| |||||
МЕНЮ
| Назначение, цели и методы менеджментаневидимую руку рыночных сил Адама Смита. А. Чандлер 3. компетентность менеджера и система менеджмента Назначение раздела Для управления человеческими ресурсами и организацией необходимо изучить многие дисциплины. Они помогают раскрыть и глубже понять элементы системы менеджмента. Содержание системы и задачи её эффективного функционирования определяют требования к компетентности менеджера, используемые методы и модели. Системный и комплексный подход изложения на данном его этапе ограничен представлением структурно-статических элементов организации. Цели раздела После изучения данного раздела Вы должны будете: . знать основные положения теории и модели менеджмента, виды деятельности (функции, роли) эффективного и преуспевающего менеджера; . понимать ключевые слова и термины, характеризующие эффективность менеджера и системы управления, принципы ее функционирования; . уметь строить схемы и применять теории к решению практических проблем. Ключевые слова и термины раздела Дисбаланс времени менеджера, модель Лутанса, причинно-следственная диаграмма, системная карта, система, схема влияния, модель организации, внешние и внутренние факторы, операционная система, схема "вход-выход", типы организационных и производственных структур, функции управления Файоля, роли менеджера Минцберга, модель Стюарт, оценочная матрица, схема отношений, многопричинная диаграмма. Гипертекст раздела (рис. 6) 3.1. Ценность теорий менеджмента для эффективного менеджера Задание 41. Процедура знакомства учебной группы (проводится вышерассмотренными в части 1методами, если не осуществлена ранее). 1. В целях повышения внимания и запоминания имен участников: первый в их кругу называет свое имя, второй — свое имя и имя предыдущего участника, третий называет три имени и т. д. (техника «накопленные имена»). 2. Для ознакомления с характеристиками членов группы, развития умения слушать кого-либо осуществляются взаимные представления: 3 минуты один участник рассказывает о себе другому, затем они меняются ролями. На общем собрании каждый участник 2 минуты представляет другого. Содержанием выступлений могут быть автобиографии, поворотные события личной жизни либо ответы на вопросы: меня зовут — сейчас я работаю (Где? Кем?) — мой опыт менеджера — почему я пришел сюда учиться — что я хотел бы улучшить в своих знаниях, умениях, навыках менеджера — что я ожидаю от дисциплин управленческого типа — какие сомнения, опасения от этих дисциплин — что такое "менеджмент" . 3. Для улучшения атмосферы сотрудничества рекомендуется ситуация «Потерпевшие кораблекрушение» (часть 1 пособия). Задание 42. Проанализируйте поведение менеджеров в иерархии организации (табл. 6) Таблица 6 |Характеристики деятельности |Сходство |Различия | |Менеджеры низшего уровня - это | | | |______ | | | |__________________________________| | | |_ | | | |Менеджеры среднего уровня | | | |линейны | | | |___________________________ | | | |функциональные | | | |____________________ | | | |Менеджеры верхнего уровня | | | |__________ | | | |__________________________________| | | |__________________________________| | | |__ | | | Задание 43. Проведите в учебной группе дискуссию на тему "Нет ничего полезней, чем хорошая теория" (Левин, 1945; Дж. Биллсберри, 1996). Для этого используйте рекомендации части 1 пособия и следующий план дискуссии: 1. Определите понятия, дайте примеры (в Вашем мнении) следующих суждений менеджеров о нежелании учится: . в учебниках нет советов о том, как поступать в конкретных ситуациях управления ______________________________________ _________________________________________________________ . иностранные консультанты и теоретики, их советы не годятся в отечественных условиях ____________________________________ _________________________________________________________ . диагноз "болезни" организации нужно ставить самим, а потом приглашать внешнего консультанта __________________________ _________________________________________________________ . теории используют логически связанные предположения, описывающие некие результаты наблюдений и объясняющие их (Бриф и Дюкерих, 1991) ____________________________________ _________________________________________________________ . лучше стать "самообучающейся" организацией ________________ _________________________________________________________ . теории необходимо оценивать на применимость к конкретной ситуации управления либо корректировать их _________________ _________________________________________________________ . нужны лишь прикладные, а не академические исследования _____ _________________________________________________________ 11. Используйте матрицу сравнения для противоположных суждений (табл.3, часть 1). 12. Разработайте, если получится, общее мнение группы по теме. Рис. 6 Гипертекст ГтМ3 "Место дисциплины в подготовке менеджеров и экономистов" 4. Предоставьте обратную связь по выступлениям участников дискуссии. Задание 44. Менеджерами рождаются или можно стать более эффективным руководителем? Для ответа используйте схему рис. 7.После обсуждения в группе конкретизируйте нижеприводимые функции компетентного менеджера (в профессиональном стандарте менеджера): 1. Инициирование инноваций товаров, услуг, системы управления (целеполагание): __________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Планирование деятельности: ______________________________________ __________________________________________________________________ 3. Организация распределения ресурсов _______________________________ __________________________________________________________________ 4. Регулирование найма и отбора персонала: ___________________________ __________________________________________________________________ 5. Контроль качества результатов деятельности: ________________________ __________________________________________________________________ 6. Контроль используемых ресурсов: _________________________________ __________________________________________________________________ 7. Управление коммуникациями в организации: ________________________ __________________________________________________________________ 8. Управление информацией: ________________________________________ __________________________________________________________________ Рис. 7. Методы повышения квалификации менеджера Задание 45. Каким образом на Вашу результативность, т. е. способность делать именно то, что нужно сделать, влияют Ваш начальник, коллеги, подчиненные, специфика Вашей организации и т.д.? Подумайте немного об этих факторах, а затем ответьте на вопросы, приведенные ниже (ранжируйте факторы по значимости для Вас): Каким образом моей результативности способствуют или препятствуют: Мой начальник? ___________________________________________________ __________________________________________________________________ Мои коллеги?______________________________________________________ __________________________________________________________________ Мои подчиненные? ________________________________________________ __________________________________________________________________ Моя семья? _______________________________________________________ __________________________________________________________________ Мои друзья и общественные мероприятия? ____________________________ __________________________________________________________________ Мои собственные способности и наклонности? ________________________ __________________________________________________________________ Специфика работы организации? _____________________________________ __________________________________________________________________ Задание 46. Оцените дисбаланс времени и энергии на Вашей работе и дома. Используйте предложения Д. Кофодима по направлению дисбаланса: . степень нацеленности Вашей организации на внимание к работе (поощрения, наказания) __________________________________________ . доля времени, проводимого на работе ______________________________ . доля связей на работе в общей сети связей __________________________ . доля времени на совершенствования личных знаний и умений в общем его бюджете ____________________________________________________ . источники "трудоголизма" (детство, история жизни, ценности организации) ___________________________________________________ . оцениваемость в организации качеств типа эмоциональности, чувствительности, заботливости, совестливости, любви к близким (в том числе, к животным) ______________________________________________ Составьте план действий в направлениях компромисса между работой (карьерой) и личной жизнью. Обсудите влияние жизненного равновесия на эффективность, Вашей работы: . отношение к эмоциям подчиненных (коллег) ________________________ . качество обратной связи __________________________________________ . помощь от других _______________________________________________ В дальнейшем постарайтесь соблюдать баланс времени, планируя Ваш образовательный процесс. Задание 47. Измените нижеприведенную схему б) в соответствии с Вашими важнейшими факторами результативности. Обсудите отличия терминов «результативность» деятельности (работы, учебы) и «эффективность» деятельности. а) факторы результативности менеджера (используйте задание 45) Пример значимости факторов ( у Вас может быть иначе): б) вариант схемы факторов результативности менеджера Рис. 8. Потребители Вашего времени Задание 48. Проведите сравнение реального преуспевающего менеджера и эффективного руководителя (это можете быть Вы лично или какой-либо известный Вам деятель). Нижеприводимые схемы предложены Ф. Лутансом в 1988 г. и даны в пособии К. Джайлса и Н. Хеджа «Руководство по эффективному самообучению менеджеров», перевод МЦДО «ЛИНК», г. Жуковский, 1997 г. Виды деятельности менеджера Работа реального модели Лутанса менеджера Обмен информацией Общение _________ __________________ Сбор информации Планирование Принятие решений Традиционное руководство Контроль __________________ Общение со сторонними лицами Завязывание и поддер- Встречи в обществе, полити- живание знакомств ческая деятельность извне ____________ __________________ Мотивация Оценка персонала Управление Разбирательство конфликтов человеческими ресурсами Найм и отбор персонала Повышение квалификации, развитие команд Рис. 9. Работа реального менеджера Раскройте содержание понятий по схемам: Приоритет связям Преуспевающий менеджер Недостаточное внимание При определенных условиях управлению человеческими может быть эффективным ресурсами (УЧР) Рис. 10. Критерий эффективного и преуспевающего менеджера преуспевающий=относительно быстро продвигающийся + + завязывание связей — — придается малое значение управлению человеческими ресурсами эффективный = высокопродуктивный отдел и довольные, преданные делу подчиненные + + предпочтение общению — — придается малое значение личным связям Задание 49. Из результатов выполнения задания 48 выпишите Ваши виды деятельности (как фактических или будущих менеджеров), которые «очень важны» и нуждаются в срочном совершенствовании. Попробуйте привести несколько примеров деятельности, когда Вам помешало недостаточное знание и умение ее выполнить. Задание 50. Для образного представления сложных взаимосвязей видов деятельности в модели Лутанса достройте причинно-следственную диаграмму (рис. 11). Толщиной либо длинной строк обозначьте степень влияния и выраженность последствий: Рис. 11. Причинно-следственная диаграмма эффективного и преуспевающего менеджера 3.2. Менеджмент в системе научных знаний Задание 51. Прочтите гипертекст ГтзМз, определив Ваше понимание его терминов. Проведите дискуссию в группе на тему «Какое определение менеджмента более правильное? С какими дисциплинами он связан?» Задание 52. Представьте рис. 1 в виде системной карты, отделив границами элементы, которые должны включаться в систему менеджмента и ее подсистемы на рис. 12: . внешние внесистемные элементы связаны с обменом информацией ее сбором, завязыванием и поддерживанием знакомств извне (рис. 9), с влиянием опыта и теории, учебно-управленческого консультирования, обучения в вузе (рис. 1); . внутренние факторы (элементы и подсистемы) формулируются методом исключения вышеуказанного на рис. 1, 9). Теоретически правильные названия подсистем будут определены далее (задание 56). Рис. 12. Системная карта системы менеджмента Задание 53. Конкретизируйте нижеприводимое теоретическое понятие «система» по отношению к таким объектам, как «организация (предприятие)» и «факультет университета»: Система-это: 1) совокупность упорядоченно объединенных элементов ________________ _______________________________________________________________ 2) элементы взаимодействуют и взаимосвязаны так, что поведение системы меняется при исключении любого из элементов _____________________ _______________________________________________________________ 3) упорядоченная совокупность элементов осуществляет определенную деятельность ___________________________________________________ _______________________________________________________________ 4) упорядоченная совокупность определена с позиции (точки) зрения заинтересованного лица. Представьте системное видение объектов со следующих точек зрения: . специалист, исполнитель на рабочем месте _________________________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________ . рядовой работник функционального подразделения __________________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________ . менеджер нижнего звена управления _______________________________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________ . менеджер среднего звена управления _______________________________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________ . менеджер высшего звена _________________________________________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________ Факультет университета . студент ________________________________________________________ . преподаватель __________________________________________________ . Ваши спонсоры _________________________________________________ . администраторы ВУЗа ___________________________________________ Задание 54. После превращения структурно-логической (статичной) схемы организации (рис.1) в функционирующую (рис.14) покажите управление ею в контуре с прямыми и обратными связями (рис.17), как целевое воздействие субъекта управления на процессы объекта управления. Задание55. Используя технику групповой работы («снежный ком» либо «жужжащая группа»), охарактеризуйте в докладе основные этапы истории менеджмента (фамилии, имена, характеристики): . первые отчеты о производственно-коммерческой деятельности (5000 лет до н.э.) _________________________________________________________ . разные формы оплаты труда (18 век до н.э.) _________________________ . принципы программно-целевого менеджмента и единоначалия (1 век н.э.) ___________________________________________________________ . разделение деятельности менеджера и предпринимателя (17 век) _______ _______________________________________________________________ . управленческие стороны реформ Петра I (17 век) _____________________ _______________________________________________________________ . регулирование экономики в 18 веке (Екатерина II, М.В. Ломоносов, Д.А.Голицын, А.Н. Радищев) ______________________________________ . реформы Александра I и министров его правительства ________________ _______________________________________________________________ . реформы Александра II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина ________________ _______________________________________________________________ . школа научного управления 19...20 веков (Ф. Тейлор, Ф. И Л. Гильберты, Г. Эмерсон, Г. Форд) ____________________________________________ . «военный коммунизм», НЭП, индустриализация и коллективизация в СССР (В.И. Ленин, И.В. Сталин, А.А. Богданов, А.К. Гастев) __________ _______________________________________________________________ . административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л.Урвик и другие) _______________________________________________ . школа человеческих отношений (Р. Лайкерт, Э. Мейо, А. Маслоу) ______ _______________________________________________________________ . изменения в управлении СССР в 1945...1960 гг. (И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.В. Канторович, С.Г. Струмилин) _________________________ . реформы 1965 и 1979 гг. (Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и другие) _______ _______________________________________________________________ . перестройка и начало перехода к рыночному регулированию экономики (М.С. Горбачев, Б.М. Ельцин, Е.Т. Гайдар) __________________________ _______________________________________________________________ . особенности американской и японской систем управления ____________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________ . социальное рыночное хозяйство и государственное регулирование в Западной Европе ________________________________________________ _______________________________________________________________ 3.3. Структура и содержание системы общего менеджмента Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|