реферат, рефераты скачать
 

Назначение, цели и методы менеджмента


обязанностью является организация заседаний совета директоров фирмы. В ее

обязанности входит также наблюдение за соблюдением приоритетов, принятых

советом директоров. Персонал организации имеет опыт работы в командах, и

большинство важных решений принимаются на регулярных общих собраниях. В

последнее время некоторые сотрудники фирмы стали выражать озабоченность по

поводу направлений работы по обучению. Вопрос поднимался на нескольких

общих собраниях, но не нашел удовлетворительного разрешения. Группа

обучения защищала свои позиции и отрицала необходимость смены приоритетов.

Лена была обеспокоена и, встретившись с группой обучения, попыталась

убедить преподавателей проявить большую гибкость. Однако они не согласились

с ее доводами. Лена полагала, что этот вопрос имеет большое значение для

будущего организации, и распорядилась, чтобы группа обучения подготовила к

следующей встрече проект новой программы обучения, отражающей новые

приоритеты организации. Члены группы обучения отказались выполнить это

распоряжения, заявив, что Лена превышает свои полномочия и что они поднимут

этот вопрос перед высшим руководством на следующем собрании.

а) Что Вы думаете о том, как члены группы обучения интерпретируют уровень

полномочий и влияние Лены? _______________________________

__________________________________________________________________

б) Что Вы думаете о том, как сама Лена интерпретирует уровень своих

полномочий и влияние?__________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

в) Кто, по Вашему мнению, обладает необходимыми полномочиями для принятия

решения о том, что следует делать группе обучения? ___________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

г) Что могла бы предпринять Лена, чтобы справиться с ситуацией? _______

__________________________________________________________________

Задание 96. Какими полномочиями, обусловленными Вашей

нынешней должностью, Вы обладаете (если вообще обладаете)

для того, чтобы направлять работу других людей? Какие виды

власти помогут Вам усилить Ваше влияние? Оценивают ли

подчиненные пределы Вашей власти?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

______________________________________________

Задание 97. Приведите примеры из Вашей практики

стратегии подталкивания («политика кнута»). Насколько она

оказалась эффективна и каковы ее границы приемлемости?

________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

Задание 98. Опишите ситуацию использования стратегии

приманивания («пряника»). Сравните ее воздействие с силовой

стратегией. (Ситуация «Лена» — плюсы и минусы).

Ролевая игра «наблюдатель – начальник – подчиненный» позволит приобрести

соответствующие умения применения этих стратегий. ________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

Задание 99. Опишите характеристики и примеры

стратегии убеждения: каковы были источники власти? (Ситуация

«Лена», ролевая игра «наблюдатель — начальник —

подчиненный»).

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________Полезны

были бы другие стратегии в этом случае?______________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

Задние 100. Кто Вам помог в реализации

подготовительной стратегии (коалиции, улучшение отношений,

создание имиджа и т.д.)? (ролевая игра «наблюдатель —

начальник — подчиненный»)

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

Задание 101. Возможны ли превентивные стратегии в

Вашей организационной структуре (манипулирование данными,

лоббирование и т.п.)?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

Задание 102. Разработать план действий по реализации

избранных стратегий влияния.

Охарактеризуйте мнения о неписаных нормах допустимых способов использования

власти и влияния:

Таблица 19

|Нормы власти и влияния |Ваше мнение |Мнение |

| | |подчиненных |

|Круг Ваших полномочий и | | |

|область влияния | | |

|Стиль руководства | | |

|Формы вознаграждения и | | |

|наказания | | |

Задание 103. Как менеджер, назовите тех, кому Вы

формально и неформально подчинены? Случались ли конфликты с

ними?

Задание 104. Дайте ответы на вопросы.

а) В чем Вы видите различия между властью, влиянием и полномочиями? _

__________________________________________________________________

б) Определяется ли власть исключительно занимаемой должностью? ______

__________________________________________________________________

в) Все ли члены организации обладают властью или это привилегия немногих?

Поясните свой ответ. _____________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

г) Являются ли одни формы власти более приемлемыми, чем другие? Почему?

__________________________________________________________

_________________________________________________________________

д) Каким источником власти Вы обладаете? Какие стратегии влияния Вы можете

использовать для мобилизации свей власти? ____________________

__________________________________________________________________

Ключевые выводы

Для достижения целей раздела обучаемым были предоставлены следующие

возможности:

. решить типичные и персональные проблемы менеджера практическим

применением моделей и методов теории менеджмента (раздел 2 пособия);

планирование целей и личного времени, делегированием полномочий;

. методами диагностики взаимоотношений менеджера с подчиненными и

вышестоящими менеджерами определить направления их улучшения: изменение

стиля руководства, управление конфликтами;

. исследовать типовые ресурсы власти менеджера и способы их применения в

управлении взаимоотношениями в организации на основе стратегий влияния.

5. Инструментарий системы менеджмента

Инструментарий включает в себя подсистемы 1 и 5 деятельности

организации (рис 14) и подсистемы менеджмента 3 и 4 (рис. 17).

Назначение раздела

Сложный состав системы менеджмента требует решения задач ее надежного

и устойчивого функционирования. Это реализуется на основе принципов

управления системой и построения ее структуры. Использование системы норм,

нормативов, показателей и моделей позволяет планировать развитие системы

менеджмента и управлять ее функционированием.

Цели раздела

После проработки заданий данного раздела Вы должны будете:

. знать принципы управления и построения структур организации, функции

основных ее менеджеров и подразделений, инструменты управления системой

менеджмента;

. понимать ключевые слова и термины, описывающие инструментарий системы

менеджмента;

. уметь практически использовать принципы в построении схем организационных

структур и контура управления системой на основе норм, нормативов и

показателей деятельности.

Ключевые слова и термины раздела

Принципы управления, организационная структура, принципы построения

структуры системы управления, механизм функционирования системы, норма,

норматив, показатели, оперативно-календарное планирование, текущее

планирование, среднесрочное планирование, система планов.

Гипертекст раздела (рис. 24)

Задание 105. Оцените применимость принципов управления

системой менеджмента в российской действительности либо

Вашем предприятии.

Представьте (после обсуждения в группе) доклады на тему «Отличие

принципов управления российских, американских и японских организаций»:

. целевая направленность подразделений ____________________________

_______________________________________________________________

. непрерывность и устойчивость функционирования элементов системы _

_______________________________________________________________

. планомерность и пропорциональность развития _____________________

_______________________________________________________________

Рис. 24. Гипертекст ГтМ5 "Механизм системы менеджмента"

. научная обоснованность и эффективность методов управления ________

_______________________________________________________________

5.1. Принципы построения структур и функций органов управления

Задание 106. Представьте организационную структуру

управления (с функциями подсистем 1, 3 и 4 на рис. 17),

перечисляя должности основных руководителей, названия

отделов и служб. В нижней части схемы укажите состав

объектов управления или операционной системы Вашей

организации (подсистема 2 на рис 7.). Обсудите в группе Ваше

понимание конкретных функций лиц и структур управления:

. директор ______________________________________________________

_______________________________________________________________

. зам директора по… (укажите, какие) _______________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________

. отдел маркетинга (ОМ) __________________________________________

_______________________________________________________________

. производственно-технический отдел (ПТО) _________________________

_______________________________________________________________

. отдел материально-технического обеспечения (ОМТО) _______________

_______________________________________________________________

. плановый отдел (ПО) ____________________________________________

_______________________________________________________________

. финансовый отдел (ФО) _________________________________________

_______________________________________________________________

. отдел нормирования труда и заработной платы (ОТиЗ) _______________

_______________________________________________________________

. отдел кадров (ОК) ______________________________________________

_______________________________________________________________

. бухгалтерия (Б) _________________________________________________

_______________________________________________________________

. отдел технического контроля (ОТК) _______________________________

_______________________________________________________________

. другие (укажите) ________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 107. Охарактеризуйте Ваше понимание и

применение в Вашей организации (знакомой Вам) принципов

построения структуры системы:

. разделение труда и специализация деятельности _____________________

_______________________________________________________________

. иерархичность структуры (единоначалие) __________________________

_______________________________________________________________

. разделение функций (что может делать человек), обязанностей (что он

должен делать) и ответственности (за что отвечать) __________________

_______________________________________________________________

Проведите дискуссию на тему «Что происходит, когда ответственность и

обязанности не соответствуют друг другу?»

. сочетание полномочий (власти) и ответственности __________________

_______________________________________________________________

Освобождается ли менеджер от ответственности перед вышестоящим

руководством, когда делегирует власть и ответственность подчиненному?

. ограничение деятельности менеджера, подразделения их функциями ___

_______________________________________________________________

. нормы управляемости (от каких факторов зависит диапазон контроля

менеджера?) ___________________________________________________

_______________________________________________________________

. обеспечение коммуникаций (общения) между функциями, людьми,

подразделениями _______________________________________________

_______________________________________________________________

. распределение обязанностей и полномочий (делегирование власти) ____

_______________________________________________________________

5.2. Механизм функционирования системы

Задание 108. Проведите дискуссию на тему «Структура и

функции системы – это статика и динамика ее состояния».

Объясните элементы механизма функционирования системы в

контуре управления (рис. 25). Конкретизируя элементы,

используйте результаты выполнения заданий 56, 57, 105.

Рис. 25. Контур управления механизмами функционирования организации

Задание 109. Охарактеризуйте инструменты измерения

выходов (результатов) на рис. 14, 15, 17, 23 и входов

(затрат) и их назначение. Органы управления обычно

используют следующий инструментарий (приведите примеры):

. норма – предельно допустимый расход ресурса на единицу продукции _

_______________________________________________________________

. норматив – относительный показатель степени использования ресурсов,

характеристика продукции _______________________________________

_______________________________________________________________

. нормирование (задачи): _________________________________________

_______________________________________________________________

. нормативы, учитывающие государственные требования ___________

_______________________________________________________________

. общие по предприятию __________________________________________

_______________________________________________________________

. цеховые нормативы _____________________________________________

_______________________________________________________________

. предметные, кооперационные нормативы __________________________

_______________________________________________________________

. расчетно-аналитический метод нормирования _____________________

_______________________________________________________________

. опытный метод нормирования ___________________________________

_______________________________________________________________

. отчетно-статистический метод нормирования ____________________

_______________________________________________________________

. комбинированный метод _______________________________________

_______________________________________________________________

. нормы и нормативы оперативно-календарного планирования _______

_______________________________________________________________

. нормы и нормативы среднесрочного планирования ________________

_______________________________________________________________

Задание 110. Определите примерный состав показателей

упрощенного механизма управления (рис. 26), необходимых для

качественной и количественной оценки результатов процессов

деятельности и управлению:

Рис. 26. Место показателей в системе управления

. содержательные (натуральные ___________________________________

_______________________________________________________________

стоимостные __________________________________________________ социально-

трудовые ___________________________________________ смешанные (технико-

экономические) _____________________________

_____________________________________________________________);

. функциональные (оценочные ____________________________________

_______________________________________________________________ плановые

_____________________________________________________ расчетно-

аналитические ______________________________________);

. ранжированные по уровням управления (общие для организации _____

_______________________________________________________________ общие по

подразделению организации ____________________________ индивидуальные

_____________________________________________);

. пообъектные (агрегатные _____________________________________

_______________________________________________________________

подетальные __________________________________________________

пооперационные ______________________________________________).

Задание 111. Постройте иерархическую систему

показателей одной из указанных категорий, обеспечивающую

понимание места каждого работника (подразделения) в системе

управления (рис. 27):

Рис. 27. «Дерево» показателей организации (дополните схему).

Задание 112. Раскрывая содержание системы планов

организации, прокомментируйте российский (в общем) либо опыт

Вашей организации (табл. 20).

Таблица 20

| |Ответст|

|Показатели по видам планов |венные |

| | | | |Испол-н|

|Стратегическ|Долгосрочные|Текущие |Оперативно-к|ители |

|. | | |алендарные |разра-б|

| | | | |отчики |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Важнейшие |Укрупненная |Полная |Подетальный |_______|

|виды |номенклатура|номенклатура|перечень |_______|

|продукции |____________|____________|____ |_______|

|____________|____________|____________|____________|_______|

|____________|____________|____________|____________|_______|

| | | |____________| |

|Объем |Затраты на |Затраты на |Нормы |_______|

|финансиро-ва|ресурсы |ресурсы |расхода |_______|

|ния _______ |_____ |_____ |ресурсов |_______|

|____________|____________|____________|____ |_______|

| |____________|____________|____________| |

|Затраты |Календарные |Точные сроки|Суточные и |_______|

|_____ |сроки |____________|почасовые |_______|

|____________|_______ |____________|графики |_______|

|____________|____________| |_____ | |

|Эффектив-нос|Прибыль ____|Прибыль ____|Выполнение |_______|

|ть _______ |____________|____________|планов |_______|

|____________|____________|____________|______ |_______|

|____________|____________|____________|____________|_______|

| | | |____________| |

Ключевые выводы

Цели, поставленные в разделе, достигаются использованием следующих

инструментов эффективного менеджмента:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.