| |||||
МЕНЮ
| Назначение, цели и методы менеджментаобязанностью является организация заседаний совета директоров фирмы. В ее обязанности входит также наблюдение за соблюдением приоритетов, принятых советом директоров. Персонал организации имеет опыт работы в командах, и большинство важных решений принимаются на регулярных общих собраниях. В последнее время некоторые сотрудники фирмы стали выражать озабоченность по поводу направлений работы по обучению. Вопрос поднимался на нескольких общих собраниях, но не нашел удовлетворительного разрешения. Группа обучения защищала свои позиции и отрицала необходимость смены приоритетов. Лена была обеспокоена и, встретившись с группой обучения, попыталась убедить преподавателей проявить большую гибкость. Однако они не согласились с ее доводами. Лена полагала, что этот вопрос имеет большое значение для будущего организации, и распорядилась, чтобы группа обучения подготовила к следующей встрече проект новой программы обучения, отражающей новые приоритеты организации. Члены группы обучения отказались выполнить это распоряжения, заявив, что Лена превышает свои полномочия и что они поднимут этот вопрос перед высшим руководством на следующем собрании. а) Что Вы думаете о том, как члены группы обучения интерпретируют уровень полномочий и влияние Лены? _______________________________ __________________________________________________________________ б) Что Вы думаете о том, как сама Лена интерпретирует уровень своих полномочий и влияние?__________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________ в) Кто, по Вашему мнению, обладает необходимыми полномочиями для принятия решения о том, что следует делать группе обучения? ___________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ г) Что могла бы предпринять Лена, чтобы справиться с ситуацией? _______ __________________________________________________________________ Задание 96. Какими полномочиями, обусловленными Вашей нынешней должностью, Вы обладаете (если вообще обладаете) для того, чтобы направлять работу других людей? Какие виды власти помогут Вам усилить Ваше влияние? Оценивают ли подчиненные пределы Вашей власти? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ______________________________________________ Задание 97. Приведите примеры из Вашей практики стратегии подталкивания («политика кнута»). Насколько она оказалась эффективна и каковы ее границы приемлемости? ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Задание 98. Опишите ситуацию использования стратегии приманивания («пряника»). Сравните ее воздействие с силовой стратегией. (Ситуация «Лена» — плюсы и минусы). Ролевая игра «наблюдатель – начальник – подчиненный» позволит приобрести соответствующие умения применения этих стратегий. ________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Задание 99. Опишите характеристики и примеры стратегии убеждения: каковы были источники власти? (Ситуация «Лена», ролевая игра «наблюдатель — начальник — подчиненный»). _________________________________________________________________ __________________________________________________________________Полезны были бы другие стратегии в этом случае?______________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Задние 100. Кто Вам помог в реализации подготовительной стратегии (коалиции, улучшение отношений, создание имиджа и т.д.)? (ролевая игра «наблюдатель — начальник — подчиненный») __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Задание 101. Возможны ли превентивные стратегии в Вашей организационной структуре (манипулирование данными, лоббирование и т.п.)? __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Задание 102. Разработать план действий по реализации избранных стратегий влияния. Охарактеризуйте мнения о неписаных нормах допустимых способов использования власти и влияния: Таблица 19 |Нормы власти и влияния |Ваше мнение |Мнение | | | |подчиненных | |Круг Ваших полномочий и | | | |область влияния | | | |Стиль руководства | | | |Формы вознаграждения и | | | |наказания | | | Задание 103. Как менеджер, назовите тех, кому Вы формально и неформально подчинены? Случались ли конфликты с ними? Задание 104. Дайте ответы на вопросы. а) В чем Вы видите различия между властью, влиянием и полномочиями? _ __________________________________________________________________ б) Определяется ли власть исключительно занимаемой должностью? ______ __________________________________________________________________ в) Все ли члены организации обладают властью или это привилегия немногих? Поясните свой ответ. _____________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ г) Являются ли одни формы власти более приемлемыми, чем другие? Почему? __________________________________________________________ _________________________________________________________________ д) Каким источником власти Вы обладаете? Какие стратегии влияния Вы можете использовать для мобилизации свей власти? ____________________ __________________________________________________________________ Ключевые выводы Для достижения целей раздела обучаемым были предоставлены следующие возможности: . решить типичные и персональные проблемы менеджера практическим применением моделей и методов теории менеджмента (раздел 2 пособия); планирование целей и личного времени, делегированием полномочий; . методами диагностики взаимоотношений менеджера с подчиненными и вышестоящими менеджерами определить направления их улучшения: изменение стиля руководства, управление конфликтами; . исследовать типовые ресурсы власти менеджера и способы их применения в управлении взаимоотношениями в организации на основе стратегий влияния. 5. Инструментарий системы менеджмента Инструментарий включает в себя подсистемы 1 и 5 деятельности организации (рис 14) и подсистемы менеджмента 3 и 4 (рис. 17). Назначение раздела Сложный состав системы менеджмента требует решения задач ее надежного и устойчивого функционирования. Это реализуется на основе принципов управления системой и построения ее структуры. Использование системы норм, нормативов, показателей и моделей позволяет планировать развитие системы менеджмента и управлять ее функционированием. Цели раздела После проработки заданий данного раздела Вы должны будете: . знать принципы управления и построения структур организации, функции основных ее менеджеров и подразделений, инструменты управления системой менеджмента; . понимать ключевые слова и термины, описывающие инструментарий системы менеджмента; . уметь практически использовать принципы в построении схем организационных структур и контура управления системой на основе норм, нормативов и показателей деятельности. Ключевые слова и термины раздела Принципы управления, организационная структура, принципы построения структуры системы управления, механизм функционирования системы, норма, норматив, показатели, оперативно-календарное планирование, текущее планирование, среднесрочное планирование, система планов. Гипертекст раздела (рис. 24) Задание 105. Оцените применимость принципов управления системой менеджмента в российской действительности либо Вашем предприятии. Представьте (после обсуждения в группе) доклады на тему «Отличие принципов управления российских, американских и японских организаций»: . целевая направленность подразделений ____________________________ _______________________________________________________________ . непрерывность и устойчивость функционирования элементов системы _ _______________________________________________________________ . планомерность и пропорциональность развития _____________________ _______________________________________________________________ Рис. 24. Гипертекст ГтМ5 "Механизм системы менеджмента" . научная обоснованность и эффективность методов управления ________ _______________________________________________________________ 5.1. Принципы построения структур и функций органов управления Задание 106. Представьте организационную структуру управления (с функциями подсистем 1, 3 и 4 на рис. 17), перечисляя должности основных руководителей, названия отделов и служб. В нижней части схемы укажите состав объектов управления или операционной системы Вашей организации (подсистема 2 на рис 7.). Обсудите в группе Ваше понимание конкретных функций лиц и структур управления: . директор ______________________________________________________ _______________________________________________________________ . зам директора по… (укажите, какие) _______________________________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________ . отдел маркетинга (ОМ) __________________________________________ _______________________________________________________________ . производственно-технический отдел (ПТО) _________________________ _______________________________________________________________ . отдел материально-технического обеспечения (ОМТО) _______________ _______________________________________________________________ . плановый отдел (ПО) ____________________________________________ _______________________________________________________________ . финансовый отдел (ФО) _________________________________________ _______________________________________________________________ . отдел нормирования труда и заработной платы (ОТиЗ) _______________ _______________________________________________________________ . отдел кадров (ОК) ______________________________________________ _______________________________________________________________ . бухгалтерия (Б) _________________________________________________ _______________________________________________________________ . отдел технического контроля (ОТК) _______________________________ _______________________________________________________________ . другие (укажите) ________________________________________________ _______________________________________________________________ Задание 107. Охарактеризуйте Ваше понимание и применение в Вашей организации (знакомой Вам) принципов построения структуры системы: . разделение труда и специализация деятельности _____________________ _______________________________________________________________ . иерархичность структуры (единоначалие) __________________________ _______________________________________________________________ . разделение функций (что может делать человек), обязанностей (что он должен делать) и ответственности (за что отвечать) __________________ _______________________________________________________________ Проведите дискуссию на тему «Что происходит, когда ответственность и обязанности не соответствуют друг другу?» . сочетание полномочий (власти) и ответственности __________________ _______________________________________________________________ Освобождается ли менеджер от ответственности перед вышестоящим руководством, когда делегирует власть и ответственность подчиненному? . ограничение деятельности менеджера, подразделения их функциями ___ _______________________________________________________________ . нормы управляемости (от каких факторов зависит диапазон контроля менеджера?) ___________________________________________________ _______________________________________________________________ . обеспечение коммуникаций (общения) между функциями, людьми, подразделениями _______________________________________________ _______________________________________________________________ . распределение обязанностей и полномочий (делегирование власти) ____ _______________________________________________________________ 5.2. Механизм функционирования системы Задание 108. Проведите дискуссию на тему «Структура и функции системы – это статика и динамика ее состояния». Объясните элементы механизма функционирования системы в контуре управления (рис. 25). Конкретизируя элементы, используйте результаты выполнения заданий 56, 57, 105. Рис. 25. Контур управления механизмами функционирования организации Задание 109. Охарактеризуйте инструменты измерения выходов (результатов) на рис. 14, 15, 17, 23 и входов (затрат) и их назначение. Органы управления обычно используют следующий инструментарий (приведите примеры): . норма – предельно допустимый расход ресурса на единицу продукции _ _______________________________________________________________ . норматив – относительный показатель степени использования ресурсов, характеристика продукции _______________________________________ _______________________________________________________________ . нормирование (задачи): _________________________________________ _______________________________________________________________ . нормативы, учитывающие государственные требования ___________ _______________________________________________________________ . общие по предприятию __________________________________________ _______________________________________________________________ . цеховые нормативы _____________________________________________ _______________________________________________________________ . предметные, кооперационные нормативы __________________________ _______________________________________________________________ . расчетно-аналитический метод нормирования _____________________ _______________________________________________________________ . опытный метод нормирования ___________________________________ _______________________________________________________________ . отчетно-статистический метод нормирования ____________________ _______________________________________________________________ . комбинированный метод _______________________________________ _______________________________________________________________ . нормы и нормативы оперативно-календарного планирования _______ _______________________________________________________________ . нормы и нормативы среднесрочного планирования ________________ _______________________________________________________________ Задание 110. Определите примерный состав показателей упрощенного механизма управления (рис. 26), необходимых для качественной и количественной оценки результатов процессов деятельности и управлению: Рис. 26. Место показателей в системе управления . содержательные (натуральные ___________________________________ _______________________________________________________________ стоимостные __________________________________________________ социально- трудовые ___________________________________________ смешанные (технико- экономические) _____________________________ _____________________________________________________________); . функциональные (оценочные ____________________________________ _______________________________________________________________ плановые _____________________________________________________ расчетно- аналитические ______________________________________); . ранжированные по уровням управления (общие для организации _____ _______________________________________________________________ общие по подразделению организации ____________________________ индивидуальные _____________________________________________); . пообъектные (агрегатные _____________________________________ _______________________________________________________________ подетальные __________________________________________________ пооперационные ______________________________________________). Задание 111. Постройте иерархическую систему показателей одной из указанных категорий, обеспечивающую понимание места каждого работника (подразделения) в системе управления (рис. 27): Рис. 27. «Дерево» показателей организации (дополните схему). Задание 112. Раскрывая содержание системы планов организации, прокомментируйте российский (в общем) либо опыт Вашей организации (табл. 20). Таблица 20 | |Ответст| |Показатели по видам планов |венные | | | | | |Испол-н| |Стратегическ|Долгосрочные|Текущие |Оперативно-к|ители | |. | | |алендарные |разра-б| | | | | |отчики | |1 |2 |3 |4 |5 | |Важнейшие |Укрупненная |Полная |Подетальный |_______| |виды |номенклатура|номенклатура|перечень |_______| |продукции |____________|____________|____ |_______| |____________|____________|____________|____________|_______| |____________|____________|____________|____________|_______| | | | |____________| | |Объем |Затраты на |Затраты на |Нормы |_______| |финансиро-ва|ресурсы |ресурсы |расхода |_______| |ния _______ |_____ |_____ |ресурсов |_______| |____________|____________|____________|____ |_______| | |____________|____________|____________| | |Затраты |Календарные |Точные сроки|Суточные и |_______| |_____ |сроки |____________|почасовые |_______| |____________|_______ |____________|графики |_______| |____________|____________| |_____ | | |Эффектив-нос|Прибыль ____|Прибыль ____|Выполнение |_______| |ть _______ |____________|____________|планов |_______| |____________|____________|____________|______ |_______| |____________|____________|____________|____________|_______| | | | |____________| | Ключевые выводы Цели, поставленные в разделе, достигаются использованием следующих инструментов эффективного менеджмента: Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|