемы, то есть

осознать, чью проблему необходимо решать. Затем понять, как эта проблема

выглядит с точки зрения ее обладателя и других вовлеченных лиц, в чем она

заключается для них. При этом необходимо помнить, что и у студентов (на

практике -группы аналитиков, консультантов) также имеется свое видение,

представление, наконец свои предрассудки и стереотипы, свой груз прошлого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.